Горная Башкирия ver 2.0, или Кольцо вокруг горной части Башкирии

20.09.2015 | 14349 просмотров

Продолжу раскрывать красоты горной части Башкирии. Представлю вам маршрут «Горная Башкирия ver 2.0» или «Кольцо вокруг горной части Башкирии».

Не буду описывать, сколько по времени был тут или тут, опишу лишь то, что можно будет увидеть, следуя по данному маршруту. Ведь одному человеку хватит и дня побыть, любуясь красотами, а другому и неделю пожить мало.

Первый пункт «масштабной» остановки, куда надо доехать, это очень и очень маленькая деревушка Айгир среди скал, где нет дороги для легкового автомобиля, да и собственно дорог-то в деревне нет.

Из Челябинска дорога до Учалов была привычная. Затем появились холмы, вызывающие восторг в глазах после скучной равнинной дороги. В деревне Новобайрамгулово на конезаводческой ферме мы приобрели кумыс, который подготовлен для рядового жителя нашей планеты, не вызывающий никаких вкусовых ассоциаций с лошадью.

Возле кумысного магазина есть холм, на который мы захотели подняться. Ну, думаю, взберемся и посмотрим, что там дальше, может, и горы увидим»… Ну-ну, наивные, а за этим холмом еще и еще холм, и ничего не видно... Пришла мысль: «А давай съездим за те дальние холмы, посмотрим что там?... Давай!» Заехали… а там еще холм.

В итоге дорога привела нас в деревню Мусино:

Деревня башкирская. В одном из дворов увидел пожилую женщину, собиравшую вишню, спрашиваю её: «Что за гора впереди?» Она понимать-то понимает, а вот сказать не может, вот так вот, стоит отъехать от дороги 30 км, и всё..., русский понимается с трудом.

Зашли в магазин, он открыт, а в нем никого. Прошлись по деревне, рядом остановилась проезжающая машина. Мы расспросили водителя, что за гора и можно ли туда дойти, проехать. Водитель башкир нам рассказал, только вот русское слово «брод» никак вспомнить не мог, но мы поняли друг друга.

Дальше деревни дорога только такая, зато есть вид на горы:

Едем обратно. Приметил интересный факт, что в одних башкирских деревнях дома ярко раскрашены, заборы раскрашены, все чисто и ровно, а в других — почерневшая доска.

Возвращаемся к трассе:

В одной из деревень снова возникло желание подняться на холм и оглядеть округу, захотелось — сделалось.

«Накарабкавшись», держим путь дальше в город Белорецк, где посмотрели, да и прошлись по самому длинному деревянному мосту на Урале. А хорошо путешествовать на автомобиле, остановился, вкусил, поехал дальше!

Не спеша, доехали до деревни Инзер. У вокзала на несколько дней оставили автомобиль, дождались электричку с одним вагоном, сели у окна и тронулись в путь до станции (деревни) Айгир. Время вечернее, электричка везет среди скал, высоких, опоясанных облаками, как шарфами, скалы близко-близко. Ехать не долго — полчаса. Вышли, куда идти н е п о н я т н о. Деревня то маленькая, спросить не у кого. Ориентир был двухэтажный дом — это горный приют Айгир. Зашли... хозяев нет... зашли в свободную комнату и решили, что будет наша. Как оказалось, верно решили. Я охарактеризовал данную комнату так: « номер с личным водопадом». И в самом деле, вид с балкона открывается на речку Айгирка, спускающуюся с горы с камня на камень с характерным шумом.

Далее не буду делить по дням, просто расскажу, куда можно сходить и что посмотреть.

Утром, положив в рюкзак бутылку кумыса, отправились на Орлиные скалы. Можно добраться до них по тропе, а можно по железной дороге. Мы и пошли по тропе, слышим человек кричит: «Вы там не ходите». Спустились вниз к железной дороге, видим, сидят два железнодорожника, один из них и говорит: «В ту сторону прошли медведь с медвежонком. Если хотите на гору, то идите по рельсам, шума много от поездов, они и не ходят тут». Пошли по шпалам, слева скалы, справа река Малый Инзер

Поднялись на гору, с которой видно гору Ямантау:

На вершине пробыли весь день, попивая кумыс. Он оказался настолько калорийным, что есть совсем не хотелось.

А как приятно после похода вечером налить кружку чая, взять кофейную сгущенку, выйти на балкон и смотреть и слушать, как бежит вода, что-то думать, а вроде и не думать, быть в каком-то приятно пребывающем состоянии.

На другой день сходили на Черничную гору, с которой открывается хороший вид на гору «Караташ» (гора Уфа), высота 919 метров:

Долго сидели, смотря этот «телевизор», разглядывая окрестности, и не заметили, как подошел житель Айгира. Прям вообще неожиданно подошел.... Ходит по вершинам гор и собирает пластиковые бутылки, оставшиеся после туристов. Спросили можно ли сходить на гору Караташ... говорит, что можно, идти только весь день, да и опасно сейчас туда ходить,... передам его слова: «У Мишки лубов сейчас, ружьо надо ыметь».

Еще в один из дней сходили на «Борисовы печи». Раньше в этом месте изготавливали древесный уголь, из камней сооружали что-то типа дома, заполняли сосной, которую рубили на склоне горы, сверху обмазывали глиной и поджигали, оставляя на несколько недель. Дорога до печей идет через лес, а там малиныыы... очень много, столько я её никогда не видел, и что примечательно, кусты малины смяты, как будто их в букет собирали.

По дороге видели, как на поляне башкиры траву косили. Мы их спросили: «Почему кусты малины так странно смяты?». На что получили ответ: «Так это медведь, сейчас он пьяный ходит, идет в малинник, обнимает кусты малины и срывает ягоду с листьями, она у него бродит и вызывает пьянящий эффект».

Ну и нууу, у Мишки Лубов, так еще и пьяный ходит.

Расскажу о деревне Айгир. По утрам почти всегда туман, а по ночам звезд не видно, к ночи поднимающиеся испарения от двух рек зависают над деревней, а скалы ущелья не дают туману разойтись.

Вся «светская» жизнь идет на железнодорожной станции: кто-то сюда выходит позвонить, потому что связи нигде нет, кто-то сидит на рельсах и общается в соцсетях, кто-то просто выходит, чтоб под ручку прогуляться. И еще раз повторюсь: по утрам сильный туман и не видно гор, такое ощущение, что их вовсе тут нет.

Нагостившись, возвращаемся электричкой в деревню Инзер. Садимся в машину и думаем, как поедем в следующую «масштабную остановку» — природный парк Мурадымовское Ущелье.

Думали, думали и решили посмотреть Башкирию с Юга, где только начинают зарождаться холмы и горы Уральского хребта. Поехали через Магнитогорск — Сибай — Баймак — Зилаир.

Дорога хороша…

Заметил, что бензин в Башкирии дороже, чем в Челябинской области. К примеру, бензин на заправках Башнефть отличается на полтора рубля, почему так? Ведь Башкирия сама добывает нефть… А вокруг поля... поля…

В лесу с дороги увидели ферму по производству кумыса. Я решил попробовать кумыс, так сказать, другого производителя. Наливаю, густое такое, пробую… знаете, такое ощущение, что кобылу облизал, в общем, не моё это, буду пить только адаптированное для рядового жителя.

Проехав деревню Мраково, попылив по гребенке, приехали к парку Мурадымовское ущелье. Само Мурадымовское ущелье — это скалистый каньон, вытянутый вдоль реки Большой Ик. Тут много пещер, самые известные три пещеры: Старомурадымовская, Новомурадымовская и грот Голубиный. Остановились в «Лесной сказке».

В отличие от туманного Айгира в Мурадымово утро нас встретило яррррким солнцем.

Отправляемся в самую длинную из пещер — Новомурадымовскую. Длина ходов составляет 1850 метров, глубина — 108 метров. Но до неё надо еще дойти.

Одеваем каску, резиновые сапоги и вниз в пещеру посмотреть кальцитовые натеки на стенах.

Вечером поднялись на близлежащие скалы проводить солнце.

На следующий день отправились гулять по ущелью:

Четыре раза перешли реку Большой Ик вброд, поднялись по скале, дошли до голубиного грота:

А вечером можно сесть на крыльцо домика… а можно просто сесть и слушать птиц…

На другой день сходили на скалу, с которой открывается вид на ущелье:

Не нагостившись, выезжаем в следующую «масштабную» точку остановки — Нугушское водохранилище, входящее в национальный парк «Башкирия». В 1967 году перекрыли реку Нугуш, поставили плотину, и сейчас для жителей Оренбурга и Башкортостана это водохранилище — прекрасное место для водного отдыха. Тут и катера ходят, и на банане катают, скутеры и многое аналогичное. Остановились в деревянном доме турбазы Нугуш.

Утром сели на белый катер, который повез в ущелье реки, к слиянию двух рек.

На другой день поехали на противоположный берег Нугуша, чтоб подняться на гору Бейектау и по хребту попытаться дойти до того места, куда доплыли вчера на корабле. Поднялись на хребет, а там, а там дубы растут и клёны (что редкость для Челябинска). Тропа часто выходит на скальные выходы, с которых открывается вид на Нугуш.

Идем дальше, смотрим: земля по бокам взрыта, непонятные следы на тропе, кое-где трава примята, будто туша животного валялась. И чем дальше, тем чаще. Сопоставив все факты: дубы растут, везде желуди, разрытые канавы, — определили, что это дикие кабаны тут побывали. Позже в управлении национального парка нашу догадку подтвердили.

На следующий день поехали на Юмагузинское водохранилище. Между двух гор поставили плотину на реке Белой (Агидель). Полностью водохранилище набрали к 2004 году.

На КПП плотины узнал, что на водохранилище разрешается проходить только тем, у кого есть своё плавсредство. Нам вход воспрещен, но есть человек, который возит на прогулочном катере по водохранилищу, созвонились, договорились, поехали.

Съездили, посмотрели водопад:

Попрыгали с катера в воду, послушали историю создания плотины и поехали обратно на Нугуш.

Возвращались домой через Уфу, Сим, Юрюзань, тем самым замкнув кольцо вокруг горной части Башкортостана.

Насчёт дорог скажу так: главное... мы доехали и посмотрели то, что задумывали.

Всё.

Красота, поэзия, умиротворение! Хороша ты, Россия! Надо только суметь увидеть!
Спасибо тебе, брат!

Вот! Вообще супер! Картинки- просто класс! Надо будет тоже там прокатиться, да без спешки... Молодцы!

город-герой ТЮМЕНЬ
То же по Уралу гоняем. Выложи маршрут на карте.

На новый год поехали с семьей в Абзаково, тоже проезжали места эти. В шоке были от красот тамошних. Хотим приехать летом сплавиться по реке, тоже говорят красота. Сам родился на севере Башкирии и не подозревал что на юге такая красота

Я местный, можно сказать. Но выразить удивление от того, что вижу людей которые приезжают из дальних областей словами не могу. Последний раз видел семью из курганской области у водопада Атыш. Приехали они на подготовленном мицубисе Делика. Мегареспект, я шёл пешком по той дороге и думал что иду по колее шесятшестого газика как минимум, судя по глубине. Ребятки, жду вашего отзыва, если вы это читаете!!!
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"

Красивые места 5

Стерлитамак, Башкирия
Спуск воды на Юмагузино этой весной, там есть турбаза "Башкирская деревня", там отдыхали неплохо

Башкирия
А что в этом "горном приюте Айгир" так и не появлялись хозяева?)

ps
а у плотины юмагузино где-то на дне байдарка моя покоится) До водохранилища там еще интересней было, оно много чего затопили уникального
мыши тупые они всегда поддакивают
Мой отзыв: Mazda 626 2001
станислав челны
Набережные Челны
несколько раз сплавлялись по Белой и один по Юрюзани...
такое путешествие лучше совмещать со сплавом...
хороший отчет!

Санкт-Петебрург
Класс! Вот вроде и недалеко вы забрались, а читать интересно, и места красивые показали. В очередной раз доказывая, что для того, чтобы найти живописные места не обязательно нужно куда-то далеко ехать, достаточно просто по сторонам чаще смотреть;)
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Сергей к522рв02:
Ну вот дожили, уже там на машинках стали ездить;))Помню в далеких восьмидесятых зимой там на лыжах ходили, а летом пешком, если не ошибаюсь 12 км. надо идти.
Насчет Айгира,было время, когда туда каждую неделю ездили заниматься скалолазанием. На Ямантау и Караташ бегали как на разминку:))С вершин этих гор хорошо видно снежную шапку горы Ямантау! Уфф, как же этот давно было...

Нефтекамск
Эх, помню те времена, когда в Мурадымово можно было проехать только на УАЗе (90-е годы). Сейчас на любой пузотерке проезжаешь (ездил на Королле, три брода проходили "аки посуху", обмельчала река). В те времена не было там никаких турбаз, мало приезжих, первозданная красота. Рыбу ловили, ползали по горам, пещерам, купались. Красота.
Corolla Fielder, 1.5 АКПП 2001, Ford Focus C-Max, 2.0 МКПП 2006

Петербург
Какой прекрасный рассказ! Будто сам побывал!
А я действительно ждал - вдруг в этом отчете кто-то заберётся на гору Иремель (я забирался на нее в далекие восьмидесятые, по Башкирии на лошадях ездили)
Но ничего, может ещё кто-нибудь напишет. Вон, где раньше тропы были, там теперь говорят дороги асфальтовые. Ну и хорошо.
Автору - большое спасибо!
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции

Живописно!

Alex Shtirlic:
То же по Уралу гоняем. Выложи маршрут на карте.
Пробовал на карте, если обхватить всё, то этих деревень не видно.

Фотографии отличные!Да и отчёт вполне.)

отличненько

Сижу и думаю: красОты обалденные,не зря Башкирию называют второй Швейцарией, может ну его этот Байкал, два дня только ехать, а тут все под боком.

Автору огромное спасибо.
marsel02
Супер! Приятно читать про родные края!

красота бывал там тоже
Впечатлило. На заметку.

ЭФЭОП:
Так все таки, на Ямантау есть бункер или нет?

Башкирия - соседняя республика, а вот поездить там так и не довелось пока(( Хорошо, что есть такие замечательные отчеты!! Класс!

Сплавлялся по р. Белой в то время (2000 год) когда ГЭС еще строили, столько мест интересных и красивых затопили((

devatko:
Так все таки, на Ямантау есть бункер или нет?
г. Ямантау раньше всегда была закрытая зона, туда никого не пускали, нам говорили, что там якобы что-то добывали, еще вокруг этой горы, ездил какой-то поезд без остановки. Правда это или миф не известно:)

ЭФЭОП:
Не боись, эфиоп, местные на уазиках туда не суются даже, только те кто уверен в своей машине и с бензопилой в багажнике. Почти нетронутые места, один указатель только там повесили с надписью "Атыш туда. Пива нет, вискаря нет и водки тоже". Да, где то около 12 км... Но под дождём и с грузом кажется что все двадцать:):):)
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"

Сколково
Бывал в межгорье, который закрытый, на ямантау нельзя ходить, поймают, запишут кто такой, если есть фотоаппарат или камера заберут флешку или кассету)))Это было до того как часть военную не заменили обычным чопом. Сейчас даже при желании в город попасть не трудно. В горе действительно что то есть, люди там работают, зарплаты очень большие, говорить что там нельзя так, что даже те кто там работает не говорят друг другу что там)))
-как ты узнал что я одинока?
-да ты страшная ****ец!!!
Мои отзывы: Opel Zafira 2007, Toyota Prius 1998

Сколково
очень рекомендую сплавиться по маршруту старосубхангулово - капова. Есть хорошие пещеры и утесы на маршруте.
-как ты узнал что я одинока?
-да ты страшная ****ец!!!

Максим
Сергей к522рв02:
20км от Фроловки(это там, где кончается дорога), местные да, не ездят туда почти, джиперов полно и нефтяников на танкетках.

Отчет интересный!
Вот я, вроде, местный, Алтай, Байкал, Карелию исколесил, а по родной Башкирии поездить не получается((
Автор молодец!
Всем новых путешествий!!!

Сергей к522рв02:
Дык и мы не легко туда ходили,ну а водичка всегда с собой была.
Кстати,было это очень давно,один мой знакомый ходил от туда в сторону Аши, зимой с группой,по морозились они тогда,у него пальцы на ногах ампутировали,но ничего потом и на скалах лазил и в горы ходил.

Позновательное путешествие,молодцы.

Красиво.

Как всегда - интересно, красиво и познавательно!
Класс!
Лишили прав?
И правильно сделали! Одним идиотом на дороге станет меньше.