Из тайги к горам и морю в июне 2015 г.

11.09.2015 | 22985 просмотров

Добрый день уважаемому сообществу автопутешественников!

Съездил и я, однако. Писать вообще не собирался, так как фоток немного. Дорогу практически не фотографировал. На жутких местах фотать некогда, на хороших дорогах не хочется останавливаться. Поэтому, по возможности, опишу все буквами, так что «букафф» будет много, не взыщите.

Ну, в общем, живу я в тайге. Ну как, не в самой тайге, в Городе, конечно, но тайгу из окна видно — метрах в трехстах. Кстати, по приезде уже уведомили товарищи, что в листке нашем писали правила поведения при встрече с медведем. Дескать, шляется тут пара-тройка в округе. Так вот, желательно, чтобы друг друга не сильно напугать, ежели столкнемся где. Где-то я все это уже слышал, только там медведы, кажется, с балалайками еще были. Ну, да ладно.

Город наш — один из центров цивилизации ХМАО. Не, не в том смысле, что большой город — тысяч 25 населения всего, а в том смысле, что ближайший бОльший — Нягань, 55 тыс. — в, примерно, 250 км, ну а до совсем столицы — Ханты-Мансийска — и вовсе больше 600 км. Сухопутная Дорога в Мир от нас единственная, в южную сторону на 300 км никуда не свернешь. Через 200 км — паромная переправа через Обь. Так что машины здесь не угоняют, не принято.

Да и вообще насчет автомобилей. Живу здесь с 1998 года и всегда был уверен, что автомобиль мне не нужен. Казалось, куда тут ездить — весь Город можно за полчаса насквозь пройти. Дачу не держу. Родственников в близлежащих деревнях нет. И, хотя имел права с 1995 года, последний «Москвич» продал в 1998 — при переезде. Более за рулем не был. Вплоть до прошлого года. Навыки, конечно, были все потеряны, учился водить, практически, заново. Но, это как на велосипеде — если когда-то умел, снова сядешь и поедешь.

Да, так вот, в прошлом году решил на старости лет купить себе какую-нить машинку. На вопрос жены — типа: «а зачем тебе?», сказал, что будем путешествовать по стране, вспомним туристическое прошлое в более комфортном варианте, чем с рюкзаками и палатками и прочие прелести кочевой жизни. Так и появилась у нас Киа Рио, 2014 г., 1,6, МКПП.

Не растекаясь «мыслью по древу», скажу, что за полтора года владения, на спидометре гордо красовалась цифра 4750! «Куда тут ездить?» — ну, вы помните, да…

Примерно за несколько месяцев до начала текущего лета и долгожданного отпуска, я начал озвучивать мысль — «в отпуск едем на машине». Рациональных аргументов «за» явно не хватало. Казалось бы, Контора оплачивает дорогу, если обещаешь полечиться дней 10 в каком-нибудь санатории, так и лети туда самолетом, на крайний случай — спи в поезде. Но ехать тысячи километров за рулем... «Это же Приключение», —убеждал я. «Это настоящее мясо, и мы будем есть его живым!» Короче, поехали. Курс предварительно на Кисловодск. Там много санаториев, и я еще ни разу не был в тех местах. Заранее вообще ничего не заказывали, не бронировали и не планировали, потому что не знали, как оно пойдет. Все-таки, в первый раз так далеко. Единственный дедлайн — вернуться к 4 июля в Екатеринбург, на свадьбу к сыну. А на календаре, между тем, было 1 июня. И все было еще впереди.

2 июня. День первый

Город — Андра (переправа) — Приобъе — Нягань — Советский — Югорск — Ивдель — Серов. 900 км

Итак, первый этап, «доехать до парома». Город — Андра (~200 км). Первый паром в 5 утра, поэтому выезжаем в полночь. Ну, как в полночь — по светлому выезжаем — ночи-то белые уже пошли. Солнце хоть и зашло за горизонт, но призрачные такие светлые сумерки. Тишина и дорога. Из города первые 40 км отличного асфальта пролетаются на одном дыхании. А потом…

А потом началось... Полностью, нет — ПОЛНОСТЬЮ! убитая четырехплитка. Давненько я здесь не ездил летом, да. Зимой еще так-сяк, снегом заровняет, укатают — и вроде ничего, но летом... Ямы, чуть ниже колена и на всю ширину, разъехавшиеся плиты и прочие прелести. Длина этого хайвея километров 50, но 2-3 часа на преодоление препятствий можно смело закладывать. Конечно, в том случае, если у вас не навороченный джип и вам жалко технику так же, как и мне.

После Лыхмы дорожка тоже из плит, но гораздо ровнее и приятнее, а дальше — вообще новый асфальт до самой Андры, как компенсация всех предыдущих моральных страданий. Вообще, все моральные страдания больше от неожиданности. Когда в обратку ехал, то уже примерно представлял, что и как, поэтому все прошло гораздо легче и почти без матов.

Прикольное явление — едешь белой ночью среди тайги, по краям дороги деревья стеной и странный такой звук — уу-иии, уу-иии. Прямо забеспокоился — мало ли что, мож какой подшипник завыл или еще что-то. Остановился, звук тоже стих. Точно, от меня. Поехал, опять завыло, остановился. Пока курил, мимо какой-то джип проехал — с точно таким же звуком. Просто эхо такое странное — никогда не слышал раньше. Вообще, жутковато ночью в тайге, хоть и ночи белые.

Однако, долго ли, коротко ли — вот и Андра. Подруливаем к переправе уже в 4:00. Очередь — машин 20-25. Погрузка еще не началась. Баржа не очень большая — на глаз трудно определить, поместимся или нет. Пока можно попить кофе и передохнуть, прийти в себя после первого этапа.

Скоро народ немного зашевелился, машины задвигались, опустили сходни, началась погрузка. Тоже не все просто. К сходням нужно подъехать задним ходом и подняться по ним.

А мореходы тебя растасовывают плотненько так, чтоб только дверь наполовину открывалась, если в туалет захочется.

Правда, ехать так через Обь всего часа 3. Хорошо, что дорогу до Андры построили, а то ж раньше до Приобъя на барже сутки шли. А в Приобъе эти баржи гаишники встречали — проверяли трубочкой, кто больше всех скучал. В-общем, отчалили — теперь можно и подремать с устатку.

Через 2 с половиной часа продираю глаза — баржа приближается к берегу. Берег совершенно незнакомый, хотя в Приобъе бывал много раз. Какая-то промзона, ничего не узнаю. Сверяюсь по навигатору...

Кстати, коротко по используемому оборудованию. Имеется какой-то простейший китайский видеорегистратор, такой же китайский инвертор 12/220В и планшет на Андроиде. На планшете интернет от МТС и различные навигационные программы — Навител, Гугл-карты, Яндекс-карты и прочие. Но из всего разнообразия всю дорогу использовалась только Osmand. Очень рекомендую. Не без прибабахов, конечно, но лучшая из всего, что мне попадалось. Тем более условно-бесплатная. 10 карт можно скачать и использовать бесплатно (а это — 10 федеральных округов, по России ездить более, чем достаточно). Да и за полную версию цена более чем демократична — рублей 200, что ли. Проект развивается, программа обновляется. Из прибабахов — проложишь маршрут, едешь нормально. Потом свернешь куда метров на 30, на заправку или в магазин, например. Так «девушка» в планшете теряется сразу, и еще много километров перепрокладывает маршрут, пытаясь вернуть нас на то место, где первоначально сошли с дороги. Успокоить можно только ручной перепрокладкой в правильном направлении. Но это мелочи и, думаю, что они будут устранены со следующими обновлениями.

В общем, карта показала, что нас хотят выгрузить на северной окраине Приобъя, в начале объездной дороги. На карте обозначено, как «Место стоянки баржи на Салехард». Аппарель опустилась и машины, суетясь, начали съезжать на укатанный песчаный берег. Мы тоже съехали, выбрались на объездную дорогу и остановились на обочине, чтобы осмотреться и пропустить колонну с нашей баржи. Торопиться особенно некуда, на часах около 8 утра, впереди целый отпуск и тысячи километров дорог.

Маршрут, как я уже говорил, до мелочей не планировался. Торопиться никуда не собирались. Предполагался оптимальный пробег в день — не более 800 км. Скорость не превышать, максимально — 90-110 км/ч. По темноте — не ехать. Останавливаться на ночь не позже 20:00. В общем, двигаться максимально расслабленно и безопасно — мы же в отпуске!

По заправкам. Канистру с собой не брали. Бак в машинке небольшой, 42 литра. Но и расход, как позже показала практика, тоже нормальный — 6,4 л на 100 км. Это с постоянно работающим кондиционером. Заправлялись преимущественно 95-м, когда был. Всего несколько раз лили 92-й. Кстати, именно с бензином связана единственная неприятная история в этой поездке, но об этом позже.

В общем, поехали. Сначала по объездной Приобъя, потом на Нягань. Дорога до Нягани (50 км) хорошего качества. Вообще, мне трудно подробно писать про качество дорог. Они РАЗНЫЕ. В процессе движения записи не велись, поэтому в памяти остались только общие впечатления, типа «полная жопа», «после бомбежки», «более-менее», «как по маслу». Причем, в течение дня эти впечатления периодически друг друга сменяют. Так что уже к концу дня начинаешь путать, где что было в подробностях. Но в общем участки запомнились.

Итак, наша нитка маршрута сегодня единственно возможная при движении на Юг: Нягань (~50 км) — Советский-Югорск (~350) — Ивдель (~550) — Серов (~750). Все расстояния примерные, для себя. Эти места отмечены, как места возможной ночевки в первый день, так как непонятно было, на какую баржу мы попадем. Там 6 рейсов в будний день. В выходные на 2 больше. Поскольку переправились удачно, можно замахнуться и проехать максимально, несмотря на практически бессонную ночь.

Заправились где-то под Няганью. Литров 20 долили, чтоб не париться, потому что до Советского-Югорска по карте что-то пустовато насчет заправки. Вообще, в процессе поездки взял за правило не доводить бензин до загорания лампочки. Всегда заправлялся до полного бака, и всегда выходило 26-28 литров. То есть запас всегда присутствовал.

Нягань прошли по объездной. На выезде пост ГИБДД. Сотрудники присутствуют, но малоактивны. Забегая вперед, скажу, что по отношению к нам эта тенденция сохранялась практически всю поездку. Останавливали всего один раз. Но об этом позже.

Дорога после Нягани ничем не примечательна. Болота, леса. Частые своротки на промзоны — «Куст номер такой-то». И так через каждые несколько километров. Дорога типа «более-менее» и даже «хорошая». 100-105 км/ч можно ехать легко. Хотя и местами шумновато ехать. Киа Рио вообще машинка жестковатая и шумноватая, как оказалось. Каждую кочку или неровность чувствуешь конкретно. Но, что есть, на том и едем. Перед Советским дорога переходит в качество «полная жопа» и продолжается в нем внутри города.

Решили включить инвертор и подзарядить планшет. Инвертор не включился и попутно сжег предохранитель, гнездо 12 в. на панели перестало работать. Китайское качество, мать его. Но оставаться без навигации как-то было неуютно. Поискали новый инвертор сначала в Югорске, потом в Ивделе — бесполезно. Таксисты не знают, где находятся магазины в собственном городе — просто жесть! В магазинах вообще не знают слово «инвертор». Часа 2 потеряли на этом. Планшет тем временем полностью исчерпал заряд, извинился и выключился. Делать нечего — продолжаем ехать. Дорога-то все равно пока одна, главное — попасть на нее. Опять же — не пустыня вокруг, люди всегда подскажут, указатели кое-какие тоже имеются, заблудиться и пропасть — практически невозможно.

Да и вообще, в дальнейшем, вывел для себя оптимальную формулу навигации — не доверять слепо девушке из планшета. А смотреть на знаки, указатели и прочие стрелки на дороге. И если эта информация не противоречит друг другу, только тогда принимать ее за достоверную.

Тем временем дело уже к вечеру, заканчивается самый длинный первый день путешествия. Мы приближаемся к Серову, погода портится, дорога портится еще больше. Начинается сильный дождь. Грязь летит из-под фур, забрызгивает лобовое стекло. Пора уже куда-то прибиваться на ночлег. Въехали в Серов — вот где сильно пригодился бы навигатор — однако, на сегодня он уже давно мертв. Наугад поворачиваем несколько раз по главной дороге и понимаем, что нужно останавливаться и «брать языка». Мельком на глаза попадается баннер со словом «гостиница». На первом же перекрестке разворачиваемся и возвращаемся к нему. Звоним по телефону — никто не отвечает. Опрашиваем местную жительницу, получаем азимут. Едем. Контрольный опрос местного жителя — еще пара поворотов — гостиница «Уют».

Приятное место для усталых путников, если не обращать внимание на ж. д. станцию Серов на расстоянии 200 метров. Изредка вскрикивают локомотивы да слышен производственный бубнеж по громкой связи. Однако, номера неплохие, со стеклопакетами, поэтому эти вещи мало мешают отдыхать.

Машинку предложили загнать на отгороженную территорию на заднем дворе. Там что-то вроде какого-то автохозяйства — стоит разобранная техника и лежат всякие к ней запчасти. Но зато все это хозяйство запирается железными воротами, что очень успокаивает.

Кафешки вроде не было, точно не помню, зато был кулер с кипятком, за это полный зачет заведению.

3 июня. День второй

Серов — Новая Ляля — Горнозаводск — Чусовой — Кунгур. 403 км

С вечера решили хорошенько выспаться, проснуться без будильника. Так как за первый день с ночью мы проехали максимальное расстояние из планируемых, то на новый день у нас остался маршрут длиной всего чуть больше 400 км.

Однако, уже около 6 утра сна не было ни в одном глазу. Забегая вперед, скажу, что в дороге все время просыпались по утрам очень рано, несмотря на то, что накануне, конечно, уставали к вечеру. Причем, просыпались свежими, бодрыми и отдохнувшими. То ли постели чужие, то ли какой-то особый режим работы организма включается, но факт остается фактом — обычно, подъем не позже 6, отъезд не позже 7.

Ехать рано поутру — удовольствие. Дороги свободные, жары нет, фуры еще не проснулись. В общем, часа 2-3 сплошного кайфа.

Из Серова дорога на юг довольно хорошая, двигаемся резво. Проезжаем Новую Лялю (смешное название, искал по карте какую-нить другую Лялю, но тщетно). Первый поворот на Качканар пропускаем, движемся ко второму. По описанию должен быть указатель на Пермь. Вот и он. Впрочем, заблудиться на этом участке все еще трудно.

Свернули на Пермь. Дорога очень живописная, но не очень хорошая. А главное — достаточно узкая и извилистая. Здесь, наверное, уже начинаются предгорья Урала. Подъемы и спуски становятся все круче и длиннее. С обгонами все труднее и труднее. Иногда приходится ехать в колонне 50-60 км/ч. Но оно и к лучшему — природа кругом обалденная.

По краям дороги хвойные леса перемежаются березовыми рощами. Иногда сосны и березы вообще вперемешку растут. Причем, что для меня удивительно, и те и те очень высокие. У нас-то на Севере березки скромненькие такие. Листочки выпускают только в июне, когда убедятся, что морозов уже точно не будет.

Иногда натыкаемся на ремонтные дороги. Копошатся работяги, как черти в аду, варят свою смолу. В некоторых местах приходится ехать по какой-то адской смеси жидкого гудрона и мелкой щебенки. Наверное, технология такая — привлечение проезжающих автомобилей к укатыванию дороги. В одном месте вообще выплеснули ведро черной кипящей жижи прямо под колеса. Хотелось выйти, но некуда было. Да и за спиной целый хвост машин двигался.

На одном из мини-перевалов попалась стела «Европа—Азия». Сфоткались, конечно. Но место не очень привлекательное — мусора кругом разбросано дофига. Обязательно было его до стелы довезти, чтоб именно тут выкинуть, что ли...

Горизонт завален умышленно. =)

Едем дальше, на Горнозаводск — Чусовой. Не могу точно сказать, когда начала портиться дорога, но в Чусовом она, по моей классификации, превратилась в «полную ж...». С грунтовыми участками и бесконечными ямами. Ну, и с медленно ползущими по ним фурами, конечно. Заехали на древнюю заправку. Колонки со стрелками и очередь к ним. Причем, места очень мало, даже чтобы просто выехать. Единственный кассир, морща лоб, очень медленно отсчитывает сдачу. Какой-то мужик на древних «жигулях» просит залить ему 12,5 л топлива в счет бонусных очков по какой-то акции, чем полностью блокирует отпуск бензина минут на 15.

Кое-как заправившись и выехав, наконец, из этого неприветливого к нам места — берем курс на близкий уже Кунгур. После Чусового дорога кажется просто-таки хайвеем. Вот и поворот, Филипповка.

Кунгурская ледяная пещера находится не в самом Кунгуре, а в примыкающей деревне. Сразу после своротка с основной дороги сильно не разгоняться. Там метров через 50 будет поворот направо, на узенькую асфальтированную дорогу, которая и приведет непосредственно к гостинице, стоянке и самой пещере.

Прибыли на место часов в 16. Последняя экскурсия в пещеру была в 17:00. Поскольку все равно собирались тут ночевать, не стали суетиться с культурной программой, а быстренько заселились в гостиницу «Сталагмит». Что можно сказать о ней... Стандартная советская гостиница, 5 этажей, в прошлом — добротная, нынче с налетом прошедших лет. Кое-где отремонтированная, кое-где немного перестроенная и переоборудованная.

В номере кондиционер. Жарко — включили. Через 5 минут из него закапала вода прямо в телевизор. Телевизор быстро убрали, кондиционер выключили. Пожаловались в рецепцию — там сделали круглые глаза, сильно удивились.

В общем, поселились, загнали машинку на спецстоянку для жильцов и пошли осмотреться.

В этом месте все крутится вокруг пещеры, похоже, она кормит, так или иначе, весь поселок. Кроме гостиницы есть большая бесплатная парковка, сувенирные лавки, неплохой парк с деревянными сказочными персонажами, детский городок. И людей — не сказать, чтоб мало. Стоянка заполнена на две трети. Движуха постоянная — машины прибывают-убывают, народ тусит. В-общем, место не выглядит заброшенным, а скорее — наоборот. Ну, а мы — купили пивка на вечер, вернулись в номер — стоит переносной, типа, кондиционер. Ну, нифига себе — сервис, даже не ожидали. Правда, дует теплым воздухом, но не это ведь главное, а главное — забота о постояльцах. Сделали все, что могли, да.

Правда, я позже вышел на балкон и обратил внимание, что шланг, по которому из сплит-системы стекает конденсат, как-то странно изогнут. Выпрямил его — вылилось вниз литра полтора воды. После этого капать из кондиционера перестало, нормально заработал. В общем, починил, ага.

4 июня. День третий

Кунгур — Орда — Уинское — Чернушка — Куеда — Старобалтачево — Бураево — Дюртюли. 370 км

Проснулись, как всегда, около 6:00. Утро прекрасное, погода обещает быть такой же. Кассы открываются в 9:00, первая экскурсия в 10:00. Побродили по парку, пофоткались. Билет на экскурсию в пещеру — 600 рублей. Пенсионерам — 300. Жена обрадовалась — первый раз в жизни «выстрелило» ее пенсионное удостоверение. У кого нет теплых вещей, можно взять куртки напрокат за отдельную плату. Особо осторожные могут взять даже каски! Но это, кажется, дороже, чем куртка. Экскурсия собралась — человек 20. Пошли.

Вход в пещеру напоминает промышленный холодильник — такая же толстая теплонепроницаемая дверь. Действительно, прохладно. Иней и сосульки. Их здесь почему-то называют ледяными сталактитами. На входе самое холодное место в пещере, все лето держится отрицательная температура.

Чем дальше вглубь горы, тем теплее, но ненамного. Пещера по маршруту красиво подсвечивается в разные цвета. Гроты с романтическими названиями. Подземное озеро. Кстати, в нем есть местная жизнь, мелкие слепые рачки. Эндемики, живут только в этой пещере и более нигде в мире.

В общем и целом, экскурсия интересная и познавательная. Прошли под землей около полутора километров. Наружу вывалились, по контрасту, как в духовку — на улице жара. Время уже около 12. Пора выдвигаться дальше.

Дорога сегодня по селам. Конечный пункт не назначен, где вечер застанет, там и ночлег. Сдали номер, поехали через центр Кунгура. Там есть еще одна достопримечательность — памятник «Пуп Земли». Как же мимо проехать? В Кунгуре полуденная толчея, машин море, людей полно на улицах. Будний день вроде как — откуда народ? Кое-как добрались, прикоснулись к «пупку» земному. Гранитный он у нее, оказывается, да.

С трудом выбираемся из города, курс на трассу Пермь—Екатеринбург. Развязка, едем километров 20 в сторону Ебурга и поворачиваем на Орду. В этот день дорога мало чем запомнилась — то хуже, то получше. Проезжаем одни поселки насквозь, другие по краю, третьи вообще мимо. Девушка из планшета ведет сегодня ровно, не запинается.

И продолжается такая песня почти до самых Дюртюлей. А перед ними начинается, не скажу даже «дорога», скорее, сильно пересеченная местность. Не стану долго рассказывать про эти 10-15 км, но именно на этом участке в нашей экспедиции родился мем «дюртюли» — применительно к качеству дорожного покрытия. То есть, помните, да? — «ж...», «полная ж...», а теперь еще хуже — «дюртюли».

На этом отрезке еще и ливень хлынул, что отрезало нам путь просто по полю, как здесь делают в сухую погоду. Поэтому пришлось ползти в лучах заката со скоростью 10-20 км/ч и снова очень жалеть машину. При этом находились джигиты на антикварных жигулях, летящие 80-90, как ужас на крыльях ночи. Один проехал так сначала навстречу, а потом, минут через 5, уже обогнал. Мож аттракцион такой, вроде американских горок?

Однако, солнце закатывается за горизонт, а мы закатываемся, наконец-то, в Дюртюли. Одноименная гостиница в центре. Правда, «Дюртюли» — это она на карте так называется. На вывеске совсем другие буквы. Наверное, перевод с русского. Гостиница неплохая, тоже 5 этажей, похожа на кунгурскую. Предъявляют номера по 650 руб./чел. Может выражение наших лиц было какое-то необычное... Оказалось, в общем, цена плавающая. Сошлись на 900 руб. за двоих. Про гостиницу ничего интересного сказать не могу. Просто выспались до утра — и все.

5 июня. День четвертый

Дюртюли — Чекмагуш — М5 — Октябрьский — Бугуруслан — Чапаевск — Пугачев — Балаково — Саратов. 972 км

Подъем в 6 утра без будильника. В 6:40 уже опять едем. Погода прекрасная, движухи на дорогах почти ноль, асфальт приличный — что еще нужно для маленького счастья? Наконец-то выезжаем на «великую и ужасную М5». Мало кто здесь, в отчетах, не помянул ее нехорошим словом. Вот и я на нее выехал в первый раз. Но не зря говорят, что первое впечатление — самое сильное. Какая она была для меня, М5, в то утро? Минимум движения, хороший асфальт, разметка. Инфраструктура, опять же — заправки, кафешки, мотели на каждом шагу. Тошнишь свою сотню в час гораздо безопаснее, чем где-то между поселками. Многие фуроводы тоже едут 90-100. Я таких и не обгоняю, зачем? Они в день с такой скоростью умудряются проезжать больше тысячи километров. Ведь главное в этом деле — не как быстро ты едешь, а как часто останавливаешься.

В общем, промахнул я с такими мыслями по федералке полторы сотни километров и свернул на Бугуруслан. Его вскоре проехали частично через город, частично по краю. Помню только, что дороги не ахти были. Двигаемся дальше в сторону Похвистнево — Кинель — Черкассы — Отрадный.

При подготовке к поездке, конечно, читал множество отчетов, как люди катались в этом направлении. И вот решил, по совету одного автора (дай бог ему хороших дорог), снова проехаться по сельской местности. Реклама была такая — свободные классные дороги, кратчайшее расстояние.

В общем, дальше маршрут был такой: Отрадный — Черновка — Богатый — Андреевка — Максимовка — Покровка — Утевка — Дмитриевка — Подъем-Михайловка — Дубрвый Умет — Чапаевск.

Ну не обманул, бродяга. Просто удивительно, КАК? Между такими мелкими селами могут быть такие классные дороги??? Признаюсь, был в приятном шоке. Причем, идут, в основном, вне населенных пунктов — лети и радуйся!

Но все хорошее быстро кончается — эта мысль пришла уже на подъезде к Чапаевску. Считать маршрут Чапаевск — Пугачев — Балаково дорогой можно, только имея буйную фантазию. Ну, или вездеход на шинах низкого давления. Подъезжая к Балаково, сказал себе, что этим берегом более никогда ездить не буду. Никогда, Карл!

Впрочем, все меняется — через год мож разобъют Р-228, а Р-226, наоборот, отремонтируют — маякните тогда кто-нибудь, пожалуйста.

В Балаково переехали на правый берег Волги. Тоже, блин, на плотине вырезаны прямоугольные куски асфальта под ремонт, очевидно. Глубина сантиметров 10 и острые края. И не объехать никак, потому что движуха постоянная там.

Наконец- то выехали на Р-228. По сравнению с левым берегом — это просто песня. Уже кроме дороги можно обращать внимание и на окружающий пейзаж, а он прекрасен! Особенно красивые виды, когда открывается обзор на Волгу и ее берега. Дух захватывает от этого простора и этой мощи!

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Насчет общей обстановки на дорогах, полиции и прочих мелочей. Повторюсь, выехал за рулем в дальний пробег впервые в жизни. Предварительно, конечно, начитался много историй про автопутешествия, в том числе и на этом сайте.

И вот, уже вернувшись, посмотрев на все лично, могу сделать следующие выводы. Многое из прочитанного оказалось предрассудками, или очень субъективным мнением. Во всяком случае, в настоящее время. Например, про «беспредел» полиции. Для себя понял, если не нарушаешь, то никому ты не нужен нафиг. Ну, почему, если ты едешь непристегнутый, и тебя тормозит полицай, то виноват он, а не ты сам? Или если несешься за 150, и тебя за это обули по полной, я только поаплодирую и скажу, что менты молодцы. Если, конечно, они не на карман себе мзду положили.

Сколько венков на обочинах — не счесть. Сейчас мода пошла прямо памятники из гранита на обочинах ставить. И ладно бы там были одни торопыги, но ведь половина из них совершенно невинные жертвы.

Думаю, что безопасность на дороге примерно процентов на 80 зависит от самого себя. От манеры поведения на дороге. Смешно наблюдать за некоторыми деятелями. Идет по федералке колонна, метров 500. И не сказать, что слишком медленно — 85-90 км/ч. Навстречу тоже движуха достаточно оживленная. И вот откуда-то сзади появляется торопыга, начинает обгонять всю колонну, по одной-две машины. Когда не успевает, пытается втиснуться обратно, народ оттормаживается, пропускает. Через полминуты по новой. Дернется на обгон — обратно встанет, снова дернется — снова обратно. Потом выберет момент — пошел, за секунду до встречки — подрезал обгоняемого, тот еле оттормозился, встречка тоже испугалась — ушла на обочину. Весело пролетает метров 200 и упирается в следующую колонну. Столько усилий, риска — для чего? Чтоб приехать на 15 минут раньше? Вряд ли у него в машине жена рожает.

Мало того, что такой водятел портит себе карму — сколько народу покрыло его трехэтажным за всю дорогу. Так он же еще постоянно играет в лотерею: успею — не успею, увернусь — не увернусь. А лотерея, как известно, дело такое — чем больше билетов купишь, тем быстрее «выиграешь». И ладно бы действительно куда-то спешил, чтоб вот — позарез. Так нет же — просто он так ездит, стиль такой. А в машине еще жены, дети…

Понимаю, что никого не вразумишь — так если бы они еще и выпиливались аккуратно и поодиночке. Как говорится — за что боролся, на то и... Так прицепом с собой нормальных людей утягивают, вот что обидно.

Насчет ментов еще хочу высказаться. Стоят, конечно, родимые. Иногда в кустах машину прячут, чем нарушают свои же инструкции. Но беспредела не довелось увидеть. Повторюсь, если не нарушаешь, ты для них неинтересен. Другое дело, что обстановка иногда такая, что подталкивает к нарушению. Знак 70 на спуске и они родимые на следующем пригорке стоят, меряют. Или новая дорога и неснятые знаки 40 после ремонта. Да много всяких уловок. Тут уж ничего не попишешь — казаки-разбойники — одни ловят, другие убегают. Опять же, все это мелочи, происходит достаточно редко (в смысле попадаешься именно ты), не сильно накладно и не смертельно.

Тем временем, мы уже приблизились к Саратову, где и заночевали на объездной дороге в первом попавшемся мотеле.

6 июня. День пятый

Саратов — Камышин — Волгоград — Элиста. 664 км

«Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка.»

Мотивчик динозавровых времен крутился в голове несколько минут после пробуждения и до открытия глаз.

Сегодня у нас в планах не просто дорога, сегодня мы должны впервые посетить историческое, величественное и трагическое место — Мамаев курган.

Сборы, как всегда были недолги. Что бродяге собраться, только подпоясаться. Еще не было и 7, а мы уже ехали по холодку. На Волгоград с объездной Саратова попали со второго раза, сразу чета промахнулись на развязке. Но быстро сообразили, что не туда, развернулись и встали на правильный путь.

Дорога продолжает радовать, решил, что обратно поеду по этому берегу, через Сызрань — Жигулевск — Тольятти. По карте вроде бы дальше выходит, но оно того стоит.

Снова за окнами красивые пейзажи. Справа холмы и степи, слева иногда появляется Волга. Красиво. Мощно.

Про волгоградские дороги, конечно, был наслышан. Но одно дело теория. Другое дело — увидеть (и почувствовать) самому. Такая стыдоба. Как же так — город-герой? Впрочем, причем здесь город. Кто вообще там отвечает за дороги? Если спросить «почему?», интересно, что ответят? Что вообще могут ответить? Чем оправдаться? 21-й век, блин!

Ладно, уже приехали — Мамаев курган. Припарковались удачно — прямо внизу, под лестницей. Кто здесь не был — это нужно увидеть. Хрен с той Эйфелевой башней и Парижем, но сюда — обязательно.

Стою на вершине кургана и думаю — немцы тогда дошли аж сюда! Какая мощная армия! Захватить огромную территорию — полторы тысячи километров от Бреста! Ведь армия — не только боевые части, еще и тыл, снабжение. Все вот это обеспечить на таком удалении от границ. Какая великолепная организация! Немецкий орднунг и немецкое качество!

Ан и не срослось у них. Сначала в 41-м под Москвой первый звоночек прозвенел. А здесь и вовсе. Нашлась на эту силу — другая сила. Такая, что сегодня, через 70 лет, внуки и правнуки тех солдат вермахта знают слово — Сталинград. И это очень хорошо, что знают и помнят.

Но чего это стоило, чтоб запомнили. Сколько крови пролито на этих берегах, какие Люди здесь бились и умирали…

Смотрю сверху на Волгу и представляю 42 год. Тот берег наш, здесь немцы уже вышли к реке в некоторых местах. Весь город полностью уничтожен, развалины, ни одного целого здания. «За Волгой для нас земли нет». И не смогла. Лучшая армия Европы. Да что там армия — это и была вся Европа, в общем-то. И не смогла. И разжала пальцы, и замерзла, и умылась кровью, и шла потом грязно-серыми колоннами по Москве. И до сих пор помнит, хоть и не хочет помнить.

Вечная слава павшим солдатам. Они заслужили, и таких монументов, и чтобы помнили.

С такими мыслями пробираемся по городу-герою в сторону Элисты. Уже далеко за полдень, жара, пробки и «дороги». Кое-как выбрались на трассу и вдруг — идеальное дорожное полотно. Как будто двигатель выключили — только еле слышное шуршание шин по асфальту. Просто песня после Волгограда.

Что, ожидаемо, и сыграло злую шутку с измученными бездорожьем путешественниками. Хоть я и планировал ни при каких условиях не разгоняться больше 100-110 км/час, но здесь несколько раз отвлекся и ловил себя на том, что незаметно для себя еду уже 120-130. Сбрасывал, конечно, но судьба-злодейка уже поджидала меня за очередным поворотом в виде экипажа доблестной калмыцкой полиции.

Дружелюбные полицейские продемонстрировали мне на ноутбуке качественное фото моей машинки, не без вкуса снятое сзади в три четверти и скорость там же была зафиксирована — 122 км/ч. На летчика не потянул, но от постановления на 500 рублей отмазаться не было никакой возможности. Проговорились, что место у них прикормленное — после волгоградских дорог на этой трассе беспечные водители, как правило, впадают в эйфорию и теряют всяческую бдительность и рассудок.

К слову сказать, это был единственный за всю поездку случай живого общения с работниками ГИБДД. Еще раз нас сфотографировали в автоматическом режиме где-то в Республике Адыгея. Фото также стоило 500 рублей, хотя я его так и не видел.

А вообще-то, это только второй случай за мои годА, когда меня полицмейстеры «на бабло выставляют». Тут оно как — даже и машины не надо. В 13-м году поехал я летом, как обычно, до мамы в отпуск, в Мариуполь. В смысле — полетел, машины тогда еще не было, приходилось, как лоху, на самолетах летать. Маршрут традиционный: Белоярский — Москва, Москва — Донецк. Дальше электричкой до места 3 часа. Прилетел, значит, в Донецкий аэропорт. Застал его, кстати, во всем великолепии после Эвро 2012. Огромное пустое помещение, как мне показалось. Поменял тыщу рублей на гривни по традиционно-грабительскому курсу в аэропортах и на вокзалах, взял такси и доехал до ж. д. вокзала. Там аналогично — огромное здание, совершенно пустые залы величиной с пол футбольного поля. Тем более 2 часа ночи. Первая электричка в 3 с чем-то. Взял в киоске бутылочку пива, голова-то гудит после двух подряд перелетов. Подошел сержант — откуда-куда-зачем. Проверил паспорт, билеты. А вот нельзя пить пиво на вокзале. Даже в 2 часа ночи, на улице. «К маме, в отпуск еду, сержант. 5 часов в самолете. Нельзя — ладно, щас выкину бутылку и больше не буду.» Не, сержант вызывает по рации Лейтенанта. И начинают они меня вести в отделение. Приговаривая по дороге: «Вот, пока то да се, на первую электричку Вы уже опоздаете...» Мне-то вообще, по-фигу, на первую опоздаю — на второй поеду. Но как-то жалко их стало, что ли. Говорю: «Скока надо? У меня стольник есть, больше не могу, не знаю, сколько стоит на поезде проехать». Самое смешное, они были «хорошие» менты — сбегали в кассу, узнали — мне хватало, только после этого взяли. Расстались со смешанными чувствами. Вернее, у меня они были, больше всего — жалость и омерзение. Интересно, если ты поступаешь, как говно, невзирая на форму и погоны, то что, думаешь, будут думать о тебе и твоей стране, которую ты олицетворяешь своими погонами? Впрочем, это сильно мудреные для них умозаключения, ИМХО.

Ну, это было такое лирическое отступление, даже ностальгия, а тем временем мы уже к вечеру добрались до Элисты. Заселились в центральную гостиницу «Элиста». Тоже наследие тоталитарного режима, слегка облагороженное косметическим ремонтом. Вечером выбрались прогуляться по городу. Столица Калмыкии понравилась. Показалась такой уютной, что ли.

В центре гуляет праздная публика, мамы-дети. С пивом никто не шатается, чинно и благородно. На центральной площади инсталляция на буддийские темы. Стильная беседка с крутящимся барабаном судьбы. Позолота, витиеватый орнамент. Народ при нас крутил, колокольчик сверху печально звонил при каждом обороте. Попытался через время сам крутнуть, он оказался заблокирован. То ли — не Судьба, то ли нужно было заплатить барабанщику.

Впервые соприкоснулся с буддизмом. На следующее утро, перед тем как ехать дальше по маршруту, посетили Золотую Обитель Будды Шакъямуни. Красивейший дворцовый комплекс. Снова все в позолоте — крыша, статуи «учителей». Как там пел Владимир Семенович:
«Купола в России кроют
Чистым золотом,
Чтобы чаще
Господь замечал...»

Думается мне, не из-за этого. Не Господь, чтоб любой человек чаще замечал, и вспоминал про душу свою и совесть. А она у всякого любого есть.

Вона, даже зэки отпетые, воры в законе — в куполах синих ходят. Казалось бы — зачем душегубу такие росписи... Может человека в себе убить все-таки не так-то и легко? Причем, у зарубежных злодеев, по фильмам, конечно, не припомню я таких татуировок. Ну, да ладно, отвлекся.

Так вот, зашли мы в Обитель. Обувь при входе нужно снимать. Фоткать внутри запрещено, да я и так бы не стал. В центре зала золоченая фигура самого Будды. Лавочки деревянные стоят, чтоб народ мог посидеть, и мы тоже присели. Обстановка тихо-торжественная, благовониями пахнет. Люди время от времени подходят к изваянию с молитвами. Но не на колени становятся, как у христиан, а ложатся ниц на ковер перед ним. Немного посидели — хорошо там, спокойно. На раздумья навевает обстановка. Но в религиозные темы углубляться недосуг, да и боязно прослыть еретиком.

Еще одно место, запланированное к посещению в Элисте, Город Шахмат. Или, по новомодному, «Сити Чесс». Недалеко там совсем. На подъезде чиркнул днищем на «лежачем полицейском», и это при дорожном просвете 18 см — ну нифига себе они нагородили!

Что можно сказать про Шахматный город... Почтовый адрес — проспект Остапа Бендера! Все-таки, чтут в Калмыкии великого шахматиста всех времен и народов! Как же — эпический «Клуб четырех коней», «защита Филидора», «межпланетный шахматный конгресс». Недалеко от входа в СитиЧесс, на первом же, кажется, перекрестке прекрасная бронзовая композиция Великого комбинатора в окружении 12-ти стульев.

А сам комплекс построен в 1998 году — и печать времени уже бросила на него свою тень. И хотя с того времени здесь прошло множество великолепных турниров, и даже матч за звание Чемпиона мира (2006 г.), первым впечатлением было ощущение некоторого запустения. Хотя, нужно сделать скидку на воскресное утро, было всего около 10.

Побродив по улочкам комплекса, решили все-таки заглянуть в Музей Шахмат. Вход очень платный — 25 рублей с человека! Почему-то вспомнился товарищ Бендер, взимающий плату за вход в пятигорский Провал. Там, помнится, для детей, милиционеров и членов профсоюза было по 5 коп. Деньги, по словам великого комбинатора, взимались с целью капитального ремонта Провала — «чтоб не сильно проваливался». Для чего взимались 25 рублей с человека в Музее Шахмат — история умалчивает. Возможно, хватает на оплату электроэнергии и холодной воды.

Принимая во внимание достаточно утреннее время, музей был совершенно пуст. Поэтому, бесцельно пошатавшись по этажам и поглазев на различные шахматные экспонаты, выставленные в застекленных витринах, мы уже начали продвигаться на выход, когда внезапно были перехвачены миловидной экскурсоводшей, с первого взгляда определившей в нас шахматных любителей (ну, помните, как из «Клуба четырех коней»). Далее последовала великолепная экскурсия (за те же 50 рублей на входе, если что). Витрины, экспонаты, да сами стены как бы ожили для нас. Настолько все было интересно. Общаться с человеком, которому нравится своя работа, который искренне хочет рассказать, заинтересовать. «В центре таких субтропиков давно уже нет, но на периферии, на местах — еще встречаются» — говаривал товарищ Бендер, хотя и по другому поводу.

Поведала наш экскурсовод много интересного, познавательного и поучительного. Из того, что запомнилось — восьмой чемпион мира, Михаил Таль — имел 8 пальцев на руках. То есть от рождения имел, погуглите, есть редкие фотки, обычно прятал эту руку с тремя пальцами. Восьмой чемпион — восемь пальцев... Магия чисел оказывает влияние на неокрепший разум, в этом здесь чувствуют вполне логичную эзотерическую связь.

Еще оказалось, со слов нашего милого экскурсовода, что в Калмыкии шахматы преподают в школах, со второго класса, вроде бы. Прикольно, не знал раньше. Думаю, что дело полезное. Одновременно — и гимнастика ума, и развлечение. И еще думаю, что эта игра очень хорошо ложится на восточный менталитет. Впрочем, она и пришла с Востока. Даже удивительно, откуда столько чемпионов-европеоидов. Хотя, про наших — все понятно, гены. «Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами...» Какая там Гейроппа, помилуй бог…

Буддизм и шахматы, время здесь течет медленнее, чем в Москве. Раз в 10. Тепло прощаемся с нашим экскурсоводом. «Приезжайте еще, до свидания, счастливой дороги». Обещаем. Хотя знаем, что, скорее всего, больше никогда не увидим ни ее, ни Город Шахмат. Мы уезжаем из него с самыми классными эмоциями — незачем их портить повторным посещением. Да и никакие мы не «любители», если честно.

Продолжаем движение, которое, типа, жизнь. А! Забыл же сказать, что сегодня уже —

7 июня, день шестой от начала Движения. 412 км

Элиста — Арзгир — Буденновск — Зеленокумск — Пятигорск — Кисловодск.

Степь, да степь кругом — это замечательно! Люблю открытый горизонт. Горы — они тоже хороши, но до какого-то момента. Потом начинают тяготить. Лично меня, конечно. Может потому, что родился и вырос посреди донецкой степи, да еще и на море. Мариуполь — моя малая родина.

Относительно маршрута — ничего плохого сказать не могу. Качество калмыцких дорог сохраняется и после пересечения административных границ других областей. Хотя степи начинают сменяться совсем почти горным пейзажем. Ну, накрайняк, холмистым. «Кому и кобыла невеста» — втолковывал дворник товарищу Бендеру. Так вот — кому и Урал — горы, а местность начиналась опять похожей на Урал. А на горизонте вообще начало вырисовываться Нечто. Сильно в тумане, почти незаметно, но мы ждали и увидели задолго, чем это стало явным.

«Дикая красота. Воображение идиота. Никчемная вещь» — так охарактеризовал товарищ Бендер Главный Кавказский хребет. Несмотря на то, что негоже спорить с человеком, именем которого называют проспекты в российских городах, именно с этим утверждением согласен только в первой его части. Действительно, очень красиво. Особенно, после дневной поездки по калмыцким степям.

В общем, населенные пункты пошли довольно часто. Например, тот факт, что я побывал в Минеральных Водах, я осознал, только увидев знак «Конец населенного пункта». Не, я видел, что еду по населенке, но только гораздо позже узнал, где именно. Там, в общем, агломерация целая — выезжаешь из одного, тут же въезжаешь в другой. Дорога живописная — Кавказ же кругом! Правда, не сильно широкая, с обгонами напряженно. Но нам-то зачем такие изыски? Катишь себе в колонне потихонечку — по грузовым впереди равняемся. Смотришь на прекрасные виды, и до сих пор до конца сообразить не можешь, куда ж ты заехал так далеко от родной деревни.

Вот уже и указатель на Пятигорск промахнули. Движуха все плотнее становится, вправо-влево — попытка к бегству, не иначе. Смешное название «Белый уголь» попалось, а вот уже и сам Кисловодск — конечная. На исходе дня движение впечатляет. Немного затупил на центральном (как мне показалось) кольце. Не понял, где главная дорога. А там такая «звездочка» висит — кольцо нарисовано и штук семь лучей-дорог. И главная тоже отмечена, конечно. Но вот, где ты сам сейчас находишься, были варианты, да. Особенно, когда тебя со всех сторон подпирают.

Я, когда не уверен, просто останавливаюсь. Стою так и туплю, слежу за обстановкой. Мож оно и туповато, зато аварийно-безопасно. Пусть хоть обсигналятся. Наконец, проехали это колечко, углубляемся в хитросплетения узеньких улочек, навигатор ведет уже к конечной цели. К точке, которая еще несколько дней назад казалась такой далекой и почти мифической, как та Индия для Колумба. Но вот она уже в паре кварталов, вот и приехали. Все.

Как я уже упоминал где-то в начале, мне, чтоб Контора оплатила дорожные расходы, обязательно нужно было попасть на отдых в санаторий. Хотя бы дней на 10. Лечишься там или бухаешь круглосуточно — неважно. Предоставил санаторно-курортную книжку — получи оплату чеков на бензин.

Когда я еще дома размышлял, в какой санаторий мне бы податься — почему-то захотелось какого-то ретро-варианта. Ну, вот это вот здания постройки 30-х — 50-х годов, колонны, лепнина, высокие потолки и бронзовые канделябры в холлах. И еще — запах старого дерева и лака от деревянных перил на широких мраморных лестницах. Вот такая причуда была.

И рядом с пятачком, на котором мы остановились, было целых два таких: им. Кирова, и им. Орджоникидзе. Жена поскакала разведать ситуацию. А ситуация оказалась — воскресенье-вечер. Отдел маркетинга на выходном, дежурный администратор.
— У вас бронь?
— Нет…
— Тогда приходите завтра, в понедельник.
А что? Хотели «ретро» — так будет вам ретро во всем!

Еще в пару мест обратились — с тем же успехом, и я уже начал обзванивать местные гостиницы на счет переночевать. Кстати, можно сходу найти те же цены, что и на трассе. Проблем с жильем в Кисловодске нет от слова «совсем», но нам был нужен именно санаторий.

Тут в процессе поисков, на одной из «рецепций», наши вопросы услышал один человечек. Немолодой уже, опрятно одетый. Сказал, что знает санаторий, где места точно есть и нас там обязательно примут. Пообещал провести и сказал ехать за ним. Я вообще-то очень настороженно отношусь к проявлениям альтруизма у незнакомых людей, но вариант можно было проверить, тем более, что ехать нам пришлось совсем недалеко, за TLC с какими-то «крутыми» номерами, не помню уже. Заезжаем на территорию. Вот, практически то, что я хотел изначально — «ретро».

Короче, санаторий имени Семашко! Опять вспомнился товарищ Бендер:
«Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил:
— Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца.
— Неужели монаха?
— Ну, пошутил, пошутил. Имени Семашко».

Надпись над главным жилым корпусом гласила:

Первая мысль «...и здесь дотянулся, проклятый» :-)

Санаторий пустовал с начала прошлого, 2014 года, только неделю, как вновь открылся. Мы были 8-м и 9-м жильцом на огромный то ли 7-ми, то ли 8-ми этажный корпус. Единственные жильцы 5-го этажа!

Дорогой товарищ Сапар, наш провожатый, как видно, был вхож в администрацию санатория. Правда, при прежнем режиме. Потому что его никто не узнавал, ни дежурный администратор, ни охрана. Однако, по итогу он взял несколько ключей и пошел показывать нам номера. Что сказать — мечты сбываются! Мы погрузились в эпоху 70-х. Когда-то в этих престижных комнатах отдыхали передовики производства, знатные доярки, может, даже и секретари райкомов КПСС. Самое главное — ничего, почти совсем ничего с тех пор здесь не поменялось! Эти встроенные шкафы с раздвижными полированными дверцами, холодильник «Саратов» («Саратов», Карл!), светильник и стеклянная полочка в ванной, как у моей мамы, старинные выключатели, которых я не видел уже лет 20... «Парк Юрского периода», время здесь остановилось примерно в середине 80-х.

Но вид с балкона был хорош:

Позже, бродя по пустынным гулким помещениям, везде видел следы былой роскоши и размаха — вот кинозал мест на 200, зимний сад, магазин... Огромные холлы, кожаные диваны, два допотопных вместительных лифта, столовая вместимостью не менее полтысячи людей. И наши живых 3 столика возле окна.

Но это позже, а пока товарищ Сапар озвучил цену — 2200 с человека. Проживание, питание, лечение. Мы согласились:
— Спасибо, дорогой, за помощь, как тебя отблагодарить?
— Эээ, ничего не нада, спасибо скажете — и хорошо.
Обменялись телефонами и расстались с рукопожатиями.

Первая небольшая странность произошла, когда мы расплачивались за проживание на следующий день — с нас взяли почему-то не по 2200 за сутки, а по 1900. Я, безусловно, верю в людскую бескорыстность. В определенных ситуациях, поэтому, не придал значения всяким нюансам, тем более, что они были в нашу пользу.

Мы продолжали отдыхать. Машину поставили на стоянку, по экскурсиям ездили на автобусе. Домбай, Эльбрус, Пятигорск... Мож оно как-то и не спортивно, зато удобно — все тебе расскажут и покажут. Опять же дегустации всякие... Короче, простояла машинка все 10 дней.

На третий день позвонил Сапар.
— Че-как. Как отдыхается... ЧЕ НЕ ЗВОНИШЬ? МЫ ЖЕ ТЕПЕРЬ КАК БЫ ДРУЗЬЯ...
— Что ты, дорогой, все хорошо — просто мы тут замотались, на экскурсии ходим, лечимся, тебе спасибо за все, не знаем, что бы без тебя делали, бла-бла-бла...

Пятигорск.

Отдых и лечение тоже было своеобразным. Как я уже упомянул, всю первую неделю нас, отдыхающих, было всего 9 человек на весь санаторий. Врачей было больше. Поэтому, такого исключительного внимания к здоровью пациентов, думаю, не было ни в одном учреждении Кисловодска. Опять же, медицинское оборудование за более, чем годовой простой, требовало настройки и обкатки. Поэтому кардиограмму, например, за первые 2 дня мы прошли 3 раза. Главврач прямо в номер приходил с рекомендациями! А потом нам, 9-ти «первопроходцам», организовали еще и бесплатную экскурсию на Эльбрус. Красота!

По дороге на Домбай.

Зимой здесь сошла лавина.

Военно-Сухумская дорога. За горами — Абхазия.

На Чегет.

Фотозвезда.

Пора вниз.

Эльбрус почти не виден.

Поляна Азау?

Лифт вместо серпантина.

Кисловодск и Пятигорск очень понравились. Не буду долго расписывать, что и как — сюда нужно приехать и самому посмотреть.

За день до отъезда снова позвонил Сапар: «Как отдыхается, бла-бла, что меня совсем забыли, бла-бла-бла... НУ, С ТЕБЯ МАГАРЫЧ!». Ну, наконец-то! Вот же она — «бескорыстная дружба мужская». Не, я не против, отблагодарить надо, все-таки в первый день помог нам, спасибо.

Что такое по общепринятому мнению «магарыч». Оказалось, понятие растяжимое. Я беру бутылочку хорошего пятизвездочного коньяка, фрукты, все кладу в пакетик веселой расцветки. Встречаемся у его машины.

Первый вопрос: «Ну, что ты там принес?» Показываю. Недоволен. Начинаются затирания про то, что вот раньше он приводит человека в санаторий, и получает за него 10 % от стоимости путевки, и т. д. Я тут же вспомнил, что первоначально он нам объявил стоимость путевок 2200 в сутки, а на следующий день с нас взяли только 1900. Пазл начал складываться. Видимо, новая администрация не захотела так вот химичить. Все-таки только вновь открылись, мож побоялись. И вот теперь стоит передо мной и жалуется на нелегкую долю свою. Говорю: «Дорогой, я все понимаю, но при чем здесь я? Надо было сразу мне сказать цену за твои услуги и все.» «Да, я тебя не обвиняю, это все они, санаторские… Ладно, положи в машину, что принес.»

Даже в руки не взял! Мент, что ли, бывший? Ладно, попрощались с «другом», забыли его. Но осадок неприятный.

А нас снова ждала дорога. Решили доехать, все-таки, до моря. Отдыхали в прошлом году в Голубицкой, очень понравилось, так что цель намечена, на старт!

17 июня

Кисловодск — Минеральные Воды — Невинномысск — Армавир — Лабинск — Майкоп — Белореченск — Адыгейск-Энем — Крымск — Варениковская — Темрюк — Голубицкая.

Всего ~655 км. По нашим уже меркам не так и много. Все равно выехали в 6 утра. Город еще не до конца проснулся, движухи на дорогах немного. Правда, опять начался дождик, но он уже пару дней идет, изредка прерываясь ненадолго. По прогнозу такая погода еще на несколько дней, поэтому уезжаем без сожаления — обязательная программа у нас закончилась, начинается произвольная. Что касается маршрута, нигде не нашел конкретного описания, как именно ехать. Вроде бы, через Псебай можно покороче и побыстрее проехать, но какие там дороги — мнения расходятся. Поэтому, поехали более проторенными путями.

Особенно в этот день ничего и не запомнилось — рулишь да рулишь себе. Асфальт везде очень приличный — так и привыкнуть можно к хорошим дорогам. Где-то здесь, в Адыгее, меня щелкнула скрытая ментовская камера. Недорого — 500 рублей фотка. Это я узнал уже позже. Живым полиционерам мы, как всегда, были неинтересны. В районе Краснодара и до самого Крымска движение очень интенсивное. После Крымска опять расслабуха, пустые дороги. Вот и Голубицкая, крайняя точка нашего маршрута. Основной поток проносится дальше, на Порт-Кавказ, а мы сворачиваем в поселок. Или станицу, так правильней, наверное.

Подходящее жилье нашли за 5 минут. Вообще, с этим проблем нет. Ценник на любой кошелек — от 300 руб./сут. в палатке кемпинга, до дорогущих люксов. Я предложил жене не мелочиться — не часто все-таки на море выбираемся, и мы сняли прекрасный номер в мини-гостинице. Просторный, с кондиционером (что немаловажно в такой жаре). Нормально, короче, заселились. Ну, и снова отдых — на этот раз пляжный.

Вообще, мне Азовское море нравится больше, чем Черное. И песочек вместо гальки, и вода не такая соленая. Может потому, что вырос на нем. Вся обстановка — само море, пляж, песок, запахи — напоминает детство и юность, проведенные на таком же пляже, только на противоположном берегу Азова. Сейчас там война.

Что еще сказать про наш отдых в Голубицкой. Думаю, мы были не очень оригинальны и не выбивались из общей массы. Водные и солнечные процедуры, вино-шашлык и так далее. На 3-й день съездили в Тамань. Завод «Фанагория» на въезде торгует замечательной алкогольной продукцией в своем фирменном магазине. Это как раз через дорогу от остатков Фанагорийской крепости. Бутылочка неплохого вина 135, что ли, рублей. Народ выносит продукцию ящиками. Съездили также в этнографический комплекс «Атамань». Там как раз какой-то фестиваль был, очень весело. Все в казачьих костюмах, песни-танцы — очень душевно. Люди очень приветливы — все хотят показать и рассказать, сразу видно, что гордятся своей историей и своими предками.

В один из дней также съездили в Абрау-Дюрсо. Тут уже дорога поинтереснее — горки и серпантины. Особенно на подъезде к самому Абрау — узенькая дорожка с поворотами порой до 180 гр. Ну, там традиционная экскурсия на завод, на этот раз без дегустации, конечно. Что не понравилось в этот раз — народ идет на экскурсию с маленькими детьми, благо для них вход бесплатный. Дети орут, шумят, капризничают, плачут, так, что экскурсовода почти не слышно. Ну, ясное дело, что не интересно им, зачем же тащить сюда. Че ж мозгов так мало у родителей?

25 июня

Голубицкая — Славянск-на-Кубани — Тимашевск — Тихорецк — Белая Глина — Сальск — Котельниково — Волгоград. 875 км

Ну, что, отдыхать на море хорошо, но пора уже сворачиваться, нам же еще на свадьбу к сыну вовремя попасть надо. А до Еката еще ехать и ехать. Мало ли что в дороге — а опаздывать не хочется никак. Поэтому выезжаем сильно заранее. Как уже повелось, выезжаем под дождем. Что ж, тем легче прощаться с морем. Да и машину на скорости отлично моет, что немаловажно. Правда, через какое-то время дождь полил так, что пару раз приходилось останавливаться на обочине — дворники на максимальной скорости просто не справлялись — нифига не видно. Заодно перекусили чаем и бутербродами. Дорога до самого Волгограда ничем не ознаменовалась, только знай себе рули, да старайся не сбиться с маршрута. К Волгограду подъехали, когда начали сгущаться сумерки. Хоть и зарекались ездить по темноте, но все-таки решили пройти этот квест через Волгоград прямо сегодня. Причем, по центру не поехали, а свернули на «3-ю продольную магистраль». Думали, мож там посвободнее будет. Где там… Дорога битком забита транспортом, куча перекрестков и светофоров. Причем, двигаясь 50-60 км/час, обязательно попадаешь к следующему светофору ровно на красный. Неужели нельзя отрегулировать «зеленую улицу»? Про ямы на улицах я уже повторяться не буду — это в тех местах как данность. Особенно трудно пришлось на выезде. Уже почти стемнело, широченная магистраль, разметки или нет, или ее не видно, фонари вдоль стоят, конечно, но не горят (конечно). Колея, ямы, крадешься практически наощупь. Местные вокруг носятся, как угорелые, ну, и недовольны, конечно. В общем, выбрались с грехом пополам. На выезде из города мотель «Дон Кихот», последний свободный номер, кондиционера нет, удобства в коридоре. Да и фиг с ними — спать!

26 июня

Волгоград — Камышин — Саратов — Балаково — Сызрань — Жигулевск — Тольятти. 758 км

Выехали, как всегда, около 6. Дорога приличная. Как я раньше говорил, на левый берег переправляться не собирались, помятуя дорожку до Пугачева, поэтому курс держали на Сызрань. И, казалось бы, ничего не предвещало. Это уже потом, задним числом анализируя, склонялся к мысли — зря я пропустил ту лукойловскую заправку после Балаково. Может потому, что всю дорогу не было проблем с брендовыми заправками. Взял себе за правило — остается четверть бака — начинаем смотреть по сторонам в поисках нормальной АЗС.

Так самое смешное, я-таки заехал на нее. Стояла очередь — машины по 4-5 к каждой колонке. Была жара. Еще народ двигался еле-еле. Заправщики вообще, казалось, спали на ходу. И как-то мне не понравилось там ждать. Да и бензина у меня еще четверть бака показывало. В общем, плюнул я и поехал. Мол, не свет клином сошелся на этом месте. Щас вот, километров через 50-80 максимум, будет еще одна-другая. Всегда так было же! Тут бы подумать, а чего ж народ покорно в очереди ждет? Но нет — гоу-гоу-гоу, труба зовет, хватай мешки — вокзал отходит. Так что, друзья, не пропускайте лукойловскую азс 234, после Балаково, потому что до Сызрани более ничего нет. Ну как нет — ничего приличного, имею в виду. Конечно, это была засада. Вот уже и лампочка загорелась, впервые за всю поездку, а бензина все нету и нету. Вот уже и пригороды Сызрани пошли — наконец-то!

Правда, заправка, как говорится «ноу нейм», ИП «Ктой-то». Но бензин уже очень нужен, поэтому залился. Подумалось — ничего, у нас в деревне тоже какой-то ИП на чеках значится, и ничо, ездим, однако. Тем более, на этом чеке скромно так красовалось — АЗС №1. Главное, без претензий, но со вкусом. Заправились — поехали, забыли. В следующий раз я вспомнил эту АЗС только на следующий день, но об этом — в свое время.

А пока что, обогнув Сызрань по объездной дороге, проезжаем Жигулевск — Тольятти. ГЭС, плотина, места красивейшие. Через плотину — сплошной поток транспорта, остановка запрещена, хотя место есть, где остановиться. Только компания молодежи свернула на обочину, наверное, полюбоваться открывающимися пейзажами — тут же подъехала полиционерская машина. Чем там закончилось — не знаю, мы останавливаться не стали. На ночлег остановились сразу за Тольятти, в каком-то мотеле прямо перед стационарным полицейским постом.

27 июня

Тольятти — Уфа — Сим. 617 км

Очень переживательный день. Хотя, изначально ничего не предвещало. Выехали часов в 7, встали на М5 — и вперед, никуда не сворачивая. Сначала было просторно и хорошо, но часам к 9 проснулись все фуроводы и стало как обычно. Однако, все терпимо. Начались небольшие горки, фуры тянутся, иногда пропускают, съезжая на обочину, иногда просто тянутся колоннами. В общем, с утра было все, как обычно. Где-то часов в 11 на приборной панели у меня загорелся «чек». Однако машина ехала нормально, все хорошо. Подумал, мало ли чего там в мозгах у нее происходит, на такой-то жаре. На остановке сбросил клемму, «чек» не погас. Проехал так еще километров 50 и машина остановилась. Ну как остановилась — на холостых работает, но более 2000 оборотов не набирает. «Ну, пипец, приехали», — подумал я. Оживленная трасса, до Уфы примерно километров 70, впереди горки, на которые я точно не заеду. Скатился с горки и свернул в какую-то деревню. Передвигаюсь на первой скорости. Че делать-то? Суббота, вторая половина дня — кого искать по деревне, подумалось. Да еще и мысли всякие дурные лезут насчет поломки — уж больно симптомы похожие люди описывали, когда катализатор разрушается. А это — гемороищще еще тот. Во-первых, Киа Моторс изначально дает на него гарантию 1000 км всего, а во-вторых, стоит невменяемых денег. Все это пронеслось у меня в голове, когда я подходил к оказавшейся рядом заправке. Оказалось, в Языково (так назывался поселок) имеется шиномонтаж. Причем, буквально, метрах в 100 отсюда. Думаю, суббота — вторая половина дня в деревне — какой нафиг монтаж там. Однако, на удивление, все работало и все были трезвые. Во всяком случае, так казалось. Ребята сообщили, что в деревне есть диагностика иномарок (диагностика в Языково, Карл!)! Дали адрес, и, попетляв на малом газу между домами, мы приехали в мастерскую. Это был обычный дом, а мастерская располагалась в обычном гараже, гараж был заперт. Однако, на нем был рекламный баннер, который пояснял, что здесь можно отремонтировать практически все. И потом я понял, что это было, скорее всего, правдой. Но главное — на нем был номер телефона хозяина, по которому мы немедленно позвонили. Он обещал и прибыл минут через пять.

Обыкновенный гараж, инструменты, запчасти и прочее, как у всех. В уголке стоит древнейший комп с монитором на элетронно-лучевой трубке. Мастер деловито протянул от него кабель, подключился к диагностическому разъему и через 2 минуты выдал предварительный диагноз — засорен топливный фильтр. Ну, тут у меня как гора с плеч, думал же всякое уже. Далее освободили заднее сидение, сняли его, он вынул топливный насос в сборе, разобрал его и показал мне тот самый фильтр. Тот был полностью забит чем-то вроде парафина. Вот это я где-то заправился «удачно». Сразу же вспомнилась вчерашняя подозрительная история с АЗС №1. Хотя, я уже после нее заливался на нормальном вроде бы Лукойле. Правда, литров 25 с этой заправки у меня все еще оставалось в баке.

Ну, дальше все просто — фильтр он промыл, бензин из бака, на всякий случай, почти полностью слили, все поставили на место, проверили — все вроде пучком. «Сколько должен?» «600 рублей». Я, на всякий случай, прописью — «ШЕСТЬСОТ, КАРЛ!». Сразу прикинул, во что бы мне эта процедура вылилась где-нибудь в авторизованном центре. Или просто где-нить в городской мастерской. Ну, правда, литров 25 бензина еще ему оставил — не факт, что именно этот был паленый. Спросил про заправку на выезде — мастер сказал, что все село там заправляется. И то верно — если что не так бы было с ней, наверное, спалили бы давно.

Заправились на выезде — снова на М5. С начала ремонтной эпопеи прошло не больше полутора часов. Огромное спасибо Мастеру!

Вскоре пролетели Уфу по объезду. Дороги шикарные, правда недолго, вскоре М5 снова приобрела свой привычный вид. Постепенно начался Урал. Места красивейшие, жаль, особенно по сторонам не насмотришься — подъемы, спуски, резкие повороты. В районе Сима понравился затяжной резкий подъем с виражом налево. Благо, две полосы наверх, можно легко обойти фуры, которые здесь вообще еле-еле ползут. Того и гляди — остановятся и обратно покатятся. Машинка моя после ремонта тянет, как зверь. Еще раз вспомнил Мастера теплым словом.

Ближе к вечеру остановились за Симом, километрах в 30-ти. Там такая придорожная тусовка с двумя мотелями по разные стороны трассы «Лада» и «МакДан». Куча торговых точек и стоянки для дальнобойщиков. Так вот — в «МакДане» мы и заночевали. Номер, по сути, скромненький, без кондиционера, но с претензией отделан в красно-розовые тона — обои, шторы, покрывала... Еще и картина на стене висела — тоже что-то в тему. Но на это наплевать. Спим.

28 июня

За Симом — Янгантау — Месягутово — Арти — Красноуфимск — Ачит — Екатеринбург. ~500 км

Утром вышел из номера покурить, в холле на диване спит человек. Мож приехал поздно, не было свободных номеров — чего такого? Не люди, что ли? Пустили ночевать, молодцы.

Выехали, как всегда, семи еще не было. Свернули с федералки — слава богу. Все-таки, мне больше нравится мимо деревень ехать, как оказалось. Тем более, дорога качеством от приемлемой до отличной.

В одной из деревень, по дороге, остановились в магазине, купить воды. Душевно пообщались с продавцами. Все-таки трудно себе представить в большом городе, что можно получить такое удовольствие от общения с совершенно незнакомыми людьми, тем более работниками торговли. Когда отъезжали, весь коллектив магазина стоял в дверях, провожая нас. Хорошие люди. Почему-то именно в глубинке чаще всего встречаются хорошие, адекватные, приятные люди. Загадка.

Далее двигались по красивейшим местам Башкирии. Сочно-зеленые холмы, хвойные и березовые рощи, чистейшие реки — просто рай божий. Курорт Кургозак — знаковое место. Проезжий народ набирает вроде как минеральную воду из источника. Как на мой вкус — самая неминеральная из всех минеральных, просто отличная, вкусная вода. Тут же продается мед в различной таре, в том числе — в сувенирной упаковке, хороший гостинец вместо традиционного магнитика, всего рублей за 150.

После Арти была возможность сократить путь через Михайловск — Нижние Серги, но как-то меня местные жители не обнадежили насчет этого, сказали, что там по грунтовке сколько-то нужно пробираться. Торопиться все равно некуда, поэтому двинулись через Красноуфимск и вскоре выскочили на трассу Пермь — Екат. Трасса хорошая, широкая, но с маленьким нюансом. После ремонта, наверное, слегка засыпана мелкой щебенкой, совсем мелкой. Из-за этого скорость на многие километры ограничена 40-50 км/час. Вот просто километров 50, наверное, приходится тянуться с такой скоростью. Зрелище прикольное, конечно, на широченной и на вид отличной дороге еле тянется колонна разнообразной техники. Никто никого почти не обгоняет. После каждого перекрестка — обязательный знак «40». В общем, похоже на похоронную процессию. Хотя, как всегда, находятся те, кому ничего не писано. Когда они проносятся мимо, обгоняя и швыряя в борт горсть мелких камушков, тогда и понимаешь, что знаки все-таки поставили не в качестве издевательства. Другое дело, что издевательство — оставлять на дороге всю эту гадость после ремонта.

Так, мало-помалу, доплелись, наконец, до Ебурга. Тут, конечно, все налажено — кольцевая дорога очень удобно расположена. Тоже проходит по довольно живописным местам. Но при съезде на окраины города снова ямы и колейность. Хотя ближе к центру качество дорог значительно улучшается.

Приехали мы, я напомню, в Ебург на свадьбу. Ну, тут я подробности, пожалуй, опущу. Те, кто видел фильм «Горько», смогут себе представить наши последующие несколько дней. С нюансами, конечно, но в этом фильме, на мой взгляд, очень точно подмечены многие детали, да…

Какой-то день после свадьбы

Екатеринбург — Нижний Тагил — Серов — Ивдель — Югорск — Нягань — Приобъе — Город. ~1200 км

Выехали, как всегда, рано и под дождем. Уже прямо примета какая-то в этом отпуске. Будем надеяться, что хорошая. Быстренько выбрались из города, пока народ еще не до конца проснулся. Дорога до Тагила великолепная — по две полосы в каждом направлении, а сами они идут какое-то время вообще отдельно друг от друга — встречных за лесом вообще не видно. Довольно живописные места. Хотели было заехать в Невьянск — там есть «падающая башня». Почти как в Пизе, только не настолько раскрученная. Но погода была очень сумрачная, не как в Пизе, наверное, поэтому решили на это чудо полюбоваться в другой раз.

Изначально думали проехать до Приобъя с ночевкой по пути, чтоб не сильно уж гнать. Снова пару раз останавливались, когда дождь уж очень сильно заливал — не видно нихрена вообще. Время зря не тратили — подкреплялись бутербродами и чаем. Может, оттого, что погода была дрянь и не хотелось лишний раз выходить из машины, или просто — дорога домой кажется быстрее и легче, но часам к 9 вечера мы уже подъезжали к Нягани. Паром из Приобъя, по расписанию — в 23 часа. Вроде бы и ехать недалеко, километров 60, но решили все равно не торопиться на него, ехать ровно. Тем более — дождь, темновато. Фиг с ним, с тем паромом, думаем — в 5 утра другой будет.

Въехали в Приобъе, мимо нового вокзала, направо через переезд — проходная. Вывеска «Паромная переправа». Въезд, типа, по пропускам, но никого нету. Пришлось проехать так. Под моросящим дождиком с десяток машин, ждут. Пристроились в хвосте. Через полчаса причалил паром, началась погрузка. Палуба пустая — хоть восьмерки выписывай. Отчалили, улеглись. Однако, зябко. Впервые за поездку пригодились шерстяные пледы, которые брали с собой.

Часа через 3 проснулись, паром уже разворачивался причаливать в Андре. Народ уже вовсю прогревает двигатели и сам греется. Что ж, остался последний отрезок в 200 км. Бензина — половина бака, но решил еще литров 15 залить. Мало ли что — тайга все-таки. Бензин почти по 40 рублей там был — монополия, однако.

Что еще сказать — 200 км — тьфу, мелочь, особенно, когда до дому едешь. Без лишних приключений так и дотопали в Город. В 6 утра встали возле дома. Путешествие закончилось. Финита.

Итоги.

А они будут короткими. Выгодно ли нам было экономически ехать на автомобиле в отпуск? Ответ: вот лично нам — никакой выгоды в плане денег. Можно было бы спокойно самолетом (тами) или поездом (дами).

Поедем ли еще — обязательно! Мне уже через пару дней по приезде захотелось куда-нить дернуть подальше.

Потому что это приключение. Почти как в книжках, зачитанных в детстве до дыр.