|
«Маршрут выходного дня» — это, пожалуй, не слишком точное название, так как для меня это обычный рабочий день, но чаще всего выпадающий именно на выходные дни. И если уж быть до конца точным — то и обычным рабочим днём назвать это трудно, но обо всём по порядку.
Итак, сам маршрут протяженностью 320 км, из них 80 км дороги с гравийным покрытием. Последние 39 км, даже для нас сибиряков, не слишком-то избалованных хорошими дорогами, назвать это направление дорогой язык не поворачивается. Время в пути — в зависимости от погодных условий и времени года — от 6 часов до двух суток, причём в последнем случае я так и не пробился на базу, так как бензин был уже на исходе.
А вот и мой верный друг, и помощник в этих поездках — УАЗ-39099.
В последнее время он немного подустал и начал капризничать, но, я думаю, что это пройдёт, тем более что мужику не к лицу женские капризы, а он настоящий мужик. Второй помощник в этих поездках предназначен только для экстренных случаев, так как загрузить в него много не загрузишь.
Итак, пожалуй, можно и в путь.
Обычно мой маршрут начинается с похода по магазинам, но, я думаю, что читателю это будет неинтересно, поэтому мы выезжаем на трассу Р-418 или, как больше привыкли у нас, Качугский тракт. Дорога от Иркутска до Баяндая пролегает по полям, вдали изредка видны перелески, летом в открытое окно «уазика» доносится аромат клубники в сочетании с горьковатым ароматом степных трав. А вот зимой здесь иногда бывает очень «весело»: практически на всём участке дорога открыта всем ветрам и, естественно, её заметает снегом. Солнце и ветер делают своё дело, и на некоторых участках дороги можно играть в хоккей.
В Баяндае резко уходим направо в Еланцы. Дорога начинает петлять, то взбираясь вверх, то ныряя вниз, лес вплотную подступает к дорожному полотну, теперь уже изредка встречаются поля и небольшие клубничные полянки. Здесь, на подъёмах, моему другу приходится несладко, потому, как на базу я пустой никогда не езжу.
И так, никуда не спеша, но и нигде не задерживаясь, проехали мы 200 км. Начинается долгий спуск к Еланцам. Слева от дороги нас встречает новая «Бригантина». Пора и пообедать, тем более что обеденное время уж давно прошло (надеюсь, что ты дорогой читатель не сообщишь моему руководству о нарушении трудового распорядка). После обеда спускаемся вниз к Еланцам, и далее наш путь лежит к АЗС «КрайсНефть», что на развилке на Черноруд и МРС. После поселка Еланцы густой лес, как по мановению волшебной палочки, отступает, и лишь изредка вдали видны редкие перелески. На вершинах гор и в разгар лета белеют снежные шапки. На спуске к АЗС открывается вид на залив Мухур. На заправке заливаю топливо во все ёмкости и с тоской смотрю на основательно похудевший кошелёк. Бензин здесь лишним не бывает, в этом я убедился и не раз.
После АЗС уходим налево на гравийку, здесь уже ощущается дыхание Байкала, и только пыль от встречных машин не даёт в полной мере насладиться прохладной свежестью. Дорога на участке от АЗС до Курмы оставляет желать лучшего, грейдер здесь появляется два раза в год — весной и осенью, в остальное время дорожные службы экономят государственный бюджет. Зимой спуск к Сарме переметает так, что по этим сугробам можно спокойно ходить не проваливаясь. И именно в таких местах познаётся настоящая мужская дружба.
Пару лет назад холодным декабрьским вечером именно на этом участке я конкретно увяз в перемёте. Был уже поздний вечер, метель завывала так, что хороший хозяин вряд ли бы стал выгонять собаку из дома. Протяжённость перемёта была метров двести. Хорошего дерева, за которое можно было бы зацепиться, рядом не оказалось, откапываться лопатой одному и в такую метель как-то не очень хотелось. Поэтому я решил позвонить своему другу, у которого есть знакомый, живущий в Курме, а уж он теоретически может помочь мне, так как имеет автомобиль, подходящий для таких целей.
Мой друг решил, что такая цепочка слишком длинная и выкинул одно звено. Часа через четыре к завыванию метели добавился ещё один звук — недовольный рёв мотора УАЗа. Прибыла помощь — друг мой Боря — нет, не Ельцин — с канистрой бензина и на всякий случай с канистрой спирта, но меньшего объёма. Уже утром, когда немного стихла метель, мы высвободили из снежного плена мой УАЗ, и дальше Борис предложил пробиваться до базы двумя машинами. От такого предложения я отказываться не стал.
Мы вернулись на ближайшую заправку, заправили наших «коней» под горловину и двинулись дальше совершать никому не нужные безумства. До Курмы добрались без особых происшествий, а вот далее все понижения рельефа были утрамбованы снегом так, что в некоторых местах высота перемёта подбиралась к фарам УАЗов. Одна машина пробивает дорогу, а вторая, готовая прийти на помощь, ожидает на более-менее чистом месте. Таким образом, меняясь местами, мы прошли тридцать два километра. Когда до базы осталось семь километров, остановившись перед очередным перемётом, мы поняли, что бензина у нас только на обратную дорогу, и то если повернуть сейчас. Ничего другого не оставалось, как только возвращаться назад. И так поездка в тот раз заняла у нас без малого двое суток, а цель так и не была достигнута. Ну а пока лето, жаркий июль.
Дальше до самой базы меня будет сопровождать батюшка Байкал: знойным летом он будет обдувать меня морской прохладой, промозглой осенью, как заботливый родитель, будет согревать меня, отдавая бережно собранное за лето тепло. Зимой, сердясь на непоседу, будет бросать свинцовые волны вслед машине, и даже в январе, когда он заснёт чутким сном, глупых шуток над собой он не понимает.
Летом полюбоваться красотами Байкала, подышать его живительным воздухом приезжают множество наших сограждан. Всё побережье буквально усеяно палатками, но далеко не все наши граждане задумываются о том, что мы оставим своим детям и каково будет тем, кто приедет после нас. Вот то, что мы оставляем после себя на берегу нашей жемчужины.
А ведь такой Байкал гораздо лучше, посмотрите. И, я надеюсь, в следующий раз вы увезёте с собой свой же мусор, тем более что до ближайших мусорных контейнеров не так уж и далеко.
А мне, тем не менее, надо двигать дальше, тем более что официальный рабочий день уже закончился. После Курмы мне надо форсировать три водных преграды, вот одна из них.
А это то же место, но только засушливым летом 2013 года.
Очень хотелось бы надеяться на то, что это просто очередной каприз природы, и на следующий год всё встанет на круги своя.
Каким бы ни был маршрут, но он всегда рано или поздно заканчивается. Вот и мой рабочий день близится к завершению, уже на горизонте видна падь Кормилица, и в просветах меж зелёными лиственницами развевается на ветру знамя Иркутской области. Здесь меня ожидает горячая баня, вкусный ужин, а после ужина — уютный диван, кружка ароматного чая у потрескивающего камина. И тишина. И только нескромная луна будет подглядывать в моё окно, напоминая, что завтра начнётся новый день, и будет обратный маршрут.