На другой стороне Алтайских гор

28.09.2015 | 19458 просмотров

Мы живем в Восточном-Казахстане, в г. Усть-Каменогорске, находящемся в предгорьях Юго-Западного Алтая. В свободное время мы с женой и друзьями стараемся держаться подальше от дивана и телевизора, а больше времени проводить вне города. Иногда, совершая поездки по родному краю, подобно древним астрономам, ломающим голову о том, как выглядит обратная сторона Луны, я задавал себе вопрос — каков же ты Алтай с той, другой стороны?

Идея посетить российский Алтай родилась летом 2012 года. Нами был намечен интересный маршрут, берущий начало из Усть-Каменогорска, через г. Риддер (Лениногорск), пересекающий границу Казахстана и РФ по строящейся автодороге A9 и далее проходящий по Р373 через Усть-Кан, с выходом на Чуйский тракт Р256(М52) перед селом Огундай, расположенным уже после Семинского перевала. Этот путь позволял наслаждаться красотами гор практически с самого начала пути, а не наматывать асфальтовые километры через Змеиногорск и Барнаул по унылой А322. Но мечты наши разбились о суровую реальность. На A9 с некоторых пор был ликвидирован таможенный пункт, отсутствие которого ставило крест на возможности легального пересечения границы.

После таких новостей желание скататься в Горный Алтай несколько поугасло, и идея была временно отложена в сторону. И вот, в конце августа 2015 года, пазлы вновь сложились — необходимость поездки в Новосибирск и неделя отпуска вновь напомнили о Горном Алтае.

Утро 29 августа. День первый. Новосибирск

Покупка перекусов в ближайшем магазине в виде тушенок, минералок и всяких там йогуртов, и мы стартуем на юг по знаменитому Чуйскому тракту. Цель — доехать до южного берега Телецкого озера. Планов особо не строили, поездка прошла под девизом «На месте разберемся!!!».

Чуйский тракт — автомобильная дорога Новосибирск—Бийск—Ташантa, трасса Р256(М52), является главной транспортной артерией Алтая.

Чуйский тракт обеспечивает выход России в Монголию, а также является основной автомагистралью, связывающей Горный Алтай с городом Бийском, в котором находятся железнодорожная станция и речная пристань.

На Чуйском тракте (в основном, на участке от развилки на озеро Ая и до села Усть-Сема) расположено большое количество турбаз, кемпингов, гостиниц, поскольку именно по этой трассе едет большинство туристов, направляющихся на отдых в Горный Алтай.

Дорога по Чуйскому тракту очень живописна, но особенно красивые места начинаются примерно от границы Алтайского края с республикой Алтай и идут, меняясь с невообразимой быстротой до самой монгольской границы.

Надолго зависнув в длинной вялотекущей пробке в Бердске, мы с женой изрядно проголодались. По совету новосибирских друзей, остановились пообедать в симпатичном кафе «Грань Алтая», на выезде из Новосибирской области. Очень вкусный обед просто затмил собою некоторую неулыбчивость персонала, и мы, сытые и довольные, держим путь дальше на юг.

Незадолго перед поворотом на эстакаду в сторону Бийска встретили знакомых барнаульцев на УАЗе, с которыми в рамках внедорожного фестиваля Алтай.kz летом 2012 г. катались на экскурсию к Малоубинскому водохранилищу. Пообщались по рации:
— Куда путь держите?
— На Телецкое!
— Там з@епись!!!
Отличное напутствие, пусть и несколько немногословное!

В алтайском селе Сростки, где родился и провел свою юность писатель, кинорежиссер и актер Василий Шукшин, остановились посмотреть на 8-метровый памятник, воздвигнутый в его честь на горе Пикет в 2004 году.

В селе Соузга прогулялись по старому подвесному мосту через Катунь, ныне закрытому для автотранспорта, через который можно было попасть к турбазам, находящимся в окрестностях озера Ая. Годовалый сын Алеша, засидевшийся за целый день в машине, с удовольствием ползал по дощатому перекрытию, кое-где зиявшему сквозными дырами, не давая расслабляться папе и маме.

Солнце клонилось к закату, самое время присмотреть себе место для первой ночевки. В отчетах отдыхающих часто упоминалось озеро Ая, расположенное на противоположном берегу Катуни. Наше воображение рисовало живописное горное озеро, на берегу которого можно поставить лагерь, разжечь костер и, сидя в уютных креслах, любоваться лучами заката, играющими в хрустально чистой воде. Ага, как бы не так! Мутноватое озерцо, в окружении доброго десятка турбаз, дома, заборы. Хорошо, что хоть людей немного — сказывается окончание летнего сезона. Свободного подъезда к воде мы не нашли. На ближайшей базе нам предложили место на стоянке для ночевки в машине за сто рублей, или номер за тысячу. Невеликие деньги, конечно, но бр-р-р… Какое-то негативное место. Возвращаемся обратно и едем вдоль берега Катуни. Быстро темнеет. Находим на берегу стоянку, на которой летом, видимо, располагался детский палаточный лагерь. Плотные кроны деревьев над головами, перевернутые столы и скамейки хоть и наводили аналогии с лагерем «Хрустальное озеро» из известного фильма ужасов «Пятница, 13-е», но искать другого место для ночлега мы не стали. Кое-как распихав на крышу и передние сидения полный багажник вещей (половина из них, особенно теплая одежда, нам в поездке так и не пригодились), поужинали остатками собранной в дорогу еды и легли спать.

30 августа. День второй. Чуйский тракт. Катунь, р-н с. Соузга

Утро. Завтрак. Попробовал искупаться в Катуни. Холодно. Зашел по колено, поплескался немного и выскочил на берег! Жена Лена моих опытов повторять не рискнула. Вновь тетрис из сумок в багажнике. Двигаемся дальше.

В районе поселка Известковый становились у придорожного рынка сувениров, купили несколько магнитиков, но почему-то совершенно упустили из виду бьющий рядом знаменитый родник Аржан-Суу.

Аржан-Суу (святая вода) — родник, памятник природы Республики Алтай. Это один из самых популярных источников Горного Алтая. Вода источника гидрокабонатно-кальциево-магниевая с содержанием серебра (так называемая «живая вода») и двухвалентного железа («мёртвая вода»), содержание которого больше, чем в Ессентуки и Боржоми. Вода также содержит медь и марганец.

Ну, к Аржан-Cуу мы еще вернемся!

Оставляя по правой стороне Катунь с многочисленными кемпингами и базами отдыха, въезжаем в Чемальский район, на развилке уходим вправо через мост и продолжаем движение по трассе. Очень радует идеальный асфальт на всем протяжении нашего маршрута по Чуйскому тракту. Радуюсь, что перед поездкой переобул 33-ю грязевую резину на маленькую легкую шоссейку.

Спустя некоторое время, дорога начинает набирать высоту. Мы приближаемся к Семинскому перевалу — первому перевалу на нашем пути.

Семинский перевал находится на 583-м километре автодороги М-52 «Чуйский тракт». Алтайское название — Дьал-Меку (Вечная грива). Высота перевала — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км. Дорога пересекает Семинский хребет между горами Сарлык (2507 м) и Вершина Тияхты (1900 м).

Семинский перевал — памятник природы государственного значения. Он ценен прежде всего как природный комплекс — рубеж Северного и Центрального Алтая. Здесь дорога проходит на уровне верхней границы леса. При подъёме на перевал заметна смена смешанного лиственно-соснового леса кедрачом. На самом верху превалирует кедровая тайга с небольшими островками можжевельника.

На спуске с перевала остановились поискать кедровых шишек. В непосредственной близости от дороги шишек я не нашел, а идти дальше в лес, периодически натыкаясь на заросли крапивы, не было особого желания.

Дальше по Чуйскому тракту нас ждал перевал Чике-Таман, внешне разительно отличающийся от Семинского и почти лишённый крупной растительности.

Чике-Тама́н (букв. «прямая подошва») — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала 1295 м, подъём, спуск 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай. Большая высота перевала, серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами, привлекают особенно много автотуристов.

Спустившись, мы снова встречаемся с холодной Катунью, шумно несущей нам навстречу свои бирюзовые воды. Чуйский тракт дарит много прекрасных видов. Через несколько километров от села Иня мы останавливаемся на смотровой площадке, чтобы полюбоваться с высоты птичьего полета местом слияния двух крупных рек Горного Алтая Чуи и Катуни. Место слияния этих рек с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае. Данное место даже получило свое собственное имя — «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». В округе сохранилось множество археологических достопримечательностей. И в наше время место слияния рек остается одной из популярнейших достопримечательностей на Чуйском тракте.

Здесь мы прощаемся с Катунью, берущей свои истоки у подножия Белухи и наш путь лежит вдоль р. Чуя до села Акташ, где повернем с Чуйского тракта на Улаганский тракт в сторону Телецкого озера. Но это будет позже, а сейчас мы поднимаемся вверх по долине Чуи, любуясь открывающимися видами и осматривая достопримечательности.

Белый Бом (Ак-Боом) — гора с отвесной скалой из белого известняка у реки Чуя. У Белого Бома Чуйский тракт плотно прижимается к отвесной скале и к реке Чуя.

До прокладки современного шоссе, Белый Бом был одним из опаснейших мест на старом Чуйском тракте. Встретившись здесь, две вьючные лошади не имели возможности разминуться, поэтому путник, приближавшийся к Белому Бому, был вынужден оставить лошадь, сам пройти вперед и положить на тропу свою шапку — предупредить таким образом едущих ему навстречу.

Чуть дальше мы встречаем памятник шоферам Чуйского тракта, сооруженный, как гласит мемориальная доска, в честь мужественных водителей, в годы ВОВ, преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, а потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая. На несколько десятков метров выше видно символический километровый столб, стоящий на месте старой автодороги.

Следуя дальше по Чуйскому тракту, по левой стороне мы встречаем водопад Ширлак.

Ширла́к — водопад на реке Текту (бассейн Чуи) на Айгулакском хребте. Название в переводе с алтайского означает «Девичьи слёзы».

Легенда о водопаде Ширлак.
Во времена падения Джунгарского Ханства, во время одного из нападений на Ойротию, была ранена одна девушка. Вместе с маленьким братом побежала она вниз по ложбине. Добежав до горного отвеса, предпочтя смерть жизни на чужбине, они бросились со скалы. И с тех пор скупой слезой течет вода водопада.

В селе Акташ мы прощаемся с Чуйским трактом и сворачиваем на Улаганский тракт — «воротам» к южному берегу Телецкого озера. Ровный асфальт сменился грунтовкой, в целом, тоже довольно неплохой, позволяющей поддерживать приличную скорость. На восьмом километре тракта знакомимся с визитной карточкой Улагана — знаменитыми Красными воротами.

Кра́сные Воро́та — природная достопримечательность Республики Алтай. Находится на территории Улаганского района, в долине реки Чибитка, на стыке Курайского и Айгулакского хребтов. Красные Ворота представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими киноварь, чем и объясняется их цвет. Высота скал — около 50 метров.

Улаганский тракт запомнился многочисленными озерами, самое большое из которых Чейбеккёль находится рядом с дорогой и называется Мертвым. Несмотря на свои приличные размеры оно абсолютно безжизненно. Экскурсии по озерам, несомненно, очень красивым, совершать не стали. Уже вечерело, а сегодня еще предстояло спуститься по перевалу Кату-Ярык в долину реки Чулышман.

Далее дорога как-то незаметно пошла вверх и мы попадаем на Улаганский перевал — один из высочайших перевалов Горного Алтая, высотой 2080 метров над уровнем моря, с вершины которого открываются прекрасные виды на окрестности. 

После перевала тракт спускается в долину реки Сарыачик.

После села Балыктуюль дорога несколько ухудшается, и мы потихоньку добираемся до одного из самых технически трудных перевалов Горного Алтая — перевала Кату-Ярык, с которого открываются великолепные виды на Чулышманскую долину.

Кату-Яры́к (буквально теснина, ущелье) — перевал в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай. Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал преодолим для транспорта повышенной проходимости. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м. До 1989 г. автомобильная дорога, спускающаяся в долину реки Чулышман отсутствовала, жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой или же водным путем через Телецкое озеро.

Да-а, вниз лучше не смотреть… Очень не хотелось бы покорять его зимой, в гололед. Благополучно спустились и стали присматривать место для ночлега. Вновь перекладывать все вещи из багажника в сгущающихся сумерках ой как не хотелось, и мы остановились в одной из баз отдыха у подножия перевала. За 800 рублей заселились в отличный новый домик, чистый и великолепно пахнущий изнутри сосновой смолой. Пара бутылочек пива, вкусный, приготовленный на костре ужин… Мы счастливы!!!

31 августа. День третий. Дорога Балыктуюль-Балыкча, р-н перевала Кату-Ярык

Проснувшись утром, не торопясь собрались и направили свой путь к конечной цели нашего путешествия — Телецкому озеру по потрясающей открывающимися видами грунтовой дороге вдоль реки Чулышман.

Река Чулышман одна из крупнейших рек Горного Алтая. Ее длина 240 км, площадь бассейна — 16 800 км². Исток Чулышман берет от высокогорного озера Джулукуль. Верховье Чулышмана необитаемо, тут нет ни одного населенного пункта. Ниже перевала Кату-Ярык начинается наиболее популярная часть до южного берега Телецкого, где каньон имеет впечатляющие размеры с отвесными стенами. По берегам очень много водопадов, больших и маленьких. Недалеко на правом берегу находятся уникальные скальные образования — каменные грибы. В 70 км от перевала Кату-Ярык — устье Чулышмана. Река впадает в Южную часть Телецкого озера, давая 70% всей воды озера. Ущелье Чулышмана всегда притягивало своей грандиозностью, это то место, где нужно обязательно побывать на Алтае!

Очень, очень хотелось посетить водопад Учар (Большой Чульчинский водопад), находящийся на другом берегу Чулышмана, в семи километрах от места впадения реки Чульча — самый большой каскадный водопад в Горном Алтае. Но мы отлично отдавали себе отчет, что пройти пешком около 16 километров по горной тропе с годовалым ребенком на руках — непосильная задача. Ну что же, выложим здесь одну из многочисленных фотографий, взятую с просторов Интернета, а для нас же это огорчение будет отличным поводом вернуться в Горный Алтай через некоторое время.

Село Балыкча в окружении неприступных гор — последний населенный пункт перед Телецким озером — встретило нас яблоневыми садами. Можно подумать, что мы находились не в Сибири, а где-нибудь на юге Казахстана, в Алматинской области. Уникальный микроклимат позволяет местным жителям выращивать различные теплолюбивые виды растений.

Еще с десяток километров и мы достигаем цели нашей поездки — перед нами открывается спокойная гладь Телецкого озера!

Телецкое озеро Алтын-Кёль (Золотое озеро) — одно из самых живописных глубоководных озер России. По своей глубине озеро занимает четвертое место в России после Байкала (1641 м), Каспийского моря-озера (980 м), Хантайского озера (около 400 м). Длина Телецкого озера — 78,6 км. Котловина Телецкого озера, объемом 41,1 куб. км — природное хранилище чистейшей пресной воды. На территории России по запасам пресной воды Телецкое озеро уступает лишь Байкалу. Среднегодовая температура воды в озере +4°С. Вода Телецкого озера чистая, прозрачная, хорошо обогащенная кислородом без каких-либо привкусов и запахов, без примесей вредных соединений. Телецкое озеро — единственный из сибирских пресноводных водоемов, на котором полный ледостав периодически отсутствует. Озеро может не замерзать полностью на протяжении 7-12 лет.

Проезжаем по песчаной косе, находим место для стоянки, быстренько разбираем вещи, перекусываем и идем гулять по песчаной косе. Людей практически нет, на всем побережье только одна машина, с новосибирскими номерами. Подошли, разговорились. Двое мужчин, видимо, отец и сын, приезжают на Телецкое уже несколько лет подряд, чаще всего в конце августа-начале сентября, в то время, когда схлынет основной поток туристов. У причала стоял паром, два человека из команды с которого проходили мимо, пока мы разбивали лагерь. На озере полный штиль, тишина и благодать!

Перед поездкой на Телецкое я прочитал несколько рассказов автопутешественников и запомнил, что на озере не было особых проблем с дровами. Но такого их количества мы просто не ожидали увидеть!!! Лена была в полном восторге — ее хлебом не корми, а дай посидеть вечером у костра, щедро подкидывая охапки дров!

После нашей прогулки к берегу приехали еще две машины. Присмотрелись — казахстанцы, с алматинскими номерами. Подошли к нам, разговорились. Две семейные пары, гораздо старше нас, очень активные, объездили, видимо, весь Казахстан и добрую половину близлежащих стран! Рассказали, что завтра с утра планируют перебраться на пароме на северный берег Телецкого. А это идея! Переспросив стоимость переправы, наскоро собрав семейный совет и подсчитав оставшуюся наличность, прогулялись до парома. «Что же вам на Бухтарме-то не отдыхается?» — воскликнул капитан, видимо, запомнив наши Усть-Каменогорские номера. Договорившись о завтрашней погрузке с капитаном, оказавшимся очень приятным в общении человеком, вернулись к машине. Ужин, костер, озеро и звезды! Романтика!!!!!

1 сентября. День четвертый. Южный берег Телецкого озера

Проснулись утром под завывания ветра, разметавшего по песку всю нашу посуду. Вчера вечером мы узнали, что по утрам из долины Чулышмана дует сильный ветер, стихающий обычно к обеду, но сейчас совсем не верилось, что мощные порывы, взволновавшие поверхность озера, к обеду превратятся в легкий освежающий ветерок. Однако предсказания сбылись, и часам к 11 утра мы тремя машинами загружаемся на паром. Впереди 7 часов переправы и более 70 километров водного пути. Перед отправлением мы с Леной искупались в очень-очень бодрящей воде озера.

Разгрузившись с парома в поселке Артыбаш, ощутили разительный контраст — пустынный южный берег и бурлящий жизнью северный казались двумя абсолютно разными, недостижимо далекими друг от друга мирами.

Пока мы с Леной размышляли, куда же нам двигаться дальше, алматинцы быстро нашли место ночлега и предложили составить им компанию. Недолго думая, все вместе едем заселяться в предоставленный нам двухэтажный деревянный дом. Совместный поход в магазин, вкусный ужин. Еще один день остался позади.

2 сентября. День пятый. Артыбаш. Северный берег Телецкого озера

Проснувшись и позавтракав, вновь рассаживаемся по машинам. Тепло прощаемся с новыми друзьями — нас ждет путь домой, а алматинцы планируют через Горно-Алтайск вернуться в Чемал. Прощаемся с Телецким озером, пересекая по мосту реку Бию. Тремястами километрами дальше, Бия сольется с Катунью, что даст начало великой сибирской реке Оби

За пару часов преодолев 150 километров до Горно-Алтайска, мы с Леной немножко задумались... Чертовски не хочется возвращаться домой! На работу мне завтра к обеду, целые сутки в запасе… Поворот налево — и мы снова летим по Чуйскому тракту. Нас ждет Чемал. В Чемале вновь любовались бирюзовой Катунью. Прогулявшись по шаткому подвесному мосту, посетили известный остров Патмос.

Патмос (греч. Πάτμος) — небольшой остров, представляющий собой скалу с отвесными стенами на реке Катунь, Чемальский район, республика Алтай. Расположен на окраине села Чемал. Недалеко от острова располагается точка слияния рек Катунь и Чемал. Единственный путь на остров проходит через подвесной мост. Своим названием остров обязан небольшому греческому острову Патмос. Остров был освящен в 1855 году, а в дальнейшем на нем был построен храм. Остров посещал митрополит Макарий. В 1920-е годы храм был уничтожен, а в 2000 году построен заново как храм апостола Иоанна Богослова. В 2001 году передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю. В настоящее время там проводятся службы, остров может посетить любой желающий.

Затем совершили экскурсию к Чемальской ГЭС, я искупался на слиянии Чемала и Катуни и мы направили свой путь домой, по пути остановившись у источника Аржан-Cуу.

За эти пять дней мы с женой просто влюбились в окружающие нас горы, реки, озера и водопады! Как только наш сынок немножко подрастет, мы вновь вернемся! Пусть эта поездка будет только началом нашего знакомства, Горный Алтай!


Дром

Комментарии

  
Владивосток
Сообщений: 16152
душевно
Зачем нам такой мир, если там не будет России?
19
3
Ответить
Молодцы,хорошо скатали,фотки супер.Мы к вам тоже несколько раз ездили на Бухтарму,очень нравится.
19
5
Ответить
     
Кемерово-Симферополь
Сообщений: 3086
:)ну вот. как будто в очередной раз побывал в тех местах.
хоть кто-то назвал дорогу от Акташа до Кату-Ярыка нормальной:)) а то, что после Балыктуюля дорога "несколько ухудшается" вообще улыбнуло. Обычно пишут значительно жестче.
Как вел себя Монтеро? Сейчас рассматриваю как вариант покупки для подобных и более замороченных поездок.
"Мертвое" озеро - не такое и безжизненное. Скорее байка.
14
3
Ответить
titchenko1:
:)...а то, что после Балыктуюля дорога "несколько ухудшается" вообще улыбнуло. Обычно пишут значительно жестче.
Может быть, если бы ехали на легковушке, дорога показалась бы гораздо страшнее
titchenko1:
Как вел себя Монтеро? Сейчас рассматриваю как вариант покупки для подобных и более замороченных поездок.
Я бы взял что-нибудь дизельное. Экспедиционник не должен жрать бензин ведрами
titchenko1:
"Мертвое" озеро - не такое и безжизненное. Скорее байка.
Где-то читал, что успешно рыбу запустили
3
7
Ответить
     
Сообщений: 2758
тоже на этой же турбазе в долине останавливались, 200руб. за место для палатки+беседка(на заднем плане видать). Сколько отдали за переправу? Я на королке около 5 часов ехал от кату-ярыка до балыкчи) жесть:) даже колеса спускал)
Мой отзыв: Лада 2112 2007
6
4
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 522
классный отчет, а дорогу А9 еще строят? ее не забросили?
6
3
Ответить
     
Кемерово-Симферополь
Сообщений: 3086
Юрий Ковтун:
Я бы взял что-нибудь дизельное. Экспедиционник не должен жрать бензин ведрами
Много жрет?
Дизелей ни разу не было. Надо подумать.
1
4
Ответить
Kovtun
bymbik:
тоже на этой же турбазе в долине останавливались, 200руб. за место для палатки+беседка(на заднем плане видать). Сколько отдали за переправу? Я на королке около 5 часов ехал от кату-ярыка до балыкчи) жесть:) даже колеса спускал)
За дом 400 рублей с человека, т.е. всего 800 рублей
Стоимость переправы 8000 рублей с машины. У нас столько не было, за минусом стоимости бензина на обратный путь оставалось 4000, за эту сумму и сторговались.
3
2
Ответить
Kovtun
Рюу:
классный отчет, а дорогу А9 еще строят? ее не забросили?
Спасибо! Казахстанская сторона А9 почти построена, осталось только асфальт положить, а вот на россйской стороне похоже за постройку особо не принимались
4
2
Ответить
Артем
Кемерово
Крутяк !!! Уважуха !!! Подскажи во сколько переправа обошлась ??? Как с паромщиком договриться ???
1
6
Ответить
Kovtun
titchenko1:
Много жрет?
Дизелей ни разу не было. Надо подумать.
Довольно древний мотор 3,5 литра, АКПП, неотключаемый полный привод ))
3
3
Ответить
     
Кемерово-Симферополь
Сообщений: 3086
Kovtun:
Довольно древний мотор 3,5 литра, АКПП, неотключаемый полный привод ))
:)у меня сейчас в городе тоже в районе 23 л кушает, так что особо не напугать, если столько или чуть меньше. И тоже постоянный полный. Но авто не совсем для бездорожья - дорогое в ремонте. Вот и ищу то, что не так жалко будет.
2
4
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 570
Отличный путеводитель получился! Прочитал с удовольствием...
7
2
Ответить
Kovtun
titchenko1:
:)у меня сейчас в городе тоже в районе 23 л кушает, так что особо не напугать, если столько или чуть меньше. И тоже постоянный полный. Но авто не совсем для бездорожья - дорогое в ремонте. Вот и ищу то, что не так жалко будет.
19 по городу летом. Если расход не пугает, то нормальный вариант за свои деньги. Надежная подвеска, довольно неприхотливый двигатель. Не крузак, конечно, и не патрол, но и стоит не так уж дорого
4
4
Ответить
     
Кемерово-Симферополь
Сообщений: 3086
Kovtun:
19 по городу летом. Если расход не пугает, то нормальный вариант за свои деньги. Надежная подвеска, довольно неприхотливый двигатель. Не крузак, конечно, и не патрол, но и стоит не так уж дорого
По трассе не подскажешь? тоже важный момент. Если не гонять, ездить 100-120.
2
4
Ответить
 
Сообщений: 7487
а с РФ в ВКО ездят отдыхать )
TURBOCAFE здесь все секреты
5
2
Ответить
Kovtun
titchenko1:
По трассе не подскажешь? тоже важный момент. Если не гонять, ездить 100-120.
90 км/ч по равнине - в 12 можно уложиться
3
3
Ответить
     
Кемерово-Симферополь
Сообщений: 3086
Kovtun:
90 км/ч по равнине - в 12 можно уложиться
Многовато, конечно. Срасибо.
1
4
Ответить
fedor
Новосибирск
Я хотел спросить про дорогу прям из Ридера в Горный Алтай? Она существует?
7
2
Ответить
   
Новокузнецк
Сообщений: 749
блин, начал читать, аж попокор взял - счас думал расскажут как в Лениногорск проехать из Алтая, жесткий облом :)
дорогу А9 то забросили или есть надежда?

Алтай как всегда замечателен, не знал почему-то что паром ходит с одного берега Телецкого на другой
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
8
3
Ответить
   
Новокузнецк
Сообщений: 749
мы по зелененькому маршруту из Семипалатинска в прошлом году ездили
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
 
2
Ответить
 
Владивосток
Сообщений: 133
Прочитала с удовольствием))) Успехов вам и новых путешествий. Спасибо за ностальгию, которая посетила меня с вашей легкой руки))
6
2
Ответить
     
Тюмень
Сообщений: 86
Как необычно. Мы с семьёй только вчера вернулись из путешествия, ездили к родне в Усть-Каменогорск. Ну поездка была бюджетной, ходили смотрели город, и скатались на Сибины и до Бухтармы через горную ульбинку. Ездил по серпантину первый раз, пришло понимание как надо ездить, что менять в машине, ну и кончил тормоза. Видать неопытность и большая загрузка автомобиля сделали своё дело.
7
3
Ответить
     
Катуар, заМКАДыш
Сообщений: 2158
Увлекательно, познавательно, позитивно с роскошными снимками и описаниями.
Прямо получился шикарный путеводитель для начинающих и опытных путешественников.
Автору большое спасибо. Особенно за подробности и карту пройденного маршрута.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.
http://podonu.ru/forum/index.php?topic=4515.0
8
1
Ответить
     
Тюмень
Сообщений: 86
buhtarma:
а с РФ в ВКО ездят отдыхать )
Казахстан это отличная страна, отличные места, отличные люди. Победу ещё и не один раз.
6
3
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1777
Молодцы! Отличное путешествие!
Алтай - прекрасен, как всегда!!!
7
1
Ответить
Kovtun
fedor:
Я хотел спросить про дорогу прям из Ридера в Горный Алтай? Она существует?
Существуетвроде, какая-никакая, но таможенного пункта нет, как я выше писал. Риддерцам, как жителем приграничного города, на три дня можно выехать в РФ, как погранцы сказали. Усть-Каменогорцам - нельзя.
3
2
Ответить
Kovtun
Aids42:
блин, начал читать, аж попокор взял - счас думал расскажут как в Лениногорск проехать из Алтая, жесткий облом :)
дорогу А9 то забросили или есть надежда?
Пока глухо. Но Казахстанская сторона - неплохой грейдер
5
2
Ответить
Kovtun
Aids42:
мы по зелененькому маршруту из Семипалатинска в прошлом году ездили
Зеленый маршрут - наш обратный путь
4
2
Ответить
Kovtun
Интересно, а кто и с какой целью комментарии минусует? Как и вопросы, так и мои ответы?
14
7
Ответить
   
Новокузнецк
Сообщений: 749
Kovtun:
Интересно, а кто и с какой целью комментарии минусует? Как и вопросы, так и мои ответы?
по всей видимости обиженые на весь мир :)
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
20
5
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37404
красота
9
2
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Фото - классика маршрута. И исполнение на уровне.
9
4
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 18303
Хорошая поездка
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
3
2
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 193
В отчете много интересной информации, хорошие фотографии, спасибо!
Хорошо бы дополнить его сведениями о топливе - где каким заправлялись, почём, были ли нарекания по качеству.
... а "Долина Свободы" - это, конечно, красивое название, но что-то я не слыхал ничего особенного про это село на границе Республики Алтай и Алтайского края, кроме того что гайцы любят там устраивать засады...
1
1
Ответить
     
Бавляндия
Сообщений: 89
Доброго дня !
Молодцы, с мало по малу так и становятся великими авто путешественниками.
"Настальжи" так и прет после вашего отчета ! В 2013 году, минут за 40 до подъезда к Кату -Ярык, останавливались пообедать местной кухни в аиле с права от дороги. Не заезжали случайно отведать местных харчей?
Паром на ЮБТО ежесуточно или как наберутся желающие на переправу?
Проехать через Риддер для Россиян получается тоже невозможно? А если нет КПП то наверное можно выехать и этим же путем вернуться в Казахстан, а там уже к границе РФ на выезд.
5
1
Ответить
Алексей
Кемерово
В июне этого года ездил на южный берег телецкого из Кемерово на мазде фамилии через перевал кату-ярык и обратно по пути есть сеть заправок "Ника" вполне достойный бенз мазда кушала и радовалась)) Совет для владецев пузотерок: если очень хочется съездить по этому маршруту лучше всего ехать в начале сезона июнь-июль дорогу на перевале еще не успевают разбить толпы туристов и полне возможно вкарабкаться своими силами наверх по перевалу, если уж совсем не судьба можно договориться с владельцами баз отдыха и за 1000 деревянных затащат наверх с верком)
6
2
Ответить
  
Омск
Сообщений: 285
Да уж! Дед Алтай и слова заветные знает, и взгляд правит! Завораживает и в себя влю***ет! Подращивайте малого и снова в путь за новым рассказом! Удачи Вам всяческой!
9
1
Ответить
  
Омск
Сообщений: 285
это что за звезды хорошее слово написано было???
5
1
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1184
Тоже фотки понравились, остальное азбука.
1
3
Ответить
Kovtun
oak4:
В отчете много интересной информации, хорошие фотографии, спасибо!
Хорошо бы дополнить его сведениями о топливе - где каким заправлялись, почём, были ли нарекания по качеству.
... а "Долина Свободы" - это, конечно, красивое название, но что-то я не слыхал ничего особенного про это село на границе Республики Алтай и Алтайского края, кроме того что гайцы любят там устраивать засады...
Старался заправляться на Газпроме, пару раз заправился на Нике. По поводу качества бензина ничего сказать не могу - большеобъемный мотор переваривает практически любое топливо и я никогда не знаю, хороший бензин или не очень. Стоимость особо не помню, но чем дальше вглубь - тем дороже.
Перед Чемалом заправились на заправке ГаZпромнефть. Подделывать бренды научились у братьев китайцев? Во всяком случае мотор переварил этот бензин легко и не подавился.
А "Долина Свободы" покравилась исключительно из-за красивого названия.
4
1
Ответить
Kovtun
Almaz933:
Доброго дня !
Молодцы, с мало по малу так и становятся великими авто путешественниками.
"Настальжи" так и прет после вашего отчета ! В 2013 году, минут за 40 до подъезда к Кату -Ярык, останавливались пообедать местной кухни в аиле с права от дороги. Не заезжали случайно отведать местных харчей?
Паром на ЮБТО ежесуточно или как наберутся желающие на переправу?
Проехать через Риддер для Россиян получается тоже невозможно? А если нет КПП то наверное можно выехать и этим же путем вернуться в Казахстан, а там уже к границе РФ на выезд.
В кафе обедали только один раз - это были Грани Алтая. Готовили сами обычно.
Расписание парома не знаю, наш рейс был последний в этом сезоне. Как нам сказали паромщики - пока мы шли через озеро баржу уже продали другому хозяину
Про КПП и границы - ничего ценного подсказать не могу ))
4
1
Ответить
Kovtun
black-73:
Да уж! Дед Алтай и слова заветные знает, и взгляд правит! Завораживает и в себя влю***ет! Подращивайте малого и снова в путь за новым рассказом! Удачи Вам всяческой!
Спасибо! И вам удачи!
4
2
Ответить
Kovtun
yakushev:
Тоже фотки понравились, остальное азбука.
Азбука, да. Это был первый выезд на Алтай...
4
2
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 1673
Отличный отчёт! Неделю назад там был (на Кату Ярык) много слышал о данном перевале и об этом красивом маршруте , осенний Алтай тоже очень красив)
мужчина без жены ,как рыба без велосипеда. ИМХО
2
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Красивый незанудный отчет. И весьма полезный. Удачи.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
4
1
Ответить
Валерий
Горно-Алтайск
Доброго времени суток! Спасибо за (...заселились в отличный новый домик, чистый и великолепно пахнущий изнутри сосновой смолой) отзыв.
Будем рады увидеть Вас снова.

База отдыха "ЭДЕМ" (после спуска перевала Кату-Ярык 800 метров вниз по течению реки)
Валерий
6
1
Ответить
    
Сообщений: 1431
В этом году, так и не смог съездить, за то хочу съездить в зимний ГА! И на лыжах покатаюсь и "мест свободных" везде полно! Попробуем ГА изучить со снежной стороны! За фотки - огромное спасибо, знакомые места, даже ракурсы на некоторых фотках - одинаковые)))
Приму в дар квартиру, можно частный дом, машину, уверяю, харя не треснет.
3
1
Ответить
  
nakhodka
Сообщений: 287
Молодцы, с маленьким ребенком отважились на такое путешествие.
4
1
Ответить
  
nakhodka
Сообщений: 287
Особенно приятно читать про такие путешествия, находясь в море.
2
1
Ответить
 
автор
Усть-Каменогорск
Сообщений: 146
*RESPECT*:
Отличный отчёт! Неделю назад там был (на Кату Ярык) много слышал о данном перевале и об этом красивом маршруте , осенний Алтай тоже очень красив)
Возможно, еще красивее, чем летом http://5files.ru/pict/p_260715...
4
1
Ответить
 
автор
Усть-Каменогорск
Сообщений: 146
Валерий:
Доброго времени суток! Спасибо за (...заселились в отличный новый домик, чистый и великолепно пахнущий изнутри сосновой смолой) отзыв.
Будем рады увидеть Вас снова.
"ЭДЕМ" - отличная база, нам очень понравилось!!!
7
1
Ответить
 
автор
Усть-Каменогорск
Сообщений: 146
Добрый KLAUS:
В этом году, так и не смог съездить, за то хочу съездить в зимний ГА! И на лыжах покатаюсь и "мест свободных" везде полно! Попробуем ГА изучить со снежной стороны! За фотки - огромное спасибо, знакомые места, даже ракурсы на некоторых фотках - одинаковые)))
Ждем отчета о зимнем ГА ))
3
1
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 101
Отличный отчет, приятно почитать!
Очень жаль, что никак не домучают А9, гораздо ближе и удобнее и Вам к нам, и нам к Вам)))
Если не секрет, сколько берут за паром с ЮБТО до СБТО? Учитывая сэкономленные ГСМ и время стоит овчинка выделки?
TOYOTA Hilux SURF 2003 г. RZN 215, 3RZ, SSR- X
Мой отзыв: Toyota Camry Gracia 2001
2
3
Ответить
автор сколько в деньгах стоила переправа через телецкое до артыбаша? классная поездка, были тоже на кату -ярык(красотища в этих местах не описуемая)
1
2
Ответить
 
автор
Усть-Каменогорск
Сообщений: 146
Евгеныч:
Отличный отчет, приятно почитать!
Очень жаль, что никак не домучают А9, гораздо ближе и удобнее и Вам к нам, и нам к Вам)))
Если не секрет, сколько берут за паром с ЮБТО до СБТО? Учитывая сэкономленные ГСМ и время стоит овчинка выделки?
Я уже отвечал выше, запрошенная стоимость переправы 8000 рублей с машины. У нас столько не было, за минусом стоимости бензина на обратный путь оставалось 4000, за эту сумму и сторговались. Наш рейс был последним в сезоне, возможно поэтому паромщики согласились везти за полцены.
Вопрос овчинки и выделки не стоял, т.к. просто хотелось прокатиться на пароме по Телецкому и, заодно, посетить северный берег.

Не думаю, что по А9 путь с Усть-Каменогорска до Новосибирска будет короче )))
3
 
Ответить
 
Омск
Сообщений: 6
Доброго времени суток! Спасибо за (...заселились в отличный новый домик, чистый и великолепно пахнущий изнутри сосновой смолой) отзыв.
Будем рады увидеть Вас снова.

База отдыха "ЭДЕМ" (после спуска перевала Кату-Ярык 800 метров вниз по течению реки)
Валерий
Валерий, я так понимаю Вы муж Арины? Передавайте ей привет! Может она помнит, мы были с котом и термос она нам с кипятком давала. Были у Вас в гостях с 30.07.15. по 01.08.15. Замечательная база!
3
 
Ответить
Иван
Новосибирск
Неплохо написано...радует, что немного букв, много толковых фото и всё по делу. Жаль, правда, что нет некоего сравнения северного склона Алтая с южным (Рудным) Алтаем с точки зрения природы и наличия нетронутых "бандерлогами" т.е.псевдотуристами мест." Сам, прожив 34 года в ВКО и изъездив там почти всё, всегда хотел увидеть и сравнить 2 алтая. Водохранилище, конечно, малоУЛЬбинское. Насчет экспедиционника дизеля согласен на все 100! Причем он должен быть именно и трлько для этих целей. Для города пусть будет какой-нибудь непрожорливый бензиновый пузотёр.
3
 
Ответить
Валерий
Горно-Алтайск
alexandrM979MB:
Валерий, я так понимаю Вы муж Арины? Передавайте ей привет! Может она помнит, мы были с котом и термос она нам с кипятком давала. Были у Вас в гостях с 30.07.15. по 01.08.15. Замечательная база!
Спасибо, и Вам пламенный привет от нас всех!
1
 
Ответить
 
автор
Усть-Каменогорск
Сообщений: 146
Иван:
Неплохо написано...радует, что немного букв, много толковых фото и всё по делу. Жаль, правда, что нет некоего сравнения северного склона Алтая с южным (Рудным) Алтаем с точки зрения природы и наличия нетронутых "бандерлогами" т.е.псевдотуристами мест." Сам, прожив 34 года в ВКО и изъездив там почти всё, всегда хотел увидеть и сравнить 2 алтая. Водохранилище, конечно, малоУЛЬбинское. Насчет экспедиционника дизеля согласен на все 100! Причем он должен быть именно и трлько для этих целей. Для города пусть будет какой-нибудь непрожорливый бензиновый пузотёр.
Малоульбинское, да ))
Природа очень похожа, но в Горном Алтае горы как бы повыше, как мне кажется. Горный Алтай - вполне цивилизованная территория - куча турбаз, кемпингов и т.п. У нас же в Казахстане туристическая инфраструктура пока в зародыше.
2
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4586
Хорошо отдахнули,молодцы.
TIGGO7 PRO MAX 1.6T DCT Prestige 4WD 24MY
1
 
Ответить
Иван
Новосибирск
kovtun:
Малоульбинское, да ))
Природа очень похожа, но в Горном Алтае горы как бы повыше, как мне кажется. Горный Алтай - вполне цивилизованная территория - куча турбаз, кемпингов и т.п. У нас же в Казахстане туристическая инфраструктура пока в зародыше.
По мне, так пусть в ВКО она и остается в зародыше...))) Чувствую, что будет некоторое разочарование от "попсовости" горного алтая на контрасте с ВКО.
1
1
Ответить
 
автор
Усть-Каменогорск
Сообщений: 146
Иван:
По мне, так пусть в ВКО она и остается в зародыше...)))
По мне, так тоже ))
1
 
Ответить
Берёзовский
titchenko1:
:)ну вот. как будто в очередной раз побывал в тех местах.
хоть кто-то назвал дорогу от Акташа до Кату-Ярыка нормальной:)) а то, что после Балыктуюля дорога "несколько ухудшается" вообще улыбнуло. Обычно пишут значительно жестче.
Как вел себя Монтеро? Сейчас рассматриваю как вариант покупки для подобных и более замороченных поездок.
"Мертвое" озеро - не такое и безжизненное. Скорее байка.
titchenko1:
:)ну вот. как будто в очередной раз побывал в тех местах.
хоть кто-то назвал дорогу от Акташа до Кату-Ярыка нормальной:)) а то, что после Балыктуюля дорога "несколько ухудшается" вообще улыбнуло. Обычно пишут значительно жестче.
Как вел себя Монтеро? Сейчас рассматриваю как вариант покупки для подобных и более замороченных поездок.
"Мертвое" озеро - не такое и безжизненное. Скорее байка.
 
 
Ответить
Берёзовский
Перевал Кату-Ярык проходили на Калине2 хетч, без проблем! Пишут, что просто НЕОБХОДИМ полный привод и пониженные..Этот перевал проходили и на Матизе..
3
 
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 1568
Кого-то данный отчёт заставляет ностальгировать, а для кого-то является подробным путеводителей! Добавляем его в избранное. Фотографии просто замечательные! А сынишка ваш очень милый и симпатичный!
2
 
Ответить
    
Сообщений: 38700
Очень здорово изложено.Молодцом!))
 
 
Ответить
 
автор
Усть-Каменогорск
Сообщений: 146
Grandis vl:
Кого-то данный отчёт заставляет ностальгировать, а для кого-то является подробным путеводителей! Добавляем его в избранное. Фотографии просто замечательные! А сынишка ваш очень милый и симпатичный!
Спасибо :)
1
 
Ответить
  
Железногорск - КМА
Сообщений: 475
Лучше гор, только горы : https://www.facebook.com/pages...
 
 
Ответить
  
Железногорск - КМА
Сообщений: 475
Извиняюсь, чего то первый раз не получилось.. https://www.facebook.com/43646...
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Хорошая поездка. Несколько дней.... ох как мало это для Алтая.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Отличный отчет, молодцы, путешествуете с ребенком, это здорово!
 
 
Ответить
6142974
Горно-Алтайск
Проехать через Риддер для Россиян получается тоже невозможно? А если нет КПП то наверное можно выехать и этим же путем вернуться в Казахстан, а там уже к границе РФ на выезд.
В кафе обедали только один раз - это были Грани Алтая. Готовили сами обычно.
Расписание парома не знаю, наш рейс был последний в этом сезоне. Как нам сказали паромщики - пока мы шли через озеро баржу уже продали другому хозяину
Про КПП и границы - ничего ценного подсказать не могу ))

возможно только на подготовленных авто! обычно на буханках, иногда на нивах там проезжаем! эту дорогу мы называем дорогой "лесовозов"!
КПП с российской стороны строится, так что погранцы там есть!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие