|
Лежа на смертном одре, будем жалеть лишь о двух вещах —
о том, что так мало любили и так мало путешествовали. Марк Твен.
Только дороги могут отодвинуть старость. Ю. Семёнов.
Если вы не материтесь за рулём, значит, вы не следите за дорогой.
· Часть 1: Новосибирск — Красноярск.
· Часть 2: Красноярск — Братск — Северобайкальск — Нижнеангарск.
· Часть 3: Нижнеангарск — Хакусы — бухта Аяя — Нижнеангарск — Северобайкальск — Жигалово.
· Часть 4: Жигалово — Лена — Верхоленск — Баяндай — Сахюрта — Ольхон — Хужир — Сахюрта — Иркутск — Ока (Саянск) — Красноярск — Новосибирск.
Август 2014 г.
Предисловие
Поездка на Байкал планировалась давно. В этом году она приняла практический характер.
Основной целью стали Северобайкальск и Нижнеангарск, где один из участников прожил достаточно долго и где мы собрались остановиться у его хороших знакомых. Туда планировали ехать через Красноярск и Братск. Из Нижнеангарска планируем две радиальные вылазки: на юг до Слюдянских озёр и на север до горячих источников Дзелинда. Затем переправа на восточный берег Байкала на катерах. Там несколько дней в заливе Аяя, поход на Фролихинские озёра и — обратно, если за нами приплывают катера. Затем дорога на юг через Жигалово и Иркутск по западной стороне от Байкала. И далее домой в Новосибирск. Появилось настойчивое предложение о заезде на Ольхон, что добавляет день или два к нашему путешествию.
Инициаторы и организаторы путешествия Настя и Тимофей наметили пункты остановки и общие расходы без бензина, держали проблему на телефоне. Сформировалось пять машин: Мицубиси L200, Мицубиси Outlender, Нисан X-Trail, Рено-Duster, а также машина Шевроле Lacette из Барнаула.
Состав участников экспедиции выглядит так:
Тимофей — 40 лет, водитель Мицубиси L200, капитан нашей команды, незаменимый человек во всех отношениях.
Настя — 40, его жена, организатор, вдохновитель, финансовый директор и продюсер путешествия, моя дочь.
Лев Алексеевич — 75, отец Тимофея и Евгении, старейшина и Главный рыбак команды.
Евгения, Женя — 47, дочь Льва А., старшая сестра Тимофея, походный врач.
Олег — 47, её муж, водитель Outlender, Главный строитель инженерных сооружений путешествия.
Лёша — 12, их сын, хороший мальчик и хоккеист.
Владимир Фёдорович — 65, отец Олега, его дублёр за рулём, помощник Главного рыбака команды.
Ольга — 40, подруга Насти с институтских времён, живёт в Барнауле, поилица и кормилица команды.
Паша — 10, её сын, любопытный мальчик в очках.
Виктор Владимирович — 65, отец Ольги, водитель Шевроле Lacette, наш Главный гид по поиску мест стоянки.
Виктор Александрович — 63, товарищ Льва А., Первый помощник Главного рыбака команды, практичный человек, водитель Рено-Duster.
Аня — 40, подруга Насти со школьных времён, вскочила на подножку уходящего каравана в последнюю минуту, замечательная мама Игоря и Юли, повар и фотограф.
Игорь — 14, её сын, спокойный, задумчивый и физически очень выносливый парень.
Юля — 8, дочь, сверхспокойная девушка со склонностью к дизайну среды.
И автор этих строк, Иван — 65, водитель Нисан X-Trail, рядовой фотограф и неожиданный записатор путешествия.
В мою машину посадили Аню и Юлю. Игорь вместе с Лёшей сел к Тимофею. Лев А. ехал в машине Виктора А.
Всего — 15 человек, в том числе четверо детей.
С нами ещё три «участника» — милые голоса из трёх навигаторов. Особенно популярна была «Ира» из навигатора первой машины, т.к. именно она вела нас по самым сложным дорогам.
Примечания:
1. Данное произведение является, наверное, первым после моих школьных сочинений. Поэтому прошу простить ошибки стилистического, орфографического и синтаксического характера. Да, и не о них я.
2. Мне доверено сделать общий отчёт о Путешествии. Но ещё мой преподаватель литературы говорила, что в каждом сочинении должен присутствовать автор. Поэтому прошу прощения за присутствие в описании личных переживаний и ощущений, с которыми некоторые, возможно, и не согласятся.
3. Отчёт о Путешествии оформлен в основном моими фотографиями — так мне было удобнее. Они отмечены датой и временем съёмки в правом нижнем углу снимка. Остальные фотки — с фотоаппаратов товарищей: двух Викторов, Жени и Ани. Я по возможности разместил их по дате и времени съёмки.
4. Время съёмки я не переводил. Поэтому в Красноярске надо прибавлять час, а на Байкале — два. Если интересно.
5. Отчёт имеет форму путевого дневника. Больше похоже на фотоотчёт. Так хочется поделиться увиденным. Пусть будет так.
6. Большое спасибо товарищу Интернету за предоставленную информацию, карты и фотки.
За месяц до поездки в первых числах июля сделали генеральную репетицию с традиционным выездом на природу далеко, километров за 150, за город, на Обское водохранилище, или Обское море, почти полным составом участников. Проверили себя, машины, скоростной режим и дороги: лесные, грунтовки, магистрали и паром. Замечательный отдых и рыбалка на обжитом за много лет месте. (Фото мои на старый фотоаппарат, который позже сломался).
За 20 дней до отправления на общем Совете на фоне больших карт Байкала и всего маршрута на стене решили назначить день Х на второе августа.
Распределили по отрезкам время и дорогу путешествия. Обсудили предварительную смету расходов. Самые большие расходы — на бензин, гостиницу в Красноярске и аренду катеров. Конечно, питание. По прикидкам надо 30-35 тысяч на человека. Будет пять машин. И народу человек 15.
В оставшееся время с переменным успехом боролись с нетерпением ожидания поездки и страшной жарой, навалившейся на наш регион. Температура на улице в тени доходила до 38 градусов! И эта жара высасывает все силы. Спасала относительно размеренная жизнь на даче и интенсивная подготовка к путешествию. Пару раз устраивали шоу с установкой на газоне новых палаток, виденных, кстати, на Дроме и купленных по Интернету. На первом фото — моделирование ситуации: новая палатка на берегу Байкала.
В один из выходных дней, когда на даче собрались многие из членов команды, удачно, как я считаю, провели игру в виртуальное путешествие по нашему маршруту. Когда каждый мог проиграть непредвиденные ситуации, узнать с помощью коллег разные мелочи, о которых пока не имел представления. Важно было проговорить трудные места, как говорят психологи. Игра обещала быть интересной даже для первого раза. Объявилась вводная и состав машин с правом голоса. Выбрали капитана. Им единогласно стал Тимофей Львович с соответствующими полномочиями. Предложили ему расставить машины по-походному. Решено. Обговорили порядок сбора, место встречи и время начала движения: 5:30-6:00. Оказывается, это тоже надо было озвучить конкретно. Обговорили проблему раций. Решено. Обсудили пролёты и места ночёвок. Вот так потихонечку, с шутками, прибаутками и прохладительными напитками мы «добрались» до Северобайкальска и даже до Нижнеангарска. Предполагаются трудности с катерами — это время аренды и количество людей на катер. Вроде как катера маленькие, только на 8 человек. Ну, что это за судно для такого моря, как Байкал! А из Новосибирска не разглядеть. Как-то под вопросом и обратная дорога. Прозвучал остров Ольхон — побывать на Байкале и не посетить этот остров было бы непростительной ошибкой. Обязанности каждого ещё до конца не определены, но количество спиртного и его вид на каждого надо знать как можно раньше. Говорили о техническом состоянии и подготовке машин. Вроде, как в шутку всё спрашивал, что будем делать, если какая машина сломается. Все признали, что обмен мнениями был полезен. И он продолжался до последнего дня перед путешествием.
Итоги общей подготовки вообще и моей в частности свелись к следующим действиям и советам:
Техническая подготовка моей машины к путешествию включила:
Лобовое стекло с трещинами и выбоинами менять не стал — мало ли что ещё может случиться в дороге. Сделаю это после путешествия.
Кроме этого приобрёл всякие гаечки, клипсы, ремень генератора, инвертор на 150 Ватт для зарядки телефона и ноутбука от прикуривателя машины, флешку большого объёма для записи музыки.
После долгих поисков выбрал в путешествие фотоаппарат Никон COOLPIX L830.
Рации в каждую машину нашли среди друзей. Конечно же, проверили их совместимость. Закупили батарейки для раций, фотоаппаратов и фонарей. Сделали удачные заказы палаток по Интернету, которые, кстати, увидели на Дроме.
Очень рекомендую перед путешествием проверить штрафы в ГИБДД: при встрече наши защитники первым делом пробивают вас по базе штрафов.
Запаслись ящиками овощей с дач: кабачки, картошка, морковь, свекла, чеснок, лук и другое. И с рынка: помидоры, дыни, арбузы, яблоки и др.
Запаслись напитками на все вкусы, в более чем обеспечивающем количестве. Отдельные напитки закупались оптом по сниженной цене, а потом переливались в пластиковые бутылки для облегчения веса, безопасности перевозки и маскировки.
Надо составить смету расходов на поездку. Это помогает следить за улётом денег. Не забудьте банковские карты.
Поберегите здоровье перед поездкой. Было бы обидно кашлять, сморкаться, чихать и ещё что-нибудь посерьёзнее, когда все вокруг любуются окружающими красотами.
Все советуют в поездке перейти на 92-ой бензин — всё дешевле, а разницы практически нет. Да, и правда, были в путешествии глухие места, где были только дизельное топливо и 92-ой.
Перед путешествием много читали о путешествиях по маршруту, в основном на Дроме: есть интересная информация о дороге, машинах и т.п. Скачивали карты. Я составил схему нашего путешествия с расстояниями и временем между пунктами и от начала путешествия. Маршрут очень напоминает аркан в полёте. Даже придумал название нашему путешествию: «Лассо на Байкал», но понимания сначала не встретил. Да, и самому что-то не нравится — лассо как-то не набрасывается на Байкал, а упирается в него. Может, это лассо в полёте — «Байкальское лассо». Позже так назвали наш фильм.
1 августа, пятница.
К вечеру собрались все новосибирские машины. Постарались равномерно распределить вещи. Машины загружены под горлышко: палатки, спальники, надувные матрасы, лёгкие раскладные стулья, резиновая лодка с мотором, бензопила, холодильник, коробки, сумки, рюкзаки и пакеты с одеждой и едой, газовые плитки и утварь для кухни, расходные материалы для машин и др. Хочется сделать отпуск удобным и комфортным, насколько это возможно. Наиболее загруженной оказалась машина капитана.
Дома ещё раз уточнил свою рабочую карту-схему маршрута с примерным расстоянием и временем между пунктами и от начала путешествия. Распечатал её для каждой машины. Расстояния и время — примерные, как один из вариантов из Интернета. Время дано из расчёта средней скорости движения 60 км в час.
Будучи человеком сентиментальным и романтичным, что свойственно людям нашего поколения, поставил в машину памятный талисман — парусник, на всех ветрах мчащийся к родным берегам и олицетворяющий мечту, любовь и свободу — то, что очень пригодится в нашем путешествии. Надеюсь, он защитит нас от всяческих угроз.
С придыханием перешёл на 92-ой. Поставил точку в загрузке машины.
Всё! Первая стоянка — Красноярск!
2 авг., субб. Путешествие начинается.
Первый день.
В 3:30 подъём. В 4:00 контрольный звонок от Насти. В 5:00 сбор на заправке на ул. Фрунзе. Приехал первым, это же в двух шагах от моего дома, и заправился до полного бака. Пришли все машины. Распределились. Для Юли в моей машине поставили детское кресло. В 5:30 отправляемся по Гусинобродскому шоссе, чтобы много позже под Кемерово выйти на М53 через Промышленную — так короче и спокойнее. Каждой машине для переговоров присвоили номер, так и шли: Тимофей, я, Олег, и пятый Виктор А. Четвёртый номер зарезервировали для Виктора В. из Барнаула. До Кемерово пролетели быстро, т.к. гнали изо всех сил. Ира провела нас по Кемерово без проблем. Возможно, не через центр, от чего город показался небольшим и с огромным частным сектором. После города встали на удобной площадке в ожидании барнаульских членов команды.
Ожидание затянулось: успели не раз сходить на общение с местной природой, выпить чаю-кофе и закусить. Барнаульцы приехали часа через два после долгого блуждания и споров со своим навигатором, который повёл их в обратном от нашего направлении. Они были расстроены, но мы им всё простили после замечательного рассказа о скитаниях и проявленной твёрдости духа.
Приехали Ольга с сыном Пашей и отцом Виктором Владимировичем.
Появился повод, чтобы отметить встречу. Продолжили путь.
Дорога доставляла удовольствие и драйв. Ехалось легко и свободно. Машина вела себя очень хорошо. А вот я, видно, не очень. После Ачинска меня остановило ГАИ. И наказало. Впервые в моей практике. Место здесь, похоже, «хлебное», и проколоться на «новенького» можно легко. Обидно, чёрт побери! И чувство вины перед попутчиками давит больше, чем предстоящий штраф: задержал всех.
Где-то по дороге в Красноярском крае видели разработки полезных ископаемых, говорят, глинозёмов для алюминия. Вдоль дороги огромные терриконы то ли полезной, то ли отработанной породы. И жуткие выбросы. Контрастная обстановка произвела впечатление на всех взрослых и детей. Дорожные снимки от Паши и Виктора А.
Как говорили в старину, Россия — страна контрастов!
К Красноярску добрались к вечеру. По навигатору доехали до хостела — малобюджетной гостиницы (300 руб. с человека), высмотренной Настей ещё в Новосибирске. Несмотря на сумерки, бросились в глаза две вещи: длиннющий проспект Газеты «Красноярский рабочий», как сказала Ира, 10 км и больше, и замечательный по архитектуре, планировке и красоте микрорайон, в который мы приехали. Расположились на 18-ом этаже 19-ти этажного дома в квартире, переделанной под гостиницу.
(Ко времени на фото прибавляется час).
Лифт сломался на 17 этаже, и после некоторого ожидания с выключением света и переговорами с диспетчером пришлось спускаться на первый и подниматься снова на другом лифте. Квартира в двух уровнях: на первом большая прихожая с большой площадкой для обуви, кухня, гостиная с двумя диванами и телевизором. Здесь же место дежурного с компьютером и личным креслом. Здесь туалет и ванная и выход на большую лоджию. Далее крутая деревянная лестница на второй уровень. Здесь жилые помещения, туалет, ванная. В комнатах двухъярусные кровати с бельём. Многие вспомнили времена пионерских лагерей. Мужчины расположились в шестиместном номере, дамы, дети и Тима в другой комнате на 8 мест. Вид с высоты впечатляет: и на город, и на двор.
Обращает внимание планировка пространства и отсутствие заборов у домов. Рассматривал свою машину с высоты 18-ого этажа — неожиданная точка зрения. Выяснилось, что забыл поставить машину на охрану. Вышел в ночной город, вернее, во двор. Дышится как-то легко. Заграница, что ли. Но то, что не Н-ск — это точно. Отдохнули, почистили пёрышки. Поужинали на кухне, выпили чаю и закусили.
Поговорили. В частности о том, что все мы при планировании сделали ошибку, не учтя разницу во времени в один час. Так что сейчас здесь уже заполночь. Пора спать. Да, и устали. Часть народа долго полуночничала. Я стрелки не перевожу. Обнаружили, что оператор МТС переводит часы наших телефонов и смартфонов автоматически. По моему одометру, если я ничего не напутал, прошли 769 км, хотя по картам должно быть не менее 850. Однако! Возможно, 850 — это по М53, а мы из Новосибирска до Кемерово срезали через Промышленную.
3 авг., воскр.
День второй.
Встали рано. В мужской комнате все недовольны страшным храпом друг друга. Я спал крепко, стараясь во сне не спускать ногу с педали газа, а руки не отрывать от руля. Но и я к утру боролся с желанием надавать по голове всем, кто мешает видеть самые сладкие сны.
Рассмотрели с высоты утренний город.
Утренний чай только разжёг аппетит для посещения круглосуточной столовой, которую Настя помнит со своего предыдущего посещения Красноярска. Поехали на трёх машинах: Тимофея, моей и Олега. Ира аккуратно провела нас по улицам с односторонним движением до столовой «Съем слона» на ул. К.Маркса. Но там неожиданно санитарный час выходного дня.
Развернулись и поехали на одну из самых высоких точек города с часовней, которая изображена на купюре в 10 рублей.
Здесь открывается замечательная панорама города. Много фотографировались. В том числе и у пушки, которая, говорят, иногда символически стреляет.
Теперь можно и позавтракать — нагуляли аппетит. Завтрак удался. Настя построила всех на раздаче, позволила брать по вкусу, а потом заплатила из общих денег. Командует парадом, и у неё получается. Капитально завтракать не привык, поэтому для меня завтрак был лёгким. Столовая показала себя с самой лучшей стороны.
Поехали в краеведческий музей. Насте он в своё время очень понравился, и она запланировала в программе поделиться радостью с остальными.
Элементы музея можно было встретить на центральных улицах города.
Сам музей впечатлял уже снаружи.
Пока оформлялись билеты, посидели на парапете набережной у большого моста, который, кстати, тоже присутствует на банкноте. Этот мост очень похож на наш Октябрьский в Новосибирске — близнецы-братья.
Музей оставил у всех разноречивые впечатления. Меня он тоже не вдохновил. Настя расстроена тем, что не удалось взять экскурсовода.
Далее договорились с Ирой и поехали на смотровую площадку к Енисею.
Это интересный туристический центр с памятником царь-рыбе — осетру. Вид отсюда открывается широкий и красивый. А у осетра уже кто-то вырвал один ус.
Далее наш путь лежал в Дивногорск к плотине Красноярской ГЭС. В районе нижнего сброса оставили машины на берегу у дороги, а сами спустились к воде. На фоне огромной плотины и широкой реки замечательно провели время и отдохнули с закусками и напитками. Учили детей бросать камушки: у кого больше всплесков. Махина плотины в некоторой дымке не казалась впечатляющей. Обсуждали систему лифтового подъёма судов.
Довольные отправились по объездной дороге посмотреть на верхний срез воды у плотины. Здесь зона отдыха горожан. Производит впечатление. Кругом базы отдыха, яхты, чайки, горы, простор и Енисей — романтика.
На обратном пути
заглянули на рынок рыбы
и прикупили немного на поесть на общественные деньги хариуса холодного и горячего копчения. Даже взяли немного осетрины. Отказаться от этого не было никаких сил. Вечером каждому досталось по маленькому кусочку, который просто растаял во рту — вкуснятина!
А пока среди нас появились и очень уставшие.
Обед совмещён с ужином в той же столовой. Перед этим был небольшой спор, что сначала: поесть, а потом погулять или отдыхать, или сначала погулять, а потом поесть и отдыхать. Победили едоки, и, думаю, все не пожалели.
После еды поехали в прогулочную зону на пешеходный мост. И как мы здесь рядом припарковались, до сих пор не пойму! Везение. Или мастерство. Место очень интересное. Вантовый пешеходный мост переброшен на остров на Енисее. По мосту передвигаются только пешком или на велосипедах, роликовых коньках или досках. И выглядит это очень заразительно. Все гуляют! Культурно! Не плюют, не ругаются, не сорят. Не заметили ни одного человека с пивом.
На той стороне на острове спустились к воде, прогулялись. Новый город, архитектура моста, вода на фоне красивого заката, плавающие утки впечатляют. Вначале моста монументальная арка в честь основания города и памятник Резанову. Место популярное у горожан. У памятника сфотографировались группой. Здесь же какой-то танцевальный коллектив показал, как надо танцевать современные танцы: мальчики и девочки очень непосредственно, ритмично и очень красиво под музыку исполнили танцевальные движения. Я был заворожён. И успел сделать только видео.
Вернулись в хостел поздно. При отъезде в тесных улочках пришлось разделиться и дальше продвигаться по раздельности: Тимофей — один, мы с Олегом — вместе. Но добрались без приключений: у Олега тоже навигатор. Вообще, навигаторы постоянно барахлят: то спутников нет, то дорогу схватывает не ту, какую надо. Поэтому мы всегда рады, когда с подсказками добираемся, куда хотели.
Замечательно посидели на кухне с рыбкой, пивом и богатыми впечатлениями. Скинул на ноутбук свои фотки. Все согласились с предложением сделать банк фоток на моём ноутбуке.
В ожидании очередной «весёлой» ночи доктор купил набор берушей на всех. Я обошёлся без них.
4 авг., пон.
День третий.
Проснулись рано. Так и повелось дальше: просыпаемся в районе шести часов, то раньше, то чуть позже, — это для нас час икс. Собрались, попрощались и в путь. Заехали в столовую позавтракать. Обнаружилось, что столовая расположена в здании администрации Красноярска. Совсем незаметно, если бы не вывеска. Может, филиал какой.
До свидания, Красноярск! Спасибо! Впереди Байкал! Этим и живём.
Конец первой части
(Продолжение следует)