|
После прошлогоднего автопробега Смоленск—Париж (вторая половина сентября), к зиме опять потянуло в дальние края. Недаром опытные автопутешественники предупреждали: затягивает!
Началось с выработки идеи. Она оформилась в виде вопроса: как живётся в королевствах? Для начала оказалось, что в Европе 16 монархий. Несколько из них компактно расположены в северной части континента. Максимальная продолжительность поездки определялась нашим денежным потенциалом. С учётом того, что осенью ожидается рождение внучки, мы с женой решили побывать в самых дорогих странах: Дании, Норвегии, Швеции (в более доступных по деньгам ещё успеем!). При самом грубом «прикиде» маршрута мелькнула мысль: не ехать обратно, а сделать кольцо. То есть «замкнуть» в него Балтийское море. «Классическое» кольцо, включая Финляндию, требует больше времени, а главное денег. А если использовать паром? Самые общие варианты выглядели так.
Ведь паром — это само по себе интересно! Большой корабль, его устройство, порт, море, стихия…
После некоторых раздумий маршрут сформировался такой: Смоленск—Брест (710 км), ночёвка; Брест—Пренцлау, Германия ( 800 км), ночёвка; Пренцлау—Копегаген, Дания (400 км, паром), два «чистых» дня в Копенгагене; Копенгаген—Осло, Норвегия (597 км), 1 день в Осло; Осло—Молде, Норвегия (487 км, паром), ночёвка; Молде—Трондхейм, стариная столица Норвегии, Атлантическая дорога (305 км), 1 день в Трондхейме; Трондхейм—Стокгольм, Швеция (803 км), три дня в Стокгольме; Стокгольм—Таллинн, паром; Талинн, один день; Таллинн—Смоленск (785 км). При этом нужно учитывать, что: а) необходимо уложиться в 15 дней шенгенской визы и максимально их использовать; б) перегоны не должны быть слишком длинными и изнуряющими; в) скорость на дорогах Дании, Швеции и Норвегии ограничена до 80-90 км. в час, д) необходимо строго выдерживать намеченный график движения, чтобы вовремя приезжать в заранее забронированные отели (в случае неприбытия и несвоевременного отказа от «брони» деньги всё равно с карточки снимаются) и к оплаченным паромам (в случае опоздания оплата не возвращается).
Время поездки выбирал исходя из того, что в посещамых странах в июне тепло и меньше всего дождей.
Поскольку в этой поездке, в отличие от прошлогодней в Париж, дочери, которая свободно говорит на английском и французском, с нами не будет, встала проблема общения с местным населением. Пришлось заняться оживлением своего английского языка. Последний раз я им пользовался во время обучения в политехническом институте города Волгограда, в 1968-1969 годах, на первом и втором курсах. И, несмотря на то, что экзамен по английскому поставили «автоматом», никакой уверенности в достаточности имеющегося в голове словарного запаса у меня не было. Жена тоже изучала ин. яз. в. политехе, только в Донецке. И это был немецкий язык и без «автомата» на экзамене. Короче, было решено: мне освоить нужные темы (на границе, в отеле, на пароме, в магазине, в кафе, проблемы со здоровьем, проблемы с авто и т. д). Занимался языком с дочерью и по старинным польским пластинкам с уроками английского.
Бронированием отелей и покупкой билетов на паромы занималась дочь. Шенгенские визы (польские) получали через турагенство.
Перед отъездом свозил автомобиль на ТО-3 в Смоленск — Ладу. И не зря — обнаружили и по гарантии устранили скрытую неисправность в передней подвеске. Молодцы!
В навигаторы закачал карты необходимых стран и в режиме симуляции «проехал» все намеченные перегоны, включая и те, что с паромами. Почитал отчёты тех, кто был в Скандинавии на автомобилях.
Предварительный расчёт необходимых денег показал: необходимо около 150 000 руб. Решили взять с собой банковские карточки «Виза» и «Мастеркард», и купили в банке немного наличности: 50 евро, 1 700 датских крон, по 1 000 норвежских и шведских крон.
Узнал о ценах на бензин. Оказалось, что по мере нашего продвижения бензин будет становиться всё дороже и дороже. То есть, двигаясь к Норвегии, нужно перед выездом из очередной страны заправляться под пробку. А по пути из Норвегии в Швецию и Эстонию наоборот, не лить в бак лишнего, т.к. дальше дешевле.
Нашёл в интернете информацию о достопримечательностях и наличии автобусных и водных экскурсий по посещаемым столицам.
По возможности минимизировал использование автомобиля перед поездкой: если попадёшь в ДТП — всё сорвётся!
Оформил «зеленую карту» на автомобиль, разобрался с мед. страховками.
Жена позаботилась о запасе постоянно употребляемых лекарств и о тех, которые могут понадобиться экстренно (от живота, от сердца и проч., ведь без рецепта лекарства в Европе не продаются!).
И вот наступил первый день!
15.06.2013 г. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Выехали из Смоленска в 9:00. С одной длительной остановкой на обед доехали до Бреста, прибыли в гостиницу «Веста» в 18. 00 МСК ( МСК — московское время). Пробег 699 км, расход 6,5 л/100 км по БК. Поселились в гостинице «Веста». Двухместный номер в хорошем состоянии, чисто и аккуратно. Доброжелательный персонал. Машина под окнами, стоянка без охраны. Цена — 1700 руб. за сутки. Рекомендую. Немного прогулялись в окрестностях отеля.
Неподалёку от гостиницы обнаружили польский костёл. А в его дворе — скульптуру канонизированного католической церковью римского папы Иоанна Павла II, выходца из польской церкви. К сожалению, вход на территорию костёла был закрыт и точку съёмки особо выбирать возможности не было.
16. 06. 2013 г.
ВТОРОЙ ДЕНЬ начался с завтрака в номере. От гостинцы отъехали в 8:30. К границе прибыли в 8:45 МСК.
Белорусы сработали быстро, и через 35 мин. Мы уже стояли перед польским КПП. Здесь работа шла в более медленном ритме, и на территорию Польши мы въехали только в 11:00 МСК.
Как и в прошлом году, сразу бросилось в глаза прекрасное состояние дороги, разметки, дорожных знаков, обилие телекамер и ограничений скорости. Приятно было видеть ухоженные городки, красивые дома (в России такие называют почему-то коттеджами), полное отсутствие высоких и непрозрачных заборов. Вместо них низенькие изгороди белого цвета или «живая» ограда из подстриженных кустиков. Около костёлов, которые встречались в каждом населённом пункте, стояло много машин. Видимо, в воскресный день там шли службы. В числе выходящих из костёлов людей было много молодежи.
До Варшавы ехали без остановок. И вскоре после неё началась платная автомагистраль в сторону Познани. Деньги за неё поляки «драли» часто и «со вкусом». Но платить им было не обидно. Дорога хорошая, с удобствами в виде обустроенных площадок для отдыха. В достаточном количестве заправки с торговыми точками. После Познани, которая осталась справа, повернули на северо-запад, в сторону Германии. Здесь часто попадались свежеокрашенные мостики и путепроводы. Короче, поляки дорогами занимаются. Молодцы!
Это фото сделано в каком-то городке, расположенном рядом с границей Германии. Видны дома, похожие на немецкие.
К вечеру пересекли границу Германии. На площадке, рядом с этим знаком, стояла немецкая полицейская машина и четверо полицейских. Жена помахала им рукой, и все четверо заулыбались и тоже нам помахали. Приятно, что Старая Европа дружелюбно относится к россиянам!
В Пренцлау прибыли в 22:15 МСК. Пробег 820 км, расход 6, 9 л/100 км. Отель «Overdiek», N 053* 18. 822 Е 13* 51. 724, гостеприимно принял нас в двухместном номере за 80 евро и разместил «Калину» на стоянке под охраной красивых и ухоженных цветов. Отель рекомендую.
17. 06. 2013 г.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ начался с обильного «шведского стола», включённого в стоимость номера. После завтрака немного прошлись по городу. В 11.30 двинулись в Росток, откуда паром должен доставить нас на территорию датского королевства. Навигатор быстро вывел на автостраду и по отличной немецкой дороге мы без проблем приехали в Росток, на паромный терминал. Паром Росток—Гедсер уходит в 15:30 МСК. На регистрацию нужно прибыть за полчаса. Время в пути 1 ч. 45 мин. Стоимость 124, 03 евро.
Паром появился неожиданно, насколько это возможно для судна, длиной чуть меньше 100 метров. Очень быстро пришвартовался и начал выгрузку автомобилей. Погрузка была так же «в темпе». Погрузочная команда парома показывала чудеса сноровки. В Гедсер вышли минута в минуту. Поначалу мы немного прогулялись по парому. Нашли магазин, салон, буфет. Я пофотографировал порт и морские виды.
Поесть решили на пароме, уж очень вкусно пахло из кафе на его борту. Да и смотреть стало не на что, немецкий берег пропал, а датского ещё не было видно. Одна огромная порция «пицца-балонезе» насытила нас обоих. В столицу Дании Копенгаген приехали в 19 ч. 45 мин, от Ростока пробег 364 км, расход бензина 6, 2 л/100 км по БК.
Отель «Copenhagen Go**” очень быстро принял нас и определил на бесплатную стоянку при отеле уставшую от первого в её жизни морского путешествия «Калину». Общая стоимость пребывания в отеле с вечера 17 по утро 20 июня составила 1737 DKK. Завтрак не был включён в стоимость номера и его предложили за отдельную плату в размере, 69 DKK с человека. Мы, на всякий случай, отказались. Назавтра выяснилось, что это правильное решение, поскольку завтраки в отеле скудные.
18.06.2013 г.
ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ начался с сюприза. Проснулись мы в 8 часов, но не европейского, а московского (МСК!) времени, т. к. биологические часы быстро не переводятся. Для завтрака не хватало только хлеба. А где его взять в столице Дании в 6 часов утра? Пришлось идти на поиски. Выйдя из отеля, я непроизвольно подошёл к ещё дремавшей «Калине» и обнаружил под её «дворником» штрафную квитанцию на сумму 1 750 DKK за неправильную стоянку ! А 1 750 DKK это 1750 х 5. 9 = 10 325 рублей!!!
Вот тебе и бесплатная стоянка при отеле! Иду к портье. Там уже другой парень. Объясняю, показываю штрафную квитанцию. Он смеётся. Спрашивает меня, где спец. разрешение от отеля на стоянку, вам его дали вместе с чеком об оплате услуг отеля. Если у вас этот документ есть, положите его под ветровое стекло на «торпедо», а со штрафом мы (отель) разберёмся и он будет аннулирован, вас вчера наверняка предупреждали.
Вспоминаю: да, вчера мне дали какую-то непонятную бумажку, и парень, нас принимавший, что-то говорил про неё. Но у него был такой сильный акцент, что я толком ничего не понял…
Ладно, со штрафом разобрались, теперь нужно добыть хлеба. Большой магазин метрах в ста от отеля. Иду — он закрыт, ещё только начало седьмого часа! Рядом станция электрички, а там открытое кафе. Спрашиваю «simple bread» — мне предлагают белый батон, который здесь пекут на заказ за 27 DKK!!! Непроизвольно вспоминаю об их «датской матери», но хлеб к завтраку есть.
После завтрака сели на электричку и поехали в центр Копенгагена.
Сюда мы приехали от отеля электричкой за 15 минут, это центр города. Теперь наша задача — найти остановку двухэтажных экскурсионных автобусов со звуковым сопровождением на русском языке. Пока смотрим туда-сюда. И вот что видим:
Велосипеды везде, на них все, от стариков до младенцев, велосипеды есть даже на башне, указывающей погоду! Маленьких детей возят либо в спец. прицепах к велосипедам, либо на трехколёсных велосипедах, как на фото. На детях всегда велошлемы.
Если погода будет хорошая — выезжает дама на вело, если дождь-дама с зонтом, если неустойчивая — видны обе.
Недалеко от вокзала нашли ратушу, памятник знаменитому сказочнику и остановку экскурсионного автобуса.
После автбусной экскурсии попали на экскурсию по каналам.
Фото из экскурсионного автобуса:
А по приказу другого короля похожие дома, только другого цвета, строились для моряков, когда необходимо было развивать флот. Уже в средние века в Дании поняли, что главное в любом деле — люди!
При этом в парке очень чисто.
Вообще в столице Дании везде очень чисто. Никаких окурков, бумажек. В России и перед приездом Путина нет такой чистоты.
Эти любители солнышка — нудисты попали в мой объектив во время экскурсии по каналам.
Это самая старая яхта из королевских яхт Европы. Она в полнейшем порядке, экипаж на борту, стоит в центре Копенгагена.
Можно увидеть самые разные плавсредства: от простых и дешевых — до очень крутых. И они спокойно стоят бок о бок.
И вода очень чистая, и в ней плавают не бутылки, а селезни, смотрите около борта катера.
Вода в центре столицы Дании прозрачная — лапки видно!
Уличные художники работают с атоэмалями в баллончиках. Работают очень быстро и сноровисто. Не берусь оценивать художественные качества их произведений, исполненных в фантастической манере, но наблюдать за ними интересно.
Улица Строгет — пешеходная, полна магазинов, лавок, кафешек.
Говорят, что это самая длинная пешеходная улица в Европе.
Здесь полно людей, большинство — туристы. Датчане активно зарабатывают на туристах, встречается много «живых скульптур», с которыми можно пообщаться, только надо заплатить.
Публика на Строгет самая разнообразная.
Wi-Fi есть по всей её протяжённости.
После двух дней пребывания в Копенгагене мы отправились в столицу Норвегии Осло.
20.06.2013 г.
ШЕСТОЙ ДЕНЬ путешествия. Выехали в 10:15 МСК. Дорога на Осло начиналась практически от крыльца отеля — тут висел указатель на Мальмё. Этот шведский город находится напротив Копенгагена, но чтобы в него попасть необходимо пересечь пролив Эресунн. Путь через пролив идёт сперва по тоннелю, длиной километра 4, а потом по ещё более длинному мосту. А как с моста съедешь — шведы берут плату, около 40 евро, точно не помню. Дорога на Осло идёт в сторону северо-запада, изредка слева мелькает море. Все крупные города остаются в стороне. Разрешённая скорость — 100-110 км. в час. Качество дороги и придорожных услуг высокое, едут шведы спокойно, ПДД не нарушают. Среди легковых машин преобладают авто с кузовом «универсал». Много «Вольво», немецких, французских марок. Практически нет корейцев, японцы тоже почти не видны.
В сторону Норвегии едет много кемперов из Германии. С экипажем одного из них мы пообщались на этой остановке в Швеции. Немцы, тоже пенсионеры, удивились дважды: как мы так далеко от дома заехали, и почему мы останавливаемся в отелях, ведь в кемпере получается гораздо дешевле! Я уж не стал спрашивать, сколько стоит сам кемпер, во что обходится его хранение, сколько он ест топлива. Но в кемпере очень комфортно и удобно (немцы любезно разрешили его осмотреть).
Швеция. Подъезжаем к вантовому мосту… и едем по нему.
Ближе к норвежской границе на дороге стали появляться тоннели.
Вначале короткие, а потом всё длиннее. И мостовые переходы оригинального вида.
Граница Норвегии.
От таможен, «зелёных» и «красных» коридоров остались только таблички. На фото: Норвегия, дорога на Осло.
В Осло приехали в 18:15 МСК, пробег 624 км, расход 6, 6 л/100 км по БК. При въезде в столицу Норвегии встретилась целая система тоннелей, в которых есть и спуски, и подъёмы, и развилки. Очень интересно и непривычно. Да и навигатор под землёй связь со спутниками теряет. Вход в отель обнаружили только с помощью местного населения. И этот вход был закрыт! На двери висело объявление на англ. языке: если хотите поселиться — звоните по телефону такому-то. Увидев это, я «выпал в осадок». С моим английским только по телефону разговаривать! Но жить-то надо! Звоню. Ура! Роуминг «Мегафона» работает! Представляюсь. И девочка быстро — быстро тараторит мне в ответ. Ни черта не понимаю. Прошу её повторить М-Е-Д-Л-Е-Н-Н-О. Она первые два слова говорит медленно, а потом опять строчит, как из пулемёта. Наконец мы друг друга поняли: мне ждать, она придёт через семь минут. Ровно через 7 минут она появляется, поселяет нас, определяет машину в подземный гараж, берёт с нас оплату прямо в подземном гараже с помощью маленького «карточного» терминала, выдаёт карточки-ключи от номера и от ворот гаража. Перед тем, как исчезнуть, она говорит, что утром в день отъезда карточки-ключи нужно бросить в этот специальный ящик. «By-By»! Девочка исчезает. Наш номер на втором этаже. Две комнаты, балкон, выходящий во внутренний дворик, удобства, холодильник, телевизор огромный, эл. плита, посуда, Wi-Fi бесплатно. Парковка 50 NOK в сутки, но с нас почему-то не взяли. Всего с вечера 20.06. по утро 22.06. заплатили 1 460 NOK. Остановка автобуса рядом, до центра ехать 10 мин. Отель называется «Gruner Apartments». Рядом есть магазины и кафе. Тихое место. Рекомендую!
21.06.2013 г.
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ начался пасмурным утром. После завтрака двинулись в город. В Осло билеты на автобус в автобусе не продаются! Их нужно покупать в магазинах (не во всех, но нам подсказали где). На автобусной остановке висит табло и на нём видно, через сколько минут прибудет автобус такого-то маршрута. И автобус прибывает вовремя! Все автобусы — «гармошки» с четырьмя дверями. В автобусе тоже есть табло, где высвечивается название очередной остановки и ещё двух следующих. Обстановку на первой и второй площадках водитель контролирует через зеркала, а на третьей и четвертой площадках — через телекамеры. Водители при галстуках. Автобусы чистые и как будто новые. Но они все новыми быть не могут!?
Приехали к оперному театру, отсюда отправляются экскурсионные «двухэтажки», а остановку их найти не можем. У кого не спросим — никто не знает, все туристы. Обратился к старшему наряда полиции. Уж они то точно из Осло! Тот тоже не знает, но говорит, что постарается нам помочь, минуточку подождите. И помог. На экране какого-то устройства что-то потыкал, подождал, посмотрел ещё раз и показывает рукой: идите туда, там, за деревьями рок-кафе, а рядом остановка. Приходим — точно, вот и автобус подъезжает.
Пока я общался с норвежской полицией, жена осмотрела памятники норвежской актрисе Фосс и норвежскому композитору Хольбергу.
Фото из экскурсионного автобуса:
Мы приехали в район трёх, рядом расположенных музеев: музей корабля «Фрам», музей «Кон-Тики» и морской музей. И вышли из автобуса.
Здесь было очень красиво и интересно. Много разных лодок, настоящие парусные корабли. На первой мачте того, что на фото, сидит матрос, если сможете — увеличте фото!
Для начала я сфотографировался вместе со знаменитыми норвежскими героями-полярниками, а потом мы пошли в музей «Фрам». «Фрам» — это ДЕРЕВЯННАЯ парусно-моторная шхуна длиной 39 метров, на которой норвежские полярники Нансен (автор проекта), Свердруп и Амундсен в конце 19 — начале 20 веков совершили три похода продолжительностью по 3-4 года к северному и южному полюсам Земли. В музее находится ИМЕННО ТОТ «ФРАМ», который ходил в эти экспедиции. Не макет, и не дублёр. На корабль можно подняться, постоять за штурвалом, осмотреть каюты экипажа, камбуз, кают-компанию, трюм. Всё можно трогать руками. Внутри музея освещение «полярная ночь».
Это самый лучший музей из тех, которые я видел!
Это здание музея «Фрам», похожее на палатку, построено «вокруг» установленного на берегу настоящего корабля.
Пока мы были в музее, погода начала улучшаться, и мы сели в следующий экскурсионный автобус. Дело в том, что в течение дня можно на любой остановке выходить, а потом садиться в другой автобус. Это очень удобно. Что тебе более интересно — смотри подробнее и дольше.
В этом парке выставлены скульптуры только одного автора. И все нагишом. И только одна скульптура изображает человека в одежде.
Этот человек — автор, Густав Вигеланд. Некоторые скульптуры вы можете здесь увидеть. Парк очень интересный. Народу много.
Жена растолковала: это отец с ребёнком, это мать, это дедушка с внуком, а это мужик слишком много «настарался», отбрыкивается.. .
Пока набирал эти строки, захотелось в Осло вернуться…
22.06.2013 г.
ВОСЬМОЙ ДЕНЬ нашего путешествия тоже был пасмурным, причём как в прямом, так и в переносном смыслах. Выехали в 10:30 МСК. Отъехав 6 км от отеля, я обнаружил, что все автодокументы забыты в отеле. Пришлось вернуться. Но войти не могу, ведь ключи-карточки брошены в ящик для отъезжающих. Благодаря везению и настойчивости удалось проникнуть в номер и заполучить забытое.
Дорога из Осло в Молде, город, расположенный на атлантическом побережье, проходит по гористой местности. Первая часть пути проходила под дождём. Ещё движению мешали многочисленные группы велосипедистов, которых сопровождали полицейские на мотоциклах. Хорошо, что все эти велосипедисты ехали нам навстречу. Вот несколько кадров с видеорегистратора о первой части пути.
Потом погода стала улучшаться. Появились красивые пейзажи долины, лежащей слева от дороги. Вдруг откуда-то возник юный норвежский спортсмен на лыжероллерах. Он был очень сосредоточен, и я подумал, что, возможно, мимо меня проехал будущий олимпийский чемпион?
Долина то расширялась, и река отступала от дороги, то сужалась, и тогда река показывала свой бурный нрав.
Неожиданно горы расступились, и мы увидели фьорд. Нам предстояло пересечь его на пароме. Паромная переправа работала без расписания, по принципу «туда-сюда». Где-то на середине фьорда паромы встречаются.
Эти паромы имеют упрощённую конструкцию, кроме туалетов никаких других удобств нет. Есть только палуба для машин и капитанская рубка. Да еще поднимающиеся нос и корма, и аппарели для съезда-заезда.
С разрешения капитана я поднялся к нему в рубку. Мы познакомились. Капитан рассказал, что ходил на большом корабле, был во Владивостоке, Мурманске, Ленинграде. Немного рассказал об устройстве парома.
В Молде приехали в 19:45. Пробег 505 км, расход 5, 8 л/100 км.
Здесь, в «Molde Vandrerhjem Hostel», мы провели вечер, ночь и утро. Вместе с завтраком и стоянкой авто это стоило 800 NOK.
23.06.2013 г. ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ
Сегодня запланировано: смотровая площадка «Варден»: 407 метров, 222 (?) горные вершиы, вид на город и фьорд, далее переезд в Буд, знаменитая Атлантическая дорога, Кристиансунд, Трондхейм. Облачность корректирует план, начинаем со второго пункта. Пока ехали, стало появляться солнце. В Буд была береговая батарея, которая безуспешно пыталась противостоять гитлеровскому флоту. Отсюда начинается знаменитая Атлантическая дорога. Последние её 7 км проложены по маленьким и очень маленьким островкам. Здесь суперкрасиво, чувствуется дыхание океана.
Норвежцы завершили строительство этой дороги в 1989 году. Она имеет 12 мостов и мостиков и предназначена только для туристов. Никакого хозяйственного значения не имеет. Любители острых ощущений приезжают сюда в сезон штормов — осенью. Но нам красоты и летом хватило.
Налюбовавшись Атлантической дорогой приехали в Кристиансунд, заправили «Калину» и заправились сами.
Далее наш путь лежал в старинную столицу Норвегии — Трондхейм.
Точнее в Oysand Camping AS, куда мы приехали в 21:00 МСК, пробег 296 км, расход 5,8 л/100 км по БК.
Здесь мы проведём две ночи. Так же запланирован шашлык на берегу океана. Судя по установленным надолго жилым прицепам и лежащим рядом лодкам, норвежцы арендуют здесь место и приезжают отдохнуть уже на «готовое».
Хотя этот домик и похож на сарай, в нём две комнаты и вся «цивилизация», включая Wi-Fi. А вот чего в нём нет — постельного белья и полотенец. Коварные норвежцы выдают это в кемпингах за дополнительную плату. Мы знали об этом, и «у нас с собой было». Пока жена обживала домик, я пошел на берег. Там был ОТЛИВ!
А это уже прилив. Не забывайте, мы на берегу Атлантического океана!
24.06.2013 г.
ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ нашего путешествия был посвящён Трондхейму. Я ввёл в навигатор координаты единственной в старинной столице Норвегии бесплатной стоянки ( С 63*25`36,17”B 10*24`43,45”), и мы приехали в старинную крепость.
План крепости и вид на Трондхейм с крепостных бастионов.
В единственной башне крепости есть небольшой музей. Вход везде бесплатный. Эти гаубицы видимо из 50-60х годов 20 века.
Мне почему-то подумалось, что суворовские чудо-богатыри эту крепость взяли бы без особого труда.
Далее поехали в город.
В Трондхейме у нас были намечены к осмотру два музея и ботанический сад, однако начавшийся ливень заставил скорректировать планы. Посидели в машине, подождали, но дождь не утихает. Не спеша поехали в кемпинг. По пути купили мясо и остальное на шашлык. Вечером поели шашлычка на берегу Атлантики под красное сухое вино из России.
25.06.2013 г. ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ
Из кемпинга выехали в 8:30 МСК. Погода стояла мрачноватая, прохладно, дождь не заставил себя долго ждать. На скорость движения этот дождь никак не влиял, потому, что мы ехали по настоящей горной дороге. Дорожное покрытие отличное, но прямолинейных участков, длиннее 150 метров нет, все повороты закрытые, по одной полосе в каждом направлении. Часто справа были скалы, а слева обрывы. Тут я понял, почему в норвежских ПДД прописана максимальная скорость за городом 80 км/час. С большей скоростью тут ехать не благоразумно. Дорога на Стокгольм была пустынна. Встречных машин почти нет, обгонять и вовсе некого. Населённых пунктов очень мало, заправок ещё меньше. В начале дороги встретилась пара оборудованных площадок для отдыха, а ближе к границе со Швецией эти площадки превратились в простое расширение дороги шириной на 1 машину и длиной метров 25.
Впереди — Швеция!
Позади — Норвегия!
В районе норвежско-шведской границы началось плоскогорье, состоящее из каменистых холмов, усеянных гранитными глыбами, с невысоким лесом. Иногда пейзаж напоминал Карелию, иногда — Кавказ. Сделали остановку на обед в районе лесного озера.
Чем дальше мы заезжали на шведскую территорию, тем оживлённее становилась дорога. К Стокгольму подъезжали по четырехполосной автостраде при разрешённых 110 км/час. Навигатор чётко привёл к отелю «StayAt Stockholm Kista****». Здесь нас на шестом этаже ждал просторый двухместный номер со всеми удобствами, оснащённый посудой, эл.чайником, кофеваркой, кофемолкой, утюгом, гладильной доской, с хорошей мебелью и большим телевизором. Завтраки были включены в стоимость. Заплатили 2 898 SEK, по 816 SEK за каждые сутки (трое суток) и 450 SEK за парковку в подземном гараже. Станция метро менее, чем в 100 метрах, до центра Стокгольма ехать минут 15, с одной пересадкой. Не выходя на улицу можно попасть в торговый центр Kista, где можно купить всё, что угодно. Завтраки типа «шведский стол», обильные. Отель рекомендую. Пробег 806 км, расход 6, 4 л/100 км, время прибытия к отелю 19:40 МСК.
26.06.2013 г.
ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ начался с поисков кафе, где кормят завтраками постояльцев отеля. Это было не очень просто, потому, что в этом комплексе очень много точек питания. После завтрака отправились в центр города. Приятно пообщались со служащим метро, который предложил наиболее дешевый способ оплаты проезда. Метро здесь обозначается не буквой «М», а буквой «Т», от слова «tunnelbana». Станции метро не такие помпезные, как в Москве, но сделаны с большим вкусом, хотя и очень скромно, или даже аскетично. На одной из станций видели большое количество фотопортретов строителей метро. Что-то подобное было раньше и у нас во времена социализма. В Швеции матёрый капитализм, а людей труда уважают!
Со столицей Швеции мы знакомились тоже при помощи экскурсионных автобусов — проверенных помощников туристов, говорящих только на родном языке.
Это станция «tunnelbana», которая была рядом с нашим отелем.
Этот часовой привлёк моё внимание своим необычным поведением: время от времени он покидал пост и прохаживался туда-сюда. Я спросил его, можно ли его сфотографировать. Часовой ответил, что можно, но нельзя пересекать белую дугу перед его постом. Я сделал несколько снимков и решил «пойти до конца». Говорю ему, продиктуй мне адрес своей эл. почты, и я пришлю тебе фото. Но он ответил, что это запрещено! Бдительная охрана у короля Швеции!
Этот район Стокгольма строили «под Манхэттен».
27.06.2013 г.
ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ нашего путешествия мы тоже посвятили осмотру Стокгольма. Только теперь мы поехали по «красной» экскурсионной линии.
Женщина несёт службу, а мужики в окне торчат. В этот день мы попали на развод караула дворца короля Швеции.
Посмотреть было интересно. Особенно необычно было слышать команду, которую подавала женщина — военнослужащий. Она так громко и старательно кричала на весь двор королевского дворца, что я прежде всего подумал, что с ней что-то случилось. Сравнению с московским караулом это вообще не подлежит. Даже караул смоленского зенитного училища (сейчас академия ПВО) имеет гораздо лучшую строевую выправку. Некоторые моменты вообще непонятны. Зачем, например, примыкать штык к винтовке после вступления на пост? Ведь часовой должен быть боеготов и в момент смены, и сразу как только принял пост под охрану.
В Стокгольме, наверное, любят раритетные автомобили.
28.06.2013 г.
На ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ был запланирован шоппинг и посадка на паром до Таллинна. С магазинами мы справились успешно. А вот посадка на паром, точнее прибытие на паромный терминал, запомнятся нам надолго. Ехать от отеля до порта около 14 км. Регистрация заканчивается за час до отхода судна. Поэтому отъехали от отеля за 2,5 часа до отправления парома. Ставлю на навигаторе конечный пункт поездки «Таллинн» — и он прокладывает маршрут через Данию, Германию, Польшу, Литву и Латвию. 2500 км! Проверяю настройки навигатора. Всё в порядке, паромные переправы включены! Прокладываю поновой. Опять 2 500. Выключаю навигатор и включаю его снова. Результат — 2 500. нажимаю на «reset», всё равно ведёт в объезд. А время идет! Дома прокладывал Стокгольм—Таллинн через море, и вёл в порт, как в Ростоке, а здесь не хочет. Глючит, зараза ! Чтобы проложить маршрут в порт, нужно знать его адрес, или координаты GPS, или хотя бы название какой-нибудь улицы рядом с портом. Я ничего этого не знаю.
Бегу к стоянке такси. Первый, второй и третий таксисты не говорят по-английски. Только четвёртый говорит и набирает на навигаторе нужный адрес. Спасибо ему, едем скорее! Не тут-то было! Беда не приходит одна. Попадаем в «пробку». Вчера весь Стокгольм объехали и нигде «пробок» не было, а теперь есть, очень длинная, конца не видно. Едем со скоростью около 7-10 км в час. Перестраиваюсь в ряды, которые двигаются быстрее. Шведы молодцы, только поворотник включишь — сразу пропускают.
И тут опять проблема. Началась серия ремонтируемых развязок. Нужное нам направление к парому на Таллинн не указано никакими стрелками, а навигатор упорно ведёт к этим развязкам. Ну не знает он, что они на ремонте! Жена уже спрашивает, что будем делать, если опаздаем? Подъезжаю к стоящему такси и прошу водителя ехать к парому на Таллинн, я заплачу как за заказ ! Он не может, так как ждет своих пассажиров. Но говорит, что вот на том перекрёстке мне нужно повернуть направо, а дальше будут стрелки на Таллинн, и я приеду по ним к парому. Бросаюсь к «Калине», едем, стрелки есть, УРА! Въезжаем в порт. Вижу наш паром. Его аппарели опущены, машины заезжают на автопалубу. Но всё это я вижу через несколько сетчатых заборов, как проехать на регистрацию и погрузку непонятно, стрелки-указатели кончились, «хвоста» машин нет, ехать не за кем, спросить не у кого, время регистрации давно прошло ! Нужный проезд оказался последним из числа тех, в которые я заезжал. Вот и будка регистрации. Подаю свою «бронь». Девушка вводит информацию в компьютер и даёт нам карточки — ключи от каюты. Показывает, куда дальше ехать. Успели! Русский мат погрузочной команды парома кажется мне приветственным маршем!
После заселения в каюту пошли знакомиться с паромом. На его корме оказалась открытая палуба с пивом и песнями неизвестного певца под гитару. Пел он очень неплохо.
Мы тоже попробовали «морского» пивка на «солнечной палубе».
Прощай, гостеприимная и уютная Скандинавия, было бы неплохо ещё разок сюда приехать!
Ночь на пароме прошла спокойно. Мы даже не слышали когда он заходил ночью на какой — то шведский остров. А утром в серой дымке показался Таллинн.
29.06.2013 г.
ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ начался с завтрака в Buf fet (так написано на карточке-ключе от каюты) на сумму 11 евро. А ужин на пароме был условно оценён в 30 евро. Говорю условно потому, что в обоих случаях это был «шведский стол». Только во время ужина были «тематические» раздачи: салатная, мясная, рыбная, сдобная и т.д. А во время завтрака количество этих раздач сократилось. Вечером мы были просто шокированы тем, какое гомерическое количество пищи поглощали многие пассажиры. Они по три раза приходили с полными еды тарелками и три раза тарелки опустошались. Или пожрать на паромную холяву большая удача? Немного об устройстве парома. Палубы снизу вверх:
Выше девятой палубы пассажирам хода нет. Там уже уровень капитанского мостика. Ниже третьей палубы тоже нельзя. Там машинное отделение, а ниже трюм.
В Таллинн пришли вовремя, в 10 часов. При выезде с парома объезжали машины, хозяева которых ещё не проснулись. Таких почему-то было много. Навигатор бодро доложил о прибытии к месту назначения, но никакой гостиницы не было. Стали спрашивать. Со второй попытки попали на парня, который развозит и устанавливает холодильники. Он сказал, что такой отель видел, улицу, где он находится не помнит, но помнит соседнюю. Набрали на навигаторе, поехали. Потом в точках POI нашли свой отель. Спрашиваем у портье, какой у вас адрес, а она смеётся: нас всегда находят тоько со второго раза. Устроившись в отель, пошли в город.
Старый Таллинн оказался километрах в двух. Конечно, это не масштабы Стокгольма, но тоже интересно. Даже панораму Таллина умудрились посмотреть, после 258 ступеней подъёма на колокольню.
Этот «Бентли» неплохо вписался в улицу Старого Таллинна.
Этот пацан очень здорово играл на дудочках, похожих на кларнеты.
На ратушной площади проходил какой-то конкурс или фестиваль.
Очень прилично пели и танцевали на сцене. И чувствовалось, что это нравится и зрителям, и участникам. А еще видели много молодёжи в народных костюмах, участвующей в уличной торговле.
Иногда костюмы были довольно неожиданными.
Эти ребята, похоже, приехали из Эстонии.
На колокольню церкви Оллевисте мы поднималлись по этим ступеням.
30. 06. 2013 г.
Утром ШЕСТНАДЦАТОГО ДНЯ в 10:30 МСК мы выехали из Таллинна. До эстонско-российской границы доехали без проблем, на границу ушло 1 час 20 мин и в 16:25 Россия встретила нас вполне приличной дорогой на Псков. Мы решили не ехать «через не могу» до Смоленска и заночевали в райцентре Опочка. В Смоленск приехали 1.07.2013 г., наше путешествие «Вокруг Балтийского моря на «Калине» благополучно завершилось в 14:20 СЕМНАДЦАТОГО ДНЯ. Пробег от Таллинна 856 км, расход 6, 0 л/100 км по БК. Последний день запомнился платной дорогой ужасного качества за 200 руб на территории Псковской области.
ВЫВОДЫ И ОТВЕТ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС.
1. Два пенсионера, оба на седьмом десятке, получающие скромные пенсии, плюс одну маленькую зарплату и не имеющие вредных привычек, вполне могут совершить такое автопутешествие.
2. Скромный отечественный автомобиль «Калина», купленный два года назад за 309 500 руб. по программе утилизации, при грамотной эксплуатации вполне способен на дальние поездки в Европу, особенно если учесть прошлогоднюю поездку на нём в Париж. 100%-ное достижениение целей поездки и соблюдение её графика — это доказательство надёжности нашей «Калины».
На главный вопрос отвечаю по системе план (пл) — факт (ф).
Стоимость бензина на момент покупки:
Общая стоимость поездки: (пл) 155 000: (ф) 159 580 руб.
Спасибо всем, кто дочитал и досмотрел до конца мой отчёт. Сильно не ругайте. Я всё-таки старался!
По серьёзным вопросам можно написать мне: kim.230752@yandex.ru, меня зовут Игорь Михайлович.
ДО ВСТРЕЧИ НА ДОРОГАХ ЕВРОПЫ!