|
Маршрут: Анахайм (США, Калифорния)—Лас-Вегас—Зион—Брайс—парк Арок—парк Мертвая лошадь—Каньонлэндс—Долина Монументов—каньон Антилопы—озеро Пауэлл—Гранд-Каньон—Лас-Вегас—Лос-Анджелес—парк Секвойи—Йосемити—Сан-Франциско—Лос-Анджелес—Лос-Кабос (Мексика).
Участники: Денис, Дина и Михаил Каковские, г. Хабаровск.
Длительность: 07.04.2013 — 02.05.2013 (26 дней).
Автомобиль: Toyota Prius (гибрид) 2012г. Бронирование через сайт Hertz, стоимость 724 доллара за 19 дней.
Перелет: авиакомпания «Трансаэро» по маршруту Хабаровск—Москва—Лос-Анджелес и обратно.
Это было наше второе путешествие по США, первое состоялось в 2012 году по атлантическому побережью. После этого, «заболев» Штатами, решили поехать в Калифорнию. Готовились заранее, за три месяца. Перелопатив Интернет выяснили, что без автомобиля не обойтись, т.к. хочется посмотреть все и сразу. Учитывая предстоящие расстояния, решили брать гибрид. Выбор был невелик, гибридные машины предлагали лишь в паре прокатных контор, к тому же в Hertz попали на скидку в 30%. Забронировали «Тойоту-Приус» самой простой комплектации без навигатора и кондиционера.
Маршрут в процессе подготовки менялся кардинально. В итоге основным моментом явилась покупка по интернету билетов на матч НХЛ в Лос-Анджелесе 18 апреля. Пришлось все привязывать к этой дате. Отели бронировали заранее только в крупных городах (Анахайм, Лас-Вегас, Лос-Анджелес), в остальных случаях прикидывали с вечера, где окажемся на следующий день, и бронировали за сутки через систему Букинг.
Прилет в Лос-Анджелес. Аэропорт не удивил ничем. Старое тесное здание, большие очереди на паспортный контроль. То же самое было в прошлом году в Майами. Надо сказать, что по уровню комфортности для пассажиров американским аэропортам до азиатских далеко. Отстояли очередь, ответили на пару обязательных вопросов, оставили отпечатки пальцев и ступили, наконец, на американскую землю.
У выхода из аэропорта расположены остановки бесплатных автобусов всех фирм по аренде машин и многих отелей. Доехали на фирменном автобусе до офиса Hertz. Оформление документов заняло минут 10, причем за это время нам успели благополучно продать дополнительную услугу за 46,6 доллара. Мы потом все 19 дней аренды пытались понять, что именно купили. Оказалось, что это возможность заправки автомобиля на станции Hertz при возврате машины по стоимости более низкой, чем везде в Лос-Анджелесе. При этом денег берут за полный бак, хотя с пустым баком никто не приезжает. Вывод один — учите английский. Наш английский на двоих на уровне одного ученика средней школы, при этом Денис говорит, но плохо понимает, а Дина понимает, но плохо говорит.
Итак, берем ключи и идем искать свою машину. Каково же было наше удивление, когда на указанном в талоне месте мы увидели совсем не «Приус», а что-то большое и американское:
После недолгих разбирательств получили красный «Приус» более дорогой комплектации, с кондиционером и навигатором, выпуск ноябрь 2012 г. Пробег 4 586 миль:
Сели, поехали. Еще в Хабаровске загрузили в навигатор две карты: Igo и Garmin. Пользовались в основном Igo, претензий нет. Первым пунктом у нас был городок Анахайм в 45 км от Лос-Анджелеса. Основная достопримечательность — Диснейлэнд. Начать решили с него, чтобы легче перенести разницу во времени (минус 18 часов с Хабаровском) и при необходимости иметь возможность просто пойти в номер и завалиться спать. В прошлом году первые два дня, отведенные на экскурсии по Майами, провели в номере, выползая под вечер и засыпая под утро. Поэтому теперь решили не торопиться и дать организму передышку в три дня. Пока доехали до гостиницы, немного понервничали — проехали нужный поворот, но навигатор довольно быстро перепроложил маршрут.
Гостиницу забронировали заранее через Букинг. Ребенок поставил условие — бассейн обязателен, поэтому решающим фактором при выборе гостиниц было наличие бассейна. Остановились на Ramada Maingate, стоимость за 3 ночи 327 долларов. Очень удачное расположение — 200 метров до входа в парки Диснея.
Следующие два дня провели в Диснейлэнде.
Там два парка, расположенные напротив друг друга. Попали в хорошее время — было уже тепло, но еще не жарко. Прокатились почти на всех аттракционах, хотя народу было очень много. Самый популярный аттракцион — Тачки. Попасть по живой очереди можно, отстояв 2-3 часа. Взять Fast Pass (билет, дающий право попасть на аттракцион без очереди в определенное время) можно только рано утром, отстояв очередь, сравнимую с очередью в Мавзолей во времена СССР. Тем не менее мы это сделали. Аттракцион не впечатлил, есть и поинтереснее.
Всюду в парках герои мультфильмов Диснея:
Постоянно проводятся шоу и шествия, например по мотивам «Звездных войн» и мультфильма «Тачки»:
Парки просто утопают в цветах, атмосфера вечного праздника. Два главных символа — это знаменитый замок из заставки всех диснеевских мультиков и памятник самому Уолту Диснею.
Во всей этой суматохе даже забыли про разницу во времени, и акклиматизация прошла как-то незаметно.
Следующим пунктом назначения у нас был Лас-Вегас. Добирались до него часов шесть, с остановкой на обед. Это были самые тяжелые шесть часов за все путешествие, потому что Мишка постоянно задавал классические вопросы всех детей в поездках: «Ну когда мы приедем?» и «А еще долго?». В голову стали приходить мысли о том, что на Лас-Вегасе наш автовояж благополучно закончится. Но человек ко всему привыкает, привык к многочасовым переездам и Миша, в дальнейшем он проводил часы в пути вот так:
Или вот так:
Дорога до Лас-Вегаса довольно унылая, вокруг только пустыня с деревьями Джошуа. На дороге много мотоциклистов, попадались даже такие:
Лас-Вегас — город-казино.
Шикарные отели, машины, магазины. Игровые автоматы буквально на каждом шагу, для играющих — бесплатная выпивка. Номера в отелях на Стрипе (главная улица) стоят гораздо дешевле, чем аналогичные в любом другом городе мира. Так казино борются за клиентов. Сами отели — это настоящие города. У каждого своя тематика, в каждый можно ходить как на экскурсию. Мы жили в Caesars Palace, 218 долларов за две ночи. Атмосфера античного Рима.
Рядом был отель «Белладжио» со своими знаменитыми фонтанами, напротив — Венеция с каналами.
Поражает обилие в казино людей пожилого возраста. Американские пенсионеры часами сидят у какого-нибудь автомата, кидая в него жетоны.
Не поддаться этой атмосфере невозможно. Вот и Денис оставил пару сотен долларов на рулетке. Даже Миша не устоял:
Лас-Вегас знаменит ещё и шоу цирка дю Солей. Некоторые шоу стационарны, их можно увидеть только в Лас-Вегасе. Билеты дорогие (80-250 долларов за штуку), но это того стоит. Мы ходили на два шоу — шоу «Ка» и шоу «О»». На первое шоу мы еще и умудрились опоздать почти наполовину, т.к. часы в номере показывали неправильное время. Но оставшаяся половина впечатлила. Шоу «О» понравилось меньше, может быть из-за атмосферы средневековья. Для детей однозначно больше подходит шоу «Ка». Билеты покупали на месте через Интернет, за 2 часа до представления их надо забрать в одной из касс (расположены в разных отелях).
Мишу Вегас впечатлил вот этой встречей:
Дениса — вот этой:
В торговом центре отеля «Цезарь палас» есть магазин, где продаются спортивные сувениры с автографами спортсменов и их личные вещи. Там же устраивают автограф-сессии. На этот раз там был Майк Тайсон (на фото справа в голубой рубашке и черной бейсболке). Чтобы лично сфотографироваться с Тайсоном, необходимо было купить его фото с одного из боев, боксерские трусы и перчатки, все вместе за 170 долларов. На всем Тайсон ставит свой автограф. Парочка клиентов была. Денис перекинулся с Майком парой фраз. Сказал, что в детстве смотрел все его бои. Тайсон вроде бы понял, спросил откуда мы, и узнав, что из России, пожелал удачи.
В Вегасе, кстати, проводят очень много боксерских поединков. Мы как раз попали накануне какого-то боя, для которого уже был приготовлен ринг в отеле MGM Grand:
После Лас-Вегаса по плану у нас был большой вояж по национальным паркам. Маршрут заранее не составляли, ориентировались на месте. Отель бронировали с вечера на следующую ночь. Первым наметили парк Зион. И сделали совершенно правильно, т.к. этот парк, пожалуй, наименее впечатлил. После других парков ему нас поразить было бы очень сложно. А пока сравнивать было не с чем, да еще после монотонной пустыни, парк нас порадовал. Не имея опыта поездок по нацпаркам, выбрали в навигаторе не главный въезд в парк, а какой-то второстепенный. В итоге попали на полузаброшенную проселочную дорогу. Вышли из машины и наткнулись на снег — при температуре воздуха +22 градуса. Видимо, в горы весна пришла совсем недавно.
Там же первый раз увидели оленей. И в очередной раз увидели простую, но такую редкую в России вещь, как общественный туалет. Лес, каньон, ни души вокруг, а в туалете — туалетная бумага, мыло и вода в кране.
Прокатившись по окраинам парка, выехали наконец к главному входу и поехали через парк насквозь в направлении Брайс-каньона. Заодно налюбовались на красные скалы Зиона:
Кстати, о билетах в парки. В Зионе мы по глупости купили разовый билет за 20 долларов за машину, хотя знали о существовании единого билета во все национальные парки (кроме принадлежащих индейским племенам). В следующем парке одумались и приобрели этот единый билет за 80 долларов. При въезде в каждый парк дают подробную карту с указанием смотровых площадок, пешеходных троп, кемпингов, кафе и сувенирных магазинов.
Заночевать решили в Брайс-Каньоне, до него добрались часа за полтора. В дороге неожиданно перестал работать наш привезенный из России навигатор. Пришлось осваивать встроенный в машину американский. В дальнейшем пользовались сразу двумя, очень удобно. Причем Igo постоянно пытался вести нас какими-то хитрыми путями со множеством поворотов, тогда как американский прокладывал дорогу напрямик.
Приехали в Брайс. Было еще светло и успели побродить по каньону. Брайс не похож ни на какой другой каньон. Причем он совсем разный вечером и утром. Жалко, что Денис и Миша не любители пеших прогулок, иначе по одной из пешеходных троп можно было бы спуститься до самого низа каньона. А вообще осматривать каньон очень удобно, он компактный, и с парковки до смотровых площадок рукой подать. Ощущаешь себя очень маленьким, когда смотришь вниз на эти причудливые выросты. Фотографии совсем не передают этого величия.
В Брайсе очень много оленей, причем они не ручные, т.к. кормить их запрещено, но особо человека не боятся. Мишка ходил с ними знакомиться.
Ночевали в Best Western PLUS Ruby's Inn за 135 долларов. Вообще отели и мотели сети Best Western понравились нам больше всех остальных. Они долларов на 20-40 дороже, но в них всегда есть полноценный завтрак и чистые большие комфортные номера. В других мотелях завтрак зачастую чисто символический — химическая булка из супермаркета и чай. Но в целом на одну ночь годится любой мотель, если особо не придираться к мелочам. На этот раз нам повезло, мотель Best Western PLUS Ruby's Inn оказался вполне приличным. Приятно было поплавать в теплом закрытом бассейне после долгого дня. Классический вид американского мотеля — два этажа и парковка под окном.
Утром было около 0 градусов. Лобовое стекло замерзло, пришлось включать печку. С утра еще раз прогулялись по Брайсу и взяли курс на парк Арок. Добирались часов 5-6, в дороге устали, поэтому ходить по парку было тяжеловато. На будущее сделали вывод — переезды делать по вечерам, чтобы с утра с новыми силами осматривать парки. Парк Арок довольно большой по площади и там нужно много ходить. Ещё и погода выдалась ветреная, ветер поднимал красный песок и просто валил с ног. Короче говоря, прогуливаться было некомфортно. Может, поэтому парк Арок нам и не понравился. Ожидали от него чего-то большего. До самой известной Изящной (Деликатной) арки дойти было невозможно из-за ветра, посмотрели на нее издалека.
Парк знаменит «лунными» пейзажами:
Очередной мотель — Big Horn Lodge за 90 долларов в городке Моаб. Жить можно.
Утром погода наладилась, и мы направились в находящийся совсем рядом парк Мертвой Лошади. Название произошло от индейского предания о том, как в этих местах приручали диких лошадей: загоняли их на край каньона и у лошадей был выбор — покориться человеку или прыгнуть в пропасть. Многие прыгали.
В этом месте река Колорадо делает поворот:
Следующий парк — Каньонлэндс, находится рядом с парком Мертвой лошади.
Каньонлэндс — это грандиозный парк. Почему-то он гораздо менее известен и популярен (наверное, в силу удаленности от Лас-Вегаса), чем Гранд-Каньон. Хотя красив и величественен не менее. После Каньонлэндса Гранд-Каньон ошеломить нас не смог.
В этом парке увидели самую красивую арку, которая затмила весь парк Арок вместе взятый. Эта арка находится прямо на краю пропасти, смотришь из нее на дно глубокого каньона. Ощущение полета.
Вид из этой арки:
На следующей смотровой площадке открывается вид на огромный каньон. По сути дела каньон — это дыра в земле. Так вот Каньонлэндс — это невероятной ширины и глубины дыра в земле, в которой еще одна дыра, а на дне всего этого течет река. Красотища!!!
Налюбовались красотищей и двинулись в сторону городка Пэйдж, по дороге решив заехать в Долину Монументов. Расстояние довольно большое, в пути предстояло провести часов шесть. В итоге Долину Монументов посмотрели только из окна машины, заезжать не стали, потому что Мишка уснул и будить его не хотелось. К тому же опять подул сильный ветер и в долине была пылевая буря. Видимость практически никакая. Как в таких условиях живут люди — непонятно. Эта территория является индейской резервацией (племя Навахо). Естественно, индейцев сгоняли в места похуже. Голая пустыня с гигантскими выростами. Никто и не догадывался, что эти земли в 20 веке станут ареной для съемок большинства вестернов и многих рекламных роликов (например, сигарет «Мальборо»). Теперь индейцы извлекают из этой пустыни большую прибыль за счет туристов, т.к. единый билет в национальные парки здесь не действует и размер платы за вход устанавливают предводители индейских племен.
Городок Пэйдж, мотель Comfort Inn & Suites Page за 89 долларов. Очень уютный мотель, потому что совсем новый. Хороший крытый бассейн. Останавливаться в Пэйдже очень удобно для дальнейшего посещения каньона Антилопы, буквально 15 минут езды до каньона. Рано утром туда мы и направились. Очень удачно попали по времени — как раз собиралась первая группа в каньон, поэтому народу было немного. Мы посещали верхний каньон, есть еще нижний. Верхний более глубокий. Специально мы не выбирали, просто отворот на верхний каньон с трассы попался первым. Кстати, этот отворот очень легко проехать, потому что никаких привычных табличек и указателей нет. Каньон Антилопы тоже принадлежит индейцам и не относится к национальным паркам, поэтому на трассе висит криво прибитая к столбу дощечка с написанным от руки названием. Индейцы пересаживают желающих в большие крытые пикапы, в кузове которых оборудованы сидячие места, и везут на экскурсию. Каньон Антилопы — это узкая щель в земле. Сверху ее легко можно перепрыгнуть и кое-где даже перешагнуть. Через эту узкую щель внутрь попадает солнечный свет, отражаясь на розовых стенах. Профессиональные фотографии каньона фантастически красивые. Мы не фотографы, но красиво все равно.
А называется каньон именно так потому, что его обнаружила индейская девочка, которая искала потерявшуюся козу. Почему не назвали «Каньон козы», непонятно :). На экскурсию по каньону ушло часа полтора, после чего поехали в сторону Гранд-Каньона. По дороге заехали на озеро Пауэлл, где отдыхают семьями американцы. Ничего примечательного, озеро как озеро. Наши не хуже. На подъезде к озеру вдруг замечаем, что за нами едет полицейская машина с мигалками. В таких ситуациях американскими ПДД предписано остановиться и сидеть в машине в ожидании полицейского, положив руки на руль. Пришлось останавливаться. Полицейский подошел, выслушал наше «Ай донт спик инглиш. Ай эм фром раша», попросил права, документы на машину и единый билет в нац парки (это, оказывается, тоже парк). Ушел в свою машину и минут 10 что-то проверял там по базе данных. Потом вернулся, объяснил нам, что мы превысили скорость, и попросил больше так не делать, а также сказал не забывать про ремни безопасности, т.к. Денис по российской привычке отстегнул ремень и собирался идти в машину шерифа для оформления протокола. Обошлось без штрафов. Добрались, наконец, до Гранд-Каньона:
И хотя Гранд-Каньон — один из глубочайших каньонов в мире, после Каньонлэндса он нас уже не поразил. Наверное, если начать путешествие с Гранда, то будешь потрясен его размерами. Мы же были к этому уже готовы. Вечером в день приезда было ветрено, но ясно, поэтому каньон хорошо просматривался.
На следующий день ветер стих, но набежали тучи.
Этот национальный парк один из самых посещаемых парков в США, т.к. до него можно довольно быстро добраться из Лас-Вегаса. Соответственно, и народу в парке побольше. Если в Каньонлэндсе мы были практически наедине с природой, то здесь вокруг везде были туристы. Но надо сказать, что организовано все очень грамотно, сделано множество смотровых площадок и столпотворения нигде нет, можно без помех фотографировать. Территория парка огромна, можно ездить по нему целый день, останавливаясь на каждой смотровой площадке. На южном въезде в парк расположена туристическая деревушка Тусаян — десяток отелей, рестораны и сувенирные магазины. Очень удобно заночевать в Тусаяне, если ехать в Гранд-Каньон на пару дней. Так мы и сделали — отель Holiday Inn Express Grand Canyon за 143 доллара. Очень прилично, тихо, хороший бассейн. Следующий день у нас выпадал из графика, потому что ехать в Лос-Анджелес было еще рано. Попробовали поменять бронь отеля, но свободных мест не было. Решили утром побродить по каньону, а после обеда двинуться в сторону Лас-Вегаса и там переночевать. Шикарный отель в центре Стрипа решили не брать, а поселиться тихо на окраине. Выбрали Baymont Inn & Suites Las Vegas за 62 доллара. В данном случае цена совсем не показатель качества, отель был достойный. Расположен на южной окраине Стрипа, до центра на машине 5 минут езды. Рядом большие торговые молы, в которых мы и провели весь следующий день, а вечером поехали в отель Белладжио на шоу «О» цирка дю Солей.
Из цирка Мишка вышел с температурой, сильно болело горло. А на следующий день нам предстояло ехать в Лос-Анджелес. Утром напичкали его лекарствами и поехали. С горем пополам добрались до нашего отеля Saharan Motor Hotel в Голливуде (180 долларов за 2 ночи). Номер был маленький, темный и выходил окном на Сансет-бульвар, поэтому было шумно днем и ночью. В этом районе живет довольно много русских, часто попадались вывески на русском языке. Рядом с нашим отелем был русский магазин, где можно было купить всё от русских конфет и «Пломбира» до соленых огурцов, сала и вареной колбасы. Причем цены очень даже демократичные, про колбасу не запомнили, но конфеты стоят не дороже, чем у нас. А метрах в 100 от отеля были русское кафе и ресторан. Зашли потом в этот ресторан пообедать, так было такое ощущение, что попали в ресторан эпохи перестройки — красные скатерти, хрустальные бокалы, посуда времен наших бабушек. Хозяин ресторана и кафе сидел на улице на лавочке с такими же «американцами». Мы смотрели на них и удивлялись — как будто вернулись лет на 20 назад. Эти люди как будто навсегда остались в том времени, из которого уехали. Было похоже, что они даже одеты в те вещи, которые привезли с собой из СССР.
Голливудский бульвар не впечатлил совершенно. Это образец умения американцев извлекать деньги из ничего. Узкая улица, толпы народа в обе стороны, магазины китайских сувениров. Очень грязно, много бомжей, калек и каких-то неформалов в странных одеяниях.
Знаменитый театр Долби (бывший Кодак), где проходят церемонии вручения премии Оскар, совсем не выделяется на фоне остальных зданий:
Только одно оказалось таким, каким и должно быть — это звезды знаменитостей под ногами:
На вечер у нас были еще в России приобретены билеты на матч НХЛ между чемпионом прошлого года Los Angeles Kings и Columbus Blue Jackets. С покупкой этих билетов через американский сайт Razogrator.com была целая история. После оплаты билеты очень долго не присылали на электронную почту. Мы уже решили, что нас просто «кинули». Пришлось обратиться за помощью к нашим американским друзьям, с которыми мы познакомились в прошлом году во время круиза по Карибам. На все наши подозрения они ответили: «Это вам не Россия. У нас никого не обманывают», и на следующий день билеты были у нас. Оказывается, там возникли какие-то сложности с отправкой билетов на электронный адрес в России.
Матч проходил на знаменитой арене «Стэплес центр», где вручают премии Грэмми и где проходила церемония прощания с Майклом Джексоном.
Добираться до арены решили общественным транспортом, т.к. езда по Лос-Анджелесу с его многоуровневыми развязками — это целое испытание. Из поездки на четырех автобусах сделали только один вывод — приличные люди в Лос-Анджелесе на автобусах не ездят. Порадовало только то, что при отсутствии сдачи с крупной купюры проехать можно бесплатно. И еще приятно удивило наличие крюков для велосипедов на переднем бампере автобусов. Повесил велик, зашел в автобус и едешь себе никому не мешая.
Вместимость арены «Стэплес центр» — около 20 000 зрителей, пять ярусов:
Мы взяли довольно хорошие места, на первом уровне за воротами.
Хоккей в США — это прежде всего шоу. Перед началом матча и в каждом перерыве проводились разнообразные конкурсы, например, на самый смачный поцелуй, самый зажигательный танец и т.п. В тайм-аутах в зрительный зал раскидывали завязанные в узлы футболки. На протяжении всего матча одного из зрителей мучили поеданием спонсорских хот-догов на скорость, при этом транслируя всё крупным планом на экран в центре стадиона.
Зрители представляли собой одну сплошную жующую массу. Было такое ощущение, что люди пришли не посмотреть на хоккей, а пообщаться и поесть гамбургеров с картошкой фри, запивая все это литрами «Кока-колы» и пива. При всем это они не забывали при каждом удобном случае скандировать: «Go, Kings, go!». Итог матча — 2:1 в пользу Los Angeles Kings и шесть гигантских хот-догов, съеденных несчастным зрителем.
Следующий день мы посвятили осмотру Лос-Анджелеса. Плюнули на все и поехали кататься по городу на машине. Начали с обсерватории Гриффитс, откуда открывается самый лучший вид на город и на знаменитую надпись «Holliwood» в том числе:
Потом прокатились по фешенебельному району Беверли-Хиллс.
Завернули на улицу Родео-драйв, ту самую, где Джулия Робертс из «Красотки» покупала свои платья:
Пообедали в русском кафе возле нашего мотеля. Как всегда, в середине заграничного путешествия, захотелось борща и салата оливье.
Вечером отправились на пляж в Санта-Монике. Вот это место в Лос-Анджелесе действительно понравилось. Что самое удивительное — море там пахло морем. Обычно заграничные моря не пахнут, т.к. в них нет обилия морских водорослей, которые выбрасывает на берег и именно они издают запах. Здесь же все пахло по-настоящему, примерно как у нас на Дальнем Востоке на берегах Японского моря. К тому же всех купающихся развлекали дельфины, то и дело выпрыгивающие из воды в полусотне метров от берега.
После такой прогулки ближе к вечеру у Мишки поднялась температура почти до 39 градусов. Не сказать, что мы запаниковали, но береженого Бог бережет, поэтому позвонили по телефонам, указанным в страховом полисе, получили адрес больницы, где нас могут принять, и поехали туда. В итоге получилась целая экскурсия в американскую систему оказания экстренной медицинской помощи. На входе в больницу нас встретил мед. работник. Сзади еще один катил кресло, на случай, если пострадавший не может идти сам. Через три минуты мы были уже зарегистрированы (в регистратуре работает русскоговорящая девушка из Латвии), Мишке измерили температуру, давление, каким-то хитрым прибором, похожим на прищепку и одевающимся на палец, измерили уровень кислорода в крови (???). Поняв, что у нас не экстренный случай, нас усадили в кресла ожидать очереди. На стене висело объявление на нескольких языках (в т.ч. на русском) о том, что в случае необходимости больница располагает переводчиками с длинным перечнем, с каких именно языков. Пока сидели в очереди, Мишка от страха совершенно выздоровел, температура спала и горло болеть перестало. Очередь до нас дошла минут через 20. Нас всех вместе (а не только «больного») и без всяких бахил провели в стерильно-белое помещение с отсеками, в каждом из которых была вся медицинская аппаратура, какую мы когда-либо видели вместе взятые. Врач осмотрела нашего «больного», при этом все переводила русскоговорящая девушка из регистратуры.
Настоящий шок врач испытала, когда мы сказали ей, что привезли с собой антибиотики и что у нас их можно свободно купить в любой аптеке. Она сначала подумала, что ослышалась, и переспросила это у нас раз пять. Оказывается, в США продажа антибиотиков строго контролируется и купить их можно только по рецепту. Наконец все манипуляции закончились, лечение назначено, и только после этого нас повели оформлять документы. Это заняло еще минут 15. Как пояснила нам всё та же девушка из регистратуры, если бы у нас не было страховки, то этот визит обошелся бы нам примерно в 1 000 долларов. Да, болеть в Америке дорого, но приятно. В смысле, приятнее, чем у нас. Кому довелось побывать в отечественном травмпункте, тот понимает, о чем я.
Четких планов по поводу дальнейшего путешествия у нас не было. Решили прокатиться до Сан-Франциско через национальные парки Секвойя и Йосемити, а назад вернуться по знаменитой трассе № 1.
Рано утром на следующий день двинулись в сторону парка гигантских секвой. Дорога была дальняя (почти пять часов), но не скучная, т.к. вокруг были живописные окрестности. Много виноградников и садов с цитрусовыми деревьями, которые как раз вовсю цвели. Почти всю дорогу нас сопровождал аромат цветущих апельсиновых деревьев. Не удержались от соблазна остановиться и сорвать парочку апельсинов.
Часто попадались грузовики, доверху груженые апельсинами или лимонами:
Сфотографировали, наконец, классический американский почтовый ящик:
Наконец добрались до парка секвой.
Эти деревья растут в труднодоступном месте в горах, куда ведет узкая дорога-серпантин. В некоторых местах разъехаться двум машинам можно с трудом, а повороты иногда настолько крутые, что увидеть идущую навстречу машину просто невозможно.
В парке секвой растет самое большое дерево в мире по объему древесины — Генерал Шерман. Кроме того, в парке растут пять из десяти самых больших деревьев на Земле.
Корень такого дерева:
В парке много животных — олени, белки, всяческие птицы. Попадаются даже такие дорожные знаки:
Кстати, о подобных знаках. Пару лет назад мы были в Австралии и там вдоль дорог часто попадаются знаки с изображением кенгуру. Впервые увидев такой знак, мы подумали: «Ага, как же, какие тут могут быть кенгуру в дикой природе, всех давно съели, это всё обман для туристов», пока из кустов на полянку не выпрыгнули эти самые дикие кенгуру. После этого мы серьезно отнеслись вот к таким знакам на пляжах Австралии и купались с оглядкой:
Одно из самых знаменитых мест в парке секвой — упавшее дерево, сквозь которое можно легко проехать на машине:
В целом парк секвой нам очень понравился. Тишина, только пение птиц, чистейший горный воздух, какая-то полутень, потому что солнечные лучи теряются в кронах гигантских деревьев.
На ночевку остановились в городке Визалия, мотель Americas Best Value Inn Visalia за 68 долларов. Самый худший мотель за все путешествие. И сам городишко совсем не понравился. Единственное, чем он запомнился — это разрисованные пожарные краны:
Утром отправились в парк Йосемити. Долина Йосемити — это земля водопадов. Их там порядка 20 штук, некоторые можно легко увидеть прямо с трассы, до некоторых же нужно идти несколько километров пешком. Мы, естественно, видели только первые:
В парке много горных речек, где-то они очень бурные с крутыми перекатами:
А где-то совсем спокойные, с тихими заводями. В одной из таких речек Мишка «рыбачил» на палку:
В Йосемити очень много хвойных деревьев, от этого воздух кажется особенно вкусным.
89 % территории парка Йосемити считается зоной дикой природы, где человек не вмешивается в природные биологические процессы. И это несмотря на толпы американцев, которые приезжают отдыхать туда целыми семьями. Отдых организован очень грамотно. А вообще отдых по-американски — это «дом на колесах»: прицепить к своему джипу жилой трейлер со всеми удобствами и остановиться в каком-нибудь кемпинге на недельку-другую. Система кемпингов в Штатах очень жизнеспособна. В любом национальном парке можно за 10-30 долларов в сутки арендовать место для установки палатки или стоянки трейлера. В эту цену, как правило, входит стол со скамейками и место для барбекю, не говоря уже о туалете и прочих прелестях цивилизации. При этом кемпинги располагаются в самых живописных местах национальных парков.
Вечером на ночлег остановились в городе Марипоса, отель нашей любимой сети Best Western Plus Yosemite Way Station, 110 долларов за ночь.
Марипоса — очень уютный старинный городок (в России населенные пункты с таким количеством жителей принято называть «деревней», но сказать про Марипосу «деревня» как-то язык не поворачивается). Очень много старых зданий, например, этот отель 1901 года постройки:
Или ресторан, в котором мы ужинали:
Это семейный ресторан с многодесятилетней историей. К каждому посетителю в обязательном порядке выходит хозяйка ресторана и рекомендует какие-то блюда. Славное местечко.
Немного об американской кухне. В Штатах правит общепит, причем исключительно в виде фаст-фуда. Классическое меню всех кафе: разнообразные бургеры, хот-доги, обязательная картошка фри, в лучшем случае — салат «Цезарь», и все это запивается неимоверным количеством «Кока-Колы». Мясо можно отведать в стейк-хаусах, там будет несколько видов стейков и все та же картошка фри на гарнир. Найти в меню суп практически невозможно. Причем любое заказанное вами блюдо в любом кафе или ресторане будет иметь огромные размеры: стейки на пол-тарелки, горы картошки фри, салат в пол-литровой креманке. И что совсем нам было непонятно — это пристрастие американцев в любой напиток кидать тонну льда. Пристрастие пить через соломинку мы в конце концов объяснили себе тем, что практически везде, будь то даже дорогой ресторан, наблюдались не очень качественно помытые стаканы и столовые приборы.
При обилии подобных заведений особенно приятно было наткнуться в Марипосе на этот старый ресторанчик. Получили истинное удовольствие.
Прогуливаясь по городку, наткнулись на памятник жертвам трагедии 11 сентября 2001 года.
Вообще в Штатах повсюду присутствуют символы государственности, формирующие самосознание народа. Развевающийся американский флаг можно увидеть даже в чистом поле вдоль дороги:
На этом наши экскурсии по заповедным местам закончились, впереди нас ждал Сан-Франциско.
Сан-Франциско нам очень понравился. Это город со своим колоритом. Расположенный на холмах, он весь состоит из крутых спусков и подъемов.
Надо сказать, что в Сан-Франциско безумно дорогая парковка, т.к. месторасположение города на холмах создает дефицит пространства. В отелях парковка в сутки стоит от 40 до 60 долларов, при том что в Лос-Анджелесе, например, парковка в отеле стоит 10-14 долларов, а зачастую просто входит в стоимость номера. Та же история с ценами на отели в Сан-Франциско. Мы жили в отеле на Фишерман-верфь — Radisson Fisherman’s Wharf за 398 долларов за два дня. Дороговато, зато самое лучшее расположение. До знаменитого пирса № 39 пять минут пешком.
На пирсе № 39 отдыхают морские львы — символ Сан-Франциско.
Вдоль пирса расположено множество рыбных ресторанчиков, в которых можно поужинать, глядя в окно на дрыхнущих морских львов.
Помимо пирса 39, символами Сан-Франциско являются: мост «Золотые ворота»,
старые трамвайные вагоны со всего мира:
а также тюрьма «Алькатрас», из которой за всю историю не было совершено ни одного удачного побега, а все попытки заканчивались провалом. Тюрьма расположена на острове, и все желающие могут попасть туда на экскурсию.
В Алькатрасе содержались самые опасные преступники, в том числе знаменитый гангстер Аль Капоне. Тюрьма была действующей до 1963 года. Теперь Алькатрас является одним из самых посещаемых туристами мест в Сан-Франциско. Желающие даже могут прикупить себе униформу заключенных:
Еще один символ Сан-Франциско — это крабовый суп, который подают в любом ресторане вдоль моря, используя в качестве тарелки свежеиспеченный круглый черный хлеб. Но самым вкусным он кажется, когда покупаешь его на улице в маленьких лавочках, торгующих морепродуктами.
Катаясь по извилистым улицам Сан-Франциско, несколько раз заезжали в Чайнатаун — самый старый и самый большой в США.
Нас, дальневосточников, Чайнатауном не удивишь, а люди, никогда не бывавшие в Китае, ездят в Чайнатауны по всему миру на экскурсии. И действительно, как будто попадаешь в китайский городок: все вывески и надписи на китайском языке, вокруг снуют исключительно китайцы, в открытых лавочках жарят и продают какие-то неизвестные блюда, магазины дешевых китайских товаров, даже запах как в Китае.
Наконец настало время покидать Сан-Франциско. Нам предстояло вернуться в Лос-Анджелес по знаменитой дороге № 1, с ночевкой в городке Голета. Выехали рано утром, взяли курс на 17-мильную дорогу, с которой планировали выехать на хайвэй № 1. 17-мильная дорога — это платная дорога, проходящая вдоль побережья Тихого океана мимо особняков закрытого сообщества для супербогатых Пеббл-Бич. Невероятно красивое побережье, богатые дома, поля для гольфа.
Если ехать без остановок, то проскочить 17-мильную дорогу можно минут за 20, но не останавливаться просто невозможно. То же касается и дороги № 1: сначала останавливаешься на каждой смотровой площадке, потом начинаешь понимать, что за два часа проехал только 50 километров, и стараешься останавливаться пореже. Но совсем не выходить и не смотреть просто невозможно. Дорога местами прижимается прямо к берегу океана, и вид открывается просто потрясающий.
В первой половине дня было ясно, и океан переливался всеми оттенками синего и голубого. После обеда небо затянуло тучами, океан посерел, но вдоль дороги было очень много цветов:
В одном месте дорога подходит вплотную к лежбищу морских слонов. Куда ни кинь взгляд — везде лежат слоны, посыпают себя песком и довольно хрюкают:
Проехать за световой день от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса по дороге №1 можно, только не делая остановок. В противном же случае необходимо ночевать где-нибудь посередине. Мы выбрали городок Голета, прямо возле известной всем россиянам Санта-Барбары. Отель Best Western Plus South Coast Inn, 135 долларов за ночь. Очень приличный отель, большая зеленая территория, хороший номер. Городок очень тихий и маленький, вблизи от отеля есть пара стейк-хаусов, в одном из которых мы и поужинали. Следующий день был заключительным днем нашего автомобильного путешествия. В час дня мы должны были вернуть машину в Hertz. Последний отрезок пути не запомнился ничем. Наконец мы в Лос-Анджелесе:
Возврат машины занял ровно 10 минут, после чего мы на уже знакомом нам фирменном автобусе Hertz доехали до аэропорта. Впереди нас ждала неделя ленивого отдыха в Мексике, курорт Лос-Кабос. Никаких переездов, беготни, экскурсий, а только море, солнце и All inclusive :). Всего по дорогам США мы проехали 3 354 мили (5 396 километров), потратив на бензин 260 долларов, побывали в пяти штатах — Калифорния, Невада, Юта, Колорадо, Аризона. На всем протяжении пути видели на дороге всего одну приличную по размерам яму, да и то на этом участке трассы велись ремонтные работы. Вообще американские дороги — это отдельная история. Идеальная разметка, отбойники при съезде на обочину, не говоря уже о наличии минимум двух полос для движения в каждую сторону практически на каждом фривэе. Федеральная трасса Чита—Хабаровск—Владивосток не годится в подметки даже какой-нибудь второстепенной дороге между малонаселенными городками Америки. Часто вдоль автодороги проложена специальная дорожка для велосипедистов, также с идеальной разметкой:
Участки трассы, где можно остановиться, освещаются лампами на солнечных батареях:
На любой парковке обязательно размечены парковочные места, при этом обязательно наличие 5-6 мест для инвалидов, и никто даже и не думает их занимать (это чревато существенным штрафом). Особенно поразило то, что вдоль ВСЕХ дорог, за исключением дорог внутри населенных пунктов, стоит ограждение в виде сетки от диких животных, чтобы они не гибли под колесами автомобилей:
Тем не менее, периодически на обочине попадаются сбитые машинами разнообразные животные:
О том, как ремонтируют дороги в США, мы узнали еще в прошлом году в Орландо. Там ремонтировали участок второстепенной дороги протяженностью метров 50. Сначала мы увидели регулировщика, который стоял у знака «Ремонтные работы» и указывал редким машинам, что нужно выехать на встречную полосу. Мы решили было, что впереди авария, но через 50 метров на выезде с этого участка увидели точно такого же регулировщика, который регулировал встречный «поток» из 1-2 машин. При этом мы так и не поняли, что именно они там ремонтировали, потому что накануне ходили по этой дороге пешком и она нам показалась вполне приличной. Кроме того, при ремонте дороги в узком месте, когда остается только одна полоса для движения в обе стороны, американцы используют переносные светофоры, которые регулируют встречные потоки. В России в такой ситуации действуют по принципу «успел — проскочил».
Общий вывод от путешествия: в плане организации цивилизованного отдыха нам до них далеко. В России уйма мест с уникальной природой, но! — ни дороги, ни туалета, ни гостиницы. Чтобы посетить заповедные, не захламленные отдыхающими места в России нужно как минимум пройти километров 10 по лесной тропе, как максимум — арендовать вертолет. В США же все это доступно даже людям с ограниченными возможностями. При этом бюджет нашей поездки был сравним с «овощным» двухнедельным отдыхом в каком-нибудь пятизвездном отеле Турции (конечно, если не учитывать посещение дорогих мероприятий, таких как хоккейные матчи или шоу цирка дю Солей). Что лучше — решать каждому.