|
Здравствуйте!
Несколько раз порывался написать отчет, но то в силу разных причин не удавалась. Но все-таки я это сделал =).
Меня зовут Владимир, живу в Новосибирске, на форуме vvetc. Я уже рассказывал про нашу машину, правда, я умышленно в отзыве не указал главный критерий — машина нужна была под очень длинный переезд…
Все началось с рассказа, прочитанного в Интернете, про путешествие по Европе на машине. Уже не вспомню автора, но эта мысль накрепко засела в голове. К тому времени у нас накопился нормальный такой опыт поездок по РФ, и мы задумались, — а почему-бы и нет.
Оставалось определиться с маршрутом, решить вопрос с средством передвижения (у нас была Toyota Carina «улыбка», на такую поездку она даже не рассматривалась) и подкопить денег.
Итак, решено, Рубикон перейден, отступать некуда. Едем. 4 августа на 4 часа утра назначили старт из дома. Перед этим сплошная суматоха — во-первых, попискивания в двигателе машины, которые я относил к генератору, окончательно продиагностировались — оказалось, что пищит помпа. Значит, скоро ей конец, может такую поездку и не выдержать, нужно менять без вариантов. А раз менять помпу — значит менять и ремень ГРМ. Денег в обрез, времени еще меньше. В итоге все менял сам в отцовском гараже, вечером после работы. Во вторых — каким-то чудом решил поинтересоваться у «Мегафона», (даже не знаю, как осенило) подключен ли у меня международный роуминг. Оказалось, что нет, мало того, чтобы включить, необходимо к ним ехать. Два вечера гонка по магазинам — куплено все, кроме того, что нужно :-), суета со сбором вещей и т.д.
Намечено было: программа «минимум» — Чехия, с остановкой в забронированном заранее городке с суперназванием «Засада» пансионате + Прага + еще что-то. На тот случай, если такой пробег окажется не по «зубам» и сильно устанем. Программа «максимум» — конечная точка Испания, Барселона с возможной вылазкой к Атлантическому океану; по дороге беглый осмотр того, где будем останавливаться (Германия, Франция), соответственно планирование по месту пробега и остановок так, чтобы оставалось время не только переночевать, но и посмотреть города. Цель — отдохнуть, покупаться и позагорать на море, пошопиться, мне еще хотелось попасть в старинный костел с органом и послушать, как это звучит на самом деле, т.е. все совершенно банально. И запасной вариант, если, скажем, нас по какой-то причине не выпустят (или впустят) — наше Черное море, или Крым.
Итак, звонок будильника, чашка кофе и на стоянку. В начале пятого утра выезжаем на М-51 в сторону Омска. Новосибирская область проехалась на одном дыхании, и совершенно не оставила никаких воспоминаний. Собственно, Омская как-то тоже. После Омска, дабы избежать проезда через Казахстан, направились на север, в Тюменскую область. Периодически начинается мелкий дождь, над головой висит тяжелое свинцовое небо. Попадаются заболоченные участки леса и поля, короче «декорации» нагоняют тоску. Ближе к вечеру, уже в Курганской области, начинаем искать мотель. Находим на стоянке дальнобоев, двухместная комната за 1 350, душ в коридоре — вечно занят, не дождались; туалет на улице. Оказалось — не работает замок на двери, администратор среагировала чисто по-русски: — Уверяю вас, к вам никто не зайдет! Но все таки дала другой номер, рядом. Часа через 1,5 свободных номеров не осталось, заняли даже этот, с сломанным замком.
День 2
Подъем в 5 или 6, точно не помню. Через полчаса выехали, впереди Урал. Дорога специально была выбрана южная, вроде как там горы покрасивее. Ну что сказать — все в сравнении познается. Горы как горы, невысокие, перевалов нет, пропастей, чтоб дух захватывало, тоже. Поведение машины с коробкой- автоматом тоже стандартное, переключаемся на «ручку» и едем не насилуя ни двигатель, ни коробку.
Вечером остановились за Набережными челнами, под Елабугой в новой симпатичной гостинице, двухместный номер с удобствами — 800 руб. и 80 парковка машины.
День 3
Около 6 часов утра выезд. Траффик по дороге не сравним с Сибирью, плотный поток. Качество дороги становится лучше, придорожный сервис тоже радует — приличные кафе, заправки в достаточном количестве.
Въехали в Московскую область и поперлись на МКАД (непонятно зачем). МКАД встретил пробищей, долго проезжали. Удивило — съезд с МКАД — обязательно авария. Натурально, на каждом съезде. Маленькая деталь — дали знать три кружки кофе, возникла необходимость в решении проблемы. Смотрю — заправка+мойка+магазинчик. Заезжаю, останавливаюсь. При беглом осмотре туалет не обнаружен. На скамейке сидят работнички то ли мойки, то ли заправки, не суть, короче... Подхожу: — Ребята, туалет есть у вас тут? Ответ достойный: — Есть, но он занят. Второй крендель почти сквозь зубы: — Всегда занят. Столица, мля..
Выехали из Московской области, уже темнело. Начали искать где переночевать, как назло, ничего не попадалось, доехали до Юхнова. Гостиница — наследие социализма. Старая двухэтажка, номера на втором этаже. Все ветхое, правда, чисто, ценник 1 120 за двухместный номер.
День 4
Подъем ранний, — предстоит долгий переезд через всю Белоруссию. Довольно скоро подъезжаем вроде как к таможне. Никого. Висит знак «СТОП». Стоим. Пошли спрашивать что делать. Оказалось ничего — это еще Россия, можно проезжать. Дальше — реально граница.
Едем, минут через десять от силы — еще одно сооружение, ну это уже однозначно белорусское. Жена пошла узнавать, что, куда и как. Заплатили экологический сбор, купили страховку и поехали. Белоруссия встретила чистотой, хорошей дорогой, оборудованной достаточно часто местами отдыха — беседка с столиком (и не одна!), туалет, место под мусор.
Культура водителей на высоте — правила четко соблюдаются. Зарисовка — трасса через поле, видимость до горизонта. Впереди белорусская машина. Больше никого, раннее утро. Знак «60». За ним автобусная остановка. За остановкой знак — «отмена 60». Машине притормаживает перед знаком, прилежно проезжает эти 50 метров со скоростью 60, после отмены ограничения — разгоняется снова до 90.
Заехали в Бобруйск (все равно через него дорога идет).
Поменяли денег. Чистый позитивный город. Появилось первое чувство, что это уже не Россия, хотя нигде за все время пребывания там не услышали ни одного слова по-белорусски.
Бензин в переводе на русские рубли что-то около 25. Удивило — на заправке видели на колонке — бензин 76, интересно, где берут?
Проезжая через деревни, попадается такое чудо — очень позитивно.
По дороге первая досадная неприятность — уже перед Брестом, проезжая ремонтируемый участок дороги, попали под град камней. Через полчаса заехали на мойку, там указали на разбитый один поворотник и хорошую такую «звездочку» на втором. К слову, смотреть на 626 «Мазду», какого-то фига зовущуюся «Капеллой» и с английским рулем собрались все работники мойки и рядом расположенного сервиса. То, что машина из Японии, — почему-то они не предположили.
К вечеру доехали до Бреста. Удивило — ожидал увидеть крепость и пограничный пункт — а там прям город, не маленький такой.
Вот такой «чистой» машина доехала до Бреста. Кстати, отмыв ее, больше в мойке надобности не возникало — всю дорогу по Европе, несмотря даже на попадания в дождь, машина оставалась совершенно чистой. Даже насекомых не насобирали на трассе, выводят они их, что-ли?
Дальше стали думать: из вычитанного в интернете выходило, что поляки очень критично относятся к состоянию машины в плане целостности оптики и стекол (как оказалось — полная ерунда). А у нас как раз с оптикой косяк. Поразмыслив, было принято решение проходить границу ночью — вроде при включенных фарах это не так сильно будет в глаза бросаться. Подождали 12 часов ночи, узнали, что разница с Польшей по времени на 1 час. Подождали еще немного. Оплатили экологический сбор и поехали. С белорусской стороны два коридора — зеленый и красный. ХЗ куда вставать. Встали в зеленый, что в итоге оказалось правильным — ничего подлежащего к декларированию не везли. Проверка документов, и нас выпустили. Едем, мостик, речка — впереди ЗАГРАНИЦА. Документы, сколько сигарет, сколько водки? Багажник откройте, дверь заднюю.. ждите. Минут пять — документы принесли, проезжайте. Все? Да, проезжайте. Ок. Впереди темень, чужая страна, куда ехать — непонятно. Интуитивно держусь правой стороны, поворот. Останавливаюсь, запускаю на КПК навигашку. Так, понятно, куда ехать. Еще поворот, прямо — выехали из Тересполя. Нужна гостиница. Или мотель. Километров через 10-20 около трассы мотель. Заезжаем.
На наше счастье, во-первых, берут евро, во-вторых, тетенька-администратор сносно разговаривает по русски. Двухместный номер — 13,5 евро. Шок. Ложимся спать.
День 5
Сегодня запланировано проехать всю Польшу, заехать в Чехию и там остановиться в заранее предоплаченном пансионате. Едем, немного пообвыклись с дорогой, разметкой. Первое, что бросилось в глаза — много кругового движения, причем круги очень маленького диаметра, и главная дорога — круг.
Второе — широкая заасфальтированная обочина. Если приближается сзади машина — знак хорошего тона освободить ей полосу, сместившись на обочину. За что обязательное «спасибо» аварийкой от обогнавшего. Европейское ноу-хау — ночная подсветка знаков. В знаке контур, скажем, пешехода в «Пешеходном переходе» выложен светодиодами, причем не один контур а два или три, поочередно зажигаясь — анимация. Днем подсветка не работает, сверху установленная солнечная батарея заряжает аккумулятор, от которого, собственно, ночью все мигает и светится. Заехали позавтракать в придорожное кафе. Польский язык, конечно, похож на русский, и, что интересно, — поляк русского почему-то понимает гораздо лучше, чем русский поляка. С горем пополам заказали покушать. Фрутки — это вовсе не фрукты, а картошка-фри, а суровки — это капуста. Ну и т.д. название продуктов практически не совпадает ни с русским, ни с английским. Впоследствие старались выбирать кафе, или, правильнее, наверно, сказать, столовую с самооблуживанием — видно еду, не нужно мучится с переводом.
Первая заправка за границей: ставлю пистолет в бак — полился бензин. Удивился, но вспомнил — все правильно, читал ведь — у них сначала заправляются, потом рассчитываются. Бензин 95 и 98, другого нет. Попадаются по дороге деревни, зачастую с расстоянием между ними метров в 500, скорость в них 50 км/ч — это сильно замедляет продвижение через страну. К вечеру подъехали к границе с Чехией, начались Карпатские горы. В теории я слышал, что в Чехии дороги платные, но почему-то про это тогда мы не вспомнили. Навигатор вел нас к введенному адресу по очень странным дорогам — было выставлено кратчайший путь, вот он и срезал, где только можно через поля и огороды :-), но в этом был и плюс — посмотрели страну «изнутри», окончательно стемнело. Вот и последние десятки метров до конечной точки. Стоп. Нифига, это не то место. Нет ни одного дома, похожего на пансионат. Какой-то небольшой хутор из буквально пяти коттеджей. Стало ясно — кто-то ошибся. Или мы с адресом, или навигатор. Пока мы соображали, что делать, пытались позвонить в пансионат — привлекли внимание местных жителей. Из близлежащего дома вышли два человека, муж с женой и пошли посмотреть, кто к ним заехал. Это в первом часу ночи, в кромешной темноте. На смеси русского и английского мы выяснили, что в радиусе примерно 100 км находится 4 (!) населенных пункта с одинаковым названием. Заехали мы, конечно же, не в тот. Выяснив, какой тот, который нам нужен, и удивляясь безрассудности (по нашим меркам) их поступка, — в глухом месте ночью идти смотреть, что за машина приехала, мы поехали к правильному адресу. Ближе к 2 ночи мы наконец-то припарковались у пансионата. Программа «минимум» была выполнена.
Дни 6—7
Чехия, г. Засада. Небольшой городок или большая деревня у подножия Карпатских гор.
Старые, но ухоженные дома, сады с яблонями, сливами, тихая неторопливая жизнь. Не смогли найти продуктовый магазин, зато есть магазин бижутерии! В принципе, недалеко большой город, вполне возможно, туда за продуктами и ездят. Был выходной — все закрыто!
Не работает ни ресторан, ни кафе. Попалась «Нива»!
Нам подсказали пиццерию на окраине — сходили, купили на вынос пиццу и пива у очень живописного хозяина. Диалог с ним — вообще история отдельная, но пару моментов опишу. Спросили пиво — пиво есть, берите. И потянулся за стаканами. Я показал ключи от машины — типа, не могу пить. Не вопрос! Он залез под прилавок, вытащил оттуда бутылку из-под воды, то ли 1,5 литра то ли 2 — уже не помню. Сполоснул под краном, налил. Потом все-таки взял стакан, налил половинку — протянул жене. Сказал — презент и сделал жест, от которого мы выпали в осадок — рука, согнутая в локте с сжатым кулаком, и по ней удар второй рукой в область локтевого сустава. У нас это имеет вполне определенное значение — х** тебе! Какой смысл чехи вкладывают — без понятия. Попали на местный праздник — отмечали что-то, связанное с их местной футбольной командой, на стадионе. Был музыкальный коллектив, играли и пели в стиле «кантри» . Народ — кто танцевал, кто пил пиво, кто общался.
При этом пьяных не было, все неспешно, чинно и дружелюбно. Сплошной позитив.
День 8
Переезд из Чехии в Германию, г. Мюнхен. Позавтракали в 9 часов и выдвинулись дальше. Чехия проехалась достаточно быстро, проехали через остатки пограничного пункта и оказались на немецком автобане. Шикарная дорога, грамотная разметка, информативные указатели, обалденные развязки.
Как заметила жена, — видимо, немцы в свое время очень внимательно посмотрели нашу «Королеву бензоколонки» — все, что хотела видеть героиня Румянцевой на своей колонке, воплотили в жизнь. Тут и мойка, и кафе, и детская площадка, и магазин, и т.д., полный сервис. Нет ограничения по скорости — в среднем ряду держимся, скорость 140 — 150.
Хотел «положить» стрелку спидометра, да не получилось — только на скорости 150 перестраиваешься в левый ряд — тебя уже кто-то догоняет, тормозить других как-то не принято, поэтому прячемся обратно в «тихоходный» средний. После 3-4 попытки я решил, что ни чему эти гонки, и спокойно поехал со средней скоростью 140. Доехали до МКАД (Мюнхенской Окружной АвтоДороги :-)), с нее по указателю на центр города.
И таки очень скоро без пробок, без суеты оказались практически в самом центре. Припарковались, скормили 4 евро за 2 часа стоянки паркомату и пошли осматривать достопримечательности центра города. По пришествии обратно обнаружили вдавленный номер на переднем бампере и коцку — впередистоящая машина, видимо, сдавала назад и остановилась «по звуку» . В больших городах это норма — целые только совсем новые машины, даже чуть поездившие, как правило, с царапинами, мятыми номерами. Паркуются очень плотно.
Навигатор озадачили ближайшей гостиницей, выбрали «Etap», через полчаса вселились.
Вид из окна:
День 9
Решили день посветить более детальному походу по городу.
Мюнхен — очень «велосипедный» город. Количество этих самых велосипедов и велосипедистов просто поражает.
Сходили посмотреть королевский дворец.
Немного фото внутри дворца.
Мы не могли пройти мимо легендарной пивной «Хофбраухаус», где в свое время любил посидеть с кружечкой пива Ленин, и выступал Гитлер.
Сейчас можно встретить весьма интересные компании в старинной немецкой одежде.
Сувенирная лавка пивной.
Планировали пить пиво, поэтому машину оставили у гостиницы (там еще и бесплатно) и едем на метро.
Вход на станцию (эскалатор едет прямо на улицу).
Метро Мюнхена — это отдельная тема для рассказа, есть «U» и «S» линии, разобраться не смогли в отличии, катаются как очень старые вагончики,…
…так и очень современные.
Одна из станций.
Дни 10—14
Едем в сторону моря. Через Францию.
До куда получится. Не определились окончательно с маршрутом, решили держать направление на Испанию, конкретно — в Барселону. Переезд границы — как и между Чехией—Германией, остатки КПП и ни души, плакат про ограничение скорости в зависимости от категории дорог и вся разница. Ну и номера и производители машин поменялись :). В навигаторе было установлено — не использовать платные дороги, поэтому он уверенно направил нас в поля-огороды :-). Ну ладно, поглядим французский сельский быт.
Вдоль дороги поля, растет виноград, еще что-то, сверху накрытое не то от птиц, не то от солнца.
Франция имеет два типа дорог — автомагистрали, которые проходят мимо всех городов и деревень, но являются платными и шоссе, проходящее через деревни, города и т.д. — но проезд по ним бесплатный. Шоссе представляет из себя узкую дорогу всего по одной полосе в каждое направление. 2-3 км дороги — круг, еще метров 500 — деревня. Выезд из деревни — круг. Еще километров 5 — опять круг. Километр — деревня, опять круг. И так постоянно, т.е. больше 80 км/ч разгоняться не получается, а средняя скорость вообще на уровне 40 км/ч получается. Ехать первое время интересно, но часа через 2 начинает утомлять, еще через 2 — просто бесит. В итоге к сумеркам мы смогли добраться до г. Валенсия. Уточню — город с таким названием есть и в Италии, и в Испании — «наша» Валенсия — французская. Заселились в отель. Посмотрели карту, полистали инет, и решили — в Испанию не поедем, недалеко побережье, куча кемпингов, вполне доступных по цене. Второй момент — едем туда по автомагистрали :-).
День 11
Навигатору сказали: разоряй нас платными дорогами :-), выбрали пункт — город с суперназванием для русского уха Hyeres (150 км от Ниццы).
Французский автобан.
Пункт оплаты проезда. Чем ближе к морю — тем пункты встречаются чаще.
На въезде в город, стоя на светофоре, нам сложили зеркало полицейские на «Гольфе», сильно нужно было протиснуться им. На память осталось полоса, ладно, спасибо, что не разбили. Город — рай на земле.
Въезд в пригород.
Температура на улице +35, кондиционер не выключается. Подъезжаем к кемпингу — нет мест. Ко второму — нет мест. К третьему — та же картина. В одном девочки на ресепшене сообщили, что завтра освобождается место. Уже лучше, но впереди ночь, где-то ночевать-то нужно. (Сейчас, я думаю, самым правильным было бы взять пару бутылок вина и переночевать прямо на пляжу:-)). По дороге видели отель, зашли. Номера есть, ценник за сутки — 85 евро. За всю поездку самый дорогой номер, правда, самый большой по площади, еще и с лоджией. Вид с лоджии:
День 12
К 8 утра нужно переехать в кемпинг. Ок, сдаем ключи, шмотки в машину и к кемпингу. Место есть, народ с него еще не съехал, правда, но не беда, прокатимся пока в город за продуктами. По дороге постояли на ж/д переезде, вот такие поезда катаются.
Хочется рассказать про кемпинг. Мы люди не привередливые, привыкшие к походам и палаточной жизни в лесах/горах. Но к французским кемпингам мы морально были не готовы:-). Лагерь за забором, на ночь закрываются ворота, правда, въехать/выехать можно, кодовый замок там. У ворот ресепшен, кафе, бильярд, магазин. Сам лагерь — это стационарные домики-вагончики, не много их, и места под стоянки, ограниченные специально выращенными деревьями. Все места и домики располагаются «квадратно-гнездовым» методом, через лагерь по осевой идет «проспект» от него «улицы» с местами. В конце улицы есть умывальник, через место столбики с электрическими розетками. В центре «проспекта» хозяйственная постройка, состоящая из туалета (кабинки, унитазы — все чисто-аккуратно, только бумаги нет туалетной для полного счастья), помещения с умывальниками, помещения с душевыми кабинками. На улице под навесом стиральные машины, умывальники для мытья посуды и для стирки. Есть кемпинги даже с wifi.
Народ приезжает основательно и надолго — недели на 4 и больше. Как правило или на кемперах, или с трейлерами, часто везут еще дополнительно мокики или велосипеды.
Ставят в качестве веранды большую палатку, типа летнего кафе, там проводят время днем. Спят в кемпере. С собой везут кучу скарба — обычные холодильники, телевизоры, микроволновки и т.д. Утром соседи, например, варили в кофемашине кофе, пили его из фарфоровых кофейных чашек. Жизнь в лагере начинается часов в 7-8, народ тянется в магазин за круассанами или булками, это классика, другой завтрак скорее всего они и не представляют. С 12 дня примерно и до 15-16 часов, т.е. в самое пекло никого не видно, спят наверное. После 16 — некоторое оживление, собираются соседями и играют в национальную игру — кидают металлические шары сантиметров 10 в диаметре, правила я так и не понял, что-то типа городков, бильярда и лапты вместе взятое, либо собираются у кого-нибудь на «веранде» пообщаться и бухнуть винишка.
Вид на «улицу» кемпенга.
С вином был интересный момент — в силу определенных причин употребляю я сухое красное. Первый же поход в магазин показал, что мы можем определить только то, что в бутылке — вино, если бутылка прозрачная — то и цвет. Принадлежность к сухим, десертным и т.д. — без малейшего понятия. Пробовали поспрашивать на английском — попадались люди, немного говорящие на нем — но решительно не понимали, какое вино нам нужно. Позже нашли перевод «Сухое красное вино», написали на бумажке. Приехали в магазин, как бараны, крутим бутылки — нифига, такой надписи нет. Пересмотрели бутылок 30 — хоть тресни, нет и все. Жена пошла приставать к народу. Первый же мужик спросил ценовую категорию. Мы ответили. Почти не глядя на этикетку берет бутылку с полки — вот. Надо заметить, что винный отдел в французском супермаркете — это четыре очень длинных ряда с полками в пять этажей, бутылки выставлены по принципу: белое, розовое, красное. Отдельно чуть-чуть (буквально по 20 видов) пива и крепкого алкоголя. И первое же впечатление, которое произвел на нас абориген, — он наизусть знает, какое вино где! Жена спросила — где на бутылке написано, что оно сухое? Дядька на просвет бутылку — типа вот, видно же цвет. Т.е. не понял нас. Позже выяснили — во Франции практически нереально найти другого вина, нежели сухое. Не пьют они его. Ценник — от 1,5 евро за бутылку 0,75. Есть и тетрапаки по 2, 3 литра, канистры по 6 и вроде 10. Чем больше объем — тем, ессно, дешевле литр. Перед полкой с крепким алкоголем чуть удар не хватил — коньяк Хеннеси 11 евро. Вообще касаемо шопинга — Франция относительно недорого все, если, конечно, не шляться по бутикам. Затарившись, вернулись в кемпинг. Наше место уже освободили, и мы расположились.
Вероятно, мы могли бы победить в конкурсе «самое скромное место в лагере». В первый же день согласно старой русской традиции жутко обгорели, особенно я, пойдя на пляж в самое пекло. Тут я сижу с температурой под 40, на улице примерно столько же :-).
Отдых был практически весь сугубо пассивным — пляж, вечером бутылочка вина. Рядом болотце, на котором гнездятся розовые фламинго — но до них мы не дошли. Под занавес еще пара фоток:
Дорожка на море.
Молодежь едет на пляж (машина едет).
Вечер на пляже.
Дальше выбрали такой маршрут — через Швейцарию (с осмотром Женевы, возможно еще других городов), транзитом Германию в Прагу, затем в Польшу и дальше домой.
15 день
Собрались и выдвинулись в сторону Швейцарии.
В планах было попасть на озера, поглазеть на Берн, Цюрих и Альпы. В силу того, что выехали поздно, к городу Женева добрались уже по темноте. На въезде в город с нас слупили денег за пользование автодорог (наклейка на лобовое стекло). Масса тоннелей свело GPS с ума, и покружил он нас основательно по городу. В итоге остановились, дали навигатору найти спутники, и стали искать ближайшую гостиницу, куда и добрались, наивно думая, что мы ночуем в Швейцарии.
16 день
Выехали из отеля и нацелили навигатор на Берн. Надо заметить, нигде еще навигатор не работал так паршиво, как в Швейцарии. Путался, постоянно перекладывал маршрут. Или попалась такая карта, или хреново ловились спутники, но пользы от навигатора было немного. Подъезжаем к пограничному пункту. Вчера по милости навигатора мы через него проезжали раза четыре, было все закрыто, никаких таможенников-пограничников... Стоят два типа, машут — останавливайтесь. Стоим, подходит один, просит документы. Отдаем. Уносит на проверку. Ждем. Принес. Алкоголь? сигареты? И тут меня дернуло — ничего нет. Он — ок, открывай багажник. Иду, открываю. На самом видном месте стоит в коробочках «Реми мартин» и «Хеннеси». Как же это его задело! Начался полный досмотр машины, перетряхивание всех вещей и т.д. Дело осложнялось еще тем, что их родной язык — французский, и английский он знает не лучше, чем я, общаться сложно. Вытащил весь алкоголь, пересчитал. Как оказалось, по их законам при ввозе в страну больше 1 литра любого алкоголя на человека нужно платить пошлину. Если вывозишь этот алкоголь — пошлина возвращается. В итоге мы потерял кучу времени, с нас содрали штраф и эту самую пошлину. Настроение было не то что на нуле — в минусе. Я вынес предложение, как можно скорее свалить из этой страны, был поддержан.
Вид на Женевское озеро.
Соответственно, с одной остановкой на покушать мы проехали Швейцарию. Обед был забавный — заказали «второе». Приносят салат. Ну ладно, может, не так поняли меню. Съели, порассуждали — да нет, не так понять не могли. Однозначно нас обманули. Собственно доедаем, на русском матерном возмущаемся. После этих волшебных слов — чудо! — приносят «второе»!
Впечатления от страны, прямо скажем, не сильно хорошие сложились — снобизм местных жителей, дороги довольно посредственные по качеству — сильно удивило! — страна прямо скажем не из дешевых. Знаменитый шоколад — на любителя, нам не понравился. В Швейцарии после остальной Европы мы себя чувствовали, как в Москве после остальной России. Из положительного — понравилось решения дорожников — никаких перевалов, затяжных подъемов или спусков. Вместо спусков — виадук, если гора — ее попросту «протыкают» тоннелем.
За счет этого трасса идет почти не меняя высоты.
Переехав границу и оказавшись в Германии, мы стали чувствовать себя более уверенно. Подходило время пообедать, но как-то кафе придорожные не попадались. Жена предолжила съехать с автобана в какой-либо населенный пункт и там найти «место еды» . Собственно так и сделали — небольшая деревенька, там ресторан. Честно говоря мы были не то, что удивлены — просто шокированы.
На фото виден интерьер, еда была очень вкусной, гораздо дешевле, чем в придорожных кафе. Один минус — заказ ждали минут 40.
К вечеру доехали до городка Аугсбург, решили в нем заночевать. Поискали близлежащие отели, сеть «Формула» и «Етап» практически одинаковые во всех городах и странах, хотелось чего-нибудь другого — выбрали отель «Ибис». На удивление, на ресепшене была русскоговорящая девушка, кстати, ужинали на въезде в город в кафе — два сотрудника бывшие соотечественники. Мы к этому моменту, нужно признаться, уже отвыкли от русского языка, было как-то даже странно, что кроме нас кто-то говорит по русски. «Ибис» выше классом, чем «Етап» и тем более чем «Формула», но и подороже. Утром были разбужены разговором в коридоре на чистом русском языке о том, что сейчас хорошо, отель полупустой, но скоро понаедет студентов и работы будет невпроворот... Русские горничные.
17 день
Переезд Аугсбург — Прага.
Переезд не протяженный и совсем не напряжный. Заехали в Прагу, и т.к. навигатору в качестве цели поставили цент города — собственно, в центр и заперлись. Остановились, пообсуждали, какой отель выбрать. Мы знали только отель «Гольф», т.к. его бронировали в свое время для получения визы, ну и в итоге решили в него и ехать. Что сказать — чувствуется социалистическое наследие. Отель — чисто советская гостиница, состоящая из двух корпусов, многоэтажного поновее и старого двухэтажного какого-то профилакторно-санаторного вида. В него нас, собственно, и заселили. В основном новом корпусе был ресторан (кстати, весьма достойный и относительно недорогой), сколько мы в него ни приходили — были одни. По традиции, машина оставлена у гостиницы, дальше в город — на общественном транспорте. Выясняем на ресепшене, какой вид транспорта идет в центр, и выдвигаемся. Там решили и поужинать, что собственно, оказалось ошибкой. В центре Праги все направлено на максимальное вытягивание бабла из лохов-туристов. Ни один магазин, ни один ресторанчик не принимает ни пластик, ни евро, ни доллары. Вот такие они... Но добрые заботливые банкиры идут на встречу несчастным гостям этого города — буквально через каждые 50 метров обменные пункты. В них приветливые кассиры вас облапошат и по зверскому курсу обменяют вашу валюту на их кроны. И пофигу, что на табло горит курс отличный от того, по какому поменяли — где-то на маленькой бумажке будет написан тот, реальный курс, на нее вам и укажут потом. Кстати, стоит только немного отойти от основных туристских направлений — и можно найти чудесное изобретение под названием «банкомат», при снятии денег получается самый выгодный курс. Опять же, не в центре города вы спокойно рассчитаетесь пластиком, и сможете купить в принципе все то же, что и в центре, но гораздо дешевле. Расположились в уличном ресторанчике, заказали покушать. Ценник немного удивил, но когда принесли заказ — удивились уже конкретно. То, что значилось как картофель, соус и мясо, и стоило прямо скажем не кисло, оказалось одной (!) картофелиной с вырезанной сердцевиной, в которую напихали сметаны и, видимо, мясо, и в фольге запекли. Доедали гамбургером в бистро по соседству, ибо наесться этой фигней было нереально.
Фото ночной Праги.
Немного побродив поехали в гостиницу ночевать.
18 день
Поехали осматривать центр при свете дня. Транспорт — трамвай, очень похож внешне на наши, но, во-первых, — гораздо тише, во-вторых, — ходят они с изумительной точностью.
Город при дневном освещении не понравился. На мой вкус ночью он красивее, не так сильно бросается в глаза толпа народа и подсветка зданий зрительно оттеняет уродские лавочки, расположенные на каждом шагу в этих самых зданиях. Город бесспорно красивый, но желание его жителей вытягивать деньги из туристов на каждом шагу портит все впечатление.
Вид на город с практически самой высокой точки исторического центра.
Вид на Карлов мост.
На завтра намечен переезд до Польши, решили ехать в Вроцлав.
19 день
Собирались долго, выехали позновато. Вплотную приближались к следующей цели нашей поездки — к шоппингу. На Польшу вы возлагали основные надежды по реализации этой цели. Как потом выяснилось — план шопинга в Польше оказался совершенно провальным.
Итак, к вечеру мы прибыли в Вроцлав.
Гостиница по-польски — ночлеги :-).
Поужинав, пошли немного прогуляться. Дошли до реки Одра.
Это шлюзовой канал.
Остаток вечера был занят поиском интересных для посещения мест в Вроцлаве и магазинов.
20 день
Был намечен план — посещение центра и японского сада, + торговые центры. Сразу скажу — торговые центры сильно разочаровали как ассортиментом (грубо говоря, почти то же, что и у нас), так и ценами, да и внешне очень похожи
Если без скидок — то дорого. Но кое-что из шмоток прикуплено было. Перехожу к зрительно-эстетической стороне. Город позитивный. Очень старый. Первые упоминания о нем найдены в летописях, датированных 1000 годом, при этом уже существовало поселение на Тумском острове. Долгое время город принадлежал Германии, Польше перешел только после войны, из-за этого напрочь отсутствует впечатление, что находишся на постсоветском пространстве. В центре города классические немецкие дома, готические соборы, чистота и порядок — полное ощущение пребывания в Германии, но нет немецкой пунктуальности и строгости, т.е. в Германии мне понравилось, конечно, но их порядки и устои, где все четко, строго и однозначно — оно чуждо русскому человеку, что немцу хорошо — то для русского тоска, жить в Германии я не захотел бы; а Вроцлав — там есть все то, что есть в немецких городах, но как-то свободнее и вольготнее, это тот город, куда хочется переехать и жить. Забегая наперед скажу — лично мне тут понравилось больше всего. Огромным плюсом — несмотря на почтенный возраст города и обилие исторических памятников, — небольшое количество туристов, и отношение к нм у населения как к гостям города, а не денежным мешкам (камень в пражский огород). Писать могу про этот город много... но остановлюсь. Итак, фото:
Трамваи в основном современные, похожи на французские поезда.
В центре города.
Достопримечательность — дом, попавший в книгу рекордов как самый узкий дом в мире. И он жилой!
Церкви. Это отдельный разговор. В начале рассказа я писал, что хотел послушать настоящий орган в католическом храме. Я считал, что это будет в Германии. Но воплатилось это в Вроцлаве. Столько церквей на небольшом участке я еще не видел. Нам повезло — мы попали к ним в воскресенье, и как раз подходила к концу служба, как раз, когда играют на органе. И мы успели обойти все церкви и в каждой послушать. Ощущения совершенно не передаваемые. Готический интерьер.
И органная музыка — это невозможно описать, это нужно услышать. Орган слушать в концертном зале — кощунство, больше не пойду никогда.
В Вроцлаве находится старейший, вернее, один из старейших университетов в Европе. Это дворик в студгородке.
Дошли до удивительно красивого ботанического сада, ухоженность и забота о каждом растущем растении ощущается на каждом шагу, столько позитива — что совершенно нет желания уходить. Очень тихо и спокойно, много искуственных водоемчиков, есть даже каскад водопадов в миниатюре.
Мы и заметить не успели, как наступил вечер.
Еще немного Вроцлава.
Ботанический сад.
Ужинаем, и в гостиницу, спать. Жалеем, что до японского сада не доехали. Завтра переезд в Варшаву.
21 день
Переезд по расстоянию не долгий, но напряжный по дороге — плотное движение и низкая скорость. Приезжаем, гостиница «Атос», забронированная из Вроцлава. Гостиница — три корпуса, практически одинаковых внешне, отличаются «звездностью» . Внешне — стандартные железобетонные многоэтажные коробки в духе советского реализма. Обещали внутри проводной интернет, бесплатно. Не работал, еще и патчкорд пытались за 10 евро всучить. Но в целом — одна из самых дешевых гостиниц, с вполне приличными условиями.
22 день
Осмотр города и попытка шопинга. В силу того, что в войну город был основательно разрушен — старой архитектуры там не осталось. А в силу того, что после войны Польша стала соцстраной — новые строения не сильно отличаются изяществом, и очень сильно напоминают или даже повторяют наши, советские постройки (где-то по дороге, в пригороде видел панельные хрущевки! ). Т.е. смотреть практически не на что, разве только на то, что построено в последние лет 10, т.е. уже при капитализме. Самое красивое из старых зданий.
И современные, новые ( постройки в соцпериод, коих большинство, ничем не отличаются от наших).
Короче говоря, город несколько разочаровал. Шоппинг тоже не особо порадовал — цены адекватны нашим, качество — так себе. Удивило практически полное отсутствие польских товаров.
Внутри торгового центра (на фото выше он — стеклянная сфера в левом углу).
Первый раз за всю заграничную часть путешевствия видели автомобильные аварии. Удивило количество полиции — просто немеряно! И пешком, группами по 4-5 человек, и на машинах, обязательно с сиренами и мигалками. Еще удивило количество бомжей и пьяниц — шарятся по улицам, проходить мимо подворотен невозможно — зассано все там основательно. Короче, чувствуется близость дома.
Передвигались на автобусе, ходит строго по расписанию, внутри идеальная чистота. Водитель — в костюме, белой рубашке и галстуке. Чуть глаз не выпал.
Вернулись в гостиницу, на парковке — Toyota Caldina, с правым рулем, 77 регион. Первая встреченная «русская» машина.
Все, завтра в Белоруссию и до дома.
23 день
Все просто, едем даже без навигатора, по указателям на Тересполь. Заехали пообедать в красивое придорожное кафе.
Подъезжаем к таможне. Длинная очередь, машины как-то непонятно кучкуются (как потом выяснилось — «ускорители», продающие очередь поближе), мы их пробуем объехать и встаем как-то не совсем в правом ряду. Буквально через пару минут появляется микроавтобус с польскими то ли погранцами, то ли полицаями, из него выкатывается тип и изливает поток: « Водител! Бистро! На конец! Штраф хочешь? Бистро!». Короче, загнал нас в левый ряд, в самое начало. Потом периодически проезжал вдоль очереди и чего-то орал, вроде как порядок наводил. Очередь практически не двигается. Виной ушлые поляки — кто ближе стоит — пропускает своих. Едет их в Белоруссию много, в основном, как я понял, за бензином — разница у поляков с белорусами почти в два раза. Удивил поляк перед нами, на «Ауди-80» лохматого года. Очередь продвигается на корпус машины где-то раз в минут десять. Так он машину не заводил! Откроет дверь, упрется плечом в стойку, толкнет машину — она катится потихоньку. Эконом, блин. Ближе к посту очередь пошла поживее. Поляки особо даже ничего и не смотрели — заглянули для проформы в салон и багажник, шлепнули штамп на визу и все, проезжайте. Впереди наша (читай, белорусская). Тут все хуже. Было у нас алкоголя, прямо скажем, много. Было его еще больше, т.к. во Франции набрали себе, родным, друзьям. После инцидента на швейцарской таможне мы приуныли — завезти на родину это кол-во было проблемой, поэтому мы начали планомерно ежедневно уничтожать слабый алкоголь. Но с моменту переезда через границу его еще оставалось хорошо так… Пересчитали и решили ввозить под полную пошлину, по-честному. Выходило что-то около 6 тыс. рублей. Соответственно, встали в красный коридор. Всю подноготную описывать не буду, скажу лишь, что мы ничего не платили, но нас хорошо так развели на бутылку «Хеннеси» и бутылку «Наполеона». По деньгам — вышло дешевле, чем платить пошлину, но — «Хеннеси» была единственная бутылка, и жена очень сильно переживала по этому поводу. Впредь, если еще поедем — будем делать совсем по другому ;-).
Планировали Белоруссию проехать на одном дыхании, за световой день. Но таможне отняли очень много времени, пришлось ночевать в Слуцке, этому способствовал очень неприятный случай — в общем то уже в темноте по шоссе ехали колхозники на лошади с телегой, причем ехали, как надо, по асфальту. Естественно, никаких габаритных огней, да что там огни — светоотражателей и то не было, ехать ночью становилось просто опасно. Окна гостиницы выходят во двор, слышно было, как вечером молодежь пела под гитару. Полное ощущение машины времени, этак лет на 20 назад перенос. Ценник за гостиницу составил около 400 руб, за двоих.
24 день
На следующий день мы проехали остаток белорусской территории, на границе попросили показать транзитный сбор (он посуточный, мы оплатили сутки и чудом уложились, буквально до конца его действия оставалось меньше часа), и оказались на территории своего государства, которое встретило нас холодом, дождем и грязью.
Добрались до Московской области, решили объезжать ее по самому дальнему кольцу. Дорога ужасная, ехать пришлось долго, правда, загруженность транспортом поменьше. К темноте задались вопросом ночевки. По пути город Ногинск. Заехали в гостиницу. Ценник не гуманный, ну да ладно — темно, дождь, усталость. Но когда увидели номер... почему-то не догадались это сфотографировать. Никогда бы не подумал, что такое можно еще и сдавать. Висящая проводка, выдранная из стены, прокурено до такой степени, что открытое настежь окно не помогает, мебель — из помойки, не иначе, белье непонятного цвета, дыра в стене в соседний номер (!) правда ее картонкой закрыли. Сантехника... это просто жесть. Мы не прихотливые, но тут волосы шевелились на голове. Отказались мы от этого номера, поехали дальше. Минут через 40, выехав из страны Московии, остановились мотеле, во Владимирской области.
Особо больше писать нечего, да и не хочется.. По мере продвижения на восток становилось все хуже и хуже — придорожный сервис, дорожное покрытие — все оставляло желать лучшего. Особенно тоскливо стало после Урала — начались малообжитые области, на дороге грязь, непрекращающийся дождь...
Итог. Протяженность маршрута составила около 15 000 км, 27 дней от дверей до дверей дома. Деньгами — итого, в районе 130 т. рублей. Одна замена масла в Бресте (масло+фильтра вез с собой). Поломок в дороге не было (разбитые поворотники не в счет).
Большое желание повторить в будущем.
Спасибо за терпенье в прочтении, удачи на дорогах!