Путешествие в Норвегию летом 2013 года на Ford Galaxy

03.03.2014 | 21819 просмотров

Мысль прокатиться по Норвегии у нас с женой появилась около двух лет назад. Кто первым высказал эту идею, мы уже и не помним, но идея понравилась. Для себя решили — ехать надо летом. В первоначальном плане была большая Европейская кругосветка. Заехать со стороны Мурманска. Спуститься с севера на юг вдоль побережья Норвегии, на пароме в Данию и дальше по европейским странам до Болгарии и оттуда уже домой. В плане на лето 2012-го у нас был Байкал, поэтому было решено ехать в следующем году, т.е. в 2013-м. Подумали, всё взвесили и решили Европу оставить на потом. С женой огромными лопатами перелопатили, через сито просеяли весь Интернет и проложили свой маршрут. В дальнейшем его всё-таки корректировали, но в основном всё-таки его выполнили.

За работой и многочисленными поездками на короткие и дальние расстояния незаметно подкрался и день «Ч» — день начала поездки в Норвегию. Так как отпуск у меня был разбит на две части (неделя, потом две недели работаю и опять ухожу в отпуск уже на три недели), то решили первую недели использовать на Норвегию. В последнее время мы начали выезжать в поездки вечером в пятницу, сразу после работы. В этой ситуации выигрывается полдня. И сейчас, с учётом вечера пятницы и субботы с воскресеньем, получилось девять с половиной дней. Это уже что-то. Автомобиль, минивэн Форд Галакси, 2010 года выпуска. Экипаж два человека: я и жена.

После Норвегии хотим ещё съездить и на Чёрное море, поэтому бюджет поездки надо максимально уменьшить. Ночевать планируем в машине. Для этого задние сиденья складываются, и получается ровная площадка размером 1,2 метра на 2,2 метра. Надувной матрац решил не класть, а обойтись двумя спальниками. По-моему, получилось нормально.

Для кухни взяли стол, пару складных стульев, портативную газовую плитку, кастрюльку и сковородку и 12-вольтный автомобильный холодильник. Ну и, естественно, миски, чашки, ложки. Правда, взяли с собой ещё набор для барбекю (мангал, решётку, уголь с розжигом) и провозили всё это в грузовом боксе балластом. Заниматься шашлыками не было времени.

На всякий случай, взял с собой и маленький тент от дождя (3 на 4 метра). Тоже не пригодился. В Норвегии очень много стоянок с беседками. Взяли 10-литровую канистру с бензином. Из техники: ноутбук, два фотоаппарата SONY и CASIO, видеорегистратор КАРКАМ QX2, навигатор с картами НАВИТЕЛ 2013, две персональные рации и бинокль. Да, и ещё карта Норвегии, Швеции и Финляндии с распечатками достопримечательностей. Навигатор навигатором, а с картой как-то спокойней. Ну и, наверное, из основного всё. Итогом этой поездки стало несколько гигов фото- и видеоматериала.

За день до старта, 27 июня, помыл машинку. Вечером установил грузовой бокс и загрузил его вещами не первой необходимости. Разложил задние сиденья и устроил спальное место. Купил «Зелёную карту» для поездок по Европе и заправил авто бензинчиком. Всё. Поехали.

28 июня. Пятница. Отработав на работе, я в 16 часов подобрал жену на автобусной остановке, и поехали в путешествие. Сегодня нам надо доехать до Петрозаводска, точнее до посёлка Матросы, что перед Петрозаводском, и там на реке Шуя переночевать.

Дорога не долгая, около 500 километров. Но сегодня пятница, поэтому, главное — выехать из города. Пробки на «мурманке» сегодня ожидаются знатные. В Питере погода установилась отличная, плюс 26 градусов, многие поедут на дачи. На кольцевую решил не выезжать (да ну её к лешему), а ехать по «деревням». От Красного Села (я там работаю) поехал на Пушкин, далее Ям—Ижора—Никольское—Отрадное и в Кировске выехал на М18 «Кола». Дорога пока свободная, по две полосы в каждую сторону, но это ненадолго. После Синявино дорога сужается до одной полосы и здесь, километра за два, начинается традиционная пробка. Потолкавшись в этой пробке полчаса, поехали чуть-чуть веселее, ну а после моста через Волхов, вообще, ехали свободно. Чем дальше отъезжаешь от Питера, тем дорога становится свободней. Дорога как в Европах. Ехать приятно.

Карельские дороги.

К часам 23 вечера приехали к реке Шуя. Ночи белые, поэтому без проблем расположились под ёлочкой. Накрыли стол. Под парочку рюмашек вискарька поужинали и легли спать. Завтра предстоит тяжёлый день. Надо проехать около 1400 километров.

Первая ночёвка. Река Шуя.

Маршрут первого дня — 432 км.

29 июня. Проснулись по будильнику, в шесть утра. Завтракать не стали, точней, не дали комары, для которых наши тела были прекрасным обеденным столом. Решили завтрак перенести часика на два позднее. Умылись. Сделали несколько кадров лесной утренней речки и поехали.

Утро. Река Шуя.

Река Шуя.

Так как заправок до границы Мурманской области не предвиделось, то заправиться решили в Петрозаводске. Свернули с трассы на Петрозаводск и по убитой дороге въехали в город. Город ещё спал. Машин и людей мало. На ЛУКОЙЛе залили бензин до полного бака и поехали из города.

Выехав на М-18, опять начали радоваться отличному дорожному полотну. Машин мало. Едем на круизе, относительно не спеша, километров 110 в час. Населённых пунктов почти нет, только дорожные указатели говорят, что они всё-таки есть, но в стороне от дороги. Трафик почти нулевой. Хоть дорога и не многополосная, но проблемы с обгоном нет.

Туман. Дорога на Мурманск. Машин мало.

В Мурманске мы с женой бывали, но по автомобильной дороге туда едем впервые. Для нас всё интересно. Если честно, то думали, что будем проезжать вдоль карельских озёр, но их здесь нет. Они появятся позже, в Мурманской области. Кстати. Природа Мурманской области нам понравилась больше. В Карелии же дорога проходит через леса и болота. В основном, конечно, через леса. Единственно, более или менее интересное место в районе, Медвежьегорск. Здесь дорогу проложили через скалы.

Район Медвежьегорска. Скалы. Автомобили на дороге почти исчезают.

Почти до самой границы Карелии дорога довольно скучная. Так и тянет в сон. Обратили внимание, если едет автомобиль с боксом, то это, наверняка, мурманский регион. Но это и понятно — сезон отпусков. Многие едут на «большую землю», а дорога одна. Автомобилистам больше никак с полуострова не выехать. Перед самым выездом из Карелии, в районе Лоухи, пошли участки с ремонтом дорог, общей протяжённостью около двадцати километров.

Ремонтируемый участок.

При въезде в Мурманскую область пересекли «Полярный круг». Остановились у знака. Пофотографировали. Многие мурманчане, проезжая здесь, сигналят. Кто-то прощается, кто-то здоровается. Хорошая традиция.

Граница Карелии и Мурманской области.

Как только въехали в Мурманскую область, дорога снова стала отличной. И виды вокруг стали интересней. То озёра, то сопки со снежными вершинами, то бурные реки. Ехать стало намного интересней. Это вам не Карелия, с её однообразно-скучном пейзажем.

Мурманские дороги.

Вдали начинаются горы.

А на их склонах снег.

Озёра мурманской области.

Едь да едь. А меня, как назло, стал срубать сон. Пришлось поменяться с женой местами, а самому подремать. В плане хотели обзорно проехать через Мурманск, но передумали. Проезжая через город, заехали только в магазин купить хлеб. В городе жара. На градуснике около тридцати градусов, даже не верится, что это Заполярье. Выезжаем по мосту через Кольский залив в сторону Печенги. Уже с другого берега залива фотографируем город.

Мурманск.

Мурманск. «Алёша».

По петляющей дороге едем вверх-вниз по сопкам. Проезжаем озёра с отдыхающими. Суббота. Многие выбрались с ночёвкой. Озёр вдоль дороги много, но они мелкие. Это видно, даже сидя в машине. Остановились в «долине славы», у двух мемориалов.

«Долина Славы» — один из многих мемориалов.

«Долина Славы». Карта обороны Мурманска.

«Долина Славы».

Печенга.

В Заполярном остановились на заправке. Залили бензин по максимуму, так как впереди нас ждёт ну очень дорогой бензин, где наши 32 рубля за литр покажутся сказкой. В Норвегии нас ожидает бензин в пересчёте на нашу валюту аж 80 целковых. Время уже около десяти вечера. Пора искать место для ночлега, и, как назло, негде встать. Вокруг какая-то голая тундра или бурелом и вырубки леса. Едем дальше к границе. Может быть, там что-то будет интересное. До границы осталось километров 40. И тут нам местные дорожники подкинули сюрприз. На нашей дороге идёт ремонт, и нас посылают в объезд, в сторону Никеля. Это лишних 30 километров. В принципе, ничего страшного, но обидно. Если честно, уже хочется отдохнуть. Но раз так, то хотя бы прокатимся через город, посмотрим его. Но город мы увидели с высоты объездной и весь в дыму или пыли, мы так и не поняли, что это. Пока ехали, с высоты видели озеро рядом с городом.

Никель.

Думали, там и будем искать место ночёвки, но когда спустились вниз, так и не смогли найти подъезд к нему. Спустившись, вдруг увидели, что буквально в тридцати метрах от дороги проходит граница. Со всеми вытекающими из этого приметами: колючка, камеры наблюдения и контрольно-следовая полоса. Мы даже сначала испугались. Туда ли мы приехали. Вдруг сейчас набегут «янычары» с собаками, скрутят нам руки и запекут в кутузку для разбора.

Граница рядом.

Остановились на вторую ночёвку. Время 23:50.

Озеро рядом со стоянкой.

И вот здесь, чуть-чуть проехав вперёд, увидели стоянку, где и решили остановиться. Здесь же был и подход к озеру. Поужинали и под высоко стоящее солнце легли спать. Всё-таки мы находимся за полярным кругом.

Маршрут второго дня — 1139 км.

30 июня. Я проснулся под утро от шума дождя и от его капель, попадающих мне на лицо сквозь открытое окно. А может быть, и наоборот: сначала от капель, а потом и от шума. В принципе, всё едино. С вечера ничего не предвещало дождь. Небо ясное. Но это север, и надо быть готовым к его сюрпризам. Время было ещё раннее, и до подъёма было ещё время, поэтому прикрыл окошко, повернулся на другой бок и опять отдался во власть Морфея. Потом я проснулся от шума дизеля и голосов. Похоже, на дороге остановился автобус, и его пассажиры вышли размяться. Нам со стоянки его видно не было, потому что стоянка от дороги находится далеко. Такое ощущение, что автобус едет к Норвежской границе, везя туристов или «челноков». Ну, значит и нам пора просыпаться. Завтракать не стали, только умылись и поехали к границе.

Утренний туалет.

Проехав где-то километр, упёрлись в хвост автобуса, который стоял перед закрытым шлагбаумом. Пассажиров проверяли пограничники. После того, как автобус пропустили, настала и наша очередь. Проверили паспорта, поинтересовались, откуда мы, и пропустили нас с Богом к границе. Ещё 15 минут, и мы въезжаем на пропускной пункт «Борисоглебск». Как мы поняли — здесь мы первые. В течение пары минут прошли паспортный контроль, и я пошёл показывать автомобиль таможенникам, а жену к машине не пустили. Пока нам ставили в паспорте штампы, у машины собрались работники таможни. Не много. Четыре человека. С моим приходом начали досматривать автомобиль. На досмотр ушло минут десять. Мне показалось, что им просто было скучно. После «обязательной» программы — багажник, «бардачок», карманы в дверях, начали просить открыть все остальные «шхерки», а их в автомобиле много. Когда же попросили показать ящички в ногах второго ряда сидений, пришлось им объяснить, что для этого мне надо будет разобрать пол багажника. На что мне было дано благословение на отмену сей операции и нас пропустили. Поэтому я и решил, что осмотр был больше для проформы. Всё. Едем к норвежцам. Подъехали к пропускному пункту. Никого нет. С паспортами заходим в помещение паспортного контроля. Тоже пусто. Минут пять ждали, пока к нам выйдет пограничник. После стандартных вопросов: куда, на сколько, и сколько у нас денег и таких же стандартных ответов на них нас пропустили в Норвегию. На обе границы у нас ушло 20 минут. Пересечение границы омрачило только то, что я обнаружил, что у нас перегорела лампочка ближнего света. Негоже въезжать в чужое государство «одноглазым». Здесь же на стоянке и поменял лампочку. Ну, всё. Поехали. Дороги Норвегии встретили нас крупной щебёнкой.

Первые километры по Норвегии. Не такие дороги ожидали увидеть.

Идёт прокладка новой дороги на подъезде к границе. На дороге никто не работает, техника стоит — воскресенье. На первой же стоянке решили остановиться и позавтракать. На завтрак ушло около часа. Позавтракав, поехали дальше. По плану нам сегодня надо доехать до мыса Нордкап. Кто не знает — это самая северная (почти) точка Европы. До неё нам ехать около 550 километров. По российским дорогам это сущие пустяки, а здесь же горы, посёлки, да и ограничение скорости. Штрафы за превышения здесь очень большие, а расставаться с деньгами совсем не хочется, поэтому жена меня постоянно одёргивала. Не буду описывать всю дорогу, но сразу скажу, пейзажи, проплывающие за окном, нас впечатляли. Если здесь, на севере страны, так красиво, то, что же будет дальше, когда мы спустимся южнее.

Вот это уже интересней.

Дороги почти пустые.

Первый водопад. Хотя, какой это водопад, скорее всего это «падун».

Тундра.

Дороги узкие. Обочин нет.

Расскажу о первых двух случаях встречи с северным оленем. Мы, в общем-то, знали, что олени здесь ходят свободно, и готовы были, и ждали встречи с ними, но, как всегда, это произошло неожиданно. Тундра. Спускаемся мы с очередной горки. Внизу, по дороге, смотрю, идут люди. Ну, идут и идут. Ничего в этом странного нет. Подъезжаем ближе, и видим, люди какие-то странные — с рогами и в шубах. Ё-маё. Так это олени. Идут прямо на нас. Пока включали фотоаппарат, пока наводили на них, они развернулись, и стали от нас удирать, мелькая своими «пятками» и филейными частями. Тут уже не до качественной фотографии. Хоть что-нибудь заснять.

Первый олень. Как правило, в дороге мы их видели только с этого ракурса.

И другая встреча была примерно такая же. Дорога пустая. Поднимаемся в горку, между двумя скалами. На самом перегибе вдруг навстречу, прям в лоб, бежит олень. Резко оба по тормозам. Только он развернулся и давай убегать, в наши же планы это не входило. Мы за ним, с фотоаппаратом. Но опять задницу засняли.

Дороги Норвегии.

А через 100 метров встречаемся с оленем.

Другие же встречи с олешками были издалека. Фотографировать пришлось с хорошим приближением, благо фотоаппараты это позволяют. Но об этом позже. Дорога петляет, то вверх, то вниз, объезжаем озёра и фьорды.

Северная Норвегия.

Где-то по дороге попалась вот такая современная кирха.

Отлив.

Вдалеке видны горные вершины с остатками снега. Впервые здесь испытал на своей шкуре действие дорожного знака «Камнепад». При движении по горному серпантину услышал, что на машину что-то упало. Через пару секунд ещё удар. После первого удара я ещё сомневался, а второй всё расставил по своим местам. Камушки хоть были и маленькие, но ехать было тревожно. Это, кстати, было единственное место, где падали камни.

Горная дорога. Здесь мы впервые почувствовали, что такое камнепад.

Практически всю вторую половину дня шёл противный дождь, то ослабевая, то усиливаясь.

Дорога к Нордкапу.

Вдоль фьорда.

По дорогам Норвегии ездят очень много кемперов. У нас сложилось такое ощущение, что их даже больше, чем простых автомобилей. В этот же день впервые проехали и по туннелю (и не по одному). Вроде бы по туннелям ездили и не раз (например, туннель на Питерском КАДе, под Финским заливом), но этот первый Норвежский туннель поразил нас какой-то первобытностью. Грубые необработанные стены, сверху капает, узкая дорога и мало света. И туннель не маленький — 2,9 километра. На дороге к Нордкапу будут ещё пять туннелей, но этот, почему-то, мы запомнили.

Перед въездом в туннель.

А вот и он, туннель к Нордкапу. Длиной 6870 метров, глубиной 212 метров. Впечатляет.

В туннеле. Качество фото не очень, но понять можно.

А дождь всё льёт и льёт. Едем вдоль фьорда, а фотографировать невозможно. Мы пытаемся, но это, скорее всего, будет «браком». Пока ехали, к дождю присоединился ещё и туман. Видимость минимальная.

По дороге к Нордкапу въехали в туман. Или облако?

Чем ближе подъезжаем к конечной точке нашего сегодняшнего маршрута, тем более склоняемся к тому, что надо искать ночлег в кемпинге. Можно, конечно, переночевать и в машине, но ужин под дождём не вписывается в наши планы. Километров за двадцать до мыса Нордкап, попадается нам автокемпинг. Цены от 350 до 600 норвежских крон. Решаем переночевать здесь. Цена вопроса 550 норвежских крон (в переводе на наши рубли, это около трёх тысяч рублей). Если учесть, что в эту цену входит комната размером примерно три на два метра, с электроплиткой, холодильником и электрообогревателем, но с бонусом в виде тёплого туалета в двадцати метрах от домика, то сделку можно считать «удачной». Если честно, мы к этому были морально готовы, изучив ещё до поездки отчёты о Норвегии. В этом плане она очень дорогая страна. Но всё это ничто по сравнению с красотами вокруг.

Кемпинг. Наша половина дома с буквой «В».

Вид от домика.

Наш третий день — 537 км.

1 июля. Проснулись довольно рано, в 8 часов утра по Москве (в Норвегии 6 утра). Позавтракали, собрались и поехали к Нордкапу. Тринадцать километров ехали в густом тумане. Видимость метров двадцать-тридцать. Не гоним. В этой ситуации очень помогает навигатор. Следя за экраном навигатора, понимаешь к чему готовиться. В общем, идём «по приборам».

Едем по приборам.

Подъезжаем к Нордкапу и останавливаемся у пункта заезда на территорию комплекса. Секунд пять постояли у пустой будочки с открытым шлагбаумом, ознакомились со стоимостью проезда и, так как никакого контроля не было, заехали на территорию. Естественно, всё это в тумане.

Самая северная точка Европы.

Стоянка.

На стоянке.

На стоянке много автомобилей. В основном, это кемперы. Есть и мотоциклы, и велосипеды. Народ потихонечку просыпается. Картина сюрреалистическая. Густой туман, голоса и ничего не видно. Ну, почти ничего. Решили идти по дорожке. Она наверняка нас куда-нибудь приведёт. Не прошли мы и ста метров, как подошли к комплексу Нордкап. Зашли внутрь, сфотографировались с троллем.

На Нордкапе познакомился с троллем. Отличный парень.

Вышли на улицу к знаку самой северной точки Европы. И смотреть, в общем, больше нечего.

На мысе.

Фото не наше. Взято из интернета. Мыс Нордкап. Видимость отличная.

Не то, что океан, но и вокруг ничего не видно. Музей ещё не работает. Специально ждать открытия не стали. В принципе, здесь мы побывали. Можно ставить первую галочку. Вернувшись к машине, увидели, что рядом с нашим Фордом стоит автомобиль с латвийскими номерами. Хозяева автомобиля ещё не ушли, поэтому минут десять мы с ними пообщались. Они едут почти таким же маршрутом, что и мы, только заезжали через Финляндию. Пожелав друг другу хорошей дороги, мы поехали дальше. Они были последними, с кем мы смогли пообщаться на русском языке в Норвегии. Следующее общение будет только в Стокгольме. А вообще, автомобиль с российским номером в Норвегии видели только один — по дороге с Нордкапа. Мало там ещё наших автомобилей. На выезде с нас никто так денег и не взял. В общем, съездили мы на Нордкап «зайцами».

На обратном пути, проехав километров десять, остановились у сувенирной лавки. Заходим внутрь, а там нет никого. Сувениры разложены. Бери — не хочу. Выбрали магнитик и брелок с белым медведем. А хозяева не идут. Но нам надо купить сувениры с Нордкапа. Пришлось посигналить. Минут через пять из дома пришла хозяйка в национальных одеждах. Сильно удивило, что здесь, на краю земли, вдали от цивилизации, смогли расплатиться банковской картой.

Покупаем сувениры.

Остановились в туннеле. Решили сделать несколько фотографий,
а то на ходу не получается.

Едем дальше. Пока едем по той же дороге, что и ехали сюда. С той только разницей, что сегодня не идёт дождь, поэтому занимаемся фотографированием местных красот. А фотографировать есть что. На одной из стоянок фотографировали водопад, который видели ещё вчера. Но тогда сильный дождь не дал нам его запечатлеть. Здесь впервые обратили внимание, что в кемперах путешествуют семейные пары, которым явно за шестьдесят. Ни детей, ни внуков с ними не заметили. Спокойный отдых пенсионеров. Номера на кемперах в основном норвежские, итальянские и французские. Других как-то видно не было. И ещё заметили, что и многие байкеры там разъезжают примерно такого же возраста.

Дорогу перекрывают, но это только зимой.

Залив.

Чистейшая вода.

Водопад.

Суровый север. Но красиво.

Дорога вьётся вдоль фьорда.

Слева Атлантика, справа — скалы.

А впереди туннель.

В Одельфьёрде повернули на Альту. Проехав ещё около двадцати километров, решили, что пора и заправиться. Заехали на заправку, и тут началось. Кассы нет. Стоят только банковские терминалы, и оплата бензина происходит по банковской карточке. Хотя мы и часто ездим в Финляндию, но там практически не заправлялись. Одной заправки, как правило, хватает, чтобы прокататься по Финляндии и вернуться домой. Ну вот. Заехали на заправку, вставили заправочный пистолет в бак. Обнаружили, что работников заправки нет. Подходим к терминалу, вставляем карту, а что дальше делать, не знаем. Все надписи на норвежском. Ничего не понятно. Пришлось с помощью жестов и смеси английско-финско-норвежского языков, обратиться к местному колоритному викингу. С его помощью процесс пошёл, но не сразу. Оказалась, что мы встали не к той колонке (на ней висела бумажка с каким-то текстом, который мы не поняли, но, наверное, что-то типа «Не работает»). Пришлось перегнать машину на другую колонку. И здесь уже всё прошло нормально. Может быть, кому-то пригодится, поэтому опишу алгоритм наших действий при заправке.
9. На телефон пришла СМС-ка со списанием энной суммы с вашей карты.

Вот в принципе и всё. Наверняка, можно залить топливо либо на определённую сумму, либо определённое количество. Мы это не проверяли. В дальнейшем, при заправке не заезжали на колонку, где висела бумажка с каким-либо текстом. Что она обозначает, было непонятно. В Норвегии мы заправлялись пять раз, и только на последней, пятой, была касса, но и там не получилось без приключений. Жена пошла расплачиваться. Все положенные процедуры провела, ей пришла СМС-ка, что деньги списаны, а оператор на заправке просит повторить операцию. Мол, операция не прошла. Жена показывает ему СМС-ку, объясняя, что деньги списаны уже, а он говорит, что операция не прошла. Короче, операцию повторяют. И опять приходит СМС-ка, что деньги списаны. Вот так второй раз списали ещё 746 норвежских крон. Жена с заправки вышла в слезах. Вот так, за здорово живёшь, списали ещё раз более 4000 рублей. Сразу же, по «горячей линии» связались с банком, оказалось, у них произошёл сбой, и деньги нам вернут. Всё, в общем-то, кончилось благополучно, жаль только, что нервные клетки не восстанавливаются.

После заправки дорога идёт вдоль горной речки, много стоянок для кемперов. На некоторых стоянках даже дрова лежат. Периодически останавливаемся и фотографируем, то речку, то водопад, то горы. Около 16 часов по Москве приехали в Альту.

Альта.

Здесь находятся древние петроглифы, наскальные рисунки первобытного человека. Нашли городской музей и на пару часов перенеслись на много веков назад. Сами наскальные рисунки располагаются очень компактно. Ко всем рисункам проложены дощатые дорожки. Гулять можно хоть в тапочках. Осмотр занял полтора часа и 180 норвежских крон.

Древняя живопись. Петроглифы.

Краской рисунки выделили специально. Иначе они почти не видны на камнях.

На экскурсии.

Деревянные дорожки проложены по всему маршруту.

Вот так свои чувства выражают суровые викинги. Без слов…

Морошка.

Едем дальше. На одном из участков дороги впервые увидели знак «Обгон запрещён». Это после почти тысячи километров и почти двух дней езды по Норвегии. Это — событие. Это мы даже записали. В Олдердалене опять заправились и после выезда с заправки почти сразу встали в очередь на паром. Тут я немножко сглупил. Сейчас объясню. Парома ещё не было, да и очереди практически не было. В очереди на погрузку стоял только один автомобиль с немецкими номерами. На причале была разметка на пять полос, да ещё висел знак, дублирующий разметку. Ну и я вместо того, чтобы встать за «немцем», встал рядом с ним, в соседний ряд. Понял я, что сглупил, только после того как за «немцем» стала собираться колонна. Но мне дёргаться было уже поздно. Все остальные ряды для того, чтобы очередь не растягивалась далеко. Чтобы всё было компактно. Простояв в очереди 15 минут, заехали на подошедший паром.

Встали в очередь на паром OldendalenLingseidet, и я сразу лоханулся.

Где-то в дороге.

Красивые виды Норвегии.

Снег 1 июля.

За проезд заплатили 177 норвежских крон. Наличкой. 35 минут, и мы на другой стороне фьорда. Едем в сторону Нарвика. Пора искать стоянку для ночёвки. Время одиннадцатый час (по Москве). Чтобы не повторяться и не путаться, время и дальше буду указывать московское. Пока светло. Мы пока ещё за Полярным кругом. В 23:20 остановились на большой пустой стоянке (WC, вода, столики). Поужинали и легли спать. Сегодня проехали 550 километров.

Остановились на ночёвку.

Поужинать и спать.

Четвёртый день. 589 км.

2 июля. Проснулись в 8 утра. Ночью пошёл дождь, который не прекратился и после нашего пробуждения. Завтракать не стали. Умылись, собрались и поехали в сторону Буде.

Утро. Подъём.

На улице дождь и +16 градусов. К 10 утра дождь почти закончился, небо посветлело. Ехать стало веселее, да и дорога не даёт скучать. Постоянно фотографируем. Хотя понимаем, что многие фотографии пойдут в брак, но что-то же останется.

Едем вдоль реки.

Погода разная.

Голые скалы и снег.

Двумя столбиками выделена неровная дорога. И так почти по всей Норвегии.

Дома у подножия смотрятся как игрушечные.

Здесь лоси бродят по дорогам и северные олени.

Просто красиво...

Рыбные фермы.

Снег уже рядом.

Он уже под ногами. И это 2 июля.

Опять столбики на обочинах.

Суровая Норвегия.

На берегу фьорда.

Отлив. Обнажились водоросли.

К двум часам дня приехали в Скарбергет и встали в очередь на паром до Богнеса. Через час заехали на паром. Полчаса в пути, и мы в Богнесе. Цена вопроса 130 норвежских крон. Отдельно хочу рассказать о норвежских паромах. Паромы вроде маленькие, и когда стоишь в очереди, всегда думаешь, что кто-то не заедет, кому-то не хватит места, но мы ни разу не видели, что кому-то не хватило места. После того, как все загрузятся, есть ещё место на палубе. На всех паромах есть кафе, мягкие диваны.

Вот и паром…

…готовится к выгрузке.

На пароме.

Немного отдохнём, и опять в дорогу.

На пароме. Кафе.

На пароме. Коридор.

На пароме. В пассажирском салоне.

После того, как съехали с парома, опять пошёл сильный ливень.

Начался ливень.

С гор текут реки, то ли от ливня, то ли это реки.

Настоящий водопад.

А ливень не кончается.

Перед Буде попали на платный участок дороги. Никаких шлагбаумов, никаких пунктов оплаты. Просто перед въездом висит плакат, предупреждающий о платном участке со стоимостью проезда и о полосах, по каким надо ехать при разных способах оплаты. А способа всего два. Первый — проезд уже оплачен заранее. На стекле наклеен стикер системы AutoPASS, который ты приобрёл заранее, и каждый раз при проезде списывается определённая сумма. Второй способ — камера считывает твой номер и тебе по почте приходит счёт. Но поначалу всё искали, кому бы можно отдать денюжку за проезд.

Не доезжая до Буде, ушли в сторону Сторхельма. Там находятся знаменитые водовороты, которые образуются от приливно-отливного течения. Если верить рекламе, то в этом месте можно наблюдать огромные воронки при приливе и отливе. Мы, если честно, ничего этого здесь не увидели. Максимум, что мы увидели, это быстрое течение с маленькими водоворотами. Очень похоже на Неву и не более. Может быть, мы были не в то время, и надо было здесь задержаться хотя бы на сутки, но у нас нет времени.

Сторхельм. Отлив.

Замаскировались.

Мост в Сторхельме.

И это водовороты?

Едем дальше. Тут вспомнили, что у нас закончилась питьевая вода. Решили набрать из горной речки. Речка оказалась нижней частью водопадика, который падал с горной вершины. Для чая пойдёт.

Остановились набрать горной воды.

Около девяти вечера вдруг началась тундра. Мелкая поросль кривых карликовых деревьев, голые сопки. Как-то неожиданно, то горы и вдруг тундра. Здесь в Норвегии это случается часто. Мы уже стали к этому привыкать. Пятнадцать минут езды, и опять мы въехали в горы. Через несколько минут увидели стоянку со всеми удобствами и решили здесь остановиться на ночь. В «удобства» входили тёплый туалет с умывальником и беседка с мангалом и столом. А нам этого и достаточно. Особенно рады мы были беседке, так как шёл противный дождь, и не очень хотелось растягивать тент.

Остановились на ночёвку.

Стоянка.

Пока жена готовила ужин, я сходил на речку и набрал из неё ещё пятилитровую баклажку воды. Идя обратно с водой, познакомился с соседкой по стоянке, которая выползла из кемпера покурить. Бабуля, обличьем и возрастом похожая на Бабу Ягу из сказки, попыхивая сигареткой, поинтересовалась:
— Откуда водичка? (показав на баклажку с водой).
Объяснил — с речки (показав рукой в сторону речки).
— А чего не налил из крана (показала рукой в сторону туалета).
Тут до меня дошло. А на самом деле, чего я попёрся к реке, когда можно было набрать воду здесь. Говорю — там вода лучше (машу в сторону речки и показываю большой палец).
— Да, — говорит она (тоже показывает в сторону речки и показывает большой палец).
Вот такой получился диалог. А главное, мы поняли друг друга.

Не торопясь поужинали и около полуночи, под шум дождя, улеглись спать.

Спальное место.

Пятый день. Проехали 522 км.

3 июля. Сегодня у нас по плану Тронхейм. С утра дождя нет, но солнца пока не видно. На улице + 12 градусов. Выехали около десяти утра. Дорога петляет и поднимает нас вверх. Через час езды опять попадаем в тундру. Вдалеке снежные вершины. Становится значительно холоднее. Забортная температура +9 градусов.

Тундра.

Где-то в районе Полярного круга.

Поезд в тундре.

Туристический комплекс на «Полярном круге».

«Полярный круг».

Советский мемориал на «Полярном круге».

«Завтрак туриста».

Неожиданно по дороге попадается комплекс и знак норвежского «Полярного круга». Походили. Пофотографировались. Уже собираясь уезжать, жена увидела военный мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. У нас в машине была георгиевская ленточка, и мы решили её здесь оставить. Под взгляды иностранных туристов жена повязала её. Едем дальше. Через 15 минут температура поднялась до +12 градусов, а через час уже было + 16, а через три часа +21.

На дорогах очень много ремонтируемых участков. Или нам так кажется, потому что за день мы проезжаем больше 500 километров. Ну так вот. На ремонтируемых участках так просто не проедешь. На одной полосе идут работы, а по второй, в реверсивном режиме, пускают автомобили. Специальный автомобиль, так называемый «лидер», попеременно проводит автомобили, то в одну сторону, то в другую.

Ремонт дороги. Впереди едет «лидер». Здесь это на каждом участке ремонта.

На заправке стоит вот такой экспонат. Эта заправка была не единственная, где мы видели ретроавтомобили.

Двигаясь по дороге, вдруг увидели большой водопад.

Брызги от него долетают даже сюда.

Коротенькое видео водопада:

На одной из стоянок видим гигантского Тролля.

К десяти вечера приехали в Тронхейм. Надолго здесь останавливаться не собирались. Несколько фото на фоне крепости, да несколько кадров церкви. Покрутились полчаса по городу, ища пути подъезда к объектам, да так и не смогли подъехать близко. То ремонты, то стоянка далеко. Плюнули и поехали дальше, потому что надо уже было искать место для ночлега. Как назло, ничего подходящего не было. Только после того, как отъехали от города около 70 километров, нашли стоянку, какую хотели (со всеми удобствами). Расположились, поужинали и около часа ночи легли спать. Хоть мы уже и проехали Полярный круг, но ночи ещё белые.

Стоянка. Ночь.

Впервые увидели, что кто-то ночует в палатках.

Шестой день. Позади ещё 684 км.

4 июля. Сегодня должны проехать самый интересный участок. Нас ждёт Атлантическая дорога и Лестница Троллей. Просыпаемся, умываемся, завтракаем, садимся в машину. Забиваю в навигаторе начало Атлантической дороги — город Кристиансунд. И наш навигатор показывает, что нам надо вернуться обратно к Тронхейму. Что за чушь. Начали разбираться и поняли, что вчера, выезжая из Тронхейма, я ошибся дорогой и не туда поехал. Позор на мою лысую голову. Молча выслушал от жены всё, что она думает о моих штурманских способностях. Возразить нечем. Но надо возвращаться. И поехали мы обратно, накручивая на колёса лишние 70 километров, высчитывая, сколько времени мы на этом потеряем (и сколько бензина сожжём).

Вдоль берега фьорда.

Дома на воде.

Туннели.

Три туннеля:

Морские фермы.

Незаметно, за три часа, проехали 200 километров и встали в очередь на очередной паром Халса—Конестраум. Полчаса, и мы на другой стороне фьорда.

Очередной паром HalseKonestraum .

На пароме.

Билет на паром стоит 136 норвежских крон. Дальше едем по навигатору в Кристиансунд. До города около 40 километров. По дороге проезжаем по туннелю длиной более пяти километров, проложенному под водой. На выезде из Кристиансунда также проезжаем ещё по одному подводному туннелю. На выезде из этого туннеля у нас впервые берут деньги за проезд. С нас взяли 125 крон, хотя цена проезда была 89 крон. Это потому, что берут за проезд ещё и за каждого человека.

Первый нормальный (со шлагбаумом и контролёрами) пункт, где мы оплатили проезд дороги.

Дальше опять проехать без приключений не получилось. Но всё по порядку. Едем вперёд без навигатора, точнее навигатор работает, а маршрут, проложенный до Кристиансунда, уже закончился. Я как-то даже не обратил на это внимание. Дорога никуда не сворачивает. Едь, да едь. Дорога петляет вдоль фьорда. Мелькают поля, норвежские деревеньки. На небе солнышко. Тут замечаем на пригорке Ставкирху и решаем к ней подъехать.

Заблудились.

Первая для нас ставкирха.

Внутри.

Запах старины.

VII век…

…и Библию 1550 года.

Большой парусник подвешен внутри церкви.

Рядом с ней никого нет. Пофотографировали её и себя на её фоне. Всё как всегда. Уже решили ехать дальше, когда к нам подошёл молодой человек и на чистом норвежском языке предложил провести для нас экскурсию внутри ставкирхи. Всего-то за 100 норвежских крон. Зашли, посмотрели. Действительно интересно. Минут двадцать ушло на осмотр. Потом сели в машину, забили в навигаторе очередную точку, и мы поехали.

И тут началось. Навигатор орёт, что нам надо ехать назад, т.е. откуда мы до этого приехали. Что за чушь. В принципе, такое иногда бывает с навигаторами. Не слушая его, едем туда, куда мы ехали до этого. Навигатор немного повозмущался, и пересчитал новый маршрут. Едем мы себе, едем, и подъезжаем к Т-образному перекрёстку. Стрелочка направо — Кристиансунда, стрелочка налево — Мольде. Как такое могло получиться, мы не понимаем, но, естественно, поворачиваем на Мольде. Едем и смотрим домик знакомый — мы его уже видели, поле со стожками — мы его тоже видели. Как-то всё до боли знакомо.

Это мы уже видели.

Мозги начинают закипать. Жутко. Уже начали вспоминать фильм «День сурка», когда герой каждый день возвращался в один и тот же день. Но всё оказалось до банального просто. Изначально, просто мы проехали наш поворот и ехали по кругу. Через некоторое время навигатор вырвал нас из этого круга и направил по правильному пути.

«Атлантическая дорога», конечно, интересная, но таких мест в Норвегии очень много. Проехаться по ней стоит, пожалуй, только ради того, чтобы увидеть «мост в никуда».

«Мост в никуда».

На другом берегу.

Очередной мост «Атлантической дороги».

Домик на скалах.

Ещё мост.

Мост.

Красивые и в то же время суровые виды Норвегии.

Далее едем на «Лестницу Троллей». Очередной паром Сёльснес—Афарнес нам обошёлся в 99 крон.

Норвежский «авианосец». Паром AfarnesSolsnes .

Грузовая палуба. Если на ней места не хватит, автомобили могут подняться по пандусу на второй ярус.

Уже через полчаса мы поворачивали на «63» дорогу — «Дорогу Троллей». Узкая дорога, красиво бежит в долине между гор. Дорога действительно узкая. Обочин нет. Деревья подходят почти к самой дороге, а вдоль дороги ограждениями стоят столбики камней.

Повернули на «Дорогу Троллей».

Едем по узкой дороге.

Через 10 километров подъезжаем к смотровой. Отсюда начинается уже настоящий серпантин. Несколько кадров «лестницы» с нижней точки, а остальные фотографии будут уже сверху. Ну. Поехали.

Схема дороги.

Перед штурмом.

Выдвигаемся.

Карабкаемся вверх. Водопад Стигфоссен.

Всё выше и выше.

Почти поднялись.

Ещё чуть-чуть.

Начало водопада Стигфоссен .

На смотровой.

Кто-то вниз, а кто-то вверх..

Смотровая.

На фоне ущелья.

Во всей красе.

Домик в горах.

На первой передаче начинаем взбираться на ступени. Здесь дорога ещё уже. Единственно, где можно разминуться со встречными, редкие расширения дороги и места поворотов. Жена снимает весь подъём на видео, а я периодически умудряюсь ещё и фотографировать. По дороге как вверх, так и вниз, попадаются велосипедисты. Тем, кто едет вверх, намного тяжелее, чем нам. Некоторые уже спешились и ведут своего железного коня «под уздцы». Поворот за поворотом поднимаемся вверх по лестнице. Я не скажу, что подъём очень сложный, он скорее интересный. Даже если вы никогда не ездили по горным дорогам, то те норвежские дороги, по которым вы ехали сюда, уже научили вас многому. Через 15 минут, проехав 5 километров, мы остановились на стоянке у смотровой площадки.

Здесь со смотровой посмотрели на «лестницу Троллей» и купили магнитики. Дальше дорога опять идёт в гору, но уже не так круто. Растительности нет вообще, одни скалы. По дороге обогнали велосипедистов из Белоруссии. Узнали их по белорусским государственным флажкам. Притормозив, поприветствовали друг друга, обменявшись парой фраз. Потихонечку дорога пошла вниз. Через 20 километров остановились на стоянке у водопада.

А теперь вниз.

Всё ниже и ниже.

Перед порогом.

Порог Гудбрандсьювет.

Смотровая. Вот такую «паутину» навязали над порогом.

Вода чистая, бирюзовая.

Пока его фотографировали, поняли, что не он здесь главный герой. Сразу за ним смотровая красивого порога. Река пробила причудливое русло.

Едем дальше. Впереди у нас ещё один паром, который ходит от Валдала. В городке, на пристани, пусто. Я бы даже сказал, подозрительно пусто. Видно всё-таки нас что-то насторожило, если мы, не зная языка, сунулись с расспросами к местным аборигенам. И вот что мы выяснили. Оказывается, паром ходит два раза в сутки — 9:30 и 14:45. А время, даже по местному, уже 18:30. Объезд вокруг фьорда — около 200 километров. Но есть ещё паром, только он ходит из другого городка. До него около 10 километров.

Поблагодарив аборигенов, запрыгнули в авто и помчались к другому парому. Проехав километров пять вдоль фьорда, смотрим, стоит у причала паром. Автомобили на нём. Аппарель пока ещё опущена. Наверное, наш. Но на скорости заезд на него мы уже проехали. Надо разворачиваться. Съехал на обочину, пропуская машину, едущую за нами. А тут ещё встречные автомобили, которые, как специально, вдруг повалили колонной. Встречные проехали, и я не посмотрел, что там сзади, руль влево до упора, педаль газа в пол и вдруг понимаю, что назад-то я не посмотрел. Страшные картины пролетели в моей голове, но всё обошлось. Сзади никого не было. Влетаем на паром, и пока я беру карту и подбегаю к матросу узнать на тот ли паром мы сели, аппарель закрывается, и паром отчаливает.

Видео моего безрассудного разворота:

Оказывается, сели мы правильно. Заплатив за паром, Линге—Эидсдал 92 кроны, мы, наконец-то, успокоились. Переправа заняла 10 минут. Чтобы не терять время, во время переправы скинули фотографии на ноутбук с переполненной карты памяти одного из фотоаппаратов. Съехав с парома, едем по направлению на Лом. Дорога забирается в гору. Крутые повороты под 180 градусов не дают скучать. Через 20 километров подъехали к смотровой площадке Гейрангерфьорда. С высоты очень красиво смотрится фьорд с тёмно-бирюзовой водой. Внизу раскинулся городок Гейрангер со стоящим у берега круизным лайнером.

Вот он, Гейрангерфьорд.

Со смотровой Гейрангерфьорда.

Вот он Гейрангер, давший название знаменитому фьорду.

И опять вниз.

Вот такая кривая дорога.

В городке Гейрангер Тролли даже на улице рядом с жителями города и туристами.

Спустившись вниз по серпантину, не уступающему «лестнице троллей», въехали в курортный городок. А потом опять подъём в гору.

Опять в горы. Прощальный взгляд на Гейрангерфьёрд,
и он скрывается за очередной горой.

Чем выше в горы, тем растительности меньше. Вокруг одни голые скалы. Чем выше поднимаемся, тем становится холоднее. За бортом уже +13 градусов да ещё с сильным ветром, пытающимся сдуть машину с дороги. Поднявшись в горы, выезжаем на «15» дорогу. Здесь уже по знакам можно разогнаться до 90 км/ч.

Опять голые скалы…

…и снег.

В горах попадаются вот такие старые памятники.

На склоне домики еле заметны. Чуть мимо не проехали.

Туннель дороги «15». Мы подъезжаем к ней, но поедем в другую сторону.

По дороге, на одной из стоянок, рядом с отелем, лежат останки немецкого бомбардировщика времён Великой Отечественной войны. Не слабо с ним поработали наши Сталинские соколы.

Останки немецкого самолёта.

Долетался.

Прошло почти 70 лет, а как будто только что сбили.

Но нам пора искать место для ночлега. Время уже около одиннадцати вечера. Через полчаса нашли на берегу озера стоянку для нашего ночлега. Поужинав, около часу ночи легли спать.

Очередная стоянка. Уже седьмая.

Проехали сегодня 519 км.

5 июля. Сегодня наш путь лежит в Осло. Заканчивается наша норвежская поездка. С утра идёт дождь, +15 градусов. Решаем не завтракать. Выезжаем в 9 часов. Через полчаса остановились у ставкирхи в городке Лом. Красивая церковь. Внутрь не попасть. Она ещё закрыта. Рано.

Лом. Ставкирха.

Это не игра света-теней. Слева, на самом деле древесина почти чёрная, как будто после пожара,
а справа светлая — янтарного оттенка.

Городок Лом. Дома здесь почти все в этой гамме.

Отъехав от Лома, повернули на «51» дорогу. Опять едем в гору. Температура падает до +9 градусов. Подъём крутой, у жены даже уши закладывает. Выехали на высокогорное плато. Растительности нет никакой. Тундра. Вдалеке замечаем пасущихся северных оленей. С двух сторон дороги стоят шесты высотой метров пять-шесть. Как мы догадались, это чтобы зимой, когда чистят дорогу, видно было, где убирать снег.

И ещё один водопад.

Озеро в высокогорье.

Едем вдоль озёр.

Пересекаем реки.

Погода разная. То солнце светит, то небо затягивают тучи.

В Норвегии очень много овец гуляет по дорогам.

По дороге встречаются бурные реки.

И озёра.

Опять снега.

Северные олени.

Горное плато. Как мы поняли, эти вешки для снегоуборочной техники.
Зимой здесь столько снега.

Спускаемся вниз.

Что это такое. Ещё Тролль? Не правда ли, похоже на человечка с посохом.

Ещё какое-то зверьё лезет. Ох, и фантазёры эти норвежцы.

Где то в дороге увидели этот плакат. Что он обозначает, так и не поняли.

Перекус в дороге.

Потихонечку спускаемся, двигаясь на юг в сторону Осло. Машин становится больше, и солнце уже не только светит, но и греет. На улице уже 22 градуса тепла. Пришлось включить кондиционер. Всё ближе подъезжаем к Осло. Машин всё больше и больше. Видимо, в пятницу многие выезжают на природу. Проезжая через Хёнефорссе, увидели красивый водопад. Решили остановиться и сфотографировать его поближе.

Водопад в городе Хенефос. Проезжая мимо решили остановиться.

Это здание торгового центра.

Далее едем в Осло — в парк скульптур Вигеланда. Тема парка — это «состояния человека». Статуи изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко — с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия. Навигатор нас доставил до самой стоянки. Оплатили стоянку и пошли гулять по парку. Полтора часа погуляли по парку. Впервые здесь за последние пять дней услышали русскую речь. Из разговоров поняли, что это туристы с круизного лайнера. Погуляв по парку, решили ехать дальше.

Перед парком на стоянке электромобили подзаряжаются.

А народ отдыхает.

И наконец — сам парк. Комментировать не буду. Просто посмотрите.

Забив в навигаторе Стокгольм, пытаемся выбраться из города. Но это оказалось не так просто. Маршрут проложился по улицам, где движение перекрыто, то ремонтами, то дорожными знаками. Поплутав по Осло, через 40 минут всё-таки выехали из города.

Осло. Лес мачт.

После Осло дороги стали намного шире.

Последние скалы в этой поездке.

И последние туннели.

Едем по «Е18» на Стокгольм. Проехав около ста километров, покидаем эту прекрасную страну и въезжаем в Швецию. То, что выехали из Норвегии и въехали в Швецию, поняли по дорожной разметке. В Норвегии она жёлтая, а в Швеции белая. Естественно, никакого пограничного перехода нет. Автомобили эту символическую границу проезжают без остановки, даже скорость не снижают. Въехав в Швецию, начали искать место для ночлега. Но Швеция это вам не Норвегия, здесь не так всё просто, как там. Во-первых, исчезли уютные стоянки, на которых мы привыкли останавливаться. Наконец, проехав около 40 километров, нашли стоянку с мотелем на берегу озера Ярншён. Заплатив 8 Евро, расположились на берегу озера. Поужинав и прогулявшись по берегу озера, легли спать.

На берегу озера.

И ночёвка последняя в этой поездке. Как-то становится грустно.

Шведские дачи. Впрочем, норвежские такие же.

Не только дома на колёсах, но и клумбы.

Восьмой день в пути. Проехали 500 км.

6 июля. Сегодня дорога у нас лежит в славный град Стокгольм. Ехать не далеко, каких-то 400 километров. После более 5000 километров, которые мы уже проехали, 400 это сущие пустяки. Выехали в 9:30. Температура +15 градусов, небо голубое. Дорога отличная. Разрешённая скорость 90 и выше. Пока машин мало, но чем ближе подъезжаем к Стокгольму, тем машин становится больше.

Шведские дороги с утра радуют. Трафик почти нулевой.

В Швеции грамотно организованы повороты налево. Это обычный перекрёсток, только чтобы повернуть, надо пропустить не только встречных, но и тех, кто едет за тобой.

Танковый музей в районе города Strangnas.

В Швеции, как ни странно, очень много кабриолетов.

Наконец-то появилось первое знакомое название.

К двум часам дня въезжаем в город, а ещё через полчаса подъезжаем к Морскому вокзалу. И подъехали мы вовремя. Паром на Хельсинки отправляется через три с половиной часа. Полчаса ушло на покупку билета. Нам, ещё тем «полиглотам», при приобретении билетов здорово помог швед, который стоял за нами в очереди. Видя, как мы пытаемся общаться с кассиршей, извинившись, предложил свою помощь переводчика. С его помощью дело пошло веселее. Купили билет и в оставшееся время решили прогуляться по Стокгольму. Так как времени было мало, прошлись по ближайшей округе. На большее у нас нет просто времени.

Перед Морвокзалом услышал русскую речь. Наши бомжи и сюда добрались.

В Стокгольме.

Народ отдыхает, кто как может.

Суббота. Движение довольно слабое.

Гости города могут воспользоваться прокатом велосипедов.

Либо осмотреть город на специальных туристических автобусах.

Трамваи очень симпатичные.

А можно воспользоваться и водным транспортом.

В объектив попался белорусский номер.

Инвалидная коляска. Если так можно её назвать.

За час до отправления парома вернулись к морскому вокзалу, и, сев в автомобиль, поехали на погрузку. Перед заездом по ваучеру получили три магнитных карты-ключа. Две для открывания каюты и третью — для входа на грузовую палубу. Ещё полчаса постояли в очереди на въезд. Сначала запустили низкие автомобили, а авто с «боксами» (в том числе и нас), микроавтобусы и остальные высокие автомобили запустили во вторую очередь.

Вот и наш паром.

Все автомобили выше двух метров выстроили в отдельную очередь.

Девушка-матрос командует погрузкой.

Заезжаем.

Грузовая палуба пока почти пустая.

И вот мы на борту парома Silja Line Symphony. Оставили автомобиль на грузовой палубе отдыхать в компании таких же железных коней, как он, а сами, взяв минимум вещей, на лифте, поднялись на девятую палубу, где находилась наша каюта. Оставив вещи в каюте, поднялись на верхнюю палубу дожидаться время отхода парома. И ровно по расписанию, в 18:00, паром отчалил. С высоты более 20 метров любуемся открывающимися видами. Вокруг снуют большие и маленькие суда и катера. За кормой, как всегда, кружатся чайки, выискивая в бурунах кильватерного следа рыбу.

Наша скромная каюта.

На пароме. Встреча пассажиров.

Карта. Во время движения в режиме реального времени на ней будет отображаться наш маршрут.

«Центральная улица» парома.

Ждём отхода.

А финны, не сходя на берег, продолжают отдыхать.

Потихоньку выбираемся из города. И не только мы.

Вокруг снуют мелкие и не очень суда.

Отличные виды с верхней палубы.

На пароме отдыхают по-разному.

Беспошлинная торговля.

«Шведский стол». Жене – вино, мне — пиво.

Пока идём между островов.

Берега очень близко.

На верхней палубе.

Очередной день заканчивается.

Устраиваемся на ночь.

Потом был отдых. Заслуженный отдых после тяжёлой и интересной недельной дороги. Впереди нас ждал ещё один день по дороге к дому. Но это будет завтра, а сегодня мы отдыхаем.

Девятый день нашего турне. Завтра будем дома. Проехали 400 км. Плюс 150 км на пароме.

7 июля. Утро. Часа два осталось до прихода парома в Хельсинки. А там мы почти дома. Оттуда дорога езженная-переезженная много раз. А пока же решили совершить утренний моцион и просто прогуляться по парому. Палубы почти пустые, можно спокойно прогуляться.

Утро.

Утро. Коридоры парома пусты.

Погода отличная.

Так оформлена детская комната.

Вот такие тортики…

…и пирожные можно купить на пароме.

Крепость Суоменлинна.

Суоменлинна.

Готовимся к выгрузке.

Хельсинки.

И вот мы в Хельсинки. 11 часов утра. Плюс 25 градусов. Сегодня мы должны быть дома, но у нас остался ещё один пункт нашего плана. Мы хотим заехать в Иматру на сброс воды через плотину Иматранкоски. Этот сброс происходит по расписанию, летом каждый день и по праздникам. Расписание этого шоу мы знаем приблизительно, но часам к пяти вечера надо быть в Иматре. От Хельсинки до Иматры не так уж и далеко, и мы решаем заехать в гости к нашей знакомой, живущей в Лахти. Погостив у неё часа три, и покопавшись в интернете, выяснили, что шоу начинается в семь вечера. В три часа дня попрощавшись с хозяйкой, едем дальше. И вот мы в Иматре. Подъезжаем к плотине. Народ уже собрался. Все ждут начала. Ровно в семь часов вечера плотину начали открывать. Сначала маленький ручеёк, а потом всё сильнее и сильнее вода завоёвывает каменное русло реки. И всё это под классическую музыку. Минут через пять, вода полностью захватила русло. Всё это длится полчаса.

Вода пошла.

Всё больше и больше.

И её уже не остановить.

Слева, на берегу царская беседка, откуда русские цари наблюдали это завораживающее зрелище.

Зрелище очень красивое. Оно достойно внимания. Здесь мы поставили жирную точку в нашей поездке. Потом воду перекрывают, и народ начинает расходиться. Мы же сели в машину и поехали к границе. Переход границы занял у нас около часа. В 20:25 мы были в России. От границы до дома 200 километров мы преодолели за три часа. Но эта дорога нам до боли знакома и по большому счёту не интересна, поэтому её описывать не буду. В 23:36 мы были на пороге дома.

Проехали 490 км. Плюс на пароме 380 км.

За девять с половиной дней мы проехали 6007 километров. Серьёзных проблем с автомобилем не было, не считая замены двух лампочек ближнего света. Вроде всё.

Путешествие по Норвегии закончилось. Всё было отлично. Автомобиль не подвёл, да и мы с женой молодцы. Во время движения, никаких «радиальных» вылазок не производили. Просто не было времени. Но и того, что мы увидели, хватило бы, чтобы понять, что такое Норвегия, и думаем, что наше знакомство с этой замечательной страной на этом не закончится.

А теперь немного скучной статистики.

Расходы поездки по Норвегии 2013

ИТОГО28 945р17 718 р

ИТОГО: 49 143 рубля
Средний расход – 7,9 л/100 км

Отличная поездка, спасибо за отчет. Тоже мечтаем поездить по фьордам, да и порыбачить там.

Хорошо прокатились

Собираюсь летом (если курс евро к тому времени не улетит в стратосферу) колечко сделать по тем краям, только времени, думаю, стоит выделить побольше. Молодцы! Без особой подготовки - и так хорошо прокатились. Только ставкирка, которую вы посетили, все же XVII века, а не VII, вы в начале даты единичку не заметили. В VII веке викинги еще и христианство-то не приняли.

Суровые виды на Северах (я родом с Надыма, это ЯНАО) вот там Сталинская железная дорога в тайге. Суровая. А в Норвегии Суровости нет. даже не щекотнуло. В Горный Алтай милости просим на перевал КАТУ-ЯРЫК, сравните перевал.
а так красиво и безподобно...
Митсубиши Паджеро Спорт - Танк для города, Болид для бездорожья.©
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero Sport 2011

Мой отзыв: Kia Sorento 2013

Апатиты
Спасибо за рассказ!

Молодцы! Посмотрел и ностальгия меня "накрыла"- жил я 4 месяца на самом севере Норвегии...природа там девственная ,, рыбы-лови не хочу"....конечно жаль , что вы не попробовали забросить блесну...такой рыбалки нет ни где в мире...Мечтаю так же заехать, когда нибудь, через Мурманск... в эти места....

ХОРОШАЯ ПОЕЗДКА!
МГ

Фашистский Хейнкель 111, который не далеко от Гейрангера, сбили Англичане в апреле 1940 года. Про это фильм снят "В белом плену"(Into the white) посмотрите, хороший!
Краткосрочная аренда квартирки: https://airbnb.com/rooms/7576899?s=8

Ммолодцы, конечно. Едиственное, что не повезло с погодой. Может поэтому мало и снимков фьердов. А это же самая красота там. Не считая островов. Лафотены мимо пропустили тож...
Ну может в след раз получиттся. Успехов!
Да еще хотел добавить, что ездили в Норвегию уже три раза. Фьерды... как сейчас перед гдазами. Безумно красиво. А самый экономичный и комфортный вариант на компанию 4-6 человек -это аренда кемпера в финке, и питаться свежевыловленной треско(ммммм -вкуснятина.) В таком варианте поедка при всей дороговизне вНорвегии обходиться не дороже обычной пондки в финку или в Швецию. Поскольку здорово экономишь на ночлегах и еде. причем не в ущерб качеству.
Питер.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 1999

Ну может в след раз получиттся. Успехов!
Да еще хотел добавить, что ездили в Норвегию уже три раза. Фьерды... как сейчас перед гдазами. Безумно красиво. А самый экономичный и комфортный вариант на компанию 4-6 человек -это аренда кемпера в финке, и питаться свежевыловленной треско(ммммм -вкуснятина.) В таком варианте поедка при всей дороговизне вНорвегии обходиться не дороже обычной пондки в финку или в Швецию. Поскольку здорово экономишь на ночлегах и еде. Причем не в ущерб качеству.
Питер.

Если отбросить "верхнюю" часть, то от Тронхейма - наш маршрут. Ездили чуть раньше, в мае 2013. Стокгольм стОит гораздо большего, чем, осмотр морвокзала. Обязательно уделите ему время в след. раз. Прообраз Питера.

Отличная поездка!!! Сами до Мурманска ходили - очень понравилось!!! И в Норвегию есть желание. Удачи на дорогах!

супер

Норвегия супер! Скажите на Норд Капе можно получить сертификат о посещении этой точки? И Вы немного описались....на крышках гробов 1677 год - это 17 век,а не 7. :)

Красотища!

Почему же многие забывают писать - ОТКУДА они едут ? Автор , мы же с Вами незнакомы !
А рассказ - отличный !!!

Ванёк98:
За инфо по фильму - спасибо , поставил на закачку.

ЮВАО
расход у Galaxy 99454-Shell 6,1л/100км - 6.1л??? Что то оччень мало. У меня на S-Max 2.3 автомат бензин, 7.5л было при скорости 100-110 км.ч
Мой отзыв: Ford S-MAX 2011

ЮВАО
ну и как....комфортно было вдвоем спать в машине? На ночь авто заводили,чтоб не замерзнуть?

Даааа, путешествие замечательное. За короткое время столько интересного. Супер.

Нерюнгри Якутия
Молодцы конечно!
Но тоска зеленая...может нам это всё в Якутии надоело?
...тундра...чахлая растительность...снег в июле... Не понимаем мы, жители Якутии, зачем для этого куда-то ехать, где бензин по 80 р.? Выйди из дома - вот тебе и тайга, проедь 10 км - вот тебе и тундра))) И бензин всего по 35 р.)))
Дорога - это наркотик. Ломку пережить трудно.

А фьорды в Якутии тоже есть? И к природным красотам можно по нормальным дорогам подъехать? А потом многим ближе до Норвегии, чем до Якутии. Автор, рассказ отличный. Тоже мечтаем побывать там, если курс евро не улетит в заоблачные дали.

Здорово! Тоже подумываем...
Делаю видео, реклама, мероприятия +7-996-501-50-36 www.CamRise.ru
Мой отзыв: Volkswagen Passat 2001

Хорошая поездка,молодцы.

Хорошие фотографии...

alan24:
ну может такое быть, может практически дорога под уклон шла, ехали очень не спеша. А так то в среднем почти 8 литров вышло. Если хочешь съэкономить, то можнео это сделать.

Artoba:
Хорошие фотографии...
...и сам отчёт отличный!)))

оренбург
интересно а по фьердам на своей резиновой лодке и мотором 2.5 л.с.можно? да и про рыбалку тоже интересно.у гого конкретно есть опыт?по норвегии по финляндии
спасибо за путешествие.хорошие подробности.

Спасибо за отчет, прочитал с интересом.

Почему был выбран маршрут через Мурманск, а не по "финке"? Крюк получается в 450 км, экономия на бензине ~1 т.р., дорожка после Петрозаводска тоже не ах. ИМХО без заезда к POI, коих там не так и много, или цели "поползать" в районе Киркинеса не самый оправданный вариант. Хотя, если "тропа" к Рованиеми/Инари истоптана, а М18 - terra incognita, то почему бы и нет :)

Сложилось впечатление (и не только по Вашему отчету) что от Нарвика до Тронхейма особо делать нечего и район интересен только с т.зр. морской рыбалки. Сейчас готовлю летнюю поездку и этот отрезок очень портит общую картину. Там действительно так скучно?
Мои путешествия http://travel.drom.ru/user/447510/
Мои отзывы: Hyundai i40 2013, Ford Focus 2007

s20

Спасибо за подробный отчёт.
Очень познавательный.
Вообще уважаю людей которые выкладывают такие отчёты.
Землю землянам.

Нерюнгри Якутия
-Таня-:
)))Уважаемая жительница города на Неве, к природным красотам не надо подъезжать))) надо выглянуть в окно или зайти за угол дома.
Что правда, то истина, Вам в Норвегию ближе, но не забывайте про нас...зауральских, забайкальских, забытых жителях РФ)))
Дорога - это наркотик. Ломку пережить трудно.

очень понравилось

Жаль от нас далекова-то. За отчёт спасибо!

Киев
Отлично!!!
Я удивляюсь, когда гости спрашивают:
- У Вас есть туалет?
- О, ГОСПОДИ, НЕТ! МЫ СРЁМ В ОКНО.

Душевный отзыв. Прочитал от и до.
петроглифы очень удивили, да и сами виды Норвегии в полярной зоне, очень схоже с Якутией. Смотрите, слева Петроглифы с вашего отчета, с права наскальные рисунки в Ленских столбах Якутии:

Не загрузилась вторая картинка

Boris-Kozyrev:
Спасибо. Действительно не заметил. Сто раз перечитывал, редактировал и всё-таки просмотрел. Ещё раз - спасибо.
Александр 2й:
а так красиво и безподобно...
Везде своя красота. В Норвегии - своя, в Надыме - своя, а в Африке тоже красиво. Когда всё в первый раз всё интересно. Потом это приедается. В этом году думаем съездить в Новый Уренгой (знакомые там), а потом на Алтай. Корни у меня Алтайские. Бывали мы на Алтае (можно прочитать наш отчёт, пройтившись по ссылке в конце этого отчёта). Правда до Кату-Ярыка не доехали. Но какие наши годы.
serjkkkuuu:
Отлично. Без понтов. Многие почему-то стесняются рассказать, что могут переночевать в машине) Не сложилось впечатление, что и смотреть в Норвегии, собственно, нечего? Ущелья, скалы, тундра и деревянные тролли. Хотя для недели - самое то, чтобы почувствовать аромат страны. В плане природы тот же Кавказ явно живописнее. Еще на местную пищу надо было налегать) Хотя там дорого.
Извините. Если я правильно понял, у Вас после прочтения сложилось такое впечатление, что в Норвегии нечего смотреть. Смею Вас разуверить. Там так много всего, что просто глаза разбегаются. Я думаю даже месяца не хватит чтобы всё посмотреть. Но мы, так сказать, провели разведку. Если всё сложиться, то ещё съездим.
Юрчело5:
Не рыбак я. Что уж тут говорить.

Ванёк98:
Англичане ли или наши его сбили, какая разница. Главное его сбили. Сейчас, по прошествии времени, я конечно понимаю - что скорее всего не воевали мы этих краях. Слишком это далеко.
А фильм посмотрю.
Sergey211:
Ну может в след раз получиттся. Успехов!
Я бы не сказал что с погодой не повезло. Погода была разная. Наверно обычная для этих мест. Фотографий делали много, но в принципе они все однотипные. Есть хорошие и плохие, а есть и откровенный брак (от которого благополучно избавился). Все их выкладывать их все не вижу смысла. Не понимаю тех людей которые без разбора да ещё и без обработки (хотя бы минмальной) выкладывают их в отчёте.
А аренда кемпера это здорово. Как это здорово, поняли только после поездки в Норвегию. Кстати и у нас в России их можно взять на прокат. По крайней мере у нас, в Питере. И цены не такие уж заоблачные. Правда в каком они состоянии неизвестно. Всё-таки вторичный рынок.
Согласен. Стокгольм стОит гораздо большего. Но проблема в том, что от покупки билета до отхода парома было чуть больше трёх часов. А если учесть что посадка начинается за час, то времени практически не было. Просто пробежались по ближайшей округи. Пофоткали и всё. Да и Стокгольм от нас близко. Посветим ему отдельную поездку.
сиала:
Спасибо. Мне уже об этом сказали.
Игорь ELO:
А рассказ - отличный !!!
Извините. Ехали из Питера в Питер.
Как это не написал. Посмотрите в начало отчёта. 29 строк и после неё ещё семь строк. По-моему там всё понятно написано. Да ещё в конце описания дня - 28 июня - карта нашего пройденного маршрута в этот день.

9. На телефон пришла СМС-ка со списанием энной суммы с вашей карты.

может 6 и 7 пункты поменять местами?

Очень улыбнуло:
На одном из фото изображены 2 дорожных знака:
"Внимание, лоси",
"Внимание, олени".
Видимо, норвежцам принципиально важно знать, что на дорогу может выскочить не только здоровенный лось, но и менее крупный олень. )))

alan24:
Расход реальный, а не по компу. По компьютеру получается значительно больше. Количество залитых литров поделил на пробег и умножил на сто. При планировали поездки брал средний расход 10 литров на сотню. Реальный же расход оказался значительно меньше. Видимо сказались низкие скорости.
Спать в автомобиле было довольно комфортно. Идеально ровная площадка, при сложенных сиденьях второго и третьего ряда сидений, размером 1200х2200м, плюс метр до потолка. Два больших спальника вместо матраца, две подушки и два пледа. Всё это способствовало хорошему отдыху. Холодно не было. Даже окна открывали.
Polkovnik007:
Молодцы конечно!
Но тоска зеленая...может нам это всё в Якутии надоело?
"Тоска зелёная" - это когда изо дня в день одно и тоже. Мы тоже, живя в Питере, уже не замечаем красоты и уникальности города. Но понимаем гостей, кто к нам приезжает, потому-что у нас есть что посмотреть. В Норвегии очень интересно. В Якутии для нас тоже интересно. Дай Бог и к вам доедем.
ShurickF:
Спасибо за отчет, прочитал с интересом.
Вопрос ехать через Мурманск или через финку у нас стоял. взвесив всё решили ехать по России. Во-первых. Финская граница непредсказуема и терять на ней даже пару часов совсем нет охоты. Во-вторых. Езда по финке довольно скучная и медленная со своими ограничениями скорости. В третьих. Бензин у финов чуть-чуть дешевле норвежского бензина и при меньшем побеге и расходе бензина, экономии в материальном плане может и не быть. В четвёртых. Хотели осмотреть Мурманск. Короче. причины ехать через Мурманск были.
Вы когда последний раз ездили по М18? Дорога, почти вся, кроме короткого участка в районе Лоухи, ничем не уступает финским дорогам.

dvs41:
9. На телефон пришла СМС-ка со списанием энной суммы с вашей карты.
может 6 и 7 пункты поменять местами?
Нет, всё правильна. Получили карту обратно, залили бензин. Европа, однако. Скоро и до нас такие заправки дойдут.
Dsv3232:
Очень улыбнуло:
На одном из фото изображены 2 дорожных знака:
"Внимание, лоси",
"Внимание, олени".
Нас это тоже улыбнуло. Поэтому и сфотографировали.

черномор 31:
Севернее Гирваса лет 6-7 назад. Отложился сильный контраст между участком от Олонца до Петрозаводска и тем, что дальше. Особенно трамплины и провалы дороги в районе Кеми.
Информация о состоянии дороги полезная. Спасибо.
Мои путешествия http://travel.drom.ru/user/447510/

За 9 дней и - столько красоты посмотреть... Молодцы!

очень красивые места, потрясающие серпантины!!! Норвежцы молодцы, толкьо парк этот не совсем понятен, смысл его.....

Михаил424:
Это, типа, жизнь и смерть. Все стадии человеческого бытия. От рождения до смерти. Если честно, мы в этом тоже не очень сильны. Но парк впечатляет.

Красивая страна Норвегия. Пора в дорогу

Отчет интересный и фотографии красивые