|
Вот и подошло время (или руки, наконец, дошли) трансформировать в буквы впечатления от прошлогоднего путешествия. Перед началом необходимо отметить, что это уже не первая поезда на дальнее расстояние. Водить автомобиль начали в 2008 году. Летом 2009 съездили из Томска на Алтай и на Урал — понравилось и захотелось еще. В 2010 году смотались в олимпийский город Сочи. Как говорится, чем дальше в лес, тем толще партизаны, в общем, тяга к автомобильным путешествиям засосала окончательно и бесповоротно; подсели мы на это дело капитально :).
Как известно, главный орган у человека — это задница, поскольку именно она принимает участие в лечении, учении, воспитании, принятии решений и поиске приключений :). Ну не можем мы держать эту немаловажную часть нашего организма в одном месте — приключения зовут!!! Так или иначе, летом 2011 решились на авантюру: посетить своим ходом Европу. Авантюра удалась. Намотали тогда 18 тысяч километров, посетили 10 стран. В 2012 году вырвались с евразийского континента, замахнувшись на североамериканский. С огромным удовольствием покатались по восточной Канаде на арендованном автомобильчике. Отчеты о двух последних поездках можно почитать по ссылкам:
https://travel.drom.ru/19231/
https://travel.drom.ru/21149/
Изначально план по поездке на 2013 год был несколько иным, но примерно к апрелю-месяцу отломилась путевка в ведомственный санаторий, расположившийся на Куршской косе в Калининградской области. Опять же финансовый вопрос тоже немаловажный, каждый год накладненько устраивать себе поездки с «кругленьким бюджетом». Хотелось бы, конечно, иметь столько денег, чтобы в них можно было книги прятать, но пока имеем то, что имеем :). В общем, в этом году стараемся экономить и все траты согласовывать с жабой. Но с другой стороны, ограничиваться двумя неделями в Калининградской области не захотелось. Грех не воспользоваться возможностью и не смотаться к родственникам в Германию. Всего-то каких-то 900 км по хорошим дорогам. Пшик. Ну а там и до Альп недалеко. Еще достаточно глубоко запала в душу одна из красивейших дорог в мире, о которой рассказали кучерявые хлопцы из автомобильной передачи «Top Gear». Это итальянский перевал Passo dello Stelvio, высота 2757 метров. Выглядит это чудо природы и дорогостроения примерно так (фото из интернета):
Визовый вопрос в этот раз решали несколько нестандартно. Поскольку в паспортах уже было по две Шенгенские визы за три последних года, решили воспользоваться возможностью попросить «долгоиграющие» мультивизы. Все вопросы решали через Визовый центр Германского консульства в Новосибирске. Для получения длительной Шенгенской визы пришлось выдумать «легенду»: забронировали отели по Германии на весь период первой поездки и на ближайшие рождественские каникулы, забронировали 2 комплекта билетов на самолет из Новосибирска до Мюнхена и обратно (на лето и на зиму), арендовали автомобиль на первую поездку. Весь этот ворох бумаг вместе со стандартным пакетом документов и справок подали в Визовый центр. Родственники из Германии выслали нам приглашение, но благодаря «добросовестной и оперативной» работе всеми уважаемой «Почты России» заветный конверт с документом добрался до Томска всего лишь за два с половиной месяца и к моменту подачи документов отсутствовал. Пришлось прикладывать к пакету с документами ксерокопию приглашения, которую взяли весьма неохотно. Визу мы планировали просить на 3 года, но девушка при приеме документов подсказала, что с марта месяца сего года можно запрашивать на срок до 5 лет. Пользуясь случаем, хочу!!!! Прямо в заявлении исправляем дату. Потом три дня ожидания (по нормативу все может затянуться на срок до 1 месяца), и паспорта с визами доставлены в Томск. Мультивиза сроком действия до июня 2018 года.
От фиктивной брони гостиниц, авиабилетов и арендованной машины избавились сразу после получения паспортов. Схитрили, конечно, но как-то не стыдно за этот мухлёж. Избавили себя и заодно работников консульства от ежегодного утомительного процесса работы с документами. Главное ведь правильно въехать и выехать, а нарушать правила Шенгенского соглашения не входило в наши планы. Давно уже пора отменить такой атавизм как визы: только лишние административные барьеры для туристов и путешественников, но никак не средство от нелегальных нелегалов.
Вопрос о выборе средства передвижения на семейном совете даже и не возникал. В нашем распоряжении чудесный автомобильчик Mazda MPV 2005 года, уже застоявшийся без дальних поездок. Для дальних путешествий машинка что надо — удобная и вместительная, хоть и аппетит имеет отменный. Автомобиль к этому времени намотал уже около 140 тыс. км, пробег весьма почтенный, но еще не ветеранский. Машинку, как обычно проверили перед поездкой, поменяли жидкости, поставили новые тормозные колодки, прикупили новые летние колеса. Навигатор Garmin Nuvi 1350, фотоаппарат Nikon D50. Вроде все приготовили и предусмотрели: планируя, будь пессимистом, а реализовывая, оптимистом.
На нюансах оформления необходимой страховки «Зеленая карта» останавливаться не буду — процедура стандартная. Обошлась страховка около 5 тыс. рублей за 2 месяца. Едем неизменным составом: я, жена и дочурка 11 лет. Два водителя с обязательной сменой каждые 2 часа. Всё штатно.
Поехали!!!
01 июня 2013 года.
Первый день лета, а погода в Сибири выдалась такая, как будто на дворе 62 февраля :). Холодно и промозгло, температура +3. Дождик в дорогу — хорошая примета, только машину зря промыли накануне.
С утреца не торопясь собрались, сносили вещи в машину. Часиков в 11 двинулись в направлении Омска. Ехать чуть более 900 км. Пейзаж знакомый и слегка унылый: а-ля заставка Windows XP.
Ночевка в том же отеле, что и в прошлые разы. Гостиница «Еврозона» п. Зеленое поле на объездной дороге Омска. Всегда здесь останавливаемся. Не без недостатков, но от бобра добра не ищут.
02 июня 2013 года.
Опираясь на свой прошлогодний опыт и свежие отзывы автолюбителей о ремонте моста через речку Ишим и многочасовых пробках на трассе Омск—Тюмень, решили чуть изменить традициям и ломануться в сторону Челябинска через дружественный Казахстан. Как-никак, равноценный член Таможенного союза.
От Омска до границы с Казахстаном домчались легко и практически в гордом одиночестве. В 9:30 были уже в микро-очереди из 3-х машин на пограничный контроль. Прикупили недельную страховку, что-то типа казахской ОСАГО. Обошлась эта заветная бумажка около 200 рублей. К 10:00 процедура прохождения границы была закончена. Ничего сложного, только почему-то напрягает такое бесполезное хождение с паспортом из окошка в окошко. Смысл сего ритуала так и остался неразгаданным, зато очень много народу трудоустроенного, которому нужно сказать два раза «КУ». Необходимость паспортного контроля пытаются объяснить борьбой с наркотрафиком и потоком нелегалов. Судя по всему, затея неэффективная :(.
Дорога через Казахстан пустынная, но штопанная-перештопанная. Откровенных ям нет, ехали со скоростью чуть меньше 120 км/ч при разрешенных здесь 110. На доблестных продавцов полосатых палочек нарваться не хотелось, особенно в уже чужом государстве. В Петропавловске нас все же остановили — глянули мельком документы и страховку. Останавливали абсолютно все машины и к нам никакого особенного интереса не проявили.
Навигатор наш, Garmin, на котором установлен обновленный комплект карт «Россия + СНГ», про дороги Казахстана почему-то не знает ничего. С таким же успехом можно было школьный глобус на переднюю панель установить. Не то, чтобы мы сильно расстроились, но осадочек все же остался. Это в Европе можно в их дорогах запутаться как в членах китайского политбюро. Здесь же, в степи, дорогу нашли и умудрились не потеряться.
Выезд из Казахстана занял ровно 1 час. Опять заполнение миграционных карточек и фотографирование. В соответствии с новым гламурным трендом, при фотографировании вместо «чиииз» нужно говорить «утюююг» :).
Не обнаружили нормальных туалетов возле пунктов погранперехода на территории дружественного государства. На вопрос к погранцу, а где, собственно, это заведение находится, он с гордостью обвёл степные просторы рукой и с юморцом ответил: «Везде!».
Итог проезда через Казахстан: 4 часа времени от въезда до выезда. Сэкономили около 10 литров бензина и чуть более 120 км объезда через Тюменскую область. Проехали этот участок спокойно, без обгоняшек. Обратно наметили маршрут тоже через Казахстан, но раз на раз не приходится. Иногда можно и встрять в многочасовой простой на границе. Поэтому рекомендовать этот вариант я бы не стал.
Участок дороги через Курган и Челябинск сильно в памяти не отложился, ничего нового. Только вот бросилось в глаза (не только здесь, кстати), что многие автомобилисты останавливаются, чтобы опустошить мочевой пузырь прямо на обочине, не утруждая себя не то, что дотерпеть до заправки, а просто отойти на пару десятков метров от трассы. «Коневязы» вдоль дорог — это особенность нашего менталитета :(.
Без приключений добрались до пригорода Миасса, где и остались на четыре ночевки у родственников.
06 июня 2013 года.
Держим путь на запад. Раз уж менять традиционные варианты проезда, то самое время сделать это вновь. Почему бы не приобрести новый опыт, который, как известно, увеличивает нашу мудрость, хотя и не уменьшает глупость. В этот раз проезд через Уральские горы по трассе М5 решили исключить из нашего маршрута. Нормальные герои всегда идут в обход! Чуть дальше (около 80 км), зато, в итоге, получилось быстрее и удобнее. Главное все же комфорт передвижения, а потом уже скорость. Мы же путешествуем, а не перемещаемся как савраски из пункта А в пункт Б.
Проезжаем через населенные пункты Верхнеуральск— Белорецк— Серменево— Инзер— Уфа через территорию Южно-уральского заповедника. Места красивейшие, дорога, в целом, не хуже федералки М5, хотя в районе Верхнеуральска на дороге попадаются ямы, напоминающие воронки от взрывов. Наверное, со времен Колчака остались. Знак «Неровная дорога» — самый популярный здесь.
В остальном вполне сносно, и трафик минимальный.
В районе селения Инзер проезжали участок дороги под названием «тёщин язык». Выглядит несколько необычно (фото из интернета). Хотя в дальнейшем путешествие преподнесёт и не такие повороты.
Башкирские деревушки оставили весьма приятное впечатление. Аккуратненько.
На трассу М5 вышли около Уфы, но уже через несколько километров свернули на М7 в сторону Казани. Башкирию миновали успешно, с местными сотрудниками ГИБДД пообщаться не удалось.
До Набережных Челнов, родины автомобилей КАМАЗ и Ока, дорога двухполосная и слегка напряженная в плане обгонов. Зато от Набережных Челнов до Казани усиленными темпами ваяют четырехполоску. Уже сделано около 150 км. Наученные прошлогодними трехсотрублевыми штрафами за превышение скорости, держим скорость 108 км/ч — круиз-контроль нам в помощь. Камер на дорогах не много, а ОЧЕНЬ много. Причем, установлены не только на эстакадах, как раньше, но и на столбах вдоль дороги. Будьте бдительны!!! А то можно насобирать фотографий собственного автомобиля через каждые 2-3 км. А потом весь этот фотоальбом еще и оплачивать придется.
От Казани до Чебоксар дорога, в основном, трехполосная с участками для обгона. Разметка очень плохая. Темнеет в Татарстане очень рано, поскольку живут они по московскому времени. На ночлег остановились в г. Цивильск в том же отеле, что и в прошлые разы. 1200 рублей за номер с душем. Легкий ужин и баюшки.
07 июня 2013 года.
План на день — добраться до города Тверь, где намечены две ночевки у родственников. После Чебоксар дорога пошла веселее. Нижний Новгород раньше объезжали через селения Большое Мокрое и Вязовка, где находятся стратегические закрома Лукойла и парочка железнодорожных переездов. Помнится, что не очень понравилось там. В этот раз решено ломануться через сам Нижний Новгород. Проезд через Кстово и на проспекте Гагарина по развязке налево. Получилось быстрее, чем по объездной.
Сразу после Нижнего начинается демо-версия автомагистрали: дорожные знаки на зеленом фоне и разрешенная скорость 130. Длится это счастье около 25 км. Далее четырехполоска до Москвы весьма скромного качества с множеством населенных пунктов. Опять навигатор предупреждает о каждом ограничении скорости. Удивились, с какой проворностью жители придорожных деревушек перебегают дорогу. Пешеходные переходы, конечно, присутствуют, но занятие весьма экстремальное.
Много покинутых избушек, все, наверное, в первопрестольную подались в поисках лучшей доли. Заметили, что на домах практически нет спутниковых антенн-тарелок. После Сибири, где «тарелочка» присутствует на каждом туалете, выглядит нетипично.
Владимир обошли по объездной, забыв про прошлогодний ремонт моста через реку Клязьму. Ситуация не поменялась, уже даже близлежащая деревня называется Мостстрой, наверное, это перманентное состояние этого моста. Простояли в пробочке 40 минут, со стороны Москвы встречная пробка километров была на 10 и, по прикидкам, часика на три.
Деревню Собяниновку объезжали по третьему бетонному кольцу А108 через Дмитров и Сергиев Посад. По МКАД ехать испугались, а испуг, как водится, лучший стимул для подвига. Про запрет проезда транзитных фур через МКАД были в курсе, но не думали, что это «мудрое» решение настолько испохабит дорожную ситуацию в Подмосковье. В прошлые разы проезжали от М7 до Клина часика за полтора, в этот раз встряли в многокилометровые пробки из фур и ремонты железнодорожных переездов и потратили на этот участок почти 5 часов. С такими дорогами нас никакие враги не завоюют.
08 июня 2013 года.
В Твери при поездке по городу нас поджидала очень неприятная неожиданность: на одном из переездов пропороли заднее колесо. По неопытности еще не сразу определили и проехали на ободе около сотни метров. Практически новая летняя шина в хлам. Толстенькая полярная лисичка! Абыдна, да!!! Наступил момент, когда нашей телеге не помешало бы пятое колесо. Лучший учитель — это собственный опыт. Берет дорого, но объясняет доходчиво. Пришлось ставить «бублик» и носиться по шинопродажным магазинам. Не особо благодарное занятие для субботнего вечера, когда все продавцы уже домой собираются. А в воскресенье с утра у нас уже намечен выезд дальше по маршруту.
Ехать еще около 10 тыс. км, и на «бублике» это делать очень неохота. Отыскать точно такие же Bridgestone ER300 оказалось проблемой, в одном месте нашли, но жлобские продавцы отказались продавать 1 штуку. Только комплектом из 4. Пришлось прикупить уже в другом месте пару колес Cordiant Sport 2 более-менее по рисунку похожие. Одно целое Bridgestone в запас. Будем теперь кататься на разномастных колесах. Не унываем и продолжаем наслаждаться общением с родственниками.
Расслабиться удалось на берегу Волги, катаясь на катере и борясь с острой алкогольной недостаточностью :).
09 июня 2013 года.
С самого с утреца едем дальше в западном направлении. Через Старицу—Ржев доезжаем до трассы М1 Москва—Брест.
Интересный факт, что трассу М1 строила несколько непрофильная дорожно-строительная организация. Называлась «Управление строительства автомагистрали Москва—Минск НКВД СССР». Судя по всему, потрудились качественно. Ехать приятно.
Практически незаметно въезжаем в Белоруссию. Пограничного контроля, как на границе с Казахстаном, нет.
Проезд для легковых российских автомобилей по белорусскому участку М1 бесплатный. В 2011 году платили 4 раза по 20 рублей. Разрешенная скорость 120 км/ч. Бензин на заправках продается за российские рубли, цена, почему-то, на рубль-два дешевле, чем в России. Удивительно для территорий, где нефть не добывается.
Объездная Минска тоже называется МКАД. Разрешенная скорость 90, столько и едем. Наслаждаемся аккуратненьким пейзажем, глаз радуется. После Минска свернули в сторону городка Молодечно. Есть планы посетить друзей.
Между Минском и Молодечно разместился военно-исторический музей «Линия Сталина». http://www.stalin-line.by Грех не посетить, все-таки часть нашей общей истории. До войны здесь проходила граница между СССР и Польшей. Качественные оборонительные сооружения были построены от Черного моря до Карелии, и Гитлера, судя по всему, были готовы встретить «тёпленьким». Сейчас основная часть сооружений разрушена, а на остатках несколько лет назад и создали этот замечательный комплекс. С превеликим удовольствием полазили по окопам и дотам, потрогали образцы старой и не очень военной техники. Познавательно и интересно. Рассчитывались сберовской карточкой, обошлось всё удовольствие около 400 российских рублей на три персоны.
Товарищ «Максим» с водяным охлаждением. К бою готов!!!
К вечеру добрались до Молодечно, где у друзей и переночевали. Очень приятный и чистенький городок. Возникло ощущение, что мы не на территории бывшей части совкового содружества, а где-нибудь в милом зарубежном поселении, где народ украшает клумбы, стрижет травку и точным броском попадает фантиком прямо таки в мусорную корзинку. Видать, батька все-таки знает, где правильно урны расставить. Люди очень дружелюбные, на дорогах никакой агрессии. И, вообще, городок настолько понравился, что даже разморило и захотелось там задержаться. Хотя, после такого стола, которым нас встретили друзья, сразу было и не встать.
На центральной площади гармонично разместились Ильич и весьма «сладкая» парочка в фонтане.
10 июня 2013 года.
Сегодня в планах доехать до Калининградской области и устроиться в санаторий. К вечеру надо быть на месте.
Вариантов проезда на самом деле два: или через Брест—Польшу, или через Литву. Но не все йогурты одинаково полезны. В Бресте мы уже были в 2011 году, на границе в очереди с бензиновыми контрабандистами стояли :). Выбираем второй вариант. Опять же есть шанс узнать, о чем говорил отец Варлаам с Гришкой самозванцем на литовской границе :). Может быть, о пошлинах и новом российско-казахско-белорусском таможенном союзе? Едем из Молодечно через Сморгонь-Ошмяны до погранперехода Каменный Лог. Перед самой границей заправляемся «под горлышко», до Калининграда бензина должно хватить. Подъезжаем к КПП, чтобы открыть наш многоразовый Шенген. Волнуемся. Пункт «на въезд» прошли за 17 минут. Оружие и наркотики у нас не просили, наверное, уже не надо :). На нейтральной полосе зависли на 1 час. Нет движения ни туда, ни обратно. Наверное, пересмена с 9 до 10. То ли надо ждать, то ли надо ж дать, непонятненько :). После часового ожидания неторопливо-проворные прибалтийские пограничники запустили процесс. Лишних вопросов к нам не возникло, шмон багажа никто не устраивал. Все корректно, хотя некоторая холодность в общении присутствует, а может, и показалось по предвзятости. Получив заветные штампики в паспортах, двигаем в направлении Вильнюса. Литва встретила постоянно моросящим дождиком и сплошным ремонтом дороги от границы до самого до Вильнюса. В Вильнюс не заезжали, слегка поблуждали по новым развязкам, о которых наш навигатор с картами 2011 года не догадывается. Пришлось пробираться наощупь. Держим путь в городок Тракай, имея намерение посетить местную достопримечательность — Тракайский замок, самый большой из сохранившихся литовских замков.
Найти парковку вблизи замка оказалось проблематичным, места есть, но расчет через паркомат литовскими монетками. Карточка не канает, евро тоже не берут. Отъехали на 500 метров и пристроились бесплатно возле церквушки.
Отправляемся осваивать окрестности и разминать ноги.
За вход в замок нужно платить только наличными литами. Карточки евро, и, тем более, €рубли опять же не берут. В итоге, мы чуть сэкономили, а они обломились с нашими деньгами.
В нескольких десятках метров от замка размещены сувенирные магазинчики. Здесь с радостью принимают и евро, и рубли, и карточки. Прикупили немного сувениров, заодно воспользовались местным банкоматом, сняв 50 лит (примерно 750 рублей) наличными (они нам потом пригодятся). Возвращаться в замок посчитали нецелесообразным. С большим удовольствием погуляли по окрестностям.
После Тракая выбираемся на местную автомагистраль А1 и шуруем через Каунас в сторону Клайпеды. Разрешенная скорость 130, чем и пользуемся. Цена бензина 4,5 лита (около 70 рублей), но нам не надо, нам хватило белорусских запасов.
В Клайпеде навигатор приводит прямо к парому. Нам необходимо перебраться на Куршскую косу, половина из которой литовская, а половина российская. Без задержек рассчитываемся карточкой. Стоимость переправы около 600 рублей. Паромы ходят примерно раз в полчаса. Вечером и рано утром — чуток пореже. Плыть около 600 метров и 15 минут времени. Сайт парома http://www.keltas.lt/rus. Выгружаемся в литовской части косы, райончик называется Неринга. Через пару километров от переправы расположен пункт оплаты экологического сбора за въезд в заповедник. Здесь нам наличные литы и пригодились: отдали 20 лит, что в пересчете около 300 рублей.
Куршская коса, оказывается, достаточно уникальное место. Песчаная полоса длиной около 100 км и шириной от 600 метров до 2 км в разных частях. С одной стороны Куршский залив, с другой — Балтийское море. Этот заповедник включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С высоты птичьего помёта выглядит так (фото бессовестно позаимствованы из Интернета):
По всей длине Куршской косы проложена автомобильная дорога, ехать по которой достаточно приятно, несмотря на то, что местами узковато.
Периодически на дорогу выбираются разная живность. Нам попались олень и семья диких кабанов с полосатенькими поросятками. Зрелище умилительное :). Фотографирующего народу собралось предостаточное количество; мы не стали смущать свинское семейство своим присутствием и покатили дальше.
На переход границы Литва—Россия ушло около 40 минут. Мы в Калининградской области! Автомобильный код этого региона 39, посему и называется в народе «тридевятое царство». Часовой пояс тут «минус один» от московского времени.
Качество дороги стало похуже. Много коварных ям, которых не видно на пятнистой дороге.
К вечеру разместились в санатории и с удовольствием поедали ужин. Всё, что запланировали, сделали. День удался, побывали в трех государствах, получили 4 штампика в загранпаспорт. Впереди 12 дней расслабона.
12 июня 2013 года.
Обустроились, денек отдохнули, стало скучно. Непотраченные 30 лит жгут ляжку, пришлось ехать в Литву, чтобы найти им применение :). Между обедом и ужином есть около 6 часов времени, нам хватит. Заранее наметили для себя маленький парк «Гора ведьм» с деревянными фигурами. Расположен в поселке Юодкранте.
Едем в сторону границы (около 30 км). Дорожные ямы, которые нам не понравились пару дней назад, уже заделаны. Дорожные рабочие суетятся, не зря мы ворчали.
На границе, несмотря на праздник и выходной день, немноголюдно. Прошли оба КПП за 35 минут. Думали, что поставили временной рекорд, но ошиблись. Вечером здесь же границу проскочили за 18 минут; этот рекорд, к сожалению, больше не удалось повторить ни разу. Еще раз пришлось заплатить экологический сбор в 20 лит.
Метров через 500 после границы, мы были остановлены бравыми литовскими полицейскими. Права глянули мельком, а вот паспорта забрали, унесли в машину и что-то шубуршали там минут 10. После сдержанно пожелали счастливого пути. Лишних вопросов не задавали, и так видно, что руссо туристо, облико морале :). Не часто, видать, мелькают тут автомобили с томскими номерами, хотя российских машин немало.
Едем дальше еще около 30 км до пункта назначения. Скорость небольшая, да сильно и гнать не хочется. Дышим смесью морским воздухом с сосновым запахом, оздоравливаемся.
С литовской стороны вдоль дороги почти на всем протяжении обустраивают велосипедные дорожки, хотя работы еще и не закончены, местами есть только просека. Наши «хрустики» вынуждены ютиться на дороге. При отсутствии обочины это «очень напрягает, как водителей, так и велосипедистов.
Без приключений добираемся до Юодкранте. Деревушка небогатая, но очень ухоженная.
Доступ на «Гору ведьм» бесплатный. Можно с удовольствием погулять по дорожкам и пофотографироваться с деревянными скульптурами чудищ невиданных в окружении корявых вековых сосен. Некоторые фигурки противненько поскрипывают на ветру; ночью, наверное, тут жутковато. Координаты парка 55.53640, 21.11470.
Мы гуляли по парку в гордом одиночестве, но уже на выходе встретили многолюдную толпу немецких туристов, привезённых оптом на трех автобусах. Набродившись и потратив оставшиеся 10 лит на сувениры, отправляемся к месту постоянной дислокации.
13 июня 2013 года.
Обзорная экскурсия в город Калининград. Едем организованной толпой на туристическом автобусе. Машина отдыхает на стоянке.
Город Калининград оставил неоднозначное впечатление. Не сказать, чтобы разочаровал, но изначально ожидалось увидеть несколько иную архитектуру. Теперь это уже не старый Кенигсберг, от которого остались только фотографии и рисунки. Теперь Калининград — это город, скорее отстроенный заново, чем восстановленный старый. Как-то не очень в послевоенное время уделяли внимание сохранению культурного и архитектурного наследия. Добро пожаловать в город контрастов.
Осмотр начинаем с местной достопримечательности — Рыбной деревни, городской квартал, построенный несколько лет назад в немецком стиле довоенного Кенигсберга. Получилось неплохо. Говорят, что создание сей достопримечательности не обошлось без помощи знатного рыболова, отловившего не сильно давно 21 килограммовую щуку.
В свое время город был застроен серенькими типовыми многоэтажками, теперь это пытаются исправить и частично оживить картинку.
Некоторые старые строения еще сохранились, но это скорее исключение, чем правило.
В довоенное время в центре города красовался чудненький Кёнигсбергский замок, который был частично разрушен во время войны
Теперь на этом месте разместился объект с названием «Neue Königsberger Schloß» «Новый Замок Кёнигсберга» — недостроенный Дом Советов.
Во время экскурсии перемещались по городу на катерке по каналам, заодно заглянули и в порт.
Часть сооружений явно довоенной постройки. Строили качественно, многое эксплуатируется до сих пор.
Кафедральный собор выглядит впечатляюще. Хорошо, что сохранился как преданье старины глубокой аж с 14 века.
Под вечер попадаем на Площадь Победы, еще одно симпатичное местечко.
Раньше в этом здании размещалось управление Гестапо, теперь здесь обитает Сбербанк.
16 июня 2013 года.
Продолжаем разбавлять санаторное времяпровождение экскурсиями. Мы навыбирали меньше половины из предложенного, но для общего развития кругозора хватило и этого. Сегодня едем в пос. Янтарный — крупнейшее место добычи янтаря.
Песчаный карьер на берегу Балтийского моря. Добывают янтаря около 360 тонн в год.
Здесь же, в небольшом музейчике можно ознакомиться не только с образцами янтарных поделок, но и со средствами и методами борьбы с расхитителями янтаря.
Янтарная пирамида — хорошее место для любителей запаха плавленого канифоля.
Раньше думали, что в какую бы страну ни приехал, сувениры все равно будут из Китая. Поездка в Калининград подразрушила этот стереотип — местное сувенироделание здесь процветает.
Далее направляемся в г. Балтийск (ранее г. Пиллау) — самый западный город России. Едем по узеньким дорогам довоенной постройки, местами стучим подвеской по сохранившейся брусчатке. Деревья вдоль дорог местные жители называют «последними солдатами рейха». Нет-нет, какой-нибудь зазевавшийся водитель повстречается с таким «воином».
Город. Балтийск. Вот этот мол и есть самая западная точка.
Кораблики снуют туда-сюда.
Памятники Елизавете и Петру Первому напоминают о немаловажных вехах нашей истории.
17 июня 2013 года
В этот день совершили самостоятельную поездку в дюны, пос. Морское. Координаты 55.221239, 20.903964. Рекомендуем к посещению.
Раньше дюн никогда не видели. Почему-то возникают ассоциации, связанные с советско-прибалтийским фильмом про долгую дорогу в этих самых дюнах.
Объем песка впечатляет. Неконтролируемая, перемещаемая ветром, масса песка может запросто накрыть целый населенный пункт, что раньше здесь и наблюдалось.
Теперь местные жители и борются с этим природным явлением, укрепляя почву и отгораживаясь лесопосадками.
Погода солнечная, температура воздуха +25, но балтийская вода холодная даже на фотографиях. Температура воды около +15. Можно только с разбегу окунуться и с матами и воплями назад. Бр-р-р-р!!!
18 июня 2013 года.
Снова экскурсионная поездка в Калининград, совмещенная с посещением музея Янтаря. Выдалась хорошая возможность осмотреть старую часть города.
Домики крепкие и добротные, но штукатурам-малярам есть чем заняться.
Вот так выглядит местный ремонт дороги. Ручная работа.
Мазда MPV — достаточно популярная машина для Калининграда. Еще заметили обилие автомобилей немецкого производства а-ля «привет из восьмидесятых».
Бюст Михаила Ивановича, всесоюзного старосты, вынесли куда-то на задворки империи.
Завершаем денек посещением Музея Янтаря. Есть что посмотреть, иногда результаты рукотворчества впечатляют. Узнали много нового интересного.
Реконструированные элементы утраченной Янтарной комнаты. Говорят, что, даже если эту комнату найдут, то янтарь, как органическое вещество, будет в очень плачевном состоянии. Так что лучше и не искать.
21 июня 2013 года.
Экскурсионная поездка в город-курорт Светлогорск (ранее именовался Раушен). Симпатичное поселение. С позапрошлого века здесь располагались виллы для отдыха и пансионаты. Здесь в свое время расслаблялись летчики Геринга, а после войны здесь разместились военные санатории Министерства обороны СССР.
Очень много приятных домиков, старинных и не очень.
А это сооружение с глазастой крышей и солнечными часами — местная водокачка. «Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку» :).
Спуск к пляжу по дорожке-серпантину или по а-ля потёмкинской лестнице. Раньше еще присутствовал фуникулер и лифт, но сейчас эти чудеса технических достижений не функционируют.
Купающихся немного, погодка хоть и солнечная, температура воды не располагает к водным процедурам.
24 июня 2013 года.
Последний денек в санатории. Готовимся к отъезду, в планах проезд через Польшу до Германии. Съездили в Калининград прошмыгнуться по магазинчикам, заодно и машину помыли, чтобы в Европу не соваться с грязным рылом.
Отдыхать на Куршской косе, конечно же, понравилось. Заповедник, строить что-либо здесь запрещено. Но, поскольку живем в удивительной стране, частные коттеджи все же появляются :). Ой! Так получилось!
Жилья для аренды тоже достаточно, хотя, значительно меньше, чем на черноморском побережье. Можно найти избушку на любой кошелек.
В августе водица, говорят, прогревается до приемлемой температуры, хотя раз на раз не приходится. Считается, что нам с погодой повезло. На пляжах немноголюдно, по песку без тапочек ходить практически нереально — горячо. А вот водица выше +18 в июне не прогревается. В пору моржей и пингвинов разводить. Ветерок иногда продувает уши насквозь. Мы, конечно, купались, но без фанатизма. Зато загорели порядочно.
Со стороны Куршского залива пляжей нет, зато обитает много разной живности.
Нельзя не отметить красоту и неповторимость морских закатов. Велик и колюч русский язык, одними и теми же словами можно и по матушке, и природу описать, но обойдемся в этот раз без слов.
Местная погодная примета (точность 50%):
Если солнце село в воду, жди хорошую погоду.
Если солнце село в тучу, значит жди большую бучу.
25 июня 2013 года.
Едем в Германию через Польшу. Проехать предстоит около 1000 км, за день должны управиться.
Границу переходили через новый погранпереход Мамоново 2. Российский КПП — 6 минут, польский — 45 минут. Быстрее, чем граница Россия—Казахстан.
Вдоль дорог ничего лишнего, аккуратненькие обочины, леса вдоль дорог огорожены сеткой, чтобы разное скотство из леса на дорогу не выходило.
Дороги практически пустые, где фуры — непонятно.
Периодически попадаются с виду заброшенные хуторки, бурьян возле которых, наверное, Барабашка косит.
Попадая в забугорье, вольно или невольно начинаешь сравнивать; многие вещи воспринимаются чуть по другому. Вот, к примеру, приятное место отдыха вдоль дороги, где можно ноги размять, перекусить и детишек занять. Думаю, что не сильно дорого стоит такой закуток обустроить.
Если кто даст координаты подобных мест вдоль наших федералок, буду премного благодарен. А вот, к примеру, фото, сделанные на федеральной трассе М7 в Московской области в 70 км от Москвы. Не спрашивайте, почему такой контраст. Непонятно.
В Польше наметили для посещения Мальборский замок и даже умудрились добраться до него. Только вышли из машины, как ливанул дождяра. Замок не пожелал быть осмотренным, так что, разок щелкнули фотиком и поехали дальше.
Весь оставшийся отрезок пути до г. Альтенбург в Германии (около 800 км) ехали под проливным дождем — как раз в этой местности наблюдался сезон наводнений. Даже по автобану некомфортно ехать, поскольку от обилия брызг от фур видимость не улучшается. Скорость держали около 120.
Проехались по новой дороге Гданьск—Лодзь. В 2011 году ее не было, навигатор про нее не знает, по его мнению, едем по полю. Дорога платная, платили картой около 5 евро (25 злотых). Пункт оплаты называется Pobor, не по-русски, но понятно без словаря.
Трасса А2 «На Берлин» по Польше тоже платная. Pobor встречался еще несколько раз и обошёлся в сумме около 15 евро.
Думали, машину зря мыли, но, что удивительно, на следующий день машина оказалась ЧИСТЕЙШАЯ!!!
26 июня 2013 года.
Гуляем по маленькому городку Альтенбург (около 40 км от Лейпцига). Территория бывшего ГДР.
27 июня 2013 года.
Смотались в Дрезден за 140 км. Просто погулять и пошопиться. С момента прошлого приезда здесь ничего не поменялось. Только набережная Эльбы в этом году чуть подтоплена, да и неудивительно. В новостях и не такое видали про здешние наводнения. Слава богу, что только в новостях.
28 июня 2013 года.
На пару дней заскакиваем в небольшой немецкий городок-деревушку Schongau (около 100 км от Мюнхена) к родственникам. Наслаждаемся местным деревенским колоритом. Чистенько.
01 июля 2013 года.
Стартуем к конечной точке нашего путешествия — итальянский перевал Passo dello Stelvio (46.528723, 10.452926).
Для начала выдвигаемся в сторону города-курорта Гармиш-Партенкирхен (Garmisch-Partenkirchen), отсюда до австрийской границы рукой подать.
Австрию проскочили практически незаметно. На спусках с серпантинов чуть отожгли тормозными колодками, пришлось переключиться на режим выбора пониженной передачи, чтоб тормозить двигателем. В Австрии заправляем полный бак (1,6 евро за литр), покупаем недельную виньетку для езды по австрийским автобанам. Бензобак полон, мочевой пузырь пуст — можно смело ехать в горы.
Основной недостаток езды по местным дорогам — охота останавливаться возле каждого столба и наслаждаться пейзажами.
Граница с Италией удивила своей незаметностью. Просто дорожный знак и всё.
По дороге попалось чудненькое озерцо Lago di Resia (46.810869, 10.537591). Невозможно не сделать незапланированную остановку и не побродить по бережку.
В башне без дверей сидит, поди, длинноволосая прЫнцесса и ждет своего прЫнца :).
Далее попадаем в сельскохозяйственный край. Поразила тяга местных жителей с пользой использовать любой клочок земли, хоть и труднодоступный.
По дороге попадается бесчисленное множество итальянских деревушек с узенькими улочками. Проезд иногда только на одну машину. Нашему минивенчику тесновато.
По мере приближения к перевалу дорога становится все более и более причудливой. Обращаем внимание на сосульки.
Вместе с нами перевал штурмует множество велосипедистов с крепкими ногами. Подняться на высоту более двух с половиной тысяч метров, крутя педали — это, безусловно, подвиг.
Для подъема на перевал нам предстоит преодолеть 48 крутых поворотов-шпилек. Каждый такой поворот здесь пронумерован. Считаем и офигеваем :). Установлен знак ограничения скорости 70 км/ч!!! Для кого, интересно? Мы вписываемся в повороты от силы на 20. Быстрее разгоняться элементарно страшно. Шустрей нас только многочисленные мотоциклисты.
Уже после первой «шпильки» спина в мыле, а «горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи».
С воплями и криками: «Мы все умрем!!!» впритирочку разъезжаемся с рейсовым автобусом. Занятие не для слабонервных, в мыле уже не только спина. Один из моментов, когда 100 грамм «для храбрости» не повредит, но за рулем, естественно, ни-ни.
Пару раз останавливались на площадках, чтобы перевести дух и глотнуть горного воздуха. Достаточно прохладненько, несмотря на ясную погодку.
Вот и вершина. Высота, согласно Википедии, 2757 метров над уровнем моря. Наш навигатор показал чуток больше.
Вершину проезжаем без остановки, чтобы не терять время. Нам необходимо устроиться в отель до 19:00, а впереди еще спуск из 36 «шпилек».
К назначенному времени устраиваемся в отель Residence Meublè Fior D'Alpe. Отель бронировали еще в январе, оказалось, что в окрестностях г. Бормио с местами на интересующие нас даты напряжёнка. Сказывается, наверное, реклама перевала в «Top Gear». Народ сюда потянулся с разных частей света, попадались машины с финскими и норвежскими номерами. Весело пообщались с барышней на ресепшине в отеле. Она нас заверила, что знает английский, и дальше, действительно, пошел микс немецко-итальянско-английского, но по-английски было только слово ОК. Так или иначе, но друг друга поняли, заплатили 50 Евро и остались довольны. После 19:00 персонал в гостинице отсутствует, гости предоставлены сами себе. Ресторанчик работает до поздна.
Бросив вещички и застолбив тапочки, едем к еще одному горному озеру Lago di Cancano в десятке километров от отеля. Грех в номере отсиживаться, когда вокруг такая лепота.
Дорожка до озера тоже не из прямых, но мы уже асы :).
В отель возвернулись уже в сумерках. Перевариваем дневные впечатления. Сложно оценить, как удалось в один день впихнуть невпихуемое. Завтрак в Германии, обед в Австрии, ужин в Италии :). Плюс головокружительные покатушки по серпантинам. Бутылочка винца пришлась как нельзя кстати.
02 июля 2013 года.
За сегодня необходимо добраться до австрийского побережья озера Боден, городок Гётицс (Getzis). Там нас уже ждут родственники.
Ехать решено через швейцарский городок Давос. Есть короткий и быстрый вариант проезда через перевал Livingo и через платный реверсивный туннель Munt La Schera. Второй вариант более длинный: вернуться через Passo dello Stelvio и проехать через Швейцарский Национальный парк. Угадайте с трех раз, что мы выбрали. Поскольку Livingo более интересен горнолыжникам, решаем заново посетить вчерашний «аттракцион» Passo dello Stelvio, но уже в обратном направлении. Погодка выдалась на славу. Стартуем не то, что с первыми лучами солнца, но бока налёживать не хотелось. Лучше гор могут быть только горы, они и зовут.
Поднимаемся на Passo dello Stelvio с западной стороны.
Удивительно, что дорога эта была построена примерно в 1820-х годах, во времена Пушкина и декабристов. И с тех пор мало что изменилось, разве что заасфальтировали да галереи чуть облагородили. Даже сложно представить себе горнопроходческую технику тех времен.
Мысленно подбадриваем отчаянных трудяг-велосипедистов. Обгонять их не всегда комфортно, затруднителен разъезд со встречным транспортом, да тяжелее им, бедолагам. Стараемся никого не зацепить. Дистанция до самой верхней точки перевала около 30 км, перепад высот около 1,5 километров.
Периодически останавливаемся, чтобы перевести дух и насладиться потрясающим видом.
Ближе к вершине, несмотря на начало июля, присутствует снежок. Вдоль дороги шесты-вешки, поскольку заносит эту дорогу в межсезонье весьма не хило. А по зиме дорога закрыта для проезда.
На вершине остановка и покупка сувениров. Холодильник ждет очередного магнитика.
Спуск пошел уже веселее, уже немного поднасобачились проходить повороты-шпильки. Только один раз чуток не вписались в габариты, пришлось проходить поворот в два приема. Проезд по таким поворотам практически ничем не отличается от маневрирования по многоярусным парковкам.
Делаем остановку возле магазинчика-музея одного местного босоногого умельца. С удовольствием осматриваем экспонаты, даем ему пару евро на развитие бизнеса и двигаем дальше.
Впереди граница со Швейцарией и пограничный контроль. Перед границей хотели откушать итальянской пиццы в одном из кафешек, но обломились, пицца здесь только по вечерам. А в обед у них сиеста.
Пограничник попался позитивный, спросив о цели поездки и проверив паспорта словами развесёлой песенки «Do not worry! Be happy!» пожелал удачи. Пара минут и мы в Швейцарии. Никаких очередей, заполнений миграционных форм и фотографий на память как в дружественном Казахстане.
Окружающие виды напоминают рекламные ролики местного шоколада.
Населенные пункты мало отличаются от итальянских, особенно шириной улиц. Многие углы на домах исшорканы автомобилями. Стараемся ни к чему не прислониться. :).
Держим путь в Швейцарский национальный парк.
Дорога петляет весьма замысловато. Вот новый поворот, а что он там нам несет, даже Макаревич не знает :).
Через городок Суш (Susch) выезжаем на сезонную дорожку в сторону Давоса. Около 30 км серпантинов через снежный перевал.
Делаем остановку возле замерзшего горного озера. Играем в снежки июльским снегом.
А вот в Давосе слегка разочаровались. Не получилось оттопыриться в Давосе, как планировалось. Несмотря на значимость места для экономических форумов разного ранга, город представляет собой сплошную стройку. Дело нужное, но некомфортно там пока. Неприятно удивила система местных парковок. Рассчитаться можно только через паркоматы и только швейцарскими «тугриками». Заранее их валютой не запаслись. Банковской карточкой тоже не рассчитаться.
Знак «Остановка запрещена» — их национальный дорожный знак, присутствует на каждом столбе и балконе. Стоянка возле озера за пределами города тоже платная. В общем, не стали заморачиваться, осмотрели город из окна автомобиля и помчали дальше. Природа замечательная, а сервис оказался не европейский.
Выбираемся закоулками в Австрию. Поскольку мы в Швейцарии только полдня, покупать их виньетку для езды по автобанам желания никакого нет. Стоит это удовольствие 40 евро, срок действия 1 год, меньше никак. Не жалуют здесь транзитных ездунов из других государств. Настоящая свобода выбора: или плати за год, или свободен.
Интересная технология строительства горных дорог: бревнышки в накат.
Выбравшись на австрийский автобан Е60, быстренько добираемся до города Гётицс. Опять побывали в трех странах за 1 день. Хорошо, но мало.
Машинка повела себя на перевалах очень неплохо. На высоте 2,5 тыс. метров проблем не возникло, потери мощности двигателя не почувствовали. Разок повоняли новыми тормозными колодками, зато они притерлись хорошо.
Расход на горных дорогах составил около 14 литров на сотню (по трассе машина хавает 10 литров). Терпимо для таких перепадов.
03 июля 2013 года.
Съездили погулять на набережную в город Брегенц, но с погодкой получилось не совсем безоблачно.
Заглянули в оперную сцену на воде. Помнится, здесь снимали предпоследний фильм про Бонда. Джеймса Бонда. :).
Следующие несколько дней совершили еще несколько частных визитов к родственникам в разных частях Германии и неплохо провели время. Подробности опускаются :).
07 июля 2013 года.
Как это ни грустно, но пора домой :(.
Выезжаем из г. Альтенбург, к вечеру в планах пройти границу в Бресте. Дистанция около 1000 км.
Сельскими дорожками выбираемся к автобану №4. Погнали!!!
Сегодня воскресный день, по местным законам движение фур в этот день запрещено. Ехать одно удовольствие. Стараемся держать скорость не более 150.
Вблизи от Дрездена посетили старинный замок Морицбург (Moritzburg). Ехать сюда: 51.165109,13.679649. Планировали побывать здесь еще в прошлый приезд, но тогда не довелось. Замок знаменит не только тем, что красив, но и тем, что здесь снимали чешский фильм-сказку «Три орешка для Золушки».
По дороге еще пара остановок, чтобы воспользоваться придорожным сервисом типа WC.
Польский новый автобан. Как-то радостно за такие дороги, несмотря на их платность.
Строительство объездной вокруг Варшавы еще не закончено, поэтому пришлось проехать насквозь через весь город. Пробок особо не было, но манера вождения уже начала напоминать отечественную.
Приятно удивились, что поляки тянут новый автобан от Варшавы до Тересполя (граница с Белоруссией). Мелочь, а очень приятно. Уже построено около 25 км, осталось еще 130. За пару лет, надеемся, управятся.
Польскую часть таможни прошли за 1 час, белорусскую за 40 минут. На территории Белоруссии были уже затемно, заночевали в машине. Это уже стало традицией, хоть и не совсем комфортной.
08 июля 2013 года.
Белоруссию по трассе М1 прошли достаточно шустро. Заведений WC вдоль трассы по сравнению с 2011 годом стало чуть побольше, и это не может не радовать. По доброму завидуем братьям-славянам. Жизнь не то, чтобы кипит, но ощущение стабильности и порядка присутствует. Небогато, но аккуратно. Много людей занято полезным трудом: стригут траву вдоль дороги и красят бордюры (не наоборот, как в армии).
К вечеру добрались до «нерезиновой». Помня о проблемах на объездах через область, решаемся на то, что так долго оттягивали — суёмся на МКАД. Поездили по свету уже немало, но таких безумных, а главное, бесполезных маневров и перестроений на дорогах не наблюдали нигде. Хрень какая-то :(.
Выбрали для себя предпоследний левый ряд, на наш взгляд, самый оптимальный по скорости, по нему и шуровали с видом танка. Забавно было наблюдать всю дорогу одних и тех же хитрил-маневрастов, которые безуспешно пытались выкружить пару минут, создавая излишнюю суету. Пару раз кто-то находил друг друга и уныло ждал аварийных комиссаров, мигая аварийкой. Такие водятлы только проблемы себе создают :(.
Весь путь по южному полукольцу МКАД от западной М1 до восточной М7 занял 1 час 20 минут. Был вторник, рабочий день, время засекли с 19:00 до 20:20. Были небольшие пробочки на въезд и на выезд, но, в целом, без особых проблем. Влились, так сказать, в веселый (но не дружный) поток транзитников, как мы, и прочих понаехавших и понаостававшихся.
До города Покров добрались уже под покровом ночи, тут в мотеле и заночевали.
09 июля 2013 года.
Весь день рулёжка на восток. Комфортные европейские автобаны сменились на направления вместо дорог. Едем, ворчим, стараемся не материться.
Опираясь на свой опыт стояния на вечноремонтирующемся мосту через Клязьму, едем насквозь через город Владимир. Древнерусские церкви и соборы, действительно, грандиозные, но на фоне общего беспорядка смотрятся тусклыми и запыленными :(.
Дороги тоже приятно не удивили, но через город проскочили достаточно быстро.
Нижний Новгород прошли тоже через город, геройствовать в обход не захотелось.
На объездной Казани мало экипажей ГИБДД, всех проезжающих выдрессировали штрафами с камер. В прошлом году мы тоже внесли лепту в местный бюджет, заплатив трижды по 300 рублей. Надеемся, что деньги пошли на дорогостроительство. Дорога по качеству неплохая, могли бы знак 110 повесить. В эту поездку обошлось без штрафов.
С гостиницами после Набережных Челнов ситуация не очень благополучная. Заранее не бронировали ничего, поэтому столкнулись с тем, что мест нет. Пришлось ночевать в машине, благо, мы к этому всегда готовы.
10 июля 2013 года.
Пробираемся через Уральские горы. Трасса М5 не поменялась, фуры никуда не исчезли. Знаки «Обгон запрещен» и «Неровная дорога» установлены с завидным постоянством. Вместо полноценного ремонта налепёшили заплаток, превратив выбоины в набоины. Ну неправильно у нас асфальт кладут! Надо же наоборот, гладкой стороной сверху! Сюда бы «отчаянного водителя» на желтой «Калине», чтоб порулил по маршруту от Челябинска до Уфы.
Кто-то зуб давал, что к 2018 году через Уральские горы будет современная четырехполоска. Сейчас еще не 18-й год, но, сдается, не увидим ни дороги, ни зуба.
Едем от Набережных Челнов до города Трехгорный. Тусовались в пригороде с родственниками на даче, о чем остались только приятные воспоминания. Благодаря огородику создалось впечатление, что мы снова в Европе, в Версале не иначе, даже клубника растет высокохудожественно.
11 июля 2013 года.
Двухчасовой перегон до Миасса и снова остановка на пару деньков. Незатейливый деревенский отдых не без шашлычка и прочих вкусностей.
13-14 июля 2013 года.
Финальный бросок в сторону дома. Едем опять через Казахстан. На въезд потратили 45 минут, на выезд 2,5 часа. Стандартная ночевка в Омске. Участок Омск—Томск по-прежнему спокойный и практически родной. К вечеру были уже дома.
Выгружаемся в несколько ходок, и как столько барахла в наш багажник поместилось :).
Итог:
· Проехали в этот раз около 14 500 км.
· На бензин потрачено 65 000 рублей, из них около 32 000 рублей по Европе.
· На прочие расходы, включая путевки в санаторий и непредвиденную покупку 2-х колес, уложились в 100 000 рубликов.
· Отснято около 2500 фотографий.
По сравнению с прошлыми поездками, получилось чуток экономней.
Все когда-нибудь заканчивается, особенно деньги и отпуск, но мы готовы к новым путешествиям :).