|
Русский север всегда притягивает своей суровой красотой, историей и бесконечными озерами. И в этом году я не упустил возможность вырваться на несколько дней от московской суеты в край тишины и спокойствия.
Итак маршрут поездки предстоял следующий: Раменское — Клин — Кемь — Соловки — Ловозеро — Териберка — Мурманск — полуостров Средний и Рыбачий — Медвежьегорск — Клин — Раменское. Пробег всей поездки чуть более 5000 км, по длительности 9 дней.
В 22:00 загрузившись продуктами и остальными вещами, выдвинулись из г. Клин по трассе М10 в сторону Питера. «Лененградка» отличная по качеству асфальта дорога, но количество камер в населенных пунктах Тверской области делает проезд по ней просто мучением. Радует только недавно открывшийся объездной участок вокруг Вышнего Волочка. После Петрозаводска мы попрощались с мобильной связью Билайн, всю дорогу с нами был оператор «Поиск Сети», и только в городах появлялась мобильная связь. К середине следующего дня добрались до г. Кемь и сразу поехали к гостиничному комплексу «Причал», где продаются билеты на Соловки. Теплоход ходит на остров и обратно 3 раза в день, стоимость поездки 1000 руб. в одну сторону, время в пути 2 часа. Как выяснилось утром, мы не зря заранее купили билеты на теплоход, в 8:00 билетов всем не хватило. Прямо с причала видны декорации к фильму П.Лунгина «Остров».
Попытки найти место на берегу Белого моря, чтобы поставить палатку, не увенчались успехом из-за сильно загрязненного берега водорослями, а местами и бытовым муром. В итоге разбили палатку на берегу р. Кемь.
В 8 утра отправились в путь на Соловецкий остров. Как уже писал выше, все билеты на теплоход были раскупленны, пассажиров на теплоходе условно можно было разделить на 3 группы: на остров едут паломники, туристы отдохнуть и увидеть природу уникального острова и жители этого острова. Много было и иностранных туристов, в т.ч. и с детьми. В порту на стоянке даже стояли 2 машины с китайскими номерами.
Навигация на Белом море работает до тех пор, пока вода не замерзнет, потом только авиасообщение с островом. На острове есть аэропорт, который принимает и отправляет рейсы в Архангельск 3 раза в неделю.
Первая остановка в Карелии. Река Сегежа.
Белое море. До Соловецкого острова 40 км.
Добравшись до острова к 10 часам, сразу на причале взяли трехчасовую экскурсию по острову.
На острове постоянно проживает около 900 чел., имеется больница, школа, дизель-электростанция и АЗС. В поселке зарегистрировано около 200 автомобилей, хотя асфальтированных дорог на острове нет, центральная улица выложена бетонными плитами, перед монастырем камнем, а остальные грунтовки. Раз в 2 месяца из Архангельска на пароме приплывает ГИБДД, которые за 2 дня собирают норматив по штрафам и отбывают на большую землю. Скорее всего, в эти 2 дня жители острова автомобилями не пользуются, хотя в глубине острова встречаются машины вообще без номеров. Перевезти машину на остров из Архангельска стоит 20 тыс. руб. Так как автосервисов на острове нет, основной парк острова составляют УАЗы, ГАЗели, ПАЗы и проч. отечественная техника. Мобильная связь работала только Мегафон.
Центральная улица пос. Соловецкий.
На Соловецком архипелаге нет волков, лис, медведей, росомах и др. хищников, нет даже змей и клещей. Самым свирепым хищником на соловках являются комары, их здесь полно, к тому же бесстрашные, умудряются залезать под одежду.
Одна из достопримечательностей острова — озерно-канальная система. На острове находятся более 1000 озер. Система каналов создавалась с XVI в. Для улучшения водоснабжения монастырских поселений. Святое озеро аккумулировало водосток основной озерно-канальной системы. Из озера вода по трем каналам направлялась в море, снабжая водой баню, мельницу, сухой док, лесопильню и в конце XIX века монастырскую электростанцию.
Сейчас, отдыхая на острове, можно взять напрокат лодку и пройти по всем каналам и озерам.
Схема Озерно-канальной системы.
На Соловецком острове располагается до недавнего времени единственная в России церковь-маяк (с 2014 г. в России две церкви-маяк, на Соловках и в Крыму).
Церковь находится на Секирной Горе — это наивысшая точка острова 74 м. На первом этаже обычная церковь, а лестницу на второй этаж к маяку преграждает табличка «Министерство Обороны Проход Запрещен». В годы ГУЛАГа в этой церкви располагался мужской карцер.
Лагерь просуществовал на острове с 1923 г. по 1939 г. Вначале большинство заключенных были по «политическим статьям», а с середины 30-х на остров стали отправлять «социально-опасных» преступников с материковых лагерей. Условия содержания заключенных были крайне суровыми. Самые тяжелые работы были на лесозаготовках, где за зиму погибало до четверти работающих.
В 1939 году Соловецкий лагерь закрыли и остров передали в ведение Северному флоту, который организовал на них учебный отряд.
В 1942-1945 гг. на острове в пос. Савватьево действовала школа юнг, в ней проходили обучение сотни мальчиков 15-16 лет. Жили курсанты в землянках по 50 чел. Среди выпускников Соловецкой школы юнг был в будущем известный писатель Валентин Пикуль.
Савватьевский скит. Бывший учебный корпус школы юнг.
Гостиница XIX в. В настоящее время восстанавливается.
Соловецкий монастырь. Внутренний двор.
Сухой док. Судна входили в док с моря, затем створки закрывались, и док наполнялся водой со Святого озера, которое выше уровня моря. Когда судно поднималось, его оттаскивали на берег и спускали воду.
Монастырская гидроэлектростанция (не работает).
Соловецкий монастырь. С этого ракурса его можно увидеть на обороте 500-рублевой купюры.
В 16 часов на теплоходе отбыли обратно в Кемь. Запланированных 6 часов на острове крайне не хватило, до посещения острова мы даже не предполагали сколько здесь интересных и красивых мест. На Соловки лучше всего ехать дня на 3, чтобы все осмотреть, покататься на велосипеде, на лодке и т.д.
На пути из Ловозеро в Териберку посетили Саамскую деревню.
Аллея идолов. Каждый идол отвечает за определенную стихию: Вода, Земля, Огонь и Воздух. И идолы Любви, Здоровья, Судьбы, Удачи.
Чтобы желание сбылось, необходимо задобрить идола монетой, желательно желтой, и обнять.
В программу посещения входит кормление оленей. Олени любят сухой комбикорм не меньше их основной пищи ягеля.
Кроме северных оленей в деревне живут в клетках много других животных из местной фауны. Купив сувениров из оленьих рогов, мы продолжили путь дальше на север в пос. Териберка.
Поселок Териберка знаменит живописной дорогой, водопадом, красивыми озерами и тем, что это практически единственное место, где можно беспроблемно выехать на машине к Баренцеву морю.
Дорога заняла немного времени, трасса Кола прямая, хорошего качества и с невысокой загруженностью. Не доезжая до Мурманска, мы свернули на трассу Серебрянка, которая ведет до Териберки и пос. Туманный.
После поворота с трассы Серебрянка на Териберку дорога пошла грунтовая. Эту дорогу построили только в 1984 г.,
до этого с XIX в. с поселком было только морское сообщение.
Вид на медленно умирающий северный город.
Неподалеку от Териберки есть водопад, сбрасывающий воду в Баренцево море. Проехать до него на а/м возможно, сначала ювелирно проехав между бетонными столбами, преграждающими дорогу, потом нужно заехать в весьма крутую каменистую горку.
Добравшись до моря, не упустил возможность окунуться. Хорошо, что погода позволяла, было солнечно, около +17 температура воды неизвестна.
Чтобы добраться до оборонительных орудий (пушек), машину пришлось оставить и продолжить путь пешком по горам около километра.
По пути открывался красивый вид на залив.
Заброшенные оборонительные орудия. Всего их 5 штук.
Хотя в этих краях еще продолжался полярный день, в 19 часов стали искать место для палатки. Устроились около одного из озер недалеко от моря. Погода продолжала радовать, солнце ярко светило до 22 часов. Хорошо, что перед сном посмотрели в телефоне прогноз погоды. В 7 утра обещали +7 и дождь. Поэтому будильник на 5:40 и спать.
Утром погода испортилась, но дождя не было. Быстро собравшись, выдвинулись в Мурманск. В Мурманске было запланировано посещение ледокола «Ленин».
Ледокол стоит у причала морского вокзала г. Мурманск. Экскурсии проводятся в определенное время, стоимость символическая 100 руб. Пока ждали начала, на ледокол прошли 2 иностранные группы, то ли финны, то ли норвежцы.
Выглядит — как вчера в с верфи спустили, а в 90-х его хотели порезать на металлолом. Спасибо тем, кто смог отстоять и сохранить ледокол для будущих поколений. Ведь это не просто первое в мире судно с атомной установкой, в 1957 г. это был колоссальный прорыв в судостроении. Его построили в рекордные даже по современным меркам срокам, за 3 года. Он проработал 30 лет и в 1989 г. был выведен из эксплуатации.
Кают-компания. Главный зал ледокола, в этом зале принимали почетных гостей со всего мира, Ф. Кастро, Ю. Гагарина и многих других.
Столовая ледокола, она же и кинотеатр. Стулья, закрепленные к полу, вращались, а на месте раздачи блюд развешивали экран.
Еще на судне имеется госпиталь с операционным кабинетом, в конце 50-х это был самый передовой судовой госпиталь. Госпиталь создавался в первую очередь для оказания помощи людям, работающим в отдаленных местах, где связь с цивилизацией только по воздуху или с ледоколом.
Вид с капитанского мостика. А ведь кто-то жалуется, что на «Матизе» габаритов не чувствует :). Как швартовать такое судно???
Еще сложнее на такой махине разворачиваться во льдах и держать курс. В момент набора команды на ледокол конкурс был
около 100 человек на 1 место, поэтому там несли службу самые лучшие моряки со всей страны.
Вид на г. Мурманск с сопки мыс. Зеленый.
Памятник Защитникам Советского Заполярья. В народе «Алеша».
Утром следующего дня поехали на п-остров Средний и Рыбачий. По пути заехали посмотреть стоянку атомных ледоколов.
Стоянка атомных ледоколов. Который красный — ледокол «Советский Союз». К самой стоянке ледоколов подойти или подъехать невозможно,
3 уровня контроля пропуска. Но увидеть стоянку можно с другого берега залива с пос. Мишуково.
Свернув с трассы Кола в пос. Старая Титовка на грунтовку в сторону Рыбачьего, через час пути догнали БТР. Дорога до п-ова Рыбачий проходима практически для любой машины, но ехать быстрее 20 км/ч не получится. На дороге тысячи ям, которые нужно объехать, или притормозить. Нас швыряло в машине вверх-вниз, влево-вправо даже на минимальной скорости, и мы немного завидовали экипажу БТРа, который ничего не объезжал и ехал по ямам почти не колыхаясь.
П-ов Средний. На горизонте п-ов Рыбачий.
Хребет Муста-Тунтури.
Этот горный хребет отделяет полуостров Средний от материка. Высота хребта невысокая, около 100 м, протяженность 9 км. Это место знаменито тем, что во время Великой отечественной войны здесь проходили линия обороны полуостровов Средний и Рыбачий. Более 1000 дней советские воины держали оборону, не пропустив врага к Кольскому заливу. Это был самый северный участок фронта и остался единственным местом, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу СССР.
В связи с тем, что полуострова были закрыты к посещению сразу после войны и до середины 90-х, на хребте Муста-Тунтури все осталось нетронутым с времен войны. Сохранились блиндажи, окопы, оборудованные и прорубленные пещеры, горы гильз, остатки минометных снарядов, разорвавшиеся авиабомбы, заграждения из колючей проволоки и многие другие отголоски тех страшных дней войны.
Трудно представить в каких тяжелейших условиях наши воины держали оборону против лучших частей вермахта, в т.ч. горнострелковая дивизия «Эдельвейс». По своим ощущениям, на вершине хребта трудно даже долго находиться, холодный ветер с моря пронизывает насквозь, и это летом!!!
Остатки оборонительных сооружений 1941-1943 гг.
Гильзы и останки огневой точки.
Музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий.
У подножия хребта расположен музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий. Музей появился и существует благодаря Юрию Александровичу Кобякову. Это самый небольшой музей, который я посетил, но он оставил самой большое впечатление. Впечатление от экскурсии и рассказов Юрия Александровича заставляет задуматься не только о событиях войны, но и о событиях, происходящих сейчас. Рассказывать не стану, т.к. не смогу передать эмоции, патриотизм и энергетику Юрия Александровича. Съездите, это лучше увидеть и услышать самим.
Заброшенный военный городок Большое Озерко.Бывший поселок воинской части, которая находилась выше на сопке, там располагался командный пункт и пусковые установки. Сейчас все вооружение вывезено, вход в командный пункт заварен сваркой.
Основная проблема дорог на Среднем и Рыбачьем — это броды. И многие из них бывают непредсказуемые, поэтому, где были сомнения, сначала проверяли.
Брод оказался неглубоким. Только в одном месте, где дорога проходит по берегу моря, нужно проехать через небольшой залив, глубина во время прилива была практически до капота.
Мыс Немецкий. Самая северная точка европейской части России.
На маяке постоянно живут и работают 6 человек, для включения и обслуживания маяка. Маяк работает от дизель-генератора, топливо для которого раз в полгода завозят с материка. Люди, работающие на маяке, как правило, работают на этой должности по несколько лет и даже десятилетий. Недавно с этого маяка на пенсию ушла семейная пара, проработавшие на маяке 36 лет. Еще на полуострове расположена РЛС ПВО и метеостанция.
Обратный путь с мыса Немецкий до асфальта в пос. Титовка занял 5 часов (!!!), хотя ехать всего 55 км. Это были самые долгие и трудные 55 км. После 5-часовой трясучки уже не страшно и 8-10 часов в самолете лететь.
Обратная дорога до дома заняла 2 дня, по дороге посетили г. Апатиты, Кировск и Медвежьегорск. После посещения Кировска решили съездить в Хибины зимой, покататься на лыжах и снегоходах.
Много интересных и красивых мест мы не успели посетить, поэтому всегда будет повод вернуться, насладиться тишиной, чистым воздухом и красотой севера.