|
Последние приготовления.
Итак, все дела улажены к пятнице 3.12.04 г. и, наконец, можно приступить к сборам в дорогу. В субботу до вечера были сделаны последние набеги в магазины и на базар, и вроде все необходимое для путешествия куплено. Поздно вечером вещи уложили в свежевымытую машину. Сборы за один день это отдельный разговор. Во-первых, зря говорят, что только при совместной наклейке обоев, можно многое узнать о себе…, во-вторых, сколько дней не собирайся, все равно что-нибудь забудешь. Где-то внутри ворочался червячок сомнения – весь день шел дождь, а под вечер повалил снег. Стоит ли ехать в такую погоду? Может лучше отложить поездку на день – два? Но, недолго посомневавшись, «задушили» червячка и легли спать. Утро вечера мудрее (эта пословица через несколько дней нам очень помогла).
Владивосток – Хабаровск, 05.12.04 г.
В пять утра подъем и в 5-40, почти ползком, сгибаясь от сильного ветра со снегом и пробираясь через сугробы, добрался до стоянки. При входе (вползании) на стоянку сторожа любезно предложили лопату, на что естественно получили отказ. К машине подходил с мыслью, что у меня все-таки не легковая машина и снег ей только в радость. Но моя радость перед путешествием была омрачена: вымытая с вечера машина, плюс дождь со снегом, превратилась к утру в ледяную крепость. Почему-то сразу вспомнилась отвергнутая мной сигнализация с автозапуском. После бесчисленных попыток открыть какую-нибудь из пяти дверей, к моей неописуемой радости поддалась передняя пассажирская. К дому подъехал уже в 6-20. Быстро покидав в салон оставшиеся вещи, не терпящие мороза и, попрощавшись с родственниками, в 6-40 тронулись в путь.
Дорога – сплошь покрытый гладким льдом асфальт (после дождя) и посыпанный свежим снежком, жуть. Не знаю, что еще бывает более скользкое, наверно тефлону до этого сочетания очень далеко. Скорость не более 80 км/час, все время успокаиваю себя, что за Уссурийском наверно дождя не было (наивный). В Уссурийске решили заехать в магазин и купить бальзам. Скорость 40, от начала торможения до полной остановки путь метров 50. Вышел из машины и чуть не упал, хорошо за дверку держался. Тронуться без полного привода не смог. В городе передок решил не выключать. В одном месте дорога имела выпуклую форму и машина спокойненько на той же скорости 40 км/час боком поехала в канаву. Спас небольшой снежный вал и высокий клиренс.
В Варфоломеевку добрались только к 12 часам, погода такая же, как и во Владивостоке – вчера дождь, ночью и сегодня не переставая снег. Обед и небольшой отдых. Федор нагрузил нас кедровыми орехами и шишками – дальневосточные «деликатесы». В 13-00 снова в путь. На дороге появилось больше снега и скорость увеличилась до 110 – 120 км/час. В районе Кировки снега столько, что начинаю цеплять защитой под двигателем (это на джипе!!!), легковые машины не попадаются ни на встречу, ни попутные. Видимо все нормальные люди сидят по домам. Как только проехали Лучегорск, снег перестал идти и километров через 30-40 пропал вообще. То есть в этом году здесь снега еще не было.
В Вяземском первый штраф за превышение. Перед постом ГИБДД знак «40», на посту никого. Проезжаю не торопясь и, потихоньку увеличиваю скорость, через 200 метров, у знака «конец населенного пункта», из машины вылетает довольный гаишник с радаром – моя скорость 63, пожертвования Хабаровскому краю 100 рублей.
Не доезжая 20 км до Хабаровска, решили остановиться в придорожной гостинице, время – 20-30, за день пройдено 850 км, с учетом заезда в Варфоломеевку (лишних 110км). В номере холодно, кровати разваливаются, наволочки в сеточку. В общем «шикарный» номер, стоимость 600 р. на двоих (то ли еще будет!). Быстро ужинаем, чем Бог послал и спать.
Хабаровск – Шимановск, 6.12.04 г.
Подъем в 5-30, кофе-тайм и в путь. Челенжер заводится легко, хотя на улице -21, все-таки оригинальные платиновые свечи это вещь. Забегая вперед, во всем Хабаровском крае снега не обнаружено, кругом только пыль. Сам город проехали в предрассветных сумерках. Переехали по недавно отстроенному, огромному мосту реку Амур. Масштабы моста впечатляют, и высота, и длина. При движении мост сильно гудит, то ли от машин, то ли от ветра. Остановка на мосту запрещена, а по краям гаишники. Жаль, очень интересно было бы выйти и попробовать посмотреть вниз (если духу хватит). Нигде больше мы не видели такой махины. Кстати, поезд идет под Амуром и поэтому все величие моста можно оценить только на машине.
Дорога от Хабаровска до Биробиджана напоминает караван верблюдов, закатанных в асфальт. Пейзаж унылый, вокруг обгоревшие деревья и торфяник. До сих пор пахнет гарью. Глазу не за что зацепиться. Теперь понимаешь, почему хабаровчане едут к нам отдыхать.
Биробиджан самый серый 3-х этажный городишко, которые мы видели. Как тут люди живут? Дальше дорога идет до Облучья километров 150-200 более нормальная, а потом просто испытательный полигон. Там где ведутся строительные работы, огромные глыбы глины и камни. Остальной путь это горные перевалы, очень высокие, крутые и узкие. Дорога полностью покрыта толстым льдом, который никогда не знал ни песка, ни щебня. Правда, на обочинах иногда попадаются кучи чего-то с надписью песок. Кроме этого лед весь в ямах, колеях и поперечных трещинах. Это был какой-то кошмар, машину бросало и трясло, как теннисный мячик. Доехав до Облучья, решили пообедать и заодно немного передохнуть, после такой тряски руки просто отваливались (а что там делается с подвеской?).
Сразу после Облучья выезд на федералку. Похоже, этот самый «выезд» легковые машины без потерь не преодолевают. Попытаюсь объяснить, что это такое. Широкая дамба, длиной метров 600, на которую надо заехать, попытаться по ней проползти, и благополучно съехать. Дамба сплошь из острых, скальных камней размером с колесо легкового авто, заезд и съезд практически вертикальный, метра 1,5-2 высотой. Камни густо политы моторным маслом, видимо не один десяток пробитых поддонов. Не смотря на это, Челенжер легко проходит этот участок, правда пробираюсь очень осторожно, боюсь порвать резину. Очень не хочется менять джиповские колеса на 26 градусном морозе.
Дальше идет нормальная грунтовая федералка, по которой можно спокойно держать скорость 120 км/час. Новая дорога проходит вдоль железки, минуя Благовещенск. Естественно мы сразу решили ехать дальше на Шимановск, так как через Благовещенск получается круг километров на 250-300.
Через час после въезда в Амурскую область пошел снег. Доехать по федералке до Шимановска нам не посчастливилось, снова объезд по старой дороге. По пути попали на космодром «Свободный», проехались по бетонке, стуча колесами как поезд. В конце космодрома 90 градусный поворот, с ходу его пролетели, не удалось затормозить. Бетон под снегом оказался очень скользкий, а снег разошелся не на шутку.
В Шимановске нашли гостиницу под названием «Таежная», а сам городишко находится в 5 км от трассы. Номер люкс стоит 1320 р. Понятие люкс в Шимановске это количество комнат, а не комфорт. Сломанные часы, прожженные диван, стулья, даже пластмассовая полочка в душе. Китайская клеенка на столе изрезанная ножом, две односпальные кровати. К раковине можно подойти только боком, а чтобы побриться, к зеркалу нужно бежать в прихожую. Зато унитаз оклеен детскими переводилками, даже внутри, правда он ржавый.
За день проехали 960 км. Машину поставили в теплом гараже, так как по прежнему валит снег и мороз вечером -28, а что будет утром? За место в гараже заплатили 50 р., что-то дороговато для Шимановска. Наскоро поужинав остатками того, что Бог послал, завалились спать. Разница во времени уже 1 час.
Шимановск – Ксеньевка, 7.12.04 г.
Утречком кофе-тайм и в путь отправились в 6-40 по нашему, а по местному в 5-40 утра. Опять идет снег. Температура за бортом -20, странно, обычно утром холоднее, чем вечером. После выезда из города увидели указатель – Чита 1370 км. По хорошей дороге день пути, но где ее взять? Часа два-три ехали по хорошей грунтовке, затем снова объезд через Сиваки. После Сиваков дорога узкая, практически одна колея, вся в мелких ямах. Скорость 50 км/час, при разъездах с дальнобойщиками приходится съезжать правыми колесами в глубокий снег, а их на удивление много. Что характерно для здешних мест, снег не забивает ямы и ямки как у нас, а вылетает оттуда как вода, видимо из-за сильного мороза.
Завтракать (или обедать) остановились в Тыгде. Этакая столовая прошлых лет, очень недорогая и достаточно вкусная еда. Прямо со сковороды купили беляшей и снова в путь. Дальше дорога ничем не лучше предыдущей, тянется вдоль железки. Наверно по ней еще на лошадях ездили.
Начались проблемы с бензином, в Магдагачи его не оказалось. Кстати 95-й пропал уже давно, а 92-й растет в цене с каждой заправкой. Заправились в деревушке под названием Гонжа. Наконец-то перестал идти снег.
В Тахтамыгде вышли на федералку и до Могочи отдохнули от тряски, да и скорость увеличилась до 110-120 км/час. Сразу же за поворотом на Могочу, объезд через поселок Ключевской. Указателей никаких нет, гостиницы тоже. Время 22-30. На въезде в поселок решаем поужинать и заодно расспросить где можно переночевать. В неказистой, придорожной кафешке, еда оказалась по–домашнему вкусной. Но, к сожалению, информацией о гостинице нас порадовать не смогли. Решаем ехать дальше, но не тут-то было. В поселок то мы попали, а вот выбраться из него оказалось непростой задачей.
Таких как мы, оказалось еще пять машин. Сначала решили поехать через деревню в противоположном от въезда направлении. Дорога привела нас в какой-то огромный карьер, как потом оказалось пос. Ключевской это поселок старателей и в карьере что-то добывают. Спустились вниз к домам и попали в пожарку, попытались узнать дорогу у местных жителей. Нам объяснили, что есть две дороги (как в сказке, только третьей не хватает). Одна через пять км выходит на федералку, но она очень плохая. Другая, старая, идет через какой-то перевал и по ней нужно пилить километров 30. Естественно решаем ехать короткой дорогой и всей кавалькадой, состоящей уже из семи машин летим снова через весь поселок искать эту дорогу. Через некоторое время упираемся толи в склады, толи еще во что-то, но охраняемое. Мы ехали вторыми, а когда остановились и вышли из машины, чтобы узнать куда дальше ехать, оказалось что трех машин уже нет. Куда они свернули до сих пор не знаем. Первый водитель на УАЗе (баламут из Омска) сказал что мы не там повернули и он знает куда теперь надо ехать, развернул машину и помчался в обратную сторону. Две другие машины погнали за ним. Я же решил еще раз расспросить охранника. Он путано объяснил, что надо переехать через озеро (?!), которое мы объехали вокруг и сразу попадем куда надо. Ну что, через озеро, так через озеро. Кстати, термометр в япономашине ниже -30 градусов не показывает, а эта цифра на нем «зависла» уже часа три назад. Итак, перемахнули мы через озеро и снова оказались в поселке. Куда теперь ехать одному Богу известно. Начали «протискиваться» по какой-то узенькой улочке. Время уже около полуночи, в домах темно, только собаки лают, и тут навстречу машина. Останавливается у дома, из нее выскакивает чумазый мужик, я быстро к нему.
Спрашиваю про дорогу, отвечает:
-сейчас водочки возьму и как раз туда поеду.
-а мне нужно разворачиваться?
-нет, обратно поедем.
Ладно, ждем. Выходит мужик, садится в машину и поехал, а мы ждем когда он развернется. Пять минут ждем, десять. Становится понятно, что про нас забыли. Наверно на радостях, что водку взял.
Двигаемся потихоньку по улочке к центру поселка, на перекрестке притормаживаю и тут из-за поворота вылетает наш бывший попутчик на УАЗе. Останавливается и выскакивает из машины с распростертыми руками и радостными криками. Дорогу он так и не нашел, зато нас снова встретил. Пока мы совещались куда дальше ехать, подъехали еще два перегонщика. Поехали опять вдоль озера, но теперь уже с другой стороны. Дорога через какие-то кусты, даже не дорога, а колея. Через пару километров крутой поворот и в повороте стоит трейлер с огромным бульдозером, перед тягачом горит большой костер. Выходим и спрашиваем, что случилось, говорят - сломался. До федералки всего полтора километра, а объехать трейлер нет никакой возможности. Ну что, нам остается только искать другую дорогу, через перевал. Перегонщики сказали, что знают эту старую дорогу, так как уже ездили по ней. Пустили их вперед. В очередной раз пересекли поселок и полезли в гору.
Минут десять, чуть ли не на спине, поднимались наверх, потом столько же, носом вниз, спускались. С трудом объехали двух дальнобойщиков, «раскорячившихся» почти на самом верху обледеневшего подъема, вот работка! Внизу снова деревня, кажется Давенда, пока ждал еле ползущего через перевал омича на УАЗе, перегонщики, ехавшие впереди, скрылись из виду. Опять перед нами вопрос: куда ехать? Едем по самой широкой улице деревни и видим указатель «Чита» нарисованный на заборе. Через километр снова начинается подъем, а сама дорога превратилась в узкую таежную колею для одной машины. Минут через двадцать упираемся в перегонщиков. Один из них как купил машину, так и поехал. Тосол замерзает, видимо до -20 градусов, резина лысая, еще и машина дизельная. Короче вытащил я его на подъем, дальше они уже сами за нами пошли. Километров через двадцать уперлись в железнодорожный мост, на одной из свай краской от руки нарисована стрелка и написано «Чита». Как в пионерской игре «зарница», куда едем, сами не знаем. Еще через пять километров один из перегонщиков встал, замерзла в баке соляра. Немного посовещавшись мы решаем не останавливаться, а двигаться хотя бы до ближайшей деревни, а перегонщики остались вдвоем, вторая машина у них бензиновая и полбака топлива, не замерзнут.
Через час наткнулись на деревню под названием Ксеньевка. В очередной раз покружив по деревне не смогли найти дорогу. В конце концов мы потеряли даже ту, по которой приехали. Бензина в баке осталось чуть больше двадцати литров, а где заправка не известно. Время два часа ночи, спросить не у кого. Пока кружили по деревне омич на УАЗе снова куда-то пропал. Вышел на улицу оглядеться и ровно через минуту суперкостюм под названием «Буран» превратился в пергамент, такой же холодный и хрустящий. Какой же на улице мороз? Автомобильный термометр давно остановился на отметке минус 30 градусов. Похоже японцы даже предположить не могли, что бывает ниже. Под капотом предательски «завизжал» какой то подшипник, как потом оказалось, это был ролик натяжителя ремня гидроусилителя руля. А тогда я подумал лишь бы не помпа. Куда уж тут дальше ехать в такой мороз. Поэтому выбрав ровную площадку на околице и, кое-как расположившись на передних сиденьях, укладываемся спать – утро вечера мудрее. Интересно, 03-00 это поздняя ночь или раннее утро?
Почти за сутки пройдено 930 км, из них 100 км по таежным дорогам-колеям в поисках федералки.
Ксеньевка – Чита, 8.12.04 г.
Около шести утра вышел из машины и увидел парня идущего по улице с досками. Спросил как выбраться на федералку. Парень попросил довезти до дома и заодно пообещал показать дорогу. Затолкали его доски в машину и поехали. По дороге расспросили его про жизнь в такой глуши. На вопрос о температуре парень сказал, что уже дня два как «похолодало чуть-чуть»! Столбик термометра опустился до минус 45 градусов (!!!), а до этого было «теплее», всего 36-38 мороза. Немудрено, что у перегонщика соляра в баке превратилась в кисель. По пути заехали на местную заправку. С первого раза согнуть заправочный шланг не удалось – замерз, пришлось немного отъехать от колонки и не сгибая воткнуть шланг в горловину бака. Из деревни выезжали через поле. В середине поля перекресток из семи дорог, причем одинаковых, нам нужно прямо. Попробуй тут, не зная куда ехать, выбрать правильный путь.
До следующей деревни под названием Сбега, как сказал местный Сусанин, рукой подать, «всего» два перевала, оказалось сорок километров по безлюдной тайге и по морозцу сорок пять градусов, жуть. Перевалы оказались довольно высокие и крутые. На одном из них, примерно посередине пути, увидели деревья, сплошь увязанные ленточками местными новобрачными. Вид с горы завораживает, особенно сейчас, когда встает солнце. Если машина подведет посередине, не поможет никто. Пройти пешком двадцать километров по такому холоду и в нашей одежде наверно просто невозможно. Ехали 40 км/час, заворожено глядя на одометр, и когда за спиной остался второй перевал и тридцать пять километров, облегченно вздохнули. Вскоре показалась и деревня.
Выехав на федералку, попробовал прибавить скорость, но больше семидесяти км/час не получилось. Видимо масло замерзло в мосту, и двигатель только гудел, а Челенжер быстрее не ехал. На федералке то тут, то там стояли дизельные джипы и грузовики. Водители жгли костры и грелись, потому что дизеля при такой температуре работать не могут. Сбега мы проехали, когда вставало солнце. Через двадцать километров увидели придорожную кафешку и решили позавтракать, заодно подождать, когда «потеплеет». В кафе мы съели самые вкусные пельмени за весь путь и просто обалденную квашеную капусту. Во время еды нас веселила попугайчик Наташка и вообще, после всех переживаний, мы были просто рады жизни на земле, хотя и очень хотелось спать.
Через час, после небольшого отдыха и, погревшись на солнышке, тронулись в путь. Все-таки на федералке чувствуешь себя хоть в какой то цивилизации, тем более днем. А вообще федералка это что-то. Величественная и прямая как стрела дорога среди гор. Огромные подъемы и спуски. Ночью спуски просто затягивают в свою глубину и холод. Перепады температур между верхней и нижней точкой перевалов 7-8 градусов. Охватывает ощущение полета в бездну. И ни одной машины в течение 30-40 минут, когда сам едешь со скоростью 110-130 км/час. Самый большой тягач с прицепом кажется на этой дороге букашкой. Красота природы перечеркнула все вчерашние переживания. Среди величия гор и расстояний чувствуешь себя лилипутом в стране великанов.
Ко второй половине дня проехали горные хребты, и ландшафт сменился на бескрайние поля. Указателей по-прежнему нет никаких. Через некоторое время дорога уперлась в огромное поле и исчезла как таковая. На горизонте, по всему краю поля, видны дымки какого то населенного пункта. Поехали наугад, через поле, в середину населенного пункта. В этот момент нас догнали перегонщики, и мы пропустили их вперед. Оказалось, нужно было ехать в правую часть поля. Населенный пункт назывался Чернышевском. В самом Чернышевске плутать не пришлось, так как городишко очень маленький, да и выехали мы, благодаря полю перед ним, на нужную окраину.
Снова появились дорожные указатели. Дальше дорога ничем интересным не отличалась. Единственная достопримечательность это мохнатые коровы. Таких коров мы больше нигде не видели. Да и не мудрено, за бортом минус 26 градусов, а они гуляют по полям. У нас в такой мороз собак на улицу не выгоняют, а тут коровы.
За 170 километров до Читы решили попить кофейку. Съехав с дороги на полянку, выхожу из машины и сразу же чувствую сильный запах бензина. Падаю на четыре точки и со страхом заглядываю под машину, так и есть. Бак закрыт защитой и дырки не видно, зато через отверстия защиты льет как из ведра. Лихорадочно соображаю, что делать, хотя тут же понимаю, что без эстакады ничего не смогу сделать. Сажусь в машину и ходу. На тот момент в баке было литров 50 бензина. Километров через двадцать начался асфальт. Несусь на всех «парах», а стрелка указателя на глазах падает вниз. Еще через 30 километров, после очередного поворота, впереди, как в сказке показалась эстакада. С ходу залетаю на нее и ныряю под машину. Дырки по-прежнему не видно, придется снимать защиту. На наше счастье рядом с эстакадой остановился УАЗик, водитель решил отдохнуть. Попросил у него ключ, так как чтобы достать свои, нужно вытащить все вещи из багажника, а время – бензин. Открутив защиту, сразу увидел дыру в днище бака, миллиметра три в диаметре. Попытался заткнуть веткой, но внутрь она не пролазила, упираясь во что-то. Сразу вспомнилось, что мыло не растворяется бензином. Опять помог водитель с Уазика, дал кусок мыла. После нескольких лихорадочных натираний течь прекратилась. Теперь можно спокойно обдумать, что делать дальше.
Бензина осталось литров 15-20. У водителя УАЗика узнал, что до Читы осталось чуть больше ста километров и скоро будет заправка. Поехали дальше потихоньку, дабы не расплескать бензин. По дороге еще пару раз приходилось мазать дырку мылом так, как течь образовывалась снова. На въезде в Читу очень к месту расположен авто ремонт, но мы, к сожалению, подъехали уже к закрытию, т.е. к шести вечера. Хотя я думаю после федералки вряд ли кто – то проезжает мимо и работы авторемонтникам хватит и ночью. Тем не менее, выслушав мою проблему, мужики обещали помочь, но утром.
На вопрос о ближайшей ночлежке, посоветовали расположенный недалеко комплекс, состоящий из гостиницы, ресторана, казино и боулинга, естественно плюс стоянка. Мы не сговариваясь нарекли его «Оазисом». Внутри оказалось еще лучше, чем снаружи, хотя и не дешево. Но после полутора суток проведенных в машине, нам на это было наплевать так, как помимо того, что хотелось спать мы были не прочь еще и вымыться, да и просто побыть в нормальных условиях. Номер на двоих нам обошелся в 2350 руб., стоянка бесплатно.
За день пройдено всего 620 километров, что – то неожиданно мало.
Чита – Улан-Удэ, 9.12.04 г.
С утречка я поехал в авто ремонт, а жена осталась нежиться в первоклассном номере.
В мастерской, после «вскрытия» бака выяснилось, что от тряски вырвало одну из четырех точек сварки резервной емкости, находящейся внутри бака. Оказалось понятно, почему в дырку снаружи я не мог забить чоп, он просто упирался в эту емкость. Это не дефект конструкции, а следствие вмятины, полученной в Японии и обнаруженной еще при покупке машины (где они только находят плохие дороги). Тогда я только выпрямил защиту, а бак трогать не стал. Как оказалось, напрасно.
Тем не менее, часа через три ремонт был закончен. Заодно поменяли ролик натяжителя, заскрипевший еще в тайге и начавший уже повизгивать. Подобрали б/у от маркушника, подошел идеально. Весь ремонт обошелся в 3200 руб., недешево.
Из гостиницы выехали в 12-30 по местному времени. Сегодня по здешним меркам «тепло», всего минус 18 градусов, а во Владивостоке плюс 1, везет…
Ровно 200 километров от Читы дорога была просто чудесная, потом как везде. А вот природа наоборот, сначала ничего особенного, однообразная равнина. А дальше начались красоты Бурятии. Впрочем мы недолго любовались пейзажами, начало темнеть. Вообще здесь день зимой очень короткий, в половине пятого уже темно, непривычно.
Немного не доезжая до Улан-Удэ, снова почувствовал запах бензина. Сейчас уже не текло, а просто мокрело. Опять поиски эстакады и привычное натирание места сварки мылом. Забегая вперед скажу, что бак меня больше не беспокоил до самой Украины, где пришлось его проварить по всем точкам. Хотя еще несколько дней при каждой остановке заглядывал под машину и обнюхивал ее со всех сторон.
В Улан-Удэ въехали уже в 21-00 по местному времени. Сразу на въезде увидели мотель и решили остановиться. Гостиница оказалась весьма чистенькой и не дорогой (850 руб. на двоих), а ресторанчик при ней очень цивильный с армянской кухней. Вкусно поели, послушали музыку и спать. Машину в теплый бокс поставить не удалось, нас опередили и заняли все места. Часы перевели еще на час.
За пол дня пройдено 680 километров, нормально.
Улан-Удэ – Черемхово, 10.12.04 г.
Выехали в 7 утра. Температура за бортом минус 20 градусов. Судя по указателю, до Иркутска 442 километра. Сегодня не планируется большого пробега, хочется посмотреть Байкал. Состояние дороги, как всегда, оставляет желать лучшего.
Озеро увидели где-то часам к 11 и просто обалдели от красоты. Заметно потеплело – минус 6 градусов, ветра нет.
Остановились в деревушке под названием Клюевка купить омуля и икры, как оказалось правильно сделали. Дальше на серпантине есть базар, там значительно дороже и без права на торг.
Дальше ехали потихоньку, любовались красотой заснеженных гор, озером и тайгой. Особенно красивый вид с самой верхушки горного серпантина. Озеро еще не замерзшее, нет даже намека на лед, во всяком случае сколько глаз видит. Очень много чаек, качаются на волнах. Уже ближе к вечеру покидали эти места с сожалением.
От Байкала к Иркутску дорога проходит через горные перевалы с очень крутыми поворотами и подъемами. За все время путешествия круче мы видели только в Карпатах. Как только озеро скрылось из вида, пошел снег, и без того плохо почищенная дорога начала превращаться в очень скользкую горку. Подъемы затрудняли буксующие поперек дороги фуры, а на спусках приходилось иногда зарываться правыми колесами в снег потому, как иначе притормозить не удавалось. Уже на подъезде к Иркутску начали встречать «посыпалки».
В городе видимо проехали нужный указатель и попали в центр, где и поблуждали немного. Просмотрели знак «только для автобусов», за что тут же были остановлены инспектором ГИБДД. За 50 рублей получили «справочную информацию» без квитанции и были отпущены по этой же улице на выезд из города.
Пока выезжали из Иркутска, стемнело. Снег разошелся не на шутку и мы решили искать какой–то ночлег, но как назло ничего не попадалось. В поисках доехали до указателя на Черемхово, 9 километров в сторону. В городишке нашли гостиницу Таежная, хотя названию она никак не отвечала. Видимо какой-то бывший профилакторий, номера похожи на больничные палаты, удобства общие в коридоре. Стоит это «удовольствие» 750 руб. на двоих. Зато машину поставили в теплый бокс без дополнительной платы.
За день пройдено 640 километров. Если учесть, что полдня мы провели на Байкале, то вполне удовлетворительно.
Черемхово – Алзамай, 11.12.04 г.
Утром неприятно удивил сильный мороз – минус 37 градусов, хорошо хоть машина в тепле ночевала. Снег шел всю ночь, правда не сильный, а к рассвету совсем перестал. В населенных пунктах несколько раз останавливались позавтракать, но везде было закрыто на пересмену. Это в 10 утра?! Совдепия какая-то. Уже в Тулуне смогли то ли позавтракать, то ли пообедать, короче поесть.
Разговорились с барменшей, оказывается в этом кафе открылся первый бильярд в Тулуне, а вообще помещение очень здорово отделано деревянными панно и фигурами животных. Делал местный умелец и, надо сказать, на очень высоком уровне. Не просто кустарщина какая-то. Кстати, всю мебель для кафе делал тоже он.
После Тулуна дорога превратилась в какой-то испытательный полигон, такого мы еще не видели. Двигались буквально 30 километров в час, было очень жаль машину. Говорят летом она еще хуже – куда уж дальше? На одном из перевалов остановились посмотреть чем торгуют местные таежники. Оказалось кедровыми орешками, да такими мелкими, что нам стало смешно, особенно когда нас начали уговаривать купить. Мы развязали мешок с нашими орехами и все уговоры сразу прекратились.
Доползли до поворота на Алзамай и были поражены. Среди тайги островок цивилизации – кемпинг, да еще какой! Европа позавидует. Называется он «У Петра». В кемпинге есть все: гостиница, отдельная настоящая баня, прачечная, кафе, автомагазин, теплые боксы и даже отдельные туалетные комнаты, причем с «евроотделкой». В гостинице оплата почасовая, что очень удобно для проезжающих, хотя в гостинице мы разговорились с двумя командировочными из Новосибирска, так они уже неделю здесь живут. Самый дорогой номер стоит 40 руб. в час.
В кафе нас встретил вышколенный персонал, разнообразное меню и моментальное обслуживание. И все это, надо заметить, по очень умеренным ценам, шикарный обед на двоих нам обошелся всего в 200 руб. Остается добавить, что хозяин этого чуда посреди тайги, бывший ссыльный (с родителями) прибалтиец. Разомлевшие в тепле и после вкусной еды, мы решили остаться до утра и вкусить все прелести отдыха.
К 15 часам пройдено всего 500 километров, маловато конечно, но и отдыхать тоже надо. Все-таки один за рулем, да и спешить особо некуда.
Алзамай – Мариинск, 12.12.04 г.
Встали в 5 утра по местному времени, но выехать пораньше не удалось, ночью перегонщики загородили выезд из бокса, а будить их мы пожалели. Все-таки мы на отдыхе, а они вроде как на работе. Посидели в кафе, позавтракали и через два часа тронулись в путь. Почти сразу пошел сильный снег и сыпался до самого Красноярска. В Красноярске на первом светофоре спросили у рядом стоящего местного водилы дорогу на выезд, на что нам любезно было предложено следовать за ним. Быстро и без проблем объехали город и выскочили на хорошую широкую дорогу. Спасибо красноярцам, нашим бы соотечественникам такую любезность. Снег перестал идти и даже появился какой-то намек на солнышко. После вчерашней тряски я сгоряча расслабился и не заметил как стрелка перевалила 140. Расслабуха была не долгой, взнос местным гаишникам 300 руб.
До Ачинска добрались к 15 часам. Снег снова начал валить с новой силой. Решаем ехать дальше так, как еще светло и проехали сегодня слишком мало.
Не доезжая 100 километров до Мариинска снег превратился в буран. Через некоторое время стемнело и в небе засверкали молнии. Ветер разрывал машину на части, о том чтобы выйти не было даже и речи. Из-за нулевой видимости скорость упала почти до шага. Ориентироваться пришлось по обочине. Пару раз чуть не съехал в канаву. Вскоре увидели огни у дороги, решаем заехать, узнать о ночлеге. На стоянку к постоялому двору заехали разгребая передним бампером снег.
Захожу внутрь и сразу понимаю, придется ехать дальше. Барменша, она же администратор ночлежки и кто-то там еще, пьянющая, еле на ногах стоит, кругом грязь и вонь. Кто здесь останавливается перекусить вообще не понятно. Ну что же, делать нечего, выскакиваю пулей на улицу и ходу дальше.
Минут через 15 нас догнали перегонщики, машин пять. Сзади светом слепят, вообще ничего не видно. Потихоньку снижаю скорость, пропускаю всех и за ними, так виднее. Но на подъезде к Мариинску, один из перегонщиков ушел с дороги. Пришлось дальше самому плестись. В городе остановились у поста ГИБДД, спросить про гостиницу, но оказалось что здесь таковой нет. Надо возвращаться 10 километров назад, мы ее проехали и в этой снежной круговерти не заметили.
Ночлежка, иначе ее и не назовешь, под названием «Простоквашино», оказалась под стать предыдущей. Такая же грязь, только персонал трезвый. Завалились спать в одежде, мне даже обувь снимать не хотелось.
За день пройдено 870 километров.
Мариинск – Новосибирск, 13.12.04 г.
В 5 утра подъем и деру из этого свинарника. Кофе пили уже в машине, проехав Мариинск. Кемерово проскочили с рассветом. Кстати, в Красноярском крае и Кемеровской области самые лучшие дороги, которые мы проехали.
В Новосибирск приехали рано – в 11 уже въехали в город. Остановились в первой автомойке – шиномонтажке, поменять колеса местами и помыться, а то как-то не приятно на грязной машине ездить по столице Сибири, да и обледенела она прилично.
Сняли передние колеса и увидели порванные пыльники шаровых и рулевых наконечников. Видимо на сильном, сорокапяти градусном морозе, пока в тайге ночевали, да на грунтовке их разорвало застывшей смазкой. Делать нечего, придется искать фирменный автосервис, заодно и масло поменяем.
Вечером мы должны встретить тещу, она приезжает на поезде, и переночевать у знакомых. Фирменную станцию мицубиси нашли на другом конце города. Все пыльники оказались в наличии, но на сегодня все было занято и нас записали на завтра. Ну, что же завтра, так завтра.
До вечера осматривали город, в основном конечно центр. Под вечер забрели в классный ресторанчик «Шинок у Вакулы». Очень вкусная кухня и вообще все красиво, неординарно.
За день прошли 500 километров. Итого до Новосибирска получилось 6550 километров и 8 дней пути. Так мы и рассчитывали, идем пока в графике.
Новосибирск – Омск, 14.12.04 г.
Утречком, оставив жену и тещу у знакомых, поехал в автосервис. С машиной возились долго, освободился уже к 15 часам. Помимо пыльников все оказалось в порядке, попутно поменяли резинки стабилизатора и масло в двигателе. Худшую часть дороги подвеска выдержала на 5 баллов, джип есть джип.
У знакомых немного разгрузили машину, оставили мешок кедровых орехов в подарок и дополнительную запаску на обратную дорогу. Из города выехали уже в 16-30. Опять повалил снег, везет нам на него. Ехали уже по темну, все таки день здесь зимой очень короткий. На подъезде к Омску, в 00-30, остановились в придорожном мотеле, достаточно приличном и не дорогом.
Проехали 600 километров.
Омск – Челябинск, 15.12.04 г.
От Омска до Тюкалинска дорога вполне приличная. Все-таки чувствуется, что это устоявшаяся федеральная трасса.
Через Казахстан решили не ехать, не рисковать. Наслушались всяких рассказов про их таможню. Свернули на Бердюжье, и сразу ямы и провалы дороги, видно, что дорога построена недавно и еще не скоро она «утопчется» колесами. Зато природа какая, как в сказке, березы покрытые толстым инеем, как кружевами и небо синее. Одну из фотографий этих мест я сделал потом на А4 формате и повесил на стену, красиво получилось.
Не доехав 60 километров до Челябинска решаем остановиться в новеньком мотеле. За день пройдено 1040 километров, отлично.
Челябинск – Саранск, 16.12.04 г.
Как всегда ранний подъем и, после завтрака в чистеньком кафе, в путь. Доехали до Челябинска и битый час плутали по городу в поисках выезда. Местные водилы жлобы какие-то, на вопрос как выехать неопределенно махали руками, а показать дорогу соглашались только за 50 руб. Но не потому, что жалко, а из принципа мы от их услуг отказывались. Да-а, это вам не Дальний Восток, где каждый готов помочь совершенно бескорыстно, наверно тому красноярцу даже в голову не могло прийти взять с нас деньги.
Город не понравился, грязный и задымленный, дороги отвратительные, хоть и широкие. Одним словом, промышленность. Выехав из Челябинска сразу это почувствовали. Дорога сплошь забита грузовым транспортом, как попутным так и встречным. Обгоны совершенно бессмысленны. У нас на глазах впереди идущий длинномер пошел на обгон собрата, в результате вытеснил встречную девятку с дороги в поле. Так и не остановился, поганец.
От Уфы транспортный поток немного разрядился и можно было ехать побыстрее, хотя машин все равно достаточно много. В Читинской и Амурской областях можно полчаса ехать и не встретить ни одной машины.
В Башкирии мы отметили самое большое количество гаишников на дороге. Такое впечатление, что все мужское население работает в ГИБДД. Остановились купить знаменитого Башкирского медку, ну и ценничек, майонезная баночка 70 руб. Дороги, как везде – отвратные, но вот, что интересно, дорога М5 проходит по краю Оренбургской области и там она в отличном состоянии. И разметка на месте, свежая и яркая, и асфальт. Закончилась область, закончилась нормальная дорога, эх Россия-матушка…
В Тольятти подъехали уже в 20 часов, и тут нас ждал сюрприз. Транзитный транспорт через город не пускают. Как мы не уговаривали гаишников, те наотрез отказывались, ни так, ни за деньги, ни за «очень большие» деньги. Отправили нас в объезд через Димитров – Ульяновск – Саранск. И снова пошел снег, когда же он перестанет нас преследовать, наверно летом. От Ульяновска до Саранска пытались найти ночлег, но все места были заняты. Доехали до Саранска уже к 3 часам ночи, в городе нашли гостиницу «Саранск», но номера в ней оказались баснословно дорогие.
Полулюкс, а других номеров у них не существует, на двоих стоит 3300 руб., плюс доплата за третьего человека на диванчике 1700 руб. Итого 5000 руб. за несколько часов сна мы посчитали для себя неприемлемыми. Кое-как умостившись в машине забылись на два часа. Больше просто не получилось, организм немного отдохнул и дальше только мучить себя. Попили кофейку и около 6 утра поехали дальше. В Мордовии, как оказалось, дорогая не только гостиница, но и бензин, литр 92-го 17 руб. Даже в Амурской области он был в основном 16,5 руб., и только в Ксеньевке – 18 руб.
В Рязань добрались к 11 часам и так, как я был уже практически на «автопилоте», быстренько нашли гостиницу. Здесь двухкомнатный полулюкс на троих обошелся всего в 1400 руб.
За 26 часов, минус 2 часа на сон, пройдено1920 километров, отлично, если бы не дикая усталость.
Рязань – Москва – Кролевец (Украина), 18.12.04 г.
Утром, не торопясь, двинули на Москву. В столице купили карту города и ориентировались только по ней. Проехали вокруг Кремля, по садовому кольцу и побывали на Арбате. В общем покатались вдоволь. Надо отметить, что вопреки ожиданиям, ездить в столице куда приятней, чем во Владивостоке. Хотя здесь достаточно высокие скорости на проспектах и очень плотное движение, его не назовешь хаотичным, как у нас. Четкая организация движения и высокая дисциплинированность подавляющего большинства водителей, на мой взгляд, конечно. Москвичи все равно жалуются, что им хуже всех приходится. И дороги у них «плохие» и ездят все «плохо». Правда мало кто придерживается скоростного режима. Лупят и по городу и по области, что называется «на все деньги». Но, во всяком случае, откровенного хамства и безалаберности, как во Владивостоке, я не видел ни в одном городе на западе России и Украины.
Итак, на дорогу до Москвы, со всеми остановками на «посмотреть», отдых и мелкий ремонт, ушло 14 дней, пробег составил (до кольцевой дороги столицы) 10425 километров.
Из столичного града выехали уже в пятом часу, по Киевскому шоссе, под названием М3. Как всегда шел небольшой снег. Дорога до самой границы неплохая, бетонка без ям, но чувствуется, что строили ее очень давно, местами просела. Вообще, чем ближе к границе, тем хуже, особенно с украинской стороны, там между границей и черниговским шоссе дорога практически брошена.
На границу приехали уже в 20 часов, заметно потеплело, температура около ноля. Перед постом выстроилась огромная вереница дальнобойщиков, машин 50, не меньше. Да-а, тяжела работа водилы. Объехали их по встречке – нам ведь не нужно груз досматривать.
Российскую таможню прошли быстро, залили полный бак, пока еще на рубли, оформили страховку на три месяца, декларацию заполнили одну – на машину, открыли-закрыли перед таможенником заднюю дверь и все! Кстати, цены на бензин по всей Украине одинаковы и равны Владивостокским. На все ушло минут тридцать-сорок и вот мы уже на нейтралке.
Подъезжаем к паспортному контролю Украины. Женщина-пограничник лет 35, на чистейшем украинском языке, скороговоркой начинает объяснять, как заполнить миграционные карточки. Я ее конечно понимаю, но тем не менее спрашиваю – вы можете говорить по-русски? Нет, отвечает, вы приехали к нам, вот и будьте так любезны выучить наш язык. А ведь она русский в школе учила еще в Советском союзе. Так-то вот, братья – славяне. И это характерная черта для всех официальных чиновников. Нормальные, простые украинцы разговаривают на том языке, который тебе удобен и всегда спрашивают, понимаешь или нет, даже западная Украина (Черновцы, Львов), совершенно спокойно разговаривает на русском языке, не говоря уже о Крыме, где только надписи на украинском и английском.
Миграционные карточки для русских в Украине действуют, без дополнительной регистрации, 3 месяца, в отличие от родной России, где по закону, находясь в другом городе более 3 дней (!) мы обязаны зарегистрироваться в паспортном столе.
Итак, фейс-контроль кое-как пройден, двигаем к таможне. Суровый таможенник, с умным видом, выдал всем бланки деклараций на украинском и английском (!) языках, и принялся досматривать машину. Другой, тем временем, подошел к жене и, нисколько не стесняясь, предложил, во избежание лишних «проблем» с досмотром, помочь «самостийной Украине», в лице доблестной таможни, чем сможем. После оказания «спонсорской помощи» в пятьсот оставшихся российских рублей, нас отпустили на все четыре стороны, даже без заполнения деклараций.
Итого на все пересечение границы ушло два часа и 2250 рублей, страховка + «спонсорство».
Через полчаса после пересечения границы пошел дождь! Температура поднялась до пяти градусов тепла. Это за две недели до нового года! К 24 часам добрались до Кролевца и увидели мотель. Решаем остановиться на ночевку. Приятно удивили цены – номер на двоих 40 гривен, что-то около 220 рублей.
За день, вместе с катанием по Москве, пройдено 892 километра.
Кролевец – Борисполь, 19.12.04 г.
Утром, не успев отъехать от мотеля и километра, попали в лапы к местному «словью-разбойнику» в погонах. В Украине гаишников мы прозвали «дояры» по аббревиатуре ДАI (Державная автоинспекция). Оказывается вчера, на въезде в городок, я проехал знак «40», а сегодня утром, выезжая из дворика мотеля, про него забыл. Дояр некоторое время непонимающе ломился в левую пассажирскую дверь, потом до него с трудом дошло, что водителя там нет. Пришлось выходить из машины и долго объяснять про правый руль, что раз машина зарегистрирована и имеет документы, значит на ней ездить можно. В конце концов довод, что английские машины с правым рулем (ну-у, так то английские!!!?) ездят по всей Европе и Украине в том числе, перевесил, и нас отпустили дальше за 5 гривен = $1, штраф для России чисто символический.
С восходом солнца глаз порадовал пейзаж. Огромные поля, засеянные озимыми, сверкали яркой зеленью, омытой вчерашним дождем. Никакого намека на снег и тем более мороз, живут же люди.
Заметил некоторое отличие в дорожных знаках. Например «Неровная дорога» обозначается по-разному, в зависимости от характера неровности – яма или бугор. Это наверно самый распространенный, после знака «40», в России и Украине знак, хотя не берусь утверждать, кто из них на первом месте.
Через 150 километров, вышли на дорогу Киев – Чернигов, бывшая М20, и сразу попали в цивилизацию, широкая, двух- трех полосная, в каждом направлении магистраль. Направления разделены широким кустарником, четкая разметка, через каждые 3-5 километров развороты с отдельными полосами. В общем класс, такие дороги по всей Украине, между крупными городами, конечно. Особое слово местным АЗС. Это, как правило, смешанный магазин, где можно купить и продукты. Всегда есть международный телефон и на многих Интернет, нормальный, чистый и везде бесплатный туалет и душ. Во всяком случае в Приморье, я не знаю ни одной такой заправки, даже с минимальным набором того, что есть там. И уж до самого возвращения в Россию я просто забыл, что браться за раздаточный пистолет нужно иногда самому. За державу обидно.
В Борисполь, к давним знакомым, приехали рано, еще до обеда. На радостях встречи, не виделись 20 лет и не сообщали, что приедем, забыли отметить сколько проехали, судя по карте примерно 240-250 километров.
Борисполь – Черновцы, 20.12.04 г.
Вот и настал последний день первой половины путешествия. Ночью прошел снег и похолодало, но для этих мест и в это время, это нормально – минус 10. После вчерашней бурной встречи и возлияний выехали поздно, часов в 12. Поразила магистраль от Борисполя до Киева. Всего 36 километров, но зато каких! Пять полос в каждом направлении, асфальт как стол. На 160 км/час чашка кофе, поставленная на панель, не расплескивается. Долетели до Киева буквально за 15 минут.
В столичном граде решили не задерживаться, впереди еще запланированное на январь путешествие на крымский полуостров, тогда и заглянем. Купили карту города на будущее и за полчаса выехали на нужную магистраль, М17. До конечной цели нашего путешествия – г. Черновцы решили ехать через города Ровно и Тернополь. Получается небольшой крюк, но зато большую часть пути по хорошей дороге.
Поразила густая населенность этих мест. Расстояния между селами не больше 3 – 5 километров. Сразу вспоминаются российские просторы, особенно Амурская область, где можно ехать час и не то, что деревню, машину не встретишь.
Еще одна особенность, самый распространенный джип в Украине “ММС Challenger”, только называется он здесь на европейский лад “Padgero Sport” и конечно же с левым рулем. Цена новой машины в фирменном автосалоне чуть более сорока тысяч американских рублей, а на Калиновском рынке в Черновцах пробежный (по Европе) 2000 года стоит «всего» аж 28 тысяч зеленых. Из японок наибольшая редкость, как ни странно, Toyota. За все время встречали только две модели, новую шестицилиндровую камри и конечно сотый крузак, куда же без него, да и то только в Киеве и его окрестностях. Очень много форестеров в новом кузове. Вообще «настоящие» японские авто с правым рулем, достаточно «древние», 80-90-х годов, мы встречали только в Одессе и немного в Крыму. Украинские власти поступили очень мудро в этом плане. Они не стали запрещать эксплуатацию машин с правым рулем, а просто прекратили регистрацию такого транспорта, а уже зарегистрированные авто спокойно докатывают свой век. И никакой борьбы с населением, мое мнение – мудро.
Ехали не торопясь и оставшиеся, уже сотни километров, преодолели только к вечеру. А дальше встреча с родными после более чем 10 летней разлуки…
Вместо эпилога.
Итак, первая часть путешествия закончена. Впереди небольшое путешествие, длинной в шесть тысяч километров и 12 дней, в Крым, но это тема для отдельного рассказа, а также путь домой, во Владивосток.
Обратная дорога в Приморье заняла 11 дней и наверно не нуждается в подробном описании. Ехали несколько другим путем, памятуя Тольятти с его гаишниками, а именно – Н. Новгород – Казань – Пермь – Екатеринбург, и нам показалось, что эта дорога более предпочтительна. Заодно посмотрели новые города и знаменитый столб, географически разделяющий Европу и Азию, увидели. Время удалось сократить за счет сопутствующей нам хорошей погоды и предпоследнего перегона. Расстояние от Читы до Хабаровска, которое мы преодолели за 30 часов без остановок, вспоминается как кошмарный сон. Родной город увидели 23 марта 2005 года. Он встретил нас огромной пробкой перед строящимся «некрасовским мостом».
В одну сторону, Владивосток – Черновцы, пройдено со всеми заездами, объездами, 12.111 километров (по одометру) и израсходовано бензина 1310 литров. Несложный арифметический расчет показывает средний расход чуть более 10,8 литра на сотню, что очень неплохо для трех литрового джипа. Сама машина выдержала полное путешествие, длиной почти 35 тысяч километров, на пять с плюсом. Ни одной сколько-нибудь серьезной, да и несерьезной тоже, поломки, только обычные расходники, резинки стабилизатора, свечи и масло.
Сейчас, спустя год после путешествия, машина продана с пробегом по РФ и Украине 70 тысяч километров (общий 170) без какого либо серьезного ремонта. Перед продажей машина прошла дефектационный осмотр ходовой и компьютерный двигателя в мицубиси сервисе и, повторяю, при этом не было выявлено ничего глобального.
Полный фотоальбом (80 фото) находится по этому адресу: http://photofile.ru/album.php?id=1125561