|
Кемерово — Нижнеудинск — где-то между Слюдянкой и Байкальском — где-то между Энхалуком и Сухой — Баргузин — курорт Алла — Курумкан — Горячинск — Иркутск — Красноярск (по местам ночевок).
Итак, очередной рассказ об очередном семейном путешествии. Снова лето приближалось неотвратимо. Очередная ипотека требовала быть экономными (в разумных пределах). А закончившие свое действие загранпаспорта (новые не делали, чтобы не было соблазна) не давали возможности надеяться на горящий тур.
На машине в Горный Алтай не то, чтобы не хотелось… На «пузотерском недоприводе» объехали там уже многое. Нечто WDовое и с приличным клиренсом еще не приобрели (сильно захотелось после этого путешествия). Были мысли отправиться в конный тур, но подростков (сыну 14) в интересные туры не берут, а в 2-3 дневный — смысла не видели. Да и ценник на троих выходил уже далеко не бюджетный. В Горный все же в сентябре съездили вдвоем (прочитать можно здесь https://travel.drom.ru/25412/).
Казахстан? Что-то отзывы про соседей ПОКА не вдохновляют (может и зря), да и машинка, судя по отзывам, нужна, опять же, серьезная.
Байкал? А почему бы и нет (но не в смысле: ну нет, так нет).
Перечитываю отчеты на Дроме, постепенно складывается картина привлекательных мест Байкала. Супруга хочет на Ольхон (и еще в Северобайкальск). Ольхон как-то отпугнул перспективой простоять пол-отпуска в очереди на паром (примерно так потом и оказалось в Усть-Баргузине). Северобайкальск проблематичен дорогой до него. Судя по рассказам, восточный Байкал представлялся поинтересней и более доступен автомобильно. Поспрашав на форуме https://forums.drom.ru/travel/t1151910654.html, окончательно сформировал план маршрута по восточному Байкалу: от Энхэлука до Баргузинской долины, включая Забайкальский национальный парк. Спасибо всем форумчанам и авторам рассказов об автопутешествиях, кто не ленится описывать свои путешествия и отвечать на вопросы на форумах.
Теперь, когда выбрано направление, начинаем подготовку к путешествию. В этот раз фразу «машина традиционно никак не готовилась» употребить не могу. По пробегу на очереди была замена ремня ГРМ. Также сделана диагностика подвески: правый ступичный подшипник, стойки стабилизатора и сайлент-блоки под замену. Ещё требовали замены задние тормозные колодки. Меняю ремень, правую ступицу (меняется в сборе) и колодки. Стойки стаба и сайлент-блоки покупаю и беру с собой (были заменены сразу по приезде).
К имеющемуся туристскому снаряжению (палатка, спальники, коврики, матрац, стулья, стол, посуда, тренога) в этот раз докуплен шатер Trek Planet Siesta (http://trek-planet.ru/shop/tents/tents/item_3820/), самонадувающиеся подушки, газовая горелка/резак, разборный мангал Forester, кемпинговый фонарь и что-то еще по мелочи. Забегая вперед: шатер показал себя в путешествии с самой лучшей стороны, очень рекомендую; мангал тоже понравился (правда, воспользоваться удалось всего лишь раз); в кемпинговом фонаре http://www.eraworld.ru/ru/catalog/lanterns/turists/detail.php?id391=66027 при первом же падении с высоты столика на землю отломились ушки крепления батарейного отсека, но скотч помог исправить это недоразумение до конца путешествия.
Навигация. Обновлен Навител до версии 7.5, скачаны и установлены карты России в последней версии. Дополнительно отсюда http://www.gps-baikal.ru/ скачаны карты Прибайкалья (по совету форумчан), установлены в навигатор (устанавливать в корневую папку, в папке Maps не индексируются).
Сын, по принципу «из двух зол выбирают меньшее», решает ехать с нами (альтернатива — «на деревню к бабушке»). Жене отпуск на работе удается взять только на 16 дней, катастрофически мало для путешествия с учетом дороги туда-обратно, но лучше мало, чем никогда. В пятницу дочь отвозим к бабушке в деревню, в субботу сумасшедший день по закупке всего и вся, укладка багажа, последние «читки» интернета и в воскресенье 14 июля в 8 утра стартуем из Кемерова на Байкал «на разведку». Машина Opel Zafira, 2007 года, объем 1,8, роботизированная коробка.
Дорога туда. Первоначальный план состоял в ночевках в Красноярске и в Иркутске с последующим переездом в Энхэлук. Но форумчане, учитывая расстояния между вышеописанными городами (Кемерово — Красноярск что-то ближе к 600 км, Красноярск — Иркутск 1100 км), рекомендовали не заезжать в города (кстати, так я узнал, что в Красноярске и Иркутске существуют объездные дороги), а промежуточно встать на ночевку где-нибудь в районе Алзамая (знаменитый кемпинг «У Петра», сейчас конкурирующий с «Палладой» напротив). Решили воспользоваться данным советом. Миновали Красноярск около 15 часов по местному времени. Асфальт по Кузбассу (за исключением мест ремонта) на твердую четверку, в Красноярском крае практически так же хорошо вплоть до Канска (исключая Ачинск, где как-то похуже). Ужин в Канске.
Канск. Дело в том, что туда ехали не включая навигатор, по знакам «Главная дорога». В Канске по «Главной дороге» ушли налево (видимо, дорога для грузовиков), потом выехали в обитаемое место, на светофоре по Главной ушли налево, затем «желтый ромбик» показал направо (практически на 180 градусов), непрезентабельная заправка и «конец дороги», т.е. асфальт постепенно превращается в подобие прифронтовых дорог с ямами и рытвинами. Возвращаемся к заправке. «На Иркутск туда»? «Туда, туда»! Включаем навигатор (действительно, «туда»), продолжаем движение в указанном направлении. Дорога все хуже (это для избалованных кемеровчан), постепенно уходит в какой-то лес… Наконец, выезжаем на развязку и благополучно минуем Канск (обратно ехали с навигатором и этого участка избежали, но городским властям должно быть очень стыдно за состояние дорог в городе).
После Канска: от Нижнего Ингаша до Нижней Поймы — участок практически идеального покрытия, далее один из двух наиболее протяженных (он значительно меньше) участок ремонта/объезда по гравийке около 5 км. Один из немногих неприятных моментов в путешествии: синий Fit, вплотную прижимаясь к впереди идущей машине, начинает обгон с резким перестроением на встречку после начала моего маневра, вынуждая меня уйти полностью на обочину встречки. Слава богу, все обошлось. Сначала подумалось про неприязнь у водителя к 42 региону или к продукции Opel, но дальнейшие наблюдения за его действиями позволили сделать вывод, что это такая своеобразная тактика: не нужно «высоваться», чтобы обогнать — кто-то сзади пошел на обгон, значит «можно», резко влево и пошел. Храни всех Господь от таких чудаков (на букву «М»)!!!
Доезжаем до «Петра» в одиннадцатом часу по нашему. Были поражены обилием машин на стоянках «У Петра» и «Паллады» с соответствующим отсутствием мест и там, и там. В «Палладе» одноместный номер должен был освободиться часа в четыре утра. Заправляемся до полного («Роснефть»), банку энергетика в себя и решаю (жена была против) ехать дальше, до Нижнеудинска. Кстати, про энергетик. Попробовал первый раз, нормальная вещь в экстренных ситуациях. Но без фанатизма: один знакомый «допился» до токсического неврита зрительного нерва (стало двоиться в глазах, струхнул ни на шутку), а другой после пары-тройки банок на голодный желудок описывал картину классической гипогликемии (резкого снижения уровня сахара в крови).
Так вот, продолжаю. Дорога от «Петра» до Нижнеудинска почти на всем протяжении очень хорошая, новая разметка в темноте выглядит как-то нереально, по-космически. Снова нас обгоняет неадекватный Fit. Доезжаем до Нижнеудинск заполночь. Пройдено порядка 1100 км. В сомнительном мотеле на въезде мест нет. Видим рекламу гостиницы Уда и едем туда (рифма, однако). В наличии один одноместный номер. Администратор троих селить отказывается (стоимость не помню, около 2,5 рублей). Хочу продолжить движение, пока не «срублюсь». Жена настаивает на ночевке в машине. В итоге побеждает здравый смысл (мнение супруги). Сын робко напоминает, что час назад «У Петра» его забыли накормить. Ну что ж, «война — войной, а жрать охота; ну или обед по распорядку». Находим открытую в это позднее время позную настолько отстойного плана, что… Но выбирать не приходится. Сам есть не хочу, ожидаю в машине.
Картинки из местной жизни. Когда зашли в позную, там скандалили с официанткой/буфетчицей местные «джентльмены», потребляющие под нехитрую закуску горячительные напитки. На угрозы официантки вызвать сотрудников правоохранительных органов они гордо ретировались на изделии японского автопрома не первой свежести. Через некоторое время наблюдаю следующую картину. Авто возвращается, «джентльмены», с трудом удерживая тела в вертикальном положении, покидают машину. С собой они привезли пару благородных напитков производства ЛВЗ России (количество лет выдержки определить ночью оказывается затруднительно). Напитки употребляются тут же (причем без применения какой-либо посуды). Затем двое «джентльменов» заходят в сие благородное заведение, а оставшийся, в метре от входа, справляет малую нужду на стену заведения. Такие вот нравы у «джентльменов» в славном городе Нижнеудинске.
В общем, часа четыре поспали в машине у какой-то заправки. Утром продолжили путь. После Нижнеудинска, за населенным пунктом Шеберта, начинается второй участок ремонта/объезда длиной более 19 км гравийки. От Вершины до Шеберты — крайне низкого качества дорожное покрытие. Завтракаем в Тулуне. Едем дальше. Около 12 дня по кемеровскому времени начинает клонить в сон. Сворачиваем в лесок, дремлем в спальниках пару часов, чай с вкусняшками и далее. Дорога по Иркутской области, за исключением редких участков, похожа на стиральную доску разной степени выраженности. Постоянная вибрация на руле вызывает болезненность в мелких суставах рук. В Усолье покупаем топор (мешок с топором и пилой благополучно забыли дома), чуть перекусываем на ходу. На светофоре Мерс немного задевает наше зеркало своим, следов не остается. Иркутск минуем по объездной. За населенным пунктом Моты начинается перевал протяженность более 50 км. Для не имеющих горного опыта будет интересно. Первые за поездку фото на смотровой площадке в Култуке, покупка омуля (горячего и холодного). Слюдянку минуем. Останавливаемся на ночевку в небольшом комплексе «Байкальский транзит» на трассе (кафе, гостиница, парковка, мангалы, баня, кролики на территории). Платим 2 рубля за огромную комнату (двухспальная кровать, диван, чайник, туалет с душевой кабиной, телевизор не смогли включить) + стольник за парковку авто на территории. После предыдущей ночи в машине — условия более чем приемлемые. Ужинаем в кафе + дегустация омуля горячего копчения под 150 граммов. Спать. За день пройдено 700 км.
«Нас утро встречает прохладой» и мелким дождем (предыдущие два дня стояла отличная солнечная погода с температурой 24-27 днем). Быстро завтракаем своими припасами, собираемся и стартуем. Дождь постепенно превращается в ливень. Порядка десятка километров до границы с Бурятией — «партизанские» дороги, на скорости 20-40 км упражнение «змейка» по объезду дефектов асфальта, прикольно, мля… В Бурятии перед Танхоем участки ремонта, объезда, иногда ямки. Дождь заканчивается. В целом, в Бурятии на основных магистралях, где нам пришлось поездить, неплохого качества асфальт или гравийка (особняком стоит Баргузинский район). По навигатору, не торопясь, часам к 15-16 (уже по местному), достигаем Энхэлука (Новый Энхэлук).
Чуть не доезжая, в районе Дулана, на холме справа по ходу движения, расположен историко-культурный объект Упсан-Лопсон — Владыка Байкала. От Дулана степная местность сменяется лесной. В Энхэлуке осмотр местности, есть неплохое местечко справа от въезда для «дикой» стоянки. В общем, Энхэлук — это курортного плана небольшой поселок, почти в каждом доме сдают жилье, много строится новых баз и усадеб. Есть пара колодцев с чистой водой (воду набирали там). Пара-тройка магазинов. Решаем смотаться до Сухой на разведку. После поворота на Энхэлук через пару километров асфальт кончается, начинается грейдированная гравийка. На протяжении 10-12 км между Энхэлуком и Сухой, между дорогой и Байкалом полоса смешанного (больше хвойного) леса с отличными песчаными пляжами. На противоположной (от дороги) стороне недавно была масштабная вырубка под ЛЭП, так что проблем с дровами не было ни у кого в этом сезоне. Места сильно напомнили Юрмалу, похоже на отдельные участки Обского водохранилища. Есть организованные стоянки, турбазы, но больше всего мест для «дикой» стоянки. Ближе к Сухой горячие минеральные источники. Последняя заправка Роснефть с 95-м бензином перед свертком на Байкало-Кудару (за сорок километров до Энхэлука). Находим место для стоянки и отдыхаем вплоть до воскресенья.
Байкальские закаты. Фоток с ними так много, что выбрать очень трудно.
Красиво очень. Садились с чаем (или вином) и наблюдали…
Купаемся, загораем, спим, едим, ежедневно посещаем горячие источники, любуемся закатами. И, конечно же, встречи с новыми людьми. Соседями по стоянке в первую ночь было многочисленное семейство (порядка полутора десятков) на Fiat Ducato с бурятскими номерами. Главу семейства зовут Амур, а у жены не менее поэтическое имя — Саяна. С Амуром я первый и единственный раз за поездку «употребил зло» в виде водки в несколько излишнем количестве (в его компании никто не пил, были практически женщины и дети), дружбу народов укрепляли, наверное. После них на стоянку встала семья из Хабаровска, Александр и Оксана с почти взрослыми сыновьями на Honda Stream. У них был интернет и возможность узнавать прогноз погоды. Ребята, привет если читаете!!! Машин с хабаровскими и якутскими номерами встречали очень много. В одно из посещений горячих источников встретились с фитотерапевтом из Иркутска, который предлагал травяные байкальские чаи. Прикупили пару сборов (очень понравилось).
Амур. Слева в беседке — его многочисленное семейство.
Прохладно… Но купались каждый день.
В воскресенье (21.08) утром завтракаем, собираем лагерь и выдвигаемся в сторону Забайкальского национального парка. Возвращаемся до моста через Селенгу, хотя можно проехать по неасфальтированной дороге до Турунтаево, минуя паром. Небольшой крюк вызван необходимостью починить пробитую покрышку на заднем колесе. Ремонт покрышки, продолжаем движение по М55. Навигатор предложил свернуть на паром в Ильинке. Решили послушать совета девайса. Пара машин была на нашем берегу, паром отчаливал от противоположного берега. Все удовольствие заняло минут 20 и 140 рублей денег. До Турунтаево дорожка неасфальтированная. После начинается хороший, местами просто идеальный асфальт до Горячинска. В Турунтаево пополняем запас продуктов, вина, вкусняшек. Практически на границе Баргузинского района, между Горячинском и Максимихой, хороший асфальт сначала сменяется плохим, затем сносной гравийкой и, километров за 10 до Усть-Баргузина, плохой гравийкой с участками строительства (новая часть дороги пойдет на строящийся мост через Баргузин, который обещают сдать чуть-ли не к концу года). В начале восьмого вечера подъезжаем к парому, «бесконечные» 2,5 часа ожидания и практически в 10 часов мы у въезда в Забайкальский национальный парк (http://npzabaikalsky.ru/). Платим сколько-то денег и въезжаем (с туристов, едущих первый раз, берут только за одни сутки; остальное доплачиваешь на выезде). Обратите внимание: последняя «Роснефть» с 95-м бензином на выезде из Турки (правда, еще есть менее приличная по виду заправка в Горячинске, но расстояние до Турки около 8 км).
Сретенский женский монастырь в районе села Батурино.
Очередь на паром в Усть-Баргузине.
Расписание работы парома в Усть-Баргузине. Говорят, возят и после 22 часов, пока не перевезут всех, но несколько дороже. К концу года обещают запустить мост через Баргузин, так что в следующий раз поедем веселее.
Немного справочной информации. Парк создан для изучения и сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал. Занимает часть восточного побережья озера. Включает в себя часть Баргузинского залива, Чивыркуйский залив, озеро Арангатуй, полуостров святой Нос, архипелаг Ушканьи острова и северо-западную часть Баргузинского хребта, обращенную к озеру (с наличием горячих источников). 49 видов животных занесены в Красную книгу РФ и Республики Бурятия. Обитают ценные породы рыб: омуль, сиг, хариус. Располагает прекрасными возможностями для различных видов отдыха, пеший и водный туризм, отдых на берегу, рыбалка, горные маршруты, экстремальные виды спорта.
Итак, въезжаем в Забайкальский национальный парк. Краткий инструктаж: зверей не прикармливать, не охотиться и бла-бла-бла. От въезда километров 8-10 приличной гравийки с песком, которая неожиданно сменяется такой, знаете, интересной дорогой, когда на проезжей части разной степени величины валуны и ямы, а вне дороги песок со скудной растительностью, на который даже с полным приводом боязно соваться. Но раз приехали — нужно двигаться вперед!!! С черепашьей скоростью, под мои маты и испуганные глаза (и весь организм) жены, медленно движемся вперед. Окончательно наступила ночь, благо, ясная погода и полная луна предоставили прекрасную обзорность. Места потрясающей красоты, слева Баргузинский залив, но сейчас нужно искать место стоянки. Понимаю, что съехав с дороги, обратно уже не вернусь, еду вперед. Местами стоят переднеприводные машины довольно далеко в песке. Супруга поинтересовалась, как они собираются выезжать. Ответ: «Пока отдыхаем, а там кто-нибудь вытянет». Наконец, дорога «расширяется» практически до трех полос. Находим удобное место, сдаю задом в песок, передние колеса оставляю на дороге. Разбиваем лагерь, ужинаем и с мыслью «Завтра сразу же назад» ложимся спать.
Но утро вечера мудренее. Оно встречает нас прекрасной погодой и полным отсутствием всяческого гнуса (ночью его тоже не было). На Баргузинском заливе штиль, Святой Нос в легкой дымке. Красота неописуемая (кто был — знает, кто не был — оценивайте по фото)!!! Завтракаем, принимаем решение доехать до Монахово, но сегодня выехать из заповедника. Оказывается, самую сложную часть пути мы преодолели ночью, далее дорога терпимее, а в горах уже совсем веселее. Доезжаем до Чивыркуйского залива, прекрасное место, вода чуть теплее. Судя по улову — прекрасная рыбалка. Есть даже пара-тройка мест, где можно остановиться с машиной. Но тогда не успеваем заехать в Баргузинскую долину. Поход на обзорную площадку на горе, фото, с сожалением покидаем Чивыркуй (в надежде вернуться). В одном из мест, пытаясь объехать сложный участок по песку, «глухо» зарываюсь ведущими колесами. Вдруг, как будто он ехал на нас, подъезжает УАЗ Патриот с хабаровскими номерами, накидываем трос и не без труда он нас благополучно вытаскивает. Ребята, спасибо еще раз.
Наш лагерь на берегу Баргузинского залива.
Полуостров Святой Нос и Баргузинский залив.
Творчество супруги от нахлынувших чувств.
На Чивыркуйском заливе (и 3 фото предыдущие).
Выезжаем из парка и движемся до Баргузина (около 60 км.). В Баргузине мост через одноименную реку. Дорога до Курумкана проходит по правому берегу Баргузина; если переехать через мост в Баргузине, то попадаем на левый берег. И на правом, и на левом берегу Баргузина, в Баргузинской долине (http://www.iloveburyatia.ru/2011/06/blog-post_1863.html) есть много чего интересного посмотреть. На правом берегу расположены несколько аршанов (насколько я уяснил для себя, аршан — это общее название источников в Бурятии), пара дацанов, изображение на камне богини Янжины (Баргузинский дацан), ступа Будды у подножия горы Бархан, курорты Аллы и Кучэгэра. Достопримечательности левого берега Баргузинской долины — Сувинская саксония, Камень-Бык и Ининский сад камней. Это основные, «брендовые» места долины.
Переезжаем по мосту на левый берег Баргузина и по навигатору (по картам GPS Baikal) движемся к Сувинской Саксонии (http://baikaler.ru/guide/sight/saksonskiy-zamok/), по пути останавливаемся на озере Большое Алгинское. По навигатору доезжаем до Суво (Суво по-эвенкийски - «конец дороги», т.е. дальше начинаются горы и тайга, основано более 200 лет назад). Виды очень красивые. Фото по дороге.
Большое Алгинское озеро (дорога на Суво).
Говорят, нечто подобное есть в Саксонии.
Начинает вечереть. Возвращаемся, поиски ночлега. В итоге за 950 рублей находим очень приятное место у Александра (не доезжая Баргузина километра три начинается населенный пункт, по-моему, Предкомбинат, его дом на берегу реки). Высыпаемся впервые за неделю в кроватях, а не в палатке. От широкой души Александр нам презентовал книгу, выпущенную к 90-летию Баргузинского района, из которой мы узнали много интересного.
Александр. Хозяин пристанища для усталых путников.
Понимаем, что далее осмотреть южную (левый берег Баргузина) часть долины уже не успеваем (сроки возвращения домой поджимают), движемся в сторону курорта Алла, осматривая по пути все достопримечательности правого берега Баргузина.
Баргузинский дацан (http://irkipedia.ru/content/barguzinskiy_dacan_gandan_she_duvlin) находится километрах в трех за населенным пунктом Ярикта. От дацана проложена тропа к лику богини Янжимы.
«Янжима — богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы — Сарасвати, легендарная создательница древнеиндийского языка — санскрита, давшего начало всем индоевропейским языкам. Для бурят Янжима — одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.
В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 г. был найден проявившийся на камне лик Янжимы. С того времени лик богини Янжимы стал предметом паломничества жителей Бурятии. Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини - это знак особого благоволения неба к забайкальской земле». (Цитата из сборных источников).
Дорога. Судя по качеству — это уже Курумканский район. Вообще, дороги в Баргузинском районе — самые плохие за все путешествие. Более отдаленный — Курумканский район — может похвастаться лучшим качеством дорог, как асфальтированных, так и грейдированных.
Деревянный новый мост. Судя по всему, в половодье здесь течет неслабая речка.
Не спеша, прибыли в село Алла. Сразу на въезде, налево, указатель на курорт Алла (километров 7 в горы). Прибыли, разбили лагерь. Есть домики, но погода позволяла встать с палаткой. Вечер был очень теплый (позднее узнали, что в этом плане нам очень повезло — обычно в этих местах жарко днем и холодно ночью). Планировали простоять пару ночей, но….
Из лагеря вниз, к речке Алла, проложена начинающая разваливаться лестница, ведущая к трем горячим минеральным источникам (отсюда и название «курорт» - освоенная и используемая с целью лечения, медицинской реабилитации, профилактики заболеваний и оздоровления особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры; источник wikipedia). Источники (условно, по словам местных жителей) делятся на «глазной», «пищеварительный» и «эндокринологический». Есть купель, выполненная из бревен. После купели можно окунуться в Аллу (но после купания в горячих источниках местные сильно не рекомендуют охлаждаться). Еще из «развлекаловок» можно сходить на небольшой водопад, вверх по течению Аллы идти минут 40; тропинка такая, что ошибиться трудно.
Наш лагерь. На заднем плане лагерь земляков из Кемерова (на Mitsubishi L200 и Honda CRV I поколения, их группу встречали все время от въезда в долину и до выезда из нее). Как покажет завтрашнее изменение погоды — место для лагеря выбрано неудачно — как раз на пути потока дождевой воды.
Купель на горячем источнике. Видна лестница в лагерь. Труба на переднем плане — для добавления холодной воды в купель (просто опускается в речку).
У костра вечером (если кто не понял).
Прогулялись до водопада. Под дождем. Ничего особенного.
На следующий день решаем отдыхать. Посидели в купели. Сходили на водопад. Начался и постепенно усиливался дождь. Снова пошли в купель и провели там несколько часов (мошкара сожрала все ноги, и незаметно как-то). Сын, спавший в палатке, пришел с грустной вестью — нас затопило. Дождевая вода со склонов пошла как раз через нашу палатку (отсутствие туристического опыта при выборе места, но опыт без потерь не приобретешь). Так как завтра с утра все равно планировали уезжать, решаю собирать лагерь и ехать ночевать где-нибудь под крышей. При выезде с «нашей полянки» (поворот градусов на 90, спуск-подъем, камни на подъеме) сам подняться не смог, душит ESP, не дает буксовать. Прошу ребят на Мицубиси дернуть. Спасибо землякам за помощь. При маневре стянуло назад, оторвал крепление брызговика и подкрылка (кронштейн обломился в бампере). Креплю подручными средствами (подкрылок буквально лежит на колесе). Доезжаем до Курумкана потихоньку, останавливаемся в гостинице (небольшой номер с тремя кроватями, санузлом и телевизором 1600 рублей), ночуем.
С утра еду в автосервис. Удивила очередь из дюжины машин на шиномонтаж (хотя, учитывая состояние дорог, удивляться нечему). Дожидаюсь слесаря. Вдвоем, при помощи саморезов и проволоки, закрепляем брызговик и подкрылок. Мчимся к парому. Есть желание сегодня добраться до Иркутска. Но человек лишь предполагает, а у Бога свое видение ситуации. «Долгие» 2 часа при въезде сюда оказались разминкой по сравнению с 6 часами в очереди на пароме в обратную сторону. Ах да. Дождь, начавшийся ближе к обеду накануне, так и шел всю ночь и весь последующий день.
Примерно так выглядела машина в очереди на паром.
Переправляемся, дело ближе к вечеру. Быстренько (насколько позволяет дорога) доезжаем до Горячинска, встаем на ночлег в каком-то месте (по-моему, тоже 1600 было, но туалет и горячий душ — на улице).
При выезде из Горячинска зад начинает ощутимо бить. Разбалансировка? До самого Турунтаево НИ ОДНОЙ автомойки и работающей шиномонтажки не было.
Снимаем все колесья (это заднее), чистим (смесь глины и песка после предыдущих двух суток дождей оказалась очень крепкой, пришлось для скорости применить молоток, щеткой скрести было долго). На всякий случай балансируем. Техническая мойка (спасибо девушке на автомойке, выкроила немного времени во время своего обеда) и в Иркутск, где забронировали квартиру по телефону.
Еще одной ошибкой была дорога через Улан-Удэ, минуя паромы через Селенгу. В итоге, в пробке провели часа три.
«Крайний» закат на Байкале, из окна машины.
К перевалу Култук — Моны подъезжаем уже в хорошие сумерки. Перевал супруге дался очень тяжело (она хоть и не ведет машину, но контроль за дорожной ситуацией требует напряжения всех моральных и физических сил :)). Вечер пятницы. Весь Иркутск, видимо, устремился на Байкал. Трафик потрясающий!!! Много мелких аварий, один «перевертыш». Основной автопарк с правым рулем, встречка слепит. Ну и «джигиты» на ВАЗовской продукции, куда ж без них-то. К Иркутску добираемся уже во втором часу, по навигатору находим нужный дом. Подъезжает парнишка, осмотр квартиры, ключи—деньги. Все четко и быстро. Агенство «Австерия» (http://www.irkstalker.ru/). Офис в этом же доме. За 1800 рублей в сутки получаем квартиру-студию квадратов в 50, в новом доме с возможностью парковки, Wi-Fi, кабельное ТВ, стиральная машина, утюг, оборудованная кухня. В пешей доступности от исторического центра. Это были самые хорошие условия за все время путешествия. Решаем остаться на субботу в Иркутске, а в воскресенье с утра двигаться в Красноярск.
Иркутск. Очень город понравился. Небольшой (сравниваю с Красноярском, а не с Кемерово), уютный, много мотоциклистов. Достаточно ухоженный центр. Чувствуется, что в последнее время власти занимаются городом. Ну и, конечно же, 130 квартал (http://130kvartal.irk.ru/index.php/130-/2010-06-23-12-41-36.html), один из центров отдыха города. Маршрут примерно такой (для иркутян): торговый центр «Карамель» — 130 квартал — по Ленина до перекрестка с Карла Маркса — к Ангаре — по Бульвару Гагарина до нижней набережной — по Ленина в обратном направлении. Останавливаться на описании не буду, информацией не владею, но предлагаю немного фото и совет обязательно побывать там.
Иркутск «уходящий» и «нарождающийся».
130 квартал (и пять последующих фото).
Бабр, держащий в зубах соболя, символ Иркутска. Бабр — это якутское название амурского тигра. Существовал на гербе Якутска с 1642 года, в 1690 г. при переносе воеводческой столицы в Иркутск перекочевал на его герб. Герб официально утвержден Екатериной Второй в 1790 году. При Александре Втором в описании герба вместо слова бабр появилось БОБР. Постепенно художники обобрили бабра, пририсовав ему похожий на бобриный хвост и перепончатые задние лапы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E1%F0).
Зашли в чайный клуб. Участвовали в чайной церемонии. http://chai-irkutsk.fo.ru/
Памятник драматургу А.Вампилову.
Иркутский академический драматический театр.
Иркутский областной краеведческий музей. Открыт в 1782 на деньги, собранные губернатором с дворян и купцов. В 1883 году отстроен заново и вновь открыт после пожара 1879, когда сгорела большая часть города и музей с библиотекой.
Харлампиевский Михайло-архангельский храм.
Памятник основателям Иркутска.
Эта и следующие 2 фотографии в прекрасном дворике на пересечении Ленина и Карла Маркса.
Отлично отдохнув в гостеприимном Иркутске, в воскресенье 28 июля, рано утром стартуем в Красноярск. Перегон ничем не запомнился. Ближе к ночи были в городе. Забронировали квартиру по телефону. Цена та же, что и в Иркутске, квартира существенно попроще, но переночевать сойдет. Пару часов утром пробежались по городу (ключи нужно были сдавать в фирму, где оставляли залог; в Иркутске просто оставили ключи в квартире). Перекус и домой. Фоток Красноярска не выкладываю, слишком мало времени было на этот огромный и красивый город. Доехали до дома нормально.
Итоги, выводы, резюме.
Ожидал намного худших дорог. Но или я что-то не понимаю, или «они» что-то не так делают? Но как можно в стране, не имеющей нормальной асфальтированной (единственной) дороги с запада на восток, проводить всякие СОЧИ-2014 и ЧМ по футболу?
Многие пишут про бесбашенных иркутских и бурятских водителей. Может быть, мне повезло, но особых отличий от того же Новосибирска не заметил: кто наглее, тот и прав. Поэтому — ДДД. Автопарк отличается от нашего. Практически нет на дорогах вне городов кредитомобилей (Полуседаны, Логаны и т.д.), бал правит правый руль. В Бурятии много «Волг» на дорогах. На Байкале путешественников хватает со всей России.
Байкал. Цепляет, но не сразу, как Горный Алтай. Энергетика мощнейщая (ни на одном море такого нет). Забайкальский национальный парк — это должен увидеть каждый автопутешественник. Баргузинская долина — тоже не менее интересное место. Энхалук — отличное место для отдыха с палаткой, достижим на любой машине.
Пробег 5600 км, из них 2200 км вокруг и около Байкала. Расход по компу туда составил 7,3, покатушки севернее Максимихи увеличили его до 8, по приезде домой показывал 7,7. Бензин от 29 рублей (на тот момент) за 95-й в Кузбассе, до 34 за 92-й в Баргузине.
Теперь о самом волнующем читателей — о деньгах. Не считая подготовки к дороге, потрачено без малого 50 килорублей на троих за шестнадцать дней, включая бензин. В Иркутске и Красноярске оставили, в общей сложности, 10 рублей из этой суммы. На бензин не считал, но 5600 км./100*7,7 (средний расход бензина)*32 (средняя стоимость бензина) = ближе к 14 тысячам.
И, как всегда, масса фото, впечатлений и эмоций. Разведка местности прошла успешно, следующее путешествие в эти края планировать будет легче (оно будет обязательно, вопрос только КОГДА).
Всем удачи в дороге и прекрасного отдыха. Старался не злоупотребить ни текстом, ни фото.