|
Увидеть Эльбрус мы хотели давно. Культовое место для альпинистов и горнолыжников, овеянная туристической романтикой самая высокая гора России, а по современным прокладкам границы между Европой и Азией — и высочайшая вершина Европы. Расстояние — всего лишь 1300 км, а тут как раз три выходных ко Дню России подоспели. Едем!
Мы уже собирались в Приэльбрусье в начале 2011 года, но тогда произошли известные трагические события в Баксанском ущелье, по которому идет шоссе к Эльбрусу. Расстрел группы московских туристов, подрыв террористами опоры канатной дороги на Эльбрус, убийство охранников Баксанской ГЭС и подрыв самой электростанции — все это привело к полномасштабной войсковой операции в этом районе с применением вертолетов и тяжелого вооружения. Въезд для туристов в Приэльбрусье был закрыт, да и желания оказаться в гуще контртеррористической операции у нас вовсе не было.
Мы повидали много разных гор в самых неожиданных местах. Но с Эльбрусом все как-то не связывалось… В Кабардино-Балкарии до сих пор время от времени терроризм поднимает голову, очередная КТО закончилась как раз перед нашим стартом и проходила все в том же Баксанском ущелье, в селе, расположенном вдоль единственного шоссе на Эльбрус. Но решение ехать принято, отель забронирован, точки интереса расставлены, личный путеводитель по Кабардино-Балкарии составлен. Если уж Майдан не помешал нам в Карпатах отправиться зимой на самую высокую вершину Украины, то увидеть самую высокую вершину России мы просто обязаны. :)
11.06-12.06
Выезжаем из Воронежа на М4 часов в 5 вечера 11 июня. Желающих отправиться на юг в праздники хватает — выезд из города занял целый час! Но все когда-нибудь кончается, даже воронежские пробки, и мы через 550 км останавливаемся подремать под Ростовом. После перехода на новое время рассвет в нашей полосе летом наступает в 3 часа ночи. Кстати, интересно, неужели это хоть кому-то удобно? Так вот, после 3 ночи поспать не получится — солнце разбудит. До полуночи еще толком и не устанешь, поэтому дремали на заправке Шелл с 1 до 3 ночи. И как только проснулись, к нашему удивлению, встали в несколько огромных пробок между Ростовом и Цукеровой Балкой. Повторюсь, дело происходило в 3 часа ночи! Пара пробок — из-за по-дурацки организованных дорожных работ. Что-то недолго прослужила «олимпийская» М4 в отдельных местах… Ну и доблестные сотрудники ГИБ2Д по возможности внесли свою лепту в дорожную напряженность, временно оставив на знаменитом КПП в Цукеровой Балке всего лишь одну полосу для движения в южном направлении.
Вскоре после въезда в Краснодарский край мы сворачиваем на трассу М29 «Кавказ» и постепенно добираемся до Ставрополья. Степь да степь кругом…
Первые горы появляются при приближении к Минеральным Водам и Пятигорску.
Собственно, вблизи Минвод гора одна, но очень живописная!
Пятигорск удивил часовой пробкой на объездной. Дорога идет через огромный рынок, кто-то постоянно подъезжает-отъезжает, грузится-разгружается… Может, надо ехать просто через центр города? В итоге во всех попутных пробках «убили» в общей сложности часов пять.
Вскоре мы добрались до Кабардино-Балкарии. Позади около1100 км, время — около полудня. Но в гостиницу мы не спешим. Сначала сворачиваем с трассы «Кавказ» в долину реки Малка. Наша цель — село Каменномостское, а точнее — карстовые озера Шадхурей вблизи этого села. Все, кто смотрел старый советский приключенческий фильм «Земля Санникова», видел озеро Малое Шадхурей. В фильме именно в этом озере совершали жертвоприношение аборигены, и именно там бесновался в шаманском танце несравненный Махмуд Эсамбаев.
Как только уходишь с М29 в сторону, сразу чувствуется национальный колорит. Кабардино-Балкария — мусульманская республика. В каждом селе — мечеть, в больших селах их может быть несколько.
Местные жители строят дома по-своему — окнами во двор, из-за чего сельские улицы выглядят несколько непривычно.
Везде очень много коров и овец. Животные запросто бродят по дорогам.
Так же запросто они лазят по горам. Наверное, это особые, горные коровы. ))
Такое мы видели и в Абхазии. Местный трафик временами тоже напоминает абхазский, только машины здесь попроще, а водители все-таки разумнее абхазских.
Местность вдоль реки Малка выглядит почти равнинной, только иногда появляются скалы.
Тем не менее, в Каменномостском высота подбирается к 1 километру. В селе мы сворачиваем к окраине.
Плохенький грейдер ведет к полям. Судя по навигатору и описанию дороги из интернета, озера находятся среди гор на горизонте. Высота постепенно переваливает за 1 километр.
Километрах в 2-3 от цели нас останавливает бурный ручей. Дальше мы идем пешком.
Озера спрятались во-о-он в тех холмах…
По обочинам растут весьма экзотические сорняки. ))
Неподалеку от озер устроена живописная свалка. Ну почему такое неизбежно происходит в России, независимо от вероисповедания, широты и высоты над уровнем моря???
И вот мы у цели! Открывшееся зрелище стоит всех наших усилий.
Интересно, что глубина озера достоверно неизвестна — ее точному определению мешают сильные подводные течения и водовороты. Оценивают глубину более чем в 200 метров, то есть глубина озера больше, чем его диаметр.
Мы проходим к соседнему озеру Большое Шадхурей. В озерах плещется рыба, несколько туристов сидят с удочками. Глубина этого озера также не менее 200 м.
Полюбовавшись и нафоткавшись, мы возвращаемся к машине и опять выезжаем на трассу «Кавказ», чтобы вскоре свернуть к Эльбрусу в Баксанское ущелье. Первые километров 20 дороги по этому ущелью ничем не примечательны, даже кажется, что ты вовсе не в горах. Но затем картина постепенно меняется…
Постепенно меняется и погода. По мере набора высоты холодает, солнце сменяется тучами и наоборот.
Примерно посередине ущелья, километров через 40 от трассы «Кавказ», расположен серьезный КПП. Стоит БМП, бетонные заграждения заставляют мимо поста ехать медленным зигзагом. Висит суровая табличка, велящая сначала остановиться и пройти на пост с документами. Но встречные машины вроде не останавливаются, и я тоже еду. Напротив постового на всякий случай притормаживаю и спрашиваю: «Мне выйти и документы показать?» Постовой улыбается, приветливо машет рукой, и мы спокойно проезжаем дальше.
Высота растет и уже превышает 1500 м.
После села Тырныауз наконец-то появляются сияющие заснеженные вершины. От открывающегося зрелища захватывает дух!
Мы останавливаемся чуть ли не на каждом километре, чтобы полюбоваться горными пейзажами. Погода меняется как по волшебству! А высота тем временем подбирается к 2000 метров.
Мы уже находимся на территории национального парка «Приэльбрусье».
Ближайший к Эльбрусу населенный пункт — поселок Терскол.
Террористы через Терскол больше не пройдут!
Шутка, это пушка против лавин. ))
Вскоре дорога упирается в гору Эльбрус. Место, где расположены гостиницы и откуда стартуют подъемники на Эльбрус, называется «поляна Азау». Высота — 2350 метров. Здесь уже лежит снег, хотя кажется, что тепло. И вот нас встречает наша гостиница.
Администратор представляется по имени, жмет руку. Неплохой номер с огромным санузлом, плоским телеком, чайником и холодильником обошелся нам в 1300 рублей в сутки, по российским меркам совсем недорого. В гостинице хорошее кафе с вполне вменяемыми ценами. К примеру, шурпа и чанахи — по 130-140 рублей, отменные хычины — по 70. В общем, мы рады местному гостеприимству.
Сумерки быстро сгущаются. Мы, конечно, устали с дороги, но, пока окончательно не стемнело, идем прогуляться вдоль реки Баксан. Вокруг необыкновенно красиво! Тучи и снег вплотную подходят к реке.
Ну а завтра с утра нас ждет Эльбрус.
Проехали в эти сутки около 1300 км.
13.06.
Мы просыпаемся часов в 6 утра, как ни странно — вполне бодрые и отдохнувшие. От гостиницы открывается потрясающий вид на окрестные горы!
Кафе откроется в 8, а подъемники начнут работать в 9 утра, так что у нас есть время для прогулки. И мы опять выходим к Баксану.
Кстати, несмотря на то, что мы находимся на территории национального парка «Приэльбрусье», очень непросто найти информацию о ближайших достопримечательностях и туристических тропах. Само собой, нет в свободном доступе и подробных карт этого района. Визит-центр, непременная принадлежность любого цивилизованного национального парка, отсутствует. Поневоле вспоминаешь, как это организовано в иных странах, с картами, размеченными тропами, смотровыми площадками и указателями к достопримечательностям. Ну а нас, как обычно, выручила предварительная проработка маршрутов через интернет.
Мы идем вверх по течению, чтобы найти большой водопад рядом с поляной Азау.
Вскоре, собрав рюкзак с теплыми вещами, вооружившись очками и намазавшись кремом от загара, мы выдвигаемся к подъемникам. На Эльбрус идут две параллельные канатные дороги, на каждой из них требуется промежуточная пересадка. Одна дорога — старая, еще советских времен, стоимость проезда «туда-обратно» по 500 рублей с человека. Вторая — современная, по 600 рублей. Как ни странно, администратор гостиницы посоветовал сесть на старую советскую. Оказалось, ее мачты расположены выше, и соответственно — лучше обзор в пути.
Сначала мы поднимаемся на станцию «Кругозор». По пути — еще несколько водопадов.
Высота станции «Кругозор» — 3000 м. Вниз открывается прекрасный вид на Баксанское ущелье, поляну Азау и поселок Терскол.
Мы пересаживаемся в вагончик до следующей станции — «Мир». По пути к ней наконец-то открывается вид на вершину Эльбруса.
Станция находится на высоте 3500 м.
Перед нами разворачивается замечательная панорама Кавказских гор!
Ну и, конечно, во всей красе видны вершины Эльбруса!
Здесь же находится небольшой Музей обороны Приэльбрусья и памятник героям Великой Отечественной.
Ну а мы двигаемся дальше. Точнее — выше. Доплатив по 200 рублей, мы дожидаемся очереди на кресельный подъемник. Такой штукой пользуемся впервые, немного робеем… Но оказалось, что это не так страшно, как приятно. )) Тем более, что по этой канатке запросто двигались вверх малыши из детской спортивной лыжной школы.
А пейзажи, открывающиеся с кресел этой канатки, заставляют вообще обо всем забыть.
Расположенная в горах обсерватория оказывается далеко под нами...
И вот мы на высоте 3800 м. Впечатления захлестывают, такие сильные эмоции от созерцания природы мы испытывали, пожалуй, только в Гранд Каньоне. Начинает чувствоваться высота — как будто слегка пьяный, чуть хуже соображаешь, чуть тяжелее даются привычные движения.
Станция «Мир» осталась далеко внизу. Вон она, еле виднеется в левой части фото.
Резко падает температура, а яркое солнце на этой высоте реально обжигает.
Но нам хочется еще выше. Мы вовсе не альпинисты, и пешее восхождение в наши планы не входит. Мы договариваемся с водителем снегохода о поездке к «Приюту Одиннадцати». «Приют Одиннадцати» — это альпинистская Мекка, самая высокогорная гостиница России. Здесь альпинисты отдыхают и проходят акклиматизацию перед окончательным броском на вершину Эльбруса. Стоит эта поездка для нас 2000 рублей, дороже, чем весь прежний подъем от поляны Азау. Но главное правило туриста — не экономить на экскурсиях, и мы стартуем еще выше.
Снегоход везет нас по очень крутому подъему. Почему-то нам не приходит в голову, что этот подъем окажется таким же крутейшим спуском на обратном пути )) Ну а пока мы останавливаемся на высоте 4200 метров.
Так высоко в горах мы впервые в жизни!
Многие из вершин Кавказского хребта оказываются ниже нас ))
«Приют Одиннадцати» тоже оказывается под нами. Эта гостиница, построенная в 1930-х годах, пережила войну, но сгорела в 1990-х. Сейчас под альплагерь используют бывшую котельную и несколько времянок. Гостиница вялотекуще восстанавливается.
Тут же на скале — мемориальные таблички о погибших альпинистах. Таких табличек много в здешних горах….
Приходит время спуска, и мы сполна узнаем, что мог бы почувствовать безумный горнолыжник, решивший скатиться с 4200 до 3800 м за минимальное время. ))
Собрав волю в кулак, мы все-таки не завизжали. ))
Дальше — немного грустное расставание с Эльбрусом, уже кажущийся рутиной спуск на канатке.
На станции Мир немного еще полюбовались горами….
….и двинулись вниз.
Внизу — жарко, хотя термометр показывает около 20 градусов. Температура в горах ощущается совсем не так, как внизу. Как там у классика — «Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»
Мы с удовольствием покупаем на местном рынке шерстяные вязаные вещи — красивые и совсем недорогие. Подобные рынки устроены везде, где могут оказаться туристы. Зачастую продавщицы тут же и вяжут свой товар — а чего время зря тратить. Говорят, чем дальше от Эльбруса, тем вещи дешевле, но у нас нет времени на тщательную торговлю — ведь нас еще ждет гора Чегет!
Мы на машине спускаемся вниз по шоссе.
«Поляна Чегет», откуда стартуют подъемники на гору, расположена в окрестностях поселка Терскол на высоте 2100 метров. Подъемники оказались кресельными, но нам уже не привыкать )). Цена — по 500 с каждого (туда и обратно). Первая очередь со сдвоенными креслами поднимает до высоты 2700 метров. Из кресел подъемника открывается чудесный вид на Эльбрус и другие горы. В отличие от скалистых суровых склонов Эльбруса, Чегет покрыт густым зеленым лесом и цветами почти до трехкилометровой высоты.
С вершины на фото ниже на наших глазах с шумом сошла лавина.
Под нами проплывают поляны, заросшие кавказскими рододендронами. Цветы растут даже там, где уже появляется снег.
Затем мы пересаживаемся и поднимаемся до 3000 метров.
С конечной станции открывается вид на вершину Чегета (3700 м).
Эльбрус тоже виден во всей своей красе.
И здесь много табличек о погибших альпинистах…
Мы с интересом рассматриваем с Чегета склон, прилегающий к Эльбрусу. Особенно нас интересует дорожка, ведущая к обсерватории на одном из его склонов. Эту дорогу хорошо видно на середине фото.
Вот и обсерватория, мы ее видели под собой, когда были на Эльбрусе.
Дело в том, что подъемники прекращают работу уже в 16 часов, но впереди еще часа 3-4 светлого времени, и мы решаем совершить небольшой поход. Чуть ниже обсерватории расположен водопад Девичьи Косы, его можно заметить с Чегета.
Мы решаем идти к нему. Начинается дорога вот здесь, в центре Терскола напротив мечети.
По описаниям в интернете дорога легка и проста. С Чегета она кажется вообще чуть ли не горизонтальной, только в начале очевиден крутой подъем. Да и водопад вроде бы совсем рядом. Забегая вперед, скажу, что, как часто бывает, действительность оказалась совсем другой. ))
А пока мы наслаждаемся красотами, спускаясь по канатке Чегета.
Спустившись с Чегета, мы едем в самый центр Терскола и напротив мечети сворачиваем в горы. Машину оставляем внизу — все равно вскоре грунтовка станет проходимой только для внедорожника или квадроцикла.
Любуясь видами, мы постепенно набираем высоту, ожидая за каждым поворотом выход на «горизонталь», так хорошо видимую с Чегета.
Вокруг много цветов, и опять вспоминается классическое «…цветы необычайной красоты».
Через час подъема нас стали «терзать смутные сомнения». Дело в том, что мы не знали точно, на каком расстоянии от Терскола находится водопад и на какую высоту при этом надо подняться. Описания пути к водопаду в интернете, видимо, составлялись опытными туристами-горниками, для которых подобный маршрут был всего лишь легкой разминкой перед настоящим походом. Некоторую нервозность привнесли и предостережения встречных туристов и местных жителей о том, что обязательно будет дождь, а у водопада — мокро, скользко и опасно. К тому же, рассматривая отсюда склон Чегета, мы увидели станцию канатки на одном уровне с собой и поняли, что уже поднялись с 2100 до 2700-2800 метров.
Да и дорога поперек склона горы, казавшаяся с Чегета почти горизонтальной, в реальности была постоянным подъемом, причем достаточно крутым. Но мы вспомнили того же классика («уж если я чего решил, так выпью обязательно») и продолжили путь.
Через некоторое время на гору опустилась туча, дорога уходила прямо в нее.
Что ж, тем интереснее. Ведь в тучах мы еще никогда не бродили. )) Так что посмотрим, куда ведет эта «дорога в облака».
В туче оказалось прохладно и мокро, в ход пошли дождевики. Видимость упала до десятка метров. В общем, туристическая горная романтика по полной программе. ))
Зато можно было поиграть в снежки — ведь мы достигли той высоты, где лежит снег. ))
Вскоре мы добрались то тропки к водопаду. Глинистая размокшая тропа шла поперек скользкого от дождя склона. Почему-то вспомнился Перевал Дятлова…
И вот она, наша цель — водопад Девичьи Косы!
Да-да, он в-о-о-он за тем камнем, шумит так, что разговаривать невозможно. )) В общем, водопад мы так и не увидели. ))
Мы устроили небольшой привал — а вдруг туча уйдет? Посидели немного, повспоминали фильмы типа «Поворот не туда» или документальный сериал «Я не должен был выжить» и решили спускаться.
На весь маршрут ушло около 3 часов — 2 часа на подъем с высоты 2100 до 2900 метров и один час на спуск.
Уже темнело, но мы еще решили попить нарзана. В окрестностях Терскола расположены несколько нарзанных источников, самые популярные находятся на «Поляне Нарзанов».
Там много кафешек, которые закрываются после 19 вечера, а из нарзана текут ручьи и даже набираются небольшие озерца.
Но в Терсколе можно найти и совершенно безлюдный источник совсем рядом с дорогой.
Напившись нарзана и набрав его про запас (да, мы знали, что со временем он теряет свои свойства, но не удержались), мы отправились в наш отель. Шурпа и чебуреки с отличным местным пивом — хорошее завершение такого необычного дня! Кстати, самое популярное местное пиво называется в честь Эльбруса — «5642». Точнее, в честь его высоты. ))
14.06.
Сегодня — наш последний день у Эльбруса, до дома около 1300 км, завтра — на работу. Но дома-то мы еще насидимся, а вот когда еще окажемся в Приэльбрусье. Поэтому до обеда мы еще катаемся по Кабардино-Балкарии. Уезжая с Поляны Азау, мы двигаемся по Баксанскому ущелью в направлении трассы «Кавказ», останавливаясь в красивых местах.
Первая остановка — у села Байдаевское. От него открывается замечательный вид на Чегет.
Село — из одной улицы, в которую с гор каскадами сливается водопад общей высотой метров 60. Это — источник воды для жителей села и их скота.
Тут же из-под земли вытекает нарзанный ручей и просто впадает в Баксан. Я теперь понимаю: себестоимость нарзана — почти ноль, тратиться надо только на бутылку и сверхприбыль перевозчиков и торговцев.
Местные коровы могут попить воды на выбор — или из водопада, или из нарзанного ручья. ))
Как отличается образ жизни местного населения от жизни жителей Центральной России! Свежее мясо безо всяких биодобавок, вода с ледников, нарзан и чистейший воздух — ну и как не прожить здесь до 100 лет? Вспоминается фото горца, восходившего на Эльбрус более 200 раз, причем последнее восхождение он совершил в 110 лет. Почему бы и нет? ))
У нас уже нет слов описывать красоту дороги по Баксанскому ущелью. ))
Вскоре мы остановились у водопада, просто стекающего на дорогу.
Иногда мы видим водопады в стороне от дороги в горах.
У местной крестьянки мы покупаем отменный домашний сыр. Тут же такой сыр покупают ее односельчане. Цена — всего лишь 270 рублей за килограмм!
При этом пейзажи вокруг убедительно подтверждают, что этот сыр наверняка не из пальмового масла. ))
Вскоре мы с сожалением покидаем Национальный парк «Приэльбрусье».
До сих пор мы считали, что самые красивые дороги европейской части России находятся в Карелии. Но теперь я в этом совсем не уверен… Дорога по Баксанскому ущелью к Эльбрусу, особенно от Тырныауза до Поляны Азау, потрясла нас своей величественной красотой..
Тем временем мы выехали на трассу «Кавказ», но свернули не домой, а в соседнее Чегемское ущелье. Наша цель — Чегемские водопады. Дорога, при всей своей живописности, оказалась гораздо хуже прежних, и в одной из ям я погнул литой диск. Появилась вибрация на скорости, но до дома дотянули. Но необычайные пейзажи вокруг заставили забыть о неприятности.
Шоссе к водопадам — само по себе достопримечательность )) Туристические автобусы не могут подобраться к водопадам из-за нависающих скал, поэтому тургруппы дальше двигаются пешком.
Вот этот водопад даже не считается достопримечательностью — парковки возле него нет, да и туристов тоже.
Главные Чегемские водопады расположены прямо у дороги, там же организован большой рынок, работают несколько кафе.
Людей и машин очень много.
Сооружены лестницы (платные, по 50 рублей с человека) для осмотра ущелья и водопадов сверху.
У этих водопадов также снимали некоторые сцены фильма «Земля Санникова». Мы побродили, понапокупали всякого шерстяного, поели отменных хычинов.
Ненадолго завернули к еще одному водопаду в этом же ущелье. К нему ведет тропа вдоль горной реки.
Не обходится, конечно, и без уродливых росписей на скалах. До какой же степени надо не уважать себя и свою страну, чтобы гадить в самых красивых ее местах. ((
Водопад льется в естественной каменной «трубе».
Ну и наконец-то, часа в 2 дня, мы двинулись домой. По пути пережили все те же самые идиотские пробки в Пятигорске и под Ростовом, да остановились в кубанском хуторе для посещения небольшого старого коньячного завода, точнее — магазина при нем.
Подремали под Ростовом и с утренним потоком машин въехали на улицы Воронежа.
Проехали в эти сутки около 1300 км.
Бюджет поездки сложился так:
Ну и еще какие-то покупки. В общем, бюджет оказался гораздо меньше полученных впечатлений. )) Мы даже не ожидали, что можно относительно недорого путешествовать в таких чудесных местах.
За всю поездку ДПС ни разу не остановили.
Отдельно хочу сказать об отношении к туристам. Честно говоря, опасались разных нюансов, особенно учитывая периодические КТО в тех краях. Но, похоже, местные жители постепенно осознают, что торговля и туризм дают куда более стабильный доход, чем непонятные политические разборки. Где бы мы ни были в Кабардино-Балкарии, все встречали нас очень доброжелательно, впечатления об общении с тамошними жителями остались исключительно позитивными.
Вернемся ли мы еще в Приэльбрусье? Очень хочется!
Ах, да, чуть не забыл — почему путешествие названо «почти свадебным»? Да потому, что происходило как раз накануне нашего с женой юбилея — тридцатилетия со дня свадьбы. ))