По Европе на доме на колесах

26.02.2014 | 79526 просмотров

Мюнхен — Итальянские Альпы — Верона — Венеция — Милан — Швейцарские Альпы — Лихтенштейн — Мюнхен.

Основное повествование написано моей любимой женой. Т.е. описание всех достопримечательностей, впечатления и т.д. А от меня в нем технические детали, цены, в общем, проза жизни. Все мои комментарии отмечены «Водитель:».

Хочу рассказать о нашем путешествии в доме на колесах — караване. Ездили мы уже не в первый раз, поэтому можем считать себя опытными караванщиками. Конечно, всей логистикой занимался муж — Борис. Выбирал и заказывал машину, разрабатывал маршрут. В соответствии и с моими пожеланиями, естественно.

Водитель:

Начнем с того, почему именно караван (дом на колесах, motorhome).

Это у нас уже не первое путешествие на караване. Впервые, 8 лет тому назад, совершенно случайно наткнулся на рекламу в интернете, которая обещала совсем смешные цены. Забегая вперед, скажу, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Начитавшись про караванинг в интернете, решили рискнуть. И с тех пор «подсели» на этот вид путешествий. С тех пор мы ездили по миру достаточно немало, и просто останавливаясь в гостиницах, и беря гостиницы плюс машину, и, естественно, на караване. Наши выводы:

1. Если вы едете в большой город и планируете весь отдых провести в этом городе и окрестностях, берите только гостиницу. Машина в большом незнакомом городе — только обуза. Пробки и парковки съедают на нет все достоинства машины. Городской транспорт прекрасно развит во всех европейских городах и экономит кучу времени и нервов.

2. Вы хотите осмотреть несколько европейских столиц за одно путешествие и планируете останавливаться на несколько дней в каждой. Тогда смело заказывайте гостиницы в каждом городе и берите обычную машину.

3. Ваша цель не только большие города, но и достопримечательности в провинции плюс природа? Тогда караван — это идеальный выбор.

Самый основной плюс каравана кроется в его названии. Это действительно удобный и комфортабельный дом на колесах. Если вы едете путешествовать летом, то все гостиницы по пути следования нужно заказывать заранее. Все более или менее приличное в горячий сезон забито. А как бы тщательно вы ни планировали поездку, всегда на маршруте возникают непредвиденные обстоятельства. Совсем необязательно что-то плохое, наоборот. Вам захотелось побыть в каком-либо месте подольше? В гостинице/кемпинге дали путеводитель по окрестностям, и вы увидели места, о которых до сих пор не слышали и которые очень хочется посетить? Если у вас по всему пути следования забронированы гостиницы, то у вас очень мало степеней свободы для спонтанного изменения маршрута.

Какой караван выбирать

Моделей караванов много, большинство из них весят 3 499 кг — специально, чтобы подходили для водителей с категорией «B». Чтобы путешествие было действительно комфортным, выбирайте караван чуть большей вместимости: для двоих берите машину, рассчитанную на 3 или 4 человек, для четырех — для 6 человек. Из личного опыта, в караване, декларируемом как подходящий для 4 человек, двум взрослым и двум детям реально неудобно.

Для данной поездки вдвоем мы брали машину класса «Group Comfort Standard». Построен на шасси Фиат Дукато. Дизельный двигатель 2.3 JTD. В этой поездке я был потрясен тем, что получил караван с автоматической коробкой передач. Раньше про такое в старушке Европе и не слыхивали. Также в наличии круиз-контроль. Кондиционер рассчитан на переднюю часть машины, в жилом отсеке только отопление.

В машине: холодильник, газовая плита, раковина для мытья посуды, умывальник, туалет, душ, обеденный столик с диванчиком и кровати.

В моделях караванов, начиная с 2012 года, задняя двуспальная кровать сделана из двух кроватей по бокам, а между ними выдвижной ящик, в который закладываются дополнительные матрасные подушки. В итоге получается 2-х спальная кровать 2 на 2 метра. На снимке вверху видна кровать в сложенном состоянии. На снимке внизу красной стрелкой отмечен тот самый выдвижной ящик.

Скажу честно, что в предыдущих моделях, в которых кровать была неразборной и меньше (1,90 * 1,60), спать было удобнее. Там был цельный матрас, а здесь ребра матрасных подушек иногда давали о себе знать. Эту, на мой взгляд, неудачную конструкцию внедряют сейчас везде. Видели люксовые караваны ценой более 300.000 евро с такой же кроватью.

В машине также находятся два газовых баллона для плиты, отопления салона и холодильника. За все наши поездки на караване, которые длились 2-3 недели, ни разу не переключался на второй газовый баллон, хотя готовили в машине достаточно много. Холодильник имеет три режима работы: на аккумуляторе жилого модуля (караван имеет отдельные аккумуляторы для жилой части), на внешнем электричестве и на газе. Когда машина едет, холодильник работает от аккумулятора. На стоянке, когда она не подключена к внешнему электричеству, холодильник работает на газе. В предыдущих моделях режимы холодильника надо было переключать вручную, а теперь все делает автоматика.

Бак для воды достаточно большой, если честно, не знаю на сколько литров. Хватает примерно на неделю для 2-х человек. Естественно, речь идет о воде для хозяйственных нужд, а не для питья. Использованная вода стекает в бак под днищем машины, который надо сливать в специально отведенных для этого местах в кемпингах или на заправках.

Туалет химический. Мы им пользуемся достаточно редко, в основном ночью. Днем используем туалеты в кемпингах и на заправках. Кассету туалета за 2 недели сливаем 1-2 раза.

В жилом отсеке около двери находится блок датчиков зарядки аккумуляторов, баков с чистой и использованной водой и т.д. Так что не приходится задумываться, когда и что надо заполнять или сливать.

Где заказывать караван и сколько это стоит

В Европе масса фирм занимается арендой караванов. Можно найти небольшую контору, которая сдает в аренду 3-4-летнюю машину за умеренную цену. Но, беря машину в маленькой компании, вы рискуете испортить свое путешествие. Если с караваном что-либо случится, маленькая фирма не сможет предоставить вам другой караван, особенно, если вы находитесь за 1000 километров от них. Поэтому мы всегда берем караван в McRent. Это франчайзинг с множеством пунктов аренды по всей западной Европе. Цены варьируются в зависимости от места. Дешевле всего брать во Франкфурте. К сожалению, Франкфурт никак не стыковался в этот раз с нашим маршрутом, поэтому решили брать машину в Мюнхене.

Цена также зависит от сезона. Внизу приведена таблица сезон/модель/цена. Торговаться можно и нужно! Пишите им на электронную почту, просите прислать их предложение на выбранную машину и дата. Когда пришлют, смело отвечайте, что рассчитывали на более низкую цену, что их порекомендовали друзья, которые уже брали там караван. Как минимум 10-15% скидки можно получить. Если вы уже один раз брали там караван, 10% скидки полагается вам изначально. Мы ездили в начале сентября, брали караван на 15 дней. Стандартная цена: 140*15 = 1960 евро. В итоге мы выторговали 460 евро скидку, машина нам обошлась в 1,500 евро.

В цену входит сама машина и страховка. И все. Необходимый минимум для поездки в доме на колесах — посуда, постельные принадлежности и стол со стульями для кемпинга (не сидеть же в кемпинге внутри машины, особенно если погода хорошая) — в цену не входят. За аренду всего вышеперечисленного фирма берет дополнительные деньги, примерно по 80 евро за каждое (постельное белье, включая подушки/посуда/столик со стульями).

Получение машины

Во-первых, необходимо иметь при себе права, где указан стаж вождения не менее 3 лет. Также необходимо быть старше 25 лет.
С вас попросят залог в 1.200 евро на случай, если с машиной что-либо случится. Страховка покрывает ущерб свыше этой суммы. Залог можно внести только кредитной картой. Наличные платежи не принимаются. Залог возвращается немедленно при возврате машины.

При получении каравана, тщательнейшим образом проверяйте его и заносите все, даже мельчайшие царапины. Не стесняйтесь попросить лестницу и осмотреть крышу. При возврате машины ее будут обнюхивать со всех сторон и требовать с вас минимум 50 евро за каждую царапину.

Важно для всех, кто планирует останавливаться в кемпингах, вне зависимости от средства передвижения!

В Европе кемпинги на каждом шагу. От самых простых до 5-звездочных, с ресторанами, бассейнами, собственными мини аквапарками и т.д. Цена за ночь в нормальном кемпинге варьируется от 20 до 40 евро. Но вы можете приобрести карточку клуба кемпингистов ACSI: http://www.campingcard.co.uk. Эта карточка дает скидку от 10% до 50% в очень многих кемпингах.

Вместе с карточкой можно приобрести программу поиска кемпингов на карте. Программа дает возможность искать кемпинги не только по местоположению, но и по различным дополнительным параметрам, таким как наличие WiFi, тихо ночью или не очень, расстояние до остановки общественного транспорта и т.д. Карточка вместе с программой стоят около 25 евро. Рекомендую всем, кто собирается останавливаться в кемпингах Европы. Реально экономит деньги! Купить можно практически в любом туристическом магазине Европы.

Маршрут и навигация

Я не люблю поездки «галопом по Европам», да и вообще мы едем отдыхать. Поэтому маршрут планируется таким образом, чтоб сидеть за рулем не более 3, в редких случаях 4 часов в день. А также планирую дни, когда мы вообще никуда не едем.

При планировании маршрута поездки на караване не повторяйте ошибок нашей первой поездки. Караван предназначен для неспешного отдыха, поэтому аэродинамика у него просто никакая. После 110 км/час он начинает вести себя как парус, и управляемость машиной теряется. Поэтому не рассчитывайте, что на немецких автобанах вы будете лететь, как на обычной легковой машине.

Для навигации я использую 2 программы для телефона: Sygic и Waze. Обе можно использовать и на Android и на iOS. Waze это программа, которая показывает обстановку на дороге в реальном времени. Это же и является ее основным минусом за границей — ей нужен интернет, а в роуминге это очень недешевое удовольствие. Поэтому как основной навигатор используется Sygic, а когда втыкаешься в дорогу, перекрытую из-за дорожных работ или чего-либо другого, тогда на помощь приходит Waze. У Sygic есть два неоспоримых плюса перед другими навигационными системами. Во-первых, он в очень ясной и доходчивой форме показывает дорожные развязки. В Европе это немаловажно, когда попадаешь на развязку с 20 выездами и 5 из них через 2 метра друг от друга. Проскочил, заехал не в тот поворот и катайся до разворота и обратно километров 30 лишних. Sygic эту проблему снимает. Во-вторых, он показывает максимально разрешенную скорость на данном участке дороги.

Пока все, передаю слово жене. :)

Поехали!

Маршрут наш начинался с Мюнхена. Живем мы в Израиле, прямиком отсюда до Европы не доехать, соседи, знаете ли. Поэтому туда добирались самолетом. Прилетели рано утром. Мюнхен встретил нас проливным дождем и прохладой. По нашим понятиям, практически зима. До караванинга от аэропорта ехали где-то полчаса на такси. К нашему большому удивлению оказался автомат, что большая редкость в Европе. К сожалению, в этой модели отсутствует видеокамера заднего вида. Так что мне всю дорогу приходилось выскакивать из машины и махать руками позади машины. Мы его предварительно весь осмотрели вместе с агентом, все царапины, что нашли, тщательно пометили на схеме и сфоткали. Чтобы потом, при сдаче машины не предъявляли нам счета за не нами причиненный ущерб. Но, мы потом таки поцарапали слегка машину, но об этом позже.

Первым по маршруту у нас лежал Швангау (Schwangau), рядом со знаменитым замком Золушки (Neuschwanstein). Едем, осматриваемся, дышим. Несмотря на непогоду, красота вокруг завораживает, особенно после высушенной травы Израиля.

Приехали в кемпинг, расположились, я соорудила по-быстрому ужин, мы с мужем тяпнули для сугрева за приезд и начало путешествия и пошли изучать окрестности.

Рядом с кемпингом очень милое озеро, плавают уточки, выпрашивают еду.

Вот он, замок виднеется вдали в тумане:

А на утро проснулись и такая красота кругом. Первый раз в жизни видела, как туман стелется над водой, только читала про это.

Ура, распогодилось! А мы переживали, что в дождливом мареве замок и не рассмотришь толком. Но погода нам улыбалась :).

А вот здесь интересно, куча всяких кабачковых, всевозможных форм и цветов, многих я и в глаза не видела, рядом еще тыквы есть. Продавца нет, зато висит ящик. На нем вывеска, что сколько стоит. Кто хочет брать, кидает денежку в ящик и забирает, что выбрал. И никто не проверяет и видеокамер нет, так странно, неужели все честные такие. Мы брать не стали, только пофотографировались на память.

Утро, свежий воздух, красота вокруг просто опьяняют.

Тут многие останавливаются для фотосессии, очень уж место удачное.

Подъехали мы к стоянке, благо в Европе места для стоянки караванов есть почти около каждого интересного места. Отсюда уже виден замок Хоэншвангау, построенный Максимилианом II Баварским, папой знаменитого Людвига.

Мы туда не пошли, решили ограничиться замком сына. Знаменитый Нойшванштайн — замок Золушки — «В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит сказочный замок баварского короля Людвига II. Именно Нойшванштайн стал символом чудесного мира Уолта Диснея, замка Золушки…»

Наверх к замку можно добраться тремя способами: на автобусе, на повозке с лошадками и пешком. Мы поехали на повозке, запряженной двойкой гнедых. По 15 евро с носа, вмещается в повозку человек 8-10. До самого замка, конечно же, не довозят, еще метром 500 надо топать самим.

Вот с этого моста открывается тот самый знаменитый вид на замок, к нему мы пойдем позже.

А пока гуляем по замку, фотографировать там категорически запрещено, только виды из окон, а они очень даже ничего.

Внутри замка все достаточно стандартно, но красиво. Обшитые деревом стены, расписные потолки, резная мебель.

А сейчас топаем к мосту, идти где-то пару километров в гору, для нетренированных задача непростая, но мы справились. Народу на том мосту — не протолкнуться. Большинство — вездесущие японцы.

Пошли обратно вниз и обнаружили, что совсем рядом с мостом есть автобусная остановка. И можно было приехать к мосту сразу на автобусе, а потом уже спускаться к замку, а от него на тех же лошадках спуститься вниз, вместо того, чтобы топать в гору. Будем знать на будущее.

Сегодня мы едем дальше. По плану через Австрию попадаем в Италию. К доломитовым Альпам. Перед заездом в Австрию покупаем виньетку (Vignette) на стекло — это плата за проезд по австрийским трассам. Они бывают на разные сроки, минимальный на 2 дня — 8 евро. Немножко виды Австрии из окна машины:

Приехали мы к совершенно потрясающему кемпингу в Итальянских Альпах — SeiserAlm.

Как все хорошие кемпинги, мест в нем к вечеру уже свободных не было. Нам предложили поставить машину снаружи, за воротами. Но муж пошел уговаривать все-таки найти нам местечко внутри. И ведь нашли. Нам разрешили встать на стоянке легковых машин там, где палаточники паркуются. Уже достаточно прохладно, и их не очень много.

Всем, кто будет в тех краях, могу порекомендовать это место. Дивная красота Доломитовых Альп, тишина, чистота. А душевые-туалеты там вообще на уровне дорогих спа-салонов. Всюду цветы, статуэтки, фонтанчики. Есть сауны и персональные кабины. А еще, отдельная душевая для собак и отдельная для маленьких детей. Эта меня особо умилила. Все такое миниатюрное, аккуратненькое, гномики кругом.

Кроме того, там есть чудный ресторанчик. Он при кемпинге, но со своим названием (ZurQuelle» ( «Atthefountain»). Насколько мы поняли, достаточно известный у местной публики. Из-за близости к Австрии, кухня там не особо итальянская, пиццы нет, но есть паста. Очень вкусный был ягненок, неплохой выбор вин.

Водитель:

Это был единственный кемпинг за все наши поездки, отмеченный на стадии планирования маршрута как обязательный к посещению. Нашел его в рассказах других путешественников об этих местах. И, конечно, это было мое упущение, что не зарезервировал его заранее. Еле уговорил, чтоб нашли нам нормальное место внутри. Рассказал, как нашел отзывы о кемпинге и их ресторане, и как ехал за тридевять земель специально ради них. Хозяин расчувствовался и предложил поехать вместе искать место. Посадил меня в гольф-кар и понесся по горным дорожках с такой скоростью, что я два раза чуть не вывалился.

Теперь насчет резервации кемпингов. В июле-августе желательно позвонить с утра в тот кемпинг, где планируете остановиться вечером. Это в случае, если кемпинг 4-звездный и выше. Кемпинги попроще заказывать не нужно, места есть всегда. В сентябре и в остальные месяцы заказывать ничего не надо. Это был единственный и исключительный случай, когда не было места. Да и то, после уговоров, нам его нашли.

В предыдущих поездках летом было пару случаев, что втыкались в «мест нет». Тоже не проблема. Открываем программу поиска кемпингов (я писал о ней выше), находим еще 5 кемпингов в радиусе 10 километров, выбираем понравившийся и едем туда. Так что нет проблем!

---------------------

Переночевали, позавтракали и пошли в горы.

На ресершене нам бесплатно дали билеты на автобус, они действуют на целый день. Автобусная остановка рядом, и мы поехали к канатной дороге. Было пасмурно, то и дело начинал капать дождь, и народу было мало.

Мы поднялись не высоко, где-то на 1000 метров, наверное. Красота кругом, как на открытках.

Ходят ослики и пони, ждут угощения.

Итальянцы (мы в итальянской части Швейцарии) очень набожный народ. Очень много церквей, часовенок и просто крестов.

Погуляли мы там немного, перекусили и спустились вниз. Многие, пенсионеры в основном, с туристическими палочками потопали в горы. Вообще, пенсионеры в Европе молодцы. Активные, веселые, доброжелательные. Ездят всюду, катаются на велосипедах. Надеюсь, что и мы в старости будет такими же.

Переночевав еще раз в том же кемпинге, мы по головокружительным серпантинам двинулись вниз, в сторону озера Гарда.

Кругом виноградники, из них и делают знаменитые итальянские вина.

Вот и Гарда показалась, ее северная оконечность.

Тут уже тепло, отдыхающих много, по наших наблюдениям, в основном немцы. В Германии уже прохладно, вот они и едут за последними летними лучами в Италию.

Нам очень понравилась именно северная часть Гарды. Здесь много виндсерфингистов. Для них тут рай — ветер всегда одной силы, стабильный без порывов и имеет всего два направления: утром северный и южный — после обеда. Много обучающих центров, где можно взять напрокат все необходимое. Вода теплая, но мы поплавать все же не рискнули, для нас, жарой балованных, она все-таки холодновата.

Ну и раз уж мы в Италии, сам Бог велел пообедать пиццей .

Отдохнув день, мы двинулись дальше. Ехали по западному побережью Гарды, т.к. она более живописная. В самом деле, было очень красиво, вода искрится, солнечные лучи как будто потоками света сбегают с гор.

Дорога однорядная и узкая. Обогнать велосипедистов на большой машине негде. Так и едут длиннющие хвосты за гордо и неторопливо едущими велосипедистами. Они считают себя хозяевами этих дорог, а машины — досадными и не заслуживающими внимания помехами. Поэтому никто из них и не пытается съехать на обочину и пропустить скопившуюся за ними колонну машин.

Часть туннелей настолько узкая и низкая, что караван едва не задевает своды.

«Скромный» рыбный отдел в придорожном магазинчике.

По дороге нам представилась замечательная возможность увидеть пробег раритетных автомобилей и мотоциклов. Наблюдать технику начала прошлого века с соответствующе одетыми водителями на улицах современного города было здорово. Снимала я на ходу, поэтому качество получилось так себе. На следующий день мы встретимся с ними снова. Машин было очень много, вот только несколько их них:

Проехав милый городок Сало, мы остановились на большой стоянке перед торговым центром, прикупить кое-что из продуктов. Нас не было примерно полчаса. Вернувшись, обнаружили дверь каравана взломанной. Упс! Нас обворовали! Счастье, что документы и деньги мы взяли с собой, но и то, что пропало, тоже было, конечно, очень жаль. Стащили ноутбук мужа, мой планшетник и один телефон. Вот так, предупреждали нас умные люди, не щелкать клювом, особенно в Италии, но мы расслабились и вот результат. Пришлось возвращаться в Сало, искать полицию-карабинеров, чтобы подать заявление. Конечно же, мы не рассчитывали, что вся полиция Италии бросится на поиски нашего имущества. Но бумажка с заявлением могла понадобиться дома, для получения страховки. Полную стоимость, конечно, не вернут, но хоть что-то... Покружив пару часов по городу, наконец-то, мы их нашли. Нас очень вежливо приняли, сочувственно цокали языками и качали головой. Но главное, посоветовали, где поблизости можно купить новый ноутбук. Он нам был необходим. Мужу для работы и нам обоим для навигации, ведь все карты маршрута были на компьютере. Слава Богу, на домашнем. Муж просто подсоединился и перебросил все снова. Странное дело, до этого сколько ездили, не было ни одного торгового центра или сколько-нибудь даже приличного магазина одежды, только продуктовые. А тут, по дороге к тому, рекомендованному карабинерами, чуть не на каждом перекрестке стояли огромные торговые центры. Но мы уж не стали останавливаться у каждого и ехали прямо туда, куда послали. Кстати, ноут там оказался минимум в два раза дешевле, чем аналогичный в Израиле. Так что, можно сказать, что мы отделались малой кровью. Но день пропал, конечно же, со всем этой беготней и более поздней возней мужа с ноутом.

Но все когда-нибудь кончается, и мы наконец двинулись дальше. Теперь мы на самой южной точке Гарды. Муж где-то прочитал, что отсюда самый красивый вид на Гарду.

Но нас как-то не впечатлило. Северная, окаймлённая горами, гораздо живописнее и интереснее, на наш взгляд.

Наша нынешняя остановка — полуостров Sirmione. Занятное место. Полуостров очень узкий и длинный. Когда едешь по нему, вода окружает с обеих сторон. Мы знали, что дальше по полуострову есть стоянка для караванов. Дорога была запружена машинами в оба направления, и мы начали бояться, что места там уже не будет и придется разворачиваться и искать место где-то подальше. По дороге нам еще и женщина помахала, сказала, что мест там нет. Но мы все же решили ехать до конца, чем черт не шутит. И не прогадали, удалось втиснуться в уголке у самой воды. И по бережку пошли к старинной части полуострова, с его узкими средневековыми улочками и сказочным замком Скалигеров.

Можно освежиться свежевыжатым фруктовым соком

Или купить перчики-лимончики на сувениры. По непонятной причине, они жутко популярны среди туристов в этих местах

Город обнесен крепостными стенами.

Сам замок представляет собой эти же стены с башенками внутри, на которые можно подняться. Вид оттуда красивый. Насколько я поняла, жилых помещений там нет, я их во всяком случае не видела, хотя на входе взяли деньги за какую-то выставку, хотя где она там могла располагаться, осталось для меня загадкой. Вот она, вся Сермиона, с высоты птичьего полета.

А вот там стоит наш караванчик.

Ну и немного видов городка.

Устав, решили передохнуть в одном из многочисленных ресторанчиков на набережной.

Официанты там имели жутко торжественный вид. Они, кажется, очень оскорбились, что мы заказали только сладкое, так как проголодаться еще не успели. Нам привезли целую тележку со сладостями, предварительно (думая, что мы не видим) сбрызнув чем-то фрукты, чтобы освежить их достаточно лежалый вид.

Несмотря на красоту, все это было малосъедобное. Меньше всего ожидали получить в Италии тирамитцу (вообще-то, итальянский десерт), сделанный на основе какого-то пищевого жира вместо маскарпоне. По-видимому, все средства ушли на антураж, на повара не осталось :). Зато вид из окна там был красивый.

В тот же день, на бензоколонке мы вновь встретили наш ретромотопробег.

В тот же день мы отправились на термальные источники (Thermal Park Garda). К сожалению, начался дождь, а ближайшая стоянка для караванов была в километре от входа в парк, и мы даже начали сомневаться, стоит ли идти. Но все же решили, что мы не сахарные и, приехав в такую даль, жаль упустить такую возможность. К тому же, у такой погоды есть плюс — народу меньше. В самом деле, место оказалось красивейшим, в солнечную погоду там наверняка просто сказка. Теплая водичка, очень мягкая (убедились на себе в ее целебной силе, у мужа перестали ныть суставы), внутри озера сделаны подобие ванн с еще более горячей водой, гроты в скалах с джакузи, белочки по деревьям скачут. Конечно же, как везде в Италии, обдираловка с ценами, платить надо за все и недешево. Но нам, в общем, понравилось.

Оздоровившиеся, уставшие, но довольные, мы потопали под дождем к стоянке и поехали к месту ночевки.

Утро в кемпинге встретило нас солнышком и чистым небом.

Между прочим, тут рядом есть большущий водный и не только парк для детей Gardaland. Мы себе взяли на заметку, что сюда стоит приехать с детьми. Развлечений там явно хватит не на один день (Фото с их сайта).

Водитель: После того как вы немного насладились видами природы и городов, расскажу немного о караване в кемпинге и о инфраструктуре самих кемпингов.

Подъезжаем к кемпингу, останавливаемся на стоянке перед ним и идем в ресепшен. Вам выделяют место и дают карту кемпинга. Изредка они перебарщивают с сервисом. Приезжаешь вечером, уставший после целого дня осмотра достопримечательностей и т.д., а тебе говорят: «Идемте, мы вам покажем кемпинг, и вы выберете себе место». Отвечаю: «Спасибо, я по карте выберу». Есть такие, кто ни в какую не соглашается, а вдруг мне потом не понравится. И приходится отправляться на прогулку. А кемпинги бывают очень и очень немаленькие по площади.

Во всех кемпингах требуют оставить в залог документ. Это для того, чтобы ты выехал в заранее оговоренный срок. Тут приходит на помощь карточка ACSI. Как ни странно, в 90% кемпингов требуют либо паспорт, либо права, либо эту карточку. Достаточно странно, потому что это клочок бумаги, в который ты сам вписываешь свое имя, адрес и номер паспорта. Что ты туда вписал, никем и нигде не проверяется. В любом случае это удобно, так как я не люблю оставлять в залог паспорт, особенно за границей. Мало ли что...

Оплату чаще всего берут при выезде. Цена чаще всего включает в себя и электричество для каравана, но бывает и так, что стоят счетчики на каждом месте и за электричество берут отдельную плату. Тогда к цене добавляется 2-3 евро за сутки.

Итак, оформились, заехали, нашли свое место. Паркуемся. В комплект машины входят два уровня — подкладки под колеса. Пользоваться ими ОБЯЗАТЕЛЬНО! Во-первых, с их помощью можно выровнять машину. А во-вторых, и это самое важное, они не позволяют машине «утонуть» в земле. Стоянки караванов в кемпингах чаще всего в живописнейших местах, зачастую отделенных от соседей живой изгородью и.... на травке. А машина весит под 4 тонны. И в первую нашу поездку, когда мы были абсолютно неопытные, мы однажды проснулись на берегу Мааса в Голландии и увидели машину, лежащую брюхом на земле... Пришлось идти к хозяевам и просить трактор. Даже если все вокруг сухо, подкладывайте уровни под передние ведущие колеса. Никто не знает, какая почва скрывается под травкой. Уровни бывают короткие и длинные. Короткие не берите ни в коем случае. Очень неудобно. При получении машины проверяйте и, если надо, требуйте замены на длинные.

Короткие уровни:

Длинные уровни:

Так что перед парковкой любимый помощник выскакивает из машины, подкладывает уровни, и я заезжаю на них. Остановились. Выхожу, достаю из багажника электрический шнур и подключаю машину к ближайшей розетке. Шнур обычно метров 20. Удобнее, когда он намотан на катушку, но не всегда катушки бывают в комплекте. Тоже стоит попросить, когда берете караван. Одно дело, когда для сматывания шнура достаточно покрутить ручку, и совсем другое, когда надо руками складывать мокрый после утренней росы и весь в траве и грязи шнур. Не бейте меня сильно, я же сказал, что путешествие на караване — это комфортабельное путешествие. Если бы мне хотелось возиться в грязи, я бы взял джип и поехал на нем по непролазным тропам.

Все! Вот за это я и люблю караван. Через 5 минут после того, как мы въехали в ворота кемпинга, дом на колесах готов к употреблению уже в качестве дома, а не машины. Никаких тасканий чемоданов в номер, никаких распаковок/упаковок, никаких установок палаток. Благодать!

Дальше приступаю к приятным «мелочам». Из багажника достаем столик со стульями, мангал, открываем тент и отдыхаем. Мангал мы покупаем обычно в ближайшем супере, после выезда из фирмы по аренде машин. За 30-40 евро можно купить вполне приличный мангал. В конце поездки оставляем его в машине подарок следующим путешественникам. Тент выдвигается из верхнего края каравана. Вот так эта идиллия выглядит. Караван на уровнях, тент раскрыт, мангал готов к розжигу, столик стоит, жена кормит лебедей. Лепота!

Кстати, в Европе в любом супере огромный выбор полуфабрикатов для мангала. Шашлыки и стейки, маринованные в разных соусах, немецкие свиные сардельки на шампурах, фаршированные сыром, целые «пироги» из мяса разных сортов, проложенного овощами и сырами, и много-много другой вкуснятины.

Караван ночью.

Заяц ищет что-то в траве возле караванов.

Теперь о прозе жизни. В любом кемпинге вы найдете несколько домиков с туалетами, душем и мест для мытья посуды. А также стиральные сушильные машины. Туалеты бесплатные. Душ — где как. Бывает хороший бесплатный, бывает и за деньги. Кидаешь жетон и можешь пользоваться горячей водой минут 5-15. Чаще всего душ все же бесплатный, но надо нажимать рукой на кнопку, чтобы лилась вода. Сушильные и стиральные машины везде платные. Одна стирка/сушка — один жетон. Жетоны покупаются на ресепшене, стоят от 0,5 до 2-х евро.

Беспроводной интернет в большинстве кемпингов платный. Обычная цена 2-5 евро на сутки. Но нарывался и на такие кемпинги, где просили и 20 евро. Мне интернет необходим, так как даже в отпуске я не могу полностью не работать. Мне приходится час-два в день все равно проводить в сети по работе. Если у вас похожая ситуация, рекомендую поинтересоваться всеми условиями еще до оформления в кемпинге. К сожалению, бывают ситуации, когда про кемпинг написано, что у него беспроводный интернет действует на всей территории, а в действительности: «Извините, не работает, но вы можете воспользоваться интернетом в офисе, в радиусе 5 метров от регистрационной стойки». Спасибо!

В любом кемпинге есть магазин, в котором можно купить продукты и товары первой необходимости. Цены, естественно, выше, чем в ближайшем супере за пределами кемпинга.

В большинстве кемпингов можно заказать булочки, багеты, круассаны и т.д. Очень рекомендую! Вечером заказываете, а утром получаете к завтраку домашнюю вкуснейшую выпечку. Поскольку объёмы заказов в кемпингах небольшие, они заказывают ее в ближайших домашних пекарнях. Вкуснотища!

------------------------------------------

Поехали дальше!

Наша следующая станция — Верона — город Ромео и Джульетты. По дороге туда:

О Вероне написано много, но мы, тёмные люди, думали, что она знаменита только героями Шекспировской трагедии. Но как оказалось, люди приезжают из многих стран сюда для того, чтобы попасть в Арену. Здесь проходят самые знаменитые оперы, концерты звезд, всевозможные представления.

В Вероне мы проделали все то, что полагается туристам.

Прокатились на туристическом автобусе. Рекомендую всем, кто приезжает в любой мало-мальски значимый город, в первую очередь проехаться на таком автобусе. Они есть во всех городах, называются «SiteSeeingTour», «CityTour» или что-либо похожее. Обычно они предлагают несколько маршрутов по городским достопримечательностям. Маршрут кольцевой, с несколькими остановками. Билеты действительны на день, также можно взять билет на два дня. Можно слезть в любой точке маршрута, погулять, а потом снова сесть на автобус той же компании. Автобусы обычно ходят раз в час. В автобусе вы получаете наушники, которые включаются в разъем рядом с сидением, и вы слушаете гида на языке по вашему выбору. Русский язык доступен всегда.

Я подержалась за грудь Джульетты (положено, говорят, приносит удачу).

Послала воздушный поцелуй мужу с балкончика.

Поглазела сверху на толпы туристов.

Все стены вокруг обклеены записками Джульетте. Рядом стоит специальный стенд с просьбой оставлять записки только на нем и не портить стены. Но это никого не останавливает, и записки клеят везде.

«Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке...». Тут меня охватила гордость за наших людей. Обратите внимание, они одни из немногих, кто написал на предназначенном для этого стенде!

Съели вкуснейшее итальянское мороженое и сфотографировались на фоне всего, что только можно.

Посидели в паре кафешек-ресторанчиков, съели по пицце, попили пива и поехали дальше. Делать там больше было нечего. К тому же постоянно снующие туда-сюда толпы туристов весьма утомляют. Особо умилили сувениры-брелоки для туристов в виде той же груди Джульетты, держась за которую принято загадывать желания. К сожалению, не сфотографировала их.

Следующим пунктом нашей программы была, конечно же, Венеция. Грех было быть так близко и не побывать в таком знаменитом городе. Чем ближе мы подъезжали, тем больше становилось кругом воды, и небо темнело, опять дождь собирался.

Мы остановились на другой стороне залива от Венеции. Отсюда туда ходят паромы. Нам сказали, что в ясную погоду можно увидеть огни города, ну так то ж в ясную…

Но утром распогодилось, Слава Богу. Народу на причале было много, но билетов всем хватило. Паром двухэтажный, внизу есть закрытое помещение, там теплее, но сверху вид красивее. Конечно, с утра и обдуваемые холодным морским ветром, мы немного подмерзли, но не страшно.

Сам залив.

Укрепления времен венецианских дожей.

Подплываем. У причала стоят «скромные» яхты.

Венеция. Вид с моря.

Сразу скажу, таких толп туристов, как в Венеции, мы еще нигде не видели. Возможно, это, кроме жуткой популярности места, вызвано еще и тем, что земли там мало, и все тусуются на каждом клочке суши, какой находят. Здесь мы тоже выполнили всю необходимую программу: поплавали на гондоле, пофоткались, попили пиво. Все те ужасы, что пишут про Венеция в интернете, не заметили. Нечистоты в воде не плавают, никаких запахов разложения и всего подобного нет, запах воды и немножко тины, конечно же, есть, но не более того, грязи и мусора не больше, чем в любом другом туристическом месте. Париж, кстати, был гораздо грязнее…

Цены в Венеции совершенно несуразные и их можно понять — сколько бы ни заломили, все равно туристы придут и заплатят, так зачем же местным скромничать? Час на гондоле 150 евро на двоих. Но больше всего порадовала кафешка на площади святого Марка.

Нет, ну понятно, что в туристическом месте цены выше и даже гораздо выше, чем на задворках. Мы с мужем во всех туристических центрах берем по бокальчику пива, чтобы посидеть, отдохнуть, на людей посмотреть. И если обычная цена за бокал пива 5-7 евро, то здесь 8-10. На площади Святого Марка с двух сторон очень миленькие ресторанчики, играет живая музыка, красиво все оформлено, вышколенные официанты. Немного насторожило, что при огромном количестве туристов кафе вокруг площади полупустые. В других городах кафе вокруг главных достопримечательностей забиты под завязку. Но мы не обратили на это внимания, а зря. Меню с ценами отсутствует как понятие. На нашу просьбу о пиве, принесли нам две маленькие бутылочки, чашечку маслин и сухариков. Рядом музыканты весело сыграли несколько известных русских мелодий.

И счет нам принесли, не много не мало — 40 евро. Из них 12 евро — за музыку. Т.е. она просто была включена в счет, как в анекдоте — мы же не заказывали, но вам же играли:). Пиво по 14 евро за 330 ml бутылочку тоже не слабо.

Но зато пригодились сухарики, мы ими покормили голубей, они там совсем не пуганные и любят поесть.

В собор мы не попали, там была огромная очередь, и мы решили, что все соборы одинаковые, и мы ничего не потеряем, если не увидим еще один.

Но сейчас, прочитав «Инферно» Дэна Брауна, поняли, что погорячились. Оказывается, он уникальный и его стоило увидеть и изнутри.

Но ничего не поделаешь, может быть, получится приехать сюда еще раз. Но гулять по Венеции, конечно, надо на рассвете, когда ее еще не заполнили толпы туристов.

Немного общих фотографий.

Знаменитый мост вздохов.

Площадь Святого Марка.

Стоянка гондол у площади Святого Марка.

Наш красавец гондольер.

Доставка по городу осуществляется только по воде.

Подъёмный кран тоже на лодке.

Жилой квартал.

Гондольер показывает на дом, в котором жил Казанова.

Туристов море и на воде и на суше.

Вот так управляют гондолой, отталкиваясь ногой от стен.

Бутик венецианских игрушек. Цены можно не указывать, но куклы действительно шикарные.

Купили венецианские маски себе и друзьям в подарок и тем же путем, на пароме, вернулись через залив к нашему кемпингу.

А это колоритный такой ресторанчик рядом с кемпингом.

Следующий день по плану у нас был шопинг. До этого муж мне в никакие шмоточные магазины заходить не давал, даже на посмотреть, мол, шопинг впереди. (Водитель: не верьте!) И вот этот день настал. Муж мой человек основательный, место выбирал скрупулёзно, изучив отзывы и рекомендации в сети, и остановился на одном из аутлетов Милана «Franciacorta Outlet Village».

Мне было выделено аж «целых» 4 часа, наивно полагая, что я за это время должна успеть скупить все, что вижу. Вот не понимают мужчины тонкости процесса шопинга. Это ж надо делать не торопясь, тщательно обдумывая, обнюхивая и примеривая, время от времени отдыхая за чашечкой кофе, погружаясь в нирвану. В реальности пришлось скакать по магазинам в поисках подарков для всей семьи, время от времени подбегая к мужу за оценкой, а он в это время с выражением стоического долготерпения на лице ковырялся в ноуте. В 4 часа я, конечно же, не уложилась, но за 6 все успела. Кстати, там был магазин совершенно потрясающего шоколада «Lindt», к сожалению, я его не сфотографировала. Фотографии взяла из интернета.

Много-много маленьких конфеток в разноцветных обертках. Я набрала всего понемногу, на попробовать, детям и на раздать, в полной уверенности, что конфеты в таких красивых фантиках не могут быть вкусными. Но в итоге мы с детьми все слопали сами.

Переночевав после тяжких трудов в очередном кемпинге, мы отправились в Милан. И мы не нашли стоянку для караванов! Колесили по городу 3 часа, те стоянки, что были указаны на картах, были либо закрыты, либо мы туда не помещались. В этом минус путешествия на такой большой машине. В Милане стоянка, конечно же, должна была быть, просто мы ее не нашли, Милан большой город. Если бы у нас было время, можно было бы отогнать караван на кемпинг вне города и доехать на метро или автобусе на следующий день, уверена, что это бы не было проблемой. Но тогда пришлось бы уменьшить время пребывания в Швейцарии. Но какой бы то ни было красивый город не может сравниться со Швейцарскими Альпами. И тяжело вздохнув, мы оставили Милан позади и двинулись в сторону Швейцарской границы.

Для поездок по дорогам Швейцарии мы, так же как в Австрии, купили виньетку. Но здесь их продают сроком на год, стоит 33 евро.

Швейцария славится не только своей красотой и шоколадом, но и высокими ценами. С ними мы столкнулись сразу же, как заехали в страну и решили перекусить в придорожном ресторанчике. Там была система шведского стола, набирай что хочешь, расплачивайся на кассе. Мы взяли по кусочку стейка, салатику, порцию ризотто и по кока-коле, заплатив за это около 100 евро (местная валюта — это франки, они чуть дешевле, чем евро, но евро везде тоже принимают, только сдачу дают во франках). Тут я поняла, что в Швейцарии мне придется много готовить самой :). К тому же и первый же кемпинг, в котором мы остановились, стоит в два раза дороже, чем любой из наших предыдущих.

Правда, кемпинг был совершенно чудный. Там жили гномики и феи, кругом горы и лес, открытый бассейн, в котором даже плавала какая-то девушка-морж (только морж могла отважиться на купание в ледяной воде на холодном горном воздухе). На следующий день нам предстояло проехать по одной из самых красивых дорог мира по версии Forbes. На сайте настоятельно рекомендуют ехать по ней как можно раньше утром, дабы избежать пробок и в полной мере насладиться красотой Швейцарских Альп. Мы выехали часов в 8 утра. Дорога у нас шла через Сен-Готардский автомобильный тоннель. «Длина Готарского автомобильного тоннеля составляет почти 17 километров. Тоннель является третьим по протяженности автомобильных тоннелей в мире». Для страдающих клаустрофобией удовольствие то еще, кроме того в туннеле тепловато и душновато, но мы это пережили и наконец попали в сказку.

Швейцарские Альпы в самом деле потрясают своей красотой. Лазурное небо, белые облака, вершины гор, покрытые снегом, яркая зелень травы, множество ручьев, сбегающих по скалам, водопады, чистейший воздух. Это просто потрясающе.

Как мы поняли, это и есть зеркальный ледник Штайн. Зеркальный, наверное, потому, что сверкает в лучах солнца. При нас солнце спряталось, поэтому сияния мы не увидели.

Под водопадом проходит автомобильный туннель.

Здесь рядом было небольшое строение, там изготавливается и продается сыр. Когда мы с мужем зашли, там никого не было, на прилавке лежали головки сыров, большие и маленькие, какие-то травы и баночки с вареньем. На звуки прибежал молодой парень, покрутился минуту. Потом извинился и убежал, сказал, что у него сыр варится и, если мы готовы подождать, то минут через 20 он освободится. А мы дальше поехали.

Народ прилетел полюбоваться на красоты на вертолете.

Перевалив через перевал и проехав через симпатичный сонный городок, спустились к городу Интерлейкин. Остановились там в кемпинге, полупустом в межсезонье.

Съездили на автобусе до ближайшего супера, пошатались по городу. Милый такой провинциальный городок. Никто там никуда не торопится, нет толпой бродящих туристов, никаких авралов на работе и пробок в час пик. Кстати, в кемпинге нам дали суточные билеты на автобус и купоны на скидку на канатную дорогу.

Вообще, про Швейцарские Альпы можно говорить только восторженными эпитетами и междометиями. Да и зачем говорить, это надо видеть!

На следующее утро мы поехали до канатной дороги на Schilthorn (даже не знаю, как это произнести по-русски). По дороге посмотрели на Водопад Штауббах.

Рядом с канатной дорогой на поляне берут взлет парапланеристы, насколько мы поняли, катают всех желающих, но цену не знаю, не узнавали.

Наверх многие из них поднимаются на вертолетах.

Канатка стоит 95 евро на человека. С купоном от кемпинга нам стоило 60 евро на одного. Весь подъем занимает мин 40 или около того. Маятниковая канатная дорога состоит из 4 очередей. Первая поднимает на отвесную скалу, вторая до деревушки Мюррен и две последние на вершину. На вершине, соответственно, прохладно всегда. В сентябре был снег. Именно тут снимался эпизод про Джеймса Бонда «На службе Ее Величества (On her Magesty’s secret service)», где он на лыжах удирает от преследователей, уворачиваясь от пуль, а потом прыгает с обрыва.

Это первая остановка канатки:

ВМюррене мы остановимся на обратном пути, сейчас мы уже на вершине, высота приблизительно 2950 метров.

Тот самый Бонд. Джеймс Бонд.

По всему периметру обзорной площадки стоят подзорные трубы и карта с названиями горных вершин, которые можно видеть с этого места. На горизонте одна из самых высоких гор в Альпах — Юнгфрау.

Нагулявшись на свежем воздухе, мы пошли в ресторан. Пусть дорого, но в таком месте грех не посидеть. Там вращающийся пол и сидя за столом, можно обозревать все окрестности вокруг, не сходя с места.

В том же здании находится и музей Джеймса Бонда. На стенах фотографии со сьемок и показывают эпизоды из фильмов. В музее два неплохих симулятора из фильма «На службе Ее Величества», вертолет и бобслей.

Пообедав и отдохнув, мы начали спуск. В Мюррене вышли погулять. Очень милая деревушка.

Даже овощи рядом с домиками высажены в художественном порядке.

Schilthorn, конечно, одно из самых потрясающих мест в Швейцарии. При спуске по канатке мы увидели мелькнувший сбоку висячий мост, по которому медленно передвигались туристы на трясущихся ногах. Вот куда бы я точно хотела вернуться, пройти там по маршруту. В этот раз мы были не готовы к таким подвигам, да и муж обещал похудеть и уж потом ух…

Вернулись мы в свой тихий кемпинг в Интерлейкене. Это была наша последняя ночь в Швейцарии. Завтра мы уже будем в Германии.

На следующий день, простившись с кемпингом, мы поехали к знаменитому Рейхенбахскому водопаду. Тому самому, в который мистер Шерлок Холмс уронил злобного профессора Мориарти. Внизу площадка для игр и отдыха, рядом какой-то лечебный пансионат.

Везет к водопаду фуникулёр, очереди к нему нет, стоит что-то около 10 евро с человека.

Он довозит нас до смотровой площадки к водопаду.

Там все посвящено героям Конан Дойла.

Дальше ведет тропинка, по ней можно подняться выше. При желании даже обогнуть гору и выйти на то место, где два героя боролись. Отмечено звездой.

Но это совсем далеко, я прошла только до половины, вооон до того мостика.

Боря остался ждать меня внизу, он не большой любитель скакать по скалам. Подъем довольно крутой, но идти не очень далеко, так что нормально.

Вот она, та страшная пучина, что поглотила коварного профессора.

Думаю, что Конан  Дойль бывал тут скорее весной, когда река была более полноводной. Река сверху водопада вполне мирная.

Панорама сверху открывается просто обалденная.

Дальше наша дорога идет в сторону Мюнхена. Последние красоты Швейцарии.

По дороге завернули в карликовое государство Лихтенштейн. Хотели посидеть, попить кофейку, но, увы — было воскресенье и государство было закрыто. Т.е. въехать-то туда мы въехали, но закрыто было все. Делать там абсолютно нечего, и глазу зацепиться не за что совсем. Ну, разве что кроме замка герцога.

Остановились мы в кемпинге под Мюнхеном, недалеко от места, где брали машину. Завтра до 11 утра надо уже сдать наш «домик». Наше последнее пристанище в этом путешествии.

На следующее утро поехали сдаваться с караваном. Немного боялись, что сумму с нас сдерут за треснувший задний бампер, которым зацепились за ограждение в пункте оплаты одной из дорог Италии, немалую. Немцы это любят. Но оказалось не так страшно, заплатить, конечно, пришлось, но сумма была вполне справедливая.

Боря танцует от радости, что легко отделались.

Вылет у нас вечером, и сегодня мы отправляемся на знаменитый Октоберфест в Мюнхене. Сначала, конечно, съездили в аэропорт, сдали на хранение чемоданы и на поезде поехали в город. В камере хранения нас спросили, направляемся ли мы на Октоберфест, и тут же дали льготные билеты на транспорт и подробную карту, как туда добраться.

Уже в поезде было интересно. На каждой станции заходили все новые и новые люди в национальных костюмах, даже маленькие дети были одеты, как полагается.

Октоберфест — праздник пива, действо просто грандиозное. Мы были уверены, что он проводится только в октябре, исходя из названия. Но, как оказалось, он начинается 21 сентября и длится две недели. На каждый день своя программа. В тот день, когда мы там были, был детским днем, т.е., наверное, было много дополнительных развлекаловок для детей. Что не мешало их родителям дегустировать пиво, конечно же.

На большой площади, почти в центре города поставили огромные павильоны, каждый представляет одну из знаменитых пивоварен. Все разукрашены по-своему, в центре на возвышении играет оркестр. Каждый павильон украшен в своем собственном стиле. На центральной улице фестиваля находятся павильоны только старейших пивоварен.

Пиво для Октоберфеста варится специально, подается только в литровых кружках, стоит такая 9-10 евро.

Рядом с павильонами стоят огромные телеги, нагруженные бочками с пивом и запряженные могучими тяжеловозами. Лошадки очень прикольные, хотя поначалу мы боялись к ним подходить, из-за их размеров. Когда фотографируешь их, они кланяются и бьют ножкой. Кинозвезды, да и только.

Атмосфера праздника везде. Все очень доброжелательные, улыбаются, радуются. За весь день не видели ни одного пьяного, что достаточно странно.

Мы пиво попробовали только в трех павильонах, больше не осилили. Оно в самом деле очень вкусное.

Пиво и свиное колено. Объедение!

Вот эта бабуля меня очаровала, она сидела там с таким блаженством на лице.

Вне павильонов роскошная праздничная ярмарка.

Указатель на важнейшее заведение на пивном фестивале :)

А вот это уже выше моего понимания. Американские горки после такого количества пива??? Немцы железные люди!

Было просто здорово! На таком празднестве стоит побывать всем!

Водитель:

Не мог удержаться и не сфотографировать:

После Октоберфеста, мы съездили еще на Мариенплац, очень хотелось посмотреть на это место, о котором много слышала.

Как и во всех туристических центах Европы, много «живых статуй»:

После 2 литров пива ходить много тяжеловато.

Ну, вот и все, день клонится к вечеру, пора и нам двигаться в сторону аэропорта. В метро нагулявшийся народ тоже расходится с праздника.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Оно было классным и, дай Бог, не последним!

Отличный отдых!
Чтобы покрыть франшизу прокатчика нужно купить дополнительную страховку у английской страховой компания, она страхует все то, что не покрывает страховка от прокатчика - шины диски, днище крыша и стекла... А также кража аппаратуры из салона и даже личные вещи. Стоит около 2000-3000 рублей на год.

Varadero
Какие красивые "груди" на Октоберфесте )))))) Самые красивые фото на мой взгляд ))) Минусуйте друзья )))
Я не следую, я определяю!!!
Мой отзыв: Subaru Forester 2008

красивые фото, молодцы

Отлично скатались.
Очень интересно и познавательно.
Летом собираемся прокатиться по тем местам.

Автор, какой расход получился у авто?

супер фото смотрел с удовольствием

25й Регион
Женский взгляд на Красоты всегда особенный .Отчёт 5.Понравилось.
Если Автор впервые видела как туман стелется по горам где-то в Европе , то во Владивостоке Туман это обычное дело ! ...Почти Цунами )))
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

через 2 года поеду в тур по европе, интересная тема дом на колесах
www.Led-Shop22.ru
Магазин светодиодного освещения
Для получения скидки введите DROM

Очень понравилось, 5
Мой отзыв: Kia Sorento 2013

Прикольно, бюджет поездки озвучите?

D@nil@:
спасибо Боре) отличный отчет
"If you mind can conceive it your hands can achieve it"

Спасибо за интересный отчет. Интересны цыфры: каков общий пробег, сколко км в день, сколько тратили на топливо, сколько потратили всего на поездку?
Случайностей нет. За все надо платить.

каменск-уральский
Прочитал с удовольствием! Спасибо!

г. Выхлопдар
Красивая тётка. А где ж твой пузатик? Я тоже писал отчёт, себя не выложил.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Молодцы. Хорошо съездили и очень грамотно отчитались. И полезной информации много (на случай, если когда-нибудь решимся попробовать автодом), и личных впечатлений хватает. Так держать!

отчет очень качественный. отличный формат путешествия

Спасибо всем за комментарии!
Общий пробег за 2 недели - 2000 километров. Машина ест 10-12 литров солярки на 100 километров.
Бюджет в евро: машина - 1,500, солярка 300, кемпинги - 450. Плюс к этому расходы на питание и развлечения.

Fatman78:
Отличный отдых!
А можно о них подробнее? Если можно, ссылку на их сайт. Потому что те страховые компании, о которых я знаю, страхуют таким образом обычные машины, а караваны, по непонятной мне причине, нет.

хочу караван.
люди, не ждите чуда, чудите сами.

rhm

ilya96:
За эту цену меньше чем на десять дней не продают )))
rhm

Пардон, ilya96, это не Вам.

rhm:
За эту цену меньше чем на десять дней не продают )))
Продают...

Спасибо, очень познавательно! Не зря мы в Италии не оставляли ценностей внутри легковой, но не ожидал такоготна озере. Гарда(

Уточню: минимальная цена виньетки в Австрии 8 евро. По ней вы можете ездить до 10 дней. Т.е. хоть на 2 часа вы туда заезжаете, все равно те же 8 евро. Но это намного приятнее, чем в Швейцарии. Там цена только за год :)

Молодцы, ребята, отличный отчет.
Представляю. как должно быть приятно среди европейской зелени после израильского климата (кстати, довелось провести неделю на севере Израиля, рядом с ливанской границей - там климат просто чудесный :-) )
Не притомились ли от такой насыщенной программы?
Если еще раз поедете в Венецию, избегайте Сан-Марко. Уйдите в Канареджио иои в Кастелло - увидите прекрасную Венецию без туристов.
Еще раз спасибо!

JokerSL:
Молодцы, ребята, отличный отчет.
Не притомились ли от такой насыщенной программы?
Еще раз спасибо!
Спасибо! Программа была на самом деле не такая уж и насыщенная. Обычно не позже 7-ми часов вечера уже рассла***лись в кемпинге. Да и утром вставали не слишком рано, раньше 10-11 утра никуда не ходили/ездили. Так что отдохнули от души.

Понравился отчет. Очень много полезной информации.

А мне стало грустно...

Андрей,г.Омск

оренбург
ай какие молодцы.нужный отчет на дроме.а какое уних пиво это просто солнечный янтарь-разливное пьеш и получаеш наслождение.
а от нашего пива только перегар за версту и в сон клонит.травят порошком.когда уже у нас примут закон о чистоте пива.
спасибо за увлекательное путешествие.
в италии полиция видать в доле с варишкамии.или воришки в доле с маркетами.

дядя саня оренбург:
спасибо за увлекательное путешествие.
в италии полиция видать в доле с варишкамии.или воришки в доле с маркетами.
Я думаю, что в Италии все со всеми в доле :)

Boralf:
всё правильно, минимальная цена 8 евро, но она покупается на 10 дней.

Цветы так-же продаются, сам срезаешь какие нравятся и потом в копилку бросаешь ( один цветок 60 центов ), короче расчитанно на совесть, но если не закинешь и поймаешся, то заплатишь очень хорошо. Кстате и газеты так-же на улицах продают.

ЯКУТИЯ НИЖНИЙ-КУРА
Подскажите что за автодом у вас.

pavlenkoigor:
Подскажите что за автодом у вас.
Читайте отчет. Там в начале автодом детально описан :)

И счет нам принесли — 40 евро. Из них 12 евро — за музыку. Т.е. она просто была включена в счет, как в анекдоте — мы же не заказывали, но вам же играли. Читайте отчёты прошлых лет - будете вооружены и сможете съэкономить. ( https://travel.drom.ru/22527 ). Официант должён был предупредить, что сидя - музыка за деньги, стоя - бесплатно. Музыканты наши бывшие соотечественники из СССР и России, а по крови - сыны и дочери израилевы. Променяли Землю Обетованную на некошерную и вороватую Италию. Успехов в дальнейших караванных предприятиях.

Саянский
Прекрасный отчёт! Спасибо.

класс

Bluetrack:
Спасибо за хороший комментарий, но не могу удержаться от вопроса. Мы как-то не задавались вопросом о национальной принадлежости музыкантов. А вы у каждого из них свидетельство о рождении проверили?

На теплом берегу
отличный рассказ и фото, молодцы, спасибо !!!
Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные.

Для легуся бальзам на душу

Балахта
у меня за вас душа радуется)))
Секта прулеводов.

Suomi,Finland
Германия сказка ! всё для людей ....бытовуха для жизни , вообше копейки стоит. Красотища ,чистота , История , традиции ... Немцы-одним словом !!!
Legacy BM 2,5 S cvt

Анапа
Благодарю , все конкретно и по делу , удачи !!!

Boralf:
Во время антракта проходил близко, слышал их разговор промежду собой. Упомянул для красного словца и чтобы не обидно было: своим деньги ушли. Ничего против не имею, ни на что плохое не намекаю. Родня в Израиле имеется. Собираюсь в 2015 году с Израилем основательно ознакомиться на арендованом транспорте .

Дороги ... Дороги и придорожный сервис: если в России это решить - можно будет и здесь много и хорошо поездить. А пока, похвалим Германию:))
Отчет, как и путешествие, высший класс. Информации полезной для путешественников - море!Спасибо! Молодцы !! Удачи на дорогах и в жизни!!!

Bluetrack:
Тогда милостиво просим в гости. Пишите в личку, будем рады показать вам наши красоты.

Здорово , но вот только брать что-то чужое в аренду и трястись над каждой царапиной - не по мне. Лучше уж купить б.у. шный кемпер , прицепить к автомобилю и в путь ! Да , он поменьше будет , зато - свой !!!

Качественный отчёт,много нового узнал о кемпингах. Удачи.

Очень интересное путешествие на АВТОДОМЕ!
Запчасти на японские автомобили. Высылаю в регионы.
8-926-Честрет (ставите цифры вместо букв)

моры, ау, почему всегда на автопутешествиях если пишу свой коммент, то он остаётся последним, типа "зависает" страница, это только на автопутешествиях, в других темах всё нормально, вы там разберитесь, это ваш косяк. Пару недель назад уже писал об этой проблемме, но как об стенку горохом, или вы только не угодные вам коменты удалять мастера.

Romabar:
через 2 года поеду в тур по европе, интересная тема дом на колесах
и дорогая

Кемеровская обл. Тисуль
Пятизвездочное путешествие! отличные фотки и дельные советы. удачи вам!

Ух, разбередили душу! В последние 2-а путешествия ездили на арендной машине по тем же местам, только захватывали еще Австрию (Зальцбург, Инсбрук), Италию до Рима, ну и всю Швейцарию. Конечно, самые восторженные воспоминания оставили Швейцария и Австрия, в Италии очень понравилось Восточное побережье Лигурийского моря, в частности Портофино. Сами присматриваемся к путешествию на кемпере, но, честно говоря, не очень представляю, как можно на нем ездить по итальянским дорогам, мы в Портофино и по западному побережью оз. Комо на Форд Фиеста еле протискивались, а как там проезжают на кемперах, для меня вообще загадка. А вообще, большое спасибо за рассказ, может когда и решусь на кемпер. На фото пик Маттерхорн (Церматт) и пример не самой узкой дороги на оз. Комо (причем там еще и тур. автобусы ездят).

25й Регион
OnlyRSX:
хочу караван.
У нас такие Дома на Колёсах частенько из Японии продают ! Вот сейчас один стоит Вэдовый , ищет хозяина ))))
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

убойный агрегат.
неосторожный пешеход автоматически превращается в фарш.

Шикарный отчет, замечательные фото! Такое ощущение, что профессиональный журналист писАл ) По-хорошему позавидовал ))

SkoroLeto:

Спасибо всем за отзывы, мы старались )). Самые узкие места были в тунелях покруг Гарды, почти касались крышей машины потолка. Приходилось быть крайне внимательным за рулем. Кроме того, В Италии водителям, похоже, закон совсем не писан. Гонять по серпантинам, пересекая сплошные осевые ни на кого не глядя - это там запросто.

коммунист:
У меня - та же проблема. Обновляй страницу и увидишь новые комменты. 2-3 раза иногда приходится обновлять.

Игорь ELO:
нашёл как читать комменты дальше. Просто пишу ещё один, или можно поставить оценку, точку, да хоть что и отправить как коммент. Хотя конечно чёрте что выходит, вот выше прсто поставил 5 и зашёл заново.

Еще один интересный вид путешествия, но предполагаю очень затратный. Если только прокат каравана более 5000 руб в день. Фотки понравились, да и сам отчет тоже.

Бордюровск
Сообщений: 20500
Супер! Сам люблю на машине по Европе катануться , только вот со временем напряженка.
Мои отзывы: Audi A6 2008, Volkswagen Golf 2010

?????
круто
........В гробу отлежимся.........
....Honda Stepwgn & TAXI....
Мой отзыв: Audi A6 1999

Хороший отчет.

Msk-Nsk
Путешествие отличное.
Уважаемые дромовцы!!! Хочется иногда знать не только об автомобиле для поездки
, но и камере для сЪемки например!!!

oOOOoo54:
Путешествие отличное.
Уважаемые дромовцы!!! Хочется иногда знать не только об автомобиле для поездки
, но и камере для сЪемки например!!!
Большинство снимков сделаны Nikon CoolPix P90, остальные телефоном. Хотя не очень понимаю, чем эта информация может быть кому-то полезна. Снимки для сайта уменьшены графическим редактором и сохранены как jpg с 70% качеством - иначе невозможно их опубликовать тут. Так что оценить качество фотоаппарата по этим снимка никак нельзя.
Мы не профессиональные фотографы и снимки делаем исключительно длы себя. Поэтому мы приходим в ужас, когда видим таких же туристов как и мы, с трудом тащящих по туристическим центрам городов фотоаппарат с полуметровым телескопическим обьективом. Кто-нибудь может мне ответить, зачем??? Наш фотоаппарат имеет широкоугольный обьектив с 24-х кратным оптическим увеличением. Весит он 400 грам. Этих параметров хватает, чтобы снимать на весь кадр "лицо" горгульи на крыше Нотр Дама. Что можно и нужно снимать в поездке по городам телевиком? Ради чего таскать на себе весь день такую тяжесть? Я понимаю, когда речь идет о поездке на природу, где нужно снимать гнездящихся белоголовых аистов с расстояния в несколько километров, а так...
Кстати, о широкоугольном обьективе. Вот это действительно незаменимая вещь в поездках. Без него часто хочется снять замок или гору целиком, а отойти на достаточное расстояние, чтобы "поместить" все в кадр, нет возможности.

Замечательный отчет! Заражаете духом путешествия! Спасибо! Интересно вот что: для выдачи визы какое здесь идет основание? подтверждение от McRent? и визу лучше делать немецкую?

Boralf:
1) Спасибо за приглашение. Попробовал написать в личку. Почему-то у меня в отправленных сообщениях не числится.
2) Полностью поддерживаю сказанное о поездкопригодном фотоаппарате. Отвечал сам не раз на подобные вопросы. Покупайте компактный (не мыльницу) фотик Canon, Nikon, Lumix с широкоугольным объективом, приличным зумом (18-24) и повышенной светосилой (хотя бы от 2.8). В сумерках и при искусственном освещении вполне приличные снимки получаются.

Bluetrack:
Только что увидел ваше сообщение и ответил на него. А отправленные сообщения похоже просто не работают. Мой ответ в отправленных тоже не появился.

panjurek:
К сожалению, не могу ответить на этот вопрос. Из Израиля визы в Европу не нужны, поэтому эта тема мне незнакома.

Поскольку уж заговорили о сьемках при недостаточном освещении, не могу удержаться и не выложить 2 фотографии, сделанные тем же фотоаппаратом.
1. Мост Святого Ангела в Риме
2. Карлов мост под дождем

Очень понравилось
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

panjurek:
-основание - бронирование кемпингов, по ним определяете в какой стране больше проводите времени к ним и подаете доки; если количество дней получается везде равным тогда страна въезда;

-билеты кот места назначения (либо доки на машины так даже проще)+справка с работы+страховка и т.д по списку на оф.сайте посольства. Бронирование от рент контор оже можно приложить, это так довесок.

с бронированием кемпингов, есть одна особенность, столкнулись с ней когда делали визы в Австрию под проживание в кемпингах. В низкий сезон места бронировать не требуется, потому что они всегда есть, для палаточников точно, для кемперов возможно нужна за 1-3 дня, но опять это зависит от сезона и самого кемпина, его местораспоожения и звездности (высокий сезон июль, август вот тогда нужна резервация и иногда с предопатой - для кемперов).
Так вот, вернемся к бронированию, когда пишешь в кемпинг просить нужно именно официальное подтверждение которое можно для визы распечатать. А так они просто ответят всё ок приезжай, места будут.

как-то так. если чего уточни спрашивайте.

Boralf:
да у вас вообще очень удобный паспорт - визывый только в папуасию разную, ну к нелюбителям хрюшек к обеду, которые вас вообще за инопланетян считают, т.е. вроде как и нет такого государства и народа. Но думаю у вас на этот случай есть российский паспорт ;)

panjurek:
насчет немецкой визы, он если чесно очень щипитильные и занудные в данном вопросе. Т.е. получить то вы ее получите, но только под даты поезки (в большенстве случаем, а в первом такая вероятность в 100%). Хотя с чего-то надо начинать.

сама концепция автономного путешествия очень интересна, но так зарегламентированна, что наверное проще тур купить, либо учитывая развитые инфраструктуры на велосипеде поехать, больше свободы будет...
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд

однако цена за подъем к замку в карете)) 15 евро с носа...
мы в сейчас поднимались за 18 евро ( двое взрослых,двое детей) в феврале.....
второй раз решили на автобусе... дешевле и везет выше...
в прошлом году пешком заходили... но ребенок был в коляске поэтому можно было ...сейчас 25 кг на руках тащить не решился))
МБ Виано 10
Corona Premio 7а-fe 97

18 евро за подъем к замку в карете ( двое взрослых,двое детей) стоит сейчас..
летом видимо дороже...
МБ Виано 10
Corona Premio 7а-fe 97

Юг Западной Сибири
Стандартная цена: 140*15 = 1960 евро.

С математикой не все гладко?

ездун_199rus:
Российского нет, мы бывшие граждане бывших союзных республик бывшего СССР :)

zogar-zag:
Можно и на велосипеде, но далеко на нем не уедешь. Большинство кемперов ездят с великами. Паркуются в кемпинге и дальше колесят по окрестностям. По поводу регламентации. Можно было конечно, взяв караван, просто ехать куда глаза глядят. Но при ограниченном времени, хотелось увидеть побольше, поэтому и разрабатывали маршрут заранее.

вижайКА:
Очень понравилось
Спасибо :)

Пятачок!!!

Кострома
замечательный отдых у вас получился.

ад.
объектив с 24 трансфокацией не может быть широкоугольным по определению.
вообще все эти гиперзумы... объектив дешевле 1500 долларов с зумом больше х6-7 дает адскую картинку. не надо такое покупать.
2,8 - повышенная светосила? ну я тогда не знаю...

Где-то за Уралом.
Извините,но грудей-мало :(
Кстати,национальные немецкие платья имеют очень красивое название-Трахтенкляйд (Trachtenkleid), а мужские-Трахтенхозе(Trachtenho se)

Больше всего в кемпере, нравится возможность встать на стоянку в крупном городе в центре и пожить пару дней, пешком обходя окрестности. Жалко мест таких мало, но видел в районе Эйфелевой башни стоят кемперы и еще в некоторых городах чуть в стороне от главных достопримечательностей. Наверно, на кемперских сайтах все пароли и явки есть, но элемент везения должен присутствовать. На всех не хватает. У нас так вообще раздолье... В Питере около Исаакия в мае 2012г стояла парочка караванов, даже сирень в вазах на столе была.
Smikoff, Kemerovo-42, Opel Zafira 1.8 2012.
Merida Matts Pro-D 2011.

Хорошее путешествие,молодцы.

"По дороге завернули в карликовое государство Лихтенштейн. Хотели посидеть, попить кофейку, но, увы — было воскресенье и государство было закрыто."................ ....)))))
Достучаться до небес...

Большое спасибо за полезную информацию!

"Во всех кемпингах требуют оставить в залог документ. Это для того, чтобы ты выехал в заранее оговоренный срок".
Если не выехал, то что? Паспорт порвут?

Dsv3232:
Если не выехал, то что? Паспорт порвут?
Ага. И сожгут на жертвенном костре )))
Не так все трагично на самом деле. Просто придется доплатить и паспорт служит гарантией, что вернешься, а не сбежишь )

Отличный отчёт, спасибо!

обалдеть!!! Да недешевое удовольствие такой кемпер, но судя по отзыву самое то для кучи эмоций и впечатлений от цивилизации и природы.

Дмитровский район
Езжу с палатками по кемпингам, паркам и зоопаркам по ЕС, замки, города уже не интересны, в общем -то это обыденность для ЕС, все дороги забиты автодачами. У нас до сих пор как чудо -инфры-то нет, да и парков таких нет.Прокат сколько стоит ?

sharino:
Копейки там ничего не стоит, у нас за 40 дней на мороженное 40000 р. ушло, детям не откажешь, в стальном да, юж.европа дешевле, нормальное путешествие на месяц стоит 400-500 т.р. всей семьей без отелей, а с отелями в сезон в 1,5 раза дороже, одни билеты в парки -зоопарки стоят по 100-150 евро на 4-х., но понимаешь, что эта другая планета ((((
с другой стороны люди не думая тратят миллионы на быт.технику, паркетники чтобы стоять в пробках, на железо не жалко...

Дмитровский район
Да как далеки мы от ЕС, там обыденность ,все дороги кемперами забиты и кемпингов 26000, ру.кемпинг.ком, а здесь как слетать в космос.

velik123:
Почему бы не почитать отчет? )

Спасибо,очень интересно и познавательно!
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..

Много полезного про путишествие на трейлере. Спасибо!

Сообщений: 1949
классное путешествие, шикарный рассказ!!! с удовольствием почитаем о новых путешествиях!!!

Спасибо всем за отзывы! ))

Boralf:
Ага. И сожгут на жертвенном костре )))
чё за ерунда?
останавливался в четырех кемпингах - ничего не оставлял. как и в гостиницах (чем собственно отличается?).

vb2002:
может у вас лица не внушают доверия? :)
Во всех кемпингах от 2-х звезд и выше требуют документы в залог. Не поленитесь, посмотрите сайты кемпингов в интернете. Может быть в кемпингах уровня без звезд документы и не нужны, не знаю.

vb2002:
может у вас лица не внушают доверия? :)
Кстати, в гостиницах не требуют в залог документы. Требуют данные кредитной карты как гарантию того, что вы оплатите при выезде все доплолнительные услуги, которыми пользовались и само проживание, если не было предоплаты. Так что кемпинги гораздо демократичнее :)

Молодцы, классное путешествие+++++++++

52 rus
Степенное повествование и художественную составляющую большинства фотографий в значительной степени взбодрило наличие 2-х изображений декольте германских прелестниц )))

Замечательно. Конечно свой "дом" лучше маленькой "квартирки", но и платить ..............

Курск
Благодарим за отчет и конечно за фото. Мечта последних 3 лет - покупка автодома. Читала Вас , смотрела фото и очень сильно представляла, что мы тоже едем и отдыхаем, отдыхаем. Спасибо огромное!!!

Впечатляет, молодцы

Дом на колесах-это классно!
Мой отзыв: Toyota Avensis 1999

вот это я понимаю полезный отзыв, какие башмаки куда совать и почему, где какая прога и карта... Спасибо!

Здравствуйте! Отличный пост, спасибо! Если можно поясните пожалуйста по поводу цен в кемпингах. Платишь за стоянку фургона и доп. услуги(если они не входят в стоимость) или еще и за каждого человека отдельно? Совсем запуталась так как многие сайты не на английском):

Красавцы очень живописно описали поездку, теперь загорелся желанием повторить ваш трип

сочи
супер

Барон Мюнхаузен?!
Извините,но грудей-мало :(
Поддержу Барона )) Грудей на фото как и положенно две ,ну фоток с ними маловато будет))

Путешествие на автодоме по Европе от 15 евро в сутки - это реально!
Путешествие по Европе на огромном эксклюзивном автодоме с водителем. Аренда целого дома на колесах от 120 евро в сутки, удобно и комфортно путешествовать двум семьям или компании до 8 человек. Встретим вас где вам удобно, поедем с вами по вашему маршруту или одному из наших. Автоотель оборудован всем необходимым для комфортного путешествия и отдыха. Кухня, гостиная, туалет с душкабиной, две отдельные спальни, в каждой спальне - по две двухспальных кровати, одна над другой.
Вся информация на сайте Автоотель елисей.

этим летом тоже попробовали прокатиться на арендованном авто доме, только по нашим Алтайским местам. Конечно уровень сервиса до сих пор никакой, ни кемпингов, ничего. Зато цена аренды на уровне!)) https://travel.drom.ru/70063/

Костанай. Калуга. Омск
Круто! Отменный рассказ, замечательный слог. Узнал много нового и интересного :) Спасибо.