Север Иркутской области и Бурятия: Магистральный — перевал Дабан — Солнечный — Талая

28.11.2013 | 23193 просмотра

Маршрут несложный: Север Иркутской области (Казачинско-Ленский район, Магистральный) — Бурятия (Северобайкальский район).

На дворе поздняя осень, уже 2 ноября, а зима никак не наступает. Погода мерзкая и пакостная, не люблю такое время, скорее бы снег. Начало осени — да, красиво, тайга вокруг играет красками, если погода солнечная, то на горизонте видно горы с белыми снежными пиками — хребет Дабан. Манит...

До гор около 150 км, летом их почти не видно, а осенью и зимой — вот они, пожалуйста, практически рядом, видимо, морозный воздух чище, прозрачней. При каждом взгляде в ту сторону в душе начинается волнение. Еще такой момент: самый лучший вид открывается, когда едешь с обеда на работу. Езжу по одной и той же дороге, но утром еще темно, а вечером уже. Так вот: после взгляда в ту сторону на работу уже совсем не хочется, а надо. Такая пытка каждый ясный день…

Пошла вторая неделя после публикации моего рассказа о летнем автопутешествии на Байкал. Хочу еще раз сказать спасибо всем читателям, заинтересовавшимся, прокомментировавшим. Очень приятно, прочтений много, комментов тоже и, главное, все положительные. Видно, людей интересуют здешние места. Задают вопросы. Отвечать в комментариях как-то неинтересно, ненаглядно. И это, а также осенняя меланхолия подтолкнули меня на создание этого... блин, не могу подобрать слово, вроде и не рассказ, и не комикс, надо дрому уже как-то окрестить этот формат…

Последней каплей стало то, что листая прошлогодние фотографии, я наткнулся на зимние фотки с поездок на «Талую» и «Солнечный». Зимняя чистота на фото так отличалась от того, что за окном… Нет, зима лучше такой осени! Когда это опубликуют, зима уже наступит (ожидание от отправки до публикации в прошлый раз заняло почти месяц, или так показалось), будет как раз то же время, что и на фото год назад. Поэтому возможно, что-то, кому-то пригодится из этого повествования, а кого-то, может, оторвет от теплого дивана :).

Раз уж повествование начинается с п. Магистральный, хотя речь не о нем, привожу свои последние фото его окрестностей. Фото были сделаны 20.10.2013 г. Проснулся утром в воскресенье, посмотрел в окно, схватил фотоаппарат, прогрел машину и устроил покатушки по району с фотосессией.

Река Киренга, еще не замерзла, по ней идет шуга. Вода парит, т.к. температура воздуха в тот момент была -17. Все это действие почему-то здорово поднимает настроение.

Прибрежные деревья и кусты в инее. На следующем фото видно, как сильно обмелела в этом году река. За кустом береговая линия, а черная полоса, это голое каменистое дно реки. Все, наверное, слышали в новостях, что в этом году был сорван «северный завоз», т.е. судоходство по реке Лене, по причине ее небывалого обмеления, так вот Киренга — это один из ее притоков. Дальний Восток в этом году топило, а у нас в Восточной Сибири реки сохнут. Беда.

Это не туман, это «изморозь» мельчайшими снежинками опускается на землю:

Вот такие кружева:

Магистральный:

Д. Ключи:

Виды со скалы и утеса возле д. Ключи. Скала находится выше по течению реки и собой как бы закрывает деревню от водного потока. То есть с одной стороны горы река бьется в скалу и вынужденно делает поворот, а с другой находится деревня и из-под горы бьют минеральные ключи. Ощущение, как будто часть воды Киренги просачивается через скалы и обогащённая минералами вытекает к людям.

Снизу скалы смотрятся совсем по-другому, они словно пики, устремленные в небо.

Полчаса назад я был наверху, видите сосны на скале?

Обратная сторона горы, со стороны деревни:

Минеральные ключи, бьющие из-под горы, образуют протоку, которая не замерзает даже в морозы.

Ну, а это я просто не мог не сфотографировать!

В тот же день моя семья, под впечатлением сделанных мной фото, выдвинула требование: вези нас туда. Но, пока прособирались, наступил вечер, то есть мы попали уже на закат. И это не менее красивое зрелище.

Однако, пора перенестись немного в прошлое…

Первая поездка состоялась в конце ноября прошлого года, на выходные решили с женой съездить на курорт «Солнечный» (Гоуджикит), отдохнуть, зарядиться положительными эмоциями.

Из прошлых отчетов вы знаете, что дорога через Дабан и до него летом плохая, так вот, в зимнее время — это как повезет. Дело в том, что снега там выпадает прямо ну очень много (с западной стороны, то есть с нашей). Если повезло и дорогу почистили, то от Магистрального до Солнечного можно доехать за 3 часа. Но если не чистили или просто идет снег, то путешествие может затянуться. Чищеная дорога — как в Сибири принято говорить «зимний асфальт», его ждут, как весной ждут речники схода льда и начала навигации на р. Лене. Это возможность безопасно добраться куда нужно, доставить груз, заработать денег. Когда грейдер чистит дорогу, он срезает кочки и присыпает снегом ямки, дорога получается ровной, почти как асфальт. По краям дороги большие отвалы снега, которые не дадут тебе вылететь с дороги, хотя как стараться. Передвигаться по такой дороге можно с хорошей скоростью, главное вписываться в повороты, чтобы не откапывать потом машину из снежного отвала.

Если же дорогу долго не чистят, происходит следующее: выпадает снег, проходит машина, делает колею. Снег постепенно присыпает колею, проходит следующая, прикатывает этот снег. Снова и снова. Никто не хочет съезжать с колеи, в итоге это уже не колея, а скорее ледяные рельсы, высота которых может достигать высоты целинного снега. Рано или поздно с такой колеи сбрасывает, и машина вязнет в рыхлом снегу.

Самые важные вещи в такой поездке, это лопата и трос. Даже если не вылетишь с дороги, можешь просто застрять, разъезжаясь со встречной, или просто может дорогу перекрыть какая-нибудь фура. Тогда два варианта: или помогать откапывать и вытаскивать застрявшего, или (если первое невозможно) копать новую дорогу. Вообще, помогают здесь всегда. Если стоишь, каждый останавливается и спрашивает, что случилось, чем помочь, потому что каждый знает, что может оказаться на твоем месте.

Ситуация сильно обостряется, когда идешь в подъем. Есть довольно крутые участки, и даже если фартит и нет ни встречки, ни памятника посреди дороги в виде замороженной фуры, то обязательно есть ямы от этих самых буксовавших фур. Сбрасывать скорость нельзя, а то «прикуришь» тут же, машину откровенно жалко, на морозе и так все сайлентблоки и стойки задубевшие, а тут еще такие прыжки по ухабам. Да и страшновато бывает, поддон пробить можно, как потом ее отсюда тащить? Когда и чем? А на улице за -30.

С учетом всего вышеописанного такая поездка становится целым событием. Тут и адреналинчика хапнешь, и красотами налюбуешься, и отдохнешь активно. Конечно, для такой поездки желательно 4 везде и клиренс побольше, но за неимением такого, едем на том, что есть. В этот раз это была Тойота Раум. Моя машина была в ремонте, поэтому поехали на Ромке жены.

Сомнений в трудяге Рауме не было, он зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый помощник. Клиренс небольшой, но это компенсируется тем что база короткая и короткие свесы, в общем, за время эксплуатации не цеплял ни днищем, ни поддоном ни разу. Поездка получилась, можно сказать, спонтанно, завезли детей бабушке в Улькан и стали звонить на курорт Солнечный, узнать есть ли свободные номера. Долго не могли дозвониться. В итоге выехали поздно, Дабан штурмовали часов в 9 вечера, т.е. ко всем невзгодам добавилась еще кромешная тьма, ориентироваться не на что, видишь только ухабистую колею в гору.

Так с заносами, местами боком, залетели на Дабан. Пару раз, конечно, «выхватил» в тех самых ямах и на одном из многочисленных мостиков. Если идет встречка или нужно обогнать, ныряешь с колеи в снег и, не снижая скорости, держишь плавающую машину. Результат — оторванный правый передний подкрылок. В общем, адреналинчик в крови присутствовал, тем более, что хоть в темноте и не видно, но есть места, где если слететь с дороги, то никто не достанет, да и доставать может быть некого.

На верху граница с Бурятией, дорога, как всегда, сразу становится чистой. Так в любое время года.

Приехали на курорт часов в 10. Сняли забронированный по телефону номер и пошли купаться в горячих источниках. Здесь два бассейна, один горячий, другой очень горячий. Находятся прямо под открытым небом, вокруг снежные горы, мороз, а ты плаваешь в горячем бассейне, только мокрые волосы на голове замерзают.

Выбирал самую приличную фотку :).

Вид из окна гостиницы: за этим домиком и находится бассейн. Заходишь внутрь, оплачиваешь, проходишь в раздевалку и выходишь с другой стороны на улицу к бассейну.

Вода серо-водородная, поэтому очень скользкая, как будто мыльная и попахивает немного яичком тухлым. Но зато очень полезная от многих болезней: сердечно-сосудистых, болезней суставов, кожи и многих других. Приезжают сюда специально подлечиться. Но мы пока тьфу, тьфу, поэтому терапевтического эффекта не заметили. Однако расслабляющий эффект потрясающий. Спишь после приема ванн как убитый, тебя просто размазывает по постели, не каждая русская баня дает такой эффект.

С утра как новенький. Снова покупались, повалялись, покушали в кафе и пошли кататься на горку. Горнолыжной трассой ее, конечно, не назовешь, но подъемник есть и горка довольно длинная. Есть прокат лыж, сноубордов, ватрушек. Недалеко, километров в трех по дороге в сторону Северобайкальска есть настоящая трасса с названием «Большая медведица», эта, стало быть, «Малая». На «большой», как нам сказали, еще не было достаточно снега, и она не работала. Да мы лыжники и сноубордисты пока настолько начинающие, что еще не начинали и поэтому довольствовались ватрушкой. Тоже прикольно!

Назад решили выехать пораньше, чтобы ехать по светлу и пофотографировать горы. Эти фото вы и видите, думаю, комментарии к ним не нужны. Жаль, фотоаппарат тогда был простенький.

Самая верхняя точка перевала, белее снега я, наверное, не видел…

Пошли на спуск…

Место, где протекает тот самый ручей, которого летом многие боятся:

Вокзал Кунерма, от самого поселка осталось только несколько домов.

Прикольная сопка, поросшая сосняком, наяву кажется как будто она мохнатая :).

От Дабана шли разношерстной колонной из шести или восьми машин: пара крузаков, нива, остальные такие же японские пузотерки. Как я понял, две разные компании, но в каждой есть джип для подстраховки. Сбились в колонну спонтанно, сначала я догнал первую компанию, потом вторая уже догнала нас. Ни у кого не появлялось желания обгонять, все расслабленно, выплеснув все эмоции наверху, просто ехали дружно со скоростью 50-60 км в час.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВТОРОЕ. «ТАЛАЯ ».

Вторая «вылазка» произошла в конце февраля. Наши хорошие знакомые собрались на «Талую» и зазвали нас с собой. Талая — это минеральные источники, которые находятся на живописном берегу реки «Киренга» , в 30 км от поселка Улькан. Близилась весна, хотелось природы, и там я не разу еще не был. Поэтому согласились охотно и собрались быстро. Средством перемещения в этот раз была Камри.

Подъезжаем к базе:

По количеству машин на парковке можно сказать, что место достаточно популярное.

Сама база это ряд вагончиков, столовая, баня, брусовая гостиница. Есть прокат лыж, летом бассейн. Но едут сюда не за развлечениями, а за водой. 17 источников с минеральной водой расположены в километре от базы и растянуты вдоль берега реки Киренга. Источники гидрокарбонатно-кальциевые, холодные. Но ни сами источники, ни вода в реке в этом месте не замерзает ни в какие морозы. До источников ведет тропа через лес. Каждый родничок подписан, от чего помогает вода. Есть для желудка, для почек, для глаз, для мужского здоровья и для женского.

Тропа к источникам:

Первый находится не доходя до берега Киренги:

Ель, выросла прямо на камне:

Вот и берег:

Пробуем воду из разных источников, набираем по заказу мамы. Хоть родники и находятся близко друг от друга, вода отличается по вкусу и ощущениям. Из глазного источника мне показалась какой-то густой.

В Улькане эту воду разливают по бутылкам для продажи, но в розлив идет вода только для желудка.

Прозрачная вода Киренги:

Незамысловатая реклама:

Вернувшись, устроили небольшой пикничок. Ну, раз почки подлечили, можно и коньячку :).

Коньячок потом выпарили в баньке и поехали домой.

Охрана спит, служба идет:

Вообще, минеральных источников в этих краях много, есть те, до которых добраться очень трудно, а есть совсем рядом, как например, в деревне Ключи. Раньше недалеко от Улькана была баня, которая стояла прямо на радоновом ручье, паришься в бане, открываешь люк в полу и плюхаешься в ледяной ручей. Потом она, к сожалению, сгорела.

Интересные здесь места, красивые, богатая природа, хорошая рыбалка.

Отлично!!! У вас уже зима, а в Омске даже снега нет.

ЭХ КРАСОТА!!!

5+от души! Молодца!

5+ от души! Молодца!
Красиво , у НАС там на севере области надо как-то посетить эти места.
Молодцы что так с детьми прокатились.

Да красота! Знакомые места в 2006 в декабре королку гнал из Бодайбо прикурили по дороге 5 суток добирались до Иркутска.

Russia
Сибирская красота.
Автору - респект, что замечает это и дает возможность другим увидеть.
Dura Lex, Sed Lex

Южный Урал
Рассказ зачет!
Вперед, Магнитка!!!

Отличные места, бывал там пару раз, ещё охота!

Э-э-х-х! Хорошо! Почти по Пушкину - мороз и солнце...

Красиво

Эх Ключи, Магистральный..........Родина моя! Спасибо за отчет, с удовольствием увидел родные места.

Moscow - Seoul - Ho Chi Minh - Taipei
Давно не видел такой зимы)

MTG

Все мечтаю... Ни как собраться не могу, все на море да на море.

Алексин
Замечательные фотки,сам бы прокатился туда,да далековато)

Раньше частенько туда залетали, особенно летом - завозили туда на вертолете МИ-8, на 15 дней работников той нашей организации, в которой и сам работал. Это с города УстьКута, но вода там полезная только на источнике, если пить, а если с собой брать она быстро теряет свои свойства. Автору большое спасибо за фото и рассказ.

Аналогичные источники есть и в Тункинской долине, Саяны кругом,красота неописуемая

Раздразнил только)))

В Магаданской области тоже есть поселок Талая,славен своей минеральной водой и целебной грязью
Мой отзыв: Toyota Estima 2001

Красиво,люблю зиму!

Новых – красивых – добрых поездок и бери машину на больших колесах в Ваших краях столько чудесных мест…, что ездить надо дальше от общих дорог и писать о них все свободное время! Удачи Вам в ваших путешествиях.

В 2009-м был у вас в Магистральном в командировке, далее в Казачьем и в горы за него,геологоразведка там стояла... Эх влюбился я тогда в те края,еще и на машине туда и обратно проехал из Новосибирска,снова хочу там побывать и на север Байкала попасть. Бог даст - совершу. Автору удачи и спасибо за отчет!
Все будет...
Мой отзыв: Nissan Cefiro 2001

Молодцы!!!Очень красиво!!!

Курган- Сочи- Краснодар
Да Кичера, Ангоя, Дзелинда, Улькан, Дабан, Кунерма - как музыка эти названия, бывал я в этих краях, аж сердце застучало быстрее глядя на Ваши фотки, спасибо!
Ненавижу
Мой отзыв: УАЗ Буханка 1996

Enostr:
Да, давным-давно эти названия звучали во всех газетах- в Союзе "свирепствовал" БАМ, комсомольская стройка.
А вот, проехав, относительно недавно по этим местам, увидели печальное зрелище - пыльные полузаброшенные поселки, облупившиеся памятники былым "трудовым подвигам" на их окраинах и пустынная железка - главный памятник миллиардам закопанных в землю и разворованных рублей.

Фотографии классные!!!)

Да и изложено всё тоже в хорошем стиле...)

Спасск-Дальний
между п.Улькан и п.Магистральный раньше была деревня Новоселово и п.Окунайский интересно они сейчас есть? Причем Окунайский был как бы из двух частей, что там сейчас есть?
А про воду не совсем правильно выше сказали она не теряет свои свойства, ведь минералы не улетучиваются. просто когда она немного постоит да еще в пластиковых бутылках теряется ее свежесть.
А места там у вас действительно красивые, и минеральных источников по тайге очень много, причем ключи бъют и в болтистых местах и в близи рек и гор.
если есть фотки самого магистрального, и поселков рядом то выложите посмотреть, кстати, а станция ж/д названа вчесть речки Киренга. Раньше я помню по этой реке катер ходил Заря вроде назывался. сейчас что ходит интересно?

Спасибо, рад что у нас есть такие места, но сам далеко и едва ли там побываю

Ванкувер
Потрясные места, я гостил у вас ранней весной 2008 года, был на Талой в Ключах и по окрестностям, очень хочу побывать зимой, настоящей сибирской зимой!!!
Мой отзыв: Toyota Camry 2001

вспомнились рассказы Трофимова,по Киренге и Улькану,с детства зачитывался,доведется ли там побывать,не знаю,спасибо за отчет,понравилось
Порой мудреем мы с годами ,порой сие обходит нас ,бредем по жизни дураками,и чтя судью блюдем указ.

Класс! Фотки вообще супер - настоящая зимняя сказака! Вот эта красота конешно! Молодцы!!!
лучше на старой и железной, чем на новой и пластмассовой.

а что летом чрез Дабан нет дороги?
почему туда все только по зимнику едут?
Рено Дастер 2л АКП

qazedc753:
- да эти деревни есть и сейчас, фото магистрального можете посмотреть в другом моем отчете ( ссылки в конце этого рассказа)

Завулон:
а что летом чрез Дабан нет дороги?
почему туда все только по зимнику едут?
-дорога есть, читайте летний отчет (ссылка в конце рассказа)

Усть-Кут
Всем большое спасибо за положительные комментарии !!! новый отчет будет немного нетрадиционным, он уже готов, осталось подкорректировать и отправить.

BARNAUL
Сибирь зимой - это всегда красиво.

Хороший отдых на природе,красивые фото,молодцы.

Сибиряки дружно тоскуют по Зиме и Снегу :)

Автор, ваши фотки - замечательные! композиция и свет во многих - выше всяких похвал.

Прекрасно вас понимаю, когда в далеке видишь Горы... это что-то. в душе что-то шевелится и манит.... Живу в пригороде, по дороге в Иркутск с горы виден Хамар-Дабан... гипноз просто, боюсь в кювет уехать :)

А теперь снова и Гранитный есть

По таким дорогам на пузатере - респект!
Миха на приусе

Офигенные фотки!
Тёплый ламповый джинн.

В поселке Окунайский, до начала девяностых годов, теперь уже прошлого столетия, находилось головное подразделение учреждения КИ-450 системы ГУЛИТУ МВД СССР. Туда свозился на переработку и отгрузку лес, заготавливаемый в отделениях, располагавшихся на реках Ханда и Типуй. Для этого была построена хорошая гравийка до поселков Гарбич и Типуй. Объемы заготовок достигали полумиллиона кубометров в год, и командовал этой конторой целый генерал. Я и фамилию его помню. В то время на всю Иркутскую область, вместе с ним, генералов было 4-5 штук. Не то что сейчас: плюнешь - в генерала попал. По этой лесовозной дороге, а потом по зимникам, можно было выйти на Жигалово. А как сейчас? Вроде газовики там копались. Что то сделали?

Усть-Кут
на Окунайке сейчас нет колонии, поселение только возле Улькана. Также занимаются лесом, там наверное и сейчас есть свои генералы. Дорога через Жигалово есть, нефтяники стоят на Ковыкте, в том районе она плохая, но маршрутки с Магистрального до Иркутска носятся каждый день.

Хорошие фото!

красота!!!!!

Сообщений: 2043
Спасибо за рассказ и фото! Молодцы, что детей приобщаете к красоте. Удачи вам.

п.Улькан, Иркутская обл.
железка не пустынная. поездов идёт много.начали ложить второй путь и будут бить второй тонель через байкальский хребет.
Nissan Atlas P4F23-033536
Nissan Sunny FB14-507680

Большак:
Ну, и слава Богу. Печально было бы, если столько труда пропало. В 2006, когда ездили на Байкал, поездов было очень мало.

Krsk
Спасибо за рассказ и фото! Как все знакомо-Талая, Гоуджекит, Малая медведица, Даван, Кунерма, сколько приключений и воспоминаний связано с этими местами))
Про колонну, которой двигались через перевал- в точку, в тех местах водители рады редким машинам и стараются держаться вместе, особенно в непогоду, в сильный снег или ветер. И всегда останавливаются, если видят стоящую машину, спрашивая не случилось ли чего и не нужна ли помощь.
С удовольствием прочитала все рассказы автора, фото класс!!! Буду ждать еще рассказов об этом суровом и красивом Северном крае.

Уссурийск-Пенза.
Все очень здорово! Ностальгия........Сам работал в п. Магистральный. Конец 80-х! Была такая ЛПК-99. Командовал майор. Николай николаевич (между собой звали- Два Коли) Когда первый раз поехали за лесом, и на перевале увидел горы, был очень удивлен! Видимость обалденная! Вроде, вот они, рядом! Сибирь. Люди какие там!
Если бы понты светились-в России были бы белые ночи.......

Красиво у вас! Очень! И жена очень красивая!
Летом, дай бог, опять в ваши края поеду.
Когда перевыборы модератора грузовой ветки???

Норм!)
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.

"Проснулся утром в воскресенье, посмотрел в окно, схватил фотоаппарат, прогрел машину и устроил покатушки по району с фотосессией."

Уважаю!))) Классно! и фотки просто замечательные.
Viam supervadet vadens

ПодБарнаулье..)
В прошлом году весной выезжали с Таксимо, тоже проездом были на Солнечном, понравилось. Тоже до сих пор вспоминаю сон после ванны, правильно сказал - буквально размазывало по кровати, хотя почти сутки провел за рулем, трех часов сна хватило на дорогу аж до Усть-Кута.
Как недавний Бамовец очень рад за местных, что пошло какое-то развитие РЖД. Может и автодорогу с Северобайкальска до Таксимо подшаманят... хотя бы мосты...
Автору спасибо за рассказ, как сам снова там побывал!!!
Авто "Сухарик тостер"- так называет его Теща :-)

Очень красиво! Удачи Вам в жизни!

Кемеровская обл. Тисуль
Прекрасное зимнее путешествие!

Ирк. и обл.
Автор однозначно нехило наделен талантом повествования и искусством фотографии! Природа великолепная, виды потрясающие! Север манит своей красотой и суровостью!

Спасибо за рассказ и фотографии! Вроде сама уже насмотрелась на природу, но не перестаю восхищаться. В комментариях кто-то с презрением отозвался о БАМе. Не надо так, обидно нам. Вы думаете Вам со стороны виднее. Те года были самые лучшие, кого угодно спросите. Это кому-то надо было нас обгадить, что бы прекратить вкладывать деньги на дальнейшее развитие и началь воровать. А "железка", как пишите, вовсе не ржавеет, уже с нагрузкой не справляется, вторые пути скоро будут и тоннель на Даване второй начали строить.

[quote=Val125]красота!!!!![/qu ote]
Тож это же сказал ранее..)
Действительно-красотаааааа!!!! !!)))

Очень красивые фото, хочется увидеть эти места!

Денис
Здравствуйте!!СПАСИБО ВАМ за очень красивые фото и описание маршрута!! Я была на горячих источниках в С-Байкальске . Была на Талой,только это было давно... Очень понравилось...Снег чистый,места девственные,просто не верится,что есть в наше время такие красивые места... ,но они есть!!!! Обязательно посетите....Я тоже хочу,может после Нового года....Загадаю желание....Вдруг сбудется!!!

Отдыхать всегда классно. Был в этих местах во время срочной службы зимой 1986-1987 г.г. в составе сводного батальона. Нас собрали и привезли из разных гарнизонов Монголии. Жили в жутких условиях в лесу в 3 км от п..Магистральный в возведенных из доски пятидесятки сараях. С наружней стороны, отступив 1 метр от стен, снегом утеплились как могли. Сухих дров не было. Отапливались свежеспиленным лесом, который естественно не хотел гореть. Спали на сбитых нарах одетыми, шапки ушанки завязаны плотно, сверху на себя матрац или шинель. максимальные морозыббыли - 55 градусов. От нашего дыхания пар оседал в виде льда в верхней части дощатых стен и к концу командировки толщина составила около 20 см. И этот лед не таял. Еду готовили наши повара в армейской кухне. Они накладывали кашу в ведра и часто когда ее приносили в сарай для трапезы еда была замерзшей и ложкой ее отковырять было нельзя. Такой же был замерзший и хлеб. Ножом его не возмешь. Рубили топором. Строил наш батальон дорогу в тайге. Рубили лес, экскаваторы копали грунт, грузили, самосвалы возили грунт, грейдеры планировали дорожное покрытие. Постепенно почти вся техника по разным причинам перешла на воду. Антифриз не давали его просто не было. Да еще офицеры требовали после работы глушить технику, не смотря на морозы. Поэтому каждое утро процесс заводки машин и тракторов отнимал большую часть сил. Снег с вечера ставили на буржуйки, утром разливали по железным канистрам и прямо в сараях где спали с помощью паяльных ламп доводили воду до кипения. Укутывали канистры и бегом до машин. Пока одну канистру заливаешь, другую рядом боец обнял и греет паяльной лампой, потому как замерзало на таком морозе все моментально. Но когда третью часть техники разморозили, в конце февраля нас вывели оттуда. Так что о красоте нас окружающей меньше всего было время думать.

F можно пару-тройку фотографий с Талой, пишем про нее, а фоток нет

Фотки супер. Несколько лет назад у меня появились камни в почках. Мне привез сын воду ТАЛАЯ и камни исчезли.В 2018 году камни вновь обнаружились. Сын привез мне ТАЛУЮ надеюсь растворить камни. Счастье иметь такого сына. Воду привез лично из Иркутска в Новосибирск на машине. Спасибо ему мало сказать. Прочитал, что вода теряет свойства со временем. Не верю, т.к. сам испытал на своих почках.

спасибо за информацию, в ноябре поедем на Талую, посмотрим всё своими глазами.

Респект автору. Я везде до единого запечатленного на всех фото места лично побывал. Скала в д. Ключи называется вроде бы Марьин утёс.