|
«Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!» — сказал в 1895 году Эмиль Левассор после победы в автогонке. Эти же слова могут характеризовать и моё путешествие. Но так как мы живём в начале 21 века, и скорости автомобилей с тех пор заметно выросли, в моём случае скорость достигала 90 км/ч.
Идея проехать на автомобиле по памятным с детства местам возникла давно, но, как всегда, находилась масса причин отложить это мероприятие на некоторое время.
Всё лето не спеша ковырялся с машиной, устраняя разные неисправности. Расшевелил рабочие цилиндрики тормозов, прокачал тормозную систему, после чего машину перестало тянуть в сторону при торможении. Хотя торможением этот процесс можно назвать лишь условно — барабанные механизмы на всех четырёх колёсах и отсутствие вакуумного усилителя делают его весьма экстремальным. Купил и приклеил на панель приборов бортовой компьютер. Напряжение в бортовой сети скакало от 11,5 до 17 вольт. Проверил генератор, прозвонил диодный мост — всё исправно. Потом просто зачистил все контакты на релюшках, после чего напряжение более-менее стабилизировалось: не поднималось выше 14,6 вольт, но на холостом ходу всё равно было примерно 12 вольт, и аккумулятор разряжался. На запорожцевских форумах выяснил, что это нормально и по поводу электрооборудования больше не переживал.
Прочистил бензоприёмник в баке — машина перестала глохнуть в самых неподходящих местах. Заменил масло в моторе на полусинтетику Mannol 10w40. Поставил жигулёвские дворники. Последней модернизацией стала врезка в приборную панель прикуривателя для питания зарядных устройств мобильника и навигатора.
Возможность поездки появилась внезапно. В середине сентября на работе появилось окно в две недели. И хотя погода была уже не совсем летняя, начинались первые дожди, решил ехать. 22 сентября загрузил в машину всё, что могло пригодиться в дороге: все гаечные ключи и инструменты, какие смог найти, два гидравлических домкрата (штатный тоже лежал под сиденьем), запасной почти новый аккумулятор, провода для прикуривания, два буксировочных троса, 20-ти литровую канистру. Залил полный бак бензина по 25,50 руб. Для ориентирования на местности были навигатор и атлас. К поездке всё было готово.
Из Волгограда выехал 23 сентября в 6 часов утра. Было ещё темно, к тому же шёл сильный дождь. Поэтому первое время быстро ехать не получалось. Но потом рассвело, часа через три закончился дождь, ехать стало веселее. Дороги в Волгоградской области весьма посредственного качества, но среднюю скорость около 70 км/ч поддерживать получалось. Торсионная подвеска очень мягко проглатывала все мелкие неровности и довольно большие ямы и трещины дорожного полотна. Время от времени останавливался проверить уровень масла в моторе, убедиться, что все колёса на месте и все лампочки горят. Так незаметно для себя к 10 утра добрался до Саратовской области.
Вот и закончилась Волгоградская область.
Въезжаю в Саратовскую область.
Чем дальше продвигался по Саратовской области, тем сильнее возрастало моё беспокойство: 80-го бензина на заправках не было ни в Волгоградской области, ни здесь. 92-й лить в «Запорожец» можно в крайних случаях, 95-й нельзя совсем, т.к. меняется температурный режим, двигатель сильно перегревается, а на 95-м даже клапана прогореть могут. Но, ура! Через пару часов, когда лампочка резерва топлива настойчиво намекала на заправку, увидел АЗС, на которой был 80-й бензин по 23,90 руб. Залил 48 литров — 20 в канистру, остальное в бак «под завязку». В дальнейшем 80-й появлялся регулярно, поэтому полную канистру провозил всю дорогу и перелил её в бак только на обратном пути. Зато ехать стало намного спокойнее — резервный запас хода километров на 250 был обеспечен. Качество дорог в Саратовской области заметно лучше, чем в Волгоградской, асфальт какой-то «шершавый», но ям и больших трещин нет. Это позволило держать крейсерскую скорость 80 — 90 км/ч. Обратил внимание, что спидометр «Запорожца» несколько приукрашивает действительность: в то время, когда на навигаторе скорость была 90 км/ч, стрелка спидометра гордо указывала на цифру 100, при этом одометр пройденный путь показывал правильно. К концу Саратовской области заметил, что при подпрыгивании на очередной неровности стала подмигивать лампа давления масла. Остановился, проверил уровень — было на кончике щупа. Долил 1 литр, оставшийся после смены масла, и тут понял, что полную запасную канистру такого же Маннола оставил дома. Поехал дальше, решив, что при первой же дозаправке надо купить и масла. Ещё немного, и Саратовская область закончилась, началась Пензенская.
Дорога здесь хорошая, сама область не сильно протяжённая, поэтому пересёк её за три часа.
Стремительный полёт по Пензенской области.
Следующий регион — Мордовия. Именно здесь, в городе Ардатов, была намечена моя первая остановка. Увидев памятный знак и площадку перед ним, не мог не остановиться.
Пожалуй, это было единственное место, где я мог сфотографироваться на фоне своего пепелаца, т.к. на этой площадке стояла ещё одна машина, и её экипаж в составе двух девушек тоже решил устроить фотосессию. Но девушки с какой-то подозрительностью посмотрели на меня, на моё транспортное средство и уехали. Сделав пару кадров и проверив уровень масла, я тоже поехал дальше. Уже темнело, когда в районе Чамзинки стали моргать лампочки уровня топлива и давления масла. Неподалёку оказалась заправка. Бензина залил почти 30 литров по 26,50 руб. Купил 1 литр лукойловской полусинтетики и сразу залил весь литр в мотор. С наступлением темноты скорость движения уменьшилась, и в 21:30 я въехал в Ардатов. В этом городе жили родители моего отца, здесь они и похоронены. У них я проводил каждое лето, пока ходил в садик и учился в школе.
Почти весь следующий день я бродил по городу своего детства. Первым делом зашёл на кладбище, потом посетил дом, в котором жили бабушка с дедушкой. Его перекрасили в зелёный цвет, хотя всегда он был жёлто-коричневый. Новые хозяева дома, узнав меня, пригласили в дом. Там они многое поменяли: провели газ, перенесли кухню в другую комнату, сделали водяное отопление. Мне стало грустно, когда увидел, что разобрали русскую печку, хотя понимаю, что при наличии газового котла она уже не так необходима. В огороде ничего не изменилось. На прощание хозяева дома подарили мне трехлитровую банку отличных солёных грибов.
Потом направился в центр города. Там почти ничего не изменилось, разве что бывший ЦУМ обшили сайдингом и переименовали.
Вечером купил пятилитровую канистру полусинтетики «Лукойл» и долил 1,5 литра в мотор до отметки max. А вот аккумулятор меня удивил. Он был какой-то полуубитый, после простоя больше суток всегда требовал небольшой подзарядки. Поэтому всю дорогу от Волгограда до Ардатова я не глушил машину. Видимо, чередование заряда на повышенных оборотах и разряда на холостом ходу «встряхнуло» его. Всю оставшуюся дорогу он очень бодро и долго крутил стартер каждое утро, так что запасной аккумулятор не пригодился. Открыв атлас автодорог, я обнаружил там дромовскую наклейку, которую хотел наклеить ещё в Волгограде. Когда её туда засунул — не помню, поэтому решил, что просто забыл дома. Сразу же прилепил наклейку на заднее стекло.
Утром 25 сентября я выехал в сторону Нижнего Новгорода. Поплутав по второстепенным дорогам Мордовии, выехал на трассу М-7. Здесь навигатор повёл меня напрямую через город Кстово, хотя дорожные указатели на Нижний рекомендовали повернуть налево. Я повернул, потом засомневался, вернулся на М-7 и поехал прямо. Сильный дождь, светофоры, интенсивное движение и невнятные тормоза «Запорожца» заставили немного понервничать, но довольно быстро город закончился, началась трасса. Потом был Нижний Новгород.
Нижний Новгород. Мост через Оку.
По навигатору казалось всё просто — проехать центр, выскочить на мост и дальше на север. Но в центре нужный съезд на круговом движении был закрыт из-за ремонта, пришлось плутать. Оказалось, там много дорог с односторонним движением. На одной из них в моём направлении была одна полоса, а встречных три или четыре, и все абсолютно пустые. Я принял машины, едущие в моём направлении и стоящие на светофоре, за припаркованные и смело стал их объезжать. Проехав метров пятьдесят, с ужасом понял, что нахожусь на встречке, врубил заднюю и попытался куда-нибудь свалить. К счастью, загорелся зеленый, машины тронулись, и меня сразу же кто-то впустил в свою полосу. Спасибо тебе, добрый человек! Наконец-то я оказался на мосту через Волгу, сразу за ним была заправка. Залил 30 литров по 25,50 рублей, убедился у заправщицы, что еду правильно и поехал дальше на север.
Дорога в целом хорошая, но лесовозы накатали на ней довольно заметную колею. Поэтому небольшой люфт в рулевом механизме «Запорожца», не сильно заметный на ровной дороге, здесь проявил себя в полной мере. Хорошо, что встречных машин было очень мало, но те немногие, что попадались, как раз были гружёные лесовозы. В голове сразу возникали кадры из фильма «Пункт назначения-2».
Казалось бы, на север ведёт всего одна дорога. Однако навигатор упорно советовал повернуть налево. Никаких указателей я не заметил, поэтому поверил этому «Сусанину» и повернул в сторону населённого пункта Городец. Когда же сверился с атласом и понял, что еду не туда, разворачиваться было уже поздно. В итоге сделал крюк километров в 70, как и вёл навигатор. Но сильно не переживал, потому что до конечной точки путешествия оставалось совсем немного. Я ехал в Урень. Здесь живёт много родственников по маминой линии, её родители похоронены неподалёку. И если в Ардатове я бывал регулярно, в этих краях был всего один раз в глубокой молодости, когда мне было года 3-4.
В самом Урене я знал только название улицы и номер дома, в котором жила мамина сестра. В навигаторе детализации города нет, поэтому, въехав в центр, я приступил к опросу местных жителей. Наконец кто-то из респондентов указал направление и объяснил, где надо повернуть. При этом предупредил, что нужная мне улица хоть и короткая, но очень хитро пересекается с другой, поэтому нужный дом буду искать долго. Всё так и оказалось, дом самостоятельно найти не смог. Позвонил, доложился, что приехал, попросил встретить. Оказалось, не доехал всего метров 20, надо было заехать в едва заметный тупичок.
В Урене я пробыл два дня. За это время посетил всех родственников, съездил в родную мамину деревню, заехал на кладбище к её родителям. Увидел дом, которому больше ста лет, в нём дед работал кладовщиком. Мамина сестра много рассказала про историю этих мест. Во времена Гражданской войны Урень считался белым, Ветлуга — красной. В 1918 году в Урене был белогвардейский мятеж, у прадеда красные расстреляли трёх или четырёх братьев, хотя в мятеже они участия не принимали. Когда красные шли по Уреню, перед ними бежала какая-то бабушка, показывала на дворы и говорила: «Здесь буржуй живёт». Соответственно, кого там находили, всех расстреливали.
А здесь дед работал кладовщиком.
Особенно поразило старое корыто, хранящееся у маминой сестры. Ему не менее трёхсот лет. В семье оно появилось, когда мой прадед женился на прабабушке. Когда они покупали двор у старенького дедушки, он им сказал: «Дам вам в придачу ко двору корыто, которое мне досталось от моего деда. А тот его помнил с малых лет и так же получил по наследству». Сделано оно из целого ствола дерева, всегда использовалось для рубки капусты, за раз можно было нарубить в нем шесть вёдер.
Этому корыту больше трёхсот лет.
Вечером второго дня начал готовиться к отъезду. Проверив масло, с удивлением обнаружил, что уровень его понизился не более чем на 3 мм. Похоже, что преобладающий теперь в моторе «Лукойл» не так интенсивно исчезает. Решил понаблюдать, как быстро будет снижаться уровень, тем более что в запасе было ещё 3,5 литра.
28 сентября с утра пораньше выдвинулся в сторону Москвы. Обратная дорога частично была уже известна. Но был ещё один памятный знак, мимо которого не мог проехать. В городе Семёнов мои родители встретились и поженились. Отец после института попал по распределению в Семёновское лесничество, а мама работала там учительницей начальных классов.
Здесь встретились мои родители.
Перед Нижним заправил 30 литров бензина по 26 рублей, проехал немного по городу и оказался на трассе М-7. Вот эта дорога действительно имеет право называться трассой! Отличный асфальт, две полосы в каждом направлении, чёткая разметка, бетонный или металлический отбойник, разделяющий направления практически по всей дороге от Нижнего Новгорода до Москвы.
Но погода в этот день меня немного подвела. Все предыдущие дни температура воздуха была не выше +10, что для меня было нормально, а для мотора просто прекрасно. Сегодня же было +25, и мотор время от времени перегревался. Приходилось останавливаться, открывать капот и остывать. Ближе к Москве заправил 30 литров бензина по 25,40 руб. и долил в мотор ещё 1 литр масла. Наступил вечер, начало темнеть.
Когда до МКАДа оставалось совсем немного, позвонил своему однокласснику Андрею, живущему в районе станции метро «Алтуфьево», сказал, что подъезжаю. Оказалось, что он сам сейчас в гостях в Лыткарино. Вбив в навигатор новую конечную точку, выехал на МКАД и поехал на юг.
Сразу обратил внимание, что манера езды у москвичей весьма своеобразная. Поток двигался очень медленно, но было много машин, постоянно прыгающих из ряда в ряд, большинство водителей ехали как-то нервно. Пару раз я заглох, потому что в карбюраторе образовывалась воздушная пробка. По «жигулёвской» привычке я сначала пытался охладить бензонасос, облив его водой. Не помогло, поэтому облил ещё и карбюратор. Машина завелась, я поехал дальше.
Наконец, я съехал с МКАДа в сторону Лыткарино. Здесь ситуация оказалась полностью противоположной. Пустая дорога, сплошная линия разметки и какой-то чудак на тёмной иномарке, ехавший не больше 40 км/ч. Обгонять его никто не рискнул, поэтому образовался длинный хвост из машин. Но вот я въехал Лыткарино, нашёл нужный дом и оказался на небольшой пьянке. Народ налил мне большую тарелку борща, а сам продолжил уничтожение вискарика. Причиной торжества была покупка «Лады-Гранты» с АКПП. Посидев ещё немного, мы с Андреем отправились к нему домой. По полупустому МКАДу довольно быстро доехали до Алтуфьевского шоссе.
Процесс обмывания «Лады-Гранты» в самом разгаре.
Весь следующий день я провёл в Москве, забежал ещё к одним землякам, перебравшимся в столицу. Вечером проверил уровень масла в моторе — в норме. Всё было готово к последнему марш-броску.
Из Москвы выехал 30 сентября в 4 часа утра, чтобы не терять время в пробках. Машин на МКАДе было уже много, тем не менее я быстро добрался до съезда на трассу М-4. В самом начале трассы был платный участок дороги. Мелькнул указатель расценок проезда, но я не рассмотрел цифр. Подъехал к пункту оплаты и с вопросом «сколько с меня» полез в карман. Тётенька в кабинке с улыбкой посмотрела на моё транспортное средство, махнула рукой и подняла шлагбаум. Большое ей спасибо! Платный участок был просто шикарный. Прекрасный асфальт, разметка, особенно порадовало освещение. И какой был контраст, когда он довольно быстро закончился. Темнота как будто навалилась во всех сторон.
Температура воздуха за бортом была +3, окна запотевали, периодически протирал их и с нетерпением ждал восхода солнца. Вот уже небо порозовело, рассвело, стало хорошо видно дорогу. Но солнце всё не показывалось из-за холмов, поэтому было холодно. Прошёл минимум час, пока солнечные лучи начали немного согревать меня.
Дороги в Московской, Рязанской, Тамбовской областях хорошие, машин мало, так что ничем они не запомнились. В Рязанской области заправил 30 литров бензина по 24,50 рублей.
К 14 часам подъехал к границе Волгоградской области. Сразу почувствовал разницу в качестве покрытия дорожного полотна.
Въезжаю в Волгоградскую область.
А такие дороги в Волгоградской области.
Справедливости ради замечу, что ремонт дорог все-таки идёт. Есть несколько участков с хорошим новым асфальтом, работает много дорожной техники, ремонтируются мосты через речки. На одном из этих мостов в районе Иловли была огромная пробка, в которой проторчал три часа. Пока в неё не попал, навигатор обещал, что дома буду около 8 часов вечера. На самом же деле к дому подъехал в двенадцатом часу ночи.
Итог путешествия: 8 дней, 3 110 км, 228 л. бензина на сумму 5 729 рублей. Машина ни разу не подвела. Из всего припасённого инвентаря пригодилась только канистра для бензина.