|
Что ни говорите, но с природой этой зимой творится что-то не то. И странно было бы ожидать от людей другого. Наше семейство лиходей тоже не обошел стороной. А чего человек ждет от зимы? Правильно, снега. Вот и мы решили свой зимний отпуск посвятить поездке за холодом и снегом. Итак, наш зимний вояж будет проходить по маршруту Воронеж—Омск—Тайга—Новокузнецк и назад. Некоторое сомнение в душе, а на кой ляд все это? И вот, уже «Туля» стоит на релингах авто (Renault Grand Espace 2007 г., 2,0 CDi, 173 л.с.),
бак заправлен, счетчики пробега и расхода топлива обнулены, поесть-попить в машине под рукой, рация на 15АМ канале,
давление в шинах — в норме, уровень «жиж» в норме, команда в сборе. А это Глеб (2 года),
Артур (4 года),
Лев (6 лет,)
Оксана (мать, жена, дублер водителя, походный повар и прочие полезные и нужные статусы и полномочия)
и я (водитель и спонсор данного мероприятия).
Авто специально к пробегу не готовился, правда, по осени (после Абхазского вояжа, отчет на сайте) были проведены кое-какие работы по оздоровлению ходовой части (заменены передние стойки и задние амортизаторы, стойки и втулки стабилизатора). Маршрут введен в навигатор и вот старт дан!
Дата — 14.01.2014 года, время 18:00, температура за бортом +20С, погода — гадость, то снег хлопьями, то дождь. Судя по прогнозу, на ближайшее время наш путь лежит в страну «вечно нетающих сосулек».
Воодушевленный дорогой и предстоящим отдыхом я «низко парил над землей».
Однако эта эйфория продолжалась недолго, и всевышний быстро привел меня в чувство и вернул на грешную землю. В 21:02 по московскому времени на 242 км от подъезда переднее правое колесо при попадании в яму было пробито. Пит-стоп продолжался 37 минут, поставлена запаска, пробитое колесо на ее место. Из данного происшествия немедленно были сделаны соответствующие выводы, и манеру вождения пришлось резко поменять. Угнетало еще одно — на запаске была летняя резина… Но мы никогда не ищем легких путей. Прочитав «хвалебную» оду в стиле Луки Мудищева тамбовским дорожникам, администрации Тамбовской области и посочувствовав тамбовским автолюбителям, все семейство двинулось дальше. Последующая часть нашего путешествия была посвящена поиску работающего шиномонтажа… Так ночь и прошла, т.е. проехала.
Отдельно хочется сказать о качестве самарских и башкирских дорог — позор! Да и зачем там делать нормальные дороги? Проще развивать сеть шиномонтажей и пунктов продаж шин, плотность которых в разы превышает плотность расположенных АЗС и качалок нефти, чем содержать автодороги в достойном состоянии. На одном из башкирских шиномонтажей спец огласил приговор пробитому колесу — в утиль. Настроение ухудшилось. Более внимательный осмотр ходовой выявил грыжу с куриное яйцо на заднем правом колесе — последствие попадания в тамбовскую яму. Депресняк попер со страшной силой.
Чашка кофе из термоса отогнала хандру на какое-то время, и процессия движется дальше вперед. Вскоре представился случай принять участие в беспроигрышной лотерее с местными ГИБДДшниками. В данном случае инициатором стал я сам. Суть вкратце: длинная вереница фур, очень длинная. Скорость чуть больше черепашьей из-за отсутствия дороги в принципе, ну совсем чуть-чуть. Не езда, а сплошное тошнилово. Выявив образовавшуюся впереди ячейку между фурами, я не смог подавить желание в себе занять ее. Благо встречных помех не было. Немного газу, и я в ячейке. В данном процессе я совсем упустил из виду тот факт, что все происходило на небольшом мостике. Мелькнувшая впереди полосатая палочка…, вежливое приглашение в полицейскую машину…, просмотр увлекательного видео (эх, черт, маневр был выполнен красиво)…, подведение итогов и, как следствие, встречное предложение (по Марио Пьюзо). Результат — за 2000 руб. я победитель лотереи! Еще раз делаю соответствующие выводы.
Ближе к вечеру остановка на ужин. Дети были безумно рады снегу. Еле откопал их оттуда. Через час отдохнувшие и наевшиеся движемся дальше.
В Челябинской области качество дорог значительно лучше. Движение по ночному Уральскому перевалу завораживает и добавляет адреналина.
Интересно было послушать по рации рекламу услуг «ночных бабочек», оседлавших перевал. Цены на их услуги более чем пролетарские, ориентированные на массового потребителя. Видать, экономический кризис и на их бизнесе сказался. Впрочем, это не единственный вид бизнеса на перевале. Множество коробейников предлагает самый разнообразный ассортимент товаров: от самоваров и валенок до картин.
И вот перевал преодолен, Морфей все настойчивее зовет в свои объятия. Сил сопротивляться уже нет. Впереди АЗС, какой-то мотель. Паркуюсь возле. Мельком взгляд на семейство, уже давно сладко посапывающее, и здравствуй ….. бездна. Сквозь полет недовольное бурчание проснувшейся жены, зачем заглушил машину, прохладно. Оценка времени — полет в бездну продолжался чуть более трех часов. Умывание снегом — мы бодры, веселы. Чашка кофе. В путь. Пока дети еще спят. Про запаску и колесо с грыжей почти не думаю, но скоростной режим на контроле.
После Кургана путь лежит на Бердюжье, Ишим, Тюкалинск и далее на Омск. Отдельно ода про Бердюжье. Если всю сеть автомобильных дорог России взять за одну большую ..опу (_!_) (за очень редким исключением), то Бердюжье — это дырочка в этой самой ..опе. Такой дороги даже не было в Амурской и Читинской областях в начале 2000-х годов (был опыт перегона авто из Владивостока в Тайгу в 2002-2003 годах). Но машина с честью выдерживает и это испытание.
И вот, здравствуй, Омск! Город, где я познал радость и увлекательность студенческой жизни, где я впервые в жизни познакомился с небом и парашютом, откуда был призван в доблестную Советскую Армию и многое другое. В Омске было желание «переобуть» авто, и планшет даже выдал несколько адресов, где можно было это сделать. Но с учетом прибытия (около 20:00 по местному времени) это сделать было проблематично, и поэтому приняли решение заехать к однополчанину и другу Юре Швецу (мастеру нательной живописи).
Трехчасовой отдых, душ, ужин, кофе (а жаль — с Юрой мы не виделись с 2010 года) и задушевные беседы. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и в 23:30 по местному времени снова в путь.
Неожиданный снегопад резко ограничил скорость движения и без того невысокую. Темнота и снежный занавес ограничивали видимость. Не доезжая до Барабинска было принято решение отдыхать. Да и Морфей последние 100 км так и подталкивал на обочину. Усталость взяла свое, поэтому сну было посвящено чуть более 4-х часов.
Мороз и солнце — день чудесный! Сибирское утро нас встретило легким морозцем. Небольшая зарядка со щеткой вокруг машины и дальше в путь. При приближении к Новосибирску желание «переобуть» авто укрепилось. Запрос в инет, и планшет выдает список предложений. От 16000 руб. б/у комплекты 225/55/R17. На развилке объездной на Томск и Новосибирск, доля колебания, и выбираю направление на Томск. Черт с ними, с колесами, куплю в Кемерово, да и машина едет. Время мало, желание прибыть в Тайгу засветло велико. Это желание в Кемерово еще больше растет, и приобретение колес плавно уходит на второй план.
Привет, Тайга! Общее время в пути составило 68 часов, в т.ч. 9 часов на сон. Дороги, фуры, снегопад превратили машину грязнулище! Поэтому на въезде в центр в автомойку. Перед заездом на постой к родственникам жены визит в магазин. Неудачно был выбран магазин — на спуске с горки. Надо сказать, что дороги в Тайге зимой солью с песком не посыпают. Большой снег убирается коммунальщиками (иногда), остатки укатываются автомобилями. Поэтому выехать в горку из магазина я на разношерстной резине не мог. Летняя запаска просто не для этого, а на одном колесе — только в цирке. Маневрирование задним ходом на свободную площадку и подальше от основной дороги. Решение — перекинуть зимнюю резину на передок с задней оси. Этот временной норматив был выполнен за 15 мин. Что за чудо — машину не узнать. Поведение ее изменилось и все стало так, как должно быть. Машина поехала, что это была горка, я даже и не заметил.
Все чаще ловлю себя на мысли, что поменять резину можно и в Воронеже. На следующий день я прочь отогнал от себя эту мысль и с удвоенным рвением начал поиск комплекта зимних колес и вот почему. Во время очередного променада по Тайге, совершая левый (на 900) поворот, и переоценив возможности автомобиля, одетого не по сезону в разношерстную резину, я боковым зрением увидел, как задняя часть авто обгоняет переднюю и машина прибивается к обочине. Все обошлось благополучно, без повреждений и царапин, т.к. данный участок дороги был пуст. Во время этого маневра в машине наступила такая тишина (пассажиры сидели, как живые), что было слышно, как снежинки падают на лобовое стекло. Впрочем, со стороны это выглядело так, как будто бы водитель решил припарковаться с разворотом на 1800 или совершить полицейский разворот. В очередной раз делаю выводы о бренности бытия.
Ну и как же не встретиться с друзьями.
Через пару дней отдыха в Тайге мы собрались проведать отца, родственников и школьных друзей в Новокузнецке. С соблюдением всех мер предосторожности (помним про колеса) приезжаем в Кемерово и приступаем к поиску колес. Цены на комплект зимней шипованной резины способны вызвать уныние (около 6000 руб. за колесо). Но все-таки на выезде нам везет, и мы находим комплект новой зимней шипованной китайской резины Sailun Ice Blazer WST1 за 4590 руб. за колесо.
Семейство в ближайшую узбекскую кухню на ужин, а сам на шиномонтаж. Общие затраты составили 19660 руб. (переобуть 4 колеса, снять-поставить, балансировка, + переобуть и отбалансировать запаску). И сразу тест-драйв новой резины.
Был приятно удивлен открывшемуся на выезде из Кемерово участку настоящей автомагистрали. Ограничение скорости 110 км/ч. С учетом прохождения этого участка через 2,5 часа мы в Новокузнецке. За это время новая резина получила достойную оценку (тихая, мягкая, цепкая) и продолжает радовать по сей день. Одна особенность — на скорости около 100 км/м начинает возникать усиленный гул (от шипов), но после 105 км/ч гул стихает и возвращается прежний уровень комфорта. Поэтому скорость движения лучше держать либо до 95 км/ч, либо более 105 км/ч.
Три дня в Новокузнецке пролетели незаметно.
Пришла пора возвращаться. Через 4 часа мы вновь в Тайге. Новыми колесами доволен, как слон. Тайгинские дороги это ощущение усилили.
Как уже стало традицией, Льву в очередной раз был удален расшатавшийся зуб при помощи нитки по всем канонам языческих традиций.
Последние встречи с друзьями и коллегами по прежней работе, лыжная прогулка и возвращающая к жизни сибирская баня, пополнение продуктовой корзины, прощальный взмах рукой родственникам и ... здравствуй, трасса.
На обратном пути время остановок на сон сократилось, т.к. жена решила тоже испытать новые колеса, и поэтому спал я в основном в процессе движения.
Обратную дорогу до Новосибирска немного изменили и решили сократить по маршруту Тайга—Яшкино—ледяная переправа через р.Томь—Юрга—Болотное. Качество дороги хорошее.
Перед Юргой пришлось подождать, пропускали воинскую колонну, то ли учения, то ли…
На участке Болотное—Мошково местные блюстители дорожного порядка омрачили обратный путь домой. В этот раз предложения сыграть в беспроигрышную лотерею не последовало, был оформлен протокол. Причина — обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен». При этом разметки на участке не было никакой, знак не видел. Движение на участке малоинтенсивное. Но патрульная машина, как ни странно, именно на этом участке и стоит. На сегодняшний день уже получил почтовое извещение из Мошковского мирового суда. Понятно, что в Мошково на суд не поеду. Чем все кончится, не знаю (p.s.: позже суд вынес решение о наложении штрафа в размере 5000 руб.).
Кроме этого под Ишимом была зафиксирована самая низкая температура -280С.
И всю обратную дорогу снегопад.
Обратная дорога ничем примечательным не запомнилась. В конце концов, через 60 часов мы дома.
ИТОГИ: машина не подвела ни разу, заводилась в любой мороз (max -250С), антигель не применялся. Заправлялся зимним ДТ с применением присадки LIQUI MOLY Speed Diesel Zusatz. Заправлялся на заправках LUKOIL, Роснефть, Татнефть, Газпром. С АЗС других брендов экспериментировать не рискнул. В Новокузнецке произвел замену масла, маслянного, воздушного и салонного фильтров (пришло время). Масло синтетическое LIQUI MOLY Top Tec 4400 5W-30. Стоимость незамерзайки (-300С) на трассе вдвое дороже, чем в магазинах в городах. Лояльность детей и спокойствие родителей в поездке обеспечивалась планшетами, ноутбуком, телефонами, шоколадом, печеньками, соком.
От укачивания детям давались таблетки «Драмина». Перед поездкой было удалено одно кресло из салона, размещение кресел в салоне 3 ряда по 2 кресла. Это обеспечило свободный доступ мамы и детей на 3-й ряд и назад, и более свободное размещение детей для сна. Ночевали только в салоне, мотелями и гостиницами не пользовались. Климатическая установка обеспечивала комфортный режим — все дети и их родители ехали без верхней одежды.
Наиболее качественные дороги (в большом преимуществе) в Кемеровской, Новосибирской и Омской областях. Далее в рейтинге дороги Челябинской области. Дороги Тюменской, Пензенской, Курганской, Липецкой областей и Татарстана — фифти-фифти. Мое сочувствие автовладельцам Тамбовской, Самарской, Ульяновской областей и Башкирии.
Всего пройдено 8200 км.
Израсходовано ДТ 647 л,
средний расход топлива 7,8л/100км (с учетом длительной работы на х.х.)
Поесть на трассе можно везде, качество пищи нигде тревоги и опасений не вызывало. Стоимость обеда на всех не превышала 500 руб. (первое, второе и третье папе и маме, второе и третье старшему сыну, средний и младший с папой и мамой). Бюджет поездки: ДТ — примерно 22000 руб., еда в пути — примерно 5000 руб., подарки друзьям и родственникам — 5000 руб., всякая всячина около 10000 руб. Неплановые расходы на новый комплект колес 19660 руб...
Ну, вот и все. Продолжение следует...