Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Обзорная экскурсия в 3919 км: Кузбасс—кусочек Казахстана—Алтай—Кузбасс

Обзорная экскурсия в 3919 км: Кузбасс—кусочек Казахстана—Алтай—Кузбасс

17.10.2014 | 14280 просмотров

Решил описать свою обзорную экскурсию (но для меня на данный момент самое большое путешествие по километражу) по знакомым многим дорогам Кузбасса, Казахстана, Алтая. Видимо, вирус графомании добрался и до меня.

Первый раз был с семьей и друзьями на Алтае в 2011 году, затем 2012 год. Оба раза по неделе, оба раза стандартно жили в Ае и максимум, куда доезжал, это был Чемал. Ну, что сказать — это была любовь с первого взгляда, хотя прошлый год не ездил, так как весь отпуск провели в Донецке у родственников жены (очень понравилось, город и люди, но не будем сейчас о грустном).

В этом году летом подгадали с женой 2-недельный отпуск и решили скататься чуток подальше Чемала, конечной точкой маршрута избрали (ну, как избрали, я выбрал маршрут версии Лайт, исходя из рассказов о автопутешествиях на Дроме) до Телецкого озера, точнее, его южного берега. Но как это обычно и бывает, хотелось еще и в Казахстан этим же летом заскочить, чтобы проведать могилки своих родных — не был уже 4 года. В итоге небольших раздумий родился маршрут: Новокузнецк—Павлодар (ч/з Барнаул)—Семипалатинск—Новая Шульба—Курья—Усть-Калманка—Белокуриха—Алтайское—ЮБТО.

Экипаж в составе: жена, сын 11 лет, дочь 5 лет и я, рулевой обоза.

Обоз, в виде следующего аппарата: стоковый Pajero Sport 2013 г.в., АКПП, турбо-дизель 2,5.

Забегая вперед, скажу, что после консультаций в маршруте был заменен пункт Курья на Алейск, так как было кому рассказать дорогу. В принципе, можно было, конечно, и через Курью попробовать (изначально хотелось: Курья—Краснощеково—Березовка—Новокалманка—Михайловка—Петропавловское—Белокуриха), отзывы в Инете были от «а там есть дорога?» до «норм, мы там на девятках каждый день гоняем», но с двумя киндерами решил таки не рисковать, хоть и аппарат позволяет вроде не бояться плохой дороги.

Был благополучно взят отпуск с 30 июня по 14 июля, и 28 июня в субботу мы стартанули в 7 утра. Дорога от Новокузнецка до Барнаула по трассе Алтай—Кузбасс через Белово стандартна, рассказывать о ней нечего, последний раз по ней ездил 4 года назад, отличие, в принципе, одно — перестали брать 30 рублей на пропускном пункте на границе между двумя областями, в остальном дорога не изменилась. А нет, еще отличие: наконец-то, перед Барнаулом достроили нормальную дорогу по две полосы в каждую сторону и не пришлось тащиться за фурами, что сказать — молодцы.

В Барнауле через мост и по указателям на Павловский тракт и дальше на Кулунду.

В с. Родино по совету родного дядьки (у которого как раз была первая точка остановки в Павлодаре) надо было повернуть направо на Благовещенку и оттуда на Кулунду, в прошлый раз, 4 года назад, я так и ехал, но в этот раз решил — я же на Жыпе и поехал прямо. Да, на Жыпе, конечно, можно было не бояться удариться пузом о камень или пробить подвеску, но душу я на той гравийке вытряс всю. В итоге устроил ралли по параллельно идущей грунтовой дороге — ну так-то прикольно, конечно, но пару раз поблагодарил Бога и японских инженеров, спроектировавших МПС, за офигенную энергоемкость подвески при влете в ямки. Нормальные такие ямки, в которых все в багажнике подлетало до потолка. Явно от машин, участвующих в Париж-Дакар, какие-то решения все-таки были заложены в стандарт.

На границе нас застал дикий просто шторм (кстати, весь день была жара 30 и выше). Пока был шторм, прошли наших суровых погранцов, шторм закончился, переехали к казахам. У казахов, как всегда: веселые погранцы спросили, не везем ли мы автоматы/пистолеты и отпустили, глянув вскользь по шмурдяку. Кстати, давно заметил — казахи, видя, что с тобой едут дети, пропускают очень быстро, нашим пофиг, кто у тебя там, в машине — хоть грудничок, все проверят. С одной стороны, наши профессиональней, но казахи приятней на этот счет. Наши погранцы в обязательном порядке спросили у моей дочери, где ее родители, кто этот мальчик (показывая на сына) и как его зовут. Дочь в своем репертуаре, развела руками и со вздохом сказала: «Вы чо? Не понимаете что ли — это папа, это мама, это брат и зовут его Алексей Михайлович», даже суровые погранцы не смогли сдержать улыбки. На самом деле этот момент понравился на нашей границе — профессиональный подход.

На границе в этот раз потратили от силы час — благо таможню отменили и не надо никаких деклараций писать. Стандартно взяли страховку (5 дней) на границе, конечно, переплатив пару сотен рублей за то, чтобы не ехать по Казахстану без страховки до ближайшего киоска.

Миграционная карта, выданная на границе, теперь действует 3 месяца, в течение которых не надо нигде регистрироваться в Казахстане.

Выехали с границы и поехали, строго соблюдая правила (прошлая поездка обошлась мне в 4 тыры сначала за превышение скорости на 12 км, а потом за отсутствие знака РУС).

Приехали в Павлодар часов в 10 вечера, остановка там была до 1 июля, отмечание приезда, прогулки по городу, все как обычно. Павлодар неплохой город, но все таки уровень жизни гораздо ниже, чем у нас в Кузне, например, ну и традиционно мне не нравится там, пыльно — не мое. Хотя центральные парки и площади очень неплохо выглядят.


Павлодар. Площадь дворца бракосочетаний (если не ошибаюсь) с музыкой по вечерам.


Павлодар. Где-то в сквере.

01.07.14

Покинув Павлодар, поехали по направлению Семипалатинска — ужасная скучная дорога через степь, дорога не очень, не так критично для меня, как говорил мой брат, ехавший по этой же дороге в прошлом году на Шкоде Октавия, самое главное, что просто муторно — степь, степь, степь…

А! Забыл главный плюс Казахстана — стоимость солярки на наши деньги, что-то в районе 20 рублей. Хотя дядька мне сказал, что качество, типа, не очень, вот у вас в России там качественно, но я не заметил никаких отличий ни в расходе, ни в работе двигателя, по-моему, из раздела тех баек, что и у нас: на Лукойле качествО! а на Газпроме отстОй, или наоборот.

Перед самым Семипалатинском закатана новая дорога и временные знаки 40 км…. Смотрю, несколько машин всего впереди, и все ползут, ну и я ползу… ужас! Некоторые обгоняют нас, сдерживаюсь от нажатия гашетки в пол — дорога-то отличная. Так и ехали целый час, все, кто нас обогнал, в итоге разговаривали с двумя экипажами полиции на въезде в город, интересно о чем?

Семипалатинск, почти мой родной город, проехали его за полчаса на выезд — Семипалатинск, как 4 года назад и как 20 лет назад и как 100 лет назад, провинциальный город, описанный еще Пикулем («На задворках Великой Империи»). Везде песок, из достопримечательностей только новый построенный лет 15 назад мост, но мы его видели не раз, поэтому нам неинтересно. Едем на мою Родину с. Новая Шульба по дороге Семипалатинск—Рубцовск и потом уходим в с. Дмитриевка направо. Начиная с выезда из Семея, ленточный сосновый бор, много выгоревшего, но до сих пор живой, здесь уже веселее ехать, по этой дороге ездил несчетное количество раз, когда-то давно, чем ближе к родному селу, тем крупнее комок в горле, еле проглотил. Съехали перекусить с дороги в бор, от воздуха с запахом хвои и насыщенного кислородом немного срывает крышу. Воздух очень сухой, на улице жара, но под соснами дышится легко.

Приехали на место, сделали все дела, навестили всех, кого планировали, приехали к друзьям родителей, банька, немного водочки, разговоры и утром следующего дня стартуем дальше. Казахскую водку рекомендую, ага.

02.07.14

Границу обратно проходим в Ауле/Веселоярск, казахов проскакиваем быстро, минут 15, как обычно, веселый вопрос казахского погранца: «Есть Чо?». Отвечаю, что не везу. Закрывает машину и спрашивает: а наркотики? Пиф-паф? Опять отвечаю отрицательно и едем на нашу границу. У нас на границе пропускают грузовики — потеряли часа два, наблюдаю равшанов идущих с автобуса на нашей границе, получающих отметку о переходе нашей границы, затем получающих отметку о переходе казахской границы и возвращающихся получать на нашей границе опять миграционную карту. Погранцы к ним относятся, как к перелетным птицам, одного тормозят — ему запрет на пересечение границы, равшан в шоке — ему говорят, вспоминай, где накосячил, штраф или еще что. На этом пропускном пункте вообще грузопоток больше, чем в Кулунде, поэтому и времени больше тратиться. Прошли оформление на нашей границе, наши погранцы опять же суровы — попросили переложить вещи в багажнике при досмотре, вопрос про наркотики и оружие, но уже абсолютно серьезно, собачка понюхала вещи — интереса не проявила.

Интересное наблюдение сделал, пока пережидал небольшую задержку на нашем пункте досмотра: погранец играет со служебной собакой — на лице улыбка, треплет ее, шутит, собака тоже игриво настроена. Нам машут — подъезжаем, погранец, который минуту назад был веселым мужиком, играющим с собакой, превращается в терминатора с непроницаемым лицом, собака также престает вилять хвостом — работают.

Едем дальше.

Рубцовск — городок с разбитыми дорогами проскакиваем, как всегда, не задерживаясь, едем до Алейска. Проходим его по навигатору в смартфоне (оказалось, поздно включил навигатор), можно было повернуть раньше и сразу уйти на Усть-Калманку, не заезжая в Алейск — указатель я, кстати, видел, но затупил, потом понял, что дорогу через Алейск мне объяснили при заезде в него с другой стороны, т.е. как раз если ехать из Кулунды, потерял полчаса, зато увидел Алейск, умирать не стал.

Заехали в Россию, после Рубцовска начинаются засеянные поля, не специалист, но явно видно, что культуры разные растут, гречка, рожь или что-то такое.


Где-то после Алейска и до Белокурихи.

Радует, значит, работает худо-бедно сельское хозяйство. Из Алейска едем на Белокуриху — все поля засеяны, зелено все — глаз отдыхает особенно после казахских степей. Дорога везде приличный асфальт, перед Петропавловским, по-моему, было немного плохой гравийки, но и то ощущение, что там размыло дорогу и ее восстанавливали. Погода испортилась — всю дорогу от Алейска моросило, но тепло градусов 25 было. Поля, конечно, красота — смога нет, пыли нет… даже грязь с машины смывается, а не липнет, как у нас в Кузбассе.

Весь путь шли по указателям, предварительно я маршрут в Яндексе просмотрел, поэтому нигде не плутали, да и дорога одна в принципе.

Вышли на дорогу Бийск—Белокуриха часов в 7 вечера и увидели сверток на Алтайское, решили рвануть до Аи, так как в Белокурихе не знали, где остановиться, да и вроде как нечего там делать по отзывам. В Ае остановились в «Золотом Ключике», хозяева Федор и Ольга — рекомендую, мы там были в 2012 уже, на берегу Катуни домики. По быстрому приготовили поесть, дети пошли качаться на качелях, я выпил казахской водки и тут понял, как я устал — 12 часов в пути ~560 км. Вроде не много, но с границей, с незнакомой дорогой после Алейска вымотался, но доволен как слон — еду, никуда не спеша, по ходу дела решаю, где остановиться, как ехать, куда ехать, никто не командует, никем командовать не надо, телефон не звонит (потому что выключен еще перед Казахстаном). Осознал, что я выполнил обязательную программу (Казахстан), теперь произвольная: и я могу остаться здесь, могу ехать дальше — свобода! Ремарка про свободу: жена сразу сказала, куда скажешь, туда и поедем, скажешь не поехать, не поедем, детям вообще все равно, иногда ноют и дерутся с друг другом — но это в порядке вещей. Жене отдельная благодарность — она у меня бессменный штурман, моральная поддержка и группа обеспечения в одном лице.

03.07.14

Просыпаемся и принимаем решение ехать, куда-нибудь туда, по дороге решим, где остановиться (погода: тепло, градусов 20, но пасмурно). «Куда-нибудь туда» у меня в голове примерно выглядит в виде точки (точнее запятой) на Яндекс.мапс и называется Онгудай.

Часов в 10 выехали, повернули в Усть-Семе через Катунь — дальше у меня карта в голове закончилась — началась дорога, по которой никогда не ездил.

Перед Шебалино погода резко испортилась, ливень с градом — едем, боюсь, как бы не начали падать с неба градины с яйцо куриное, но Бог миловал, температура упала до +7 — Алтай в своем репертуаре. На Семинский поднялся как-то невзначай — видать много впечатлений, по дороге нас обошли машинки с надписью «Еду в Магадан», это оказалась экспедиция Алексея Камерзанова, путешественника из Новосибирска. На Семинском остановились и зашли перекусить в юрту — там подают отличные боозы из мяса марала и таежный чай, шашлык в соседней палатке брать не рекомендовали.

На Семинском, как оказалось, находится учебно-тренировочный центр для подготовки спортсменов высокой квалификации по лыжным видам спорта в условиях среднегорья, сроду не знал. Также интересна стела в честь 200-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России.

Перекусив на Семинском, поехали дальше. Примерно в 4 часа дня доехали до Онгудая и решили здесь и передохнуть, сняли номер в «Барской усадьбе», не понравилось мне там, почему не знаю — наверное, как-то все компактно там, людей много, музыка — а мне надо тишину и желательно никого. Оттуда народ возят на экскурсии, мы же расположились, и пришлось достать удочку и поехать на речку, так как дочь затребовала: «хочу ловить рыбку», рыбак из меня неважный и к тому же не имеющий понятия как тут ловить рыбу.

Поехали на речку. Наковырял там червяков, одел на крючок и вручил удочку дочери, она честно пыталась кого-то поймать, но не поймала — видать, червяки не той системы. А мы с женой погуляли по берегу, сын сказал, что мы его уже достали своей природой — пошел смотреть телевизор в номер. Единственный плюс в «Барской усадьбе», что в стоимость номера входит завтрак (а стоимость 3-местного номера в доме на втором этаже 2500, кажется), так вот мы с утра перекусили и поехали дальше. Цели опять не было, примерный план был добраться до базы «Каменные грибы» возле одноименного чуда природы в долине реки Чулышман. С базой я связался вечером по емайл из номера и на всякий случай забронировал домик, если приедем и будет дождь, чтобы под дождем палатку вечером не разбивать. С утра пришел ответ, что приезжайте, место есть — фиг знает, где, откуда они там емайлы шлют, так как в долине у меня ни Мегафон ни Билайн не работал, может секретная связь через костры — не знаю.


Мой экипаж укрепляет силы на высоте 1700 м (Семинский перевал).


Семинский перевал. Стела в честь 200-летия вхождения Алтайского народа в состав России (1956 г). Некоторая страна, претендующая сейчас на мировое господство, еще даже в то время (1756 г.) не образовалась.

 


Онгудай. А это мой аппарат, которому тоже больше нравится здесь, чем в городе.

04.07.14

Выехали из Онгудая в 10 утра, по навигатору до села Коо, которое чуть дальше базы «Каменные грибы», было около 300 км — это разве расстояние… тьфу, если по асфальту. Навигатор сперва, кстати, показал 100 км, предложил нам напрямую поехать, я отказался, ткнул, что есть такой пункт Улаган, он согласился меня там повести. Забегая вперед, скажу, что после Улагана он что-то потерялся в пространстве, и я чуть не проскочил сверток в Балыктуюле, после этого навигатору больше доверия не было. Пользовался, кстати, картой «7дорог» на смартфоне, в городах нормально себя ведет, а на природе, видать, крыша поехала.

Чике-Таман более интересный перевал, хоть и ниже Семинского, но петляет и запоминается лучше. Не знаю, как по старой дороге раньше ездили — в одну полосу и куча поворотов и все над обрывом. На Чике-Тамане уперлись в груженый Камаз, который нам уступил дорогу — далее мы с этим Камазом пересекались весь путь до Кату-Ярыка, пока мы любовались красотами, он работал и ехал вперед.

Дорога до Акташа была прекрасна во всех смыслах (я еще боялся, что ее где-нибудь смыло — не верьте ящику, судя по нему, Алтая после наводнения вообще больше не существует). Хороший асфальт, красиво вокруг, правда, когда дорога прижимается одним боком к скале, а другим обрывается в реку (возле малого Яломана, кажется), а сверху на скале висят нормальные такие булыжники с машину размером, мне с непривычки было не по себе немного, учитывая знак «Камнепад».

По дороге понравился памятник Кольке Снигереву, потом поднявшись и увидев остаток старого Чуйского тракта, понимаешь, что ребята, которые строили эту дорогу — герои, особенно учитывая машины, на которых они ездили: никаких тебе усилителей тормозов, руля и тем более автоматов.

На водопаде Ширлак (Девичьи Слезы) остановились, попили водички, дети взяли мастер-класс у парня, который лепит из глины различные фигурки и продает их, купили медовухи, попили водички и поехали дальше. По поводу водички: брат мне сказал, чтобы я всю воду кипятил, прежде чем пить (он медик у меня, еще и военный в прошлом): типа после наводнения, чтобы заразу не подхватить — коровы там дохлые вроде как плавали, я посмотрел с какой высоты льется этот водопад — да если там наводнение будет — то это будет всемирный потоп.


Старая дорога Чуйского тракта.


Раритет какой.


Водопад Ширлак. Сын для масштаба поставлен.

Доехали до Акташа, проехали его и повернули на Улаган, у Красных ворот решили остановиться сделать стандартное фото на обратном пути. После Красных Ворот меня ждал сюрприз. Почему-то, читая описание путешествий на Кату-Ярык, я представлял и был в полной уверенности, что до него я буду ехать почти по степи, а потом нырну в долину, а тут Улаганский перевал, да какой — 2000 метров, выше чем Семинский (это я потом уже узнал). Закралась мысль, что я еду не туда, ну да и ладно — палатка есть, погода хорошая, поедем посмотрим что там, да и навигатор пока уверенно ведет вперед. Идем дальше — озера с отражением леса и неба, это очень красиво. Упираемся опять в Камаз, он маячит правым поворотником — опять пропускает (да, да это тот же Камаз). Забираемся на перевал — здесь +10 — внизу было +20 и, не останавливаясь, едем дальше. Дорога вполне себе, с участками гравийки хорошо укатанной и участками асфальта без дыр почему-то.

Доехали до Улагана с установкой там пообедать, почему-то думал, что в районном центре куча мест, где пообедать для туристов, ага — сейчас! В итоге на центральной улице имени председателя колхоза, построившего дорогу через перевал Кату-Ярык (лень в Инете искать фамилию, сами посмотрите), нашли какую-то столовую и там перекусили, вполне сносно. Ощущение было, что я опять в Казахстане. В Улагане запомнилось два момента: 1) заправка, на которой я облился соляркой, потому что забыл, что такие колонки (с не отключающимся пистолетом) еще бывают; 2) Колоритный товарищ лет 60, на мой взгляд, с блатными наколками по всему телу, мирно пьющий пивасик в столовой, где мы перекусывали, взгляд у него, блин, колючий, как нож.

Соляра, кстати, нормальная была, никаких проблем не испытал с ней. А вообще, Улаган даже понравился — много добротных домов, нет ощущения разрухи, которую я почему-то ожидал, честно говоря, увидеть.

Навигатор нас честно вывел на дорогу до Балыктуюля и завис, в Балыктуюле проскочили поворот направо на перевал, но тут же сообразили, что что-то не то и вернулись. В Балыктуюле нас встретил почетный караул из голопузых ребятишек вдоль дороги, весело помахавших нам. Дорога стала немного соответствовать назначению моего аппарата — грейдер, ямки, кочки, небольшие подъемы спуски.

Перед Балыктуюлем увидели Пазырыкские курганы, насколько я понимаю, но чего-то они нас не впечатлили — и проехали мимо. Кучи бурундуков, перебегающих дорогу, зато впечатлили дочь, а наглая лиса, неспешно перебежавшая перед нами, вызвала вообще восторг и у дочери, и у жены. Потом еще один сюрприз для меня был тот, что мы поехали по лесу опять (я думал, степь теперь будет уже прям точно до перевала). Где-то по дороге на каком-то спуске жена сказала: «Ой, как страшно». Пришлось предупредить ее, что вообще-то еще рано бояться, впереди великий и ужасный Кату-Ярык, она после этого задумалась о чем-то. Навстречу перед самым перевалом, попался джип с Иванычем из «Реальных пацанов» за рулем, может, конечно, мы ошиблись оба, но тогда это его двойник. Навстречу шло много машин, в основном, конечно, кроссоверы и внедорожники, но и пузотеры встречались, например, за нами шли Шеви Нива и праворукая Тойота еще с Семинского.

Ну и традиционно, на какой-то горке нас опять пропустил тот самый Камаз, так как скорость была маленькая, я ему всячески благодарно побибикал и помахал рукой, ну как еще поблагодарить было, не знаю.

Выехали к перевалу, пошли посмотрели куда поедем, жаль курить бросил, очень хотелось перекурить. Стандартно сфотографировались несколько раз, но у меня в крови резко повысился адреналин, а когда такое происходит, мне надо совершить то действие, которое его повышает, очень срочно, иначе меня колотить начинает.


У штурмана есть сомнения какие-то невысказанные.

Начали спускаться, штурман хотела пофотографировать виды на спуске, но открыв окно и повернувшись в сторону обрыва, почему-то с нецензурным возгласом убрала фотоаппарат и начала смотреть только на дорогу. На последнем участке нам попалась девушка, махавшая руками и кричавшая: «стойте-стойте, там подняться не могут». Жена вышла из машины (по-моему, с большим облегчением) и пошла на разведку, оказалось, там пытался подняться форд фокус то передом, то задом, в итоге сдавшийся. Мне помахали, подобрал своего штурмана и спустились — каменюки валялись нормальные и дорога в рытвинах, но мы проблем не испытали.

Вышли, перевели дух, увидели, что сверху спускаются уже знакомые нам Шеви Нива и Тойота, причем в Тойоте пассажир сидел на двери и изображал противовес, видимо, им казалось, что машина вот-вот завалится в пропасть, но на самом деле уклона там нет бокового — у страха глаза велики.


Вид снизу на перевал, если присмотреться, то по центру кадра видно Ниву и за ней Тойоту.


То же самое, только немного другой масштаб.

А форд уже возвращался с трактором. Кстати, очень часто встречаю отзывы, что тех, кто зарабатывает деньги за подъем, обзывают жлобами и всякими нехорошими словам за то, что они недоприводов, имевших неосторожность спуститься вниз и не в состоянии подняться потом, затаскивают наверх за сумму от 1000 до 3000 рублей.

Ребята, если вы не можете оценить свои силы и возможности своего автомобиля правильно, зачем вы туда претесь? Вас за вашу глупость должны бесплатно таскать? Там внизу спасатели, что ли, специально должны дежурить?

Да, народ и на десятках, и на волгах поднимается, но им прокладка позволяет, а вам нет, значит — платите! Вы же знали, куда лезете? Я вот сроду туда на прошлой машине бы не полез, хотя вэдовый кариб точно бы справился, но мне жалко было бы пузом скрести по камням острым, поэтому я на нем и ездил только там, где пузотеры все катаются, максимум в горку по грязи или льду поднимался.

Извините, если кого обидел, но я так думаю.

Попили водицы из родника (какая-то она там ржавая, на мой взгляд, железа много? не знаю) и поехали дальше. Я уже привык, что дорога оказывается не такая, какой я представлял, поэтому то, что начались петляния верх, вниз, влево, вправо меня уже не удивили. Проехали базу Эзен, местами ущелье относительно сильно смыкается, скалы начинают немного даже давить с непривычки. Судя по всему, дорогу размывало в наводнение, было видно, что в некоторых местах свежая отсыпка. Проехали огороженный участок с дорожно-строительной техникой (пару грузовиков, бульдозер, еще что то), людей возле техники не увидели. Навстречу попался полицейский уазик — органы везде есть, потом УАЗ буханка с лодкой, видимо вечерело, поэтому на встречу машин почти не было, да и в попутном направлении тоже. Помню по карте, что до каменных грибов от перевала километров 30, но уже не было иллюзий, что за 10 минут доедем. Дорога отсыпка с острыми камушками, вдоль нее там, где долина расширяется, идут полевые дороги, можно по ним ехать быстрее и комфортней, но можно поймать некислый камушек еще и с острыми краями, хотя его и на грейдере можно поймать.

В общем, едем и глядим по сторонам, тут бабах — удар справа, подпрыгиваем все! Налетаем на камень, штурман кричит: «Ой — куда летишь!», останавливаюсь, мысленно представляю масштаб ущерба, судя по удару. Выхожу, осматриваю колесо, заглядываю под низ — все норм вроде. Глядя на камень размером примерно с футбольный мяч только не такой круглый, удивляюсь, что не пробил колесо, и в очередной раз вспомнил добрым словом разработчиков аппарата. Уже дома оказалось, что погнул второй лист защиты двигателя справа и оторвал крепление защиты слева (надо сказать, крепления дохленькие — уголки потом вварю туда по совету с паджеро-клуба).

Тут видим указатель «База Каменные грибы — 1 км», приехали в точку назначения часов в 8 вечера. База огорожена забором из жердей, есть баня, несколько домиков деревянных, шатер, юрта и домик хозяев-алтайцев, все чисто мусора нет, рядом Чулышман. Отказались от забронированного домика, так как погода была хорошая. Разбили палатку, подошел мужик из соседнего домика лет 50, путешествующий с женой (они из Барнаула) и еще родственницей из Владивостока, предложил сэкономить на бане путем складывания финансов (баня там 700 рублей стоит, место под палатку 50 рулей/сутки с человека). Если не ошибаюсь, мужика Геннадий звали, они на форике путешествуют по Алтаю каждый год, вдруг читает — тогда привет! Короче, поставили палатку, приготовили еду, дети соскучились по планшету и залезли в палатку, а мы в баньку париться — хорошо! После баньки в Чулышман ледяной — и так несколько раз, после этого я принял 150 и ушел в созерцание природы.

Ночью пошел дождь, и собственно пока стояли там два дня, погода была такая: час солнце — жара, вдруг набегают тучи час — дождь разной степени силы, опять все тучи разбегаются солнце — жара и так раза 4 в день. Ночью тучи растягивало — просто непередаваемой красоты звездное небо, звезд таких огромных я до этого момента никогда не видел.


Кажется, дождь собирается.


А это уже идет — прямо на нас.


Где-то там за деревьями горшочек с золотом.

05.07.14

Утром, после того как развеялся очередной дождик, пошли на Каменные грибы, переправа на лодке стоит 500 рублей, так как другие туристы одни уехали, другие не приехали — поплыли одни с детьми. До грибов не дошли, потому что поперлись не с той стороны, но не дошли не поэтому, а потому, что дочь категорически отказалась дальше лезть в гору.


Вид на базу с другого берега реки.

Кстати, на том берегу, где растут каменные грибы, стоят таблички с надписями, типа: «с тропинки не сходить, траву не топтать — пощады не будет». Лучше не рисковать, короче, говорят теленгиты (алтайцы, живущие в долине) самое воинственное племя, ну как минимум, наедут и испортят настроение, тем более действительно — это их территория, а туристы обычно только гадят вокруг себя.

Пока спускались обратно к реке, начал собираться дождь, а мы как-то забыли, что, если сейчас жара +30 градусов, то в Алтае это не значит, что через 30 минут не будет ливня и температура не опустится до +10.

Потом начался конкурс — кто докричится до того берега через шум реки. Приз лодка. Выиграл сын. Приз поделили на всех.

Еще момент: утром этого дня проснулся от непонятного звука, достаточно резкого, явно природного происхождения. Долго не мог сообразить, что за звук и где я его слышал, вылез из палатки и увидел пару журавлей, кружащихся над базой! Это они издавали этот звук — курлыкали то бишь. С детства не слышал и не видел, а тут прямо над головой летали, по словам хозяев базы, три пары журавлей живет рядом с базой.

Целый день провели, отдыхая: дочь с местной собакой нашла общий язык и облазила с ней все кусты рядом растущие, запускали змея воздушного, бадминтон, футбол с сыном и т.д. Жена познакомилась с местной змеей в это время — разошлись миром.


Вот такая вот змейка вылезла погреться на солнце. Вроде, гадючка.

Цель наша была доехать до ЮБТО, но переговорив с местными и другими туристами, решили отказаться от этой затеи, говорят, там много мусора после наводнения и берег болотистый — не подъедешь, да и, честно говоря, не хотелось трястись опять. Хотя сейчас немного жалею, что не доехали, но зато будет повод еще раз вернуться.

06.07.14

Поехали в обратную дорогу, в перевал поднялись без проблем на 2 скорости с включенной блокировкой центрального дифа (на всякий случай). Напряжение при подъеме у меня было, но уже бывалые, ага. По пути объехали парня, стоявшего на десятке и SsangYong Action, думали, Action собрался брать десятку на буксир, потом как поняли из разговора наверху, десятка с пассажирами не смогла подняться — высадил пассажиров, переложил весь шмурдяк на переднее сиденье и ходом поднялся. Action с первого раза тоже почему-то не взял подъем, со второго раза прошел. Оказывается, они ехали вместе.

На повороте с первого верхнего участка стоял мужик на Гранд Витаре и наблюдал за подъемом, понаблюдал и чего-то передумал ехать вниз — вернулся.

Наверху встретили соседей по базе, на Волге и девятке, на Волге отсутствовал кусок переднего бампера, вроде на базе он еще был.

Дети проспали все самое интересное и остались спать, пока мы с женой пошли на фотосессию со стандартными картинками на фоне перевала, уже со спокойной душой — дорогу знаем, время в пути понятно.


Кату-Ярык за спиной, а в эту сторону вроде как хотят построить новую дорогу, но, похоже, уже давно хотят.

Стандартные фотки выкладывать не стал с перевала, в Инете их полно.

Обратная дорога, как всегда, была гораздо более быстрой.


Едем обратно, что за гора не знаю.

До Улагана домчались быстро, купили продуктов в магазине — работают кредитные карты стандартные (Visa, Maestro) и поехали дальше, цель — остановиться где-нибудь возле Акташа в домике, чтобы просушить палатку.

На Улаганском перевале перекусили, дочь принесла в дар Духу Алтая два кексика и бутерброд с колбасой, не знаю, что из даров понравилось Духу больше, но погода с обеда следующего дня наладилась и оставшуюся неделю отпуска была хорошей.


Перевал Улаганский. 2000 м по альтиметру в машине.


Озеро перед Акташем уже.

Остановка для фото на Красных воротах, надписи, типа «здесь был Вася» удручают.

Выехали из Акташа и повернули в сторону Кош-Агача, навигатор показал еще 80 км, подумали и развернулись — устали немного, остановились на базе «Чуйская Долина», в «Менах» и «Златогорье» мест не было, только под палатку, но палатка мокрая.

Сняли большой домик и вовремя, приехала куча народа и позанимала все оставшиеся домики. Сходили в баню, пообщались с семьей отставного офицера, их друзьями. Они приехали из Подмосковья, сами во Владивостоке жили раньше, не представляют себе жизнь без автопутешествий по стране: «Турция? Не, не слышали». Послушали их байки, рассказали свои, развешал на веранде палатку сушить, дети, как всегда, при первой возможности в планшет опять залезли — благо есть розетка наконец-то, ну не штырит их природа и тишина. А я с чайком просидел часа два на лавочке — в голове приятная пустота — никаких мыслей.

07.07.14

C утра пошли смотреть голубое гейзеровое озеро, от базы до него 1,5 км примерно, хозяин базы выдал карту в стиле острова сокровищ, но вполне доходчивая.


Природа неплохой иконописец, не находите? Или это у меня на природе такие настройки восприятия в голове выставились?

Глубина озера около 3 метров, как сказал тот же хозяин базы, вода идеально прозрачна, похоже, бьют родники, потому что даже брошенная в середину палка через несколько минут приплыла к берегу. При нас забили гейзеры из глубины, которые и формируют такую картинку. Не пожалели, что сходили.


Общий вид озера.

После похода на озеро двинулись в обратный путь, теперь примерный план был остановиться где-нибудь поближе к цивилизации: жена хотела в дендрарий «Цветущая долина», дети на Чемал, на «Бирюзовую Катунь» покупаться — поехали.

Путь обратно как-то быстро проскочили, видимо, потому что уже не останавливались, докатились до Чике-Тамана, немного прогулялись, дочь развела нас на покупку войлочной лошадки-игрушки («вы же обещали!»), сделали несколько фотографий, погода была гораздо лучше.

Прошелся немного по старой дороге — бррр, в одну полосу, узенькая, до 1984 года по ней катались.


Слева кусочек старой дороги, справа новой.

Едем дальше, Семинский перевал, время около 5 вечера, обедаем в уже полюбившейся нам юрте боозами из марала, узнаем, что на Учебно-тренировочном центре (УТЦ) можно остановиться переночевать, решаем остановиться и отдохнуть.

Заезжаем в УТЦ, нас встречает гордая надпись ГОСКОМСПОРТ СССР, и… Back to USSR!

Находим тетеньку администратора гостиницы, которая проверят паспорта, записывает и заселяет нас, все серьезно, в один из домиков в трехместный номер. Обстановка спартанская, но чисто, теплые батареи, душ с горячей водой, холодильник уже из конца 90-х и оттуда же телевизор.

Вокруг куча спортсменов, на лыжероликах (или как там они называются), там были и дети какие-то борцы, как я понял, из алтайских школ, летний заезд. А вот от лыжников и биатлонистов прямо пышет мощью. Серьезно, девчонки, пацаны лет от 16 проходят мимо и от них реально аура мощи. Становится стыдно за себя, хочется пойти с ними тоже позаниматься на тренажерах, побегать, но знаю, что через 50 метров в их темпе только ползти смогу, от этого еще стыднее за себя. А ведь когда-то в школе даже 8-ое место среди полсотни участвующих занимал, по кроссу на лыжах 3км (или 5км, не помню), и по боксу в своем весе 3-е место…. из четырех, правда.

Устроились, пошли погулять, по всему центру асфальтовая дорожка, по которой гоняют лыжники на своих роликах, ощущение, что паровоз мимо тебя проносится, представляю, как они на олимпийских играх несутся.

Немного испортили впечатления сосны, покрытые каким-то мхом, чувствуется, что это зараза какая-то.

Посередине УТЦ какой-то загон с коровами, верблюдом, и сараи, у них там свой мясной и молочные цеха, делают всякие колбасы и сыры сами, стандартный симбиоз для выживания, видимо.

Кстати, очень вкусные колбаски и сыр. «Пармезан? Не, не слышал.» Довезти до дома не смогли, во-первых, после вскрытия вакуумной упаковки срок годности несколько дней, во-вторых, чтобы не делиться.

Еще столовая понравилась: первое, второе, компот, все съедобно и никакой изжоги (как в некоторых бизнес-ланчах). Как в моей школьной столовой когда-то, даже творожник с повидлом. Тетеньки повара и тетенька на кассе из 80-х, ложки, вилки, тарелки оттуда же. Сбивают только на кассе современные сникерсы, орбиты и тому подобное. Короче, побывал в прошлом, не самом плохом, кстати.


Все сосны покрыты мхом каким-то сухим.

После столовой к нам привязались местные козлы. Причем местных спортсменов они не трогали. Настойчиво чего-то требовали только от нас. Хотели отмазаться от них печеньками, но сбежалась целая толпа, насилу ушли.

В основном, конечно, были козы и ягнята, но и два типичных козла, наглых, с бородой и вонючих, сфотографировать их не получилось — отказались позировать.

Среди людей, кстати, нам в этой поездке повезло — козлов не встретили.


Дочь разруливает с козой.

Перед сном нашли у дочери за ухом впившегося клеща, блин. Выкрутили его — он оказался уже даже высохшим, давно там жил, однако. Похвалили себя за то, что все привились от энцефалита в этом году.

08.07.14

Часов в 7 утра разбудили нас резкие команды, типа: «раз, два, раз, два, три четыре, закончили упражнение» — это тренер разминал своих спортсменов.

Еще часок повалялись, позавтракали здоровой правильной кашей в столовой и поехали к цивилизации, т.е. в Чемальский район.

Надо сказать, мне прямо уже при въезде в Усть-Сему захотелось обратно в долину Чулышмана: машин — вагон, людей — вагон. И это еще все местные жаловались, что наводнение, а точнее, его трансляция по зомбоящику, сорвали весь сезон.

Проехали Чемал, искали место под палатку, чтобы и оставить ее можно было, и народу не было много. В итоге нашли базу «Долина Катуни», там у них дом с гостиницей на втором этаже, два коттеджа, юрта, баня и очень удачное место прямо на берегу Катуни под палатку. Т.е. полянка такая, пока с нее не выйдешь, кажется, что один здесь вообще, вышел и вот в 100 метрах дом с людьми.


Место остановки на Чемале .

Установили палатку и поехали в Чемал, стандартно на плотину: сувениры, катание на лошади, стрельба из арбалета и пневматики, сладкая вата, короче, дети отрывались.

А вечером я открыл детям волшебный рецепт приготовления картошки — печеная на костре. И сам вспомнил, лет 20 не ел такого великолепного блюда.

09.07.14

Скатались на базу «Бирюзовая Катунь», покупались, позагорали, попили водички из родника Аржан-Суу, стандартно все.

Вечером отметили завершение палаточного сезона на Алтае баней, мясом барашка, понравившимся детям блюдом «печеная картошка» и немного водки для рулевого обоза.

10.07.14

Собрали палатку, попрощались с хозяевами, взяли контакты на всякий случай. Заехали на остров Патмос, на ярмарку народного творчества, купили каких-то сувениров, и поехали в Аю. Вечером сняли на два дня комнату на базе не помню какой. В «Золотом ключике» мест не было. В этот день там было хорошо — народу немного, так как четверг, детям песочница, батут, бассейн. Возвращаемся потихоньку к цивилизации.

11.07.14

Посещение дендрария возле села Алтайское. Жена, как обычно, пошла разглядывать цветочки, деревца и чего-нибудь купить для дачи из растительности. Так как погода хорошая, я с детьми на искусственных озерах провел все это время — купались, загорали.


В Дендрарии.

На обратном пути, так как дочь прожужжала все уши «поймать рыбку», завернули на пруд с платной рыбалкой — 150 рублей за рыбалку до 20:00 и за пойманную рыбу платить надо, за кг. Так как был не подготовлен (кое-как накопал там пяток залетных червяков и удочка была только маленькая), ничего стоящего не поймали возле берега — штуки три окунька и пару еще каких-то рыбешек, но программа была выполнена — ребенок доволен, рыбки добросовестно замучены и отданы на базе на прокорм кошке. С нас денег за наловленную мелюзгу не взяли. А вот рыбаки с нормальными удочками наловили вполне себе приличных рыбин.

Вечером вернулись на базу, а там уже собрались «любители» Алтая, побухать, зачем? Зачем ехать с Барнаула, Кузни, Сиба на два выходных, чтобы побухать на базе и потусить на дискотеке? Максимум на Айское озеро сходить и полежать как тюлени. Ну, каждому свое.

Всю ночь пьяные крики, добро пожаловать в цивилизацию.

12.07.14

Суббота. Собрались, возвращаемся домой.

Проезжая Сростки, наконец-то решили заехать на памятник Шукшину. Мне очень понравилось, душевный памятник. Пока были у памятника, у меня появилось ощущение, что я заехал к доброму знакомому в гости. Место с хорошей энергетикой и вид с холма замечательный.


Сростки, вид от памятника.


То же, только влево от первой картинки.


Вот так и сидит, смотрит, думает.


Надпись на памятнике: «С любовью русские люди»

В районе 2 часов дня были в Бийске, перекусили в «Ёшкином коте». Дорога на выезд из Бийска в сторону Кузни, конечно, ужасна, с 2011-го там постоянный ремонт, т.е. просто тупо содран асфальт.

Дорожка, конечно, вся не фонтан до Новокузнецка, возле Мартыново (по-моему) так вообще на грунтовку съехал, надоело по ямам асфальтовым прыгать. Въехали в Кузбасс, тут и дорога наконец-то нормальная пошла. Собственно все. Часов в 7 вечера были дома.

Кто осилил, спасибо.

И немного цифр:

Проехали 3919 км по одометру, от дома до дома.

Потратили 391 литр дизельного топлива на сумму ~12000 руб. (учитывая заправки в Казахстане).

Средний расход за всю поездку соответственно ~ 10 л/100км

На все остальное: еду, сувениры, жилье, развлечения потрачено ~ 40 000 руб.


Дром

Комментарии

    
Прокопьевск
Сообщений: 55
Молодец Земляк!
25
 
Ответить
   
Сообщений: 23677
мед возле Шукшина продают?
ОСАГО для легковых без переплат - http://osago.cto.ru/

для грузовиков и мото - http://cto.ru/
6
3
Ответить
   
автор
Новокузнецк
Сообщений: 750
Агашка:
мед возле Шукшина продают?
ну внизу под горкой возле дома и пирожки - дочери понравились :)
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
7
 
Ответить
 
Russian Federation
Сообщений: 7147
Молодцы! Красивые места!
Всем удачи и новых путешествий!!!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser
13
 
Ответить
  
Кемерово
Сообщений: 344
Отлично прокатились, молодцы ))))
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором.
Дружу с паяльником ))))))
8
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 570
Название "Обзорная экскурсия" чётко соответствует отчёту... Душевно написано, прочитал - понравилось...
13
1
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 38
Отличное путешествие!:) Написано интересно!:)
12
 
Ответить
  
Kuzbass
Сообщений: 8
Хороший отзыв. Читается легко.
8
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17728
Бывал,отличные места,рекомендую к посещению.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
7
1
Ответить
   
Нижневартовск
Сообщений: 662
Нормально прокатились...!!!
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором!
9
 
Ответить
   
Сибирь
Сообщений: 856
Отлично!
ringrazio l'universo
5
2
Ответить
  
Сообщений: 389
Красиво! 5+

"но и пузотеры встречались, например, за нами шли Шеви Нива" - это стеб такой?!:)
Mitsubishi Delica D:5 2010 G-Premium
5
1
Ответить
   
автор
Новокузнецк
Сообщений: 750
Nachalo:
Красиво! 5+
"но и пузотеры встречались, например, за нами шли Шеви Нива" - это стеб такой?!:)
неудачный оборот речи :)
там еще про праворукую тойоту написано в этом предложении
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
3
1
Ответить
   
автор
Новокузнецк
Сообщений: 750
королла или корона не помню точно
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
2
1
Ответить
  
Омск
Сообщений: 466
Спасибо за интересный рассказ и красивые фото!
Вашей семье здоровья и еще много-много новых путешествий!
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!
4
 
Ответить
    
Сообщений: 58
Aids42:
ну внизу под горкой возле дома и пирожки - дочери понравились :)
Это точно там всегда очень вкусные пирожки, всегда их берём, и название им дали "Шукшинские пирожки"
Правый руль FP CP8W 1839 куб см 138 л.с. 7 мест
 
 
Ответить
   
Барнаул-НСК
Сообщений: 26359
slapet79:
Это точно там всегда очень вкусные пирожки, всегда их берём, и название им дали "Шукшинские пирожки"
Это вы про что говорите? Про Сростинский базар, который на трассе или прямо у памятника пирожки продают?
Ничто так не бодрит с утра, как незамеченный дверной косяк.
 
 
Ответить
   
автор
Новокузнецк
Сообщений: 750
666Vlad:
Это вы про что говорите? Про Сростинский базар, который на трассе или прямо у памятника пирожки продают?
если к памятнику от деревни идти (предпоследняя фотка), там дом стоит и сидит тетенька: продает мед, медовуху и пирожки, ну во всяком случае мы там покупали

а у памятника слава Богу нет продавцов, все очарование бы убили
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
 
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 702
Отлично написано! Каждый год на протяжении многих лет заезжаем всегда на Пикет, да мед продают,выше спрашивали. Молодцы!
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.
1
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 702
На стоянки возле памятника в середине июля мед, и все такое продавали.
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.
 
 
Ответить
 
красноярск
Сообщений: 178
Мох на деревьях говорит о том, что в воздухе и почве нет никакой гадости.
В августе мед на стоянке возле памятника Шукшину тоже продавали.
Мой отзыв: Daewoo Matiz 2010
 
 
Ответить
     
Бийск-Сталинск
Сообщений: 81
Зачётно.Бывал с семьёй в этих местах в начале августа.Заряд энергией неимоверный ...
Runx 01" 1.5L (беЭЭЭжевый)
2
 
Ответить
  
Сообщений: 8326
отлично
Сервисное обслуживание и ремонт газовых котлов.
Монтаж систем отопления,водоснабжения,канализации.
2
1
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Все повторяется... Вот, снова для кого-то посещение этих краев - приключение.
2
1
Ответить
    
Сибирь
Сообщений: 51
При подъеме на Кату-Ярык АКПП не сваливалась в предаварийку или на понижайке заезжали?
 
 
Ответить
   
Барнаул-НСК
Сообщений: 26359
Aids42:
если к памятнику от деревни идти (предпоследняя фотка), там дом стоит и сидит тетенька: продает мед, медовуху и пирожки, ну во всяком случае мы там покупали
а у памятника слава Богу нет продавцов, все очарование бы убили
Понятно... Надо бы заехать, а то на самом Сростинском базаре пирожки давно уже не те, что раньше были ((( Совсем они там "недомашние" ((((
Ничто так не бодрит с утра, как незамеченный дверной косяк.
 
 
Ответить
   
автор
Новокузнецк
Сообщений: 750
LUKABRAZI:
При подъеме на Кату-Ярык АКПП не сваливалась в предаварийку или на понижайке заезжали?
в ручном режиме на 2й передаче, некуда сваливаться было :)
на Улаганском ехал в D - свалилась на 2ю, был подготовлен поэтому не испугался :)
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
 
 
Ответить
    
Павлодар
Сообщений: 53
В Павлодаре дворец школьников, а не бракосочетаний))) А путешествие зачетное.
Мой отзыв: Лада Гранта 2014
 
 
Ответить
     
тулун
Сообщений: 81
Путешествие впечатляет!
2
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Приятный отчёт , хорошо читается. Удачи.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
2
 
Ответить
  
Новокузнецк
Сообщений: 8813
Тоже бывал в тех местах не раз.. Всегда все очень нравится.. кроме цен на отдых..)))
Помогу .. бесплатно .. 8 903 909 5283. Продаю Финские шапки из 90-х ,Winter sport , ватсап
 
 
Ответить
    
Сибирь
Сообщений: 51
Aids42:
в ручном режиме на 2й передаче, некуда сваливаться было :)
на Улаганском ехал в D - свалилась на 2ю, был подготовлен поэтому не испугался :)
Ясно, у меня то же на Байкале нынче летом в перевал на D зависла на второй, то же был готов к этому. Потом по приезду домой попросил дилера поставить мне дополнительный радиатор, предложили на коммерческой основе за 39000 тыр. поставить оригинальный и гарантия на АКПП сохраниться. Вот думаю, гарантия на машину еще два года и поставить у них, или рискнуть и поставить канадский за 5000 р.
 
1
Ответить
   
автор
Новокузнецк
Сообщений: 750
LUKABRAZI:
Вот думаю, гарантия на машину еще два года и поставить у них, или рискнуть и поставить канадский за 5000 р.
народ ставит и не парится, там в родном куча запчастей, а канадский: радиатор, теромостат и все, а если родной без термостата, то как раз и есть опасность заморозить, вообще эта тема на паджероклубе обсасывается уже года три
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
 
 
Ответить
   
Стрежевой-70 RUS
Сообщений: 1018
ХренаСе.!!!
"Паучок" уже успел за ухом засохнуть.
С прошлого года что ли?
Я ф шокенах.
Осматриваться надо почаще после лесных прогулок-так на будущее..
Стрежевой
70 RUS
 
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37256
молодцы
1
1
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2131
Как дорога от Семея и до Рубцовска?
 
 
Ответить
   
автор
Новокузнецк
Сообщений: 750
Никола-48:
Как дорога от Семея и до Рубцовска?
да в принципе относительно нормально, на нашей стороне хорошая, на Казахской удовлетворительно, во всяком случае ничем особым не запомнилась
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
1
 
Ответить
    
Сибирь
Сообщений: 51
Aids42:
народ ставит и не парится, там в родном куча запчастей, а канадский: радиатор, теромостат и все, а если родной без термостата, то как раз и есть опасность заморозить, вообще эта тема на паджероклубе обсасывается уже года три
Да я в принципе то же склоняюсь к канадскому, ближе к лету займусь этим, если америкосы радиаторы в санкции не зачислят, мать их...
 
 
Ответить
   
Екатеринбург
Сообщений: 25
Эх, кататься бы и кататься, короткая летняя пора, лимит средств, а так хочется везде побывать, памятник Шукшину - супер!
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Молодцы!
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Молодцы. Нормально скатались
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром