|
Всем привет!
Решил рассказать о семейной поездке в отпуск через всю Россию на Черное море (почти с берегов Тихого океана) на Toyota Harrier (2001 г.в.; v 2,4; 4WD).
Путь отмечен следующими населенными пунктами (контрольные точки): Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Облучье – Сковородино – Чита – Улан-Удэ – Иркутск – Красноярск – Кемерово – Новосибирск – Курган – Челябинск – Уфа – Самара – Саратов – Волгоград – Астрахань – Элиста – Краснодар – Джубга – Лазаревское и обратно.
Семья из 4-х человек: я, жена, две дочки, 18 лет и 4 года. И моя сестра.
Опыт поездок на авто с Дальнего Востока на запад имеется. Были поездки на «Крестах» в 2002, 2003 годах. В 2006 на «Чайзере» (1997 г.в.) поездка в отпуск с берегов Амура-батюшки на берега Волги-матушки до Астрахани (9 450 км в один конец). Очередной отпуск захотелось провести на Черном море, для разнообразия с Японским морем.
В декабре 2007 взял себе Toyota Harrier, решение принимали долго, но решили так: цель – дальние путешествия, удобства в дороге, достаточная проходимость, равнодушное отношение к плохим дорогам. Решение принято, взяли. Превалировали следующие факты. Удобство – широкая по внутренним точкам (салон), в том числе колея (устойчивость). Удобно спать – спинки задних сидушек откидываются вперед, получается почти ровная площадка (трое взрослых вполне умещаются в полный рост, ребенок на передних сидениях – поперёк). Так и спали всю дорогу. С вечера на остановке для отдыха около 22-23 часов раскладывали сзади, стелили, а после, уже в пути укладывались дети, а затем и мы.
Поездка осложнялась тем, что необходимо было перегнать вторую машину в Астрахань – Camry (2002). Сестра очень хотела эту тачку. Взял во Владике в апреле, до отпуска ждала в гараже. Сестра изъявила желание проехать Россию за рулем сама. За рулем она не была около 12 лет, а до этой поездки всего несколько раз. Перспектива поездки, сами понимаете, не радужная. Женщина за рулем, не имеющая фактически опыта езды. Должны были встретить в порту Хабаровска с самолета, посадить за руль и отправить «в свободное дальнее плавание».
Итак. Вечером накануне выезда уложили вещи в обе машины. Купил 4 новых летних колеса на «Камри», 2 новых запасных на «харёк». По 2 колеса одел на диски (без бананов). Моя половина тем временем немного наготовила в дорогу, уложила в холодильник (отличная вещь).
День первый
Выезд из Комсомольска-на-Амуре в 6 утра 14 июля 2008 г. Одометр «А» на «харьке» на «0», в баке 40 литров. Спасибо друзьям за помощь в доставке «Камрика» до Хабаровска, где ждали прилета сестры в порту около 1 часа. В 11 встретили, 2 часа на разминку после полета и в дальний путь по земле (для сестры дорога домой в Астрахань). До сих пор не верится, что вот он, отпуск! Вроде еще вчера работали.
Выехали из Хабары в 13:00. Заправили обе машины, полные баки, по 25,50. До Биробиджана доехали без проблем (А92 по 26,40). Перед Биробиджаном остановились в тенечке перекусить на 20 минут. Далее прошли Облучье, Архару. В целом дорога до Архары порадовала – новенький асфальт. Осталось несколько незначительных грунтовых участков: перед Лондоко 15 км и между Облучьем и Архарой 2 участка примерно по 10.
В 18:00 на развилке у Архары (от дома 841 км) в двухэтажной кафешке поужинали на 500 рублей, не шикарно, но волне прилично.
Далее от развилки 38 км грунта, потом около 10 км асфальта. В Новобурейске заправили машины (учет велся на Harrier), 27 рублей. За Новобурейском через 4 км грунтовый участок 18 км.
В районе Белогорска 92-й по 27,10. В районе Свободного по 26,10. В целом дорога порадовала по сравнению с 2003, даже 2006 годом. В Шимановске встали на ночевку в 24:00 у заправки, где заправились по 26,10. За первый день пройдено от дома 1 222 км. Скажем, неплохо для человека, который, можно сказать, второй раз сел за руль, имея в виду сестру (напомню: в Хабаре потеряно 3 часа).
День второй
Выезд в 7 утра. От Шимановска грунт около 50 км.
Далее хваленая схема укладки дороги по Амурской области – цементо-грунтовую смесь, которую заливают смолой, и размазывают в прямом смысле слова асфальт, а не укладывают. Первое ощущение – асфальт. Но смолу и мазки асфальта быстро снимают шины, и видна цементная основа сплошь. Данную дорогу в целом можно назвать асфальтированной. Она начинается от Магдагачи и в любом случае лучше грунта.
Асфальт практически 34 км от Магдагачи. Далее снова грунт. Грунт в принципе неплохо отгрейдерован. Скорость 90-100 км/ч. В районе Талдана заправляться не стали. Решили в Сковородино, и о горе… Невер в стороне, на дороге АЗС у Невера в стадии строительства. Сковородино в стороне, дороги туда нет с трассы. От Талдана до Сковородино 100 км. Едем дальше.
Увидев указатель на «сковороду», решаю ехать заправляться, не сбавляя скорости (около 110 км/ч), сворачиваем и едва успеваем остановиться, поскольку знак – обман. Съезд 50 метров и непроходимая тайга, то есть дороги нет. От дома 1 612 км. Пробит задний баллон на «харьке» (единственный раз за дорогу туда). Не долго думая, решили ехать дальше, помня, что заправка была в районе Бамовского поселка. Не ошибся, АЗС через 15 км от знака, причем автономная, не зависящая от наличия электричества – свой генератор. Когда надо, заводят и заправляют. Заправились по 27,50. Через несколько километров еще одна большая стационарная заправка. Далее грунт до Магочи.
В районе Уруши бензин по 28,30. В Ерофее по 28 руб., в 16:50 отдыхаем 30 минут, пока все перекусывают, делаю колесо за 200 р. К сожалению, в Могоче так и не сделали до сих пор АЗС на трассе, в поселок ехать далеко. У Могочи 1 км асфальта и пустой пост. Далее изумительно отгрейдерованная новая грунтовка (скорость 120 км/ч, можно и больше). Вскоре настроение испортилось отвратительным куском «трассы» в 20 км. Сплошные лунки как после микробомбежки, скорость почти нулевая.
За Сбегой асфальтированный участок 5 км.
В Аксеново-Зиловском (с трассы 7 км) в 1 ночи заправились по 30,00 рублей. Вернувшись на трассу, через 7 км у кафе встали на ночевку до 7 утра. Итог: за день 935 км (от дома 2 157 км).
День третий
Через 16 км от кафе начался асфальт (83 км по одометру), мимо Чернышевска. Далее грунт в районе Нерчи.
В районе Шилки в кафешке завтрак на 200 рублей (4 позы, 2 сырника, 6 блинов, 1 плов, 3 чая, 2 кофе). С утра 150 км. За Шилкой участок 7 км асфальта. Через 68 км от Шилки асфальт до Читы. В районе Троицкого дорогу перекрыли гайцы, и всех заворачивали в объезд через Атамановку. Объезд занял 3,5 часа по красивейшему пейзажу и отвратительным дорогам, если их дорогами можно назвать.
На одном из спусков на глине сестру на «Камрике» развернуло в обратную сторону, хорошо, прямо на дороге, не снесло. Все испугались, сестра даже боялась ехать дальше. Далее ехали без происшествий. Улеты прошли в 17:00, заправились.
У речки Болдая перед Хилком (от дома 2 904 км, с утра 738 км) полтора часа отдых, перекусили собственными запасами, заодно помыли тачки после грунтовки с дождем.
Не спеша добрались к 24 часам до Улан-Удэ, где заночевали, предварительно заправив тачки по 28,60. Итого: за день пройдено 1 086 км (от дома 3 252 км).
День четвертый
Подъем в 7 утра. К Байкалу вышли в 8:30. Купили омулька по 10 шт. вяленного и холодного копчения. Перекусили 3-мя горячего копчения омулями на всех, отдохнули около часа. По Байкалу ехали не спеша, любовались природой.
Проехали Иркутск (А92 по 28). У Ангарска в 16:30 заправились по 27,70 рублей (от дома 3 730 км), пообедали. За заправкой остановились в лесочке отдохнуть до 18:30.
В Тельме 92-ой по 27,50, Усолье-Сибирском от 26 до 29,70. Тулун пройден в 23 часа, бензин по 28,50 и 29,90. Заправились по 28,50. От Тулуна до Шеберты дорога отвратительная. В Нижнеудинске 92-ой по 30,30 руб. Ночевали «У Петра» почти до 10 утра, поскольку подъехали поздненько, мест не было на территории, ночевали за ней, хотя и там всё машинами было заставлено по 150 м в обе стороны.
День пятый
Утром ближе к обеду, выспавшись, можно сказать, пообедали (на 400 рублей).
Далее, как и в прежние года дорога не очень радовала прежней бесхозяйственностью. Сколько лет ездим, никаких сдвигов в сторону улучшения почти. Читинская дорога за эти годы преобразилась, а здесь…
В Канске в 15:30 на выходе заправились по 25,50, перекусили на 220 деревянных. В 21 час проехали Красноярск. На въезде и на выходе торчали в пробках примерно по часу в каждой. 92-ой по 25,50.
В районе Боготола у 15 лет (вечно) продающегося замороженного кемпингового комплекса заночевали. Предварительно заправившись по 25 руб.
Итог за день: 720 км (от дома 5 034 км), пройдено почти полпути.
День шестой
В этот день ничего особенного, прошли Кемерово, Новосиб, не дотянули до Омска 200 км, помешал ливень, щетки, как говорится, не успевали скидывать воду.
День седьмой
Ливень всю ночь и утром, до самого Омска ехали в дождь. Сразу за Омском выглянуло солнце, и далее ехали до дома в неимоверную жару, кондиционеры не выключали даже ночью в пути до самой Астрахани. В принципе кондеры работали всю дорогу от Хабары до Астрахани, за исключением 2 участков: Аксеново-Зиловское – Чернышевск и Барабинск – Омск.
Прошли Урал, Уфу. Про Башкирию: сколько читал рассказов с упоминаниями о разводах гайцев по трассе. Надо сказать, не верил, т.к. сам, сколько ездил, и ни разу ничего не происходило, пока в этом году сами не стали «жертвами» развода.
Вкратце. За Уфой идем в плотной колонне машин с горы вниз по серпантинчику (впереди меня 3-4 тачки, я, за мной около 3-4 тачек, сестра, за ней еще 3-4 тачки). Все машины чистые, только наши грязноватые после дождя (одна с чужими номерами, другая на транзитах). Решили, что нашли лопухов. Догоняют, обгоняют со всевозможными нарушениями. Останавливают и предъявляются претензии, что они спешат на ДТП с пострадавшими, а их не пропускают, хотя пропустили почти сразу, как в зеркала увидели. Сирену не слышно было, поскольку жара, окна закрыты наглухо, работают кондёры, и музыка опять же, чтоб не уснуть. Развод длился около 20 минут, после того как настояли, что ничего не нарушали, и отказались писать объяснения, указав, что будут направлены в тот же день жалобы в ГАИ УВД Республики, РФ, в прокуратуру заявление о привлечении к уголовной ответственности за «развод», т.е. скрытое вымогательство, документы вернули, развернулись и уехали назад, откуда приехали.
Около часа объезжали Самару (на Саратов). В 23 часа проехали Пугачев. Весь город подрабатывает частным ночлегом, банями и т.д., сразу при въезде много желающих обогреть. Далее Быков Отрог, Балаково, Маркс. Перед Марксом остановились в кемпинге на ночлег (последняя ночевка до дома).
День восьмой
Трасса Саратов – Волгоград перегружена (непонятно, почему не расширяют, давно не справляется с нагрузкой). При этом постоянные знаки ограничения скорости, обгона, гаицы, провокации с разметкой и знаками (это когда они противоречат друг другу). В 15 часов были в Волгограде, через плотину до Капустина Яра (отдых 30 минут), а в 20:00 въехали в конечный пункт путешествия – Астрахань. Ура! Дома!
Отдохнули пару дней. Гуляя по городу, прошлись по турфирмам, в одной из которых купили путевки в частную гостиницу в п. Лермонтово (у Джубги в Туапсинском районе) с 1 по 8 августа.
Итог: дорога в один конец составила 8 суток – 9 500 км/870л. В дороге ремонт одного колеса – 200 руб. На питание затрачено 1 000 рублей.
Продолжение о путешествии по ЮФО и обратном пути во второй части.
Александр.