|
Как и все свои настоящие сокровища, Природа заботливо спрятала озеро Шебеты далеко от цивилизованного мира и дикого паломничества отдыхающих. Именно труднодоступность и позволила сохранить до настоящего времени первозданную красоту и чистоту одного из самых прекрасных водоемов Забайкальского края.
Живописное таёжное озеро расположено в Красночикойском районе Забайкальского края в пределах Чикоконского хребта в 2,5 км к югу от устья реки Мельничная на абсолютной высоте 1561 м. Вода озера очень чистая, прозрачная с бирюзовым оттенком.
Идейным вдохновителем экспедиции стал активист читинского внедорожного клуба «Манул» Олег Михайлович Степанов, известный во внедорожном мире под позывным «Упорный» (УАЗ-469).
22 июня 2014 года команда в составе 10 человек выдвинулась из Читы. Помимо «Упорного», в экспедиции приняли участие экипажи клуба «Манул» «Бешеный» на автомобиле Шевроле Сабурбан, «Лось» на Дайхатсу Руггер и представители джип-клуба «Гуран» в лице экипажа «Патрон» на Тойоте Ленд Круизер-100.
Пройдя по федеральной трассе «Байкал» порядка 220 км, у развалин н.п. Дутый наша команда повернула на Юг. Отсюда началась вполне себе чудесная грунтовка с живописными пейзажами, сенокосами и покосившимися от старости мостиками через чистейшие горные речки, которая, спустя 100 км канав и колдобин, привела нас на центральную магистраль Красночикойского района.
Здесь мы планировали пополнить баки и одеть УАЗа в грязевые Мудзиллы — в поселке Шимбилик нас ждали знакомые Олега Михайловича. Однако все гладко, как известно, не бывает, и на АЗС с. Черемхово нам заявили, что 92-го у них нет. Уезжаем ни с чем…
В Шимбилике нас встретили тепло, накормили вкусным обедом и тающим во рту домашним салом. За что команда выражает гостеприимным хозяевам душевную благодарность.
В поисках топлива мы выдвинулись в н.п. Захарово. Однако и тут нас ожидало разочарование — единственная на ближайшие 40 км заправка закрыта — нет электричества. Жара… загораем... тщетно пытаемся дозвониться до «королевы бензоколонки»…
Спустя полтора часа, она появляется с хорошими новостями, электричество будет с минуты на минуту. Наполняем баки под горлышко, забиваем до отказа все канистры и возвращаемся в деревню Осиновка, откуда команда уходит в автономное «плавание» по тайге более чем на неделю.
Его Величество Чикой.
Переправившись через р. Чикой в районе Осиновки, принимаем решение продолжать движение до темноты.
Двигаясь по правому берегу реки Ацы, попадаем на сказочную опушку, откуда открывается шикарный вид на бескрайние зеленые просторы Чикойской тайги.
До озера еще долгих 150 км бездорожья, продолжаем движение. Решили постараться добраться засветло до р. Чикокон.
По дороге натыкаемся на развалины давно заброшенной деревни Куналей, по всей видимости, раньше здесь проживали старатели и велась добыча золота.
Вы тоже подумали, что это общедеревенский туалет? Оказалось, остатки электрической подстанции…
Солнце постепенно растворяется в вечнозеленом море... до места ночевки еще далеко…
Вдалеке на сопках недвижимыми монолитами лежат ледники, в конце июня не совсем привычное зрелище.
Немного прилипаем в хорошей луже… совсем некстати… Но Сабурбан своих в беде не бросает, справляемся быстро)).
Вскоре совсем стемнело, как и планировали, мы добрались до р. Чикокон. Тщетно пытаемся отыскать обозначенное на карте зимовье… Начинаются бесконечные броды, фары автомобилей скрываются под водой, приходится передвигаться вслепую.
Поняв, что поиски бесполезны, разбиваем табор на берегу реки под могущественным увалом — местные называют эти места — «Усть-увалистая». До озера остается около 60 км, казалось бы…)) Однако именно отсюда дорога перестает существовать в привычном ее понимании, и дальше она превращается в один сплошной брод, преодолевать который нужно не поперек, а вдоль реки!
На совещании у костра определяемся, что утром на «сотке» необходимо вывести сапуны коробки, раздатки и мостов под капот, а также с обеих сторон зацепить рывковые стропы для возможной буксировки, так как лебедки на автомобиле нет.
По остальным машинам вопросов не возникает.
Сил на долгие посиделки у костра особо ни у кого не остается, уничтожаем быструю лапшу, тушенку и падаем спать.
Утренний пейзаж у места ночевки.
Утро, 23 июня. Поднимаемся рано, сегодня нам предстоит тяжелый путь. Студеная вода горной реки быстро приводит всех в чувства, собираем лагерь и выходим на автосплав.
Где-то здесь мы задумались, что вместе со шноркелем нам неплохо было бы иметь перископ.
В нескольких сотнях метров от места ночевки мы натыкаемся на зимовье, которое вчера так долго разыскивали во тьме.
Тут не очень-то и уютно…
По данным бортового компьютера на УАЗике в бродах расход топлива моментально увеличивается литров на 5.
Встречные потоки воды были настолько мощными, что госномера сворачивало винтом, от греха подальше на Крузере сняли вообще.
Еще в Чите при разработке маршрута Олег Михайлович заметил, что неподалеку от нашей траектории по пути к озеру находится точка конфлюэнции «Е 110.00000 N 50. 00000». Для тех, кто не знает, конфлюэнцией называют точки на местности, в которых пересекаются целочисленные параллели и меридианы. В интернете существуют целые движения туристов-энтузиастов, которые специально ищут такие места на Земле и на специальных сайтах выкладывают фотографии с таких точек.
Наша точка находилась в полутора километрах от русла реки, и ее покорение могло занять неизвестно сколько времени. Несмотря на это, команда единогласно решила точку штурмовать, мысль о том, что до нас никто этого еще не делал, подстегивала и не давала покоя.
Как Вы уже догадались, о выборе автомобиля-штурмовика долго не раздумывали, Сабурбан смело взял на борт 10 человек, притом некоторых в прямом смысле слова на борт.
Движение по тайге детища товарища «Бешеного», напоминало ход ледокола во льдах Арктики, Сабурбан без особых усилий переваливался по долине небольшого ручья, уверенно приближая нас к заветной точке.
Спустя 30 минут мы уперлись в отвесную сопку, навигатор указал, что дальше нам придется карабкаться вверх, до точки 150 м. Как оказалось, это расстояние прибор подсчитал без учета отвесного склона, в реалии нам предстояло почти полукилометровое восхождение.
Цель близка…
С учетом задержки сигнала со спутников заветная точка то и дело ускользала от нас по склону, но «Упорный» Олег Михайлович, в очередной раз оправдывая свой позывной, таки настиг цель!
Точка взята!
Историческое фото на память, вот так выглядит точка конфлюэнции с координатами Е 110.00000 N 50.00000.
Полные впечатлений и удовлетворения возвращаемся на дорогу «тысячи бродов».
Ближе к вечеру мы наконец выбираемся из русла Чикокона. До озера остается не так много — порядка 5 км. Но мы не спешим, на пути к озеру нас ждет еще одна достопримечательность — водопад реки Мельничная.
Немного отклоняемся от маршрута и едем купаться на водопад!
Русло реки завалено огромными валунами. Спустя полсотни метров движения, на Руггере рвет гранату, это первая более-менее серьезная поломка за весь маршрут, дальше экипаж вынужден двигаться на заднем приводе.
Бросаем машины и идем к водопаду пешком, тем более что до водопада осталось не более 100 м.
Красавец-водопад.
Чистейшая вода и завораживающий шум падающей реки создавали впечатление сказки, конечно, мы не смогли удержаться от возможности почувствовать себя ее частью и искупаться.
Освежившись, продолжаем путь к озеру.
После р. Мельничной дорога к озеру постепенно вновь превращается в обычную лесную дорогу с множеством валунов, пней и т.п. Медленно, но верно наша команда подбирается к озеру Шебеты.
Перескакивая огромные камни и медленно лавируя между деревьями, постепенно забираемся в очередной затяжной подъем. Приглядевшись, вдали между стройными стволами вековых сосен наконец замечаем бирюзово-синюю гладь озера — мы у цели!
Оно действительно прекрасно!
Толян с ходу вытаскивает на спиннинг хорошего хариуса. Ужин предвещает быть отменным.
Разбиваем лагерь, готовим ужин и отмечаем нашу маленькую победу.
Всю ночь шел дождь. Наутро выяснилось, что не у всех экипажей их палаточные дома способны ему противостоять. Посему день начался с просушки и даже демонтажа отдельных «откровенно китайских» сооружений.
Экипаж «Лось» достал из запасного арсенала заранее припасенную гранату и приступил к ремонту полноприводности своего агрегата.
Вот так выглядит боевая «разорвавшаяся граната»:
Доклад командиру экипажа о завершении ремонта:
К этому времени изумительно просолилась пойманная вчера рыбка.
На озере мы прожили три счастливых и беззаботных дня наедине с природой. Валяясь на чистом диком пляже, отдыхая от благ цивилизации, без сотового телефона и прочей раздражающей лабуды, начинаешь ощущать себя частью природы и осознавать все ее величие.
Подводную сторону озера тоже исследовали. Дно через 5 м от берега представляет собой скалы, которые резкими обрывами уходят в бездну. Глубина озера достигает 36-38 метров.
Пляжи усыпаны приятными на ощупь мелкими камешками, отдаленно напоминающими очень крупный песок.
За день до нашего выезда Олег Михайлович со своим сыном Александром на УАЗе решают двигаться дальше и покорить одну из самых основных вершин Забайкальского края — Быстринский голец высотой 2519 метров.
К сожалению, поддержать «Упорного» больше никто из команды не может, «Бешенному» с «Лосем» не позволяет время, а пытаться заехать туда на «Сотке» с 33-й резиной и без лебедки глупо.
Шаг рискованный, авантюрный, но безоговорочно стоящий того.
Проснувшись утром пораньше, УАЗ выдвинулся на штурм Чикоконского хребта.
Готовясь к экспедиции, Олег Михайлович подробно изучил маршрут и установил, что в 1999 году неподалеку от озера перегоняли бульдозеры для работы на приисках. Так называемую бульдозерную дорогу даже было видно с нашего пляжа, по ней и решили подниматься на Быстринский голец.
Их путешествие через хребет достойно отдельного рассказа, посему без особых подробностей постараюсь осветить лишь ничтожную его часть с помощью фотографий.
Ближе к вечеру им удалось покорить вершину!!!
Здесь на вершине справили Санин день рождения!!! Такой праздник точно запомнится на всю жизнь!!!
Дальше экипаж принял решение перевалить Чикоконский хребет и двинуться в сторону Кыры.
Одним прекрасным утром экипаж УАЗа пришли будить медведица с медвежонком))).
Спустя неделю экипаж благополучно вернулся домой, одержав главную победу — над самими собой!
Вернемся к основной части команды…
Неподалеку от озера находим приличное зимовье, по всей видимости здесь базировались сотрудники Буркальского заказника до его упразднения. В настоящее время район озера вошел в состав вновь созданного Чикойского национального парка.
Всем остальным оставшимся на озере участникам экспедиции предстояла не менее захватывающая дорога назад. Как бы того не хотелось, пришло время прощаться с красотами Шебет…
Полностью ликвидируем следы своего пребывания, грузим обозы и выдвигаемся в путь.
Как Вы думаете кто это??? правильно, так плещется Чикоконский хариус.
На ночевку останавливаемся у развалин населенного пункта Шумиловка. Судя по постройкам, раньше здесь выращивали лошадей для работы на приисках.
Утром не торопимся с подъемом, идем с опережением графика.
По дороге натыкаемся на разрушенные штольни. Как мы позже узнаем от одинокого хранителя здешних мест, в 40-50-е годы тут в промышленных объемах добывали вольфрам.
Бесчисленные каменные россыпи поражают воображение, страшно представить, сколько трудов и человеческих жизней положено в этих штольнях…
В двух шагах от развалившихся жилых построек, где проживали рабочие, находим старую могилу. Людей хоронили прямо на рабочем месте…
Бесчисленные каменные россыпи поражают воображение, страшно представить сколько трудов и человеческих жизней положено в этих штольнях…
В двух шагах от развалившихся жилых построек, где проживали рабочие, находим старую могилу. Людей хоронили прямо на рабочем месте…
На могиле уже выросли 30-40 летние деревья…
Прикоснувшись к истории, мы не заметили, как пролетели два часа. Команда двинулась дальше.
Спустившись в долину реки, на небольшой полянке издалека замечаем добротное зимовье, вокруг заготовлена куча дров, присутствуют признаки жизни.
У зимовья нас встречает забавный «хранитель Чикойской тайги».
Старик рассказал нам, что во время войны здесь шла добыча вольфрама, на штольнях работали заключенные и простые добровольцы, затем в 50-х годах все забросили. Хозяин любезно пригласил нас зайти в гости, предварительно уточнив, нет ли у нас совершенно случайно с собой чего-нибудь горячительного. Конечно, мы уважили старика и оставили ему литр «вкусняшки».
В доме по всему периметру стоят нары, «лесной отель» может разместить одновременно около 20 человек. Как пояснил старик, его зимовье выполняет здесь функции перевалочной базы для заброски золотарей на артели.
Хозяин моментом сообразил на стол, достав из закромов банку улан-удэнской тушенки и огромную булку черствого хлеба с плесневелым запахом, которую ему привезли работники артели из Красного Чикоя еще две недели назад. С того времени мы его первые посетители.
Долго в гостях не задерживаемся и продолжаем путь.
Тем временем экипаж Сабурбана не смог удержаться от штурма потрясающе красивых скал-останцев, которые попались нам по дороге.
Дорога на вершину…
Поразительные творения природы, обточенные ветрами до причудливых форм за тысячелетия.
Незапланированное отклонение от маршрута ничуть не сказалось на скорости движения нашей колонны, «Бешенный» со своим экипажем без труда догнали нас уже через пару часов.
По дороге нам попался один единственные километровый столб, откуда начинается отчет и где остальные, непонятно.
На подъезде к цивилизации на Крузаке вылетают задние колодки с левой стороны, сказались жесткие нагрузки и изношенные за 200 тысяч пробега тормозные диски. Приехали… снимаем колесо, успевая отбиваться от жестких атак голодных паутов, что очень удивило, так как озере их не было. Изначально решаем глушить трубку, но потом «Патрон» вспоминает, что как раз на такой случай он с прошлой замены закинул в багажник старые, но еще вполне живые колодки. Оперативно собираем все на место и продолжаем путь. Торопимся выбраться из тайги до темноты…
Ближе к Красному Чикою начинается вполне хорошая дорога, заключительный участок проходим без приключений. Промахнувшись мимо поворота, случайно оказываемся на действующем прииске, где полным ходом идет добыча золота.
Отработанные участки заполняются водой, образуя при этом симпатичные водоемы, которые несмотря на свое искусственное происхождение смотрятся вполне гармонично на фоне дикой природы.
Переправившись по мосту через Чикой, останавливаемся на ночлег. В целях экономии времени и сил, ужин готовим с запасом на завтрак. В то время никто еще и не подозревал, что на наш ночующий под деревом завтрак ночью будет иметь виды росомаха. Гадский зверь пометил казан сверху всеми имеющимися у нее на вооружении способами — меткая зараза! Лежащая в самом центре крышки какашка, с утра несколько отбила аппетит, и каша уже не казалась такой изумительной, как вчера.
Утром, не спеша, выдвигаемся на Читу, без приключений выбираемся на федеральную трассу «Байкал», по пути заскакиваем освежиться на озеро Арей. И вот мы наконец дома.
Нельзя описать словами полученные в этой экспедиции эмоции, так же сложно передать на фотографиях всю красоту дикой и нетронутой тайги. Прекрасно, что в нашем крае есть такие места, где не ступала нога человека, где ощущаешь себя совершенно в другом качестве и чувствуешь себя частью природы!
PATRON 4x4держи https://chita.drom.ru/chevrolet...] Или у меня ограниченный доступ к продажам, или как...? Но без этой ссылки не могу найти найти объявление((!