|
ЧАСТЬ 1. Путь в Прованс по дорогам Германии.
Коллектив: без изменений — Людмила и Александр.
Страны: Германия, Франция, Швейцария.
Время путешествия: 09 августа - 31 августа 2014 г.
Автомашина: прокатная Hyundai i40 универсал.
Пройдено 5400 км.
Средний расход дизельного топлива за все время путешествия 6,3 л/100км.
ВВЕДЕНИЕ.
Все-таки события на Украине наложили свой отпечаток — за месяц до старта на семейном совете было принято решение не рисковать. Рисковать не собой, за себя мы не боялись. Не хотелось рисковать нашим любимым авто (российские номера в некоторых уголках Европы все еще и сегодня вызывают приступы удивления и повышенного внимания) и положительными эмоциями, какие могли бы быть испорченными, если бы что-то случилось. Дети нас также поддержали в этом непростом решении. То, что это было именно непростое решение и далось оно нам с трудом, говорит тот факт, что было инициировано даже целое обсуждение на форуме автотуристу.ру в рубрике «Вопросы-ответы» под заголовком «О целесообразности автопутешествий в Европу в связи с событиями на Украине». Большое спасибо всем, кто принял участие в этом обсуждении и помог нам принять решение. Решение в нашем конкретном случае было принято в пользу перелета самолетом и аренды машины в Европе, конкретно в Германии. Плюсы и минусы этого решения очевидны:
Плюсы: 1. Спокойствие. Машины с немецкими номерами везде, немцы сегодня реально нация №1 в Европе.
2. Выигрыш по времени. Прямой перелет в Европу и прокат там экономит как минимум 3 дня (полтора дня доехать до границы и первых достопримечательностей и, соответственно, обратно). Эти 3 дня мы с удовольствием добавили к культурной программе.
Минусы: 1. Дороже. Прокатная цена на авто немного отбивается на гостиницах, расходе топлива, но в целом, конечно, нет.
2. Ограниченность багажа самолетными требованиями. Здесь возможности своей машины и перевозки самолетом даже глупо сравнивать — первый вариант очевидно намного сильнее.
В итоге через сеть «Evrocar» была зарезервирована машина универсал (люблю такие) с коробкой автомат. При заключении договора планировалось, что это будет Фольксваген Пассат универсал.
Брать машину запланировали в Дрездене, откуда собственно и начинался наш маршрут автопутешествия.
Долетели до Дрездена что называется «без сучка, без задоринки» — рейс Аэрофлота стартовал строго по расписанию, самолет оказался новый Сухой Супер JET и нам очень понравился — тихий, кресла комфортные и стоят продуманно, даже с моим ростом 192 см ногам было удобно.
Аэропорт Дрездена просто поразил — народа мало, все спокойно и все в шаговой доступности. Самолет после посадки подрулил прямо к гармошке, через которую мы оказались непосредственно в аэропорту. Когда подошли к зоне паспортного контроля, оказалось что там просто никого, и секунд через 40 в наших паспортах стояла отметка о прибытии. Багаж пришел минут через 10 после посадки, а наши два чемодана просто выехали первыми. Фантастика! Мы все прошли менее чем за 15 минут.
Прокатное отделение «Evrocar» было здесь же, метрах в тридцати. Все работает, очереди нет, нас ждут. Что скажешь, сервис на уровне.
Когда было принято решение лететь на самолете и далее брать прокатную машину, много думал, что нам дадут, т.к. Фольксваген Пассат универсал никто не гарантировал, только при наличии. Просмотрел литературу — проштудировал одноклассников Опель Инсигния универсал, Форд Мондео универсал, Ситроен С-5 универсал. В общем, думал, немного подготовился. Когда же нам предложили Хендай I-40 универсал, об этой машине не знал ничего. Честно, сначала расстроился, и пока шли на парковку выдачи авто (здание через дорогу, метров 100, не больше) обдумывал варианты отказа от машины. Но когда подошел к авто, а затем сел в нее — решил сразу, едем и будем осваивать технику по ходу эксплуатации. Каждый автолюбитель знает как важен первый контакт с новой машиной, когда сразу, на подсознании, понимаешь «твое или нет». Мне машина визуально понравилась сразу.
Наша Хендай черного цвета на стоянке отеля в Мейсене. Внешне машина мне кажется очень стильной, а контуры стремительными. Слева хорошо просматривается отель Мейсена.
Стал разбираться дальше, выяснилось, что досталась абсолютно новая машина (на спидометре было 7 000 км) с турбодизелем, автоматом и с полным, по максимуму, набором опций. Там было все — запуск с кнопки, датчики света и дождя, поворотные фары, передние и задние парктроники, камера заднего вида, система навигации (правда только на немецком), крутая аудиосистема с управлением на руле, круиз-контроль и т.д.
Судя по наклейке, машина выпущена специальной серией к чемпионату мира по футболу. Может, поэтому упакована по максимуму?
Даже не знаю, чего в этой машине нет. В общем, я не нашел повода для отказа и, забегая немного вперед, мы ни разу не пожалели, что нам досталась эта машина. Жене очень понравился дизайн внутри машины и огромное количество всевозможных ящичков, карманов и отделений. Не прошло и 10 минут, а большинство их было уже занято. Впрочем, давайте договоримся, что полный анализ достоинств машины и ее отдельных недостатков, будет изложен ниже по ходу нашего путешествия.
Итак, машина получена, бак совершенно полный, вещи уложены — наш отпуск начался!
Этап первый. Фарфоровый город. Мейсен.
Долго ехать нам в этот раз нужды не было, наша первая цель лежала всего в тридцати километрах от дрезденского аэропорта — город, столица белого хрупкого золота, как раньше называли в Европе фарфор, город Мейсен.
Дорога мне показалась даже слишком короткой, т.к. всю дорогу привыкал к машине и пробовал ее на разных режимах.
Выяснилось сразу, что машинка очень резво рвет со старта (сказывается наличие турбины) и до сотни разгоняется секунд за 8, что является очень даже неплохим показателем.
Выехали на немецкий автобан, наш навигатор (Навигоныч) отменил все ограничения по скорости, и я стал плавно, прислушиваясь к машине, ускоряться. До 140 км/час машина идет резво, с желанием ускориться, и плавно, в салоне очень тихо, подвеска немецкие неровности проглатывает играючи, без проблем. В машине гидроусилитель руля с изменяемым усилием на руле в зависимости от скорости движения. При старте и малых скоростях руль невероятно легкий, можно поворачивать одним мизинцем. На мой взгляд, легкий чересчур, в ущерб информативности. Но после 90 км/час руль становится достаточно тугим, плотным, что позволяет уверенно держать машину на скорости. Поэтому на скорости идти приятно, неровности от дороги на руль совершенно не передаются. Резкое снижение скорости приводит к достаточно большому изменению (уменьшению) усилия на руле, в этот момент информативность руля оставляет желать лучшего. После 150 км/час машина ускоряется неохотно, от былой прыти не остается и следа — сказывается недостаток мощности двигателя. Больше 170 км/час не шел ни разу, но и на этой скорости в салоне машины практически тихо и комфортно. Поэтому за аэродинамику и шумоизоляцию машины, создателям машины от меня, уверенная девятка по десятибалльной шкале. Тормоза безупречные, педаль идет мягко и с видимым на ноге нарастанием усилия по мере нажатия. То, что нужно. Кресла велюровые, велюр очень хорошего качества, боковая поддержка на высоте, в заворотах и виражах в кресле не проскальзываешь. Посадка удобная, регулировки кресел и руля большие, привод регулировки кресел электрический, с памятью. В комбинации приборов не успел толком еще разобраться, а вот и Мейсен — эти 30 километров пролетели просто незаметно. Посмотрел на часы — ехали мы двадцать минут. Невероятное чувство, что еще 40 минут тому назад был в самолете, а теперь уже на собственной машине подъезжаешь к первому пункту путешествия. Да, действительно, отпуск начался.
Наш отель оказался очень удобным во всех отношениях — недалеко от центра города, с собственной территорией для парковки (фотографии авто сняты как раз на отельной парковке) и собственной небольшой открытой верандой для « аля посидеть с бокалом вина» на свежем воздухе. Здесь же, на веранде стоит сундучок с подушками и пледами — сам бери и укрывайся, если вдруг станет прохладно.
Маленькая верандочка для любителей вечером посидеть с бокалом вина. На переднем плане виден хорошо сундучок.
Но и САМ за собой убери. В маленьком холле стоит винный холодильник, из которого любой желающий может взять себе любую понравившуюся ему бутылочку вина. Сверху лежит блокнотик и карандаш — записываешь номер комнаты и название вина. Цену потом включат в счет. Германия, одним словом.
Любим мы маленькие европейские городки! Есть в этих узеньких улочках и лесенках что-то от сказок Андерсена, а в этих домах, подвалах и переходах что-то от домика Папы Карло и приключений Буратино.
Маленькие узенькие улочки перед входом в замок действительно напоминают дорогу в сказку.
Можно подниматься вверх по направлению к замку и собору, можно нырнуть вниз и потеряться в лабиринте маленьких узких улочек.
Маленькие крутые дорожки утопают в зелени, а красные крыши германских городков необычайно хороши и позитивны.
Не стал исключением и Мейсен, маленький старинный городок, всемирно известный благодаря первому фарфору Европы, какой здесь стали производить с 1709 года.
Именно здесь впервые на ратушной площади были установлены фарфоровые колокольчики.
Звон этих колокольчиков необычайно нежен и негромок — приходится вслушиваться, чтобы уловить всю гамму звуков.
В этом есть тоже своя фишка.
Город влюбляет в себя сразу, на подъезде, когда открываются удивительные по красоте виды города и его окрестностей.
Фото не наше. Мы все это видели — но смотровую площадку проскочили.
Хочется остановиться, стоять и до бесконечности любоваться этой красотой. Но площадка смотровая только одна (ее мы сдуру проехали — типа еще будет). Наглядный урок туристу — увидел, остановись и сделай фото. Другого шанса может не быть, а дальше встать совершенно негде, в город от автобана ведет узенькая двухполоска, петляющая по небольшим горам. Встать негде — везде висят запрещающие знаки и стоят камеры. Так мы и ехали, сбавив до предела скорость и наслаждаясь этой красотой. Собрали позади себя небольшую колонну. Но никто не возмущался и никто не гудел. Европа!
Рецепт изготовления фарфора в этом городе изобрел в 1709 году алхимик и аптекарь Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719). А потом говорят, что алхимия это лженаука, и ничего она не открыла…
По тем временам секрет изготовления фарфора был самым важным секретом Саксонского государства, а доходы от продажи фарфора были едва не самыми большими в бюджете Саксонского королевства. Это древнее предприятие по производству фарфора живет и работает по сей день. Марка предприятия — скрещённые и изогнутые голубые мечи, взятые из герба Саксонии. В настоящее время мануфактура выпускает огромное количество сервизов и другой посуды, а также коллекционные экземпляры, настоящие произведения искусства. Разброс цен от умеренно дорого до невыносимо дорого. Имеется музей фарфора, какой оказался просто метрах в ста от нашего отеля. Мы пошли вначале в город, решив, что зайдем в музей на обратном пути. И нам немного не хватило времени — к нашему приходу музей уже закрывался.
Городок же действительно невыносимо хорош, а собор и замок Альбрехтсбург на высоком левом берегу Эльбы создают неповторимый силуэт Мейсена.
Строительство собора было начато около 1250 года, закончено в 1400 году, а его обе башни были выстроены лишь в 1909 году. Т.е. это один из самых серьезных долгостроев в мире — собор строился около 650 лет.
Эльба течет в естественных берегах, что тоже придает городку свою долю очарования.
На соборной площади, не знаю, с какого бодуна, стоит это чудище, но тоже считается достопримечательностью города. Может, намек на связь Мейсена с родиной фарфора — Китаем?
А около моста через Эльбу мы увидели вот это и, очень захотелось, чтобы эта прекрасная композиция стало символом современной Украины. Хотя, конечно, умом все понимаешь.
Вечером мы сидели на верхотуре замковой горы и потягивали немецкое пиво.
Закатное солнце играло на красных крышах и пряталось в Эльбе. Было до невозможности расслабленно и хорошо.
Если не посещать всевозможные музеи, то одного дня на этот маленький очаровательный городок вполне достаточно.
Да, одно небольшое, но очень важное добавление — если будете в Мейсене, обязательно купите знаменитое легкое вино Мейсена. Когда-то именно это легкое вино, а не французское шампанское, подавалось (текло рекой) на всевозможных балах саксонского короля Августа Сильного, а уж этот выпивоха и повеса знал толк в алкогольных напитках.
Мы, конечно, взяли с собой одну бутылочку, и дома она ушла у нас очень быстро, оставив после себя остаток недовкусия. В этом самый главный минус полетов на самолете — с собой обратно домой много не увезешь. Об этом мы вспоминали каждый день, и чем дальше катился наш отпуск, тем чаще мы вспоминали и тем больше грустили, что не на своей машине.
О чем это я? Да, наше время пребывания в Мейсене закончилось,теперь нам предстоял небольшой бросок по немецким автобанам до славного города Вюрцбурга.
Этап второй. Город ведьм, вина и кофе. Вюрцбург.
Невероятный по красоте город! Он расположился на берегах реки Майн и многие века был столицей герцогства Франкония, резиденцией епископов и герцогов Франконских. Многочисленные монастыри, соборы и церковные учебные заведения придали Вюрцбургу славу христианского центра Европы. За эту красоту город очень любил и часто его посещал немецкий император Фридрих Барбаросса, именем которого потом назовут план нападения фашисткой Германии на СССР. Не устаю поражаться выдумке Его Величества Провидения, умеющего так связать единым тугим узлом и самое светлое и самое мерзкое. Человечество, вообще, в своем стремлении к БОГУ очень часто находит дорогу к дьяволу. Так вышло и здесь.
Прославилось богобоязненное христианское население Вюрцбурга еще и тем, что именно здесь была устроена самая массовая в Германии охота на ведьм. Епископы этого города ну очень желали изловить всех ведьм в городе, фишка у них была такая. На пике этой охоты в городе сжигалось более 400 ведьм в год, т.е. костры горели каждый день. А к праздникам готовили особо торжественную программу. Были в местной инквизиции разработаны особые отличительные черты ведьмы — светлые волосы, зеленые глаза, вес не более 50 кг. Почему-то считалось, что ведьма до 50 кг летать может, а вот более 50 кг тяжеловато будет. Наверное, по расчетам знатоков от инквизиции, подъемная сила метлы не более 50 кг. Да, чуден этот мир. Первые промышленные ВЕСЫ для быстрого измерения веса человека появились в Вюрцбурге именно с целью изобличения ведьм. Если женщина мечтает похудеть — это неоспоримое доказательство ее ведьмизма, крашеные волосы также неоспоримо свидетельствуют об этом. Мужская часть населения города поначалу с энтузиазмом включилась в эту забаву — захотел, к примеру, муж избавится от своей жены, достаточно придти в местное отделение инквизиции (чуть не написал в местное отделение гестапо, впрочем, разница небольшая) и сказать, что видел как его жена летала над городом, рекой, огородом (ненужное зачеркнуть). Все! Просто до безобразия. Иногда требовалось подтвердить это показаниями соседа. Но это только в том случае, если жена в застенках инквизиции после всех пыток имела мужество не признать себя ведьмой. Такие героини были, но немного. Но и на таких инквизиция нашла управу. Чтобы абсолютно точно определить, ведьма женщина или нет, ее со связанными руками бросали с моста в реку. Считалось, не без оснований, что нормальный человек выжить не может.
Поэтому, если женщина тонула, она никакая не ведьма, ее полагается похоронить по всем христианским обычаям, а муж и родня обязаны ее оплакивать. Ну а если и здесь выплыла, тогда точно ведьма, хватай ее, ребята, и на костер.
Кстати, к мужикам, которым не повезло и они общались близко (интимно) с ведьмами, отношение было не очень — черт его знает, все-таки с нечистой силой вместе спал. Тогда считалось, что ведьмой потенциально может быть почти любая женщина. Типа как простуда. Еще вчера человек был здоров, а сегодня простудился, чихает и кашляет. Так и женщина. Живет и наивно думает, что она нормальный человек. А в один прекрасный день начинает чихать и кашлять, т.е. становится ведьмой. Поэтому лучше держаться для собственной безопасности от них, женщин, подальше. Стоит ли после этого удивляться, что на западе так в чести нетрадиционные отношения.
Но в какой-то момент, то ли дрова в Вюрцбурге закончились, то ли женщин всех извели, но этот шабаш наконец-то прекратился, а в городе вместо этого стали производить знаменитое франконское вино и не менее знаменитые вюрцбурские колбаски и бифштексы. Т.е. жарить любят по-прежнему, но, согласитесь, совсем другое дело.
От такого бифштекса реально отказаться очень трудно. Мясо тает во рту. Вот что значит жарить со знанием дела.
Но в памяти города и его жителей все это в подкорке, в генах, живет. Только здесь на упреки своего мужа, что она плохая жена, могут послать по вюрцбурски — «иди и расскажи об этом бургомистру».
Конечно, первое, что бросается в глаза в городе — возвышающаяся над всем городом крепость Мариенберг. Пишут, что на этой горе жили еще кельты более тысячи лет назад до рождества ХРИСТОВА. Это одна из немногих средневековых больших крепостей, какие умудрились практически в целости и сохранности дожить до наших дней. Именно благодаря наличию такой мощной крепости на протяжении веков Вюрцбург оставался независимым епископством. Правда, во времена Тридцатилетней войны крепость завоевали шведы, но не разрушили ее, а наоборот, еще более укрепили. Ими же были разбиты возле крепости виноградники, из какого сегодня и делается знаменитое франконское вино.
В семнадцатом веке крепость еще более укрепили, именно в таком виде крепость дошла до наших дней. Укрепили не зря — именно благодаря крепости удалось отстоять Вюрцбург от нашествия прусских войск во время войны Баварии и Пруссии — крепость держалась до заключения перемирия. Крепость не просто возвышается над городом — парит над ним. Это главная доминанта всего ландшафта.
А с самой крепости открывается великолепный вид на город и окрестности.
Общая панорама города. Вид с крепости.
Мост соединяет крепость и Старый город, его длина около 180 метров, мост украшен фигурами епископов и святых и является также одним из символов Вюрцбурга.
Необходимо сказать, что во время Второй Мировой войны город был почти полностью разрушен англо-американской авиацией. Было два чудовищных по силе авиаудара, первый вызвал огромные разрушения и пожары, второй разрушил то, что чудом уцелело после первого налета. Что любопытно, крепость Мариенберг англо-американцы целенаправленно не трогали, рассчитывая ее использовать в оккупационных целях. Восстановление после войны Вюрцбурга — это действительно славная страница в истории Германии, с какой может поспорить только история восстановления Дрездена.
Удалось восстановить внешне многие красивейшие соборы города, а вот внутри смотреть там практически нечего — соборы внутри восстанавливать (расписывать) не стали.
По фото видно, что иногда начинал идти мелкий неприятный дождь, какой лишил фотографии солнца и иногда попадал на объектив.
Но главное, на мой взгляд, удалось заново воссоздать это непередаваемое очарование бесконечных лабиринтов из улочек, бюргерских особнячков, барочных построек, невероятной лепнины домов и бесчисленного числа маленьких памятников, обелисков и знаков. Именно это придает городу особое очарование и делает его атмосферу какой-то не просто легкой, а в сочетании с франконским вином и виноградниками в черте города до головокружения игривой и приятной.
И еще — центр города невероятно вкусно пахнет от бесчисленного количества всевозможных кофеин и кондитерских. Вино около моста разливают непрерывно бокалами, пользуется большим спросом. Понимаю, что это взгляд однодневного туриста, но жизнь центра города кажется простой, веселой и беззаботной.
Жители города на нас произвели также самое положительное впечатление. Утром следующего дня мы думали купить франконского вина, но было раннее утро, и магазины не работали. И вдруг мы увидели хозяина маленького магазина, он приехал на авто с целью поменять его на велосипед, какой у него стоял в магазине. Когда я подбежал к нему, он успел закрыть магазин и ехал на своем вело прочь от магазина. Немецкого я не знаю, английского не знает он. Но мы на пальцах стали разговаривать, и в результате он вернулся, бурча, как я понял, что у него мало времени, снял магазин с сигнализации, запустил кассу, и теперь это вино стоит у нас дома и ждет Нового года. Большое ему от нас спасибо за терпение и внимание.
И скромному работяге — виноделу в этом городе тоже нашлось место, причем в виде городского питьевого источника воды.
Да, есть еще в этом городе невероятная по своей помпезности резиденция епископов. Вот в таких стенах и рождаются великие замыслы по искоренению ведьм. На мой взгляд, это здание может быть дворцом, военным штабом, музеем, но только не жилищем смиренных служителей культа. Наш Зимний, кажется, поменьше будет. В общем, местная власть скромностью не страдала.
В справочниках указано, что после ее полного восстановления в 2006 году, резиденция включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Не знаем, внутри в этот раз нам побывать не удалось. А вот внешне… Невероятное по размерам, гигантское помпезное здание, с еще более гигантской площадью. Как говорил немецкий король Фридрих Великий, в Германии любая площадь в первую очередь предназначена для проведения военных парадов. Когда смотришь на ЭТУ площадь, понимаешь — точно для военных парадов.
Как там у Антонова? «Есть улицы центральные…с гирляндами огней». А нам действительно милей улицы виноградные, абрикосовые и тенистые. Именно они, старые, восстановленные, уютные улочки Вюрцбурга и делают его городом, в который всегда хочется приехать.
Этап третий. Незапланированное счастье. Музей Sinsheim.
Мы ехали по автобану Германии в сторону Страсбурга.
C каждым днем я все лучше и лучше узнавал машину. Аудиосистема в машине была с очень даже хорошим звучанием, но проигрыватель рассчитан только на один диск. В принципе, мелочи, конечно. Но при езде на приличные расстояния мне иногда хочется сменить тематику музыки, добавить разнообразия. При этом возиться с установкой нового диска при скоростях немецких автобанов нет никакого желания.
Поэтому в Вюрцбурге присмотрелся внимательно к аудиосистеме и сразу обнаружил современный вход для подключения наружных аудиосистем. В телефоне у меня закачано примерно 20 часов самой разнообразной музыки, поэтому подключив телефон, убил сразу двух зайцев — и телефон заряжается, и возможности музыкального прослушивания сразу стали практически безграничными.
Но в целом, все-таки, больше семерки по десятибалльной шкале, аудиосистеме поставить не могу. И все дело в управлении. Нет, управление на руле вполне на уровне и достаточно стандартно. А вот ручное управление на центральной панели просто слепое, а регулировки невероятно сложные. Думал добавить немного басов, так замучился искать в этих уровнях-подуровнях нужную регулировку. Кругляшок увеличения-уменьшения громкости ну очень маленький, безобразно маленький и стоит где-то сбоку так, что его трудно найти, приходится отрывать взгляд от дороги. Такое впечатление, что поставлен только для того «чтобы было». Пользоваться им совершенно неудобно, причем как в городе, так и на трассе. Обычно в городе, когда приходится в городских условиях много работать рулем, стараюсь пользоваться ручным управлением на центральной панели. Увы, в Хендай, при всех режимах, приходится рассчитывать только на управление на руле.
Мы проезжали по автомагистрали А6 между городами Маннхайм и Хайльбронн, когда жена стала дергать меня за рукав и говорить, смотри, везде указатели на какой-то музей техники. Давай завернем, нам и продукты нужны. Когда я сталкиваюсь с такой логикой, почему-то всегда впадаю в ступор. Наверное, в моей скудной голове не может никак сложиться пазл, как сочетается музей техники с продуктами. Проще согласиться, если не можешь понять непостижимое. Так получилось и в этот раз. Поэтому, без всякой иронии и преувеличения, можно смело сказать, что благодаря жене и случаю, мы оказались в сказке технического прогресса — в Музее автомобилей и техники в Зинсхайме (Музей Sinsheim.).
От съезда с автомагистрали дорожные указатели ведут к бесплатным стоянкам легковых автомобилей и автобусов. Этих стоянок великое множество. Место для паркинга найдется всегда.
Открытый в 1981 году, в настоящее время музей в Зинсхайме представляет крупнейшую в Германии частную коллекцию исторических автомобилей Майбах, Мерседес и Бугатти, несколько сотен мотоциклов, самолеты, автомобили-рекордсмены, болиды и спорткары, локомотивы, военные и грузовые автомобили, двигатели большой мощности и многое другое.
Внешний вид музея — хорошо видны ТУ-144 и Конкорд. Фото не наше — так высоко туристов не пускают.
В 1999 году музей получил советский сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144. После транспортировки морским путем и по автомобильным дорогам из Москвы в Зинсхайм, в 2001 году, самолет был установлен так, как это видно на фото. А через 4 года коллекция пополнилась самолетом «Конкорд» компании Air France. Сегодня Музей автомобилей и техники в Зинсхайме — это единственный в мире музей, в котором можно осмотреть два первых сверхзвуковых пассажирских самолета, два конкурента технической мысли.
Необходимо сказать, что музей открыт круглый год, без выходных и праздников, 365 дней в году, с 9 до 18 часов.
Если честно — дай мне волю, в этом музее можно запросто провести неделю минимум.
Вот закройте глаза и попробуйте пофантазировать. Что хотите увидеть?
Автомобили периода расцвета американского автопрома — огромные, вальяжные и красивые. Периода, когда Америка безоговорочно правила балом — пожалуйста.
А может изысканные ретро автомобили как предметы роскоши. Когда такие авто были не столько воплощением передовой технической мысли, сколько произведениями искусства? Пожалуйста!
А может, Вы, как и я, увлекаетесь военной историей и Вам невероятно интересно посмотреть на образцы вооружений воюющих держав. Без проблем!
А может — увлекают невероятно стильные кабриолеты? Запросто!
Или кабриолеты повышенной проходимости для выездов знати на пикники? Есть и такие.
Кто-то наверняка мечтает о блистательных купе для вечерних выездов в свет. К таким авто идеально подходят смокинги, вечерние платья и бриллианты.
Да ладно, это все пусть и блистательный, но все — же вчерашний день.
Отлично — тогда для всех желающих можно осмотреть самые скоростные болиды и машины-рекордсмены скорости.
Это все, конечно, здорово, но это для высоких профессионалов. А вот, чтобы мог сесть ты и ощутить весь драйв современного спортивного автомобиля.
Есть и такое, ТАКОЕ, от которого слюни начинают течь непроизвольно и в два ручья.
Конечно, жена преподнесла мне просто сказочный подарок. Столько положительных эмоций! В благодарность от такого подарка, пошел к администрации и упросил строгих охранников дать немного прокатиться на гоночном болиде жене.
Дали, только колеса были приварены. Но зато фото на память получилось.
Поверьте, для того, кто любит технику — это почти рай, отсюда просто невозможно уехать. Но немцы не были бы немцами, если бы не припасли еще одну фишку — уникальный 3D-кинотеатр IMAX. В рекламном буклете, какой выдают вместе с билетами, пишут, что больше такого кинотеатра в Европе нет.
Это кино нового тысячелетия на гигантском экране размером 22 х 27 м.
Благодаря особой технологии съемки и воспроизведения IMAX 3D действие фильма разворачивается не только на экране, а в зрительном зале тоже. Прямо перед вами пролетают самолеты и встают огромные динозавры в натуральную величину! До них почти можно дотянуться рукой — все выглядит настолько реалистично, что стирается грань между фильмом и действительностью. Правда, предупреждают, что людям с болезнями сердца и …мочегонной системы лучше от просмотров воздержаться.
Вот такое получилось у нас незапланированное счастье. Да, а продукты мы потом купили здесь же, в километре от музея, в ближайшем супермаркете. Пазл сложился легко и непринужденно.
Этап четвертый. Страсбург или «Маленькая Франция».
Наш путь лежал в Страсбург — историческую столицу Эльзаса, город и памятник архитектуры всемирно-исторического значения. Начинало выявляться, может быть, главное достоинство нашей машины — ее огромная автономность хода. Когда я настроил «под себя» бортовой компьютер и вывел цифру автономности хода на дисплей — сначала не поверил. При полном баке, автономность хода при среднем расходе 6,3 л/100 км составляет около 940 километров. На мой взгляд, великолепный показатель. То, что надо для дальних путешествий. Судя по всему, машинка под эту идею и создавалась. Не сразу обратил внимание, а потом уже на трассах стал замечать, что за счет вынесенных вперед и в сторону передних дуг, лобовой обзор улучшился, без проблем просматриваются две ближайшие от машины полосы движения. Поэтому при движении по равнинным дорогам обзорность перед водителем следует считать превосходной. Обзор сзади — значительно хуже. Обзорность явно принесена в жертву стилю. Если пользоваться только зеркалом заднего вида — жди беды. И слева и справа имеются ярко выраженные слепые зоны, поэтому пользование боковыми зеркалами при любом перестроении и в любую сторону, просто обязательно.
Наша машина уверенно пожирала километры, двигаясь в сторону Рейна. За Рейном собственно начинается Франция и сразу располагается Страсбург.
То, что переехал границу Германии и Франции, понимаешь почему-то сразу. И дело здесь не только в других дорогах, знаках и архитектуре. Все это, конечно, тоже присутствует. Но на стороне Франции, как только пересек эту невидимую границу, как по взмаху волшебной палочки, сразу вырастает огромное количество арабов — и мужчины и женщины, особенно много детей. Какие предлагают что-то у них купить, помыть авто, почистить стекло, самые наглые клянчат деньги просто так, ничего взамен не предлагая. Хорошо, что продолжается это относительно недолго, дорога расширяется, светофоры становятся не так часты — автопоток ускоряется, и они исчезают. Наверное, непосредственно на границе с французской стороны, у них там насиженное место.
Страсбург имеет статус европейской столицы только с 1992 года, поскольку является местом заседания Совета Европы и Европейского Парламента. Но Страсбург еще со времен Средневековья неизменно поражал старушку Европу. То его уроженец Иоганн Гутенберг изобретет книгопечатание, чем прославит город в веках и надолго сделает его центром культурной и научной жизни Европы. То здесь, в провинции, взяли и построили гигантский Кафедральный собор, который на несколько столетий превратится в высочайшее религиозное сооружение мира. То в доме мэра на площади Брогли зазвучит великая Марсельеза, которая позже станет величайшим гимном французских революционеров и гимном современной Франции. То из-за этого города на протяжении веков будут враждовать великие соседи — Германия и Франция.
Сегодня Страсбург, наоборот, символ примирения Франции и Германии, двух государств-первооснователей Европейского союза. Первое, что бросается в глаза, в городе много молодежи всех цветов и национальностей — Страсбург студенческий город.
И передвигаются эти молодые, в своей массе небогатые люди, на велосипедах. Велостоянки, как и велодорожки, разбросаны по всему городу. Судя по тому, что свои вело хозяева скрупулезно оберегают и закрывают на всевозможные по конструкциям замки — кражи велотранспорта здесь не редкость. Мы прошли совсем немного и нашли этому документальное подтверждение.
А нечего цеплять за колесо. Цепляй, как положено — за раму. Вот и наказали.
Наш отель располагался на тихой улочке, но совсем рядом с привокзальной площадью.
Сам вокзал, как матрешка, накрыт сверху еще одним куполом.
Это сделано специально для защиты здания вокзала, какое является одним из старейших зданий в городе.
Здание в здании — очень интересное инженерное решение.
Весь центр города, так называемый «Большой остров» (Гранд-Иль, фр. Grande Ile), окруженный рекой Иль, признан ЮНЕСКО мировым наследием человечества из-за неповторимости архитектурного облика, в частности, такие объекты как Страсбургский собор и квартал Маленькая Франция. Это первый для Франции случай, когда в список всемирного культурного наследия внесен весь центр города.
Собор Страсбурга невероятно грандиозен. Его северная башня 142-метровой высоты, даже сегодня, кружит головы путешественникам. По легенде, на нее, преодолевая более 300 ступеней, любил регулярно взбираться студент Гёте: таким образом он пытался бороться со страхом высоты.
Устремленная к небу 142-метровая башня.
И тут мы купились на туристический развод! Дело в том, что нам очень хотелось посмотреть вживую на знаменитые астрономические часы XVIII века, какие находятся внутри собора. Они показывают и фазы луны, и затмения солнца, и движения планет и даже прецессию земной оси, которая происходит каждые 25 800 лет.
Каждый день, но только один раз в день, в 12:30 двенадцать апостолов «выплывают» из часов и преклоняют колени перед Иисусом Христом, а также кукарекает петух. А каждый час под бой колоколов заводная фигурка Спасителя прогоняет Смерть, не позволяя ей косить время. Это я сейчас процитировал выдержки из рекламного буклета. Здорово! Ну как можно это пропустить?
Поэтому мы неслись к собору — необходимо обязательно успеть! Лучше придти заранее, вдруг будет очередь на такое интереснейшее представление.
Что это — массовое помешательство или гипноз? Не знаем. Но очередь желающих к часам достаточно большая. Вход, естественно платный. Мы выстояли, прошли, а потом еще минут сорок стояли и ждали начала действа в тесноте и духоте перед часами. Народ непрерывно искал лучшие для обзора места. Настраивали фото и видео. Я тоже от них не отставал.
Вот они — астрономические часы. Перед этим нам минут двадцать показывали целый фильм, как цепляются колесики, как все грузики и противовесы до миллиграммов взаимно уравновешивают друг и друга, как люди в белых халатах и масках протирают и чистят механизмы и т.д. и т.п. В общем, делали все, чтобы народ не разбежался. Я уже подумал, что сейчас будет что-то намного круче часов в Праге.
А дальше было так — закукарекал петух (слева вверху), Смерть (в центре, в нижнем ряду) ударила в колокольчик, двенадцать апостолов (верхний и нижний ряды) дружно поехали и прошли мимо СПАСИТЕЛЯ. После чего петушок (вот сволочь — время тянет) снова прокукарекал. ВСЕ!!! На все про все ушло секунд 10. Не засекал, беру с запасом, думаю реально вдвое меньше. Стало обидно за развод до слез. А когда я оглянулся и увидел, что охрана разбирает оцепление, понял, что лохи, типа нас, здесь водятся строго по времени (и даже знаю это время — 12:30), потому что в любое другое время доступ к часам бесплатный. Наверное, в этом (поймать лоха) и есть истинный глубинный смысл каждый день происходящего действа. Некоторые потом все еще стояли и думали, что не началось, а уже все давно закончилось.
Намного более сильное впечатление производит соборный орган — вот это действительно произведение искусства. Орган не только бесподобно звучит, когда-то, говорят, лев, какой находится, если приглядеться, в самом низу органа, мог даже рычать. Но сегодня, наверное, по причине преклонного возраста, лев стал тихим, и добиться от него рыка никак не получается.
Как сейчас помню, точно напротив органа ко мне подошла жена и сказала, что в этом соборе обязательно надо найти еще какую-то обезьяну. Тут, грешен, меня прорвало. Какая еще обезьяна — два с лишним часа потеряли просто так, стояли в духоте и давке, деньги заплатили за непонятно что, спина отваливается — и все ради петушковых ку-ка-ре-ку!? А сколько мы эту обезьяну искать будем — еще часа три? И ради чего? Чтобы она нам рожу сделала — спасибо, уже сыт.
Наверное, меня так тянет путешествовать и посещать разные места, в том числе и соборы и храмы, чтобы сказать ВСЕМ, от кого это зависит, огромное спасибо, за то, что у меня ТАКАЯ жена. Она вздохнула и сказала — ну тогда пошли. Правда, вижу, что сейчас, каждый раз, когда она просматривает фотографии Страсбурга, вздыхает и вполголоса говорит: «А обезьяну так и не нашли». Теперь понимаю, что, наверное, нужная обезьяна была, раз ее так непременно надо найти.
Если от соборной площади спуститься к реке — попадешь как раз на стоянку знаменитых речных трамвайчиков.
Но мы не поехали. Придя в себя после соборных событий, а речной воздух быстро возвращает и силы и расположение духа, мы отправились бродить по уголкам знаменитой Маленькой Франции. Трудно найти еще более прекрасное место на свете!
В это сейчас невозможно поверить, но несколько веков тому назад в Маленькой Франции располагалась больница, в которой лечили сифилис, называемый тогда французской болезнью. Отсюда и название района. Те, кто выжил, далеко не уходили, а жили здесь же. Так и образовался этот квартал.
Той клиники уже давно нет, а квартал с тех пор полностью преобразился: извилистые улочки, испещренные многочисленными каналами, удивительные фахверковые домики, старинные здания, рестораны, скамейки и… целое море цветов.
А какие здесь названия улиц! Мы прошли по проспекту Лечебных омовений, мимо Дома кожевников вышли на Кружевную улицу, пересекли Цветочную площадь и пошли в сторону Ансамбля Крытых мостов.
Поражает район также своими многочисленными шлюзами и узенькими каналами — как по ним корабли ходят, не представляю. Порой расстояние между берегом канала и бортом речного трамвайчика сантиметров десять —двадцать. Фантастика.
А заканчивается Маленькая Франция, если идти от центра города (от собора), грандиозным Ансамблем Крытых мостов и дамбой Вобана.
Думается, это сегодня самый узнаваемый вид Страсбурга. Снято с дамбы Вобана с видом на Собор и башни.
Первоначально мосты между башнями были покрыты прочной деревянной кровлей, откуда и возникло их название, однако в 1784 году кровля была разобрана, так как к тому времени сооружения полностью утеряли свое оборонительное значение.
А это знаменитая дамба Вобана — маршала Франции, большого инженера и изобретателя, ее создателя. В случае подхода неприятеля, огромные каменные ворота, какие в этой галерее стоят на цепях, сбрасывались вниз и перекрывали плотиной всю реку. В результате, по расчетам Вобана, половина Страсбурга подлежала затоплению, но историческая часть отсекалась от неприятеля огромным водным пространством, которое затем простреливалось все с башен.
Все это — очаровательный Страсбург, который можно обойти пешком за пару дней. А мы на пару дней сюда и приехали. На второй день мы пошли в другую сторону — в сторону Площади Республики. По дороге наблюдали огромное количество всевозможных мостов — мосты Страсбурга бесподобны. Не будем строить из себя Знаек — сколько всего мостов в городе, не знаем.
Прошли мимо дворца Рогана.
Конечно, это уже не «уютная» архитектура «Маленькой Франции». Барочный дворец Рогана, чьи фасады выходят на набережную реки Иль и на Замковую площадь, производит впечатление величественного имперского здания. Здесь останавливались многие королевские особы, включая Людовика XV, Марию-Антуанетту, Наполеона I и двух его жен — Жозефину и Марию-Луизу.
Именно здесь размещаются самые любопытные музеи Страсбурга — археологический, прикладного искусства, изобразительного искусства.
В последнем музее собраны бесценные шедевры Джотто, Боттичелли, Рубенса, Гойи и Веронезе.
Однако у нас было только два дня, а на осмотр всего, что находится во дворце Рогана, наверное, не хватит и недели. Поэтому мы сделали вид, что гуляем и гордо прошли мимо.
Площадь Республики, конечно, хороша — помпезные, красивые, богатые здания в окружении прекрасного парка. Центр европейской бюрократии. Именно здесь, в том числе, принимались решения по санкциям в отношении России. Почему-то вспомнился наш народный фильм «Ликвидация» — «а может, пальнуть по ним разок или хотя бы стекло высадить?». Шутка. Мы автопутешественники и люди сугубо мирные. Пока. Опять шутка.
А вот замысел и воплощение этого памятника поражают и заставляют задуматься об очень многом. И без всяких шуток.
Мать, какой выпало невосполнимое горе оплакивать своих двоих убитых сыновей. Один яростно сражался за Германию, второй яростно за Францию. Матери достались два трупа.
Есть о чем подумать. Около этого памятника мы стояли долго…
О Страсбурге можно говорить бесконечно, он этого заслуживает, но о двух площадях этого города необходимо сказать особо.
Площадь Гутенберга появилась в Страсбурге благодаря Иоганну Гутенбергу, который именно здесь запустил первый книгопечатный станок. Это событие прославило не только самого Гутенберга, но и город, который на целых два века обрел статус культурной и научной столицы Европы. Спустя 400 лет после изобретения книгопечатания, в 1840 году, жители Страсбурга воздвигли памятник великому мастеру и назвали в его честь площадь.
В руках у изобретателя первый печатный лист Библии, на котором написано «И стал свет…».
Площадь Клебера, в центре Старого города, считается самой большой в Страсбурге. А Клебер, в честь которого она названа, был знаменитым французским генералом, участником Наполеоновских войн и уроженцем Страсбурга. К Рождеству именно на этой площади устанавливают главную елку Эльзаса, а здания вокруг подсвечиваются миллионами разноцветных огней.
Вот таким нам запомнился Страсбург.
И напоследок — небольшое лирическое отступление по поводу подземных парковок Франции вообще и Страсбурга в частности. Уже написано во многих отчетах и в наших, в том числе, что подземные парковки Франции спроектированы специально для проверки водителей на психическую устойчивость. Но то, что мы увидели и испытали в Страсбурге, превзошло все ожидания. Кажется — отель предлагает в качестве услуги собственную подземную парковку. Что еще надо? Однако, когда на ресепшине вызвали горничную и предложили ей пройти вместе со мной посмотреть машину, я насторожился. Оказалось, что въезд в парковку ТАКОЙ узкий, что проходит по ширине далеко не каждая машина. Наша Субару Трибека не прошла бы туда НИКОГДА. Хендай проходил, но с каждой стороны оставалось не более 2 см зазора. Какие там парктроники современные! Выскакивал бесчисленное число раз из машины, чтобы убедиться что прохожу. Но это были еще цветочки. Спуск настолько крутой, что реально ощущаешь, как машина клюет носом и падает в колодец. Однако спуск и подъем — понятия несовместимые. Вот где настоящий адреналин, на подъеме. Когда поднимаешься вверх, кроме потолка не видно ничего, а ведь надо до сантиметра вписаться в узкие ворота. Поэтому отель дает горничную, какая с помощью поставленного крика руководит спуском в гараж и подъемом оттуда. Полный бред. Стоит ли удивляться после этого, что все стены и углы ободраны самым капитальным образом. Нет, определенный смысл в этом есть — после любого, неважно спуска или подъема, хочется пройти в ближайший бар и снять стресс, выпить. А если серьезно, теперь, при любом посещении Франции, буду искать исключительно наземные парковки и Вам рекомендую делать то же. Правда, сами французы вроде относятся к этому вполне спокойно. Видели, как на набережной выезжал француз на Ситроене С-5. Классная ведь и совсем не дешевая машина. Задним ходом — БАХ, отодвинул машину, передним — БАХ, сделал то же самое. Всех распихал и уехал, только у задней машины бампер треснул, и осколки краски кругом лежат. Рядом с нами немцы шли, укоризненно смотрели и качали головами. Да и у меня от увиденного поубавилось желания парковаться в таких местах. Поэтому, во Франции, прежде чем припарковать свою машину, лучше заранее хорошенько подумать.
Мы оставили Маленькую Францию позади и держали путь в сторону одного из самых раскрученных туристических мест уже Большой Франции — в сторону долины реки Луары и ее королевских замков.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.