|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Являюсь давним почитателем Drom.ru и всегда с огромным удовольствием знакомлюсь с размещаемыми здесь рассказами об автопутешествиях. Помню, однажды вдруг «щелкнуло» в голове: «…Народ-то, ездит…, а я че, блин,… хуже что ли?…». Было это семь лет назад. С тех пор все и началось. Мой первый отчет опубликован здесь: «Путешествие из Москвы в Минск в ноябре 2010 года». Уже прошло три года, но за это время, как говорится, «на дальняк не ходил» — все недосуг было. Но в июле 2013 года совершил поездку в город Трускавец Львовской области (и не только), материалы о которой и предлагаю вашему вниманию. В своем рассказе затрону массу аспектов, связанных с этой поездкой: от километража, цен на бензин, описания «тамошней» действительности и т.д., до личных ощущений и эмоций — уверен, что кому-то это пригодится. Традиционно прошу к изложенному отнестись спокойно: это исключительно мои впечатления, поэтому что-то доказывать я не буду. Если кому-то что-то не понравится или кто-то с чем-то не согласен — не возражаю, навязывать свою точку зрения не собираюсь. Кроме того, читая уже имеющиеся отчеты об автопутешествиях по территории нашего бывшего собрата, составляющего 1/3 часть некогда великой славянской общности (русские — украинцы — белорусы), я твердо уяснил, что ПРИНЦИПИАЛЬНЕЙШИМ (!) моментом является употребление предлога «НА» и «В» при упоминании об Украине. Поэтому, не желая обижать, как говорит Президент РФ Путин В.В., «наших украинских партнеров», буду использовать, в основном, предлог «в» — да простят меня знатоки русского языка. Итак…
Подготовка
Как регион, Западная Украина лично меня привлекала давно: край с богатой историей, красивой природой (одни Карпаты чего стОят), весьма, как оказалось впоследствии, неординарными людьми и т.д. Так как время позволяло (отпуск), то поезд и самолет были благополучно «отметены», а в качестве средства передвижения был «назначен» «КИА-Соренто» — 2012 г. в., 174 л. с., объем 2,4, «автомат», бензин АИ-95. В одной из московских туристических «контор» (какой — не пишу, чтобы не быть обвиненным в рекламе) была куплена путевка в один из санаториев (его название не указываю по той же причине) города Трускавец сроком на 20 дней, номер полулюкс, лечение, трехразовое питание и т.д. Цену, однако, озвучу — все это великолепие обошлось в 24 900 полновесных российских рублей (1245 руб. в день). Сразу оговорюсь, что проблем при размещении и пребывании не было, все соответствовало заявленному ранее в прайс-листе объему услуг.
Начав подготовку к предстоящей поездке, в первую очередь, искал информацию о качестве дорог, потому что, по слухам, в Украине ситуация в этом плане не вполне благополучная. Необходимые сведения собирал, практически, «по крупицам», так как большинство автопутешественников, в основном, пишут о полученных впечатлениях, почему-то считая вопрос о состоянии дорог чем-то второстепенным. Тем не менее, эта информация крайне важна. В процессе исследования предстоящего маршрута было выявлено два основных направления передвижения к месту отдыха — см. карту:
Москва—Брянск либо Калуга—российско-украинская граница—Киев—Житомир—Ровно—Дубно—Броды—Львов—Трускавец общей продолжительностью 1 500 км в одну сторону (очень многие ездят так). Однако проведенный мониторинг интернета, знакомых и лиц, имеющих представление об этом варианте поездки, показал, что проблемы возникают уже в России — до границы с Украиной дороги «не айс», везде ремонт и т.д.
Москва—Брест—Кобрин—Малорита—белорусско-украинская граница—Ковель—далее Владимир Волынский либо Луцк—Львов—Трускавец продолжительностью около 1 700 км в одну сторону. Сначала «загорелся». Но давний товарищ из Ивано-Франковска, предупредил, что на Волыни, то есть от границы Белоруссии и Украины в направлении Львова, асфальт еще весной сошел вместе со снегом. Хотя, впоследствии, встречалась и другая информация — в менее категоричном аспекте.
В итоге был выбран маршрут Москва—Смоленск—российско-белорусская граница—Орша—Могилев—Бобруйск—Мозырь—белорусско-украинская граница—Овруч—Коростень—ночевка в Житомире—Ровно—Дубно—Броды—Львов—Трускавец, продолжительностью 1 600 км в одну сторону. Поясню почему: трасса М-1 от Москвы до Смоленска опасений не вызывала, дороги по Белоруссии — в идеальном состоянии, отрезок Житомир—Львов также хорош. Единственное, что «напрягало», это отсутствие достоверной информации о качестве дорог на двух участках: от белорусско-украинской границы до Житомира (180 км) и от Львова до Трускавца (100 км). Решил рискнуть. Фотографии о состоянии дорожного полотна на всех участках передвижения приводятся в тексте отчета по мере изложения материала. Что касается автомобиля, то на 32 дня была куплена «зеленая карта», действующая на территории Украины и Белоруссии, за 700 руб. (это типа нашего ОСАГО, она обязательна, при прохождении границы ее спрашивают), а также расширение КАСКО (в добровольном порядке — а вдруг чего?) в УралСибе за 3 100 руб. Да, на форумах часто «мелькает» совет по приобретению наклейки «RUS» на автомобиль. Ответственно заявляю, что указанный «девайс» уже давно никого не интересует и НЕ НУЖЕН. Кроме того, за 1 800 руб. был куплен навигатор Expley, куда закачал карты IGO (в дороге не подвел).
Финансовый аспект
Считаю необходимым подробно остановится и на денежной стороне вопроса в целях понимания уровня соотношения российских и украинских цен. Связано это, прежде всего, с необходимостью заправки автомобиля в пути, так как еда, кофе, чай и другие сопутствующие дороге необходимые товары были взяты с собой из Москвы, благо, багажник автомобиля позволял. Естественно, что на участке «Москва—
белорусская граница» используется российский рубль. После пересечения границы в Белоруссии на заправках «Белнефтехим» бензин также можно купить за российские рубли, доллары и евро — проблем нет. Но в Украине необходимо иметь местную валюту для приобретения топлива — его продают ТОЛЬКО ЗА ГРИВНЫ (если их нет — нужно искать «обменник», что, порой, бывает весьма проблематично, особенно в вечернее и ночное время). Курс обмена валюты в России накануне дня выезда (6 июля) был 4,3:1 — я поменял деньги на Киевском вокзале. То есть, за каждую 1000 руб. получаем 232,56 грн. Однако, во время моего пребывания в Украине, курс там был другой и колебался в пределах 2,41-2,48 грн. за 10 российских рублей, то есть, за 1000 руб. давали 241-248 грн. Курс доллара США к гривне находится в пределах 8,10-8,13, что позволяло за каждые 100 американских «рублев» иметь 810-813 грн. Но при совершении покупок на территории Украины (продукты, вещи, экскурсии, общественный транспорт и т.п.) — для оценки паритета покупательной способности российского рубля к гривне — я применял коэффициент 4. Он, как мне кажется, наиболее реален. Минимальная стоимость бензина в Украине составляет 10,50 грн. за литр (42 руб. на «наши», что не совсем гуманно). Подчеркиваю — это минимальная стоимость. На заправках «Шелл» — 12,35 грн. за литр, на заправках «Лукойл» — 11,14 грн. за литр. Вот и считайте. Заправок различных названий там много, но я не рисковал и покупал бензин только «Шелл», «Лукойл» или «Окко».
Замечу, что вначале было также трудновато привыкать к украинским ценам — идешь в магазин, покупаешь, скажем, вкуснейшую домашнюю колбасу стоимостью 70-80 грн. за 1 кг. По нашим меркам — вроде бы, немного (психологически в голове «сидит» 70-80 руб.). Но, умножая на 4, получаем реальные расходы на приобретенный товар в российской системе ценовых координат. Так что необходимо быть очень внимательным при планировании своего бюджета на Украине.
На вопрос о том, что же везти туда — рубли или доллары с евро? — отвечу так: в сложившихся сегодня экономических условиях особой необходимости покупать на российские рубли инвалюту и везти ее в Украину я не вижу, менять их на гривны можно свободно и там. Поэтому следует иметь гривны для покупки топлива в процессе передвижения и, по желанию, небольшую часть планируемых к расходу денег в долларах или евро. Хотя ближе к концу моего пребывания в Украине курс рубля даже немного поднялся, и выгоднее было менять российские рубли в «чистом» виде, нежели их же, но привезенные туда в виде долларов США.
Дорога
Повторюсь: общий километраж по выбранному маршруту Москва — Трускавца составил 1 600 км. Исходя из того, что можно было переночевать в Житомире у знакомых, на первом этапе пути предстояло «покрыть» 1 100 км (Москва—Житомир), на втором — 500 км (Житомир—Трускавец). Тем, у кого такой возможности нет (речь о ночевке в Житомире), порекомендовал бы остановиться на ночь в Мозыре, а затем с утра, на «свежую» голову, преодолевать белорусско-украинскую границу. В Мозыре имеется несколько гостиниц, цены вполне приемлемые (это был мой запасной вариант, если уж силы меня окончательно покинули бы). Выехал в восемь утра по Москве. Об участке пути «Москва—российско-белорусская граница» много рассказывать не буду: трасса М-1 широко известна, асфальт прекрасный, разметка, знаки и т.д. Расстояние от Москвы до КПП «Радьки» составляет 500 км. В пути, перед Смоленском и до самой границы — заправки «Лукойл» и множество других. Буквально несколько фотографий.
Российско-белорусскую границу преодолеваю, что называется «влет». Просто подъезжаешь к коридору, поднимается шлагбаум — и вперед, на Запад! Кстати, в Белоруссии с российских автомашин, ну, по крайней мере, с легковых, плату за следование по автомагистрали М-1 уже не берут. Думаю, связано это с подписанием Таможенного союза между РФ, Республикой Беларусь и Казахстаном.
Пограничный терминал на российско-белорусской границе...
Отсюда — 40 км до поворота на Оршу. Здесь надо быть очень внимательным — указатель съезда с М-1 настолько незаметен (он прикрыт мостом), что легко проскочить мимо. Орша остается по правому борту.
Прекрасные белорусские дороги…
Очень понравилась интенсивность дорожного трафика — какая красота!
Чистенькие деревеньки…
Пейзажи…
Ориентирую, что в Белоруссии очень мало заправок. Поэтому ехать нужно с запасом топлива в баке. Перед Бобруйском заправляюсь по 29,32 руб. (российских!) за 1 литр 95-го. Но ПОЧЕМУ в этот период У НАС он был уже более 32 руб.? — да, чудны дела твои, господи… Следующая заправка после этой оказалась аж на выезде из Мозыря перед границей. Еще одна такая же — находится на самой границе, прямо перед КПП.
Забегая вперед, скажу, что по Белоруссии от трассы М-1 (поворот на Оршу) до границы с Украиной (КПП «Новая Рудня») было пройдено чуть более 400 км, но везде приятно было видеть чистоту и порядок как в городах, так и в деревнях. Остается только удивляться, как отсутствие запасов нефти и газа (и, соответственно, больших объемов валютной выручки от их продажи) позволяет нашим братьям-славянам поддерживать такие комфортные условия для передвижения на автомобиле. Молодцы!
Начинается Могилевская область.
«Жилища» аистов повсюду…
Вечереет. Удалось сфотографировать низколетящего аиста — см. на фото слева над лесом в небе (похож на дельтаплан). Сельхозтехника усиленно работает…
Машин мало, дороги хорошие, населенных пунктов по трассе, практически, не встречается. Расход бензина соответствующий.
Но и это еще не предел: так, на участке «Житомир—Львов» расход достигал 7,6 — 7,8 литров/100 км. К сожалению, фото не сделал, но прошу поверить на слово. Въезжаю в Бобруйск.
На улицах пустовато…
Ну, что же, спасибо Бобруйску за пожелание! Еду дальше.
Лесная дорога…
А вот и Мозырь.
Мост через р. Припять. До Чернобыля отсюда — не более 50 км.
Повторюсь, что на выезде из Мозыря находится заправка «Белнефтехим», следующая такая же — на границе с Украиной. Только на них можно заправиться за российские рубли. Советую здесь заливать полный бак, так как до Коростыня «приличных» заправок я не обнаружил.
Белорусско-украинская граница, КПП «Новая Рудня» со стороны Белоруссии, время — около 22 часов по Москве. Потихоньку наступает ночь...
Немного о работе таможен. По ощущениям белорусские пограничники и таможенники работают более слажено и быстрее. Не надо никого ни о чем спрашивать — загорается зеленый свет на «светофорчике», выходит соответствующее должностное лицо, машет рукой, подъезжаешь. Короткий вопрос о цели поездки, просьба открыть багажник, проверка фонариком салона автомобиля — и все, счастливого пути! Здесь от белорусского КПП до украинского — порядка 15 км лесом, пугаться не нужно. Ехал ночью, фото нет, дорога на этом участке так себе, на «4-». Ниже в тексте имеется фотография украинского КПП, сделанная на обратном пути, когда ехал уже днем. Да, вот что еще: при въезде на КПП как с белорусской, так и с украинской стороны отмечена «нервная» реакция сотрудников на наличие видеорегистратора, поэтому выход один — его снимать. Прятать не надо, можно просто положить в бардачок.
Въезд на украинскую сторону слегка шокирует — все сумбурно, сотрудники активно перемещаются по территории, окошки в будочках пустые, пока очередь не соберется, работать не начинают. Порядок тот же — опрос, багажник, фонарик «в лицо» … Нюанс: мне нужно было заполнять какие-то бумажки, как — не имею понятия. Подхожу с вопросом к досмотровой группе. В ответ слышу: заполним сами, дайте что-нибудь… Сначала не понял, что им надо — но, оказывается, денег просят ... Уже устал, глаза слипаются, думать о заполнении бумаг не хочется, а в кармане гривны только на бензин, да и те крупными купюрами… Но нет — российскими рублями тоже охотно взяли: дал 100 руб. Но страшного ничего — отказал бы, они б не обиделись, все корректно и по обоюдному согласию… На прохождение «украинцев» «убито» почти 1,5 часа…
На дворе — глубокая ночь, уже после 00 часов, наступило 7 июля… Да, вот еще что — на фотоаппарате забыл (вот растяпа!) выставить правильные время и дату. Вспомнил позже. Поэтому, где они на фото будут встречаться (в смысле, неправильные) — не «ловите», ехал в указанный ранее период, то есть, 6-7 июля 2013 года.
Ну, что — здравствуй, Украина!
До Житомира еще 180 км. Звоню хозяевам места для ночлега — они терпеливо ждут. В дороге я уже 16 часов (ехал не очень быстро, 100-110 км/час, останавливался на «перекур», туалет, заправку и проч.). Так вот, оставшаяся часть пути меня вымотала окончательно: незнакомый маршрут, темно, лесополоса, фонарей нет, глаза болят. Единственный помощник — навигатор. Дорога петляет, есть развилки, главное, не ошибиться… Медленно, но доехал. О качестве дороги — ночью она показалась ужасной. Но, когда ехал обратно, увидел, что не так уж все и плохо. Да, ямочный ремонт, да не всегда он аккуратен, трясет, однако ехать можно. Видимо, «у страха глаза велики», но, с другой стороны, — «береженого бог бережет»: чтобы я делал, повредив машину где-то под Коростынем в 2 часа ночи? Вот только если ехать не через Коростень, а по его объездной дороге (таков был обратный путь) — попадались неглубокие ямки в асфальте. Кстати, Коростень знаменит тем, что именно ему отомстила княгиня Ольга полным разорением за смерть своего мужа князя Игоря, совсем уж потерявшего «чувство меры» при сборе причитающейся дани.
Качество дороги на участке «Житомир — белорусско-украинская граница». Напоминаю, что снимки сделаны уже на обратном пути, днем…
Наше общее прошлое…
Обещанное ранее фото украинского КПП в Новой Рудне — все стандартно…
Приехав в Житомир 7 июля в 3 часа по Москве («киевское» время — на 1 час назад), весь следующий день приходил в себя: преодолел 1 100 км за 18 часов. Согласен, долго, но — ехал в первый раз. На мой взгляд, дневной пробег «по-человечески» — это, максимум, 700-800 км. Потом включается «автопилот». Убедился, что не нужно рисковать — черт с ним, графиком, так запросто можно и за рулем уснуть со всеми вытекающими последствиями. Мне пришлось ночью на этом участке пути даже останавливаться несколько раз, дремать по 15-20 минут — просто не было уже сил. Ну, что же — знакомимся с городом Житомир! Часть фотографий тоже с обратного пути…
В день моего приезда разразился тропический ливень...
Дороги были практически затоплены.
Не ходили и трамваи — видимо, отключили линию. Лишь «бравые» водители общественного транспорта бесстрашно пробирались по своим маршрутам к упорно ожидавшим их пассажирам, промокшим до нитки. Цена вопроса 3 грн. с 1-го «лица».
Местным девушкам тоже все нипочем…
Житомир знаменит тем, что является местом рождения легендарного советского конструктора баллистических ракет и пилотируемых космических аппаратов Королева С.П. Памятник ему стоит на одной из площадей города.
Еще несколько зарисовок из Житомира. Преображенский собор …
Каскад фонтанов в городском парке…
Река Тетерев и ее набережная…
«Нимеччина», «Туреччина» — прикольно (без обид) …
Тоже не совсем понял рекламку — типа «взял четыре кружки — а платишь как за шесть, потому что «живое»?»… И снова прошу без обид — претензии исключительно к автору не совсем удачного слогана.
А в этом клубе, по рассказам житомирцев, неоднократно бывала Тимошенко Ю.В. (бывший глава Кабинета министров Украины, да и просто красивая женщина). Пользуюсь моментом — делаю фото себя.
Трюфельный торт (ШОКОЛАДНЫЙ) с весьма оригинальным названием. Смеялся до слез — кто помнит Анжелу Дэвис и 80-е годы, меня поймет…
Очень понравилось пиво… Это — полутемное, во как…
Но впечатлило название улицы, где оно сварено… Политические реверансы, понимаешь…
В общем, Житомир, как говорят местные, — в прошлом старый еврейский город. Но сегодня дороги тут, скажу прямо — не ахти… Однако имеется хороший рынок с фруктами, мясными деликатесами и прочим стандартным торговым набором. Также, что немаловажно, есть несколько «точек» отправки автобусов в Киев. Но — пора и в дальнейший путь! Впереди — неизвестный, по крайней мере, для меня край! Как говорится, с богом…
Выезд из Житомира на трассу М06 «Киев—Чоп»…
Рассказывать здесь тоже особо нечего — см. фото: сразу начался отличнейший асфальт, разметка, указатели, информационные табло с температурой воздуха и атмосферным давлением и т.д. Признаюсь, не ожидал, был приятно поражен. И не хуже, чем в Белоруссии. Ремонт этой дороги был сделан к чемпионату Европы по футболу, состоявшегося в 2012 году. Подольше он бы продержался, вдруг еще раз придется съездить…
Остается совсем немного … Как оказалось потом, до Чопа не доехал 23 км.
Возле Новограда-Волынского — монументальный памятник Лесе Украинке...
Дорога идет дальше…
Ровенская область. «Проскочил» поворот на Почаевскую лавру — сейчас некогда, заеду на обратном пути…
Ровно обхожу слева…
Качество дороги — просто великолепное, скорость держу около 120 км/час. ДПС не встретил ни разу, стоят только на стационарных постах. Да, нюанс: перед некоторыми КПП висит знак «СТОП». Настоятельно рекомендую выполнять это требование — уж очень внимательно, бывает, смотрят инспектора на проезжающий автотранспорт. А у меня-то еще и номера «москальские». Но ничего, я — дисциплинированный водитель…
Эх, хороши дороги …
В районе Дубно — памятник забытому танковому сражению между нами и вермахтом в 1941 году (забыто, предполагаю, по причине поражения РККА).
В соответствующем справочнике указано, что «накал страстей» здесь по масштабу не уступал битве под Прохоровкой в 1943 году.
На обратном пути не удержался — остановился, сфотографировал ближе…
А признаки Захидной (Западной) Украины все явственнее: на дорогах появляются вот такие мини-храмы, церкви и украшенные цветными лентами кресты...
Еще дальше — в массовом количестве (поверьте на слово!) придорожная скульптура девы Марии. Например, такая (фото тоже с обратного пути)…
Опять восхищаюсь дорогами…
Прямо-таки сельская идиллия…
Вот, наконец-то, въезжаю в святая святых Западной Украины…
А Львов все ближе…
Еще пейзажики…
Проехав Гамалиевку, нужно свернуть налево, на кольцевую дорогу вокруг Львова. Боялся не увидеть сей поворот, но все оказалось просто — ориентиром здесь является заправка «Лукойл». Подлил бензинчика, у заправщика (о менталитете людей, живущих здесь, чуть ниже) уточнил направление. Да, все правильно — выехав отсюда, сразу перестраиваюсь в левый ряд и — на кольцевую.
Так вот, общение начинается, естественно, на украинском: заходишь куда нужно, а тебе на «западно-украинском» (не пинайте, филологи — я по-простому…) языке: «что угодно пану» — приятно, черт возьми … В ответ здороваюсь на чистом русском и таким же образом излагаю свой насущный вопрос. Не меняя выражения лица, подавляющее большинство персонала мгновенно переходит на родной мне язык и вскоре беседа «течет» со знакомыми выражениями. Никакого, подчеркиваю, АБСОЛЮТНО НИКАКОГО дискомфорта в разговорном процессе я не испытывал в Украине и далее. Везде вежливые, приветливые люди, иногда, правда, реагировавшие на мои вопросы очень необычным поначалу (для меня, разумеется) словом «перепрошу» (извините, мол, не понял Вас). Однако бывало и так, что в ответ на мою великорусскую болтовню продолжала звучать украинская разговорная речь, из которой я понимал едва ли половину. На вежливую просьбу — а нельзя ли, брат, по-русски? — собеседник, как правило, начинал говорить «по-нашему». Уж не знаю с чем это связано — то ли с моей ролью туриста (везущего и тратящего здесь деньги), то ли со снижением градуса национализма в отношении россиян, а может все вместе — но к концу моего пребывания здесь я вполне сносно понимал местную «мову» и, при случае, мог ввернуть пару-тройку слов на здешнем «наречии» (с чудовищным, естественно, акцентом). Забавно, полагаю, было видеть со стороны беседу жителя Львовщины с «махровым» россиянином, наблюдая при этом, как процесс взаимопонимания постепенно достигает своей кульминации.
Кольцевая дорога…
Вот она, столица Западной Украины, справа осталась…
Поначалу вид львовской кольцевой дороги вызвал некое замешательство — москвичи меня поймут: мы ж на МКАДЕ привыкли к пяти полосам движения в каждую сторону, пробкам, массе машин, полицейским «люстрам», «членовозам» и т.д. А тут все гораздо скромнее и спокойнее: 1-2-х-полоска в обоих направлениях, но асфальт отличный. Еще фото окружной дороги, но тоже с обратного пути...
Навигатор повел через Стрый — тихий, уютный городок. Когда ехал обратно — миновал его, так дорога на 10 км короче. Въезжаю в Стрыйский район…
Городской пост ДПС …
Город Стрый…
Ну и, разумеется, «Слава Украине!»…
До Трускавца остается менее 30 км… Качество дороги слегка ухудшается — слегка, но не более того… Кругом все отчаянно зеленое — кусты, лесополоса, поля. Встречаются рейсовые автобусы и редкие автомобили, в основном подержанные европейские иномарки — «фольксвагены», «ауди», «мерседесы»… Продукция нашего ВАЗа тоже имеет место быть ... Еду далее.
Приближаюсь к месту назначения — городу Трускавец...
Еще один поворот — и…
…. я сделал это!!! Вот он…
А вот и искомый санаторий…
Подведу промежуточные итоги:
О местах, где я побывал за эти 20 дней отдыха, а также дальнейших расходах на него, планирую рассказать во второй части своего отчета.
P.S.: Осознаю, что некоторые фотографии получились не очень качественными, так как делались в движении. НО! Цель рассказа заключалась в том, чтобы донести необходимую кому-то информацию, а не выиграть приз на фотовыставке. Поэтому настоятельно прошу за это не критиковать…