|
Прошло уже более полугода с момента нашего путешествия. Считаю, что самое время написать отзыв, надеюсь, впечатления и информация, которой я собираюсь поделиться, будут полезны людям, которые планируют путешествие по Европе. Не претендую на абсолютную истину, разумеется, но буду рад, если мои заметки кому-нибудь помогут или послужат в качестве развлекательного чтива.
Маршрут: Прага — Флахау — Венеция — Марина Ромеа — Леричи — Швангау — Мюнхен — Прага
(протяжённость пути 2748 км)
Пилот: Алексей (Alex22).
Штурман: Анастасия.
Путешествие на автомобиле по Европе, пусть и небольшое, всегда было нашей мечтой. В июле 2014 года наша поездка в Европу, по сути, явилась свадебным путешествием. Проведя свадебный вечер в кругу родственников в одном из ресторанов Новосибирска, в 9:00 утра следующего дня мы в новом интересном статусе вылетели в Прагу прямым рейсом авиакомпании S7.
С учетом разницы во времени, в начале одиннадцатого по местному мы отправились из аэропорта им. Вацлава Гавела (Vaclav Havel Airport Prague, Ruzyne) в гостиницу Фортуна Вест (Fortuna West Hotel, Mrkvickova 1091/2 16300 Praha 6). Думаю, что пару слов нужно сказать об этом отеле.
Изначально, когда мы выбирали место локации в Праге, мы искали отель с местом для парковки (в центре старых европейских городов с парковкой дела обстоят не очень хорошо) и с возможностью быстро выехать из города. Для этих целей отель подходит очень хорошо — буквально за 5-7 минут можно выехать из города на дорогу на Пльзень, не испытывая особых проблем. Рядом с отелем есть магазин Billa, продукты и предметы первой необходимости, в шаговой доступности Макдональдс. Район тихий и спокойный. Разумеется, за близость к выезду из города и удобную парковку у отеля приходится платить. До центра ехать 30 минут на трамвае, что достаточно далеко — благо остановка в 100 метрах от отеля и ходит трамвай строго по расписанию и до позднего вечера. В общем, для тех, кто планирует путешествовать на авто, отель неплохой. Отзывы не сильно высокие на сайтах по бронированию — но все, что нужно, там есть. Завтрак сносный, номера в принципе нормальные, интернет сносный. Персонал отеля очень приветливый и доброжелательный, что, на мой взгляд, компенсирует многие недостатки.
Итак, проведя несколько дней в Праге и на 3 дня съездив в Вену на автобусе, мы подошли ко второй части нашего путешествия, которую планировали совершить на автомобиле по указанному выше маршруту. Изначально, правда, маршрут выглядел несколько иначе. Мы наметили большие города, которые планировали посетить. Примерный маршрут мы проложили в картах Google (фото 1 Маршрут в картах Google), что позволило получить представление о протяженности маршрута и расходах на топливо и платные дороги. Фактические остановки планировали делать в тех местах, где будет больше нравиться. Предполагалось проехать около 2700 километров за 1 неделю — два раза пересечь Альпы, побывать на Средиземном море и посетить замок Нойшванштайн в Баварии (Schloss Neuschwanstein).
Фото. 1. Маршрут в картах Google
Поиск автомобиля
Изначально по аренде машины договорились с человеком, который раньше жил в Алтайском крае, но 15 лет назад уехал на ПМЖ в Чехию и занимался, в том числе, тем, что сдавал в аренду машины туристам. Цена, по которой предлагалось авто (Skoda Octavia) была очень выгодной — примерно вдвое дешевле того, что предлагали агентства по аренде. В общем, решили встретиться, посмотреть авто. Машина была, скажем так, старая, и я не стал рисковать — все же пробег нешуточный предстоял еще и по горной местности. Крайне не хотелось попасть в затруднительную ситуацию еще с чужим авто в чужой стране во время собственного отпуска. Решил отказаться, понимая, что теперь придется искать авто в агентстве.
Недолго думая, поехали в центр и пока гуляли, решили зайти в наиболее известные агентства — их офисы достаточно удобно расположены, многие работают в выходные. Однако. Все оказалось не очень радужно. Машины на автомате стоили очень дорого. Навигаторы зачастую ставят за отдельную плату. На механике большого желания ехать не было — сам 10 лет двигаюсь на авто с автоматом, отвык. Подумал, что лучше авто бронировать заранее, в пик сезона найти авто по своим требованиям не так легко, приходится довольствоваться тем, что есть.
Посетив несколько известных агентств и несколько расстроившись, я вдруг вспомнил, что один мой давний знакомый в прошлом году брал авто в Праге. Написал ему — он посоветовал местное пражское агентство RUNWELL RENT-A-CAR, сказал, что если скажу, что пришел по рекомендации, ещё и скидку дадут. Я нашел это агентство в интернете (http://www.runwellrentacar.com/ru), написал письмо с вопросом о наличии авто. Ответили быстро на русском языке, что собственно не сильно удивительно для Чехии, но тем не менее приятно. Нам предложили с автоматической коробкой два варианта — Nissan juke и Toyota Corolla (были и другие, но их разобрали). Ценник за неделю с учетом виньетки по Чехии, страховкой и неограниченным пробегом составлял за неделю 480 Евро за Тойоту и чуть более 500 за Жука. Решили взять Тойоту — в Сибири, и на Алтае в частности, Тойоту очень уважают, решил не изменять традиции — сам ездил на трех Тойотах (Camry 1.8 1994, Allion 1.5 2002, Camry 3.0 v6 2004).
Договорились, пришли в контору оплатить аренду и посмотреть авто. Гараж находится в центре города, недалеко от главного вокзала Праги, что весьма удобно. Внесли залог 400 Евро (его возвращают, когда отдаешь назад машину). Попросили, чтобы машину доставили утром в наш отель, часам к семи утра. На что получили ответ, который меня удивил. Нам было предложено забрать авто прямо сейчас, и на цену это не повлияет. Было около шести вечера. Срок аренды начинался утром следующего дня, а авто уже был в нашем распоряжении. Такой подход весьма порадовал! Мы, разумеется, согласились. Подписали необходимые бумаги и вышли на улицу встречать авто, его должны были выгнать с парковки. Открылась дверь гаража и, увидев авто, я был несказанно рад и удивлен. Тойота была новая в кузове Е160 (как потом выяснилось по документам, машине было меньше месяца). Пробег был около 800 км! Комплектация почти максимальная для двигателя 1,6 — было все парки, круиз, навигатор (в том числе на русском). В салоне был запах нового авто. Остались очень довольны работой агентства, всем советую.
Радостные поехали в отель. Движение в Праге в 6 вчера, после работы, в час пик нормальное. Думал, будет жестко — узкие улицы, трамваи, мосты, велосипедисты, да и город незнакомый, но ошибся — после Барнаула, Новосибирска (уж молчу про Питер и Москву) движение там очень дружелюбное. Без проблем добрались до отеля (фото 2), пошли собирать сумку. На 7 утра наметили отъезд.
Фото 2. «Наша» Corolla рядом с отелем Fortuna West в Праге.
День первый: Прага — Флахау
Утром выехали на дорогу на Пльзень. Первую остановку решили сделать в австрийских Альпах. Хотелось, пусть и ненадолго, но насладиться спокойным деревенским укладом жизни. Вечером предыдущего дня через booking.com забронировали номер в отеле во Флахау (это населенный пункт был выбран случайным образом, там были красивые Альпы и нормальная цена за ночь — 65 евро за номер с завтраком, что немного, если ты бронируешь номер на одну ночь в австрийских Альпах). В общем, поехали. Дороги в Чехии хорошие — широкие и ровные. Машин в обоих направления нам встретилось не очень много. По дороге слушали радио — нашли хорошее чешское радио Europa Dve — мне напомнило нашу Европу Плюс по контенту. Вполне бодро — много современной качественной музыки. Ехали со скоростью 120-130 — о радарах, препятствиях и ремонтах навигатор исправно нас оповещал. Без него гораздо хуже двигаться на большой скорости по незнакомой местности. Незаметно подъехали к границе с Германией — ну то есть пролетели мимо знака с надписью «Bundesrepublik Deutschland» — отсутствие границ по-европейски отличная вещь. На родине за это время мы не доехали бы ещё и до Барнаула от родного Рубцовска.
Через некоторое время мы поняли, что навигатор проложил маршрут через Мюнхен, что было несколько далековато :). В настройках стояло проложить максимально быстрый маршрут, то есть по скоростным трассам. По ходу мы его скорректировали и, проехав по объездной дороге около Регенсбурга, направились в сторону Зальцбурга.
Для движения на авто по Австрии требуется виньетка — знак, который клеится на лобовое стекло и говорит о том, что вы оплатили пользование австрийскими дорогами. Стоимость виньетки для легкового авто на 10 дней 8,7 евро, если я не ошибаюсь. Ее можно купить на специальных пунктах продажи сразу после пересечения границы или на любой заправке до пересечения границы, как мы и сделали. Заехали на заправку в Германии за несколько километров до пересечения границы, хотя это трудно описать словом «заправка» — скорее полноценный комплекс с заправкой, рестораном, туалетом, душем, супермаркетом и парковкой. Еда в ресторане хорошая — выбор большой и умеренные цены. А вот в супермаркете, где мы покупали виньетку, цены высокие, особенно на чистую питьевую воду. Выше раз в 6, чем в любом магазине в городе. Поэтому, если едешь на дальнее расстояние, лучше кинуть в багажник упаковку из 6 бутылок.
Купили виньетку, наклеили (фото 3) и далее нам предстоял путь по Австрии.
Фото 3. Клеим виньетку на заправке на границе Германии и Австрии.
В Австрии слушали радио Kronehit, в Баварии нормальных радиостанций по факту не было — штурман переключал с волны на волну в поисках более-менее нормальных песен. На первых километрах стоят знаки с указанием волн местных радиостанций, на которых идет трансляция. Остальные радиостанции слушать мне было тяжело — много рекламы, тирольских песен и новостей, в которых постоянно речь шла о конфликте на Украине. Я не говорю по-немецки, но слова «русише сипаратистен», которыми, как я понял называли ополченцев, слышал отчетливо. В общем, рекомендуем Kronehit в Австрии. Российские радиостанции мне нравятся гораздо больше — чего-либо подобного нашему Радио Рекорд в эфире не нашел, возможно только онлайн.
Ехать по автобану стало не очень интересно и, подъезжая к Альпам, решили «срезать», а заодно и посмотреть местные населенные пункты. Срезали по небольшим проселочным дорогам — они достаточно узкие и извилистые, но ограничения стоят 100 км/ч, хотя местами и 60 то страшно ехать. Проехали несколько небольших городков и деревень, поднимаясь в гору. Вскоре увидели Альпы — настоящие снежные пики, торчащие выше облаков. Зеленые луга, снежные вершины, извилистые горные дороги — иллюстрация с рекламы «Milka». Очень красиво!
Вскоре, незадолго до выезда на автобан, заехали в небольшой городок, старый с небольшой башней в центре — местные, дружелюбно улыбаясь, показывали из машин куда ехать, если мы поворачивали не туда. Мы их благодарили жестами — в Европе мигать фарами и пользоваться аварийкой не принято. Аварийку включают на трассе, чтобы предупредить тех, кто едет сзади об опасности впереди, например, о ремонте дороги. Выехали на автобан и двигались в сторону Зальцбурга (фото 5). До места нашей первой остановки было уже не так далеко — около 100-120 километров.
Проехали Зальцбург, примерно за 20 км до Флахау нам встретился очень красивый замок Хоэнверфен (Hohenwerfen) (фото 6). Вид замка на горе завораживал. Было решено на следующий день утром вернуться на полноценную экскурсию по замку.
Фото 6. Замок Хоэнверфен (фото из автомобиля).
Вскоре мы прибыли во Флахау. По навигатору нашли наш отель — так называемый гостевой дом, весьма распространенное явление в Германии и Австрии (фото 7, 8). Отель находится просто в суперкрасивом месте — заливные луга, дома, утопающие в цветах, и звон колокольчиков альпийских коров, которые неспешно ходят по зеленым склонам. В воздухе стоял очень насыщенный аромат трав. И да, реклама нагло врет — «Миф Альпийская свежесть» пахнет совсем не так!
Наш отель Gasthof Schützenhof оказался очень добротным отелем с огромными номерами и балконами. В отеле отличный ресторан. Поблизости, вообще, множество отелей, что не удивительно, ведь рядом горнолыжные спуски.
Фото 7. Добрались до Gasthof Schützenhof.
Отель оказался весьма популярным среди голландских туристов. Две трети машин на парковке отеля были с голландскими номерами. Меня несколько удивила одна вещь — при моем росте 190 см никогда не считал себя человеком среднего роста, пока не попал в этот отель с голландцами. Они реально высокие люди — и мужчины, и женщины и дети. Иду в ресторан, а мне навстречу голландская пара — я реально ниже их. Странное ощущение, надо сказать.
В отеле мы отлично поужинали, вечером погуляли по деревне, потом шикарно выспались и утром были готовы ехать в Верфен на экскурсию. По составленному вечером предыдущего дня плану, следующей остановкой должен был стать пригород Венеции, но отель забронировать не удалось из-за проблем с интернетом. Тем интереснее — решили остановиться там, где будут места.
День второй: Флахау — Верфен — Местре
Утром позавтракали и поехали смотреть замок Хоэнверфен. Запарковались у подножия горы, где расположен замок, купили входные билеты. Билеты достаточно дорогие (около 12 евро с человека), если пользоваться подъемником (по сути трамваем, который поднимает туристов по отвесной скале) — то еще дороже. Мы решили идти пешком. Это занимает около 10-15 минут и дает возможность немного размяться и увидеть окружающие красоты с высоты птичьего полета (фото 9). Замок исполнял роль крепости, которая защищала владения княжества-архиепископства Зальцбургского многие века. Крепость реально неприступная. В наличии все приспособления — отверстия для того, чтобы лить смолу на голову нападающим (они же в мирное время исполняли роль туалетов), котел для кипячения смолы, горы оружия. В замке есть башня со старинными часами и колоколом, к которым можно подняться — вид оттуда просто завораживающий. В более позднее время крепость использовалась как охотничий замок, который славился соколиной охотой. В память об этом в замке проходит шоу птиц, которое включено в стоимость входного билета. В 11:00 мы смотрели костюмированное шоу, зрелище достойное — советуем (фото 10). Птицы от небольших соколов до огромных горных орлов.
Фото 9. Вид на город Верфен и реку Зальцах с тропинки, ведущей к замку.
Фото 10. Замок Хоэнверфен, Соколиная охота (Bird show).
Проведя около трех часов в замке, мы выдвинулись в Италию. В планах было утром следующего дня попасть в Венецию. Ночевать в Венеции шикарно, но дорого и неудобно. Парковка достаточно дорогая и далеко от туристической части города. Поэтому навигатор мы настроили на город Местре, находящийся на материке в 15-20 минутах езды от Венеции. Дорога шла по очень живописным местам. Горы, реки, длинные туннели — дорожная инфраструктура в Австрии на высоте.
Через некоторое время мы проехали границу с Италией (фото 11).
Фото 11. Подъезжаем к границе с Италией.
Несколько километров по Италии едешь по бесплатной дороге. Мы перекусили в придорожном кафе. Бензин купили в Австрии, так как в Италии он существенно дороже (1,95 евро по сравнению с 1,35 в Австрии). Итальянские заправки заслуживают отдельного рассказа, но об этом чуть позже.
Наша Corolla на вариаторе по данным компьютера потребляла по трассе 5,1-5,3 литра на 100 км, поэтому бака хватало надолго. Кафе резко отличалось от того, что мы видели в Германии и Австрии — цены выше, ассортимент ниже, грязнее, да и персонал не особо приветливый. При этом они как будто специально не хотят говорить по-английски. Девушка на кассе даже числительные не удосужилась выучить. В общем, перекусив, мы поехали к платной трассе, так как по бесплатным ехать очень долго, муниципальные трассы, как правило, имеют скоростные ограничения 70-80 км/ч. На платной дороге, которая по-итальянски стильно называется автострада, ограничение 130 км/ч, которое мало кто соблюдает. Движение не такое строгое как в Австрии, больше похоже на движение у нас в России.
Принцип работы платной автострады прост — на въезде берешь талон, который в нашем случае раздавали сотрудники пропускного пункта, так как машин было очень много, потом едешь туда, куда нужно и при съезде проезжаешь через еще один пункт, где предъявляя талон, оплачиваешь сумму, которую насчитает аппарат или сотрудник пункта (по-разному встречалось). Дороги хорошего качества. Но передвигаться по ним достаточно дорого — мы отдали около 18 евро за дорогу от границы с Австрией до Местре. В общей сложности в Италии на платные дороги ушло 80 с лишним евро. Справедливости ради нужно сказать, что в Австрии также есть платные участки, то есть виньетка позволяет двигаться по стране, но в нескольких местах нужно платить отдельно. Один из таких участков мы проезжали по пути к Италии, отдали еще 12 евро за пользование дорогой.
Часам к 4 дня мы въехали в Местре. Супруга в оффлайн картах на планшете искала отели поблизости. Нашли один вариант, вбили в навигатор, решили заехать спросить, есть ли номера. Правда, пришлось немного дальше проехать — в город Мольяно Венето, но ощущение такое, когда едешь по Италии, что у них расстояний между некоторыми городами нет, и они плавно переходят один в другой. Искренне считал, что мы находились в административных границах Местре, по факту в нескольких сотнях метрах от них.
Отель «Hotel Villa Marcello Giustinian» (Фото 12) оказался не просто отелем, а архитектурным памятником. Виллой 19-го века с парком в 4 Га, 3 озерами, статуями и въездом для карет. Шикарное место, отличный приветливый персонал, говорящий по-английски и привлекательная цена в 60 евро за ночь с завтраком и бесплатной парковкой, что просто дешево для отеля с 4 звездами.
Фото 12. Отель «Villa Marcello Giustinian» в Мольяно Венето.
Машину поставили прямо в парке под окнами. Пошли погулять, как потом выяснилось, в соседний город, поели настоящей итальянской пиццы с домашним вином, посмотрели местные красоты. Ночь была теплая, от свежести Альп не осталось и следа. Цикады орут постоянно. Кстати, когда заехали в город и приоткрыли окно в машине, вначале я подумал, что между дисками и колодкой попал камешек и что-то скребет (была такая история в Горном), аж остановился, потом понял, что этот звук везде. В общем, вечер провели достойно. Договорились, что время с утра до обеда мы проведем в Венеции, мало, конечно, но программа предстояла большая — хотелось увидеть, как можно больше всего интересного. После обеда планировали рвануть на пляжи Равенны. Забронировав номер в одном из отелей близ Равенны и немного побродив по парку, решили идти спать. Нам предстоял длинный и интересный день.
День третий: Местре — Венеция — Марина Ромеа
Утром после завтрака выехали в Венецию. Приехав утром, можно без проблем занять место на парковке и увидеть Венецию в лучах солнца и без толп туристов. Дорога до парковки заняла минут 20. При поиске парковки в Венеции главное не проехать по кругу и не выехать в обратном направлении, иначе придется возвращаться чуть ли не до самого Местре. Зная это, ехали медленно и нашли въезд на паркинг. Парковки там — это огромные многоуровневые здания, в которых вы можете оставить авто и, перейдя через мост, погрузиться совсем в другое измерение, как в кино. Оплата парковки почасовая, при этом стоит она дорого. Но других вариантов просто нет. Рядом с парковками вокзал — сюда приходят автобусы со всем окрестных городов, а также недалеко ж/д вокзал города. Народ прибывает огромными массами и очень быстро, поэтому занять удобное место для парковки очень важно.
Гулять по Венеции, даже не вдаваясь в подробности архитектуры и не пытаясь найти историческую справку о том или ином здании или площади, одно удовольствие. Солнце, морской воздух и узкие улицы Венеции — это нужно видеть и почувствовать. Наслаждались видами Гранд канала, моста Риальто, дворца Дожей и Собора Святого Марка, любовались видом качающихся на волнах гондол, сидя на скамейках перед гостиницей Метрополь. Сделали немного очень красивых фотографий (фото 13, 14). К обеду стало очень жарко, решили купить купальные принадлежности, которые забыли взять с собой в поездку, и выдвигаться в сторону Равенны.
Фото 13. Церковь Chiesa S. Simeone Piccolo, Santa Croce.
Фото 14. Вид на Гранд канал в Венеции.
По бесплатным муниципальным дорогам до города Марина Ромеа от Венеции ехать часа полтора, может быть, два. На трассе много небольших населенных пунктов, ограничений скорости до 70 км/ч и развязок с круговым движением. Все это снижает среднюю скоростью. Тем не менее, в начале четвертого мы приехали в этот небольшой курортный городок. Невысокие средиземноморские сосны с огромными шишками и достаточно высокая влажность воздуха говорили о близости моря. Город представляет собой вытянутую вдоль линии моря цепь отелей и частных домов. Все очень уютно и красиво. До моря буквально 100 метров — проходишь через сосновую рощу и ты на пляже. Эти знаменитые пляжи адриатического побережья Италии протяженностью многие километры. Бесконечные вереницы песчаных пляжей, просто кишащих зонтами и лежаками. Тьма народу и очень теплое море. Можно купаться и до отеля идти очень близко. День провели, купаясь и гуляя по эту чудному городу. Покупали у местных дыни и персики — дешево и просто фантастически вкусно. Отель, в котором мы останавливались, был очень хороший и при этом недорогой — «Hotel La Meridiana». На booking.com, на мой взгляд, имеет незаслуженно низкую оценку. Отличные номера с кондиционером, бесплатная парковка, бесплатные велосипеды напрокат, бассейн на территории отеля и суперресторан, в котором подают блюда местной кухни. Выбор блюд на завтрак поражает воображение. Это был лучший завтрак за всю поездку.
Возможно, это прозвучит странно, но на нас море произвело меньшее впечатление, чем мы ожидали. Все дело в том, что просто море было несколько мутным, и огромное количество людей не позволяло им насладиться.
Кстати, днем весь город был заставлен машинами приезжих — люди просто приезжают к морю на день купаться, а вечером, часам к шести, все начинают разъезжаться.
В общем, было решено на следующий день пересечь Италию с востока на запад с целью увидеть другое море — Лигурийское. Местом назначения был выбран город Специя. Решение было принято спонтанно, и номер мы не бронировали заранее.
День четвертый: Марина Ромеа — Леричи
Утром следующего дня перед отъездом после завтрака мы пошли на море. Оно выглядело совсем иначе — на небе ходили темные дождевые тучи, что делали цвет морской воды очень красивым (фото 15) — мы даже несколько пожалели, что собрались уехать.
Фото 15. Утро на пляже. Адриатика.
Вскоре мы выехали из пригорода Равенны и направились в Специю.
Для того чтобы преодолеть это расстояние нужно было заправиться. Не думал, что с этим будут проблемы в Италии — но так и вышло. На первой же фирменной заправке Egip не оказалось топлива. Мы заехали на заправку, и я спросил у работника, когда будет бензин. На что получил ответ — не знаю, может, после 12. Такая неопределенность не вызывала оптимизма. Мы решили ехать дальше и искать заправку по навигатору — без бензина на платную автостраду заезжать не хотелось, так как, если бы топливо кончилось между заправками, которые достаточно далеко друг от друга расположены на автострадах, то это была бы целая проблема. В общем, поехали по муниципальным дорогам искать любую заправку. Навигатор показал наличие одной такой станции, куда мы и направились. Доехав до указанного места в небольшой деревне, сначала даже не поняли, что уже на месте. Заправка представляла собой просто торчащую из земли бензоколонку, с одной стороны которой было написано benzina, а с другой — gazolina (потом выяснил, что это дизель). Рядом было кафе, и я пошел спросить, как нам купить топливо. Люди совсем не говорили по-английски, для Италии это, вообще, проблема, особенно после Австрии. Кое-как с помощью жестов объяснил, что нам нужно заправить авто. Вышел мужчина и заправил нас топливом примерно по 2 евро за литр. И хорошо, что вообще вышел, бывают заправки в виде колонки со встроенным купюроприемником и инструкцией рядом, на-итальянском, разумеется. Отдали 80 евро и решили экономить этот бензин до границы с Австрией, если получится. Дороговато, особенно, если учесть, что дороги тоже платные.
Далее поехали по автостраде мимо Болоньи, Модены. Обогнув Парму, повернули на юг в сторону Специи. Климат начал меняться. Приближались к горной местности — Апеннины. Прошли несколько перевалов, местность и дорога очень красивые. Температура в горах резко упала, и поднялся очень сильный ветер, но вскоре почувствовал, что начали двигаться вниз, спускались с горной гряды, и через некоторое время открылся шикарный вид на город и море.
Заехав в Специю, мы очень долго и упорно крутились по городу в поисках парковки, но найти ее не смогли — либо занято, либо запрещено, хотя город выглядит очень красиво и хотелось остаться на ночь. Королла оказалась слишком большой машиной для этой местности, не то, что припарковаться на ней тяжело, в некоторых местах даже проехать трудно было.
Решили двигаться в Леричи, это очень близко к Специи. Небольшой курортный город в живописном месте, до которого было километров 10 езды.
Проехать в такие города практически невозможно для обычных туристов. Прям стоят знаки, разрешающие проезд только гостям отелей или местным жителям.
Добравшись до Леричи, мы запарковались на платной парковке и пошли в город искать отель. Отелей в городе немного, все с шикарными номерами с морским видом. Цены достаточно высоки — от 160 евро за ночь. Эта часть Италии считается элитной — Адриатика для простых людей, Лигурийское побережье — для VIP. Виды, красоты и … цены совсем другие. Мы остановились в «Hotel Venere Azzurra», договорились по цене 120 евро за номер с завтраком (хотя изначально было 160, но мы приехали в 16:00 и попросили скидку). Номер отличный с видом на залив и отдельным балконом. От отеля до моря всего метров 15! Были достаточно большие волны и шум прибоя — ощущения просто отличные. Я умудрился, несмотря на волны, искупаться. Лигурийское море значительно холоднее Адриатического и цвет совсем иной (фото 16).
Вечером гуляли по городу, поели морепродуктов в ресторане прямо на берегу — вкусно, но достаточно дорого, и персонал на глазах забывает английский — хорошо говорят, когда зазывают в ресторан и объясняют меню и очень плохо понимают, когда дело идет к оплате счета. Все это оставляет странной впечатление.
В любом случае, место шикарное — спали под шум прибоя отлично и утром завтракали на террасе с видом на залив и обсуждали, как будем двигаться дальше.
После завтрака мы снова гуляли по городу и фотографировались (фото 17, 18). С удовольствием побывал бы в этом месте снова.
Но нас ждала дорога. Вскоре мы выезжали в Германию, в замок Нойшванштайн.
Фото 16. Вид из отеля в Леричи.
День пятый: Леричи — Швангау
Дорога была достаточно длинная. Путь лежал через Верону на север Италии в сторону Бреннеро. По мере приближения к Альпам становилось прохладнее, но пейзажи становились все более живописными (фото 19). Зеленые склоны, покрытые виноградниками. Ехали по автостраде Бреннеро (фото 20).
Вскоре названия на указателях стали писаться на двух языках — итальянском и немецком, мы приближались к Австрии. Когда заплатили за пользование дорогами, съезжая с автострады, мы посчитали, что в общем потратили почти 89 евро за дороги. Нет так уж и мало! Двигаться по Германии, Австрии и Чехии существенно дешевле. Но Италия того стоит!
Бензин заканчивался, но я решил доехать до Австрии и сэкономить на топливе. Так, собственно, и получилось. Как только заехали в страну, залили полный бак на первой заправке OMV. На этом топливе мы ехали до Праги, кстати.
Эта часть Австрии, если смотреть по карте, самая узкая. Нам нужно было пересечь Тироль и попасть на Юг Баварии. Мы решили ехать напрямую через Альпы по горным дорогам. Пошел дождь, и тучи, можно сказать, лежали на горах, а иногда было ощущение, что мы едем внутри дождевой тучи.
При всем этом машина на протяжении всего путешествия оставалась чистой!
На пути нам встречались очень красивые места (фото 21), хотя местами по мокрому асфальту ехать было страшновато. Местное население это не смущает — они гоняют по мокрым узким дорогам Альп на огромной скорости. Проезжали мимо Инсбрука — город выглядит шикарно, жаль, не было времени заехать туда и остаться на пару дней.
Фото 21. Горное озеро (где-то под Инсбруком).
Практически весь день мы провели в дороге. В деревню Швангау, рядом с которой расположен замок Нойшванштайн, мы прибыли около 6 часов вечера. В деревне шел проливной дождь, а там предстояло найти ночлег. В Швангау многие жители сдают свои дома туристам на ночь. Иногда это выглядит как частный отель, а иногда просто семья живет на первом этаже, а второй этаж сдается. В один из таких домашних отелей мы и заехали. Стоимость 100 евро за ночь, что дорого, но рядом с такой знаменитой достопримечательностью это нормальное явление. Номер был отличный, правда, пока мы искали отель и мылись, кухня перестала работать. В 8 вечера подают только напитки. Пришлось ехать искать ресторан, нашли с большим трудом! В 10 вечера деревня спит!
На утро наметили поход в замок.
День шестой: Швангау — Мюнхен
Утром рано встали, позавтракали и отправились к замку. Автомобиль поставили на платной парковке на подъезде к замку — там все парковки платные с утра до 6-7 вечера (стоимость около 5 евро) и пошли покупать билеты в замок (фото 22). Экскурсии идут строго по времени и на определенных языках. Туризм поставлен на поток. Очередь была человек 40, хотя было только 9 утра. К 12 часам, когда мы возвращались к экскурсии, очередь стояла несколько сотен человек.
Фото 22. В кассу за билетами в замок.
Несмотря на то, что замок был совсем рядом, фактически его не было видно. Его полностью скрывали туман и тучи.
Замок Нойшванштайн, построенный баварским королев Людвигом II, творение 19-го века, хотя многие думают, что он очень старый. Замок представляет собой собрание всего лучшего в средневековой замковой архитектуре, что король видел и захотел воплотить в одной постройке. Внутри делать фото запрещено. Словами передать то, насколько он красив, просто невозможно. Ощущение, что ты попал в сказку, не покидает. Замок то появляется и величественно стоит, как будто приделанный к горе, то вновь укутывается туманом и полностью исчезает — зрелище завораживает.
Других фото сделать из-за тумана не удалось (фото 23).
Фото 23. Внутренний двор замка Нойшванштайн.
После экскурсии мы выехали в Мюнхен. Если смотреть в сторону Мюнхена с замка Нойшванштайн, то понимаешь, что Альпы неожиданно заканчиваются, и перед взглядом открываются красивейшие зеленые луга. И такое ощущение, что гор и не было никогда.
Мы двигались по местным сельским дорогам на небольшой скорости, наслаждались видами. Пообедали в хорошем итальянском ресторане в одном из населенных пунктов. Официант не хотел нести нам два набора столовых приборов, так как мы заказали одну пиццу — для Европы это странное явление! Сказал, одна пицца — одни приборы. Еда вкусная была — а вот такой подход к клиенту нас сильно удивил. Они, правда, не знали, что для пиццы русским людям приборы и вовсе могут не потребоваться.
Часа в 3 дня мы прибыли в Мюнхен. Поехали в заранее забронированный отель (иначе в Мюнхене нельзя, такое ощущение, что все номера там забронированы всегда, а те, что не забронированы — очень дороги). Отель был, мягко говоря, не в центре, но по отзывам хороший. Держат его вьетнамцы. Все чисто и уютно, но особого лоска нет. Я даже название не запомнил. Нам ведь нужно было просто переночевать и машину поставить на ночь.
Навигатор повел нас к отелю не по объездной дороге, а через самый центр, но я это понял слишком поздно. Вроде ничего такого — это не Москва и не Питер, но в Мюнхене для автомобилиста выяснилась одна печальная особенность — велосипедисты. В Вене они едут по специальным дорогам преимущественно, тут же было ощущение, что они везде — едут очень быстро и где попало. Нужно быть архивнимательным, чтобы ехать по дороге без проблем.
Добравшись до отеля и оставив вещи, мы на метро поехали в центр. Нужно же посмотреть знаменитую ратушу (фото 24), сходить в фанатский магазин мюнхенской Баварии (фото 25) и посетить самую известную пивоварню в Мюнхене «Hofbrauhaus» (фото 26).
Фото 25. FC «Bayern Munich» Fan Shop.
Фото 26. Пивоварня Hofbrauhaus, Мюнхен.
Весь оставшийся день до позднего вечера мы наслаждались прогулками по городу. В свете вечерних огней Мюнхен красив и гламурен (фото 27). Много ночных заведений в самом центре города. Красиво одетые люди и шикарные автомобили.
Вернувшись в отель, мы быстро уснули. Утром нужно было ехать назад в Прагу — в шесть вечера Короллу нужно было сдать в прокатное бюро. Решили выезжать сразу после завтрака.
День седьмой: Мюнхен — Прага
Утром выехали в Прагу сразу после завтрака. Предполагали после обеда уже прибыть на место. Однако оказалось, что мы едем с опережением графика. Проехав некоторое расстояние по Чехии, мы увидели указатель в направлении курорта Мариаске Лазне и решили, что времени, чтобы хотя бы мельком увидеть город, достаточно.
Парковки на курорте платные, как и туалеты в центре города. Разумеется, мы осмотрели только центральную часть города достаточно поверхностно. Но в глаза бросились некоторые вещи — очень большое количество наших соотечественников всех возрастов, чистота и красота (фото 28), некоторая консервативность и дух спокойствия, который просто витает в воздухе. Мы не смогли пройти мимо лавки со знаменитыми оплатками — круглыми и плоскими вафлями.
Однако, погуляв пару часов по городу, мы решили ехать в Прагу не через пльзеньскую трассу, а со стороны города Карловы Вары, до которых от места нашего нахождения около 60 километров по лесистым горным дорогам локального назначения. Мы решили заехать и пообедать в Карловых Варах. Долго останавливаться там мы не планировали, так как достаточно времени провели в этом городе прошлым летом. Собственно, так и было сделано — 60 км мы преодолели по очень живописным местам, то и дело пересекая железную дорогу. Трасса проходила через лесистую местность, небольшие населенные пункты. С удовольствием проехали бы этот отрезок пути ещё раз.
После обеда в Карловых Варах мы через пару часов добрались до Праги. Заехали в отель, оставили вещи и поехали сдавать машину.
Фото 28. Отель Пасифик. Марианске Лазне.
Авто нужно сдавать с полным баком топлива, как мы и брали его. Сдача авто заняла всего пару минут. Мы забрали деньги, которые были в залоге, отдали документы на машину, получили предложение о скидке, если будем брать авто ещё раз в этом прокате и, пожалуй, все. Через несколько минут уже шли по городу в менее привычном статусе пешеходов.
Наше путешествие подошло к концу. Мы пошли в ресторан отметить удачное окончание евротура, о котором так долго мечтали. Сидя в нашем любимом ресторане Potrefena Husa в районе Прага 1, что в центре и недалеко от проката RUNWELL и центрального вокзала Праги, еще долго обсуждали это нереальное ощущение того, что все, что произошло с нами за эту неделю, казалось нереальным. И мы просто не могли вспомнить, где и когда мы были, что делали. Все прошло как один день!
Мы с удовольствие пережили бы все это и, думаю, не один раз. Было несколько грустно, что все кончилось, но радовало то, что мы ещё более недели должны были оставаться в Чехии и посетить кучу разных интересных мест, да ещё и съездить в немецкий Дрезден буквально на следующий день. Но это уже совсем другая история.
Надеюсь, мой рассказ не утомил читателя и будет полезен тем, кто собирается путешествовать по Европе на авто. Некоторые моменты описаны достаточно подробно, но цель преследовал только одну — помочь советом и информацией единомышленникам, так как знаю, насколько это важно, когда собираешься в дорогу далеко от дома и не знаешь, что сколько стоит и сколько можно проехать и посмотреть за неделю, например.
Спасибо за внимание!