Тверские земли. Вояж с комфортом

12.11.2013 | 21866 просмотров

Как говорится, «ничто не предвещало...» За неделю до окончания лета вдруг выдался внезапный отпуск. В общем-то, достаточно неудобный с точки зрения туризма период времени при наличии детей школьно-дошкольного возраста — уже вовсю идет подготовка к школе и детсаду и куда-либо далеко выехать не получается. Однако, как вскоре выяснилось, это была не единственная неожиданная новость — вскоре также внезапно появилась необходимость поездки в Тверскую область по всяким «деловым делам». При этом я вспомнил, что когда-то давно собирался съездить на Селигер, однако что-то меня тогда остановило, хотя соседние области были в свое время изучены плотно. Что меня в прежние годы спугнуло, я так и не вспомнил на тот момент, и идея ударно отметить окончание лета семейной поездкой в тверские земли пришлась по душе всем ее участникам.

Готовились к поездке дружно: дети готовились увидеть «всякие красивые места», супруга отдохнуть, я же занимался всякой «ерундой»: лихорадочно искал в сети достопримечательности в дополнение к уже известным, бронировал гостиницы, составлял и правил маршрут. Поскольку составленный маршрут не предполагал сложных участков бездорожья решено было диски/резину не менять и ехать на штатных 20” и летней резине. Из причиндалов также было только то, что лежит в машине повседневно (помимо обязательной запаски, аптечки и огнетушителя): топор, монтажка, динам.стропа с шаклами, компрессор. Ну, СиБи-шка по умолчанию, хотя ввиду присутствия детей в машине, а также богатства словарного запаса дальнобойщиков слушать ее приходилось практически подпольно.

Опять же в виду лайт-версии поездки, а также безвременной кончины GPS функции на сотовом телефоне (видимо, при очередной замене перегоревшего экрана криворукие мастера что-то не подключили либо перерубили окончательно), функции навигации было целиком возложены на планшет Samsung Galaxy 10.1. Из кучи установленных на него навигационных программ упор был сделан на Навител и для отдельных мест — Карты Генштаба (не бумажные — это программулина такая под Android). Опять же, поскольку дело было в России — ничего кэшировать предварительно я не стал и, забегая вперед, скажу, что в Тверской губернии 3G ловился исправно и нужные карты в Картах Генштаба, а также пробки для Навитела подгружались без проблем. Кстати, после предыдущей поездки в Среднюю Азию, когда установленный на планшет Навител с картами 5-й версии тупо вылетал постоянно, я, не откладывая в долгий ящик, в начале лета поставил 7‑ю версию и проблема вылетов была решена. Странный и не всегда логичный алгоритм прокладки маршрута программой остался таким же — но опять же предыдущий опыт помог в этот раз миновать проезды по околицам и незапланированным тропам.

В общем, в пятницу я получил радостную весть про отпуск, в субботу чесал репу чем заняться, в воскресенье меня догнала вторая новость про поездку в Тверь, в понедельник было решено ехать всей семьей, и на утро среды был назначен выезд. К выходным надо было вернуться — в понедельник начиналась школа. Такой вот «блиц-криг», если хотите.

Теперь про маршрут. Первоначально была точка для «делания делов», которая за оставшиеся 1,5 дня до выезда обросла новыми интересными достопримечательностями, из которых затем и выстроился маршрут. В деле поиска точек сильно помогли традиционные web-ресурсы: wikipedia, geocaching.su, proselki.ru и специализированные автофорумы вроде land-cruiser.ru, travel.drom.ru.

Первоначально маршрут был рассчитан на 3 дня и предполагал очень плотный график перемещений, однако в процессе поездки он был увеличен на 1 день — и именно этим объясняется странная, как будет дальше видно, логика передвижения.

Другим фактором странности маршрута стали гостиницы. А точнее — проблема соотношения цены и качества в них. Помните, в начале рассказа я упомянул, что меня в свое время что-то отпугнуло от этого региона? Так вот вопрос прояснился, когда я перед поездкой начал искать гостиницы, в которых можно было бы снять семейный номер или на крайний случай — 2 номера по 2 чел. Недорого, но и без экстрима — с учетом присутствия в экипаже детей. Т.е. то, что в Европе соответствует 2-3 звездочным отелям. Зная, что такие варианты у нас найти, мягко говоря, сложно, я по старой доброй памяти параллельно занялся поиском санаториев и домов отдыха — стоимость однодневного проживания в них, да еще и с питанием, зачастую ниже, чем в гостиницах, а сервис — лучше. Поиски были длительными, в итоге в Твери через booking.com удалось найти недорого семейный номер в Гостевом доме «Исаевский» (isaevsky.ru) — 2600 руб. сутки (без питания), а на Селигере — в отеле «Селигер Палас» (seligerpalashotel.ru) — 6000 руб. (3-х разовое питание).

Можно долго писать про нашу унылую действительность в плане туризма, но это для тех, кто в теме, это будет неинтересно, а остальных пугать не хочется. Поэтому, если коротко, то:

Уныло в плане комфорта и качества не только вдали от столицы, но и в соседней, Тверской, области;

Турция, Болгария и прочие, что бы ни говорила реклама, все также дешевле и качественней наших доморощенных «туристических эльдорадо».

Самое грустное — каких-то положительных сдвигов в этой области с годами не наблюдается: ощущение, что по стране у нас ездят либо бедные командировочные (для них существуют недорогие убогие гостиницы с 1-2-местными номерами), либо богатые командировочные (люксы в любых видах гостиниц), либо дальнобойщики (мотели вдоль трасс). Для семейных путешествий что-либо подходящее найти крайне тяжело — даже в городах, где множество туристических достопримечательностей.

Конкретно в отношении Селигера — потрясающая природа и достопримечательности, но в плане проживания либо турбазы без питания и удобств за относительное «недорого», либо частные коттеджи и базы под компании рыбаков/охотников с вариациями сомнительных развлечений/питания с ценником от 6 000 руб. в сутки. Собственно, поэтому и был выбран отель «Селигер Палас» (****) — относительно новый и с хоть какой-то гарантией сервиса в общепринятом понимании за те же 6000 руб., в качестве «особенности» — при бронировании попросили завезти деньги в моск. офис, но потом согласились принять оплату на месте и даже банковской карточкой.

Опять же забегая вперед, скажу, что выбор мест ночевок был удачным и можно смело рекомендовать их будущим туристам. Остальные детали — по ходу рассказа.

День 1. 28 августа 2013 г.

Главной задачей первого дня было… выехать не позже 9 утра. Вечерние сборы багажа, ранний подъем (с тем расчетом, что дети еще днем поспят на перегонах) и обещания красот и чудес свое дело сделали и старт состоялся в 9:10. Выехав без пробок по Осташковскому шоссе за МКАД, сделали первую остановку на АЗС «Трасса» — бензин до полного машине, кофе нам, конфеты детям. Дальше по «пьяной» дороге выехали на Дмитровское шоссе и взяли курс на Дубну, где запланирована первая крупная остановка. С утра в рабочий день из Москвы ехать приятно — пробок минимум, движение спокойное. По дороге провожу вводную лекцию о том, что предстоит сегодня увидеть (пару мест для интриги не раскрываю — только загадочные описания) и где остановимся на ночь.

Дорога идет вдоль канала имени Москвы, соединяющего реки Москву и Волгу, и привал решаем устроить на его берегу. Жаль, не застали проходящих судов, но открывшиеся виды весьма живописны.

В районе 12 часов дня мы уже были в Дубне. Наукоград оказался спокойным зеленым городом, чем-то напомнившим мне другой, родной с детства, подмосковный городок во времена Советского союза — приветливые, интеллигентные люди, в основной своей массе занятые, по ощущениям, научным трудом.

Первой достопримечательностью поездки был… стул. Самый обыкновенный деревянный стул…  Только 15 метров высотой. Согласно известной мне версии его появления, это был подарок местной мебельной фабрике от деловых партнеров. Рядом была еще пара занимательных памятников, вокруг которых засидевшиеся в авто дети с удовольствием лазили.

Между делом выяснилось, что местная мебельная фабрика занимается производством мебели для кухни, и так как вопрос был актуальным — в наш маршрут попал визит в салон фабрики «Экомебель». Плюсом посещения было то, что смогли увидеть полный ассортимент продукции (очень даже современной), минусом — цена на производстве не отличается от московской.

Пообедать было решено здесь же в городе — Навител помог найти несколько кафе рядом, из которых и выбрали подходящее. Цены бизнес-ланча были вполне гуманные, еда — отличная.

После обеда проехали в тоннеле под каналом и остановились прогуляться у Иваньковского водохранилища.

Еще одни интересный факт о Дубне — здесь установлен второй по величине в мире памятник В.И. Ленину (37 метров с постаментом, 540 тонн). Пальма первенства, кстати, у Волгограда — на набережной Волго-Донского канала стоит Ленин высотой 57 метров.

После Дубны в программе дня было посещение необычной достопримечательности — Шара. Подробную информацию про него можно узнать из Википедии («Шар у Дубны»), описание схемы проезда было также почерпнуто из просторов инета. Если вкратце, то Шар — это огромный полый шар диаметром около 18 метров со стенками из стеклопластика, лежащий в лесу, внутрь которого можно попасть. Исторической ценности он не представляет, пока во всяком случае, и интересен просто как объект чего-то необычного и странного — особенно для безграничной детской фантазии.

Вообще, по описанию дорога не должна была представлять ничего сложного, и я оптимистично прикидывал время доезда до следующей точки, тем более по карте виделась возможность срезать дальше маршрут, проехав по второстепенной дороге, ведущей в сторону шара, еще дальше. Съезд с шоссе, через 20 метров смена асфальта на грейдер — ну вроде все нормально. За первой деревней грейдер должен смениться грунтовкой… Все точно… Мдя… Грунтовка та еще… Но аккуратно ехать можно.

Встреченный дорожник на тракторе, разравнивающий полотно, недобро улыбнулся, но подсказал, где будет поворот в лес к шару (кстати, у поворота есть первый и единственный указатель «к шару»). Допрыгав до поворота, я остановился и всерьез задумался… По описаниям, до шара вглубь леса было километра два, т.е. можно и пешком прогуляться. Однако пассажиры спокойно взирали на открывшееся безобразие и, похоже, не сомневались, что наш джип пролезет по этой «красоте». В общем, дорога в лес к шару представляла собой сильно разбитую то ли джиперами, то ли грузовиками колею. Дабы репутация папы и его автомобиля не пострадали, мы свернули в лес… Через 500 метров я отправил супругу изучать основы штурманского дела, еще через километр высадил и детей — в плане выражения чувств (вслух) стало легче. :)

За полкилометра до шара я сдался и запарковал авто на небольшую полянку рядом с колеей — времени уже ушло много, еще надо было как-то выбираться назад, а на сегодня еще были запланированы дела. Пешая прогулка до шара показала, что, как обычно это бывает, не прошел я уже последнее засадное место, за которым вокруг совсем уж каши была прокатана вполне нормальная дорожка. Ну, да и ладно — экстрима хватило всем, репутация авто не пострадала. Следующие полчаса были посвящены изучению шара. Порадовала более-менее чистота вокруг и внутри достопримечательности (многочисленные граффити не в счет).

Обратно на дорогу выбираться по проложенной траектории было отчасти легче, кроме одного засадного места, где, чтобы не поцарапать бок авто, пришлось подрубить ветки у небольшого деревца прямо у дороги. Встреченный уже на основной дороге местный на УАЗике подсказал также, что срезать маршрут не получится — дорога тупиковая, и нам пришлось возвращаться тем же маршрутом обратно на асфальт.

Дальше маршрут пролегал через Кимры в сторону Твери. В Кимрах останавливаться уже не стали, да и, честно говоря, кроме красивых домиков примерно конца 19-го века ничего интересного обнаружить там не удалось. Очень не понравилась огромная свалка прямо от обочины дороги чуть поодаль от города. Дорога на Тверь дальше была отличной — машин мало, асфальт хороший. Уже под вечер заехали, порешали вопросы по основной, изначальной, цели поездки и практически в ночи, около 23 часов, прибыли в Тверь. Навигатор и фото в букинге помогли быстро найти гостиницу. Гостевой дом «Исаевский» представляет собой новую интересную форму бизнеса — под гостиницу используется по сути таунхаус. Удобная «тема» быстро отбить вложения. При этом в гостинице присутствует даже какая-то атмосфера семейности: возможно, этому способствует то, что при такой планировке на каждом этаже получается всего 2 номера ( и этажей всего 3), и очень вежливый и радушный персонал. Отсутствие питания абсолютно не напрягает — на ресепшн россыпь буклетов по доставке еды на любой вкус и рядом с гостиницей — кафе-столовая (про качество не скажу — не заходили). В общем, семейный номер на 4-х за недорого нам очень даже понравился — усталые и довольные, после ужина из китайской кухни, все быстро заснули.

День 2. 29 августа 2013 г.

С утра дети традиционно для выходных и отпускных дней встали… рано. Решено было позавтракать в городе, совершить короткую прогулку по набережным Волги и выдвигаться дальше — сегодня надо было доехать до Селигера. При поисках кафе столкнулись с еще одной традиционной бедой — все кафе открывались с 10 часов, в то время как мы в них ломились в 8:30. Вариант известной сети американских бесплатных туалетов я стараюсь использовать как можно реже, тем более для детей. Нет худа без добра — пока искали заодно прошлись по центральным улицам Твери. Наконец, счастье улыбнулось нам в виде кофейни «Монкафе» (Свободный пер., 22) в самом центре города. Как я позже узнал, это сеть кофеен в Твери и именно это кафе открывается в 8:15. Стильный интерьер, вкусные завтраки (5 готовых вариантов+основное меню!!!), умеренные цены, бесплатный WiFi — надо ли говорить, что мы остались довольны. Бонусом к поискам получили то, что наискосок от кофейни — вход в центральный парк с проходом к набережной Волги. Таким образом, после сытного завтрака мы неспешно совершили запланированный променад с фотосессией. И хотя погода не баловала солнцем, тучи на небе были не менее фотогеничны.

Оживление в утреннюю тишину города внесли гребцы на Волге — целая флотилия на байдарках и каноэ в сопровождении катеров и командного голоса тренера из матюгальника прошла вдоль набережной и за мостом почему-то сменилась не меньшей флотилией небольших яхт.

Таким образом, выезд из Твери состоялся в итоге уже ближе к обеду и с учетом предстоящего перегона до Селигера в программе дня решено было оставить только посещение Нилово-Столобенской пустыни. Дорога до Селигера представляла собой участок трассы М10 (до Торжка), насыщенной населенными пунктами и камерами в них (пока писал отчет — пришел один штраф на +24км/ч), и далее обычная шоссейка с разнообразными красивыми пейзажами.

В процессе езды также были внесены изменения в планы поездки — стало ясно, что в отведенное время все достопримечательности осмотреть не удастся, и с учетом наличия этого самого времени решено было добавить в поездку еще один день — оставалось только решить вопрос с местом ночевки. К моменту приезда на Селигер созрело решение и по этому вопросу — если ничего подходящего по цене/качеству найти на месте не удастся, то на следующий день вернуться в Тверь в уже проверенный отель.

С такими размышлениями после обеда мы приехали на Селигер, а точнее — в Нилово-Столобенскую пустынь. Информацию об этом месте читателям опять же предлагается найти на просторах Инета, здесь укажу лишь, что на сегодня это православный мужской монастырь, известный, в том числе, тем, что острове, месте его постройки, жил преподобный Нил Столобенский, завещавший возвести здесь монастырь. Место очень спокойное и красивое, особенно в отсутствие туристов. Нам повезло — машин в будни было немного (при этом надо отметить широкую географию паломников — судя по номерам на авто), а теплоход с кучей иностранных туристов подошел, когда мы уже покидали обитель. В самом монастыре помимо посещения храма можно подняться на колокольню, откуда открываются потрясающие виды на Селигер, и прогуляться по территории, в т.ч. к остаткам храма на месте Ниловой пещеры и к красивому храму Воздвижения Честного Креста Господня на юго-западной части острова.

На обратном пути к машине, уже у торговых лотков с сувенирами, местные товарищи предложили необычную услугу — полет на летательном аппарате типа дельтаплана за 1000 рублей с возможностью фотографирования просторов с высоты птичьего полета. Тема интересная, но пассажир может быть только один — отказались. Пополнил в торговых рядах свою коллекцию старичков ручной работы фигуркой Нила Столобенского, выполненной из липы, и дальше мы выдвинулись в сторону парк-отеля «Селигер Палас», где нас ждал ужин и ночевка.

Отель располагается также на берегу озера Селигер в поселке Новые Ельцы в бывшей усадьбе помещиков Толстых. Номерной фонд и интерьеры усадьбы, конечно, впечатлили. А вот сопутствующая инфраструктура пока не соответствует заданной планке — хотя перечень услуг обширен, но сам инвентарь и помещения далеки от эталонных и требуют реставрации/обновления. Поскольку до ужина оставался еще час, было решено взять напрокат лодку и походить по озеру. Лодочник в качестве маршрута на час предложил сходить до одного из близлежащих островов, что и было взято на вооружение. День поездок на машине экипаж, как выяснилось, ничуть не утомил — сразу после отплытия я был согнан с весел, и свои способности в гребле проверили все по очереди. Я же упражнялся в фотографии и выработке командного голоса для указания направления движения.

Супруга вспомнила детство, когда приезжала сюда с родителями, и это, видимо, придало ей невиданную силу — сначала мы (она) догребли до одного острова, а после того, как выяснилось, что «запарковаться» там не представляется возможным, был еще один марш-бросок до соседнего острова — с красивым причалом.

Обратно напрямки выгребал уже я — близость ужина (при отсутствии как такого обеда) придавала сил и энтузиазма. В итоге вся прогулка заняла порядка 1,5 часов и теперь можно было смело говорить, что по Селигеру мы ходили.

Ужин в отеле (впрочем, как и завтрак на следующий день) представлял собой шведский стол с богатым набором вкусных блюд. Логично, что мы свой выбор сделали в пользу рыбы — явно местной. После ужина время до сна еще оставалось и было решено использовать возможности, предоставляемые отелем, по полной — сначала мы отправились «играть» в бильярд, затем играть (уже по настоящему) в настольный теннис. Надо сказать, народу в отеле, вообще, было немного, а на активных видах спорта после ужина кроме нас так и вообще никого — поэтому в теннисе спокойно оккупировали два стола и играли все со всеми по очереди. Супруга вновь проявила скрытые таланты и в 4 из 5 игр обыграла меня.

Естественно, после такой физкультуры мне захотелось закончить день пенным напитком. Время было позднее, ресторан уже закрылся, и пиво пришлось покупать в летнем кафе на пристани, где сотрудники отеля отмечали, видимо, окончание сезона. Не самый приятный момент, поэтому пиво было употреблено уже в номере (где в мини-баре пиво также присутствовало, оказывается) под поиски гостиницы на следующую ночь. Поиски к чуду не привели, и было решено не искать «от бобра добра» — забронировали снова через букинг 2 номера по 2 человека (семейный был уже занят) в гостевом доме в Твери.

Логика такого решения заключалась в том, что часть достопримечательностей дальше по маршруту располагалась как раз по дороге между Торжком и Тверью, а далее сценарию маршрут от Торжка уходил на юг в сторону Старицы. В общем, лишний пробег получался порядка 120 км и приходился на М10, что давало минимальные потери по времени. Также понятно, что если бы изначально план был на 4 дня, то маршрут спланировал бы иначе, без потерь перепробега. Ну, и больной вопрос гостиниц тоже стоит учитывать — в Торжке и округе ничего дешевле 4500 руб. найти не получалось (цена в Твери, напоминаю, — 2600 руб. на четверых). Возможно, опять же при наличии времени на предварительную подготовку, мне и удалось бы найти приемлемый вариант гостиницы — но в сложившихся условиях принятое решение было оптимальным.

День 3. 30 августа 2013 г.

Два дня поездок, наконец, утомили неугомонных спиногрызов, и утро третьего дня было тихим и безмятежным, пока не сработало мое шестое чувство — то, которое пониже спины располагается. И точно — телефон с будильником за ночь разрядился, и в итоге мы чуть не проспали завтрак (хотя накануне сетовали, что завтрак поздний какой-то :)). В итоге все же успешно плотно позавтракали, собрали вещи и с чувством исполненного долга (все-таки за предыдущий вечер попользовались благами отеля от души) выдвинулись навстречу приключениям.

Первым пунктом этого дня значилось событие, которого я сам ждал с нетерпением и легким трепетом в груди — посещение истока Волги. Для меня это действительно великая река — символ страны. И, кроме того, еще и спутник в большинстве путешествий — я пересекал Волгу или был рядом с ней в очень многих городах: Твери, Калязине, Угличе, Мышкине, Ярославле. Дальше, в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани, Тольятти, Самаре, Сызрани, я пересекал Волгу огромное количество раз, преимущественно в своих поездках в Башкирию… Наконец, в мае в поездке в Среднюю Азию я увидел Волгу в Волгограде и Астрахани. Меня всегда приводила в восторг мощь, масштаб и красота Волги, хотя при этом я ни разу не ходил по ней на корабле. И вот теперь предстояло увидеть исток этой великой реки. Не уверен, что мой энтузиазм и пламенные речи по дороге в Волговерховье, где и находится исток, сильно впечатлили детей, но интерес определенно подогрели. Надо отметить, что дорога туда с определенного участка представляет собой грунтовку, хотя и хорошо раскатанную. Поэтому солнечная сухая погода была очень даже кстати.

Отрадно заметить, что на протяжении всего времени пребывания на Селигере нас радовала солнечная погода. Причем стоило нам отъехать от него, как погода снова портилась — вот такая загадка.

До места добрались довольно быстро, и туристов на месте еще не было. Торговцы тоже только начали раскладывать свой товар. Только в часовне, построенной непосредственно над источником, встретили священника и женщину с ребенком. Мой недоверчивый характер заставил обойти часовню по периметру и убедиться, что ничто в это место не впадает, но совершенно точно из него вытекает неслабый ручей. :)

В самой часовне можно из колодца набрать воды ведерком. Умывшись в Волге, мы переместились чуть ниже по течению Волги-матушки сделать пару кадров для истории: первый мостик через Волгу, прыжки через Волгу, великаны над Волгой (нога на левом берегу, нога — на правом) и т.п. В дальнейшем эти снимки составили интересный, а главное — нетривиальный, фотоотчет ребенка в школе на тему «как я провел лето».

Побродив еще немного по округе, мы выдвинулись дальше. По дороге мы еще несколько раз пересекали Волгу и было удивительно, как быстро река набирает силы за короткие расстояния. Для меня именно посещение истока Волги в конечном итоге стало самым ярким впечатлением от поездки — не в силу какой-то неземной красоты места, а скорее эмоционально — как будто прикоснулся к чему-то священному и сакральному.

Из знаковых мест Селигера за бортом поездки (на будущее) было решено оставить Ширков погост — в силу удаленности от основного маршрута. И следующим местом этого дня значился сам город Осташков, располагающийся все на том же озере Селигер. Сам город не сильно впечатлил, зато виды на озеро просто великолепны. Сначала мы выехали к пристани — подошедший катер выгрузил продукты, а взамен загрузился грузовой машиной и отчалил то ли к другому берегу, то ли на один из видневшихся островов.

Затем проехали в видневшийся неподалеку Богородицкий житенный женский монастырь. Монастырь оставил светлые воспоминания своей красотой, спокойствием и ухоженностью.

В лавке при монастыре купили местных пирожков и здесь же, на скамейке на берегу озера, подкрепились.

Из Осташкова наш путь лежал в обратном направлении к Твери — в Торжок. По дороге не удержались и закупили на одном из развалов много всякой разной копченой рыбы — на ужин сегодня себе и еще домой, угостить друзей-родственников. Взяли даже на пробу местный деликатес — маленького угря за большие деньги. Забегая вперед скажу, что угря мы попробовали уже по приезде домой, и он совершенно разочаровал: может, конечно, приготовлен был неправильно, но показался резиновым и пресным — лучше бы обычной рыбки купили на эти деньги.

В связи с лимитом времени в Торжке решили осмотреть Борисоглебский монастырь, тем более что, пока его искали, сам небольшой город осмотрели из окна машины.

Сам монастырь не сильно впечатлил — то ли группа бомжей-попрошаек на входе, то ли толпы строителей и кучи стройматериалов на территории (ведется реконструкция) как-то не настраивали на духовный лад. Сделав серию фотографий, мы выдвинулись дальше.

До вечера предстояло еще посетить две усадьбы. Первая из них, Василево, находится примерно в 15 км от Торжка по трассе М10 в сторону Питера и представляет собой музей деревянного зодчества на базе усадьбы тверского дворянина Д. Львова. Главный дом усадьбы, как и знаменитый Чертов мост, сложенный из валунов, были спроектированы и построены знаменитым архитектором своего времени Н. А. Львовым, приходившимся дальним родственником хозяину усадьбы. Также Василево известно древними камнями-валунами раннехристианской эпохи с изображением креста и отпечатком «стопы Богородицы». Подробную информацию можно посмотреть, например, в Википедии.

Посетителей в усадьбе было немного, и мы свободно и не спеша обошли всю территорию и осмотрели все экспонаты, представляющие собой деревянные строения различного назначения — дома, гумно, церковь, часовню, мельницу. На реконструкции — пожарное депо.

В конце экскурсии умылись из колодца-журавля и посидели на берегу Тверцы, полюбовались сосновым бором на том берегу.

День стремительно катился к закату, а нам по плану необходимо было посетить еще одну усадьбу — Знаменское-Раек. Усадьба располагается также рядом с трассой М10, также недалеко от Торжка, но уже в сторону Твери, и представляет собой интересный образец архитектуры: ансамбль усадьбы включает в себя главный дом и круговую колоннаду, соединяющую его с боковыми флигелями и стоящими напротив парадными воротами. Большинство павильонов и беседок усадебного парка утрачены. Рядом с усадьбой расположена Знаменская церковь XVIII века. В ее постройке также принимал участие архитектор Н. А. Львов.

К усадьбе мы подъехали уже в шестом часу вечера, когда официальное время работы уже закончилось (до 17ч.), и только добрая воля охранника, пожалевшего семью сумасшедших туристов, помогла нам выполнить план. В усадьбе, к слову, в этот вечер была свадьба, поэтому главный корпус мы обошли стороной и основное внимание уделили парку. И ничуть не пожалели об этом. Огромный парк с искусственными сооружениями — горкой с розарием, озером, каскадом прудов и аллеями — оказался чрезвычайно красив и фотогеничен. В конце прогулки мы оказались на берегу естественного ручья-реки, по которому в финале парадным строем мимо нас проплыла стайка уток.

Да, умели в свое время строить усадьбы.. нет, УСАДЬБЫ. Широко, с размахом, и при этом очень грамотно и гармонично, с претензией на какой-нибудь художественный стиль. А ведь это лишь одна из многих усадеб, разбросанных по всей нашей стране и принадлежавших не только десятку-другому олигархов и политиков, но и представителям среднего класса, который тогда существовал в принципе и занимал значительную долю в жизни страны. Коттеджные поселки с участками в 5-10 соток и однотипными домами, густо натыканные по Подмосковью, после таких усадеб смотрятся весьма и весьма уныло…

Другой мыслью стало то, что на базе таких вот усадеб, в большинстве своем ныне бедствующих и заброшенных, вполне можно организовывать опытные площадки прикладных ВУЗов и НИИ — биологам разбивать/восстанавливать ботанические сады, учить строителей, архитекторов, дизайнеров на реставрации конкретных образцов архитектуры, тем самым давая им практические знания, а усадьбам — вторую жизнь после длительного забвения…

С такими мыслями уже практически в темноте мы выдвинулись из последней на сегодня усадьбы и направились в Тверь. Уже на въезде в город я вспомнил о своем желании затариться знаменитым местным «Афанасием», на вечер и вообще. Время близилось к 21 часу и стоило поторопиться. На личном опыте давно уже убедился, что местные товары в сетевых федеральных супермаркетах обычно скудно представлены, поэтому остановились у местного магазинчика. Набрав пенного много и разного, на радостях одну бутылку сразу возле кассы торжественно и … распил? Нет, разбил — промахнувшись мимо пакета. Но радости от предстоящего гармоничного союза копченой свежей рыбки и холодного пива данный инцидент не омрачил. Быстро доехав до отеля, где нас встретили уже как родных, мы разместились и наконец-то с удовольствием накинулись на рыбу, чей ароматный запах, витавший по салону авто с момента покупки, не давал всем покоя.

День 4. 31 августа 2013 г.

Утром заключительного дня поездки мы решили не испытывать судьбу и завтракать поехали сразу в найденную ранее кофейню «Монкафе», тем более, что там нам так понравилось в прошлый раз. Плотный завтрак, и старт. Маршрут наш пролегал сегодня от Твери в сторону Старицы, опять же через Торжок, далее на Ржев, и потом по Новорижскому шоссе (М9) в Москву.

Первыми в культурной программе осмотра достопримечательностей значились… опять усадьбы. В деревне со звучным названием Грузины и далее — Берново.

Первое, что мы увидели в Грузинах — это снова каменный мост, аналогичный тому, что смотрели в Василево накануне, но в меньшем масштабе. Сама усадьба вновь огорчила своим бедствующим и полуразрушенным видом. Сад при ней зарос и найти что-либо в нем, а там должны быть еще интересные кузница и погреб, сегодня уже не представляется возможным.

Дальше была незапланированная остановка — у дороги на водонапорной башне увидели гнездо аистов. Близко не приближались, чтобы не нервировать семью «детоприносителей» — потренировался со скоростной установкой телевика и конвертера на фотоаппарат. Дети были в восторге.

Берново входит в «Пушкинское кольцо Верхневолжья». Каждое первое воскресенье июня в селе проводится традиционный Пушкинский праздник поэзии. Основной интерес представляет усадьба дворянского рода Вульфов, где воспитывалась Анна Керн, а сейчас размещен один из музеев, посвященных «нашему всему». В усадьбе разбит замечательный парк, по которому дети с энтузиазмом бегали после осмотра основной экспозиции в центральном доме. В целом, усадьба в Берново напомнила мне музей-заповедник «Михайловское» в Псковской области, где когда-то давно мы также посещали «пушкинские места».

По пути в Старицу мы решили посмотреть еще одно чудо русской архитектуры — православную церковь Спаса Преображения, построенную в готическом стиле. Таких в России всего три. Главная — в Петербурге, остальные — по ее образу и подобию. Мимо проехать трудно — уж очень она выделяется.

Изнутри храм пока ничем особым не выделяется — ведутся активные реставрационные работы, тем не менее, служительница храма, узнав, что мы здесь впервые и заехали специально, провела нам очень обстоятельную экскурсию по его истории. Действительно, увидеть в русской глубинке такое чудо — это невероятно!

Из взятого с собой путеводителя по Тверской области (обычный, из серии «Вокруг света», красная обложка) мы еще накануне узнали, что недалеко от храма должен располагаться святой источник. Я к данной теме достаточно равнодушен, однако возможность проехать по неизведанным тропам интриговала, и, уточнив у той же служительницы маршрут, мы попрыгали по грунтовке сквозь деревню в поля и леса, прочь от асфальта. Дорога к источнику достаточно хорошо укатана, поэтому интересно было просто прохватить по ней на скорости. Наличие встречных авто говорило о популярности источника как у местных, так и приезжих. У самого источника — неожиданная радость детям: все как в сказке — живая вода и мертвая. В смысле целых 2 источника — первый с «мертвой водой», помогает при болезнях глаз, второй с «живой водой» укрепляет организм. У меня проблемы со зрением, поэтому набрали две, тут же на месте купленные, баклажки обоими «сортами» — авось поможет.

На обратном пути вовремя вспомнили про предстоящее 1 сентября — пока я тренировал авто прыгать с дороги в поле и обратно, супруга набрала колосьев для букета.

В Старице был план пообедать, пересечь в последний раз за эту поездку Волгу и осмотреть Свято-Успенский монастырь. С первым пунктом, увы, традиционно вышла промашка — 3 кафе были закрыты по разным причинам, в четвертом был банкет, а в кафе в боулинг-центре мы после долгого ожидания заказа просто не смогли практически ничего съесть — как можно было так испортить простые продукты осталось для нас загадкой. Решили насытиться духовной пищей… В течение прогулки супруга немного рефлексировала на предмет отсутствия головного убора и юбки (была в джинсах), и мои увещевания об отсутствии требования на входе и тыкание пальчиком в прочих прихожанок аналогичного вида большого успеха не возымели. В итоге осмотр храмов был в основном внешний.

В ходе осмотра неожиданно наткнулись на приглашение на фотовыставку в одном из помещений монастыря — такое пройти было нельзя!

В ходе осмотра экспозиции пришло понимание странного, казалось бы, места ее проведения — работы настолько выразительны и светлы, что первое слово, приходящее на ум при их виде — это «божественно»! Для меня творчество Кристофера Беркета было открытием, и уже после поездки я специально более подробно изучил материалы по этой теме.

Еще во время прогулки я приметил, что монастырь стоит на низком берегу Волги, и с противоположенного, высокого, берега должна открываться шикарная панорама на монастырь и сам город. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что высоты берегу добавляют старинные крутые валы, на которые мы и поднялись, кряхтя и скользя ботинками… Потом спустились… Потом прошли еще с километр по полю, вид на которое открылся нам с валов … Мимо старинной церкви… И только после этого мы, наконец, вышли к берегу. После любования просторами и фотосъемки обратно было решено пройти умным путем — гору обойти. Старица нам понравилась — спокойный, очаровательно-провинциальный городок с красивыми открыточными видами.

После Старицы Ржев по первоначальному плану предполагалось проехать транзитом, без остановок, ввиду плотности графика, отложив посещение на будущие поездки. Но поскольку по факту время позволяло, решено было в городе сделать остановки с целью показать детям несколько памятников, посвященных теме Великой Отечественной войны. Пока ехали, я напомнил лишний раз детям про саму войну, а супруга рассказала факты из путеводителя касательно доли и роли Ржева в ней.

Грустно осознавать, что молодежь эту тему сегодня понимает совсем иначе, чем учили когда-то нас. Конечно, можно валить все на ТВ, правительство, компьютерные игры и «ЕГЭ-вное» образование. Но я думаю, что в значительной мере это следствие того, что мы сами, сегодняшние взрослые, забываем или ленимся вложить в наших детей это чувство уважения к предкам и к своей истории, чувство патриотизма и долга перед Родиной — думая, что это должен сделать кто-то другой за нас. Именно поэтому я стараюсь своих детей воспитывать по тем стандартам, которые применялись ко мне и помогли стать тем, кто я есть сегодня. Именно поэтому я не ленюсь перед любой поездкой найти или освежить в голове историческую информацию по тем местам, куда мы направляемся. И постаравшись адаптировать ее под сознание детей, рассказать им историю нашей страны и ее людей — не всегда красивую и добрую, но которая поможет им научиться разделять добро и зло, хорошие поступки и плохие. А заодно приучит их думать, задавать вопросы и искать, в том числе самостоятельно, ответы на вопросы.

Снова получилось небольшое отступление… К чему оно? К тому, что мы потратили лишние полчаса, но все же нашли и показали детям ту церковь, в которой едва не погибли практически последние жители Ржева при уходе фашистов, заминировавших ее. К тому, что перед тем как залезть с обычной детской непоседливостью на памятник воинам-железнодорожникам, состоящий из части паровоза, дети прочитали памятные надписи и уже не относились к нему как к игрушке. И то, что после поездки еще дня три дети периодически выдавали разные вопросы по теме, я считаю лучшим образцом того, что их «зацепило», и информация в голову запала.

После таких несколько высокопарных слов даже как-то неловко писать, что выезжая из Ржева, я вспомнил про Ржевский пивзавод и захотел купить пару бутылок. Ради этого даже пришлось вернуться в город и, как ни странно, приложить определенные усилия к поиску желанного пенного напитка среди батарей федеральных марок. Помогла помощь аборигенов, и в результате в небольшом продмаге желанная цель была достигнута — пиво «Поручик Ржевский» (так себе, как позже выяснилось при дегустации) заняло свое место в «сундуке с заморскими гостинцами».

Из Ржева в итоге выезжали уже в темноте. Под шум дождя за окном вскоре дети закемарили, супруга бдила за мной и дорогой, я спокойно рулил и прокручивал в голове поездку. От Волоколамска дорога была уже родной и, несмотря на непогоду, до дома мы доехали быстро и без проблем.

Вот такая недолгая, но очень насыщенная поездка имела место в последней неделе августа 2013 года.

Итого:

Километраж — порядка 1 400 км. Без проблем для авто.

Бюджет поездки составил порядка 28 тыс. руб. (бензин, гостиницы, питание, оплаты мест посещений, копченая рыба на 1,5 тыс. руб., чуть-чуть сувениров и много местного пива из Твери и Ржева).

Помимо положительных эмоций получен в чем-то даже эксклюзивный материал (нечасто дети пишут про Россию) для детских сочинений и конкурсов на темы «как я провел лето», «красоты России» и т.п.

Ну, а я заполнил еще одну страницу в своем атласе путешествий по миру — может, она получилась не самая яркая и местами даже грустная, с учетом российской действительности, но совершенно точно — интересная и запоминающаяся.

Из невыполненного в плане осталось только одно… Самое главное… Супруга с лета мечтала попасть в Тверскую область в осенний сезон — пособирать грибов в лесу. Ее желание, видимо, и материализовало в итоге и мой внезапный отпуск, и дела в том направлении, а в итоге — и всю поездку… Но, как это обычно бывает, не всем планам суждено сбыться — и в этот раз ирония судьбы была как раз в том, что невыполненным остался самый первый, основной посыл.

P.S. Впрочем, через пару недель сбылось все же и заветное желание — поездка на выходных целенаправленно за грибами в Тверскую область… Грибы были найдены и собраны в итоге… После лазания по буреломам и болотам Тверской губернии… На обратном пути… В Московской области… :)

Всем прочитавшим спасибо и до новых встреч!

Красиво

Молодцы.

Дубна
О, про родные места прочитал!=)) приезжайте еще=)

Отличный отчёт о поездке! Автору спасибо, было интересно читать.

А иногда совсем не обязательно куда-то ехать очень далеко, ведь красоты и прекрасный отдых можно и под боком найти, пусть и совдеповский но всё же наш...))) Замечательный и разумный отчёт!

Тверская область тем и хороша - недалеко от Москвы "незасиженый" туристами и отдыхающими регион. Брошенные усадьбы и безлюдные деревни, церкви посреди леса, грибы-ягоды-зверьё и тишина. Обожаю эти места, последние годы стал забивать на юга ради поездок на Селигер и в свою лесную деревню.
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

На мой взгляд, один из лучших по удобоваримости-читабельности отчётов.
Автору зачёт. Всем членам экипажа - всего наилучшего в дальнейших путешествиях!
Ни гвоздя, ни жезла

Троицк Московской
Шикарный фотоматериал.
Была - Caldina 1999, Hyundai Solaris 2011
Сейчас - KIA Cee'd 2013, АКПП

Автору отлично. Отчет хорош. Правда на Селигере мало времени провели, хотя его надо не из Палас-отеля смотреть, а с палатками на север ехать, ну или если плохая погода снимать маленький домик в отдаленной тихой деревеньке на берегу.
Вообще спасибо большое за отчет, сам был везде кроме Грузин. И многие места сыграли важную роль в моей жизни, в Знаменском-Раёк у меня свадьба была, в Борисоглебском монастыре в Торжке помогал в реставрации, в Василево ночевал в Карельском доме 18 века, если не ошибаюсь (нас как тур-группу школьников пустила администрация), ну и в те же школьные года пару ночей с той же тур-группой провели в Ниловой пустыни, тогда она еще не была так восстановлена и паломников не было много, вот нас и пустили (правда тогда же разочаровался в монахах немного-злые они очень нам попадались).
Кстати в следующий раз заедьте на водопад в д. Паника (Поворот с М10 между Знаменским-Райком и Торжком), водопад не большой, но посмотреть стоит.
P.S: у нас в Тверской области представителей московского региона не очень любят (исторически сложилось, да и поведение как на отдыхе так и на дорогах оставляет желать лучшего(конечно, не всех)), но таким путешественникам как автор, МЫ ВСЕГДА РАДЫ.

raven1:
Ну про "незасиженность" Вы загнули, летом не протолкнуться на том же Селигере. А вот безлюдные деревни и брошенный церкви и усадьбы - это ужасно, беда Тверской области.
Ненавижу обочечников!!!

Хороший рассказ, замечательные, просто задушевные, фотографии. За отчет - отлично.

Прекрасный отчет, любимые места Тверской губернии, была там год назад, тихо, красиво, по-русски. У вас талант фотографа и пишите тоже хорошо. Удачи Вам и Вашей семье!

ReNN69:
Добавлю: и брошеные деревни вместе с жителями по всей России.

Хороший отчёт, легко читается, понятен смысл путешествия. Да и природа средней полосы красивая. Только вот реверанс в сторону турций-шмурций лишний - свои беды мы и так знаем...

Никола-48:
Добавлю: и брошеные деревни вместе с жителями по всей России.
Это точно, нет у нас хозяина, радеющего за свой регион, как и в большинстве субъектов. Всем лишь бы нажиться, крупным городам хоть изредка везет, а отъедешь на 30 км и всё, безысходность.
Ненавижу обочечников!!!

Очень люблю семейные путешествия и ценю умение извлекать пользу из таких вот неожиданных "деловых" и прочих поездок. Молодцы! Хорошо и душевно все описали, фотографии грамотно подобраны и за детей можно только порадоваться.

зачотно)))
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

ReNN69:
Брошенные деревни повсеместно в российском нечерноземье- Ивановская, Владимирская, Смоленская, Ярославская ,Новгородская, Псковская и т.д. области
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2010

raven1:
Три года назад поехали с сыном на Селигер, с палаткой- целый день не могли найти место. Съезжаешь к берегу- или коттеджами застроено, или платная стоянка с негуманными ценниками, а то и вовсе проезд закрыт.

Кошатник:
А я и не спорю с этим. Это общая проблема не только нечерноземья, а всей России.

подмосковье
Очень хороший отчёт и прекрасные фотографии. Тем более бывал во всех этих местах. Приведенные ценники на ночлег просто зашкаливают. Грустно всё это и непонятно на кого рассчитано. Можно прокатиться как автор отчёта с двумя-тремя ночёвками, но поехать на пару недель отдыхать... Несуразно дорого получится. Да простят меня нелюбители заграничного отдыха, но я приведу цифры расходов сентябрьской поездки на о.Корфу на автомобиле- 29 дней, в дороге 9 дней, 8100 км, 7 стран по дороге, бюджет поездки-1640 евро. Цены на жильё- мотель на Украине-18 евро с завтраком, мотель в Румынии- 25 евро с завтраком, мотель в Сербии- 15 евро с завтраком. Проживание- вилла в Черногории на Великом пляже- 30 евро с завтраком, отель на берегу моря в Големе(Албания- пригород Дурреса)-15 евро в сутки с завтраком, отели в городах Влёра и Саранда в Албании- 25 евро с завтраком, небольшой коттедж на острове Корфу на берегу моря- 25 евро с завтраком. Перевезти паромом машину из Албании на о.Корфу- 40 евро. Средняя цена хорошего обеда за двоих- 12-14 евро.

Moscow - Seoul - Ho Chi Minh - Taipei
На Селигере здорово! Дубна тоже нравится

Кошатник:
Действительно за границей в основном дешевле. Но те же мотели и у нас есть по трассам за приемлемые цены. Еда дороже, если ты не местный и не знаешь определенного хорошего места. Коттеджи на Селигере снимать очень дорого, то ли от жадности сдающих, то ли от отсутствия конкуренции, то ли из-за короткого летнего сезона. Туда если ехать на несколько недель, то либо с палатками либо снимать за 500 руб в сутки домики на колесах, которые стоят в некоторых кемпингах на берегу (цены уже может и изменились), иначе бюджет перекроет любой AI. Инфраструктуры туристической нет, но изюминка Селигера в другом, несмотря ни на что мне и здесь, и за границей хорошо.
Лично я летом на Селигере классно 5 дней отдохнул и очень бюджетно.
Ненавижу обочечников!!!

Такие поездки очень сильно сплачивают семью. Да, и в плане воспитания патриотизма в детях и любви к своей земле незаменимы.

омск
красота! молодцы! добрая семья! Авто отличный - россияне богатеют!) ДорОги - как всегда!)
Мой отзыв: Xin Kai Xin Kai 2005

Автор, все правильно сделал! :) Пока был молодой и не женатый, часто ездил в область Селигера, но факт таков, что семейный отдых (и особенно с детьми) в Тверской области - максимум 2-3 дня с остановками в гостиницах, в первую очередь из-за цен на проживания (в тех же палатках мало какая семья больше недели продержиться), а больше уже тяжело и накладно для семьи. Компанией, да в палатках, да меняя стоянки... ляпота конечно!
Montero 3 Limited

Очень приличный отчет! Мастерство автора растет - читал Ваш предыдущий отзыв о приключениях в Азии. Особенно впечатлился описанием перехода Узбекской границы и независимостью этой замечательной республики от топлива... :)

Жена давно и настоятельно просит посетить Псков и Новгород.
Нужно ехать, так как по Селигеру ходил еще с отцом в 80х на байдарке (кстати стояли тогда на острове прямо через плес от Ниловой пустыни).
Но главное достоинство Вашего отчета это внимание к деталям (особенно поездки по усадьбам). От ужасов М10 глаз замыливается и часто недосуг свернуть на несколько километров в сторону и увидеть какая красота скрыта от нас. Спасибо, что помогаете открывать глаза.
По поводу патриотизма. Согласен на все 100%. Родину нужно любить и обязательно прививать эту любовь детям. Именно так как это делаете вы а не с помощью тв и путинских пропа******ов...
Они учат любить не Россию а государство - т.е. себя. А такая Россия, которую Вы показываете детям западет в душу гораздо сильнее любой агитки.
Последую совету...
По поводу машины - у меня такая же, только дизель. Купил недавно, много еще не ездил. Интересны впечатления от дальних прогонов по сельским дорогам. Пока у меня ощущение, что это очень подходящиий аппарат - но Вы эсплуатируете его уже прилично, Соответственно и опыта больше.
Удачи на Дорогах и еще раз спасибо за рассказ!
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2012

Кошатник:
Вся Россия такая, без исключения. Разрушенные МТМ, фермы, дома кривые пустующие.

Щёлково, Моск.обл.
Отличный рассказ! Спасибо!

Славянск-на-Кубани
Очень понравился отчет ! Всё хорошо- текст, места, фотографии. Только положительные эмоции после прочтения. Удачи автору и его семье.

Еще раз просмотрел фотографии.
Какая архитектура церквей и усадеб! Какие пропорции! Ведь это чудо чудное!
Жаль только, при внимательном рассмотрении замечаешь отвалившуюся штукатурку, запущенность построек... Эх Россия!... То, что свое, сами не ценим, не бережем, а хотим, чтобы иноземцы уважали нашу культуру...

грандиозно! хорошо отдохнули. читается легко, фото красивые.
удачи!:)
V Z
Японцкэ Машинто ®
JMZ & JYA

иркутск
Превосходно

Хороший отчет и полезный путеводитель. Молодцы!

Сам во время давнишнего путешествия по северо-западу России, подискивая приемлемый по цене-качеству вариант отдыха в Тверской области, бесконечно рыл интернет. Цены шокировали...Природа там изумительная, хорошая экология, но почему-то зарубежье дешевле отдыха на родных просторах :(

Люблю такие поездки и отчеты, приятные впечатления всегда остаются. Хороший семейный отдых и не зря потерянное время. Молодцы!
Viam supervadet vadens

Дмитровский район
заграница это не то, изделия кустарей всегда дороже, чем промпроизводство, своя экзотика для видавшего стран 50 обеспеченного человека в этом есть, жаль нет никакой инфры - парков, зоопарков как в германии и прочей европе.

хорошо написано - и снято тоже)
маршрут на мой взгляд странный несколько - но вам же надо было в Тверь сперва попасть...
А так-то - было б наверное целесообразнее по М9 до Торопца доехать - там точно есть что посмотреть - да и 2 гостиницы недорогих имеются)
А уж оттуда - через Андреаполь - в Волговерховье, Осташков, Нилову Пустынь, Старицу и Торжок)
Оковцы тож неплохо посетить - хоть Вы и недолюбливаете святые источники)
Но церковь там - хороша
Опять же есть Место Силы - чуть напростив поворота на Ельцы - если ехать к Ржеву, неочень заметный съезд с шоссе - и Вы на очень крутом берегу Волги, она внизу где-то как в ущелье, а вокруг панорама на некогда дремучие Оковецкие леса...
Shoot first - interrogate later!
С дружеским прицелом)
Мой отзыв: Toyota Corolla Ceres 1994

У нас на Урале тоже много интересных мест.

Прочитал с интересом.Автору 5 баллов и за отчет и за фото.

Киев
Был летом 2013 на родине предков в Тверской области. Конкретно - Тверь, Рамешки и окрестные деревни. Ездили не за впечатлениями, а по жизненным вопросам - родню навестить, могилки поправить, показать молодым наши корни, чтобы знали.
Впечатления: тоска и безысходность. Порой и взглядами не хотелось встречаться, даже со своими.

Пукин ведь тоже из наших, кол ему в зад! Чего ж он, красавец писаный, так Северный Кавказ полюбил, а про родные места и не вспоминает?..

Новоалтайск
Здорово....фотки супер
От работы дохнут кони ну, а я бессмертный пони!!!

Познавательное путешествие получилось,мололцы.

Хороший отчёт,фото хорошие.)

За любовь к родному краю 5 баллов

Очень полезный отчет с красивыми местами. Фотки профессиональные за редким исключением все, молодец!!

25й Регион
Блин ! Опять путешественники мимо Торжка проехали ((((( ......запомнилось фото белой Лавочки !Good Job
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

Усть-Кут
Начал листать, увидел шар, заинтересовался. Залез почитал в википедии. Прикольный шар, а обнаружить такое в лесу еще прикольнее. Потом стал смотреть дальше... Все, сажусь читать.

Хорошо когда всё рядом! Удачи на дорогах!

Познавательный отчет, прекрасная природа и отличные фото. Автору только 5 с плюсом!