|
10 долгожданных дней отпуска! Что можно успеть? Дел накопилось много и отдохнуть хочется… Решил разбить эти десять дней на две половины: первая — на дела, вторая — на отдых.
Уже в последний день на работе один товарищ спросил меня: «А что в отпуске?». На что другой ответил за меня: «Пыль дорог». Так и вышло, почти каждый день я куда-то ехал. Поэтому отдых получился активный, но это не напрягало, потому что спешить никуда не надо, просто катишься в свое удовольствие.
Итак, маршрут: пгт Магистральный (Казачинско-Ленский р-н) — г. Усть-Кут — пгт Янталь (Усть-Кутский р-н) — г. Железногорск-Илимский. Дела сделаны (или не сделаны), назад тем же маршрутом до Магистрального и отдохнуть на Байкал. Магистральный — Солнечный (Гоуджекит) — г. Северобайкальск — Слюдянские озера — г. Нижнеангарск.
Экипаж: Я, жена Галя, дочки Катя и Ариша.
Это, конечно, не мега-путешествие, но места очень красивые и достойные внимания. Начну повествование с самой западной точки путешествия г. Железногорск-Илимский. И от него двигаемся далее к Байкалу.
Главной достопримечательностью города является карьер горно-обогатительного комбината, его разрабатывают уже около 50 лет. Зрелище, и правда, грандиозное:
Сделав дела и посмотрев карьер, выдвигаемся на восток. Дорога пока асфальтированная.
В районе деревни Семигорск асфальт заканчивается, начинается грунтовка.
Семигорск расположен на слиянии двух рек — Купа и Мука. Деревня эта старая, со времен первопроходцев, ей более 350-ти лет. И называлась она раньше по названию реки — Мука. Не захотели люди в «муках» жить переименовали в Семигорск, по количеству сопок окружающих деревню. Здесь когда-то молодыми встретились мои родители.
Вдоль железной дороги на почти одинаковом расстоянии попадаются полузаросшие поляны, сразу видно искусственного происхождения. Это места бывших временных лагерей для заключенных, которые строили железную дорогу. Рассказывали, что умирающих от непосильного труда заключенных тут же бросали под насыпь и засыпали.
Подъезжаем к селу Каймоново. В этом месте река Купа впадает в реку Кута. Это тоже старая деревня времен освоения Сибири. До революции все эти деревни соединялись ямским трактом, в народе называемым «Екатерининский», это был путь от р. Ангары до р. Лены. Население занималось ямским извозом, охотой и рыбалкой.
Мужики ловят рыбу сетью.
Активно ведутся дорожные работы, идет ремонт моста через р. Кута. Фото с моста:
Сразу за Каймоново есть место, где скала прижимает дорогу к реке. Ее называют «Белая гора» она состоит из известняка, поэтому белая. Раньше, когда со строительными материалами было туго, брали камни из этой горы, обжигали на огне, а затем «гасили» горячей водой и получали известь для побелки.
Вид на реку: в этом месте находится второй рубеж развертывания боновых заграждений, в случае прорыва нефтепровода ВСТО, который проложен под рекой выше по течению. Никогда не забуду зимние тренировки по установки бонов в -35. Пилили лед, устанавливали заграждения, нефтесборщики. Довелось короче, поработать в Транснефти.
Между поселками Ручей и Янталь раньше был самый плохой участок дороги, 12 км ехали, бывало, минут сорок. Сейчас же был приятно удивлен: участок весь заасфальтирован, просто шикарно!
Поселок Ручей:
Ремонт дороги на подъезде к Янталю:
Янталь: вид с трассы, здесь я родился и вырос. Янталь в переводе с тунгусского по одной версии — красная глина, по другой — змеиная гора. На самом деле, и глина здесь красная, и змей много.
Во времена ямского тракта в районе нынешнего поселка было с. Ворошиво. Позже села не стало, а в начале прошлого века здесь был лагерь строгого режима. Новый поселок построен на месте бывшего лагеря. На склонах сопок и сейчас остались ровные рвы длиной несколько километров, по которым заключенные спускали бревна с сопок, где был лесоповал. Внизу лес собирали и увозили на лошадях. В детстве, помню, ходил с отцом за ягодами по старой дороге, которая так и называлась — ЗЭКавская, тогда еще были видны остатки лагерных вышек.
Не было времени забраться на «скалу любви» , возвышающуюся над поселком, чтобы снять панараму , поэтому привожу фото из интернета.
Янталь: производственная площадка леспромхоза, здесь я начал свой трудовой путь. Не так давно мощное, передовое предприятие, на котором работать было престижно, теперь — слезы. А история, как всегда, банальная: внезапная смена руководства, « москвичи», ничего не надо, режем все на металлолом.
Но хватит о грустном, едем дальше. Через 45 км нас ждет город Усть-Кут. Город на сорок километров вытянулся вдоль великой сибирской реки Лена. Здесь расположен Осетровский речной порт, который в советское время был одним из крупнейших речных портов мира. Сюда доходили суда даже с океана, весь период навигации производился «северный завоз» — везли грузы в труднодоступные районы Якутии.
Немного истории. В 1631 г. был основан острог в устье реки Кута, давший название городу . Позже землепроходцем Ерофеем Палычем Хабаровым было здесь основано первое промышленное предприятие — солеваренный завод, на котором трудились ссыльные каторжные, организована ямская гоньба, землепашество.
Усть-кут стал отправной точкой для многих северных экспедиций именитых первопроходцев: Витуса, Беринга, братьев Лаптевых, Крашенинникова и Атласова.
В 1856 г. на р. Лена появился первый пароход, так началась судоходная история реки и города.
Отбывали ссылку здесь многие революционеры, среди них Л. Троцкий, впоследствии удачно отсюда бежавший.
Во время революции в городе и районе шли ожесточенные бои между красными партизанами и отрядами адмирала Колчака.
Скала «Мира» возвышается над городом:
Речной вокзал:
Въезд в город с восточной стороны, мост через р. Лену.
За городом вновь начинается грунтовка.
Традиционное фото между г. Усть-Кут и п. Звездный (здесь фотаются, наверное, все проезжающие, красивое место).
Цветет Иван-чай, а также Ромашка, Пижма, Донник, аптека под ногами…
Между Усть-Кутом и Звездным пробиваю колесо. Как пробиваю, поймал болт диаметром примерно на 20, и как он умудрился проколоть резину? Хорошо, что в Звездном появилась шиномонтажка. Дыра большая, поставили грибок, заплату и камеру.
Проезжаем п. Звездный, п. Ния, п. Небель — первые станции грандиозной советской стройки БАМ. От былой грандиозности и значимости, к сожалению, мало что осталось, последние леспромхозы умирают, работы нет, молодежь стремится уехать.
В п. Небель начинается асфальт, здесь же поворот на Киренск и дальше «зимник» на север. Но нам на восток к Байкалу. Асфальт между п. Небель и п. Магистральный коварен, есть участки «волн», попав в них на скорости, можно оказаться в кювете.
П. Магистральный. Хоть официальным районным центром Казачинско-Ленского района и является с. Казачинское, Магистральный является экономической «столицей» всего района. Здесь развитая инфраструктура, два крупных лесоперерабатывающих завода, дающие работу всему району. Квартиры здесь стоят, как в городе.
Рядом расположены поселения: Мехколонна, Седанкино, Ключи, которые являютя своеобразным «пригородом». Здесь чувствуется дух цивилизации.
Здесь протекает река Киренга, которая впадает в Лену. В этом месте у Киренги много проток, поэтому пейзажи очень красивые.
Местная легенда: в лихие времена начала прошлого века, когда сильной власти не было, орудовала здесь банда под предводительством Салтычихи, которая была еще по совместительству ведьмой. Грабили, короче, зажиточных людишек. И награбили, говорят, немало. Клад, в виде сундука с золотом, она, конечно же, надежно спрятала и даже наложила на него проклятье. Впоследствии по одной версии Салтычиху поймали и сожгли, по другой она как-то вывернулась и ее позже даже видели в Иркутске. Но клад так и не был найден.
Есть люди, которые серьезно верят в эту легенду, копают, ищут этот клад и даже знают, как снять проклятье.
Утес на скале.
Д. Ключи:
Из Магистрального выезжаем в сторону перевала «Дабан». До перевала около 150 км, немного грунтовки, немного асфальта, опять грунтовка. За поселком «Кунерма» (последний слабо населенный пункт перед Дабаном), грунтовка становится невыносимой, ощущение, что здесь дорогу бомбили. Едем очень медленно, переваливаясь с кочки в яму, с ямы на камень.
Мост через р. Кунерма. И здесь делают ремонт. Но обольщаться не стоит, эти многочисленные деревянные мостики, по которым может проехать только одна машина, я еще ни разу не видел в хорошем состоянии. Ехать по ним нужно очень осторожно.
Подъезжаем к горному хребту.
Поднимаемся на перевал. Едем очень медленно, повсюду торчат камни.
Найдите два отличия (фотки из зимней поездки на горячие источники на Тойоте Раумhttps://reviews.drom.ru/toyota/raum/66709/ )
Еще:
Зимой на Дабане тоже очень красиво , эдакое «царство снежной королевы» и совсем не верится, что летом здесь все пышет зеленью.
Наверху встречаем закат.
Уже в сумерках проезжаем границу с Бурятией и подъезжаем к курорту «Солнечный» (Гоуджикит).
Снимаем в гостинице четырехместный номер (2500 сутки), купаемся в бассейне, наполненном водой из горячего источника и вырубаемся.
Утром:
План простой: едем на Слюдянские озера (я там еще ни разу не был), а там решим, что делать дальше.
По дороге до Северобайкальска останавливаемся сфотографироваться на реке Гоуджикит, в месте, где когда-то снимали художественный фильм про золотоискателей. Название, к сожалению, история умалчивает. Декорации деревни, избы, церковь уже почти разрушились, уже нет и купола, виднеются избы на той стороне реки. Но место очень красивое, подходящий антураж для кино.
Железнодорожный мост, наверное, ретушировали…
Привожу фото пятилетней давности:
Г. Северобайкальск:
Город небольшой, новый, из-за отсутствия промышленности экологически чистый. Здесь находится пятый отдельный морской учебный центр, который готовит водолазов для ВМФ (надеюсь, не раскрыл военную тайну).
Ж.д. вокзал:
Церковь:
От города до озер километров тридцать, где-то посередине есть смотровая площадка с обалденным видом. Напротив второго залива, под горой виднеется Слюдянское озеро:
его отделяет от Байкала небольшой перешеек.
Подъехала свадьба.
Что же, не будем мешать молодым, поедем дальше.
На подъезде к озеру. Красотища! Дочки чуть из машины не выпрыгнули. Оно реально было синее как на фотографии. Не знаю то ли солнце под другим углом, или что, но с пляжа этой синевы уже не было.
Подъезжаем на пляж. Пляж длиной примерно около километра. Под деревьями установлены беседки, есть небольшие домики — шалашики. Тут же продолжается и их строительство, что впоследствии стало немного раздражать: приехали на природу, а тут постоянно пила воет. Но в принципе, пофиг. Замечено также несколько ларечков и площадка, наверное, для ночного мега‑пати, установлены туалеты, обеспечивают дровами, вывозят мусор. Все это, конечно, не бесплатно , на въезде шлагбаум, собирают по 100 руб. со взрослого.
Вторую половину пляжа занимают какие-то полудикие турбазы. Но на машине через них не проедешь, поэтому до Байкала придётся идти пешком.
БАБАЦ!!!
Шутка.
Виды с пляжа:
Жарко, вода теплая, а в горах видно снег.
Все, детей теперь из воды не выгонишь…
В первый же день со старшей дочей сгорели, жена и малая успели уже позагорать, поэтому им проще.
Буйки на воде:
Накупавшись вдоволь, решили сходить к Байкалу. Минут 15 через турбазу и лесок, и мы на берегу.
«Лобное место» на турбазе:
Берег: полный штиль, волн нет, на горизонте вода сливается с небом… ощущение нереальности, как будто стоишь на краю земли…
Чем не голубая лагуна? Вместо пальмы, правда, лиственница…
Вдалеке паслись кони (или тоже загорали…:)), я имею слабость к этим животным и поэтому сходил, щелкнул.
Мы побродили по берегу, покидали камушки в воду, пофотались, повалялись.
Купаться не стали, вода похолоднее, да и заходить — камни, только младшая доча попку в Байкале помыла… :)
Катались на катамаране:
На озерах установлен вот такой печальный монумент, моторная лодка вмурована в глыбу бетона. Надпись внизу поясняет, что это не памятник лодке, а скорее наоборот. Лодкам нет! — все сразу понятно. На табличке сверху написано, что эта лодка такого-то числа такого-то года перерезала женщину, больше она никого не перережет. Такой вот своеобразный запрет на моторные лодки. Все правильно, безопасность должна быть превыше всего.
Здесь мы провели два дня, утром приезжали, вечером уезжали. Ночевали на Солнечном, т.к. сначала планировали по вечерам принимать лечебные ванны на горячем источнике, но загар эти планы нарушил. Загоревшему заходить в горячий бассейн просто невыносимо. Можно было, конечно, снять номер в гостинице в городе, коих множество и меньше ездить, но не стали, т.к. в планах у меня было еще сходить на фотоохоту в горы. Но и этим планам не удалось сбыться, позвонили друзья, которые тоже приехали отдыхать на Байкал и встали лагерем на косе в Нижнеангарске. Мы решили присоединиться к ним и на следующий день покатились в самую северную точку Байкала — Нижнеангарск.
Церковь в Нижнеангарске, у самого начала косы:
Позитивчик на горе:
Ребята серьезно обосновались:
Коса искусственного происхождения, сделана, видимо, от подтопления села. Пляж песчаный, никаких злокусачих насекомых нет, что очень немаловажно для отдыха в Сибири. Чтобы дойти до глубины по шею, нужно пройти метров сто, мелко, поэтому вода очень хорошо прогревается. Вода теплее даже, чем на Слюдянском озере, плюс прибой, чайки, ощущение реального моря.
Чайки:
На местном рыбзаводе купили свежего омуля, приготовили на углях, к сожалению, забыл запечатлеть это блюдо, как вспомню — слюнки текут.
Просто фото:
Школа юного снайпера имени дяди Сани:
Волейбольчик:
Русалка обыкновенная:
И снова купаться:
Вот они, строители пирамид!
Недолгий дождичек:
После дождя:
Закат:
Так прошло еще два дня. В последний день мы решили, что нужно обязательно прокатиться по Байкалу на чем-нибудь, и поехали на пристань.
На пристани стояло несколько яхт и быстроходные катера, которые работают в качестве такси, перевозят пассажиров на другую сторону озера на горячие источники Хакусы. Нам повезло, одна из яхт оказалась свободной, хозяин согласился нас покатать.
Вот она:
Наш капитан оказался добрым и разговорчивым дядькой, рассказал много интересного про Байкал, природу, напоил нас чаем и дал фуражку для фотосессии.
С озера хорошо видны Мысовые тоннели, видно как с одной стороны железная дорога входит в гору, а с другой стороны выходит.
Катер полетел в Хакусы:
Дежурит МЧС:
Заодно и рыбка сушится.
Немного видно Северобайкальск.
Вечером выехали домой. Подъезжая к Дабану увидели, как через перевал ползет серая туча. Дождь? Оказавшись ближе поняли, что это дым. Подул северный ветер и пригнал дым от лесных пожаров в Якутии. Стало темно.
Как машина? — Камри, она и в Африке и в Сибири Камри. И хоть и давно не «девочка», с поставленными задачами справляется без проблем. Помогает, конечно, увеличенный проставками клиренс, иначе было бы тяжко.
Вот так закончилось наше очередное путешествие на Байкал. За четыре дня я успел отдохнуть и зарядиться его энергией. На работу вышел свежий и с хорошим настроением, а впечатлений хватит теперь надолго. И хоть это уже далеко не первая поездка на Великое Сибирское озеро, восторга и положительных эмоций с каждым разом не убавляется. Все дело в том, что Байкал всегда разный: он может быть грозным, штормовым, может быть гладким как зеркало, может быть теплым как южное море, а может ледяным как северный океан. Но всегда, стоя на его берегу, ощущаешь его величие и значимость.
А в следующем году, я уверен, будет новый маршрут, и мы поплывем на яхте открывать для себя новый Байкал.