|
Наш маршрут по Европе, не считая радиальных поездок из Праги.
23 день. 4 августа. Прага—Карловы Вары—замок Локет—Ходова Плана. 220 км.
Утром, тепло распрощавшись с гостеприимной «хозяйкой» Любашей, мы выехали в сторону Карловых Вар. Отель нам очень понравился, так что, кто собирается в Прагу, советую. Не подумайте, что это реклама, просто дружеский совет.
Чуть-чуть не успел дописать вторую заключительную часть, а первую уже выложили на drom.ru. В комментариях меня обвинили, что я ввожу людей в заблуждение тем, что мы клеили виньетку снаружи лобового стекла. Вот фото, на котором видно, как она приклеена, я даже попросил сына отклеить уголок, чтоб лучше было видно. А не убираю их потому, что когда взгляд падает на них, то сразу приятные воспоминания приходят.
Мы покупали виньетку на месяц за 440 крон.
Когда передвигались по дорогам Чехии, нас поразил один факт. Нам не один раз встречались маковые бескрайние поля. Наверное, из этого мака невозможно приготовить наркотик, раз он растёт так свободно.
А на дорогах часто встречается вот такой знак.
Знак вроде означает, судя по картинке ниже, «Внимание», но слово POZOR с чешского языка переводится, как УХОД. А внимание по-чешски: pozornost.
День обещал быть насыщенным. Маршрут я проложил через Карловы Вары, чтобы была возможность испить минеральной водицы и заехать в Becherpatz, купить новый вид Бехеровки . Becherovka Ice&Fire 2014 г. — почти чёрный ликёр с ментолом и перцем чили, алкоголь — 30 %. Дома мы попробовали этот ликёр, я вам скажу, ну очень интересная штучка, своё название, лёд и огонь, он оправдывает на все 100%. Придётся на следующий год ехать снова в Чехию, так как на экспорт поставляются только два вида Бехеровки: Original и Lemond, остальные три можно приобрести непосредственно в Чехии, причем лишь на самом заводе.
От музея-магазина Becherpatz к центру навигатор нас повёл по узким и крутым улочкам города, помнится, в прошлом году мы по этим улицам не проезжали, но в прошлом году мы пользовались IGO PRIMO, а в этот раз Навителом.
Минеральная вода разной температуры, 30, 50 и 70 градусов и разная по вкусу, может, мне это и показалось.
Горячий источник самый дорогой и самый теплый в Карловых Варах. Этот источник был основан в центре курортного города. Горячий источник может подниматься высотой 12 м и за 1 минуту разбрызгивает около 2-х литров минеральной воды, температура которой около 72 градусов.
Снова по извилистым и довольно крутым улочкам, мы покидаем Карловы Вары.
На западе, всего в 15 километрах от города Карловы Вары, расположился маленький городок и замок Loket, который мы толком и не увидели в прошлом году, так как подъехали к замку не с той стороны и не попали в него.
Вся площадь поселения Локет целиком охватывает круглый холм, расположившийся на изгибе реки Огрже. Именно причудливая форма реки, с высоты напоминающая изгиб человеческой руки в локте, и дала одноименное название «Локет» (от слова «локоть») как самому городку, так и средневековому замку, находящемуся на вершине холма.
К замку лучше подъехать по мосту, оставить машину на центральной площади городка и уже пешком пройти к самому замку.
Долгое время Локет был тюрьмой, и «жемчужиной» замка является экспозиция, посвящённая казням и пыткам.
Спустившись по узким коридорам в душные застенки, можно увидеть коллекцию оригинальных пыточных инструментов, которая дополнена фигурами палачей и узников, инсценирующими процесс.
В 1725 году замок был сожжен, уцелел лишь первый этаж и подземная часть крепости. После реконструкции его использовали как городскую тюрьму вплоть до 1948 года.
Локет был основан в XII веке. Старый романский замок состоял из двух башен, церкви и дома маркграфа. Он служил защитой торгового пути из Праги на Плауэн и Эрфурт. К XIII веку у стен замка возникло поселение, а затем вырос город, который часто посещали члены королевской семьи. Позже были построены новые укрепления и добавлены цилиндрические башни.
Пообедав в уличном кафе в центре Локета, мы поспешили на пивоварню «Ходовар». Там нас ждали настоящие пивные ванны. При составлении своего маршрута, я часто использовал интересные места из отчётов других автопутешественников. Вот и про пивные ванны я прочитал у кого-то в отчёте, и мне самому захотелось попробовать, что же это такое.
У нас было забронировано проживание в Hotel U Sládka, а так же нам с Иришкой одна ванна на двоих, ну и Лёше персональная ванна. Иришке ещё после ванны делали массаж.
Настоящая пивная ванна
Настоящая пивная ванна® проводится при температуре 34° С. В ванну с водой добавляется минеральная вода «ИЛ-САНО». Главным компонентом является тёмное специальное пиво для ванн, которое готовится по традиционной технологии, оригинальный рецепт которой хранится у главного пивовара завода Ходовар. Гость принимает ванну, в которую добавлены живые культуры пивных дрожжей, пивная дробина и смесь измельчённых трав. Поверхность воды покрыта характерной пивной пеной карамельного цвета, а воздух насыщен ароматом свежесваренного пива.
Мне кажется, эта фотография лучше всяких слов передаст, какое мы испытали наслаждение, принимая ванны с пивом. А для большего эффекта процедуры, гостям подаётся кружка непастеризованного Скального выдержанного пива.
После ванны вас закутают в простыни с одеялом, уложат на постель и принесут ещё одну кружку пива. Но лёжа пить пиво ох и неудобно. После пивной ванны не рекомендуют принимать душ в течение суток, для большего эффекта.
Вечером, отдохнув после ванны, мы пошли в ресторан «Ve Skale». Под гранитной скалой, в паутине лабиринтов, 800 лет назад возникли пивные погреба, а сейчас там находится необыкновенный ресторан и небольшой музей о пивзаводе. Вепрево колено (230 крон) тут нам понравился куда больше, чем в Праге. А ещё форель(160 крон) из собственного пруда.
Проживание + пивная ванна на двоих + массаж нам обошёлся около 5000 руб.
24 день. 5 августа. Ходова Плана — Мюнхен — Гармиш — Паркенкирхен. 394 км.
Утром после завтрака зашли в фирменный магазин при той же пивоварне.
Купили пива бочонок. Вот его мы легко довезли и угостили друзей фирменным чешским пивом, ещё купили шампунь на основе пива и соль для ванн тоже пивную. У них ещё в полуторалитровых бутылках продаётся, так и называется — пиво для ванн. Брать не стали, хоть нам и понравилось принимать пивные ванны. Подумали: вдруг будут трудности с провозом на таможне.
Далее дорога проходила мимо Мюнхена, и мы решили заехать на недолго в столицу Баварии. Парковку нашли в самом центре, под площадью Макса Иосифа у национального баварского театра.
Мне эта парковка понравилась тем, что лишние машины не запускают, одна выезжает, одну и запускают, и вдоль рядом над каждым место горит фонарик, если занято, то красный, если свободно — то зелёный. Видно издалека, где есть свободное место в ряду машин.
А вот куда ведёт эта лестница, я так и не понял.
Но не парковку точно, так как она закрыта и прохода там нет или входа.
Гуляя по центру Мюнхена мы попали на какой-то праздник, что-то типа праздника урожая. Всем девушкам дарили цветы, трактора разукрашены, все улыбаются, играет музыка.
Для туристов знакомство с городом лучше всего начинать с его «сердца» — ценральной площади Мариенплац. Вот у нас так и получилось, мы сразу оказались в центре Мюнхена.
Эту площадь по праву можно считать самой главной достопримечательностью. Здесь, на этой площади расположены Старая и Новая ратуши города.
Самый большой собор Мюнхена Собор Пресвятой девы Марии — Фрауэнкирхэ. Этот собор является самым высоким собором в городе, помимо этого он стал символом города. Строительство собора началось в 1468году и длилось до 1525 года. Высота собора составляет 99 метров.
Вот парковка велосипедов в центре Мюнхена меня поразила и очень понравилась.
Как в такой куче всевозможных велосипедов потом найти свой? Ума не приложу.
Оставим столицу Баварии для последующего внимательного изучения и поспешим к нашему следующему пункту проживания. Но чем ближе приближались к Альпам, тем хуже становилась погода.
Небо затягивали тучи. Шёл нескончаемый дождь. Погода явно портилась.
А на завтра у нас запланирован подъём в горы. А если горы будут затянуты облаками и тучами, то мы будем лишены возможности увидеть всю красоту Альп. С такими невесёлыми мыслями мы доехали до города Гармиш-Партенкирхен (нем. Garmisch-Partenkirchen, бав. Garmasch-Partakurch) и до отеля, в котором у нас был забронирован номер на две ночи.
Совсем небольшой отель «Gastehays Hohe Tannen», очень уютный и красивый.
Вселились, занесли вещи и поехали просто найти вокзал, так как погода не располагала к прогулкам и осмотрам достопримечательностей. А на вокзале нам надо было узнать расписание и купить билеты на поезд, что идёт к горе Цугшпитце (нем. Zugspitze) — самой высокой точке на территории Германии. Оказывается, поезд отходит не с главного вокзала, а с небольшого своего собственного вокзала, там и кассу нашли. Кассирша, естественно, не понимала по-русски, но всё же мы поняли друг друга, и она нам продала билеты на полный тур на гору Цугшпице, хотя поначалу почему-то пыталась нам продать билеты только на часть маршрута. Но с улыбкой и терпением с её стороны, мы всё же стали обладателя билетов на полный маршрут. Цена конечно высокая, 57 евро на человека, но оно стоило того.
25 день. 6 августа. Гармиш—Партенкирхен—гора Остерфельдеркопф— гора Zugspitze
Наша машина отдыхала весь день, только утром, сразу после завтрака, довезла нас до вокзала, к отправлению первого поезда, и потом обратно до отеля уже вечером. Поезда ходят каждый час, мы успели на первый поезд, чтоб было меньше народа. Да, туристов из других стран тут мало, зато на парковке много машин со значком D. Приезжают семьями и с небольшими рюкзаками за спиной и лыжными палочками в руках, поднимаются на фуникулёре, а там проложены маршруты (тропинки) по склонам гор.
Да, чуть не забыл сказать. Погода в этот день была прекрасная, как и обещал нам наш соотечественник, путешествующий на велосипеде. Мы его встретили вчера вечером у отеля, он приехал на велосипеде весь промокший. Вот он и сказал, что завтра погода будет хорошей, так как он внимательно следит за прогнозом. Ну, это понятно, передвигаясь на велосипеде.
Там за окном поезда гора Zugspitze, но сначала мы выйдем на первой станции, тут начинается подъём на фуникулере «Alpspitzbahn» на вершину Остерфельдеркопф высотой 2050 м.
Лишь в нескольких метрах над горной станцией фуникулера расположена смотровая площадка «AlpspiX», нависающая прямо над пропастью глубиной почти 1000 м.
Построенная относительно недавно, в 2010 г., смотровая площадка AlpspiX уже стала настоящей Меккой для любителей экстремальных ощущений. Сооружение состоит из двух 24-метровых платформ шириной 3 м, причем 11 метров обеих стрел нависают над горным массивом. Если вы панически боитесь высоты, советую подумать, прежде чем отправиться сюда.
Отсюда, с Остерфельдеркопфа, берут начало множество троп для походов различной сложности. А ещё на фуникулёре поднимается много любителей прыжков с парашютом. Отходят чуть в сторону от станции, на склоне расправляют парашют.
Взмах руками со стропами, парашют ловит восходящие потоки воздуха, пару шагов по склону, и они отрываются от земли.
Наверное, это восхитительно-захватывающе парить высоко над землёй, наслаждаясь красотой гор.
Вниз, на станцию можно вернуться на том же фуникулёре или пройти пешком по прекрасно обработанным тропам, ведущим к станции подъемника «Kreuzeckbahn» (около 30 минут), на фоне восхитительных скалистых склонов гор Драйторшпитце, Мустерштейн и Веттерштейн. Что и сделали Иришка и Лёша, а я спустился на том же фуникулёре, в кабине, из пассажиров я был один и ждал их на станции.
Чашечка кофе, в ожидании поезда, на фоне Альпийских гор.
И снова мы садимся на поезд по тем же билетам.
Сначала поезд движется по обычным рельсам до станции Айбзее (Eibsee). Возле этой станции находится горное озеро Айбзее. Потом поезд начинает подниматься вверх, по вырубленному в скале туннелю длиной 4466 метров поезд поднимается под уклоном в 25 градусов.
Дорога, петляя по склону, проходит через крутые подъемы и бесподобные туннели, красивые ущелья. Конечная станция железной дороги Цугшпицплатт (Zugspitzplatt). От плато мы поднялись по канатной дороге «Gletscherbahn» на смотровую площадку горы Цугшпитце, на высоту 2962 м над уровнем моря.
На леднике катаются на санках.
Там далеко внизу, горное озеро Айбзее.
И вот самый ответственный момент, Иришка решила совершить восхождение на самую высокую точку горы Цугшпитце, туда, где стоит крест.
В начале восхождения нужно спуститься немного вниз.
Пройти по небольшому перешейку, держась за металлический канат.
А только потом начать движение вверх, а ведь ещё надо пропускать тех, кто уже идёт обратно.
Видно, что ограждений было больше, но то ли камни, то ли снежная лавина сорвали часть. Остались только покорёженные столбики. Это так непохоже на немцев.
В это время приближалось облако, ухудшая видимость.
Облако совсем нас накрыло, сразу стало ощутимо холодно.
Иришку почти совсем не видно. Но это длилось недолго.
Облако ушло, и снова солнышко пригрело. Спускаться было сложнее, и после этого восхождения ещё два дня ноги у неё болели.
Потом мы сидели в самом высокогорном пивном ресторане Германии под открытым небом, ресторане «Gipfelalm» и ели вкусные баварские колбаски, макая их в не такую острую, как у нас, горчицу. И кидали кусочки хлеба вот этим птицам.
Чёрные как вороны, но и не похожи на ворон. Но кусочки хлеба очень ловко хватали на лету.
Пошли искать станцию подвесной канатной дороге «Eibsee», для спуска в долину, но перепутали и чуть не уехали в Австрию, что находится с другой стороны горы. Хорошо служащие нас туда не пустили. Народу на вершине было уже очень много, и на спуск к озеру Айбзее была довольно большая очередь. Выдавали талончики со временем отправления кабины фуникулёра. Ждать бы пришлось довольно долго, но служащий, видя, что я с тросточкой, пустил нас без очереди. Кабина фуникулёра спускается почти вертикально вниз, расстояние между пролётами 1962 м.
И вот мы внизу, снова сели на поезд и вернулись в Гармиш- Партенкирхен, где на стоянке у вокзала нас ждала наша машина. Да, стоянка платная, там у вокзала есть парковочный автомат. Можно намного удешевить поездку, если доехать на машине до озера Айбзее. И от него подняться вверх на фуникулёре, минуя поездку на поезде, но мне кажется лучше проехать весь маршрут, ничего не пропуская. Хотели вечером на машине поехать на озеро Айбзее, но как-то не сложилось, устали, да и так было много впечатлений для одного дня. Вечером забронировал отель на следующий день в городе Зёльден (нем. Sölden).
26 день. 7 августа. Замок Нойшванштайн — Зёльден. 189 км.
Мне давно хотелось увидеть знаменитый замок из заставки диснеевской киностудии мультфильмов. Утром, как всегда позавтракав и загрузив вещи в машину, мы поспешили к замку. От Гармиш-Партенкирхен до замка Нойшванштайн совсем недалеко, 61км.
Часть пути проходит по Австрии, но у нас уже была куплена виньетка оплаты дорог. На склоне увидели развалины замка.
Решили вернуться и посмотреть. Но подъехать оказалось невозможно, только пешком, по крутой тропинке вверх. И мы оставили эту затею.
И вот вдали, в дымке показался сам замок Нойшванштайн.
«Замок-сказка, затаившийся в лесных массивах Баварских Альп, настоящий шедевр, заслуживший сумасшедшую популярность у туристов и приносящий баснословную прибыль Германии» — так пишут в путеводителях, и это действительно так. На парковках ещё были свободные места, и мы легко и близко оставили свою машину. Но в кассы уже стояла длинная очередь из желающих попасть внутрь замка.
Наверняка красоты внутри замка стоят того, чтобы отстаивать такие очереди, но мы не рискнули. И просто прошли мимо, а так же мимо очереди на подъём в повозке, запряжённой лошадьми, к остановке автобуса. Нам повезло, только отошёл автобус с очередной партией жаждущих прикоснуться к прекрасному туристов. Купив билеты (2 евро с человека), мы оказали первыми в сначала небольшой очереди, но прибывали туристические автобусы, в основном с китайцами (может и нет, но мы же не можем отличить китайца от корейца или японца), и очередь быстро увеличивала свой хвост. Один молодой и шустрый «китаец» пытался провести свою группу без очереди, но Иришка так понимающе указала ему на конец очереди, что он и спорить не стал. Подошёл автобус, следом второй. Их всего, оказывается, два, и ходят они друг за другом, так как дорога очень узкая, и развернуться они могут только на конечных остановках. Я боялся, что придётся далеко идти пешком, но оказалось, автобусы останавливаются очень близко от мостика Мариенбрюке над ущельем.
С него открывается замечательный вид на замок, окрестности и 45-метровый водопад.
Но с одним перекуром, точнее сидением на лавочке я легко преодолел подъём к мостику. Да и спешить лучше не стоит, из автобуса вся толпа туристов спешит к мостику, и там образуется давка. Все фотографируются, мешая друг другу. Лучше обождать минут десять и спокойно пройти на мостик над пропастью. Но это понимаешь уже потом, когда основная толпа схлынет и станет свободно.
Немного истории: Замок Нойшванштайн не строился как оборонительное сооружение. Для королевских гуляний он также не предназначался. Нойшванштайн является результатом романтической фантазии монарха Людвига II. Именно он в 1869 году поручил опустить на 8 метров плато скалы, чтобы создать чудо архитектуры — выполненный в средневековом стиле рыцарский замок Нойшванштайн.
На строительство замка Нойшванштайн ушла рекордная по тем временам сумма в 6 миллионов золотых марок. Сразу после смерти Людвига II замок открыли для посещений, чтобы хоть как-то окупить строительство.
А вот до самого замка от остановки идти довольно далеко, да и не было у нас билетов, чтоб попасть внутрь замка. Обратный билет на автобус стоит дешевле, то ли 1,5 евро, то ли 1,7. Когда шли обратно к парковке, обратили внимание, что очередь в кассы стала ещё больше, так же как и очередь на автобус. И чтоб заехать на парковку, тоже стояли очереди, но уже из машин.
Старинный замок Хоэншвангау (считается, что он был построен в XII веке) был сильно разрушен во время войны с Наполеоном и на время превратился в романтические развалины в окружении горных вершин. В 1829 году принц Максимилиан (будущий король Максимилиан II), путешествуя по Баварии, увидел развалины и пришел в восторг. Здесь было решено построить новый замок. В отличие от суровых сооружений того времени, замок был покрашен в яркий желтый цвет, который прекрасно вписывается в пейзаж с зелеными холмами и долинами.
С Максимилианом мы встретились ещё раз. Когда ехали к замку, я обратил внимание, что в одном месте на дороге №179, есть парковка для машин и кучкуются люди. Обратно, то есть в сторону Зёльдена, мы ехали часть пути по той же дороге. Машину не сразу припарковали, так как места были все заняты, да и небольшая парковка вдоль дороги была. Но немного обождав, кто-то отъехал, и мы припарковались.
Машин на парковке больше, чем людей тусующихся на мосту, наверное, через мост уходят гулять по красивым местам, а может, что другое. Мы не стали это проверять. Мы спешили в Зёльден.
В Зёльден (нем. Sölden) у нас был забронирован тоже небольшой отель, чем-то похожий на предыдущий.
Всю поездку по Европе нам везло с отелями, в общем, и недорогие и достойного качества. Мы были ими довольны.
Наверное, это трофеи хозяина отеля, но нас встречала милая старушка, естественно, не говорящая по-русски. Но за интернет она с нас взяла дополнительную плату и дала бумажку с паролем именно для русских постояльцев. И в ванной висело объявление на русском, что в сауну с бассейном не нужно уносить полотенца из номера. Посещение бассейна было как бонус при заселении в отель, но мы не воспользовались и полотенца не уносили.
Зёльден, как и Гармиш-Паркеткирхен, горнолыжный курорт. Но и летом тут можно найти себе занятие. Там 300 километров пеших маршрутов уведут вас с высоты 1377 метров над уровнем моря ввысь, за пределы трехтысячной отметки. Передохнуть по дороге можно, приглашают 99 высокогорных пастушьих хижин, горных хижин и трактиров. Рай для велосипедистов. Совсем недалеко от нашего отеля, мы видели подъёмник на вершину пика Виндахер-Даункогель (2248 м). По сути это не один поселок, а целая вереница деревень и отдельных хуторов, протянувшихся вдоль реки Эцталер-Ахе. Главная улица, застроенная магазинами и гостиницами, бежит по западной стороне реки, а по восточному берегу протянулась вереница шале, пансионатов и частных особняков. И практически в каждом квартале — канатная станция. Но мы не успели, они все закрываются в 17 часов. Зато вечером мы устроили себе прекрасный ужин на балконе с видом на Альпы.
Вот пишу и вспомнилось, ведь ни в одном отеле с нас не требовали сдавать номер, просто мы отдавали ключи, прощались и уезжали.
27 день. 8 августа. Высокогорная дорога Тиммельсйох (нем. Timmelsjoch) или Пассо дель Ромбо (итал. Passo del Rombo) — Chodová Planá. 635 км.
В нескольких километра от Зёльдена начинается дорога Timmelsjoch High Alpine Road. Она проходит через две страны — Италию и Австрию. И в разных странах строить её начали в разное время. В Италии, во времена правления Муссолини в 30-е годы, около границы в военных целях было построено множество дорог. Строительство дороги Тиммельсйох началось в 1930 году и продолжалось до 1939 года. За это время дорога была почти полностью построена, включая 700-метровый тоннель, за исключением последних 2 км до австрийской границы. Но после встречи Муссолини и Гитлера строительство было заброшено. В период с 1939 до середины 1960-х годов недостроенная дорога заросла травой и использовалась местными жителями только для лесного хозяйства. Строительные работы возобновились в середине 1960-х годов, и дорога была завершена и открыта для движения в 1967 году. Строительство дороги в Австрии началось 30 октября 1955 года и продолжалось почти 4 года. Из них на строительство было потрачено только 17 месяцев (из-за погодных условий). Дорога была торжественно открыта 17 июля 1959 года. Она изначально строилась как туристический маршрут. Тем не менее, пришлось ждать ещё 9 лет, пока закончатся работы на итальянской стороне. Полностью сквозное движение по дороге из одной страны в другую было открыто только 15 сентября 1968 года. Дорога платная, 14 евро, и открыта только с июня по октябрь.
На самой высокой точке перевала был построен небольшой музей «Timmelsjoch Experience» (Жизнь Тиммельсйох), посвященный истории Тиммельсйоха. В бетонном здании можно узнать о первопроходцах и людях, повлиявших на судьбу перевала.
К нам подходила познакомиться представительница местного сельского хозяйства. Ну почему они могут быть такие чистые и ухоженные, а наши нет? Даже в Польше коровы такие же грязные, как и наши.
Туннелей много, но они все не очень большие, самый длинный всего 555 метров. На дороге очень много байкеров на мотоциклах и велосипедистов. Ими можно только восхищаться, крутить педали в такую высоту, а потом нестись вниз с головокружительной скоростью. Один велосипедист долго ехал вниз с той же скоростью, что и мы на машине, потом обогнал, так как мы остановились для очередной фотосессии.
Это уже итальянская сторона, на ней дорога уже и извилистее. В одном месте, на повороте (шпильке), мне пришлось сдавать назад, чтоб разъехаться с автобусом. Да, в начале дороги висит знак, что длина автобуса не должна превышать 10м.
Вот и закончилась дорога Тиммельсйох. Красивая, интересная, живописная, но нет того ох и ах, того восхищения и восторга, что вызывает высокогорная дорога Гросглокнер (Großglockner), по которой мы ездили в прошлом году.
Дорога заканчивается в San Leonardo in Passiria, ну не совсем дорога, а именно её высокогорная часть. Я думал, сейчас навигатор проложит путь до автомагистрали А22/ Е45, что проходит около Больцано, и мы поедем через Инсбрук, уже в сторону дома, но навигатор посчитал, что короче и лучше вернуться обратно по той же дороге. Пришлось самому задавать маршрут сначала до Merano, а потом уже навигатор проложил по скоростным автомагистралям, минуя Инсбрук, Мюнхен, по Германии в сторону Потсдама, а потом уже на Польшу.
На трассе перед Инсбруком есть пункт оплаты дорог, кроме того, что нужно покупать виньетку для дорог Австрии, есть ещё и такие пункты. Цена 8,5 евро, а в прошлом году вроде было 8 евро. Мы спрашивали, почему нужно оплачивать, сказали: gute Straßen. А на деле, совсем не gute. Только проехали пункт оплаты, так дорога сузилась из-за ремонта, ну и скорость, конечно, ограничена до 80км\ ч. Ладно, нет ничего вечного, дороги тоже надо ремонтировать. Едем дальше.
Не доезжая Мюнхена, начинается пробка, дорога в четыре полосы в одну сторону. Весь поток движется в час по чайной ложке, но никто не обгоняет по обочине. Я так и не понял, из-за чего была пробка, но мы так ехали полтора часа, объезжая Мюнхен, пока не свернули на дорогу Е50.
Передумали мы ехать по Германии, не понравились нам «скоростные автобаны» и повернули в так полюбившуюся нам Чехию. Решили этим убить сразу двух зайцев. Остановиться на ночлег в уже знакомом отеле Hotel U Sládka, Pivovarská 107, Chodová Planá, Чехия и забрать там забытую Иришкой розовую, её любимую, кофточку. А ведь был и ещё один «заяц»! Ужин в ресторане «В Скале», с Вепревым коленом и жаренной форелью и картофелем от шеф-повара.
28день. 9 августа. Chodová Planá — Острава — Варшава. 914 км.
Это наш последний день за границей, мы уже ехали в сторону дома. Только к обеду мы заехали в Остраву. Город как будто вымер, суббота, улицы пусты, ни людей, ни машин почти нет. А почему заехали? Так вспомнили, что в городе Острава на площади 1,5 га разместилась выставка миниатюр «Miniuni — мир миниатюр» (Miniuni — svět miniatur), единственная в своем роде на территории Чехии. Масштаб всех зданий, представленных в остравском парке миниатюр, 1:25. Здесь представлены лондонский Биг-Бен, Староместская ратуша из Праги, Бранденбургские ворота из Берлина, Эйфелева башня, Пизанская башня и многое другое.
Может, для детей он более интересен, но нам не очень понравилось. И мы поспешили дальше, уже в темноте мы подъехали к Варшаве, по навигатору нашли ближайшую от трассы гостиницу и остановились там.
29 день. 10 августа. Варшава — Лида. 377км.
Не спешили. Надеялся, что на границе в воскресенье в обед очереди не будет. По пути заехали в Белосток в большой супермаркет Ашан (Auchan). В Польше мясные продукты почти в два раза дешевле, чем у нас. Купили немного в вакуумной упаковке, чтоб привезти домой сыну и нарезки к столу в Лиде. Мне нравится, что можно купить сразу нарезанную колбасу, или попросить и тебе тут же порежут тот кусочек мяса или колбасы, что тебе приглянулся. Мелочь, но приятно. Часто в больших магазинах стоят тарелки нарезанной кусочками колбасы, для дегустации. И рядом зубочистки, тыкай и пробуй. А можно и немного затравить червячка, дегустируя. Вот и таможенный пункт пропуска машин на территорию Белоруссии. Как я и ожидал, очереди совсем не было. Одна машина и мы следом. Подходит очередь, подъезжаем к окошку и протягиваем паспорта. Настроение прекрасное, в Лиде нас ждут. И главное, мы очень соскучились по нашей Дуняше. Открывается окно. И мы слышим:
— Вы нарушили визовый режим. Вам надо было выехать из Польши вчера. У вас виза на 17 дней, а вы выезжаете на 13 часов позже положенного срока.
Мы, негодуя и возмущаясь в ответ:
— Как так? У нас виза на месяц. Я уже говорил, что нам везёт с хорошими людьми в нашем путешествии. Таможенник, или правильно работник паспортного контроля, нам спокойно объяснил, что виза у нас на 17 дней, как мы и просили, а месяц — это в течение этого месяца можно двигать эти семнадцать дней. Так что отъезжайте на середину и не мешайте другим проходить паспортный контроль. И ждите. Отъехали. В машине уже не сидится, вытанцовываем около неё и поглядываем на заветное оконце. Там жизнь идёт своим чередом, а наш сотрудник польской границы куда-то звонит и звонит. Мы расстроены, всё так было хорошо, а тут такое. Хорошие-то мысли в голову не идут, только плохие, всякая ерунда. В общем, прождали мы минут 20 или полчаса, выходит. И говорит:
— Я вижу, что вы не злостные нарушители, а по незнанию. Я так и объяснил начальнику, так что с вас штраф по 100 злотых с каждого. Идите назад в Польшу, там есть кантор, обменяете евро на злотые и оплатите. Обменяли. Нам выписали квитанции. Заплатили. Свобода!!! Белорусскую таможню прошли быстро, вещи не проверяли, только посмотрели то, что лежало в автомобильном холодильнике.
30 день. 11 августа. Лида.
В этот день мы просто отдыхали, никуда не ездили, хотя нет, жена ездила в гости к сестре, та живёт недалеко в деревне. Переводили дыхание, настраивались на дорогу по России к дому. Постирушки. И главное, уложить все вещи и подарки в машину. Иришка ещё привезла ведро картошки от сестры. Ну, нравится мне белорусская картошка, она вкуснее нашей. Но самое важное уложить вещи так, чтоб у Дуняши было место.
Два сиденья второго ряда сложены (в Toyota Verso второй ряд состоит из трёх отдельных сидений, каждое из которых можно сложить), а одно оставлено для Алексея. Я не люблю, когда заложен вещами весь багажник до потолка, и ничего не видно в салонное зеркало. Ну, а Дуняша на вещах сверху.
И немного про Дуняшу (карликовый пудель). Пока мы путешествовали по Европам, она гостила в Белоруссии, как и в прошлом году. Ездит она почти с рождения, её нам привезли с другого города. Если бы мы оставляли её дома, нас бы она не видела пять недель, а так всего семнадцать дней.
А в Лиде она гостила у кошки Никаноровны, спали вместе, ели из одной миски. К нашему приезду Никаноровна окотилась, так за Дуняшей приходилось приглядывать, так и норовила украсть котёнка. Постоянно заглядывала в кошкин дом, что же там такое появилось и откуда, а ещё и пищат. Она у нас очень общительная и совсем не любит оставаться одна дома, а сын весь день на работе, вот и брали её с собой. А кататься на машине она любит, стоит только открыть дверь, как первая занимает место, жаль только не умеет пристёгиваться ремнём безопасности. В дальней дороге она обычно спит на вещах, но стоит притормозить, сразу подскакивает и начинает попискивать. Гулять надо. По ней тоже видно, что продолжительная дорога ей даётся не просто, как и нам. Но она стойко и молча переносила все тяготы дальнего пути.
31-35 дни. 12-16 августа. 4530 км.
Я думаю, не стоит расписывать по дням, дорогу домой, остановлюсь только на отдельных моментах. Прощание с родственниками. Слёзы с женской стороны, ком у горла с мужской. Далеко мы живём, а на машине я больше не хочу ехать. Очень уж большая наша страна. Жалко тех, в общем, потерянных дней на дорогу. После этих слов меня будут ругать в комментариях. Да, у нас в России много всего интересного и познавательного, смотреть — не пересмотреть. Но нам хочется посмотреть Европу, пока есть возможность и силы (здоровье). Раньше мы ездили, то в Хакасию, то в Горный Алтай, то в Алтайский край на солёные озёра. Тяжело мне стало ночевать в палатке, в туалет бегать в кустики. Ну, нет у нас достойного сервиса и условий для комфортного путешествия на автомобиле. Уж про дороги я молчу.
Всё, едем домой. Дорога М1 радует. Погода, в общем, тоже, несколько раз догоняли тучи, чёрные, с сильным дождём, но мы же в машине, а ней тепло и уютно, климат-контроль настроен на оптимальную температуру, окна не запотевают, дворники работают в автоматическом режиме, то быстро, то совсем замирают, в зависимости от интенсивности дождя.
Москву с запада на восток прошли по МКАД, за 53 км по ней видел не меньше пяти(!) аварий, небольших, все столкновения, на взгляд со стороны, из-за несоблюдения дистанции. Многие часто перестраиваются из ряда в ряд. Я и сам поддался этому, едешь, едешь, а другой ряд вроде быстрее движется, вот и тебе хочется в него. Перестроился, снова едешь спокойно, ан нет, теперь другой ряд начал быстрее идти, и тебе опять хочется в него.
МКАД мы проехали, протащились за полтора часа. Часы перепрыгнули на час вперёд, пора и подумать о ночлеге. От Москвы отъехали километром 80 и только тогда нашли гостиницу. Мы в ней ночевали, ещё когда впервые ездили в Беларусь.
Вторую ночь мы ночевали близ Казани, тоже в уже знакомом отеле. И снова в путь. Трасса М7 привела нас в центр Уфы, не знаю почему навигатор сразу нас не вывел на трассу М5, в объезд города, ну, видно, ему так захотелось. В этом был только один плюс, Иришка купила себе магнитик из Уфы. Долго выбирались из города, по каким-то улочкам. Ночь нас застала в горах Урала. Отель нашли опять по навигатору. Удобно, нашёл в POI навигатора ближайший отель, задал маршрут и уже знаешь, сколько километров до него, во сколько приедешь. Гостиница так себе, комната на 4 кровати, туалет в конце коридора, но нам ведь только переночевать.
До дома ещё 1900 км. Надеялся доехать до отеля, что уже за Омском, в котором мы уже останавливались пару раз, а Иришка предлагала остановиться в мотеле «Уют», что находится около Крутинки, но тогда в последний день нам пришлось бы ехать 1100 км. Едем. Довольно легко прошли участок бездорожья после Бердюжье. Интересно, когда-нибудь сделают этот участок? Нам повезло, было сухо. Видно, что-то пытаются делать, грейдеры ходят, ещё какая-то техника, но как-то несерьёзно, что ли.
Не доезжая километром 30 до Крутинки, выстрел, Иришка за рулём. Тормози, говорю. Выходим, заднее левое колесо спущено. Прокол. Хорошо на другой стороне почти напротив, был карман. Я туда потихоньку переехал, потому что на узкой дороге менять колесо, ну очень страшно, обочины тоже практически нет.
Выкладываем весь наш скарб из багажника, впервые достаю банан-запаску. Снимаем колесо, и вижу, что это не прокол, а просто вылетела старая заплатка. В прошлом году, мы были в гостях в Новосибирске, и увидели в переднем колесе саморез. Заехали на шиномонтаж, мастер поставил жгут, не снимая колеса, и предупредил, что это временная мера, нужно ставить гриб, для надёжности. Но мы же не прислушались и забыли. Хорошо, что при смене зимней резины на летнюю, это колесо оказалось сзади. В тех местах делали дорогу по новым технологиям, насыпая щебёнку с гудроном тонким слоем. Получается очень шумное полотно дороги с торчащими вверх острыми краями щебёнки. Вот, наверное, такой камушек и выдавил старую заплатку.
Доехали до шиномонтажа, пока заклеили, пока всё уложили, а ещё и дождь накрапывал. Дальше не имело смысла ехать, и мы свернули к мотелю «Уют», который тоже нам знаком. Придорожный комплекс «УЮТ» — это современный центр отдыха, расположенный на 186-м километре федеральной автомобильной трассы 1Р402 (Омск—Тюмень).
Не зря есть такая поговорка «Чего хочет женщина, то угодно богу». Как хотела Иришка остановиться в «Уюте», так и получилось. Поужинали в кафе, переночевали в чистом уютном номере и с утра поспешили домой. Омск прошли по объездной, суббота, трафик на дороге минимальный, я почти всю дорогу ехал на круиз-контроле со скоростью 103-105 км/ч. Превышая, но не нарушая. Когда свернули с Северного объезда под Новосибирском в сторону Колывани и Кожевниково, машин не стало практически совсем, ни в ту, ни в другую сторону. В Базое опять остановились купить кедрового ореха у той же бабушки. Она нам рассказала, что сегодня у них был праздник Кедра, но он закончился трагически, двое парней сорвались с кедра и погибли. К вечеру мы были дома, этот последний день путь, хоть мы и проехали 1100 км, был самый лёгкий на обратной дороге домой. В гостях хорошо, а дома всё же лучше. Но путешествовать мы тоже любим, и предпочитаем это делать на автомобиле.
Машина показала себя прекрасно, никаких поломок, только прокол колеса, масло не проверял за все 15600 км ни разу. Но я был уверен в своём автомобиле и уровень масла я проверил только дома. Он был чуть ниже максимума. Как-то так повелось с прошлого года, что заправлялись мы два раза в день на тысячу рублей каждый раз (по России). Заграницей просто доливали до полного бака и шли платить, очень удобно. Остались неистраченные кроны или злотые, самый удобный способ заправиться на эту сумму, перед выездом из той страны. Хотя я где-то недавно читал, что в европейских странах довольно большой процент тех, кто, заправившись, просто уезжает.
На машине, наверное, больше не поеду, говорят, проще взять автомобиль там, в прокатных конторах. Конечно, своя машина в путешествии, это как часть твоего дома, всё своё и родное. Можно взять с собой много нужных, и даже не нужных вещей. Но так жаль потерянного времени на дорогу по России, если не заезжать никуда, а если заезжать, то мало дней остаётся на знакомство с Европой.
Зима у нас долгая, есть время всё обдумать и посчитать, как лучше и выгоднее, но главное, интереснее.
Да, наверняка будут вопросы, сколько мы истратили. Много. Больше 200 тыс. руб. (но это с подарками и разными покупками) за пять недель путешествия, но мы считаем, оно того стоило. С собой брали евро и рублёвую карточку Сбербанка, так что с расчётом проблем не было.
Многое увидели, но хочется увидеть ещё больше.