И снова весна на Кавказе!

И снова весна на Кавказе!

18.05.2025 | 3005 просмотров

День первый

В 6:40 наш рейс из Тюмени в Минеральные Воды. Утром мы, конечно, не выспались, потому что подъём был в 4:00. Приехали, как полагается, заранее в аэропорт. И узнали, что вылет откладывается до 8:00. Не критично, неприятно, но терпимо. Дальнейший полёт прошёл гладко — никаких нареканий. Регулярные рейсы Азимута. В Мин Водах прямо в аэропорту нас заваливают предложениями подвезти местные бомбилы, но у нас другие планы — берём машину в прокат и двигаемся в Пятигорск. Машинка простая — Хендай Солярис на бензине. Пробег 20 тысяч. Строим маршрут и едем. Всего 25 км. Вокруг практически лето — деревья в зелёном одеянии. Заселяемся в хорошенькую квартиру. А на обед выходим прогуляться. Несколько кафе то не работают, то не готовят, и в поисках еды натыкаемся на ресторан МАЁ. Достойно, вкусно и внутри уютно.

А дальше решаю снова сходить на гору Машук с обзорной площадкой на город. По пути заглядываю на Верхний рынок, покупаю чурчхеллу. Любуюсь сушеной хурмой и персиками. Вокруг снуют туристы, как и я, туда-сюда и совершают покупки. Фрукты, специи, чаи разложены стройными рядами. На улочках рядом вальяжно прогуливаются кошки. Делаю фотографию каждой мордочки.

Добравшись до фуникулера на гору Машук, довольно долго стою в очереди — много желающих прокатиться на ярких ретро-кабинках. Билет в обе стороны стоит 400 руб., в одну — 250 руб. Беру в одну сторону, т.к. хочу прогуляться вниз пешком. Наверху Эльбруса не видно, он спрятался в дождевых облаках. Ветер упорно подгоняет их в нашу сторону. Я провожу на вершине 5-10 минут и ступаю на дорогу, ведущую к городу. Идти комфортно — под ногами асфальт среди высоких деревьев, разместившихся на склонах.

Пожалуй, прогулок на сегодня достаточно — иду домой. Итого 14 км пройдено. Немного, но для дня с перелётом достаточно. Завтра переезд в Нальчик.

День второй

И всё пошло не по плану. А план был хорош: выехать из Пятигорска, доехать до Чегемских водопадов, а после них в город мёртвых Эльтюбю. И к вечеру заселиться в Нальчик. Примерно 200 км пути. И вроде бы история неплохо начиналось: в 10 утра погрузились в машину. Тучи затянули небо, но не капало. И да, со сложностями выехали из города (везде пробки), но выехали и держали курс на Чегем. А как от Чегема свернули на ущелье, так забарабанил дождь. И ещё попутно приходили смски от МЧС о том, что ожидаются грозы, град и сели в горах. Проехав село Нижний Чегем, мы разворачиваемся, так как дождь усиливается. Не хочется испытывать судьбу. Хотя я понимаю, что это могла бы быть просто паника равнинных жителей.

Что делать — едем в Нальчик. Город не впечатляет, конечно, но у нас здесь по плану ночевка и бронь жилья. Заселяемся. В 14:00 выхожу на прогулку. Здесь есть большой парк и тропа здоровья. Маршрут намечен — иду. За полчаса дохожу до канатной дороги. Это однокресельное устройство, уносящее до смотровой площадки. Билетик в одну сторону стоит 250 руб. Еду. Атмосферно. На смотровой площадке есть ресторан и пара человек фотографируется. Обхожу стороной и двигаюсь по дороге, уводящей через лес до старой канатной дороги (того, что от неё осталось). Это такая у меня сегодня по плану прогулка.

Дорога асфальтированная, но в дырах. Пасутся по пути коровы со стойким запахом навоза. Деревья закрывают небо, птички щебечут. С неба пропадают тучи. Солнце освещает умытую землю. Иногда мимо меня проезжают одинокие машины. Из неприятного — много мусора по обочинам. Из приятного — невероятный лес. Через какое-то время дорога соединяется с тропой здоровья — «Тысяча ступеней». Я продолжаю путь к конечной точке. Там наверху встречаю заброшенное разрисованное здание. Обзорной площадки нет. Дрон я с собой не брала, потому что накрапывал дождик, а он бы сейчас мне так пригодился. Немного отдохнув, иду обратно. Выхожу на тропу здоровья и уже с потоком туристов спускаюсь. Ступеньки бетонные, даже после дождя чисто. Тропа извивается, петляя меж вековыми деревьями. Очень красиво. Внизу выход к мостику через реку. Облака открыли снежные вершины — глаз не оторвать! А на другой стороне мостика парк. Огромный. Не везде ухоженный, но люди наслаждаются прогулкой, как и я. Часа через полтора возвращаюсь в квартиру, которую сняли, уставшая. За день пройдено 14 км. Да, это не слишком и много, но всё же ноги ощущают усталость.

Надеюсь, что погода немного наладится и сменит гнев на милость, ведь у меня большие планы на следующий день.

День третий

Всматриваюсь в прогноз и вижу, что он довольно хороший — без ливней. Тем более что путь у нас лежит снова в горы — в Дигорское ущелье. Выезд в начале 11-го из Нальчика. И потом всё время практически прямая дорога через национальный парк Алания (110 км). По пути нас записали на пункте досмотра и только после этого пропустили дальше. Въезд на территорию парка платный — на двоих с одной ночевкой получилось 250 рублей. Сначала нужно было зайти на пост охраны и оформиться, а потом в кассу на оплату. Для желающих перекусить и купить сувениры здесь же на маленьком пятачке много торговых лавок. Но мы почти что сразу после оплаты продолжили не слишком долгий путь.

Виды открывались потрясающие — заснеженные вершины вырастали прямо перед глазами. Дорога хорошая — ехать приятно. Была одна остановка у чертового моста — довольно глубокий каньон с мощной бурлящей рекой. Страшновато смотреть вниз. Кое-где по пути встречали небольшие осыпи на дороге. Так-то тоже вызывает волнение — а то камень башка попадет. Дальше сами знаете.

Конечной точкой пути стал Тана Парк отель. Заселились в номер стандарт за 6000 руб. в сутки. Приятное место, вкусное кафе на территории. Прямо из окон открывался вид на два бурлящих водопада. Здесь же от отеля начинается тропа к водопаду Жемчужный. До него 4 км, но я одна решила не ходить, потому что вероятность встретить медведя всё-таки есть. Уговорила спутника прогуляться до обзорной площадки к водопадам «Три сестры». Начало тропы у другого отеля, к которому доехали на машине и оставили авто на парковке за 100 руб. Путь несложный, но после дождя скользко и грязно. У нас с собой были туристические палки и у меня трекинговая обувь, что заметно облегчило путь. Вид на обзорной площадке и правда шикарный! Летом, конечно, всё утопает в зелени, а сейчас суровая северная красота — мрачные гранитные скалы в снегу. Но мне понравилось. Попеременно моросил дождь, но мы уже были к этому готовы.

Потом вернулись обратно в отель, отужинали в кафе довольно вкусно и отправились отдыхать в номер, засыпая под шум бурлящей воды за окном.

День четвертый

В стоимость проживания оказался включен завтрак, что меня определенно порадовало. И после него я решила быстренько подняться до водопада, на который открывается вид. Тропинка нахожена, так что никаких проблем. Набор высоты, правда, резкий. И палки меня снова выручали. Был довольно сильный ветер, так что уши мне знатно надуло. В остальном путь наверх занял 20 минут. Немного постояла под брызгами водопада и спустилась обратно к машине. Вещи мы погрузили быстро и отправились в дорогу к Цейскому ущелью (220 км). По пути решили заехать до заброшенного аула Галиат. Дорога к нему идёт грунтовая с торчащими камнями. Вроде бы ехать недалеко, но медленно. Да и на нашей пузотёрке совсем некомфортно. Я ещё переживала, что вдруг колесо пробьём и отменила затею, решив, что игра не стоит свеч. Мы остановились у села Камата, где увидели красивую старинную полуразрушенную башню на холме. Оставили машину и поднялись к руинам. И это было отличное решение — панорама открывалась сказочная. Горы тонули в облаках. И вокруг какая-то размеренная благодать.

Однако, чтобы добраться до Цейского ущелья, нужно было снова вернуться на трассу до Грозного и свернуть направо в горы. Пока мы снижали высоту по ходу движения, заезжая под тучи, дождь стал плотно умывать всё вокруг. Высоко в горах солнце, а вот ближе к равнине непогода. Но мы от неё снова уехали и поднялись к Цейскому ущелью.

Я онемела от красоты. Мы успели кинуть вещи на ресепшене и побежать к почти закрывающемуся подъемнику. Билеты вышли в 2 тыс. руб. Подъемник в виде старой открытой креселки, медленно увозящей в зону нерастаявшего снега. С каждым метром становилось всё холоднее. А на обратном пути начался дождь. Промокли, как мыши. Но зато я довольная, что успели прокатиться на подъемнике. Так как на следующий день он не работает.

Ужинали в кафе при отеле. Отель «Сказка». Ночь стоит 10 тыс. руб., но номера хорошие, да и в проживание включен завтрак, бассейн и сауна. И здесь же недалеко начинается тропа к леднику Цей. Поход на день. После ужина часик провели в сауне и бассейне, посмотрели кино и спать. У нас ведь впереди снова дорога.

День пятый

Я просыпаюсь обычно очень рано. Часов эдак в 5. Так и тут я продолжаю следовать этой заведенной традиции. Утренний кофе и интернетик. Но вот сегодня мне внезапно захотелось выглянуть в окно — и каково же было моё удивление, когда там выпал снег. И он продолжал идти. Я распереживалась, как бы нас тут не засыпало, но снежинки на асфальте не задерживались, поэтому мы смело выехали в сторону Мамисона — недавно открытый горнолыжный курорт (40 км). Дорога до него замечательная, светило солнышко с этой стороны горы, но вот подъехали к курорту, и нас развернули, сказав, что не работают. Хотя на сайте написано, что ждут гостей каждый день. Пришлось нам уехать не солоно хлебавши. Рядом с курортом микропоселение с останками древних башен и храма — удалось их рассмотреть вблизи.

Решили возвращаться обратно в Цей, т.к. у нас там проплачена вторая ночь, и по пути заехать на водопад Шагацикомдон, но тропа на него до сих пор закрыта. Из оставшихся развлечений на районе — сходить к заброшенному санаторию у тропы на Цейский ледник. Кстати, и этот маршрут тоже закрыт из-за погодных условий. А я специально брала 2 дня для Цейского ущелья, чтобы увидеть ледник. Но погода внесла свои коррективы. Поэтому просто любовались природой: заснеженными вершинами сосен, серыми скалами и всепоглощающим туманом.

День шестой

Утро всё ещё очень холодное. Вспоминаю прошлогоднюю поездку и не верю, что мы ходили в футболках и умудрились очень сильно сгореть в эти же даты. Тогда было +26, а сейчас +1.

Сегодня переезд во Владикавказ. Мы собираемся и стабильно в 10 выезжаем из гостиницы. Прощаемся с Цейским ущельем и держим курс на трассу во Владик, чтобы с неё свернуть на Верхний Фиагдон, откуда мы поедем до Даргавского некрополя — очень популярное туристическое место (102 км). Как только мы поворачиваем на перевал Фиагдон — я теряю дар речи. Дороги-то в привычном понимании просто нет. Это лишь земля вперемешку с камнями под ногами. И сейчас на ней стоят местами лужи. Хорошо, что не дождь, иначе ехать было бы небезопасно. Чем выше мы поднимаемся, тем холоднее становится. В какой-то момент мы заезжаем в облака, где видимость метров 5-10. И на всех смотровых площадках делать остановки просто бессмысленно — всё равно ничего не увидишь дальше вытянутой руки.

Преодолев перевал, мы делаем остановку у некрополя. Холод собачий плюс ветер. Руки просто коченеют за минуту. На кассе покупаем два билета по 150 руб. и идём осматриваться. Очень необычно всё для наших глаз. Каменные домики с крышами в виде пирамиды, а внутри реальные захоронения: мумии, кости, черепа. Снимать на телефон нельзя, и я не стала нарушать запрет. Облака облизывают вершины захоронений, смотрится всё это кинематографично и мистично. Коптер не запускаю из-за холода (руки мерзнут) и ветра.

Дальше едем до Кармадонского ущелья до памятной таблички Бодрову (14 км). Все помнят, что 25 лет назад здесь сошел ледник Колка и унёс большое число жизней. Дорога начинается от Даргавса, и это снова перевал с земляной дорогой из ям и луж. Едем по приборам, потому что ничего не видно. Из тумана выплывают навстречу машины. В основном все внедорожники. В какой-то момент мы доезжаем до хорошей дороги и уже по ней спускаемся в нужную точку. Ущелье давит своими каменными стенами, а сверху низкие облака будто накрыли нас крышкой. Жуткое впечатление, особенно когда знаешь, что здесь случилось. Недолго постояв у памятной доски, двигаемся по асфальту дальше до Владикавказа (30 км). Ехать остается недалеко. И мы уже через 20-30 минут в городе. Из неприятного: здесь не работает GPS — навигатор вас просто не отслеживает и не показывает. Точнее, он показывает, что ваше место расположения где-то в районе Эльбруса. Так что ориентируемся на местности, чтобы доехать до забронированной квартиры, куда мы и заселяемся. Вид на горы из окна потрясающий. По плану у нас две ночи в цивилизации, а дальше снова отправляемся в горы.

День седьмой

Сегодня день без машины. Мой спутник уехал кататься весь день на эндуро в горах, а я отправляюсь на прогулки по городу. Из окон снятой квартиры видно стену каменного массива, покрытого вековыми снегами. А перед ними невысокая горочка в лесу, именуемая Лысой. На ней поставили колесо обозрения и строят парк отдыха Алания. Доезжаю до Дендрария и через него выхожу к пути на гору. В Дендрарии встречаю лисицу с добычей в зубах, а потом черную белочку. Сам же парк не очень ухоженный — нет толком лавочек, урн, освещения.

Подъем на Лысую несложный — по хорошей асфальтовой дороге. Мои попутчики сплошь спортсмены-борцы. Наслаждаюсь открывающимися видами на горы, когда подхожу ближе к вершине. На ней активная стройка и делать особо нечего. Иду обратно.

Заказываю такси до квартиры, там обедаю, и потом снова такси до центра на проспект Мира — главная пешеходная улица Владикавказа. Чем-то напоминает Истикляль в Стамбуле. Здесь тоже бегают трамвайчики. А взгляд упирается в огромные горы. Восторг. В домиках по бокам магазинчики и кафе, по центру зеленая аллея. Очень приятное место. Встречаются блогеры и модники. Рестораны вовсю готовятся к летнему сезону и майским праздникам.

А я пешком отправилась домой. В этот день мой шагомер показал пройденных 16 км. Надеюсь, что он не ошибся. И почти у дома купила огромнейший горячий пышный лаваш за 40 рублей. Ну что за приятные цены.

День восьмой

Утром погода уже нам улыбалась: небо ясное, тепло так, что можно наконец-то снять куртку. Едем в Ингушетию. А это всего 20 км от Владикавказа. Проходим за минуту паспортный контроль. И через 7 км паркуемся у Ляжгинского водопада. Я быстренько переодеваюсь в походное, беру палки и иду по тропе. Набор высоты довольно резкий. Но не особо тяжело. Маршрут минут на 20 в одну сторону. Сухо, не скользко. Туристы, конечно, есть, ведь начались майские праздники. Водопад в зеленом ущелье. Не большой и не маленький, в самый раз) фотографирую своего лягушонка на его фоне и иду обратно. Пьем в машине чай и едем ещё минут 10 до другой локации — боевые башни Эрзи. Я снова вооружаюсь палками и иду наверх. Тут моя прогулка занимает побольше времени — всё сфотографировать, полюбоваться крышесносными видами. Да и вроде бы небольшой подъем отнял много сил. Но картина перед глазами просто въедается в память.

Потратив полтора часа на прогулку, я спускаюсь снова к машине. Дальше у нас дорога через перевал. Карта не показывает мне его название, но скажу, что напротив него гора Шан и Грузия. Проезжая через пик перевала, останавливаемся на смотровой площадке — это просто лучший вид за всю поездку! Невероятный. Я правда не знаю, какие эпитеты можно подобрать. Горы до горизонта. А за спиной такой скальный массив, что аж мурашки бегут по коже. Берём кофе и спускаемся вниз. Останавливаем машину напротив башенного комплекса Эгикхал. Устраиваем обед на багажнике, а потом идём осматривать руины. Я с палками забираюсь повыше до ещё одного комплекса Бархане. Там нет туристов совсем. Солнце греет, вокруг сказка. Знаете, такие виды, ну прямо как с открытки! На альпийских лугах тут и там пасутся коровки. А горы за спиной один в один ну Доломитовые Альпы.

Налюбовавшись, едем в обратную сторону через перевал до села Армхи. Там у нас бронь в гостинице. Условия спартанские, но вид из окна действительно хорош. На вечер спускаемся по тропе здоровья до главного корпуса. И полтора часика проводим в кофейне, используя вайфай, который до нашего корпуса практически не долетает. Это кафе просто попало в самое сердечко — миллион процентов уюта, стиля и потрясающе вкусных десертов и чая. Похвала его хозяевам.

P.S. Каждый раз, когда вы ложитесь спать на природе — используйте беруши. Птицы всю ночь щебечут так, будто работают 100 будильников на айфоне. Без затычек спать просто невозможно.

День девятый

Пожалуй, самый скучный из всех остальных. С утра загрузились в машину и из хорошей погоды уехали снова в дожди — в Пятигорск. Примерно 230 км пути. И в обед уже заселились в квартиру. Тучи нависли над городом. Когда я вышла на прогулку, тут же пришлось надеть дождевик. Прошлась по главному бульвару, поднялась на смотровую площадку у бесстыжих ванн и дошла до Верхнего рынка, где продают разные местные вкусности. Нагуляла положенные 10 тысяч шагов и отправилась в уютную норку на 5 этаже.

По планам на завтра — поход. Но состоится ли он, покажет погода. Потому что в прогнозе дождь на весь день. Такая обида — в прошлом году мы аж сгорели, как было жарко. А в этом не снимаем курток.

День десятый

Дождь барабанит с самого утра за окном. Мой поход отменяется. Но целый день не должен пропасть даром — прыгаем в машину и едем до Чегемских водопадов. Да, 110 км в одну сторону, но там есть вкусное кафе, где в прошлый раз мы ели хычины, которые нам сильно понравились. Эта мысль нас очень бодрит. Дождь продолжает моросить, но даже плохая погода не помеха для туризма в праздники — автобусы с путешественниками так и едут с нами по дороге в ущелье. Приезжаем, паркуемся и идём гулять. Там целое шествие из мам, пап и детей, мужчин и женщин, бабушек и дедушек. За прошедшие три года появился тротуар, много новых кафешек. Мы заходим в уже проверенную и берем шашлык, люля и хычины. Не зря проехали 110 км. В торговых лавочках взяли сыра, суджука и мёда домой на подарки. Всё по демократичным ценам. К вечеру возвращаемся в квартиру в Пятигорске и собираем чемоданы. Завтра вечером самолёт домой.

День одиннадцатый

Выезжаем в 10 утра, доезжаем до Верхнего рынка, покупаем сладости домой и сушеную нежнейшую хурму. У рынка есть парковка под шлагбаумом — первые полчаса бесплатно. А потом минут за 30 доезжаем до Мин Вод — сдаём машину. Я решаю не терять день и еду на такси до Железноводска прогуляться по терренкурам вокруг горы Железной и до Развалки. Там есть штольня. Правда я уже до неё не пошла, потому что после дождя уж очень грязно было на тропах. Но люди ходят всех возрастов, так что гулять вовсе не страшно одному. Маршруты тоже разные — и покороче, и подлиннее. И на гору Железная можно сходить, но я уже была в прошлой поездке. В итоге за 2 часа управилась быстрым темпом, снова вызвала такси до Мин Вод и остаток вечера тусила в квартире. Цены, конечно, я вам скажу, за халупы ого-го. С ковидных временем поползли вверх, особенно в этом году.

Рейс у нас ночной, приезжаем заранее в аэропорт. Новый красивый терминал еще не открыли, вроде бы должны этим летом запустить в работу. Наш самолет вылетел вовремя и доставил в Тюмень за 3 часа.

Бюджет поездки вместе с билетами, едой, жильем и арендой авто получился 190 тыс. руб.


Дром

Комментарии

Дром
Тюмень
Какая кайфовая поездка у вас получилась и какие классные и сочные фото! Благодарю за интересную статью. И привет из Тюмени)
5
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром