Зимняя сказка в Паанаярви (национальный парк в Карелии)

28.01.2015 | 31025 просмотров

Нитка маршрута: Петербург — Кемь — Паанаярви — Калевала — Петербург.

Участники:

1. Я (Юлька) и Игорь на грустном Ниссан Альмера Классик
  2. Лена и Андрей на Дэу Нэксия

Сижу на больничном с легким сотрясением мозга и температурой (покаталась, блин, на лыжах), а отпуск уже на носу... В голове еще шумит, температура еще держится, невысокая, но все же неприятная. Завтра выписываюсь во что бы то ни стало, по дороге поправлюсь. Отпуск запланирован, 30 % внесена предоплата, так что без вариантов.

Года 2 назад, листая какой-то журнал, наткнулась на заметку про национальный парк Паанаярви. Никогда о нем не слышала, почитала, интересное место, оказывается! Полистала фотки в интернете, обалдела и решила, что мне туда ну ОЧЕНЬ НУЖНО!

И вот в этом году, наконец-то, моя маленькая мечта вот-вот сбудется, мы едем! Национальный парк Паанаярви находится в северной Карелии, рядом с полярным кругом. Это настоящий отрыв от цивилизации для тех, кому надоели каменные джунгли. Так как парк находится в приграничной зоне (за спиной Финляндия), то туда нужно оформлять пропуска и, вообще, планировать все заранее, а не с бухты-барахты.

Итак, за месяц до отъезда я созвонилась с администрацией парка и забронировала домик. Интересно, что домик они сдают при 50 %-ой загрузке. Мы собирались ехать вдвоем, а пришлось платить за троих. Далее мне приходит договор и реквизиты по e-mail. Вношу предоплату 30%, снова отзваниваюсь, все подтверждаю. Нас ждут! Заезд запланирован с 6 по 10 марта.

Вообще, хотелось, конечно, компанию побольше собрать, но почему-то все такие занятые… или ленивые. Даже лучшая подруга с мужем в последний момент отказались.

Ну и ладно, а у нас начинаются приятные сборы: берем очень теплую одежду, лыжи, продовольствие, всякие фонарики-батарейки (в парке нет электричества и сотовой связи!), рация, ну и много еще чего по мелочи.

Автомобиль Ниссан Альмера Классик, 2011 года с АКПП. Выглядит он сейчас немного грустно, вот так…

Но ездит и почти не капризничает, только пару раз накрывался спидометр, но после удара кулаком снова приходил в рабочее состояние. Разбили еще в октябре, а сейчас уже март, машина застрахована по КАСКО, но еще, как видите, не сделали. Обещают в конце марта забрать в ремонт.

Выезжаем на пару дней раньше, т.к. нужно заехать по пути в г. Беломорск (откуда я родом) и уладить там кое-какие дела. Далее едем в Кемь, там у меня лучшая подруга Лена с мужем Андреем живет, у них будем ночевать. Приехали мы около семи вечера, как раз к ужину. Пока мы с Ленкой готовили этот самый ужин, наши мужчины сбегали в местный магазин за морошковой настойкой себе и за вином нам.

Вечер удался, ужин тоже, и после распитого алкоголя началось самое интересное. Возникла идея поехать всем вместе, но пока это была только идея, и чтобы ее как-то закрепить, наши мужчины снова отправились в магазин. Еще пару тостов, и Андрюха произнес вердикт: «Едем, если ты найдешь, куда детей деть!». Детей у них двое: оба парни 4 и 2 лет. Ленка, не долго думая, набирает маму (а на часах уже 22:30) и так ненавязчиво просит приехать забрать их к себе, понянчиться несколько дней. Надо заметить, что мама живет в соседнем городе Беломорске за 100 км. А так мама у Лены мировая, то она просто выдает: «Выезжаю, щас буду». Отлично! Я даю Ленке кое-какие указания о том, что нужно взять, и помогаю ей собираться. Ехать решили на двух машинах, т.к. Лена с Андреем на день раньше планировали уехать.

6 марта.

Подъем в шесть утра, дел много. Сначала будим и собираем детей и отправляем их с Ленкиной мамой, потом будим и собираем мужчин. Потом себя, в смысле собираем. Выехать удалось только в 9 утра. Погода, как назло, ужасная, метет и метет беспрерывно. Заезжаем на заправку ТНК в Кеми, заливаемся под самое горло. Далее примерно 200 км до Лоух, там еще заправка, опять дозаправляемся и снова в путь. Это была последняя заправка на нашем пути, дальше нет ни одной.

У заправки в Лоухах сворачиваем налево с трассы Кола в поселок Пяозерский до него 110 км. В Пяозерском находится визит-центр парка, туда-то нам и надо. В целом, дорога до визит-центра неплохая, достаточно хорошо почищена, но не посыпана.

Скорость 60-80 можно держать, не напрягаясь. Ехали достаточно долго, или, может, просто так показалось. Наконец, находим визит-центр, заходим, никого нет. Странно. На часах 13:30, понятно, значит, обед. Вдруг кто-то из сотрудников находится, предлагает попить чай/кофе и посмотреть экспозицию парка, т.к. до двух обеденный перерыв. Мы, конечно, немного подустали, поэтому решили начать с чая. Там достаточно гостеприимно все организовано, стоит кухонный гарнитур, чайник и рядом несколько круглых столиков. Самостоятельно идешь, ставишь чайник, берешь сахар, заварку, кофе, молоко в холодильнике и организовываешь себе перекус. Тут же пряники на столе. Пряниками мы баловаться не стали, а сбегали за бутербродами в машину и с чаем их умяли. Потом побродили по выставке-экспозиции парка, очень классно!

Ленка и Андрей.

Много я не фоткала, т.к. ближайшая зарядка моему фотоаппарату не светила, а на морозе аккум быстро разряжается. А вот про инвертор-то я и не подумала…..

Оформлялись мы там достаточно долго, целых два часа. Сначала оформляли договор, потом пропуска и разрешение на въезд. Потом кратко нам рассказали про парк и поведение в парке и в домике. Ну, короче, много всего.

Самое интересное в двух словах. Парк занимает огромную территорию 104 371 гектар.

В парке нет электричества, водопровода и сотовой связи. Только на границе с Финляндией ловит финский оператор. В общем, полное единение с природой. Есть несколько красивейших водопадов, горы, отвесные скалы (высотой 60 метров). Жемчужина парка озеро Паанаярви, которое находится в расщелине, длиной 24 км. Еще одна интересная особенность: парк имеет продолжение в Финляндии, там он называется Оуланка. Ну, а нас поселили на берегу реки Оланга в Теремке. Все, наконец-то, все оформили, теперь нам надо в магазин, а потом уже выдвигаемся в парк.

В местном магазине прикупили немного консервов, т.к. изначально питание брали на двоих, а теперь нас четверо. В магазине очень понравилась печка, стоит прям посреди зала, топится. Рядом небольшая поленница дров. Классно так, тепло и по домашнему. Закупились мы, конечно, не только консервами, но и согревающими напитками, тем более 8 марта на носу.

Теперь нам предстоит доехать до парка 60 км по грунтовке, но зимой, конечно, дорога хорошая, если бы она была почищена. В этот день ее нормально так завалило снегом, только колея посреди дороги прокатана. Самое стремное — это со встречкой разъезжаться. Приходилось нырять в сугроб и нам немного, и им. Дорога до парка заняла еще часа полтора, может, чуть больше. Наконец доезжаем до кордона, там нас встречают, проверяют документы и отправляют дальше в путь, еще 17 км по территории парка. Проехав 17 км, обнаруживаем парковку, и тут же нас встречает снегоход. Оставляем машины на парковке, до домика заброска только снегоходом, еще 2 км. Машины наши замело конкретно, вот с таким обвесом мы приехали.

Вещей оказалось очень много…. Пакеты с едой, лыжи, теплые вещи и еще много какой-то фигни, которая пригодилась. Складывалось впечатление, что едем навсегда… С трудом загрузили все в корзину снегохода, кое-как запихались туда сами: я с Андреем в корзине, Ленка за спиной инструктора на снегоходе (коза), а Игорь не влез, и пошел пешком до Теремка, благо не далеко.

Ну, вот, собственно, и приехали, разгружаем вещи, и обустраиваемся.

Наш Теремок двухэтажный 6-местный домик. Внутри все по-простому: деревянные нары, стол и скамейки на первом этаже и на втором так же нары и балкончик, есть кое-какая посуда и матрасы с постельным бельем.

А еще в доме есть БАНЯ! Есть поленница дров с табличкой «Экономьте дрова». Точнее, это не совсем поленница, это чурбачки, которые еще нужно поколоть.

Туалет, конечно, на улице, в лесочке всего в метрах 30, туда ведет извилистая и очень узкая тропинка. Ну, в целом, как вы поняли, мы оказались вчетвером посреди леса, без какой-либо связи и цивилизации.

Теремок стоит на полянке на берегу реки Оланга, собственно воду нам надо брать оттуда.

Володя (инструктор, который нас забрасывал), сказал что там уже есть прорубь. Отправляемся на поиски… Так как в этот день шел снег, ее, естественно, замело, ребята все прошерстили, но прорубь не нашли и отправились за колуном… Вырубить новую оказалось не просто, но потом каким-то чудом Игорь умудрился все-таки найти старую прорубь, наступив на нее и провалившись по колено. Ура! Теперь у нас есть вода!

Дальше нам предстояло растопить печку.

Печка это, вообще, отдельная история. Просто необходимо пристрелить того, кто ее изобрел! Растопили мы ее достаточно быстро, но вот тепло она стала давать почему-то не скоро. Приготовить на ней еду нереально! Чайник закипает за 2 часа, а то и больше! У нее какая-то интересная конструкция, внутри у нее по середине какая-то перегородка идет горизонтально, в которой есть небольшая дырка, в общем, огонь до плиты, на которой стоит чайник, не достает, и соответственно она очень долго нагревается! Выход, правда, нашелся довольно быстро, около дома было костровище, мы его расчистили и готовили еду там, на открытом огне и свежем воздухе. А поваром у нас был Андрей, он мастер костровой кухни.

Андрей кашеварит.

Первая ночь оказалась интересной и очень холодной, боюсь соврать, но, по-моему, температура ночью опустилась к -20. Домик оказался очень холодным, т.к он, по ходу, построен из сушняка, много трещин и щелей, под дверь поддувало, пришлось пожертвовать одеяло и завесить ее.

Вечером мы собрались за столом, так сказать, отметить приезд. Сидели при свечах, света, как вы помните, там нет. :) И знаете, это очень классно — сидеть при свете свечей и летучей мыши в маленьком домике в глухом лесу почти на краю света. Когда понимаешь, что вокруг ни души на несколько километров, когда вокруг только снежные елки и звезды… Я таких звезд никогда не видела… Они такие яркие и их так много, и кажется, что они совсем близко. И нет никаких фонарей, лес озаряют только луна и звезды.

Не знаю почему, но наши мальчики решили потравить байки на ночь глядя, причем какие-то страшные, и Ленка сразу побежала закрывать дверь на крючок, как будто он нас спасет. А мне, как назло, захотелось сходить в туалет, а он, как вы помните, метрах в 30 по извилистой тропинке. Это был первый и последний раз, когда я ночью ходила в туалет, не знаю, как я дотуда добежала и как обратно, но у меня были полные ботинки снега и сердце в пятках.

7 марта.

Лично я проснулась в 4:30 утра от жуткого холода. Спали мы с Игорем эту ночь на 1 этаже. Долго пыталась уснуть, отобрав у Игоря одеяло, но тщетно, в холоде невыносимо спать. Решила растопить печку. Это оказалось не так-то просто, хотя опыт у меня тоже в этом плане большой, раньше я жила в доме с печным отоплением. Не получалось сделать щепу, то ли нож тупой был, то ли со мной что-то не так. В общем, проснулся Игорь, завернул меня в одеяла и растопил печку. К 7 утра я наконец-то согрелась, к 8:00 проснулись ребята наверху от того, что им стало нечем дышать. Игорь постарался, раскочегарил печь, как следут.

Сегодня у нас экскурсия на водопад Киваккакоски. Потрясающий водопад, особенно летом, но и зимой есть на что посмотреть. К 10:00 за нами приезжает снегоход, трое в корзину, ну а я за спиной интруктора :).

Инструктор тоже оказался прошареным, сразу сказал, кто полегче, тот с ним. Ну а тут два варианта — я и Ленка. Я туда, а она обратно, все по чесноку.

Ездили мы не одни, были еще два снегохода с ребятами из «Сказки». По пути мы заехали в музей Вартиолампи (тут раньше была деревня Вартиолампи), посмотрели экспозиции, услышали много интересного.

Вид на гору Кивакка.

Музей.

Потом добрались до водопада.

Как оказалось, ездить на снегоходе очень холодно, замерзает все! Особенно ноги и лицо. И вообще, когда обратно я поехала в корзинке, я поняла, что это! Это полный треш! Ветер и снег в лицо, ноги коченеют, в санках кидает туда-сюда, только успевай от веток уворачиваться. Ну, в общем, бодрая прогулочка.

Зато по приезде мы стопили баньку, у нас баня, к слову, была каждый вечер, ну а что еще тут делать по вечерам. Только веников мы с собой не взяли, думали, у них можно купить, а у них нет. Облом, в общем, с веничком получился. Баня находится в самом доме, что, кстати, очень удобно. Так вот, пока мы с Ленкой сидели пили вино, наши мальчики пошли в баню. Слышимость сквозь стену достаточно хорошая была. Такого гогота и столько матов я еще не слышала, я даже сначала не поверила, что это Игорь говорит, но Ленка подтвердила… Пришлось согласиться. А при мне он вообще не ругается, я даже и не думала, что он такие слова знает.

Сегодня меняемся местами, я с Игорем сплю наверху, так как внизу я чуть копыта не откинула в прошлую ночь. Тут собственно система такая: если наверху тепло, то значит внизу холод дикий, если наверху как в бане, значит внизу абсолютно комфортная температура. Единственное, что спасает на втором этаже, это дверь на балкон, ее даже одеялом занавешивать не надо.

8 марта.

Сегодня у нас будет самая интересная экскурсия, собственно то, ради чего мы здесь. Мы едем на гору Нуорунен. Погода отличная, примерно -8, солнечно, в общем идеально. Сбор в 12:00 у кордона, это в 17 км от парковки. Собираемся, 2 км пешком до парковки, там запрыгиваем в Ниссан и отправляемся в сторону кордона.

Я с Ленкой.

Учитывая опыт прошлой поездки, Ленка с Андреем меняют свою обувь на валенки, там их дают в бесплатное пользование. У нас с Игорем обувь Коламбия, пока она нас не подвела. Также натягиваем специальные очки и в путь. Изначально мы вчетвером ехали на одном снегоходе все в санках, но потом по дороге встретили еще один, пустой, он нам навстречу ехал. Наш снегоход периодически проваливался в снег, и санки заваливались сугроб, видимо, тяжеловато ему было нас четверых тащить, да еще и дорога потихоньку шла вверх. А тут такое счастье — пустой снегоход, нас распределили по двое в санки, и мы в два снегохода поехали дальше. Кстати, платили мы только за один, больше с нас денег не взяли.

До горы Нуорунен нам ехать 18 км. Это достаточно тяжело, потому что когда сидишь в санках, выхлоп от снегохода весь летит на тебя, а если ты еще и не первый идешь, то вдвойне. На обратной дороге мне стало плохо от этого, да еще и укачало.

Вот наконец-то потихоньку мы въезжаем в сказочный лес.

Лес на самом деле просто сказка, такого мне и никому из нас еще не доводилось видеть. Лес в основном еловый, а на севере елки преимущественно длинные и тонкие, потому как тянутся к солнцу. На горе Нуорунен всегда ветрено, и елки под напором ветров и метелей превращаются в каких-то сказочных чудищ.

Мы поднялись на самую макушку горы, и, поверьте, вид оттуда просто потрясающий. А еще у нас с собой был горячий чай и бутерброды, пикник мы устроили прямо там.

Я с Игорем.

9 марта.

Сегодня Ленка и Андрей уезжают, а мы остаемся до завтра. Перед отъездом совершили небольшую прогулку вдоль реки. На улице солнечно и пахнет весной. Люблю такую погоду, появляется ожидание чего-то нового… и предчувствие, что впереди тебя ждет что-то удивительное.

А еще, видимо, от нефиг делать мы себе новое развлечение придумали. Вот такое :)

После того, как ребята уехали, стало как-то тоскливо и грустно, хотя нам тут осталось побыть недолго, завтра едем. Вечером Игорь решил наколоть дров на баню и на запас, для следующих жильцов Теремка. Я решила тоже попробовать себя. И у меня получилось, правда, первое время замах не получался, колун перевешивал.

10 марта.

Выезжаем, наводим порядок в доме, собираем вещи и ждем снегоход. Пока, Паанаярви…

Сегодня 10 марта состоится главная гонка Европы, это 4 международная гонка на собачьих упряжках на 440 км. Ну, мы никак не могли ее пропустить, тем более что она проходит в 150 км отсюда, в поселке Калевала.

Дорога на Калевалу отлично почищена, широкая, но опять же ничем не посыпана. Игорь у меня любитель погонять, ничему его жизнь не учит. В общем, ехали, наверное, 80 км/ч, поворот, срезать его не получилось, т.к. неожиданно вынырнула встречка, со встречкой-то разошлись, потом машину закрутило и в сугроб выбросило, правда, повезло, что той же самой стороной битой ушли. Собственно изначально машина была разбита точно таким же маневром, только мы ушли в отбойник, а не в мягкий сугроб.

Выехать самим не получилось, но вскоре на горизонте показался москвич, который мы обгоняли ранее, вот он-то и помог, все дружно вытолкали.

Приехали в Калевалу, нашли, где финишируют участники гонки, немного постояли, посмотрели.

Теперь все, домой. А точнее в Кемь к Ленке и Андрею, остаемся на ночь у них.

На следующий день выезжаем в Питер. Выехали как только рассвело. Проехать нам нужно примерно 900 км. Дело в том, что изначально, когда мы ехали, у нас работала только одна фара, а после того, как мы в Калевале улетели в сугроб, у нас и она перестала работать. И ближний, и дальний свет накрылся. Игорь ничего не смог сделать, хотя в машинах он шарит. Остались только противотуманки, которые вообще не спасали. Поэтому пока светло, необходимо было проехать как можно больше. Когда до Питера оставалось км 250 совсем стемнело, вообще ничего не видно, встречка слепит, и самое главное — нас тоже не видно. Поэтому единственный вариант был сесть кому-нибудь на хвост. Мы догнали очередную фуру и поехали прицепом. Благо у нас была рация, которая можно сказать нас спасла. Мы сразу предупредили, что мы мирные жители, а не мафия :). Ближе к Питеру перецепились к другой фуре, что шла побыстрее. Как только мы поехали за ней, она начала сбавлять скорость, а потом сама нас на связь вызвала, видимо, черное авто без света выглядит устрашающе. С ней мы и доехали благополучно до Питера.

Итоги: Я не считала, сколько километров мы проехали и сколько бензина потратили, потому что это не главное. Главное, что мы отлично отдохнули с друзьями, побывали в сказочном парке. А для тех, кому захотелось зимой поехать в Паанаярви, мой самый главный совет: берите спальники, друзья, и вы не замерзните :).