|
Мы живем в Восточном-Казахстане, в г. Усть-Каменогорске, находящемся в предгорьях Юго-Западного Алтая. В свободное время мы с женой и друзьями стараемся держаться подальше от дивана и телевизора, а больше времени проводить вне города. Иногда, совершая поездки по родному краю, подобно древним астрономам, ломающим голову о том, как выглядит обратная сторона Луны, я задавал себе вопрос — каков же ты Алтай с той, другой стороны?
Идея посетить российский Алтай родилась летом 2012 года. Нами был намечен интересный маршрут, берущий начало из Усть-Каменогорска, через г. Риддер (Лениногорск), пересекающий границу Казахстана и РФ по строящейся автодороге A9 и далее проходящий по Р373 через Усть-Кан, с выходом на Чуйский тракт Р256(М52) перед селом Огундай, расположенным уже после Семинского перевала. Этот путь позволял наслаждаться красотами гор практически с самого начала пути, а не наматывать асфальтовые километры через Змеиногорск и Барнаул по унылой А322. Но мечты наши разбились о суровую реальность. На A9 с некоторых пор был ликвидирован таможенный пункт, отсутствие которого ставило крест на возможности легального пересечения границы.
После таких новостей желание скататься в Горный Алтай несколько поугасло, и идея была временно отложена в сторону. И вот, в конце августа 2015 года, пазлы вновь сложились — необходимость поездки в Новосибирск и неделя отпуска вновь напомнили о Горном Алтае.
Утро 29 августа. День первый. Новосибирск
Покупка перекусов в ближайшем магазине в виде тушенок, минералок и всяких там йогуртов, и мы стартуем на юг по знаменитому Чуйскому тракту. Цель — доехать до южного берега Телецкого озера. Планов особо не строили, поездка прошла под девизом «На месте разберемся!!!».
Чуйский тракт — автомобильная дорога Новосибирск—Бийск—Ташантa, трасса Р256(М52), является главной транспортной артерией Алтая.
Чуйский тракт обеспечивает выход России в Монголию, а также является основной автомагистралью, связывающей Горный Алтай с городом Бийском, в котором находятся железнодорожная станция и речная пристань.
На Чуйском тракте (в основном, на участке от развилки на озеро Ая и до села Усть-Сема) расположено большое количество турбаз, кемпингов, гостиниц, поскольку именно по этой трассе едет большинство туристов, направляющихся на отдых в Горный Алтай.
Дорога по Чуйскому тракту очень живописна, но особенно красивые места начинаются примерно от границы Алтайского края с республикой Алтай и идут, меняясь с невообразимой быстротой до самой монгольской границы.
Надолго зависнув в длинной вялотекущей пробке в Бердске, мы с женой изрядно проголодались. По совету новосибирских друзей, остановились пообедать в симпатичном кафе «Грань Алтая», на выезде из Новосибирской области. Очень вкусный обед просто затмил собою некоторую неулыбчивость персонала, и мы, сытые и довольные, держим путь дальше на юг.
Незадолго перед поворотом на эстакаду в сторону Бийска встретили знакомых барнаульцев на УАЗе, с которыми в рамках внедорожного фестиваля Алтай.kz летом 2012 г. катались на экскурсию к Малоубинскому водохранилищу. Пообщались по рации:
— Куда путь держите?
— На Телецкое!
— Там з@епись!!!
Отличное напутствие, пусть и несколько немногословное!
В алтайском селе Сростки, где родился и провел свою юность писатель, кинорежиссер и актер Василий Шукшин, остановились посмотреть на 8-метровый памятник, воздвигнутый в его честь на горе Пикет в 2004 году.
В селе Соузга прогулялись по старому подвесному мосту через Катунь, ныне закрытому для автотранспорта, через который можно было попасть к турбазам, находящимся в окрестностях озера Ая. Годовалый сын Алеша, засидевшийся за целый день в машине, с удовольствием ползал по дощатому перекрытию, кое-где зиявшему сквозными дырами, не давая расслабляться папе и маме.
Солнце клонилось к закату, самое время присмотреть себе место для первой ночевки. В отчетах отдыхающих часто упоминалось озеро Ая, расположенное на противоположном берегу Катуни. Наше воображение рисовало живописное горное озеро, на берегу которого можно поставить лагерь, разжечь костер и, сидя в уютных креслах, любоваться лучами заката, играющими в хрустально чистой воде. Ага, как бы не так! Мутноватое озерцо, в окружении доброго десятка турбаз, дома, заборы. Хорошо, что хоть людей немного — сказывается окончание летнего сезона. Свободного подъезда к воде мы не нашли. На ближайшей базе нам предложили место на стоянке для ночевки в машине за сто рублей, или номер за тысячу. Невеликие деньги, конечно, но бр-р-р… Какое-то негативное место. Возвращаемся обратно и едем вдоль берега Катуни. Быстро темнеет. Находим на берегу стоянку, на которой летом, видимо, располагался детский палаточный лагерь. Плотные кроны деревьев над головами, перевернутые столы и скамейки хоть и наводили аналогии с лагерем «Хрустальное озеро» из известного фильма ужасов «Пятница, 13-е», но искать другого место для ночлега мы не стали. Кое-как распихав на крышу и передние сидения полный багажник вещей (половина из них, особенно теплая одежда, нам в поездке так и не пригодились), поужинали остатками собранной в дорогу еды и легли спать.
30 августа. День второй. Чуйский тракт. Катунь, р-н с. Соузга
Утро. Завтрак. Попробовал искупаться в Катуни. Холодно. Зашел по колено, поплескался немного и выскочил на берег! Жена Лена моих опытов повторять не рискнула. Вновь тетрис из сумок в багажнике. Двигаемся дальше.
В районе поселка Известковый становились у придорожного рынка сувениров, купили несколько магнитиков, но почему-то совершенно упустили из виду бьющий рядом знаменитый родник Аржан-Суу.
Аржан-Суу (святая вода) — родник, памятник природы Республики Алтай. Это один из самых популярных источников Горного Алтая. Вода источника гидрокабонатно-кальциево-магниевая с содержанием серебра (так называемая «живая вода») и двухвалентного железа («мёртвая вода»), содержание которого больше, чем в Ессентуки и Боржоми. Вода также содержит медь и марганец.
Ну, к Аржан-Cуу мы еще вернемся!
Оставляя по правой стороне Катунь с многочисленными кемпингами и базами отдыха, въезжаем в Чемальский район, на развилке уходим вправо через мост и продолжаем движение по трассе. Очень радует идеальный асфальт на всем протяжении нашего маршрута по Чуйскому тракту. Радуюсь, что перед поездкой переобул 33-ю грязевую резину на маленькую легкую шоссейку.
Спустя некоторое время, дорога начинает набирать высоту. Мы приближаемся к Семинскому перевалу — первому перевалу на нашем пути.
Семинский перевал находится на 583-м километре автодороги М-52 «Чуйский тракт». Алтайское название — Дьал-Меку (Вечная грива). Высота перевала — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км. Дорога пересекает Семинский хребет между горами Сарлык (2507 м) и Вершина Тияхты (1900 м).
Семинский перевал — памятник природы государственного значения. Он ценен прежде всего как природный комплекс — рубеж Северного и Центрального Алтая. Здесь дорога проходит на уровне верхней границы леса. При подъёме на перевал заметна смена смешанного лиственно-соснового леса кедрачом. На самом верху превалирует кедровая тайга с небольшими островками можжевельника.
На спуске с перевала остановились поискать кедровых шишек. В непосредственной близости от дороги шишек я не нашел, а идти дальше в лес, периодически натыкаясь на заросли крапивы, не было особого желания.
Дальше по Чуйскому тракту нас ждал перевал Чике-Таман, внешне разительно отличающийся от Семинского и почти лишённый крупной растительности.
Чике-Тама́н (букв. «прямая подошва») — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай. Большая высота перевала, серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами, привлекают особенно много автотуристов.
Спустившись, мы снова встречаемся с холодной Катунью, шумно несущей нам навстречу свои бирюзовые воды. Чуйский тракт дарит много прекрасных видов. Через несколько километров от села Иня мы останавливаемся на смотровой площадке, чтобы полюбоваться с высоты птичьего полета местом слияния двух крупных рек Горного Алтая Чуи и Катуни. Место слияния этих рек с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае. Данное место даже получило свое собственное имя — «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». В округе сохранилось множество археологических достопримечательностей. И в наше время место слияния рек остается одной из популярнейших достопримечательностей на Чуйском тракте.
Здесь мы прощаемся с Катунью, берущей свои истоки у подножия Белухи и наш путь лежит вдоль р. Чуя до села Акташ, где повернем с Чуйского тракта на Улаганский тракт в сторону Телецкого озера. Но это будет позже, а сейчас мы поднимаемся вверх по долине Чуи, любуясь открывающимися видами и осматривая достопримечательности.
Белый Бом (Ак-Боом) — гора с отвесной скалой из белого известняка у реки Чуя. У Белого Бома Чуйский тракт плотно прижимается к отвесной скале и к реке Чуя.
До прокладки современного шоссе, Белый Бом был одним из опаснейших мест на старом Чуйском тракте. Встретившись здесь, две вьючные лошади не имели возможности разминуться, поэтому путник, приближавшийся к Белому Бому, был вынужден оставить лошадь, сам пройти вперед и положить на тропу свою шапку — предупредить таким образом едущих ему навстречу.
Чуть дальше мы встречаем памятник шоферам Чуйского тракта, сооруженный, как гласит мемориальная доска, в честь мужественных водителей, в годы ВОВ, преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, а потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая. На несколько десятков метров выше видно символический километровый столб, стоящий на месте старой автодороги.
Следуя дальше по Чуйскому тракту, по левой стороне мы встречаем водопад Ширлак.
Ширла́к — водопад на реке Текту (бассейн Чуи) на Айгулакском хребте. Название в переводе с алтайского означает «Девичьи слёзы».
Легенда о водопаде Ширлак.
Во времена падения Джунгарского Ханства, во время одного из нападений на Ойротию, была ранена одна девушка. Вместе с маленьким братом побежала она вниз по ложбине. Добежав до горного отвеса, предпочтя смерть жизни на чужбине, они бросились со скалы. И с тех пор скупой слезой течет вода водопада.
В селе Акташ мы прощаемся с Чуйским трактом и сворачиваем на Улаганский тракт — «воротам» к южному берегу Телецкого озера. Ровный асфальт сменился грунтовкой, в целом, тоже довольно неплохой, позволяющей поддерживать приличную скорость. На восьмом километре тракта знакомимся с визитной карточкой Улагана — знаменитыми Красными воротами.
Кра́сные Воро́та — природная достопримечательность Республики Алтай. Находится на территории Улаганского района, в долине реки Чибитка, на стыке Курайского и Айгулакского хребтов. Красные Ворота представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими киноварь, чем и объясняется их цвет. Высота скал — около 50 метров.
Улаганский тракт запомнился многочисленными озерами, самое большое из которых Чейбеккёль находится рядом с дорогой и называется Мертвым. Несмотря на свои приличные размеры оно абсолютно безжизненно. Экскурсии по озерам, несомненно, очень красивым, совершать не стали. Уже вечерело, а сегодня еще предстояло спуститься по перевалу Кату-Ярык в долину реки Чулышман.
Далее дорога как-то незаметно пошла вверх и мы попадаем на Улаганский перевал — один из высочайших перевалов Горного Алтая, высотой 2080 метров над уровнем моря, с вершины которого открываются прекрасные виды на окрестности.
После перевала тракт спускается в долину реки Сарыачик.
После села Балыктуюль дорога несколько ухудшается, и мы потихоньку добираемся до одного из самых технически трудных перевалов Горного Алтая — перевала Кату-Ярык, с которого открываются великолепные виды на Чулышманскую долину.
Кату-Яры́к (буквально теснина, ущелье) — перевал в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай. Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал преодолим для транспорта повышенной проходимости. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м. До 1989 г. автомобильная дорога, спускающаяся в долину реки Чулышман отсутствовала, жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой или же водным путем через Телецкое озеро.
Да-а, вниз лучше не смотреть… Очень не хотелось бы покорять его зимой, в гололед. Благополучно спустились и стали присматривать место для ночлега. Вновь перекладывать все вещи из багажника в сгущающихся сумерках ой как не хотелось, и мы остановились в одной из баз отдыха у подножия перевала. За 800 рублей заселились в отличный новый домик, чистый и великолепно пахнущий изнутри сосновой смолой. Пара бутылочек пива, вкусный, приготовленный на костре ужин… Мы счастливы!!!
31 августа. День третий. Дорога Балыктуюль-Балыкча, р-н перевала Кату-Ярык
Проснувшись утром, не торопясь собрались и направили свой путь к конечной цели нашего путешествия — Телецкому озеру по потрясающей открывающимися видами грунтовой дороге вдоль реки Чулышман.
Река Чулышман одна из крупнейших рек Горного Алтая. Ее длина 240 км, площадь бассейна — 16 800 км². Исток Чулышман берет от высокогорного озера Джулукуль. Верховье Чулышмана необитаемо, тут нет ни одного населенного пункта. Ниже перевала Кату-Ярык начинается наиболее популярная часть до южного берега Телецкого, где каньон имеет впечатляющие размеры с отвесными стенами. По берегам очень много водопадов, больших и маленьких. Недалеко на правом берегу находятся уникальные скальные образования — каменные грибы. В 70 км от перевала Кату-Ярык — устье Чулышмана. Река впадает в Южную часть Телецкого озера, давая 70% всей воды озера. Ущелье Чулышмана всегда притягивало своей грандиозностью, это то место, где нужно обязательно побывать на Алтае!
Очень, очень хотелось посетить водопад Учар (Большой Чульчинский водопад), находящийся на другом берегу Чулышмана, в семи километрах от места впадения реки Чульча — самый большой каскадный водопад в Горном Алтае. Но мы отлично отдавали себе отчет, что пройти пешком около 16 километров по горной тропе с годовалым ребенком на руках — непосильная задача. Ну что же, выложим здесь одну из многочисленных фотографий, взятую с просторов Интернета, а для нас же это огорчение будет отличным поводом вернуться в Горный Алтай через некоторое время.
Село Балыкча в окружении неприступных гор — последний населенный пункт перед Телецким озером — встретило нас яблоневыми садами. Можно подумать, что мы находились не в Сибири, а где-нибудь на юге Казахстана, в Алматинской области. Уникальный микроклимат позволяет местным жителям выращивать различные теплолюбивые виды растений.
Еще с десяток километров и мы достигаем цели нашей поездки — перед нами открывается спокойная гладь Телецкого озера!
Телецкое озеро — Алтын-Кёль (Золотое озеро) — одно из самых живописных глубоководных озер России. По своей глубине озеро занимает четвертое место в России после Байкала (1641 м), Каспийского моря-озера (980 м), Хантайского озера (около 400 м). Длина Телецкого озера — 78,6 км. Котловина Телецкого озера, объемом 41,1 куб. км — природное хранилище чистейшей пресной воды. На территории России по запасам пресной воды Телецкое озеро уступает лишь Байкалу. Среднегодовая температура воды в озере +4°С. Вода Телецкого озера чистая, прозрачная, хорошо обогащенная кислородом без каких-либо привкусов и запахов, без примесей вредных соединений. Телецкое озеро — единственный из сибирских пресноводных водоемов, на котором полный ледостав периодически отсутствует. Озеро может не замерзать полностью на протяжении 7-12 лет.
Проезжаем по песчаной косе, находим место для стоянки, быстренько разбираем вещи, перекусываем и идем гулять по песчаной косе. Людей практически нет, на всем побережье только одна машина, с новосибирскими номерами. Подошли, разговорились. Двое мужчин, видимо, отец и сын, приезжают на Телецкое уже несколько лет подряд, чаще всего в конце августа-начале сентября, в то время, когда схлынет основной поток туристов. У причала стоял паром, два человека из команды с которого проходили мимо, пока мы разбивали лагерь. На озере полный штиль, тишина и благодать!
Перед поездкой на Телецкое я прочитал несколько рассказов автопутешественников и запомнил, что на озере не было особых проблем с дровами. Но такого их количества мы просто не ожидали увидеть!!! Лена была в полном восторге — ее хлебом не корми, а дай посидеть вечером у костра, щедро подкидывая охапки дров!
После нашей прогулки к берегу приехали еще две машины. Присмотрелись — казахстанцы, с алматинскими номерами. Подошли к нам, разговорились. Две семейные пары, гораздо старше нас, очень активные, объездили, видимо, весь Казахстан и добрую половину близлежащих стран! Рассказали, что завтра с утра планируют перебраться на пароме на северный берег Телецкого. А это идея! Переспросив стоимость переправы, наскоро собрав семейный совет и подсчитав оставшуюся наличность, прогулялись до парома. «Что же вам на Бухтарме-то не отдыхается?» — воскликнул капитан, видимо, запомнив наши Усть-Каменогорские номера. Договорившись о завтрашней погрузке с капитаном, оказавшимся очень приятным в общении человеком, вернулись к машине. Ужин, костер, озеро и звезды! Романтика!!!!!
1 сентября. День четвертый. Южный берег Телецкого озера
Проснулись утром под завывания ветра, разметавшего по песку всю нашу посуду. Вчера вечером мы узнали, что по утрам из долины Чулышмана дует сильный ветер, стихающий обычно к обеду, но сейчас совсем не верилось, что мощные порывы, взволновавшие поверхность озера, к обеду превратятся в легкий освежающий ветерок. Однако предсказания сбылись, и часам к 11 утра мы тремя машинами загружаемся на паром. Впереди 7 часов переправы и более 70 километров водного пути. Перед отправлением мы с Леной искупались в очень-очень бодрящей воде озера.
Разгрузившись с парома в поселке Артыбаш, ощутили разительный контраст — пустынный южный берег и бурлящий жизнью северный казались двумя абсолютно разными, недостижимо далекими друг от друга мирами.
Пока мы с Леной размышляли, куда же нам двигаться дальше, алматинцы быстро нашли место ночлега и предложили составить им компанию. Недолго думая, все вместе едем заселяться в предоставленный нам двухэтажный деревянный дом. Совместный поход в магазин, вкусный ужин. Еще один день остался позади.
2 сентября. День пятый. Артыбаш. Северный берег Телецкого озера
Проснувшись и позавтракав, вновь рассаживаемся по машинам. Тепло прощаемся с новыми друзьями — нас ждет путь домой, а алматинцы планируют через Горно-Алтайск вернуться в Чемал. Прощаемся с Телецким озером, пересекая по мосту реку Бию. Тремястами километрами дальше, Бия сольется с Катунью, что даст начало великой сибирской реке Оби.
За пару часов преодолев 150 километров до Горно-Алтайска, мы с Леной немножко задумались... Чертовски не хочется возвращаться домой! На работу мне завтра к обеду, целые сутки в запасе… Поворот налево — и мы снова летим по Чуйскому тракту. Нас ждет Чемал. В Чемале вновь любовались бирюзовой Катунью. Прогулявшись по шаткому подвесному мосту, посетили известный остров Патмос.
Патмос (греч. Πάτμος) — небольшой остров, представляющий собой скалу с отвесными стенами на реке Катунь, Чемальский район, республика Алтай. Расположен на окраине села Чемал. Недалеко от острова располагается точка слияния рек Катунь и Чемал. Единственный путь на остров проходит через подвесной мост. Своим названием остров обязан небольшому греческому острову Патмос. Остров был освящен в 1855 году, а в дальнейшем на нем был построен храм. Остров посещал митрополит Макарий. В 1920-е годы храм был уничтожен, а в 2000 году построен заново как храм апостола Иоанна Богослова. В 2001 году передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю. В настоящее время там проводятся службы, остров может посетить любой желающий.
Затем совершили экскурсию к Чемальской ГЭС, я искупался на слиянии Чемала и Катуни и мы направили свой путь домой, по пути остановившись у источника Аржан-Cуу.
За эти пять дней мы с женой просто влюбились в окружающие нас горы, реки, озера и водопады! Как только наш сынок немножко подрастет, мы вновь вернемся! Пусть эта поездка будет только началом нашего знакомства, Горный Алтай!