|
Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий. Лучшего начала для повествования о моем приключении я придумать не смог. Да и по натуре я Вежливый Человек, поэтому прошу любить и жаловать. Родом я из славного города партизанской славы на западной окраине нашей необъятной Родины. Из Брянска.
И волей судьбы, а вернее её насмешкой, работу поближе я найти не смог и оказался на берегах Амура. В самом начале много воды лить не буду, так как в течение рассказа она польется водопадами. Извините, иначе не могу! Итак...
Глава 1. Немного предыстории
Давным-давно, еще в эпоху динозавров, а именно в 2013 году, мне уже приходилось ездить по этому маршруту. Именно тогда, начитавшись отчетов на Дроме, я был полностью уверен, что приеду, и в наставление другим оставлю свой небольшой урок дальних поездок. Но, увы, сначала семейные проблемы, потом развод; короче говоря, музе было не до меня, а мне не до нее. Поэтому, прошу меня извинить, но в этом повествовании я буду отдуваться сразу за две поездки. Не из вредности, а потому, что трасса живет своей жизнью вдали от городской суеты, и очень многое на ней за два года поменялось, в основном в лучшую сторону. Поэтому в повествовании буду делать короткие экскурсии в прошлое, исключительно для сравнения.
Глава 2. Действующие лица и подготовка к марш-броску
Я не профессиональный дальнобойщик, а всего лишь любитель путешествовать. А путешествовать одному как-то скучновато. Поэтому «нанял» себе штурмана из числа особо близких родственников.
Знакомьтесь, моя сестра Алёна.
Уговаривать долго не пришлось. Она еще два года назад завидовала мне белой завистью. Поэтому сразу после телефонного разговора, Алька с криками «Ураа» побежала в ближайшую авиакассу за билетом Москва — Комсомольск-на-Амуре. К нашему общему сожалению, «автобилет» Комсомольск-на-Амуре — Брянск она «взяла» только в один конец, так как дело было осенью, а учеба в ВУЗе всё-таки важнее. Поэтому на обратную дорогу штурманом был выбран другой близкий родственник. Но об этом чуть позже. Имейте терпение.
Подготовка к поездке заняла около двух месяцев. Пусть вас не пугает такой срок. Сюда входит и сбор информации с форумов, и подготовка машины и прочее-прочее. Нужно ведь параллельно и про работу не забывать. В основном были просканированы отзывы в разделе «Путешествия» на Дроме. Из них, помимо состояния наших дорог, узнал много нового. Кстати, огромный привет и большое спасибо за информацию семейной паре из Хабаровска под ником Аполлон-Союз. Еще в 2013 году, готовясь к поездке, читал их отзывы, и данный случай не исключение.
Итак. С форумов узнал о существовании таких сайтов, как (надеюсь модераторы Дрома не заблокируют полезную информацию) :
Помимо информационной части, нужно упомянуть о материальной. Часть приспособлений была куплена еще в 2013-м, часть докуплена, либо взята у друзей:
В общем, у нас было всё для автономного путешествия. Ничего лишнего. Этому научила прошлая поездка, когда ряд предметов не пригодился и путешествовал с нами на халяву.
Пришло время представить нашего главного друга. Без него эта поездка не состоялась бы. Знакомьтесь, Мицубиши Аутлендер II !!!
Не станет лишним рассказать о подготовке Аута. Выпуск 2008 года, двигатель 2,4 л, бензин. Пробег к началу поездки составлял 72 тыс. км. Машина не новая и поэтому пришлось немного раскошелиться:
В общем, всё что могло на тот момент не доехать до Брянска.
Помимо этого:
Глава 3. Комсомольск—Хабаровск, или «Интернет-обман»
Старт столь грандиозного события был назначен на 31 августа. Я как раз менялся с дежурства и сразу уходил в отпуск. Половина дня ушла на доподготовку.
Наклейки делали сами с помощью принтера, ножниц и скотча
И вот, наконец, все вещи погружены, документы, деньги. Ради приличия проверен уровень масла и давление в шинах. Все приборы на нули. С Богом! Цель на сегодня стояла наипростейшая. Всего каких-то 400 км по до боли знакомой трассе: Комсомольск—Хабаровск. На это ушло 5 часов. И всё это время меня не покидало чувство чего-то забытого, недоделанного. Так всегда в первый день отпуска. Дорожное покрытие на этой трассе относительно хорошее. В местах, где в 2013 году дорогу размыло наводнением, положили хороший асфальт, но и он уже успел «изволноваться». Сюрпризов не намечалось, и всё шло по плану за исключением неприятного случая.
В Хабаровске остановиться решили в гостинице «Аэрополис». Удобное расположение, не нужно въезжать в город и с утра мотаться по пробкам. На сайте узнали ценник — 2000 рублей за двухместный номер с завтраком, забронировали номер. По приезде же выяснилось, что номер стоит 2400, и ни о каком завтраке никто даже и не слышал. Хммм! Ну ладно. Ко всему прочему оказалось, что и душ с туалетом не в номере, а на этаже. Выругался про себя, но кататься по ночному Хабаровску в поисках других вариантов желанием не горел. Тем более после суток дежурства, усталость навалилась еще на трассе. Лег спать с мыслью: « А на сайте всё красиво расписали…». За первый день пройдено 438 км.
Глава 4. Хабаровск—Чита, или «Спасибо товарищу Путину за нашу ровную дорогу»
Заранее для себя решил, что во время поездки в отдыхе ограничивать себя не буду, так как рулю один, без напарника. Поэтому поздний подъем в 9:00, немного «вежливых слов» в жалобную книгу гостиницы и в путь.
В этом разделе я буду часто упоминать о заправках. Информация о них очень актуальна на данном участке маршрута. Так вот, на выезде из Хабаровска заправился на «Роснефти» по самый багажник. В памяти свежи воспоминания 2013 года, когда приходилось на последних парах бензина доезжать до нормальной заправки.
Вот здесь для нас начинался «Путинский маршрут».
Проехав достопримечательность пятитысячной купюры, сразу оказались в ЕАО и через полчаса пути, не успев устать, трасса решила, что мы должны отдохнуть, и полчаса мы простояли на переезде. Очень странные эти РЖДшники. Поезд тупо остановился на переезде и не давал никому проехать. Немного возмутило, так как не хотелось терять время. Но что поделать!
С утра мы так торопились на трассу, что совсем забыли позавтракать. Переезд был не лучшим местом для этого, и мы с Алькой договорились, что на первой же стоянке остановимся перекусить. Почему-то в закромах моего мозга висела информация, что площадок для отдыха на этой трассе до фига. Но память меня подвела…правда совсем чучуть. Первая площадка оказалась аж возле Биракана. Изрядно проголодавшись, мы изрядно подкрепились. Через несколько километров подкрепился и Аут. В районе поворота на пос. Известковый есть «Роснефть».
Дальше ехали в ожидании появления на горизонте весьма популярной у путешественников стелы. И в раздумьях чуть было не проморгали начало Амурской области.
Не всякая птица долетит до середины Амура.
Пришло время подвести итог состояния участка трассы в ЕАО. По сравнению с 2013 годом практически пропали участки грандиозного строительства. Вместо этого шикарное ровное полотно. Кое-где достраивают мосты. Но это мелочи.
А вот та самая стела. Прямо возле моста через реку Бурея.
Пару фотографий и в путь. Из-за позднего завтрака решили не обедать и остановились на мини-отдых на заправке Роснефть в районе поворота на Белогорск. Полный бак и вперед. Ближайшая Роснефть возле Углегорска. Тем временем, как у Задорнова, «смеркалось». Стоянок для отдыха в Амурской области стало больше. Примерно одна стоянка на 30-40 км. Поужинав на одной из них и поняв, что силы остались, приняли решение дотянуть до поворота на Сковородино. Там в наличии имеется стоянка, заправка и гостиница «Уют» (всё это помнил с 2013 года). На пути в районе Магдагачи заметили еще один скромный мотель, но заезжать не стали. На момент въезда в Сковородинский район уже окончательно стемнело. И ночная дорога выкинула нам сюрпризы в виде нехилых ям. На некоторых даже конкретно «пробивало» стойки. Брр!!! Ни разу не респект сковородинским дорожникам! С горем пополам мы добрались до «Уюта», но заночевали всё равно в машине. Примерно так.
Итого: за день пройдено 1190 км.
Ночь и утро выдались довольно прохладными. Завтракать не стали, решили немного проехаться и нагулять аппетит.
Одна из многочисленных площадок для отдыха.
Торопиться было некуда. Целью этого дня был город Чита (там живет мой старый студенческий друг), до которого оставалось каких-то 900 км. Поэтому мы могли позволить себе небольшие фотосессии.
Тем временем адекватные заправки подошли к концу, и на последних парах бензина мы дотянули до «Нефтемаркета». Цена на топливо оставила нас в недоумении. В то время как в Хабаровске 92-й бензин стоял 36-37 рублей, здесь ценник переваливал за 40. Исходя из опыта 2013 года, я помнил, что ближайшая «Роснефть» находится аж в Шилке. Поэтому пришлось заправляться.
Ближе к Чите привычные холмы с густой таёжной прической стали редеть. В итоге совсем облысели, что было крайне непривычно. Шилка. Как и обещал, «Роснефть». Тем, кто не дотянул, можете заправиться в Чернышевске на «Нефтемаркете». В Читу приехали около 20:00 по местному времени. Тут свершилось неприятное событие. Сдох навигатор. Сначала просто завис, а потом вообще сказал, что мы находимся в Тихом океане. Попытки оживить его не увенчались успехом. Решил, что приеду в Брянск — разберусь. Небольшой ужин и спать. Много болтать не стали, так как увидимся еще на обратном пути.
Итог. В целом, дорога на «Путинском маршруте» хорошая. Два дня за меня практически всю работу делал круиз-контроль. По сравнению с 2013 годом отгрохали её на твердую четверку. За этот день, не напрягаясь, пройдено 930 км.
Глава 5. Чита—Улан-Удэ—Байкальск, или «Дороги Бурятские — для подвески адские»
С утра бодрыми и отдохнувшими поехали дальше. Очень хотели найти красивую стелу «Чита», но увы! Стыдно должно быть, товарищи читинцы! По прошлой поездке помнил, что автодорога «Байкал» была в отвратительном состоянии. Хм! Не изменилось практически ничего. Кое-где только пытаются исправить этот идиотизм, но это малая часть.
Много читал в отзывах, ну и сам не проехал мимо родника «Глазной», который находится недалеко от Баляги. Водичка оказалась действительно очень вкусной, и ни в какое сравнение не входила с обычной водопроводной (записки капитана Очевидность). Набрали 5-литровый баллон и поехали дальше.
Об автомобильных заправках дальше писать не имеет смысла, так как в этих местах они не такая уж и редкость. А вот о человеческих упомянуть можно. Очень хотелось попробовать настоящие бурятские позы. И в закусочной «Жаргаланта» в поселке Бар нам это удалось.
Хоть я и не на правах рекламы, но всем советую.
Целью этого дня был, собственно, сам Байкал. Но так как день осенью уверенно идет на убыль, я прекрасно понимал, что до захода солнца мы не успеем повидать это прекрасное «море». Именно поэтому время было на всё те же фотосессии. Не доезжая приблизительно 20-30 км до Улан-Удэ, открывается прекрасный вид на долину реки Селенга.
А еще лучше смотреть на этот пейзаж с горы «Спящий лев».
Погуляв около часа по этим живописным местам и оставив на память море впечатлений и фотографий, продолжили путь и въехали в столицу Бурятии Улан-Удэ. Достопримечательности видели в интернете, поэтому маршрут был конкретный и целенаправленный. Посмотрели памятник Ленину, погуляли по «Арбату», а потом солнце нещадно скатилось за горизонт, что было верным знаком для продолжения пути.
В очередной раз (как и два года назад) улыбнула деревенька, полная тезка моей малой Родины. Оказывается, до Брянска не так уж и далеко :).
Дороги в Бурятии оказались отвратительными. Не стал исключением и участок, идущий вдоль Байкала. И, как всегда, он пришелся на темное время суток. Скорость движения упала, и в Байкальск, небольшой городок на самом берегу озера, мы въехали поздно ночью. Остановились в мотеле «Полина». Очень уютное местечко. Но больше всего нравится то, что это действительно МОТЕЛЬ!!! Там берется, как и положено в мотелях, почасовая оплата. 50 руб./час, койко-место. За день пройдено 970 км.
Глава 6. Байкальск—Алзамай, или «Как сибиряки федералку построили»
Хорошо отоспавшись и позавтракав в кафе (в наше меню входил исключительно омуль), выдвинулись на берег Байкала. Я-то уже был здесь два раза, а вот Алька танцевала от нетерпения встречи с ним.
К сожалению (не хотелось оттуда уезжать) или к счастью ( впереди еще много достопримечательностей), нам пора ехать. Да и немного не повезло нам с пейзажами, так как дым от лесных пожаров уменьшал видимость. Впереди крутой Байкальский серпантин и Иркутск. Не забудем упомянуть про поселок Култук, в котором у подножия горы находится рынок омуля и сувениров. Закупились, едем дальше. Стало заметно, что с началом Иркутской области дорога существенно улучшилась, а участки серпантина в некоторых местах расширили (на подъем две полосы попутного направления). Поэтому буквально за час-полтора, серпантин был оставлен позади, и мы въехали в Иркутск. В основном экскурсия была обзорная, и пофоткаться мы остановились только возле Бабра и Кавказской пленницы.
В этот раз меня немного подгоняла мысль того, что между Иркутском и Красноярском так и не доделали федералку. Поэтому очень хотелось проехать этот участок в светлое время суток. А оказалось все не так уж и плохо.
Прочитав при подготовке ряд отзывов, узнал, что рядом с Алзамаем есть стоянка с двумя кафе и гостиницами. Решил дотянуть до этого местечка. Остановились в гостинице «Паллада». Довольно неплохая для придорожного сервиса. Оплата почасовая. А вот ценник забыл и почему-то не записал. Извините, товарищи читатели.
За день пройдено 779 км.
Глава 7. Алзамай—Новосибирск, или «Как Россия Швецию обыграла»
Проснувшись на утро, за завтраком мы вспомнили, что сегодня сборная России по футболу играет один из решающих отборочных матчей со шведами. Благо игра была вечером, и по моим скромным подсчетам, к этому времени мы должны быть в Новосибирске. Утро и весь день были дождливыми. В Красноярском крае заметил огромное количество камер ГИБДД. Антирадар буквально разрывало. Больше, наверное, только в Татарстане. Хм! Очень оригинальный способ пополнить местный бюджет.
Подъезжая к Красноярску, заметил, что бак практически пуст. Не придал этому значения. Зря! Ушел на объездную, сфотографировал красивый мост через Енисей. Издалека заметил заправку «Газпромнефть» на встречном направлении, и уже был готов пополнить запасы «нефте-провианта», как вдруг обнаружил сплошную линию разметки. Как дисциплинированный водитель, не стал её нарушать, решив чисто логически, что и на попутном направлении скоро будет такая же. А вот и нет! Сибирь не поддается логике. Отъехав на значительное расстояние, и не найдя АЗС, плюнул, достал канистру, залил. Открыл навигацию, увидел Роснефть на въезде в город. Обрадовался и вместо поворота на Ачинск, повернул в Красноярск. Но Сибирь опять меня перехитрила. АЗС вновь оказалась на противоположной стороне, только теперь на моем пути был еще и отбойник. К огромному удивлению, развязки для тех, кто случайно ошибся маршрутом и ему не нужно в город, а нужно обратно на трассу, я тоже не нашел. Изматерился весь. Вспомнил всех, начиная с Ермака и заканчивая проектировщикам данной дороги. В итоге намотан лишний крюк почти в 30 км. Обидно, блин. Заправился, поехал дальше.
Обед планировался в уже знакомой кафешке «Большой Кемчуг» рядом с одноименным поселком. Большие порции, приемлемые цены, и, что самое главное, толпа дальнобойщиков на входе. Еще в 2013 году уяснил для себя простую истину, что дальнобойщики это своеобразный индикатор трассы. Если возле кафе много фур, значит обедать нужно именно здесь. Кстати, рядом располагаются торговцы всяких «сибирских товаров»: мед, медвежий жир, чучела, поделки из дерева и т.д.
Угольные шахты в окрестностях Ачинска.
После Ачинска, ближе к Кемерово начинается серпантин, вернее пародия на него. С Байкальским и Кавказским он, конечно, не сравнится, но, ползущие вверх фуры время забирают солидно. Тем более, когда торопишься на футбол. Хотя на многих подъемах в попутном направлении сделали две полосы, но и поток тоже немаленький. Иногда просто не успеваешь всех обогнать.
Кемерово, как и в прошлые разы, оказался аномальной зоной. Моя проблема в том, что, когда я еду с востока, то не могу попасть на объездную. Более того, попадаю в центр города. А вот с запада объездную и искать не надо. Ну, тут, как говорится: «То ли я дурак, то ли лыжи не едут». Мы ничего не имели против небольшой обзорной экскурсии по Кемерово. Город довольно таки красивый и ухоженный. Против была только Сборная России, ожидающая нашу поддержку. Дороги в Кемеровской области оставляют желать лучшего. А вот Новосибирская область встретила неплохим покрытием. Как ни старались мы попасть на матч, все равно первый тайм пришлось смотреть в машине с планшета. Благо мы были уже на Новосибирской объездной, и мобильная сеть там ловила хорошо. Остановились в гостевом доме «Happy Family». Рекомендую всем! Замечательное место. Номер эконом-класса с завтраком — 1800 рублей. Очень чисто и уютно.
Сборная России в тот день оправдала наши ожидания и выиграла. Мы со спокойной душой легли спать. За день пройдено 1280 км.
Следующий день был посвящен отдыху и прогулке по столице Сибири. Зоопарк, Географический центр России, Площадь Ленина и другие достопримечательности. Еще в 2013 году сделал для себя вывод, что город очень хорош. А теперь убедился в этом еще больше.
Глава 7. Новосибирск—Ульяновск, или «Как Россия Лихтенштейн разгромила»
План на следующий день вырисовывался несложный. Доехать до Омска, затем уйти на Ишим. Ехать через Казахстан не было ни малейшего желания. Так и сделали. Дороги в Новосибирской и Омской области неплохие. По крайней мере, на федеральной трассе.
День был скучноватый, а сибирские ветра заставляли больше времени проводить в машине даже на стоянках для отдыха. До Омска проблем не было, и я готовился к вечерним ремонтам дорог, которые ожидали нас на участке Омск—Ишим. Так и получилось. Но по сравнению с 2013-м годом дорога практически доведена до ума. Естественно, «в семье не без урода». Уродом стал участок в районе поселка Аббатское. Возникло ощущение, что мост через реку Ишим не починят никогда. В общем, заключительные 40 км этого дня прошли в трясучке. Была надежда доехать до поселка Бердюжье, но усталость навалилась, и мы остановились в Ишиме в довольно-таки оригинальной гостинице «Ильич». Знамена пролетариата, советские книжки, бюсты и портреты Ленина. Оформление прикольное. Сервис… на твердую троечку. Не будем судить строго. Всё-таки Ишим это небольшой провинциальный городок.
За день пройдено 990 км.
Наутро в моей голове сидел грандиозный план доехать до Ульяновска, и я приступил к его выполнению. В 2013 году этот план уже был выполнен. Тогда почти 1700 км было пройдено за 25 часов. Я надеялся, что и в этот раз организм меня не подведет. Тем временем закончилась Сибирь, и начался Урал. Вместе с Сибирью закончились и дороги. Курганская область славится их отсутствием.
Завтрак был организован в сосновом бору в нескольких километрах от Кургана. И за завтраком вновь пришло озарение. Футбол-футбол-футбол! И вновь игра сборной. Это грозило срывом плана. Да и фиг с ним! Решено было смотреть футбол в Уфе. Курганская область закончилась, проехали по объездной Челябинск. И вот они, Уральские горы. Но сначала, решили заехать на место падения метеорита — озеро Чебаркуль. Живописное местечко.
В Челябинской области, в том числе и в горах, дороги намного лучше, чем в Курганской. Но подъемы опять убили часть времени. В некоторых местах трассу не расширили, и колонны фур обгонять было довольно проблематично. С 2013 года остались воспоминания о небольших рынках теперь уже «уральских поделок». Сувениры из уральских самоцветов — очень хороший подарок. И цены приемлемые. Теперь к дальневосточной икре, байкальскому омулю и сибирским поделкам прибавились уральские самоцветы. Аут аж просел от подарков.
Уральские горы закончились так же незаметно, как и начались. Впереди нас ждала встреча с довольно-таки неприятной республикой Башкортостан. Не буду рассказывать, насколько подло там организовано дорожное движение, и насколько подло на этом «зарабатывают» местные гаишники. Просто скажу, чтобы все, кто поедет по М 5 через Башкирию, были осторожными, следили за знаками и разметкой. В противном случае можно лишиться прав, либо денег.
В Башкирии нефть добывают прямо на даче))
Время близилось к футболу, а мы приблизились к Уфе. Ценник на гостиницы нас не устроил. Мы хотели просто посмотреть футбол, вздремнуть пару часов и ехать дальше. За это с нас хотели содрать от 1800 до 2500 рублей. В итоге, территория заброшенного поста ДПС на въезде в город стала для нас почти персональной стоянкой. Планшет в руки, интернет в помощь, и вот, 7-0 в нашу пользу. Моя идея вздремнуть пару часиков и ехать дальше себя не оправдала, и я продрых наглым образом всю ночь. Наутро выдвинулись дальше. Очень хорошо, что участок Уфа-Самара мы проехали в светлое время суток. Во-первых, повсюду ремонт дороги, объезды, и прочие, связанные с этим неудобства. Во-вторых, там, где ремонт еще не начинался, дорога в настолько убитом состоянии, что Бурятия, Кемерово и Курган могут восхищаться своими «автобанами». Особенно Самарская область!!! Из всех трасс, что мы проехали за это время, Самарская область — худшая.
Буквально к полудню мы уже сидели в уютной бабушкиной квартирке на родине Владимира Ильича в городе Ульяновске. На вопрос: «Почему опоздали?» (мол, обещали приехать рано утром), мы ответили знаменитой фразой из фильма «Офицеры»: «Бегемота (футбол) смотрели».
За два дня пройдено 1700 км.
Немного Ульяновских видов:
Глава 8. Ульяновск—Брянск, или «Маршрут детства».
Долгосрочное пребывание в Ульяновске в наши планы не входило, и уже на следующее утро мы выдвинулись в сторону Брянска. Дистанция и задача на день были простейшими. 1200 км по до боли знакомому с детства маршруту (очень часто в детстве ездили всей семьей на машине из Брянска в Ульяновск к родственникам). Я был настолько уверен в себе, что отключил все возможные приборы ведения и навигации (взамен погибшему навигатору пришли другие гаджеты) и просто ехал в своё удовольствие, наслаждаясь пейзажами детства.
Однако с детства помнил, что есть на этом маршруте одна аномальная зона — Пензенская область. То колесо пробили, то заблудились в трех соснах, то бензонасос накрывался «медным тазом». И почему-то всё это случалось в Пензенской области. Этот раз не стал исключением. Видимо, от отца передалось по наследству. Заблудились, поехали не в ту сторону. Указателей, как назло, не оказалось. Намотали лишних 20 км. Благо память хорошая и сообразил, что не туда едем. Сначала вспомнил всех жителей Пензенской области, потом поржал над тем, что сам дурак, и в итоге вернулся на правильный маршрут.
Дальше день шел без приключений. Где-то в районе Ельца попали в небольшую пробку (впереди на подъем лезли фуры с арбузами). Мою сосредоточенность нарушил громкий звук сигнала сзади идущей фуры. Я остановился проверить Аута, вышел из машины. Грузовик остановился метрах в 20, и оттуда с криками «Здорово, земляк» на меня побежал веселый дальнобой. Оказалось, что он тоже когда-то жил в Комсомольске. Увидел нашу надпись на заднем стекле и решил поздороваться. Мы разговаривали минут 5, а мне и сидящей в машине Аленке показалось, что мы знаем друг друга лет 20. Видимо, всё-таки не врут нам ученые, что Земля круглая.
Остаток пути мы весело обсуждали такие приятные совпадения. И вот он — Брянск. С одной стороны, мы были рады, что цель достигнута, я был рад встрече с родителями. Но с другой стороны, очень не хотелось, чтобы это приключение заканчивалось. Хотя… в отличие от Аленки, меня ждал еще обратный путь.
За день пройдено 1200 км.
Глава 9. Брянск—Набережные Челны, или «Как Дима Сююмбике запомнить не мог»
Отпуск подходил к концу, и самое время было собираться в обратный путь. Аута пришлось немного подлатать. Был сделан капремонт рулевой рейки, заменен ступичный подшипник и пара сайлентблоков. По сути, больше ничего менять не пришлось.
В обратный путь мне нужен был новый штурман. Поэтому в нашей истории появляется новое действующее лицо.
Подготовка к поездке не заняла много времени, и прохладным осенним утром мы стартовали. До Ульяновска добрались без происшествий, хотя на одной из остановок для отдыха заклинил замок багажной капсулы. Закрылся он в итоге или нет, я не знал, поэтому периодически посматривал в зеркало, не разлетелись ли там наши вещи. В Ульяновске неисправность была найдена. Оказалось, одна из стоек, которая открывает капсулу, вылетела из своего паза. Недостаток был устранен. Я вздохнул с облегчением, так как боялся, что сломался замок. Так как Даша первый раз посетила Ульяновск, было решено провести там пару экскурсионных дней. Из всех прочих достопримечательностей, заехали и в музей гражданской авиации. Помимо путешествий, авиамоделизм — одно из моих хобби, поэтому мне было очень интересно. И, судя по восторженному лицу штурмана, ей тоже.
После Ульяновска маршрут на восток был немного изменен, так как оба давно хотели побывать в Казани. Крюк, по сравнению с обычным маршрутом, получался солидный. Почти 700 км. Но оно того стоило. Путешественники мы, или кто?! Вся информация, куда ехать и что смотреть, была получена накануне от родственников и глобальной сети. Поэтому первым делом наш путь лежал в Казанский кремль.
Погода была мерзкая и дождливая, но она не помешала нам окунуться в древность. Я очень люблю историю. Побывав в таких местах, её полюбила и Даша. По сравнению со мной, она в совершенстве владеет несколькими иностранными языками. Такие названия, как мечеть Кул-Шариф и башня Сююмбике ей дались легко. А вот я, спустя пару часов, название башни уже выговорить не мог, чем очень сильно веселил своего штурмана. Кремль излазили почти весь. Даже хотели заехать в Свияжск, но погода внесла свои коррективы.
Знакомство с древней столицей решили закончить на гастрономической ноте и поехали в одну из «Халяльских» кафешек. Там нас весело поприветствовали «Исямисис». Благо я когда-то учился с татарами и знал перевод этого слова, но дальнейший разговор решили вести на русском. Вкусив блюда национальной кухни, выдвинулись дальше. Как я уже упоминал ранее, антирадар орал, как резаный. Камер ДПС в самой Казани и на трассах Татарстана очень много. Конечной точкой этого дня стал город Набережные Челны — родина Камазов. Дорога между Казанью и НЧ довольно-таки неплохая. Почти половину пути даже по две полосы в каждом направлении. Остановились в гостинице «Вираж» на въезде в город. Хорошее местечко с номерами от 1500 руб. День выдался насыщенным, поэтому легли спать пораньше.
Часть 10. Набережные Челны—Новосибирск, или «Как выжить на кругах снежного ада»
Наутро за окном уже порошил первый снег. При плюсовой температуре он, естественно, таял, но дорожное покрытие от этого становилось еще более скользким. Из понятных только мне соображений и надежд на лучшее, летнюю резину перед обратной дорогой я менять не стал. Надеялся, что проскочу по относительно осенней погоде. Зряяя! Ну да ладно. Следующим чекпоинтом была Уфа. Именно там планировалось выскочить на М5.
На объездной под Уфой, основательно пополнив запасы горючего, остановились на небольшой стоянке. Меня очень волновала дорожная обстановка на Уральских перевалах. Я подошел к одному из дальнобоев с татарскими номерами и поинтересовался: «Не знаете, что там на Урале творится?». На что получил ответ, который сделал мой день (цитирую почти дословно): «А чего ссать? Ехать-то все равно надо». Это стало девизом всего дальнейшего пути.
Дальнейший путь по Башкирии был омрачен местными инспекторами ДПС. Несмотря на всю мою аккуратность и старательность в соблюдении ПДД, я вновь чуть было не налип на лишение прав. Пришлось вновь оставить дань. Мда! Ну а что? По сути дела, сам виноват! На Уральских придорожных рынках вновь закупились подарками, только уже для дальневосточных родственников и друзей. Всё шло по плану. Сюрпризы начались после городка Сим (который довольно симпатично разместился в низине между гор). На перевалах шел снег, дорога превратилась в стекло, а дорожные рабочие еще не успели справиться с этой проблемой. Хотя, скорее всего, даже не начинали справляться. Фуры застревали на подъемах, шлифуя голый лед. Впервые за всё путешествие пришлось воспользоваться полным приводом. Это был первый круг снежного ада.
На этом сюрпризы не закончились. Я ведь в зиму не собирался, а за окном стукнуло -9. Дорога промерзнуть не успела, и на некоторых участках осадки таяли, превращаясь в летящую из-под колес грязь. Тем временем, омывайка (сделанная из воды и фэйри) замерзла. Темное время суток, грязное стекло, гололед — все эти факторы сделали вечер незабываемым. Надежды дотянуть хотя бы до Челябинска рухнули, и мы остановились в одном из мотелей, километров за 50 до города. Рядом с ним находилась мойка для фур. С помощью горячей воды и теплого воздуха, удалось отогреть форсунки омывателя. Летнюю жидкость вылил, залил заранее купленную на трассе зимнюю и со спокойной душой пошел спать.
Наутро метель не закончилась. В связи с этим выходить из теплой машины ужасно не хотелось. Поэтому завтракать остановились через пару часов на границе Челябинской и Курганской области. Кафе «У камня».
После Кургана снег прекратился, но ветер дул мерзкий. Под Ишимом остановились на ужин на какой-то стоянке. Кафе решили не искать, так как подлежали непосредственному уничтожению собственные запасы. Отдохнув и набравшись сил, решил, что до Омска их хватить должно. Но мы-то с вами помним, что Сибирь полна сюрпризов. И начались они, естественно, с наступлением темноты. В Аббатском вечное строительство моста. В пробке, длиною в вечность, познакомился еще с одним дальнобоем. Он тоже обрадовался, увидев на заднем стекле знакомые географические названия. Оказалось, что парень когда-то работал рядом с Комсомольском на БАМе. Поинтересовался у него, есть ли непосредственно рядом с Омском какой-нибудь хороший мотель. На тот момент, кроме гостиницы «Уют» (приблизительно 150 км от Омска) мне ничего в голову не приходило. «Уют» находился слишком близко, а хотелось проехать побольше. Получив сведения о местонахождении нужного пристанища, мы помигали БАМовскому парню аварийкой и через 15-20 минут попали в нехилую метель. Скорость резко уменьшилась, и в мотеле мы оказались почти в час ночи. Названия у него, судя по всему, нет. Номера уютные, удобства в экономе на этаже. Стоимость от 1500 руб. Ложась спать, мы даже не подозревали, что нас ждет завтра.
Утро выдалось слегка своеобразным….
Откопав Аута из снежного плена, я уже примерно представлял, что сегодня скорость выше 40 км/ч не поднимется. По крайней мере, я не самоубийца. К большому сожалению, дорожные службы вновь не успели справиться с проблемой, и сразу после Омска на одной из «стиральных досок» лопнуло правое заднее колесо. Увы, но заметил я это не сразу, а когда заметил, было уже поздно. На вид кусок резины, который когда-то назывался колесом, выглядел так, как будто по нему дали очередь из автомата.
Метель, в свою очередь, даже не думала успокаиваться. Во время замены колеса я в очередной раз вспомнил дядьку Ермака. Лучше бы он к России присоединил более теплый регион! Конечной точкой на этот день планировался Новосибирск. И это не подлежало никаким обсуждениям. Вот тут мы вспомнили мудрого татарского дальнобоя, и медленно, но верно продолжили путь в столицу Сибири. Скорость, как я и предполагал, выше 40 не поднималась. Дорога была в ужасном состоянии и напоминала второй круг инферно. Нас трясло почти весь путь. Метель закончилась за 70-80 км до Новосибирска. В город мы въехали в первом часу ночи и остановились в уже знакомом гостевом доме «Happy Family».
Часть 11. Новосибирск—Байкальск, или «Безбашенные иркутские водилы»
Следующий день почти полностью ушел на знакомство Даши с Новосибирском. Не забыл я и о том, что колесного резерва больше нет. На Авито нашел объявление о продаже новой зимней резины. Правда, всего пары. Вечером на одной из шиномонтажек эти колеса были поставлены на передок. Оставаться в Новосибирске и терять целый вечер мы не стали и выдвинулись в Кемерово. Решили переночевать там в одном из хостелов недалеко от местного ж/д вокзала.
Наутро путь был продолжен. Погода улучшилась. Хотя, судя по всему, метель до этих мест еще не дошла. Конечным пунктом на этот день должен был стать мотель «Паллада» в районе поселка Алзамай. День не принес ничего нового, кроме фоток на фоне стелы города Мариинск. Из всех, увиденных мною в России стел, этой по праву отдам первое место. Приметил её еще в 2013 году, но почему-то сфоткал только сейчас.
Далее Ачинск с его шахтами, обед в кафе «Большой Кемчуг», мост через Енисей, и к вечеру мотель «Паллада».
Следующий день прошел в предвкушении встречи с зимним Байкалом. В 6-й части своего рассказа забыл упомянуть один интересный факт. Вернее, не забыл, а оставил на потом. Из всех водителей нашей страны, самые недисциплинированными, на мой взгляд, являются иркутские. Пусть жители этого региона обижаются на меня, но это так. Нигде меня не подрезали столько раз, не выскакивали под фуры столько раз, не обгоняли через двойную сплошную и т.д. и т.п. Причем эта заметка была сделана еще в 2013 году, и с тех пор ничего не поменялось.
В Иркутской области наткнулись на интересный населенный пункт. Оказывается, популярный курорт находится в Иркутской области))
Погода и дорога весь день были отменными. Но под вечер Байкальский серпантин подкинул небольшую подлянку. Пошел снег, и дорога покрылась коркой льда.
К Байкалу мы приехали, когда уже стемнело и решили поужинать прямо на берегу. Вместе с нами ужинали и таинственные духи этого озера. Ночевать остановились всё в том же мотеле «Полина» недалеко от Байкальска.
Часть 11. Байкальск—Комсомольск-на-Амуре, или «Финишная кривая»
Следующий день не предвещал ничего плохого, но продлился почти целую вечность. До Улан-Удэ добрались без задержек. Даша, топая ногами, настояла на том, чтобы заехать в город и посмотреть на голову Ленина. Затем по плану были зимние виды долины реки Селенга.
Мы едва успели отъехать от горы «Спящий лев», как нас накрыла очередная метель. Конечной точкой этого дня должна была стать Чита. Мой студенческий друг ждал нас, приготовив вкусный ужин, который в итоге пришлось съесть на завтрак. Скорость вновь упала до 40, а то и до 20 км/ч. Дорога представляла собой очередной круг снежного ада. Особенно после того, как стемнело.
Очень много дальнобоев не выбрались самостоятельно из этой передряги. Буксовали на подъемах, либо лежали в кюветах. Две аварии пришлось объезжать по обочине из-за развалившихся поперек дороги двух большегрузов. Из-за этого напряжения быстро выбился из сил, и к 2 часам ночи меня начало конкретно рубить. Давным-давно для себя усвоил простую истину, что со сном за рулем бороться нельзя. Лучше 15-20 минут вздремнуть и только потом ехать дальше. Так и сделал. В итоге в Чите мы были в 5 утра. Опрокинули с другом пару рюмочек, и мы легли спать, а он пошел на работу.
Продрыхли наглым образом до самого вечера, решили, что не стоит терять времени, собрались и поехали дальше. Особой привязки не было. Где получится, там и заночуем. Метель за ночь стихла, но её последствия преследовали нас до самого Комсомольска. Заночевали в итоге в Чернышевске.
Следующий день прошел в том же неприятном ключе. Холодный ветер, снежный накат на трассе. В общем, всё играло против нас.
Граница Сибири и Дальнего Востока.
Расчет был доехать до Белогорска и заночевать там в одной из гостиниц. Задачу выполнили, но в Белогорск не поехали. Заночевали прямо на трассе в машине.
На следующий день на одном из привалов обнаружили, что на халяву с нами увязалась еще одна путешественница.
Погода лучше не стала, и устав от всего этого, хотелось уже поскорее добраться до дома. Поэтому, кроме стелы Москва—Владивосток нигде не останавливались и ничего не фотографировали до самого дома.
Подведем итоги
Итак, подведем краткие итоги путешествия. Считать буду общее число (туда-обратно).
Потрачено:
Общие цифры:
На этом, наверное, и закончу своё повествование. Надеюсь, кому-то пригодится эта информация, а кому-то будет просто интересно почитать. Если у кого-нибудь возникнут вопросы или нужен будет совет, обращайтесь, буду рад проконсультировать.
Спасибо за внимание!
С уважением, Kadet-Mrak.