|
Даты: 22—31.08.2009
Автомобили: Nissan Qashqai 2.0 4WD и Toyota RAV4
Будучи в экспедиции в Казахстане «Золотой теленок KZ» я получила приглашение на участие от организатора пробега «Экспедиция-Алтай-Трофи-2009» Палыча — Начарова Сергея Павловича. Итак, пообщавшись с участниками прошлогоднего пробега «Экспедиция-Алтай-Трофи-2008» и заручившись заверениями организатора, что моя машинка (Nissan Qashqai) вполне осилит данное мероприятие, я собралась на Алтай. По регламенту проведения пробега «для обеспечения более безопасного прохождения маршрута перед прохождением техкомиссии все экипажи должны объединиться в команды по две машины. Из тех экипажей, которые не смогут самостоятельно объединиться в пары, будут сформированы команды по усмотрению организаторов». Изначально, не найдя второй машины и экипажа, наш экипаж планировался на одной машине (моей) из трех человек: я, Александр и Андрей (AnD345). Но выезжали мы на двух машинах: Александр планировал оставить свой RAV4 в Новосибирске для ремонта коробки передач, которая «барахлила» у него с июньской экспедиции «Тюменский Волок».
По пути мы сделали остановку на день в Тобольске, затем в Новосибирске, в котором у нас поменялись планы: Александру на СТО сказали, что он может ехать на Алтай на своей машине, а в ремонт ее сдаст на обратном пути. Опять же по регламенту проведения пробега «количество членов экипажа автомобиля не ограничено, но не менее двух человек». Мы начали искать четвертого человека. К нам присоединился Геннадий Егорович из Новосибирска. Итак, 24.08.2009 днем мы выдвинулись к месту старта в направлении г. Новоалтайск.
Часа через полтора нашей дороги мне позвонили озадаченные «казахи» с сообщением того, что они уже на месте старта, но, кроме них, никого нет. От Казахстана участвовало две машинки с общей численностью экипажей в пять человек. Пока подтягивались остальные участники, «казахи» расположились на старте: первое, что они сделали — построили «трехзвездочный отель»… ну и, естественно, куда они без кальяна? К ночи подтянулись остальные экипажи, кроме одного, который подъехал прямо к старту на следующий день. Мы все познакомились. Машинки-«конкуренты»: два подготовленных Toyota Land Cruiser (из Казахстана), один Toyota Land Cruiser без подготовки, Nissan Navara и Ford Explorer… Итого, вместе с нами семь экипажей.
Утро следующего дня началось с завтрака, сборов вещей, техкомиссии, регистрации участников, обклейки машин, жеребьевки… Затем нас собрали на брифинг, где еще раз объяснили правила соревнований и внесли уточнения в регламент: видимо, в свете малого количества машинок команды сформировали по одному экипажу. Вручили задания… Старт был дан в 10:00 с интервалом в десять минут. Рафик стартовал пятым, мы — шестые… На старте нас приветствовала группа поддержки бренда «Экспедиция»…
Посовещавшись, мы все же решили, что мы догоним Рафика и будем держаться по возможности вместе.
Направление было взято на город Бийск. Бийск, расположенный на сравнительно узкой правобережной террасе реки, один из старейших алтайских городов, был построен по указу Петра I в 1709 году как крепость. Входил в Бийско-Кузнецкую казачью линию, охранявшую южные рубежи России. Часть города расположена на левом низменном берегу. Правобережная и левобережная части Бийска соединены мостом. Бийск является начальным пунктом более чем шестисоткилометрового Чуйского автомобильного тракта. Чуйский тракт проходит по территории Алтайского края и Республики Алтай до государственной границы с Монголией и является главной транспортной артерией Алтая.
Первая же наша обязательная «точка» — село Полковниково — родина космонавта Титова. Здесь находится мемориальный музей космонавтики им. Г. С.Титова.
Вторая «точка» в Бийске. На полпути все же не обошлось без первого приключения: для проверки документов нас остановили на посту. В свете моего положения был риск, что моя экспедиция тут же и закончится… Но отсутствие моего водительского удостоверения компенсировала 1 000 рублей, перекочевавшая в карман ИДПС. Едем дальше…
Основная водная артерия Горного Алтая — река Катунь (катун) — в переводе с древнетюркского означает «женщина». Недалеко от Бийска в районе села Сорокино Катунь, сливаясь с Бией, образует реку Обь, одну из самых крупных в Сибири. Обе реки имеют разный цвет. Летом и осенью Катунь — зеленоватый (бирюзовый), а Бия — белый (грязно-серый). Некоторое время реки несут свои воды, почти не смешиваясь, образуя «полосатую» бело-зелёную струю.
Здесь мы встретили экипажи «казахов», стартовавшие первыми и третьими…
По пути нашего следования привольно раскинулось старинное сибирское село Сростки между Чуйским трактом и зеленоглазой красавицей Катунью. Здесь родился и жил В. М.Шукшин.
Взяты «точки»: село Алтайское…, поселок Кату нь…, деревня с романтическим названием Долина Свободы… Далее на пути расположено очень длинное село протяженностью около 15 км — Майма, являющееся самым крупным селом в России.
Очередная «контрольная точка» — указатель на озеро Манжерокское. Название озера переводится как «Сторожевая сопка» или «Туманная сопка». В озере растет реликтовый водяной орех чилим, осколок флоры доледникового периода, растение очень редкое и занесенное в Красную книгу. Богатый полезными веществами, ранее он употреблялся в пищу, служил в качестве амулетов и талисманов благодаря своей причудливой форме с острыми рожками, являясь защитой от злых сил…
Из всех экипажей в первый день мы периодически пересекались только с «казахами». Но радовало то, что мы догнали и, по-моему, даже перегнали экипажи, вышедшие на старт намного раньше нас…
Корректировка маршрута в процессе движения… Берем направление на очередную ОКТ — «обязательную контрольную точку»…Если я правильно называю названия направление нашего движения: между Д'ектиек и Беш-Узек... Ровно по пути еще одна «точка»… Н-да… Радость наша была преждевременна: мало того, что мы очень долго проплутали в поисках нужной дороги, которую в конце-концов, нашли… но как-то она нас не радовала, причем, чем дальше — тем больше… Формат «экспедиции» плавно превращался в формат «трофи». Однако, вариантов не было — впереди ОКТ и надо ехать дальше… Взята промежуточная «точка»… Дорога стала поприличнее… Осталось две ОКТ, мы еще успеваем на финиш, который был объявлен на период с 22.00 до 23.00…
Улучшающаяся дорога оказалась обманчивой вещью… Достали лопаты…
Навстречу «летят»… как вы думает кто? — «казахи» на своих подготовленных машинках… Остановились, спросили как дела, сказали, что дальше проехать тоже можно… Н-да, видимо, не совсем соотнесли возможности своих и наших машин… Хотя... ну, прошли же в итоге мы… На очередном участке нас нагнала Навара, надо сказать, что очень вовремя: засел Рафик. Ребята с Навары, несмотря на угрозу опоздания на финиш, приняли решение подстраховать наши машинки. ОКТ взята! Домой!.. По пути будет еще одна ОКТ. Дальнейший путь: решили не испытывать судьбу, не зная, что и как впереди — лучше возвращаться там, где мы уже знаем дорогу. Qashqai медленно, но верно, на грязевых участках — под чутким руководством And345, преодолел все препятствия. Рафик застрял еще раз, спасибо ребятам с Навары — вытянули… Где-то на Алтае теперь живет задний номер с Рафика…
Последнюю «точку» брали уже в темноте, фотографии не получились, отчитывались записанным треком.. На обратной дороге я где-то проколола правое переднее колесо, поставили «запаску»… Место финиша — туристический комплекс в селе Чемал. Финишировали в 00:42… Нас ждали, но как-то не очень веря, что мы вернемся сами… На Qashqai джиперы начали смотреть с уважением!!!
Утро второго дня… Невзирая на наше опоздание на финиш, организатор принял решение не снимать нас с маршрута и вдобавок ко всему нас выпустили на старт первыми.. Мы гадали всю дорогу: почему? Ответ мы получили на финише…
Выданы задания, последние штрихи, и в путь…
Первая «точка» сразу же ОКТ: Чемальская ГЭС — визитная карточка всего Чемальского района, первая ГЭС на Алтае, находящаяся на реке Чемал в нескольких сотнях метров от места ее впадения в Катунь. Чемальская ГЭС построена в 1935 году силами заключенных СибУЛОНА — Сибирского управления лагерей особого назначения. Мощность станции небольшая, всего 500 лошадиных сил (около 400 квт.ч). Этой электроэнергии хватает сейчас только санаторию да нескольким жилым домам на его территории. В 1969 году во время большого паводка здание Чемальской ГЭС было затоплено по самые окна. После месяца ремонта оборудования (включая просушку обмоток) ГЭС опять уже работала и работает по сей день. Экскурсии на ГЭС платные. Если найдёте дырку в заборе — бесплатные. Мы перелазили через забор: время не ждет, а ворота были еще закрыты. Далее мы разъехались с Рафом, договорившись встретиться на следующей обязательной «точке» на Ороктойском перевале. Они поехали дальше, а мы вернулись на шиномонтаж, после которого продолжили свое путешествие…
Пересекли по мосту Катунь и поехали по другому берегу в сторону села Ороктой. Далее, беря необязательные, но попадающиеся на пути, «точки» (попадающиеся — дабы не терять время, так как мы не знали, какие еще сюрпризы ждут нас впереди), на штурм Ороктойского перевала, высота которого 1 645 метров. На перевале есть карьеры, где раньше добывали мрамор. Кстати, станция метро Таганская Московского метрополитена облицована мрамором из Ороктойских карьеров.
Дорога терпимая, настроение хорошее, машинка едет бодро… На пути встречается лесопилка, после которой…, как-то… не видно дороги… Спрашиваем местное население, получаем ответ: «…Дальше дороги нет, но, свернув влево через брод… там будет дорога… через перевал… Только ни в коем случае не по полю, держитесь леса…». Да, там была дорога, но не для наших машинок. Рафика не встречаем, значит прошли. Сами или нет — пока не знаем. Связь практически во всех местах, где мы ездим, отсутствует. Как выяснилось впоследствии, Раф прошел сам, только в одном месте они на пару с ребятами с проезжающего Форда накидали камней для проезда…
Мимо нас проехали пара наших машинок, поинтересовавшись не нужна ли нам помощь… Что мы могли сказать? Пока — нет, а дальше…? В очередном месте Кашкайчик соскользнул в месиво и выехал, по-моему, только благодаря какому-то чуду, оставив там, как выяснилось впоследствии, свою первую пластиковую защиту… Едем дальше… Оп!.. В очередном труднопроходимом месте лежит какой-то предмет, очертаниями до боли похожий на колпак от запасного колеса Рафика… Так и есть! Он самый! Надо спасать!
И вот она «точка»! На ней нас догнали «казахи», выразили свой огромный «респект» Кашкайчику: «Мы сами ехали той же дорогой, знаем, о чем идет речь и в шоке видеть вас здесь…».
Протяженность подъема была что-то около 9 км…
Спуск... Порядка 11 км… Что нас ждет впереди?... По пути проезжаем через несколько маральников… Встречая местное население, естественно, интересуемся: «Дальше как?..» Каждый раз (!!!) получаем ответ: «Это последнее трудное место, дальше — все ОК!». Вывод: у них постоянный полный привод 4 на 4… копыта… Нам тяжелее... Берем «точки»… Вагончик «Автозапчасти»… Актуально… Местные уже не удивляются, но все равно не могут понять: «Идут джипы (нас тоже причисляют к этой категории), фотографируются и едут дальше…? …» Дальше — Нижняя Талда…
Времени потеряно много… Не отчаиваемся! Очередную «точку» пытаемся взять пешком… Непонятненько как-то: вот она, но никак… Рафик выходит на связь по рации!!! Ура!!! Едем к ним… Ага! — навигатор не видит объездных путей!.. «Точки» взяты.
Очередная «точка» в задании — загадка: «666» и все! Красным — зачеркнуто организатором, давая понять, что это координаты ни о чем… Синим — это рабочие заметки. Единственное предположение, что это –666-ой километр Чуйского тракта, так как есть местная традиция (спасибо Егорычу, который, будучи здесь неоднократно, ОЧЕНЬ МНОГОЕ подсказывал и ориентировался по бумажным картам и атласам): местные (а может и не только местные???) водители в силу суеверий систематически выкапывают и выкидывают километровый столбик «666», который непонятным образом (или очень даже понятным — дорожные службы) опять появляется на своем месте…Перевал Чике-Таман…. По одометру определяем место, где должен быть километровый столбик «666»…
Высота перевала Чике-Таман, расположеного на Чуйском тракте, составляет 1 460 метров. Крутые подъемы, резко петляющие дороги, крутые обрывы по сторонам и открывающиеся горные панорамы!!! С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую внизу. Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину. Но, несмотря на всю свою зрелищность, «Чике-Таман» переводится с алтайского языка как «плоская подошва»!
Во многих местах на Алтае — на перевалах, у ручьев и источников, в том числе и на Чике-Тамане, можно встретить дерево, на ветках которого повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-дерево. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди.
Едем дальше… Направление: Кукчегень—Иня—Тюнгур… Очередной мост через Катунь… В нескольких километрах от села Иня Чуя впадает в Катунь. С горы, расположенной неподалеку, открывается незабываемый вид: две мощные горные реки встречаются друг с другом и текут далее по одному руслу. Но еще далеко ниже по течению видна их граница: мутно-белая вода Чуи сильно отличается от изумрудной воды Катуни. Так и текут они, какое-то время не смешиваясь — по одному руслу, но каждая по своей стороне…
После села Иня есть дорога вдоль Катуни до села Инегень. Путешествие по этой дороге сопряжено с большими трудностями, так как на некоторых участках ширина дороги, висящей над Катунью, достигает всего четырех-пяти метров. Чтобы проехать по этой дороге, безусловно, нужен опыт вождения автомобиля в горах. От села Инегень можно добраться до села Тюнгур. Путешествие возможно только пешком или на лошадях…
Очередная «точка» взята…
Дорога домой… Как обычно, по пути еще одна «точка»… Темно… Фотографируем рядом стоящий объект…
Финиш… Гостиница... Организатор: «Я был уверен — вы не пройдете, ПОЭТОМУ ВЫПУСТИЛ ВАС ПЕРВЫМИ, ЧТОБЫ БЫЛО КОМУ ВЫТАСКИВАТЬ!» А мы прошли! САМИ! Qashqai — МОЛОДЕЦ! Ночевка в гостинице.
Утро третьего дня… Мы — туристы… На маршрут выходят две машинки «казахов» и Форд. Мы, осмотрев свои потери, не спеша едем по окрестностям и затем на итоговый финиш на Семинском перевале…
В нескольких километрах от села Акташ по трассе Акташ—Усть-Улаган дорога, пересекая по мостику реку Чибитку, проходит между скал высотой несколько десятков метров с ярко-выраженным красноватым оттенком. Это место носит название «Красные Ворота» и входит в число памятников природы Республики Алтай. Проход в скалах был пробит при строительстве дороги. Красивое место, которое своим названием обязано, во-первых, узкому перешейку между гор, а, во-вторых, красноватому оттенку гор. Красный цвет скалам придает киноварь (ртутная руда), которая в большом количестве содержится в местных породах.
В районе села Акташ открывается удивительный вид на «белки» (ударение на «и») — снежные вершины…
Финишируем вне конкурса на туристической базе «Динамо» на Семинском перевале. Узнаем, что в это время «казахи» уехали «спасать» «севший» Ford Explorer. Благо была связь!
В 21 час праздничный ужин, награждение… Первое место взял казахстанский экипаж. Хочу еще раз отметить, что Qashqai не остался без внимания. ВСЕ без исключения отметили, что Кашкаю — РЕСПЕКТ! Пусть с трудом, но он ПРОШЕЛ САМ! Мое мнение: знала бы реальный маршрут — не поехала бы. Этот маршрут не для моей машинки. Это маршрут для трофийных машин. Ключевое слово в названии: «Экспедиция-Алтай-Трофи-2008» — это ТРОФИ! НО! Раз так все сложилось, могу сказать, что, наверное, моя машинка — это единственный В МИРЕ QASHQAI, прошедший ТАКОЕ испытание. Жаль, что не снято все на видео. Можно было бы использовать для рекламы…
28.08.2009… Дорога домой. Нескольско слов о Семинском перевале: это самая высокая точка Чуйского тракта. Его высота около 1 800 м. Для хорошей машины перевал проблем не составляет, потому что серпантина практически нет, обрывов тоже, лишь сплошной подъем. Дорога проходит среди кедровых рощ и на вершине перевала стоят многочисленные продавцы, продающие шишки, кедровые орехи, настойки из корней. В ознаменование 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России в 1956 году на высшей точке перевальной дороги через Семинский хребет установлен памятный обелиск.
По пути, так как УЖЕ НИКУДА НЕ ТОРОПИЛИСЬ, заехали в Иоанно-Богословский скит. На окраине села Чемал на живописном скалистом острове Патмос, окруженном Катунью, ютится небольшой монастырь — Иоанно-Богословский скит, сработанный из кедра, — точная копия храма на острове Патмос в Средиземном море. Это женский монастырь. Место это особое, святое, с ним связаны предания и легенды. Одна из них гласит, что евангелисту Иоанну в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой. Один — в Средиземном море, другой — на противоположном конце земли, в Алтайской глубинке. Любопытно, что название островов (Патмос) в далеком Средиземноморье и на Алтае совпадают. Оригинальное строение появилось на острове в 1915 году. Советская власть разрушила монастырь, который был восстановлен в 2001 году на средства семьи из Москвы, поселившейся в Чемале. В настоящий момент храм Иоанна Богослова на острове Патмос является действующим женским скитом, там проводятся службы. В то же время он доступен для посещения всеми желающими. В нем можно поставить свечи и заказать молитву. К острову ведет подвешенный на тросах узкий деревянный мостик, под которым в 10-15 метрах шумит Катунь и ощущения от такого перехода просто непередаваемы. Эти ощущения усиливает табличка, висящая неподалеку от моста, которая запрещает нахождение на мостике одновременно более 8 человек. Слева перед спуском на мост находится церковная лавка. Сразу, ступив на остров, слева от тропы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения волхвов, выполненную в нише скалы.
От монастыря пешая прогулка по «козьей тропе» до Чемальской ГЭС… И, если проезжая через маральники, мы не встретили ни одного марала (только открывали для проезда и закрывали за собой ворота), то здесь мы с ним сфотографировались…
К Чемальской ГЭС мы подошли уже с другой стороны. У водосливной плотины ГЭС в летнее время для любителей острых ощущений работает аттракцион, называемый незатейливо — «тарзанка». Инструкторы прикрепляют человека к наклонному тросу при помощи нехитрого приспособления, и он, прыгнув с плотины вниз головой, парит над бурлящим внизу потоком. Тем, кто хочет ощущений поострее, предлагают «полет с окунанием»… Мы не стали испытывать судьбу…
На 477-м километре Чуйского тракта находится государственный памятник природы — Святой источник Аржан-Суу. Вода в роднике насыщена серебром, медью и другими минеральными примесями, в связи с чем долго хранится и, главное, благотворно влияет на улучшение обменных процессов в организме. В воде содержится большое количество двухвалентного железа — значительно больше, чем в источниках Ессентуки и Боржоми! А у алтайцев этот источник считается еще и святым местом. Существует легенда о том, что марал, раненный охотником, кинулся в воды источника Аржан-Суу, и раны мгновенно затянулись, а охотник, гнавшийся за маралом, бросил в воды источника сушеного хариуса — тот ожил. Охотник бросил шкуру выдры, выдра ожила и начала гоняться за хариусом. Тогда охотник понял, что Аржан-Суу дает всем жизнь и силу.
Здесь же можно в изобилии увидеть шаман-деревья, украшенные снизу доверху белыми ленточками. Вдоль дороги можно приобрести разнообразные алтайские сувениры: изделия из дерева, бересты и камня, а также видеокассеты и CD об Алтае...
Фсе!!!
Репортаж об Экспедиции-Алтай-Трофи-2009 на телеканале Вести-Спорт: