|
При планировании летнего отпуска зимой возникла мысль совершить автопутешествие в Карелию и, вообще, в северные, от наших Татарстанских пейзажей, края. Но при прочтении нескольких отчетов о подобных путешествиях стало понятно, что нечего мелочиться и надо бы ехать ЧЕРЕЗ Карелию в Заполярье, к берегу Ледовитого океана. Начитавшись разных отчетов до одурения, насмотревшись видео из интернета, составили предполагаемый маршрут и график движения из расчета 14 дней на все про все. Достичь берега Баренцева моря можно было предположительно в одной из 3 точек — пос. Териберка, пос. Дальние Зеленцы и Мыс Немецкий на полуостровах Средний — Рыбачий. Возвращение — через Карелию. Первоначальный план выглядел так:
— г. Набережные Челны — окрестности г. Никольск Вологодской области;
— г. Никольск — г. Вологда — г. Вытегра — гора Андома на восточном берегу Онежского озера;
— г. Андома — оз. малый Вудьявр около г. Кировск в Хибинах;
— оз. малый Вудьявр — Мыс Немецкий (Териберка) (Дальние Зеленцы);
— Дневка на берегу Баренцева моря;
— Мыс Немецкий (Териберка) (Дальние Зеленцы) — Кандалакша — Терский берег — д. Кузомень;
— д. Кузомень — Кандалакша — Лоухи — заповедник Пяозерский;
— День отдыха в заповеднике;
— заповедник Пяозерский — г. Кемь;
— На теплоходе на Соловки;
— г. Кемь — горный парк Рускеала возле г. Сортавала;
— Рускеала — г. Петрозаводск — р. Свирь на зап. берегу Онежского озера;
— Резервный день;
— два дня на возвращение той же дорогой.
Состав единомышленников был определен в 7 человек на двух автомобилях. Но, как водится, МЫ предполагаем, а ОН располагает... К моменту выезда остались двое на одной машине, да и та — городской «дамский» мини-кроссовер SUZUKI SX4, правда 4х4. Количество дней тоже пришлось сократить до 12.
Авто было продиагностировано, обслужено по ТО-60000. Заменена резина на нештатную Yokohama AT\S 205\65\R16, что слегка увеличило клиренс (на 1 см с 175 реальных мм до 185). Дата выезда — 02.08.2015 г. Окончательный и реализованный маршрут выглядел так:
— г. Набережные Челны — окрестности г. Никольск Вологодской области;
— г. Никольск — г. Вологда — г. Вытегра — гора Андома на восточном берегу Онежского озера;
— г. Андома — оз. малый Вудьявр около г. Кировск в Хибинах;
— оз. малый Вудьявр — Кандалакша — Мурманск — Мыс Немецкий на полуострове Рыбачьем;
— мыс Немецкий — Кандалакша — Терский берег Кольского полуострова — д. Кузомень;
— д. Кузомень — Кандалакша — г. Кемь;
— на теплоходе на Соловки;
— г. Кемь — горный парк Рускеала возле г. Сортавала;
— Рускеала — восточный берег Ладожского озера — Олонец — д. Вознесенье — паром через р. Свирь — зап. берег Онежского озера;
— день отдыха;
— два дня на возвращение той же дорогой через паром и Вытегру.
День 1.
Выехали из Набережных Челнов рано утром 02.08.15 г. Ехать решили северным маршрутом через Мамадыш — Кукмор — Сернур — Советск — Котельнич — Шарья — Никольск. Вариант Шарья — Мантурово — Галич — Буй был отвергнут почти сразу, так как нынешнее лето дождливое, а про этот участок дороги до Вологды ходят легенды, мол, там КАМАЗы тонут в грязи без следа... Поэтому выбрали более длинный вариант через Никольск и Тотьму. Чем дальше на север, тем хуже качество дороги, но все меньше встреченного транспорта. Местами скорость падала до 50-60 км\час. Покрытие — везде асфальт, максимум с ямочным ремонтом. Заправки редки, даже встретилась бензоколонка со стрелочным указателем отпущенного топлива. Деревни редкие и небогатые. Сельхозугодий мало и те необработаны, особенно в Марий-Эл. После Балтаси решили сократить немного и объехать Ципью слева, но дорога постепенно превратилась в грунтовую, а потом в практически непроезжую (после дождя — липкая грязь). Пришлось возвращаться. Потеряно минут 40 времени. За Никольском, возле деревни Кипшеньга, на берегу одноименной речки, была намечена первая ночевка. В действительности в этом месте оказалась лесопилка. Но местный сторож показал неприметную дорогу к речке, где обнаружилась хорошая оборудованная стоянка с навесом и немеряное количество дров (лесопилка же).
За день пройдено 900 километров, с непривычки накопилась усталость. Плотный ужин и рюмочка за хорошее начало, резко улучшили положение дел.
День 2.
Наутро подъем в 5:00. Завтрак, как и предыдущий ужин, готовили на костре, хотя с собой была газовая плитка с баллончиками. В 7:00 поехали дальше. Дорога от Никольска через Тотьму до трассы М8 удовлетворительная, Зато далее до Вологды — отличная. Вологду объехали с севера и добрались до Вытегры часам к 16. В Вытегре успели посетить музей в дизельной подводной лодке проекта Б-440. Я по военной специальности — авиатор, а мой напарник — танкист, поэтому нам было вдвойне интересно посмотреть устройство классической дизельной субмарины, условия жизни ее экипажа, оборудование и приборы.
Вторая ночевка была запланирована в районе интересного природного объекта — горы Андома на восточном берегу Онежского озера. Во-первых, там просто очень красиво, во-вторых, на срезе берега четко видна геологическая структура пластов, а в третьих, мы выехали к первому большому водоему на нашем пути — Онеге, где береговой прибой производит более сильное впечатление по сравнению с речным, даже таким, как на нашем Нижнекамском водохранилище.
На вторую ночь нас приютила хорошая небольшая полянка на берегу Онеги. Как ни странно, никаких соседей у нас не оказалось, хотя на берегу мы видели рощу, в которой уже стояло несколько групп. С дровами в окрестностях стоянки было не очень хорошо, поэтому костер был только для души и вечерней посиделки, а готовили на газе.
День 3.
В третий день путешествия нужно было добраться до Кировска и Хибин, поэтому медлить не стали, и подъем был «опять в пять». Выехав на дорогу вдоль восточного берега Онеги, столкнулись с бесконечными ремонтами дорожного полотна и мостов, которые сильно замедлили движение к северу. На подступах к Медвежьегорску, посетили урочище Сандармох – место захоронения тысяч ни в чем не повинных людей.
Добравшись до Медвежьегорска, выехали на трассу Кола — Р21. Качество дороги резко улучшилось, хотя в районе Кеми тоже идут ремонты. Здесь мы столкнулись с неработающей заправкой ровно в тот момент, когда бензин в баке был на исходе, а следующая АЗС довольно далеко. В багажнике, на этот случай был резервный запас бензина, поэтому ради спортивного интереса решили узнать — сколько можно еще проехать, при горящей красной лампе остатка бензина. Результат: до заправки дотянули и после загорания лампы, проехали 67 км.
Пересекли условную границу Полярного круга, отмеченную стелой на дороге.
К вечеру доехали до поворота на Апатиты и Кировск. По навигатору, без проблем, добрались до озера Малый Вудьявр. Это красивейшее озеро в Хибинах с прозрачной водой и довольно чистыми, многочисленными стоянками. Почему-то было совершенно безлюдно и тихо. Комары умеренные, после применения репеллента «GUARDEX» совершенно незаметны. Идеальное место для отдыха. При наличии резерва времени, можно было бы и проехать, и просто походить в окрестностях с фотоаппаратом...
Озера Малый и Большой Вудьявр.
День 4.
Следующий день — самый ответственный. Сначала надо было перед Мурманском решить, куда едем — на Рыбачий, в Териберку или на Дальние Зеленцы, а затем до конца дня реализовать выбранный вариант, причем в случае с Рыбачьим, надо было быть на песчанном берегу в отлив, в соответствии с расписанием. Решено было начать с самого трудного варианта, с возможностью вернуться и выбрать более легкий. Итак — на полуострова! До Мурманска идет отличнейшая трасса.
Проезжаем Мончегорск. Картина безрадостная. Природа практически отравлена!
Перед Мурманском строится\ремонтируется большая развязка, и проехать по ней на мост через залив, нам не дали. Проехали через город по навигатору.
Затем началась хорошая, но извилистая дорога в Печенгу, по которой, часам к 10 — 11 мы добрались до поворота на полуострова. Пограничник, проверив паспорта, поинтересовался — куда едем, и, получив ответ, понимающе и снисходительно кивнул. Сразу же началась грунтовка мерзкого качества, по которой медленно ползли всякого вида автомобили — от газелей с рыбаками, до крутых джиперов на огромных внедорожниках. Впрочем, некоторые последние по этим ямам ехали со скоростью раза в 2 -3 выше, чем мы. Примерно такого же качества дорога продолжилась и по полуострову Среднему.
Только на Рыбачьем кое-что изменилось — дорога стала несколько ровнее, но на ней начались длинные лужи с непонятным дном. Машина у нас низковата, с малым клиренсом, поэтому каждую большую лужу сначала промеряли в болотных сапогах, а затем ехали. Тем не менее, к отливу успели, песок благополучно проехали и вслед за каким-то экспедиционным караваном, откуда нам показали большой палец, вышли на финишную прямую. Сначала намылились проехать на мыс Кекурский — там вроде покрасивее и скалы (защита от ветра) есть, но столкнулись с ручьем в низине, образовавшим большую лужу, дно которой было глинистым, а уровень воды — выше колена. Но погода была отличной, и мы внутренне согласились на мыс Немецкий. Не доезжая пару километров до мыса, присмотрели место для ночевки на берегу в распадке прибрежных скал. Поразило большое количество технического мусора, разбросанного по всему побережью. И это не следы военных времен, а просто брошенное военными оборудование после развала СССР. Достигнув конечной точки и вдоволь нафотографировавшись на скалах мыса, вернулись на стоянку, отметили это дело коньячком и разошлись с напарником в разные стороны — он вниз на омовение в водах Баренцева моря, а я со стульчиком наверх, на прибрежные скалы — типа «помедитировать», «пофилосовствовать» на тему бренности бытия на фоне безбрежного океана воды и времени....
Мыс Немецкий – самая северная точка ЕТР
День 5.
Накануне вечером мы вдруг неожиданно поняли, что обратно проезжать песок по отливу нам надо в 18 часов, а это почти целый потерянный день. Или в 6 утра, если резко лечь спать и встать в 4 часа. Конечно, был выбран второй вариант. Утром дело пошло быстрее, так как лужи и сложные места мы запомнили и уже с ними не церемонились. К обеду выехали к погранпосту, вдоволь налюбовавшись видами приполярной тундры и морских заливов. В общем, по дороге вывод такой: в августе, в условиях минимума воды, проезд на Рыбачий ничего сверхсложного из себя не представляет и доступен большому спектру типов автомобилей.
Объехав Мурманск по объездной дороге (к сожалению, не удалось посмотреть ни город, ни ледокол Ленин) и доехав до Кандалакши, мы направились в Умбу.
В начале этой дороги есть отличные обзорные площадки с видом на Кандалакшский залив Белого моря.
Погода начала портиться — подул ветер, нагнал низкую облачность, похолодало. Поужинав местными морепродуктами в придорожном кафе в Умбе, мы в конце дня поехали на «аметистовую жилу» Терского берега по дороге в Варзугу. Дорога сначала была прекрасная — новый асфальт, который, конечно, кончился и начался приличного качества грунт, который, опять, конечно же, ухудшился и скорость упала до 20-40 км\час на 2-3 передаче. Прохладным вечером мы встали на ночевку на Терском берегу в прибрежном лесочке и предприняли попытку найти что-либо из камней на этой «аметистовой жиле». Камней, конечно же, набрали, но далеко не аметистов...
«Аметистовый берег» мыса «Корабль».
День 6.
Ночью начался нудный, холодный дождь, который шел и почти весь следующий день. Утром мы форсировали на полном приводе небольшой раскисший пригорок и выехали на вчерашнюю грунтовку к Варзуге. Поехали по ней дальше на Кузоменские пески. Свернув на Кузомень, мы поняли, что не зря сюда приехали — начался очень красивый мшистый лес и мягкая песчаная дорога.
Последняя постепенно ухудшилась до состояния, когда машина уже была готова зарыться, но нет..., мы выкатились из барханов к пустынному берегу Белого моря.
Деревня Кузомень уже была видна вдоль берега, но решено было возвращаться, т.к. впереди еще дорога до Кеми. Опять обед в том же кафе в Умбе, та же дорога в Кандалакшу, но погода стала налаживаться — выглянуло солнце и потеплело. Прошел дождь, и в чистом северном воздухе можно было полюбоваться яркой многоцветной радугой.
По трассе Кола, подъезжая вечерком к Кеми, решено было найти стоянку на реке Летняя в 30 км от поворота в Кемь. Со второй попытки заезда к речке, мы нашли хорошую рыбацкую стоянку на перекате, где с комфортом и расположились.
Под плеск воды сон мертвецкий.
День 7.
Подъем опять ранний, так как надо доскочить до Рабочеостровска, откуда уходят теплоходы на Соловки, поставить машину на стоянку и успеть собственно на сам теплоход. Приехали к шлагбауму порта за 15 минут до отхода первого судна — пассажирского теплохода «Василий Косяков». Он построен в 1968 году на Дальневосточной верфи, назван в честь начальника Мурманского порта в военные годы и рассчитан на 180 пассажиров. Сначала запускают на борт пассажиров с билетами, купленными, в основном, через турагенства, затем по брони, по каким-то спискам и в последнюю очередь просто за 1000 руб. в руку контролеру. Но уезжают, практически, все желающие. Все 2 часа плавания, за теплоходом летят наглые чайки и берут корм прямо из рук. Погода была — просто класс. На море — полный штиль, у Соловков — слабый туман, который образовал интересное оптическое явление — гало на воде вокруг тени головы смотрящего человека. Каждый видит свое гало вокруг тени своей головы. На выходе с пристани, мы сразу же, за 1000 руб. сели в микроавтобус с экскурсоводом, который за 3,5 часа объезжает почти все интересные места на большом соловецком острове и рассказывает массу интересных вещей о жизни и истории Соловецкого архипелага.
После этой экскурсии мы совершили уже самостоятельную экскурсию в морской музей, причем совершенно бесплатную. Все местные столовые очень дОроги и забиты туристами, поэтому мы предусмотрительно взяли с собой перекус и с визгом его съели прямо на футбольном поле с видом на Соловецкий монастырь.
В 16 часов уходил обратный теплоход (тот же самый). Методика посадки та же. Уезжают все — от 1000 руб. в руку, без квитанции кто же откажется? Прибыв в порт Рабочеостровска, мы забрали машину со стоянки (200 руб.) и поехали искать место ночевки на длинном полуострове рядом с портом. Дорогу преградила конкретная грязная лужа с огрызками досок, подкладываемых под колеса машин групп предыдущих поколений.... Включив полный привод и стукнувшись защитой о какой-то камень в грязи, мы пробрались дальше и нашли вполне подходящее местечко практически напротив часовни и котельной, где снимали фильм «Остров».
Там же находятся и остатки пересыльного пункта Соловецкого лагеря особого назначения. Вечером к палатке заявился местный подвыпивший мужик и выпросил рюмку водки, конфеты и пару сигарет. Но сам же и предложил «отработать» угощение — спеть какую-то редкую песню о десантуре.
День 8.
Ночью была довольно сильная гроза и можно было не переехать обратно через вчерашнюю лужу. Но опять же, на полном приводе и со стуком, проехать удалось. День восьмой был посвящен переезду по Карелии в район Сортавалы. Ехать решили через Суоярви. Повернули с трассы в Медвежьегорске. До Юстозера добрались более-менее нормально, а потом АТАС — грунт и ямы. После Поросозера — получше. Суоярви не сильно улучшило дорогу. Только выезд на дорогу А-121 позволил расслабиться. Вывод — внутренние, немагистральные дороги в Карелии — отстой. По сторонам дорог бесконечный лес. В большом количестве встречаются большие и малые, тихие и бурные реки, чистейшие озера. Заночевали на тихом и красивом оз. Ристиярви.
Весь вечер мимо нас проезжали команды, искавшие ночлег, видимо, это озеро и район пользуются популярностью.
Утро поразило красотой озера. Туман от воды, контровой свет, теплейшая вода и тишина...
Но надо двигаться дальше. Поехали к горному парку Рускеала. Прибыли туда рано, когда персонал еще, видимо, спал. Сами осмотрели большинство объектов парка.
Особенно понравился Итальянский карьер с плоскими полированными мраморными стенами.
Пожалели, что канатная подвесная дорога начинает работать только с 11 часов, неплохо было бы прокатиться над большим карьером. Выехали с территории мимо сонного сторожа и взяли курс к Ладоге, намереваясь проехать вдоль восточного берега до Олонца.
По пути завернули на водопад Койринойя.
Дорога, как и следовало ожидать, оказалась невысокого качества, поэтому поездка затянулась и из Олонца мы, вместо Петрозаводска, поехали через Лодейное Поле к Онеге, повернули к ее западному берегу, переправились за 170 руб. на пароме через реку Свирь, проехали по грунтовой дороге километров 15 вдоль озера и нашли заезд к берегу. Лесная дорога с грязными ямами привела нас к пустынному километровому песчаному берегу с несколькими оборудованными стоянками. Накопившаяся усталость, хорошая погода, имевшийся в запасе резервный день, буквально заставили нас устроить в этом месте день отдыха перед возвращением.
День отдыха удался. Солнечно, довольно тихо и тепло. Прогулки по лесу и берегу, купание и рыбалка (ничего не поймали, но важен сам факт). До конца дня так ни одного человека и не увидели.
Первый день возвращения начался с ЧП. Собрав вещи в машину, мы сели сами и.... — стартер не крутит. Сел аккумулятор, только лампочки приборов горят, значит, сел не полностью. Вот тебе и отдохнули... Вокруг ни души. Но стоянка была на небольшом пригорке, поэтому могла быть предпринята только одна попытка завести машину с толкача. И она удалась! Выехали снова к парому, переправились и двинули домой через Вытегру по известному маршруту. К вечеру добрались до той же самой лесопилки на реке Кипшеньга. От добра добра не ищут и мы заночевали тут второй раз.
В последний день поездки, мы изменили маршрут и поехали через Йошкар-Олу, Зеленодольск, Казань — пусть дальше, но дороги лучше. Домой добрались к 7 вечера. Все ОК!
Итого:
За 12 дней путешествия пройдено 7 тыс. км. 2 дня машина стояла (Соловки и день отдыха). На бензин истрачено 18658 руб. При средней цене бензина в 34 руб за литр, расход получился 7,8 л\100км. Учитывая относительно большое количество грунтовых дорог — это неплохой показатель.
С погодой повезло — только один дождливый день и тот на Терском берегу, где намокший песок способствовал проезду через Кузоменские пески. Одна ночная гроза.
Но никакие количественные показатели не учитывают массу полученных впечатлений от Русского Севера!
Отдельно про навигацию. Основное устройство — это дисплейная часть компьютера ASUS AIO P1801. Сам компьютер под WINDOWS, c INTEL CORE I5 остался дома. А его съемный дисплей — это планшет с диагональю 19» под ANDROID со встроенной батареей. В нем установлена платная версия программы OSMAND и закачены offline карты всех регионов, где мы предполагали проехать. Отдельными слоями закачены карты линий равных высот и описаний объектов из википедии. Все это вместе прекрасно отработало. Карты очень точные и много удобных инструментов.
Suzuki SX4 еще раз доказал свою надежность. Первый раз 2 года назад в Горном Алтае (Кату-Ярык и Актру) и сейчас. Ни одной поломки (разряд аккумулятора — наша вина).
За всю поездку — ни одной встречи с доблестным ГИББД.
Пока все.