|
Томск—Омск—Челябинск—Уфа—Сызрань—Рязань—Брест— Warszawa—Osnabruck—Koln—Amsterdam—Paris—Chamonix—Genova—Olbia—Dorgali—Cala Gonone—Capa Testa—Olbia—Livorno—Chamonix—Stockach—Praha—Брест—Москва-—Самара—Челябинск—Омск—Томск.
Автомобиль: Skoda Roomster 1,6 MPI, 105л.с., МКП.
ВНИМАНИЕ! Здесь не отчет в полном смысле этого слова, а поток сознания под впечатлением от поездки из Томска на о.Сардиния. А также возвращения обратно :). Все это писалось для фиксации собственных ощущений. Здесь будет мало актуальных европейских цен, сведений о километрах асфальта, литрах бензина, пиве и прочем. Кроме того, здесь вы не найдете сведений о высоте соборов, датах постройки замков и прочих энциклопедических знаний, так как для этого есть путеводители и справочники. Хотя некоторая статистика приведена в конце.
— Ёжик, а тебе не кажется, что у нас давно что-то ничего не происходит?
— Может пойти в поход?
— На северный полюс! На сломанных лыжах!...
Есть такие люди, которые не могут долго сидеть на месте. В более суровые времена добрые доктора даже диагноз такой придумали: «патологическая страсть к бродяжничеству». И были недалеки от истины — я, к примеру, если два раза в год куда-нибудь не хожу, то могу даже заболеть. Вездесущие «британские ученые» якобы обнаружили мутацию гена, которая и вызывает непреодолимый зуд странствий. И даже методами палеогенетики вычислили, что этим геном нас наградили варяги, то бишь викинги.
Изначально путешествие задумывалось, как способ совместить семейный (типа, я — батон на пляже) и активный (куда бы еще залезть, чтобы больно опнуться) отдыхи. Почему-то подобное сочетание навевало мысли о Черногории или Хорватии. Опять же мы не ищем легких путей и вариант самолета был отвергнут как неспортивный. На самом деле мысль о путешествии на авто вынашивалась мной уже с осени, когда мы только вернулись из Казахстана. Но я предусмотрительно об этом молчал. И вот темным зимним вечером после ужина (известно, что такие вещи нужно обсуждать после еды, когда мир видится в розовом цвете) я сказал как бы невзначай:
— А не поехать ли нам в отпуск вместе?
— Да! — сказала младшая.
— Куда это? — осторожно спросила старшая, чувствуя подвох.
— Вместе, как настоящая семья? — спросила товарищ жена.
— На машине. — сказал я.
— Да! — сказала младшая. Тот самый ген ей от меня таки достался.
— Неее, — сказала старшая, — месяц без интернета и дивана?! Ищите дураков.
— Как-то страшно — сказала товарищ жена, видимо, вспоминая прошлое путешествие в Казахстан.
— В Европу! — сказал я.
— Дааааа! — закричала младшая, — А Европа в Омске?
Была отправлена за глобусом, который и занял ее на ближайшие полчаса.
— Нууу, это смотря в какую Европу, — продолжала подозревать старшая, — Европы они разные бывают. Я согласна, если только с заездом в Париж, Милан и Ниццу.
— Конечно с заездом! — обрадовался я. Главное ввязаться, а там отступать будет поздно :).
— Заодно и к одноклассникам заедем в Германию — они давно звали в гости. Да и к родственникам в Самару не мешает показаться, чтобы не забыли нас... Надо подарки купить. — продемонстрировала деятельность специфических ядер женского мозга товарищ жена.
Начиная с этого дня, все вечера посвящались подготовке к путешествию. О, эти сладкие часы, проведенные под кухонной лампой, когда ты можешь чертить любой маршрут и проходить его так и эдак, черпая информацию из интернета, журналов и собственной фантазии. О, это волнение в предвкушении приключений, дороги, впечатлений!
Все хотелки в виде скал Черногории, площадей Парижа, бутиков Милана, каналов Амстердама, ледников Альп и семейных гнезд Оснабрюка ложились на карту такой замысловатой кривой, что проехать ее за отпуск недепутата и несудьи не представлялось реальным. В какой-то момент возникла мысль: «А может ну ее нафиг, эту работу?». Но мысль была вовремя отвергнута. Каждый вечер работали все навигаторы семьи, гугльмэпс непрерывно что-то качал, на полу был расстелен атлас мира, а младшая стояла наготове с глобусом, если вдруг возникнет недостаток картографической информации. И вдруг в какой-то момент я вспомнил, как еще буквально вчера в зимних горах Тянь-Шаня, когда за бортом палатки потрескивали -32 по Цельсию, а свежевыпавший снежок, также потрескивая, превращался в лавинные доски, петербурженка Галя рассказывала о теплых скалах Сардинии. О том, как замечательно с утра полазить (без пуховиков и рукавиц!), а в обед окунуться в лазурные воды Средиземного моря, в меру прохладные после нескольких шестерок по богатому рельефу. Море снимет усталость с забившихся мышц, остудит мозг, кипевший на последней оттяжке, и ты заходишь в маленькую таверну, берешь свежих овощей, мидий, сыр и красное вино. Потом валяешься в шезлонге (без спальника «температура комфорта -25»), а к вечеру поднимаешься, чтобы добить последнюю трассу... Тут она взмахивает рукой, демонстрируя, как грациозно сделает этот перехват на глазах итальянских мужчин с брюшками и сбрасывает нам в спальники сугроб инея, скопившегося на потолке палатки. Беззлобно матернувшись, представители Томска, Петербурга и Абакана закукливаются в спальниках и пытаются уснуть, ибо завтра на маршрут в 5 утра. А ботинки с носками, жалобно скуля, прижимаются к нам, пытаясь согреться и просохнуть...
— Сардиния, вот что нам нужно! — подумал я, и кривая маршрута начала принимать реальную форму.
Как человек немного суеверный, я попросил никому не рассказывать о наших планах. Никто, конечно, не рассказывал, а то, что вся средняя школа и спортивная впридачу знали, что Даша едет в Париж, так ей же все равно никто не поверил.
Было решено посвятить неделю комбинированному пляжно-скалолазному отдыху на Сардинии, несколько дней погостить у друзей в Германии (пиво, школьные воспоминания и все такое), заехать в Амстердам (каналы, цветы, ночной дозор и все такое), Париж (башня, духи, монмартр, негры, арабы и все такое), Прагу (фиг знает зачем, наверное Кафка, Швейк и все такое), Лион (реальная французская кухня и римские развалины), полазать в Шамони — надо же все-таки попробовать настоящий альпинизм (как известно, настоящий альпинизм бывает только в Альпах, также как коньяк делают в одноименной провинции), ну и так по мелочи — как покатит.
К марту дети получили загранпаспорта. Настоящие! Мне немного завидно — я в восемь лет и не мечтал о таком. ФМС как всегда удивила. Я сам три раза получал, с детьми пришел четвертый — каждый раз у них новые правила. Мне кажется, что наше государство проводит психологический эксперимент, постоянно меняя правила игры для граждан, бизнеса, и случайно забредших на эту территорию иностранцев. Вспоминаю, как получала российское гражданство моя жена. Она два раза начинала собирать справки, но в ходе сборов выяснялось, что эти формы уже устарели, а нужно собирать по другой форме... В конце концов плюнули на это дело и года три жили без прописки и паспорта, пока не грянул обмен паспортов и ей дали российский под одну гребенку. Удивила очередь за загранпаспортами в марте. Очень активно народ ездит даже в нашем провинциальном городке посреди Евразии. Боюсь представить, что там творится летом.
Связались с друзьями в Германии на тему приглашения. С приглашением, вернее, это некое поручительство граждан ФРГ о том, они предоставят нам крышу над головой и минимум три корочки хлеба, немного проще оформлять визу. Не надо париться с бронью гостиниц. Однако параллельно прорабатывался вариант получения итальянской визы.
Первым делом был забронирован отель на Сардинии (booking.com), куплены билеты на паромы Генуя—Ольбия и Ольбия—Ливорно (662 евро, сайт компании Moby). Все остальное привязывалось к этим срокам. В целях экономии и тяги к приключениям было решено по максимуму использовать систему кемпингов. Изначально кемпинги были ориентированы на людей, не отягощенных обязательствами и графиками, поэтому их обычно не бронируют. Однако в сезон в популярных местах мест может не быть. Были найдены кемпинги в Праге, Париже, Амстердаме и Шамони. В остальных местах было решено ориентироваться по обстановке. В пражском кемпинге нам забронировали место по электронной почте, остальные отписались, что бронь не предоставляют. Почитав опытных путешественников, я закупил разъемы для изготовления переходника под кемпинговские розетки. В некоторых кемпингах есть и стандартные евророзетки, но не во всех. Из электрооборудования брали лампу на прищепке, всякие зарядные устройства, электрокипятильник, удлинитель и, собственно, все.
Навигация. До сих пор я обходился КПК Asus696, однако в дальней дороге все может случиться, и я прикупил за неподорого Texet-501, а Асус взял как резервный. Для России стоял «Навител», для Европы — «iGo 8.3», для пеших прогулок по горам и прочим е...ням «OziExplorer».
Первые потери. Вселенная не хочет нашего путешествия. Отплызд. Следите за девушками из навигатора! Меня потянуло на нравоучения
Наконец получено приглашение, собраны документы и пришло время ехать на прием в консульство в Новосибирске. Припарковались возле часовни, пошли в консульство, отбиваясь от назойливой тетеньки с непонятными услугами. Уже вот-вот нам идти к окошку и тут срабатывает сигнализация. Из окна машину не видно, бежать — опять через досмотр проходить. В общем, положился я на волю случая. Как водится, половина документов оказалась не нужна, зато девушка долго расспрашивала не захотим ли мы махнуть в Париж или Испанию. С честными глазами я ее уверил, что все деньги мы оставим в ФРГ, натюрлих. Может вранье было и лишним, но я решил не рисковать. Печаль настигла нас внезапно. Покинув душное консульство, сели в машину и я полез в рюкзак, куда убрал навигатор. Искал минут десять. Дело в том, что мне нужно было заехать еще по делам на другой конец Новосибирска, а без навигатора я там не ориентируюсь. Ругнувшись, я достал Асус и поехал по нему. По дороге старшая пыталась найти телефон в том же рюкзаке и не нашла. Тут только до нас стало доходить, что нас обокрали. Причем явно следили, как мы убираем вещи в рюкзак, уж очень ювелирно все было проделано. Старшая утешилась моим новым телефоном, а я поскакал в желтый сотовый ларек за той же супердешевой моделью (5" за 1 800 руб.). Продавец сначала испугался, что я пришел возвращать навигатор, потом сильно изумился и на лице его отразилась мысль: а не просохатились ли они с ценой? Я его уверил, что все по-честному и что ни один нормальный человек у них не купит навигатор с ущербным «Автоспутником». Опять по кругу установка «Навителя» (я честно хотел купить лицензию, но на автонавигаторы это невозможно), iGo, OziExplorer, карты, космоснимки... Уффф.
Как водится, чем ближе к времени старта, тем больше наваливается проблем на работе, дома, с машиной... Честно пытаешься их решить, а потом машешь рукой и закрываешь глаза.
Авто особо не готовил:
Плановая замена масла, поставил динамики в задние двери, чтобы детям было слышно, заодно попросил «специалистов» сделать шумоизоляцию задних и передних дверей (как выяснилось после вскрытия через год — все у нас одна сплошная халтура), купил видеорегистратор и разветвитель питания, взял литр масла, десять бензина (можно было бы и обойтись), концентрат омывайки (самодельный, зря что ли химию учил :)), охлаждающую жидкость, запасные лампочки, желтую жилетку, бустер для младшей (меня напугали европейскими гибддешниками), ремнабор общий. Была у меня проблема с колесом — грыжа. Вроде и езжу с ней уже год, но в дальнюю дорогу решил не рисковать. Неделю искал ту же модель бриджстоунов — фигвам.
За два дня до отъезда решил поставить запаску на это колесо. И новая напасть — обнаружил, что головка секретного болта сорвана. Когда это произошло – хрен знает. Оставшиеся два дня метался по сервисам — в третьем сервисе болт был побежден, колесо поменяно, новый болт куплен, покрышка с грыжей перекочевала в запаску. Теперь я уже мало чему удивлялся. У начальства произошло обострение чего-то и они решили организовать новый отдел? — ха, фигня! Возле дома случился локальный армагедон и было отключено электричество, вода и телефон? Вообще не колышет. Вселенная решила не допустить нашего путешествия? Тем хуже для нее.
Моя фраза «укладывать вещи буду я» вызвала бурный восторг близких и намеки на «Трое в лодке». Надо сказать, что эта аудиокнига пришлась как нельзя кстати в поездке. Мало того, что прекрасный текст был отлично прочитан, нравился всей команде независимо от возраста, но иногда казалось, что описывать наше путешествие не нужно — все написано до нас. Подарки родным и друзьям, скалолазная снаряга, кемпинговое снаряжение, вечерние платья, ремнабор, аптечка, карты и описания, диски с песнями и книгами, запас еды и всякое другое барахло перетаскивались в авто с вечера. Как много, оказывается, можно запихать в Румстер! Тогда я не подозревал, что обратно мы повезем еще больше и даже доедем до дома! Соседи решили, что мы покидаем страну навсегда.
Восемь утра! Команда грузится в машину:
Я — руководитель, финансист, ремонтник и основной водитель;
моя жена Галя — второй пилот, штурман, наблюдатель, завхоз и врач;
старшая дочь Александра — хронометрист, толмач и диджей;
младшая дочь Дарья — фотограф, радистка Кэт и охотник на конфетки.
Под «Бричмуллу» Никитиных мы осторожно трогаемся, сердце колотится, дети сопят на заднем сиденье, а жена пускает слезу. Какое странное ощущение — впереди больше месяца отпуска, полконтинента дорог, торопиться особо некуда, главное укладываться в график... Все это навевает умиротворяющие мысли. В таком благодушном настроении, следуя указаниям навителовской девушки, я ехал, ехал пока не обнаружил себя в странной местности. Трудно было сформулировать точно, что было не то. То ли елки, которых я не помню на дороге в Новосибирск, то ли утреннее солнце, смотрящее в лицо, то ли указатель «Кемерово ХХХкм» наводили на мысль, что так на Сардинию мы не попадем. Я остановился. Я протер глаза и посмотрел внимательно в экран навигатора. Удивительно, но он проложил маршрут до Омска через Кемерово. Решение Навитела было твердо и непреклонно, на все попытки проложить маршрут через Новосибирск он отвечал отказом.
Возможно, что душа его украденного собрата, предупредила об опасностях этого города. Пришлось лишить его энергообеспечения и ехать по указателям. Наша местная автожизнь напоминает математическую абстракцию — одномерные существа, бродящие вдоль линии транссибирской магистрали. Свернуть с колеи можно, но перейдя в разряд пешеходов. Видимо одномерное существование накладывает отпечаток и на мозги. Ну ладно, допустим, кровавая клика Путина, а до него КПСС, а до него царский режим не построили туалеты. Допустим, животному и растительному миру вокруг трассы от этого даже лучше, но почему так сложно довезти пустую бутылку или упаковку до ближайшей мусорки?! Откуда такая ограниченность тесным пространством малогабаритной квартиры и железного ящика на колесах?! Представьте, что просторы нашей страны — это тоже часть вашего жизненного пространства. И, несмотря на старания нуворишей, им долго еще не проглотить их, если это вообще возможно. Это же так просто — положить оставшийся мусор в пакет и выбросить его в мусорный контейнер в городе, не дожидаясь, когда Путин сделает вам «хорошо».
Впрочем, я отвлекся. Радистка Дарья регулярно отсылала смс о нашем местоположении бабушке, которая контролировала прохождение маршрута из диспетчерского пункта в Омске. Сюрпризов путь до Омска больше не преподнес и часов в 19 мы подъезжали к дому родителей. Родители есть родители — встреча, слезы, подарки, наставления и все такое. Воспользовавшись компом брата, я обновил карты Навитела (проблема была в них). Заправились дешевым омским бензином под завязку и в канистру.
О пользе аудиокниг. «Ну кто так строит (дороги)?!». По просторам России. У нас всегда есть с собой лопата
Под слова «я вчера закончил ковку, я два плана залудил и в загранкомандировку заграницу угодил...» выезжаем из Омска. Эх, родные степные просторы! Казахстан решили объехать стороной (в прошлом году мы накушались этой экзотики). Продвигаемся к легендарной жопе великого сибирского тракта — участку между Ишимом и Курганом. Ну что сказать... Нет, я видал и хуже, конечно, но блин, это же единственная федеральная трасса на восток огромной страны!
Кроме этого эпического участка запомнился кусок в районе Абатского в Омской обл. Асфальт там есть, но с колеями, волнами и ямками.
Где-то ближе к обеду, когда болотистые низменности стали меняться холмистыми полями Курганской области, произошел неприятный инцидент. Абсолютно пустая дорога, светит солнце, жена за рулем. Выбираем место для обеда. Вижу слева подходящий сверток на грунтовку и командую жене: давай налево паркуйся. Я-то не видел, что сзади происходит, жена, похоже, тоже не успела заметить приближавшуюся машину и выехала на встречку, тормозя, чтобы припарковаться на левую обочину. И в этот момент слева нас обгоняет ВАЗ, уходя на обочину, потом прыгая с насыпи на рыхлое поле и, поднимая фонтаны грунта, разворачивается на 540 градусов. Я побежал к авто. Парень вылез сам, отряхнулся, и, ничего не говоря, вырулил на дорогу и скрылся из виду. Вдохнули-выдохнули и поехали искать другое место для обеда.
Несмотря на все проехали 974 км со средней скоростью 75 км/ч. Остановка за Челябинском в мотеле «Круиз». Первый мотель, первый казенный ужин-завтрак (до этого мы обходились припасами, взятыми из дома и у родителей). Мотель неплох и еда пойдет. Молодцы, организуют ранний завтрак — мы старались держаться томского времени, так легче.
Оренбургская область нас встретила степями, жарой и качалками. Дороги среднего качества, как правило, прямые, тающие в полуденном мареве. На третий день младшая начала засыпать в машине. Поначалу мы сильно беспокоились, как она переживет дорогу. Просто надо знать Дарью — если у нее нет тренировки 2-3 часов в день, то гарантированы вечерние скАчки по квартире для сброса энергии. Однако в дороге она умудрялась уютно устраиваться на свернутом спальнике и засыпать, как только автомобиль трогается. К концу путешествия у нее выработался стойкий условный рефлекс. Теперь она и в городе спит в машине, как сурок.
В дороге всякие пациенты встречаются, конечно, но молодые девушки на паркетниках — безусловно диагноз. Сначала эта фифа, пристроившись за мной, демонстративно мешала обгонять фуры. Потом, когда я ее догнал и проделал тот же фокус, начала нервно сигналить и моргать. Не знаю, что она о себе возомнила, но впечатление неприятное. Гоняться по трассе груженым под завязку с полноприводным «Мицубиси» — дело глупое, поэтому отпустил ее с миром.
На третий день, когда от музыки начал пухнуть мозг, оценили аудиокниги. Кому как, но нам понравилось. Хорошо пошли «Маугли», Шекспир, «Калина красная». «Трое в лодке» — это вообще бестселлер путешествия. По заказу близких был прослушан раз пять. Очень понравилась «Калина красная» — на звуковую дорожку фильма был наложен текст автора и фильм разворачивался перед глазами. Достоевский че-то тяжеловат для отдыха с детьми.
Башкирия запомнилась многочисленными ремонтами дорог. Все бы хорошо, но в одном месте вляпались в чиста российскую технологию — на щебень был налит гудрон и водителям была предложена возможность посильно поучаствовать в строительстве дороги. И правда, чего зря кататься, бензин жечь — пусть щебень укатывают. В качестве благодарности — антигравийная обработка кузова толстым слоем гудрона. А так в целом дороги хорошие, особенно вокруг Уфы, горы, качалки. Знаменитые башкирские гаишники не досаждали, да мы и не нарушали особенно. Только на объездной Уфы позволили себе разогнаться по многополосному шоссе. Вкусить обеда на щедрой башкирской земле решили в кафе с оригинальным названием «Белая река» (ну в Башкирии это типа «Байкал» и «омуль» в Иркутске или «кедр» в Томске). Мягко говоря, цена и качество здесь не встретились. А жаль, обычно в Уфе я едАл хорошо.
В Самарской области пейзаж мало меняется, а вот бензин, несмотря на качалки по обочинам, все дорожает. Перед самой Самарой нам было предложено потренироваться в могуле. Любовно уложенные волны асфальта доставили немало удовольствия от вождения груженым Румстером. Скорость потока упала до 40, а я предпочитал ехать на 20. Зато именно под Самарой я впервые в жизни увидел знак 5.1 «Автомагистраль». Я даже скорость сбросил, чтобы подивиться на это чудо, но магистраль быстро закончилась. Наконец девушка пропела нам про поворот на Чапаевск и мы покинули этот участок. Ремонты и плохие участки дорог полностью выбили нас из графика. Уже темнело, а мы никак не могли добраться до нашей земли обетованной. Поворот, еще поворот, машин все меньше, Чапаевск, объездная, гаишник кормится на завершенном ремонте, где знаки еще не сняты, в глазах уже мухи от встречных фар, кольцо, еще кольцо. Сильно боимся, что Навител не найдет правильный сверток, а в темноте ничего не видно. Встречаем указатель еще до предполагаемого свертка, но огней не видно. По телефону сверяемся с родственниками — нам туда. Непонятно как возникший посреди степи лес, дамба, огни села, уффф... Наши ворота!
Надо пару слов сказать об этом селе. Замечательное место с удивительным названием притаилось всего в сотне километров от Самары. С дороги его не видно, так как находится в логу. Система прудов создает особый микроклимат и среди волжских степей здесь растет лес.
Деревня умирала, когда сюда переехали несколько русских семей из Казахстана. В итоге большая часть села родственники, что создает ощущение одного большого дома. Нас приняла двоюродная сестра Гали, а в гости пришли братья. Живут относительно хорошо, хотя дается это тяжелым трудом — держат по 5-10 коров, не считая остальной скотины. Хорошая дорога позволяет возить продукты на продажу в город. Свой лес, свое озеро. А вдоль дорог заросли лесного ореха. Нас, естественно, накормили, напоили, спать уложили, едой в дорогу сумку набили, и проводили с утра, рассказав, как лучше перебраться через Волгу. На обратном пути мы задержались там подольше — замечательное место, а пока в путь дальше.
Выехав поутру в соответствии советами родни, поехали искать паром на Сызрань. Паром позволяет срезать почти 250 км и стоит 800 руб. с машины. С паромами у нас как-то сразу не задалось :) — внятные указатели отсутствуют, а Навител не очень-то знает это место. Свернули не в тот поселок и долго пытались найти пристань, указанную на карте Навитела. Но пристань отсутствовала там уже довольно давно, судя по техногенным остаткам. Догадались, что она в соседнем поселке и понеслись туда. До отхода парома оставалось 5 минут. Но успели.
Волга — это что-то! Широченная, мощная река и народ здесь под стать — здоровенные с широкими м... лицами. Младшая была в восторге от плавания.
При покупке билетов выгребли последние наличные. Пришлось покрутиться по улицам Сызрани в поисках сбербанковского банкомата. Оказалось, что это не так просто. Навител сыграл с нами очередную шутку при выезде из Сызрани — повел какими-то окольными путями. В итоге мы два раза ухнули в ямы. Аммортизаторы жалобно звякнули. Я негромко матернулся, но все обошлось и вроде не сломалось. Наконец выбрались на шоссе М-5 и понеслись на запад.
После квеста на улицах Сызрани (мы кроме банка еще искали аптеку) решили, что пришло время перейти на iGo. В принципе иГо знает европейскую часть более-менее, хотя казусы случались и с ним. Например, возле славного города Нижний Ломов ни он, ни Навител не были вкурсе новой объездной дороги. Судя по интенсивности движения, нужно было ехать по ней. Указатели отсутствовали (надеюсь, что уже поставили). В неуверенности я два раза разворачивался, следуя указаниям навигатора, потом положился на свою интуицию и проложил трек по «бездорожью».
Долго ли коротко ли, но к вечеру мы уже ехали по объездной вокруг Рязани. Сначала к нам салон пробрался мощный дух. И только потом по левому борту мы заметили чудовищный вал местной помойки. Он возвышался над трехметровым забором, через который ветер легко переносил пакеты, бумагу и прочий сифилис. Такая фигня длилась не знаю сколько. Мне показалось, что километров пять, но, возможно, это просто показалось. Время искать ночлег, а рядом с помойкой спать как-то не хочется. Усталость нас свалила, когда мы достигли злачного места со скоплением гостиниц, едален и автосервисов на московском шоссе. Поглядев пару заведений, остановились в армянской гостинице, но ужинать в безлюдном ресторане не рискнули, сходили в а-ля украинскую харчевню «У Солохи», увидев там оживление народа. Ужин был весьма неплох и относительно недорог.
Ночь тоже прошла нормально. Несколько напрягала шумная ночная жизнь на объездной дороге. Приходилось спать с открытым окном, так как иной вентиляции в номере не предусмотрено. Утром нам представилась возможность увидеть редкое природное явление — по дороге в обе стороны ехали автомобили ГИБДД с интервалом десять секунд. Настоящий парад :). Видно, здесь у них гнездо.
Я уже не помню, что заставило меня тогда съехать на обочину. Мы катили где-то на границе Рязанской и Московской области. Дорога была замечательная по нашим меркам — полторы полосы в каждую сторону. А, вспомнил — мне захотелось пописать. Дорога шла через сосновый лес и съезды никак не появлялись. Делать нечего — решил остановиться на обочине. Обочина оказалась из рыхлого песка. Вот это номер! Полазил по обочине и не нашел сколько-либо пригодных бревнышек — очень культурный лес. Редко наши рассказы про любую поездку, от ближайшего пляжа до Казахстана, обходятся без фразы: «Но у нас есть лопата!». Наши друзья даже спорят, на какой минуте рассказа будет произнесена эта фраза. Когда мы уже почти разгрузили машину и достали лопату с домкратом, рядом остановился дядька с рязанскими номерами. Без лишних разговоров зацепил, выдернул из песка и уехал, взяв с нас обещание больше так не делать :). Москву решили объехать по бетонке А-107 через Бронницы—Кобяково. Не очень хорошее решение. Потянулись бесконечные переезды и пробки, пробки и переезды. А под конец встряли в грандиозный ремонт развязки, выводящей на Минское шоссе.
Курс польского языка. Культур-шок от белорусских дорог. Брест
Наконец мы вырвались из подмосковной тягомотины на М1. Погода отличная, скорость приличная, настроение прекрасное. Разглядываем многочисленные памятники Великой Отечественной войны. Пытаемся рассказать детям о боях, проходивших здесь. Где-то в районе Смоленска заправляемся под завязку, думая, что в Белоруссии бензин будет дороже, обедаем и едем дальше. Старшая проводит краткий курс польского языка. Как самому способному в иностранных языках, ей было дано задание подготовить краткие разговорники для стран, по которым мы поедем. Дружно повторяем:
Да — так
Нет— не
Спасибо — дзенки
Пожалуйста — прошен
Извините — пшепрашам
Здравствуйте — витай
До свидания — до видзеня
Хорошо — добже
Где была граница с Белоруссией, я так и не понял. Есть только пункт досмотра большегрузного транспорта.
В какой-то момент появились названия на белорусском и шоссе стало варшавским. Также незаметно изменилось и качество полотна. По нашим меркам оно и так было неплохим, а стало практически идеальным. От немецких автобанов отличалось только менее обустроенной обочиной. Культурный шок случился от знака ограничения 120 км/ч.
Вокруг простирались обработанные поля.
Автомобилей было мало, что навстречу, что на нашей полосе. От однообразного прямолинейного движения накатывал сон. На наших дорогах ты постоянно в тонусе: то ямы, то фуры нужно обогнать, то ремонты. А тут едешь-едешь и ничего не происходит. Редкие машины, которые догоняешь, обгоняешь по свободным полосам, на встречку никто не вылетает, ям нет, вот и начинаешь кимарить потихоньку. Одно спасение — размяться на стоянках.
На стоянках порядок. Даже детские площадки встречаются. Туалеты, хоть и типа «сортир», но чистые и обработанные дезсредствами.
Минско-Варшавское шоссе позволило наверстать потерянную скорость, и к вечеру мы въезжаем в Брест. Первое удивление — цена на бензин ниже, чем в Смоленской области. Вот тебе и бензиновый кризис.
Доверившись навигатору, поехали искать гостиницу. И тут я замечаю, что за нами увязалась черная тонированная «мазда». Я где угодно ожидал криминал, но не в Беларуси. Так как навигатор вел не очень логично, да еще мы периодически пропускали повороты, то наш трек был весьма замысловат. «Мазда» держалась в двадцати метрах и повторяла все наши метания. Я уже забыл про гостиницу, жена ничего не понимая, теребила меня, говоря, что мы уже проехали точку. Я развернулся на перекрестке, «мазда» тоже. Все, решил я, разворачиваюсь и еду до ближайшего поста. После второго разворота преследование кончилось. Вот такие дела.
Это была уже вторая гостиница, где мы пытались устроиться. Место достаточно тоскливое. Наверное, в Бресте есть и хорошие гостиницы, но нам не повезло. На ресепшене тетенька с видом надзирателя из концлагеря. Блочная система, удобства на блок, туалет и душ не закрываются (и сильно напоминают мою общагу 90-х), поужинать негде (тетка на ресепшене удивилась: уже одиннадцать вечера!). Ремонта гостиница не видела с восьмидесятых, наверное. При этом цены не сказать чтоб низкие. Печаль, в общем. Ну да ладно, мы и не такое видали.
С утра у нас была масса планов. Первым делом, конечно, Брестская крепость.
Белорусы молодцы, поддерживают в достойном состоянии памятник мужеству наших народов. По случаю раннего утра было малолюдно. Только отряд школьников построился перед началом работ по благоустройству территории.
Еще свеж был в памяти фильм «Брестская крепость», и, стоя на берегу Мухавца, мы пытались представить, как это было на самом деле.
Потом открылся музей. Небольшую заминку вызвало отсутствие у нас белорусских рублей. Банковского терминала у них не было, а принимать иностранную валюту в кассу им строжайше запрещено. Но девушка-кассир не растерялась, а тактично предложила бросить эквивалентную сумму в рублях или евро в куб для пожертвований. За что ей огромное спасибо — очень не хотелось портить торжественный настрой себе и детям в таком месте из-за денег. К сожалению, организованные экскурсии начинались позже, а времени было мало, поэтому по музею бродили самостоятельно.
Мне очень понравилась богатая экспозиция, рассказывающая в том числе и о дореволюционной истории крепости, и, конечно, о подвиге ее защитников в Великую отечественную. Мелкие детали рассказывают о том времени лучше, чем энциклопедии.
Следующим пунктом было посещение музея железной дороги, который находится недалеко от Крепости. Однако тут нас ждал облом. Как я уже говорил, белрублей у нас не было (надеялись на банковские карты), терминала там тоже не оказалось, от росрублей тетенька отказалась. На десять долларов, однако, глаз у нее загорелся, но тут подошел какой-то начальник и она испугалась. Потом попытку передачи запрещенной валюты я повторял еще два раза, чувствуя себя участником какой-то клоунады, но тетеньку моя игра не удовлетворила, и, замахав руками, она закрыла окошечко. «Я в недоумении» (с). Не посмотрев паровозы, а Брест — большой железнодорожный узел и наверняка там есть что посмотреть и потрогать, мы перешли к следующему пункту программы — закупкам продуктов дорогу. По навигатору нашли супермаркет «Корона». Закупились для перекусов. Ассортимент порадовал — процентов 70 белорусское, остальное украинское и европейское. Цены ниже, чем у нас. В последний раз прокатились по чистым улицам Бреста и поехали искать погранпереход. Да, перед Польшей заправляемся на «Белнефтепродукт». Уже потом почувствовал, что бензин нифига не тянет. Навител имеет смутные представления о пограничных терминалах. Иго вообще не имеет никаких представлений. Потратив полчаса на блуждание по проселкам, наконец, находим его.
Очередь часа на полтора. Проползаем в зеленый коридор.
Пан пограничник просит открыть багажник и тут же просит его закрыть, боясь, что мы никогда не соберем вещи, вырвавшиеся на свободу. Пятнадцать минут на проверку паспортов, документов на авто: «Добже».
Про коников, мух и национальный характер. iGo – карты из будущего. В поисках Оснабрюка
Добро пожаловать в ЕС. Собственно с этого знака и началось путешествие по малоизведанным землям.
В голове заиграло что-то патетическое, Саша тут же полезла к магнитоле искать польское радио (зря что ли польский учили?), второй пилот документировал процесс пересечения границы на фотоаппарат.
Не торопясь привыкаем к польским дорогам, а все наши попутчики по погранпереходу быстро скрылись из виду. Бесконечные населенные пункты здорово тормозят. Присматриваемся к знакам. Так-то все понятно, но остались непонятными желтые знаки с надписью «Koniec». В конце концов решили, что это предупреждение о конях и прочих копытных. Тем более, что рядом с ними часто был знак с прыгающим оленем. Хотя есть и иное мнение – иногда это слово было на белом фоне и в контексте дорожной обстановки могло обозначать конец чего-либо.
Для обеда остановились на стоянке. Мало чем отличается от российской. Братья-славяне, чего уж. Хоть и не хотят признавать, но родство налицо. Пока мы мирно жевали продукцию белорусского агропрома, в салон прокрались две польские мухи. Национальный характер они проявили во всей красе. Как только я тронулся, они принялись мерзко жужжать возле уха и норовили защекотать до смерти голые ноги. При каждой попытке открыть окна и выгнать их, они синхронно прятались неизвестно где. Три человека в течение трех часов ничего не смогли с ними сделать. Забегая вперед, скажу, что эти твари проехали с нами два дня и вышли только на территории Германии, где и растворились в толпе нелегалов. Кстати, в Польше был явно грибной сезон. По обочинам часто стояли авто, а в лесу виднелись люди с пакетами и ведрами. Очень хотелось присоединиться к грибникам, узнать, какой слой у них уже пошел, но нас торопил график.
Несмотря на все, мы умудрились заблудиться и здесь. Сначала в г.Жирардув иГо с умным видом приказало свернуть налево, потом поводило по закоулками и привело к громадной песчаной насыпи. На карте навигатора перед нами простирался автобан. В реальности была только насыпь. «Ёперный учет», — сказал я и попытался перепроложить путь. Программа упорно выводила нас к этой насыпи. Заглушив навигатор, мы двинулись на запад по солнцу и забрались в порядочные перди: вокруг были безлюдные узкие дороги, иногда встречались мрачные люди. Когда ямы в асфальте приобрели катастрофический характер, а солнце прикоснулось к горизонту, мы решили срочно выбираться отсюда. Поплутав для приличия по каким-то поселкам, навигатор таки вывел нас на окружную варшавскую дорогу. Вот где-то за Варшавой мы и пытаемся приземлиться. Мотелей не видно. Глаза слипаются. В 22 по местному и 2 ночи по Томску нам встретился мотель на противоположной полосе невдалеке городка Сохачев. Пришлось немного нарушить, развернуться (ну не ехать же 15 км до разворота). Стучимся, пожилая пани на мой вопрос: «Говорите ли вы по-русски», — ответила: «Ниемнооого» таким тоном, что скисло все польское молоко в радиусе километра. Но нас этим хрен возьмешь: «Нам хвааатит,» — отвечаю. Расплачиваемся за номер евро (пять евро зажилила — типа, сдачи нет). За это пришлось утром пани разбудить по сибирскому времени и напомнить про обещанный завтрак. На недовольное ворчание я заметил, лучше поляку проснуться по сибирскому времени, чем в Сибири. Слово «Сибирь» произвело на пани магическое действие.
Do widzenia!
Опять разворот и мы на трассе. От Варшавы на запад идут уже очень приличные шоссе, практически автобаны. Надо сказать, что молодое поколение в отличие от своих родителей относится к русским совершенно индиферентно. Русского не знает, но и фиги в кармане не держит. Это мне показалось при общении с девушками в кафе в новом придорожном комплексе. За ваши деньги — любое удовольствие с улыбкой и английским. Одна проблема — они не знают, что такое чай. На слово tea они демонстрировали пакетики с какими-то ромашками и прочими календулами. Дети пьют какао, жена — кофе (кстати, по-польски cawa), а мне пришлось пробовать их herbal.
Девочки не могли пройти мимо качелей.
А я мимо такого вот модного домика с камышовой крышей.
Саша устроила урок немецкого.
Guten tag!
Наш Румстер несется по немецким автобанам.
Скорость потока 120-130. Плотность как на городской улице. Это вам не сонная Беларусь. Обычно по правой полосе идут большегрузы, по второй стандартный поток 120-130 км/ч, а левую используют для обгона и несутся «гонщеки». Я тоже попробовал разогнаться до 170, но постоянно ехать на такой скорости некомфортно — Румстер сильно шумит, ветер мешает держать курс, да и расход подпрыгивает до 15 л. Несмотря на кондиционер, я взмокаю от вождения — держаться на такой скорости в плотном потоке рядом с фурами довольно напряжно. А тут еще поднялся ветер, гуляющий между стенками автобана и причудливо завихряющийся вокруг фур. Галя меня подменила на полтора часа, но отдала руль обратно. Водят по-разному. В целом аккуратно. Встречаются не очень адекватные дедушки, совершающие непредсказуемые маневры. Иногда, когда выезжаешь на левую полосу для обгона, вдруг ниоткуда сзади появляется какой-нибудь «порш», моргает фарами, и когда его пропускаешь, исчезает за горизонтом секунды за 3-4. Я даже боюсь представить его скорость (и потребление бензина). Отдыхаем на обустроенных стоянках, где можно поесть за столиками, сходить в туалет (иногда платный, но чаще нет), поиграть на детской площадке. На всем протяжении пути многочисленные ветряки.
iGo нас вел без проблем и мы немного расслабились. Не насторожило нас даже то, что на карте отсутствовала нужная нам улица. Подумали: ладно, приедем в город, сориентируемся и по телефону доберемся до друзей. Навигатор сводит нас с автобана, проводит по цепочке маленьких поселков и останавливает в центре небольшого городка. Табличку «Оснабрюк» мы так и не заметили. Может, пропустили?
Звоним друзьям и говорим название ближайшей улицы. — Nein, нет такого у них в городе! «Мы в недоумении» (с). Как назло, на улице безлюдно — языка взять не удается. Еще раз внимательно рассматриваю карту, пролистываю список населеных пунктов... Шайсе! иГо вываливает список из нескольких Оснабрюков. Ориентируемся по рельефу и солнцу. Оказывается, навигатор привел нас в Берге, а Оснабрюк это типа название его района. До нашего Оснабрюка километров 50 (всего-то! А то ведь могло быть все что угодно). Вместо автобана иГо повело нас проселочными дорогами через какие-то хутора. Дорога хорошая, но ширина ее иногда уменьшалась до одной полосы и было немного страшно разъезжаться со встречными авто. Зато посмотрели сельскую жизнь Германии. Кстати, знаки населенных пунктов у них не белые, а желтые, а иногда они почему-то зеленые. Но конец — всегда перечеркнутые желтые. Сразу и не сообразишь. Забыл спросить у друзей, чем они отличаются. Еще были синие, ну это, надеюсь, как у нас. Немного покрутившись по извилистым улицам Оснабрюка, наконец въезжаем на стоянку возле нужного нам дома. Кстати про извилистые улицы. Как известно, ограничение скорости в населенных пунктах в Европах 50 км/ч, а в зоне малоэтажной застройки бывает и 30 и 20. Там улицы сделаны так, что при всем желании не разгонишься. Частенько прямо посередине улицы стоит клумба с цветами или дерево, а ширина улицы такова, что нам на компактном Румстере было неуютно.
У друзей. Виды на урожай земляники. Про рыбалку в Германии. Почему я не люблю американские горки. САМАЯБОЛЬШАЯВМИРЕАМЕРИКАНСКАЯГОРКАИЗСПИЧЕК
Ура-ура! Нас встречают! Первый этап путешествия завершен. Собственно это была гонка с целью как можно быстрее пересечь пространство. С этого момента мы надеемся уже более-менее размеренно знакомиться со странами и людьми, да и просто отдохнуть.
Галины друзья переехали в Германию в середине 90-х из Казахстана. У них тогда больше половины класса уехали, так что встречи одноклассников логичнее проводить там :). Двое детей (второй родился уже здесь и по-русски не понимает), большой дом (в Казахстане они жили в селе и в квартире им было некомфортно), работают оба. Дается все, конечно, непросто — Володя работал несколько лет в ночную (больше платят) и общался с женой по большей части записками на холодильнике. Старшая дочь Кристина начала подрабатывать уже в старших классах школы.
Не знаю как у нативных, а у казахских немцев тощим не останешься :). Нас кормили, как будто мы все эти дни не ели. Решили прогуляться по Оснабрюку. Люда с Володей признались, что в центре города не были лет пять. Городок интересный, со своей историей. Например, именно здесь был подписан договор о завершении тридцатилетней войны, в ознаменование чего был построен собор и поставлен памятник в виде фонтана.
Вокруг располагаются бронзовые аллегорические фигурки, рассказывающие о бедах войны. Еще город знаменит старым университетом.
Как во многих европейских городах в центре много восстановленных, охраняемых зданий и всяких туристических аттарактантов — скульптур, музеев, магазинов «специалитетов». В общем милое место для вечерних семейных прогулок.
Утром Володя посмотрел на Румстер и вынес вердикт — надо в мойку, а то полицай дрюкен, йа-йа. И поехали мы на мойку. Замечательная организация — несколько потоков, можно заказать полностью автоматическую мойку. Володя сказал, что оптимально будет, чтобы мыл мойщик, а протирка и сушка на автомате, чем мы и воспользовались. Работы выполняются на конвейере, и выезжаешь уже чистый. На улице стоят стойки с пылесосами, немцы предпочитают пылесосить салон самостоятельно.
Володя осмотрел Румстера после мойки и чуть было не пошел разбираться с мойщиком — че за халтура! Еле его остановил и рассказал про гудроновый антигравий. Видать, отвыкли от наших реалий за 15 лет :). Пришлось долго и подробно рассказывать про ремонт дорог, гудрон и т.д.
— Если бы такое произошло в Германии, то при хорошем адвокате дорожная фирма выплатила бы вам больше, чем стоит машина.
«Здесь вам не Англия, здесь вам Россия — копать нужно глубже»,— подумал я и ничего не ответил.
Володя сильно переживал за наши контакты с полицаями. Пришлось его успокоить, что приедем и я все сделаю. Тряпка и бензин-калоша прекрасно отмывают гудрон. Правда и это стало поводом для беспокойства. Дело в том, что для экономии пространства у них общая с соседом площадка для автомобилей и если сосед увидит, что я тут пользуюсь бензином, может пожаловаться властям. Такие дела.
Вокруг города есть несколько фамильных замков. Так как содержать их – удовольствие дорогое, владельцы в обмен на налоговые послабления пускают праздную публику в сады, парки, а иногда и сами замки. В одном из таких замков мы и погуляли.
А за ограждением шла обычная жизнь — дяденька на веранде читал воскресную газету за чашечкой кофе.
Еще мне запомнились многочисленные велосипедисты на специальных дорожках. Володя сказал, что дорожки проложены так, что практически не пересекаются с автодорогами. Поэтому можно безопасно путешествовать по всей Германии.
По дороге домой наши хозяева спросили:
— А не хотите ли земляники, сейчас как раз урожай?
— Натюрлих!
И мы заехали на земляничные плантации. Рядом с дорогой стоит тематический киоск, где вам выдают стильную корзинку и отправляют на борьбу с урожаем.
Земляника созревает синхронно по команде — Ordnung.
Есть можно сколько угодно, а собранную в корзинку ягоду взвешивают и вы расплачиваетесь.
Про цену точно не скажу — платили друзья. Но вроде так: до 500 г – 2,8 евро/кг, до 1 кг – 2,4 евро/кг, ну и так далее прогрессирующее снижение. Вечерком девушки выразили желание поесть мороженого и погулять по ближайшему кладбищу на предмет осмотра могилок, а мы с хозяином и Дашей отправились на рыбалку. Рыбалка в Германии — занятие серьезное. Как рассказал Владимир, нужно пройти обучение, сдать экзамен на гуманное обращение с рыбой и червяками, иметь специальное снаряжение — дубинку для рауш-наркоза и ножик для быстрого убиения рыбы путем пенетрации сердца. Одних документов с собой взяли целую папку. Рядом с домом проложен канал, который, кстати, интенсивно эксплуатируется. Баржи ходят туда-сюда. Это у нас все «нерентабельно» почему-то. А там очень даже рентабельно, сеть каналов покрывает всю западную Европу, а конкретно этот канал недавно расширили и реконструировали мосты через него. Так как в этот раз ловили пауком мальков на наживку для следующей рыбалки, Владимир не смог продемонстрировать искусство владения гуманной дубинкой и сострадательным ножичком. Мальков просто заморозили. Нарушил ли он что-либо при этом, я не знаю. Как-то все непросто там с рыбой. Остался также невыясненным вопрос о гуманном обращении с рыбой при промышленном лове.
На следующий день мы оставили хозяев отдыхать, а сами отправились с дружеским визитом в Кёльн. Программа-минимум, которую я хотел организовать: Кёльнский собор, музей романо-германской культуры, индустриальный музей и просто прогулки по Кёльну. Саша еще сильно хотела зайти в музей шоколада.
Однако не все задуманное получилось. Как любые отпускники, мы выпали из календаря и не следили за днями недели. А зря — в понедельник многие музеи не работают. Кёльнский собор мы посетили. Рассказывать нет смысла — грандиозное сооружение, которое строилось с перерывами чуть ли не 600 лет. Да и сейчас идет перманентное строительство.
Со слов пациентов здесь хранятся мощи тех самых волхвов. Видали — здоровенный золоченый сундук.
Вообще-то странная это традиция — хранить куски мертвечины. Вроде как Иисус был против таких обрядов, о чем недвусмысленно говорил. Но его последователи, похоже, читают Евангелие очень избирательно. Ну да ладно — пусть сами разбираются со своими заблуждениями.
Я там был во второй раз и впечатление, конечно, было уже не то. Лично мне больше всего нравится крипта — подземная небольшая церковь, где для эксклюзивной публики служили мессы даже папы (о чем повествуют памятные таблички).
Еще из необычного можно отметить придел, расписанный фресками разных христианских конфессий и традиций — типа курс на воссоединение христиан.
Ну и, конечно, знаменитые витражи.
Часть окон забраны просто случайной цветной мозаикой, так как были утеряны во время бомбежек во второй мировой.
В соборе также можно посетить сокровищницу (дорогие одежда, утварь, книги), выйти на колокольню (мы не ходили), и конечно, отовариться в магазине.
После собора по плану был музей романо-германской культуры. Находится он через площадь от собора. Я там был за два года до путешествия и мне чрезвычайно понравилось. Кёльн же достаточно древний римский город со всеми присущими ему атрибутами. Уже во дворе музея вас встречают многочисленные артефакты — колонны, памятники и гробы.
В музее много интересного — от великолепной напольной мозаики до набора инструментов римских врачей (очень похожих на современные).
Одна досада — описания там часто только на немецком, а персонал, кроме заказанных экскурсоводов, не говорит по-английски.
Именно в Кёльне мы впервые столкнулись с парковками. Парковаться на улице там чертовски дорого. Мы сначала оставили авто рядом с собором, там же рядом ж\д вокзал.
Но после облома с музеями решили перепарковать и поехали искать подземную парковку. На самом деле подземный был только вход, а парковка занимала все здание (этажей 9), и места, как назло, были только наверху. Вот мы накатались по этому серпантину! С расстройства от закрытых музеев пошли гулять и есть мороженое. Там же недалеко от собора на набережной Рейна есть чудесный фонтан, стилизованный под древнеримские артефакты, где можно охладить ноги. Мы там и сидели, болтая ногами, едя мороженое и наблюдая за окружающей жизнью.
Народ катается на роликах и велосипедах, гуляет детей и собак, а также пьет пиво.
Нам повстречалась такая пивная на колесах. Видимо, двигатели уже сильно перебрали пива и в горку велопивнушка никак не закатывалась. Хорошо, что в пивной были симпатичные девушки и после построения глазок, проходившие мимо парни толкнули телегу в горку.
После обеда решили съездить в индустриальный музей в пригороде. По рассказам, там реконструирована фабрика 19-го века с водяным приводом, кузницей и т.д. Вернувшись к парковке, мы увидели, что та дверь, через которую мы вышли (нашли ее только с помощью навигатора), была закрыта по случаю ремонта. КОзлы, ленточки, ведра с краской — все путем. Поиск другого входа превратился в занимательный квест, так как указателей не было, а время парковки истекало. Вход нашелся в неожиданном месте — в другом квартале.
При выезде из Кёльна мы впервые почувствовали, что навигатор не справляется — он постоянно тормозил, пропускал повороты и съезды. Позже я понял, что это связано с небольшим объемом ОЗУ — ему просто не хватало памяти для обработки тяжелых европейских карт. В России такого не наблюдалось. В индустриальном музее нас также ждало разочарование. Хотя на территорию музея мы прошли беспрепятственно и даже посетили туалет, но все попытки найти людей были тщетны. Через полчаса блужданий по территории нам встретилась фрау, поведавшая о приключившемся выходном. Чтобы развеять нашу печаль она посоветовала съездить в ближайший шлоссен, однако, прикинув время, мы решили возвращаться в Оснабрюк.
На следующий день друзья устроили нам выезд в парк аттракционов Heide-park. Скажу честно: я не люблю американские горки и прочие тошниловки. Состояние свободного падения для меня является признаком, что ситуация вышла из под контроля и нужно что-то предпринимать. То есть я готов к ней, на тренировках даже специально срываются, чтобы тренировать правильную реакцию. Но получать от этого удовольствие? А вот мои девушки любят всякие качели-карусели, горки и сюрпризы. Вообще, этот парк очень большой и некоторые даже приезжают туда на два дня, живут в здешнем отеле и получают значительную скидку. Ну а мы там провели двумя семьями целый день. В парке есть зоны с аттракционами для самых маленьких, среднего возраста, ну и взрослых. Отличительная особенность немецких аттракционов — все работает как часы или конвейер на автозаводе. Несмотря на длину, очереди двигаются быстро. С помощью барьеров очередь организована так, что залезть в нее особо не получится, да и не сильно нужно. В ключевых местах каждого аттракциона стоят скоростные фотокамеры и на выходе вы можете приобрести свои портреты. Первым был Кракен. Вагоны поднимаются на высоту 42 м. И потом падают практически вертикально в пасть Кракена, касаясь поверхности воды, и поднимая фонтаны.
Стоя в очереди, мы отметили, из-под подъезжающих вагончиков что-то льется тонкой струйкой.
— Это то, что я подумала? — спросила Саша.
— Не исключено.
Я не помню никаких пастей и воды. Вообще ничего не помню, только падение, две-три петли и конец. Потом понеслось – самые разнообразные горки: с подвесом сверху, с переворотами, и т.д.
Я уже стал пропускать через одну. Впрочем, на детскую я сходил – в деревянной лодке вы тихо мирно плывете по подземной реке. Еще спускаясь в очереди в это подземелье, вы встречаетесь с шахтерами (иногда не очень трезвыми и играющими в карты), и прочими обитателями. В подземной реке, конечно, всякая нечисть анимированная, но не сильно страшная, водопадики, фонарики, все мило, потом отворяются ворота на свет божий и вы внезапно в этой же лодке падаете вместе с потоком вниз метров на десять :).
Потом девочки развлекались на всяких качелях-каруселях, а мы с Владимиром караулили вещи и пили пиво.
Самая безбашенная была Кристина — она покаталась на всем и еще хотела на падающий лифт, но никто не согласился составить ей компанию.
Впрочем, я все же прокатился на Desert racing. В отличие от большинства горок здесь старт был снизу. А потом шли головокружительные петли и перевороты. На этот аттракцион маленьких детей не пускали, а за взрослыми следили, чтобы те пристегнулись четырехточечными ремнями и зафиксировали голову в подголовнике – такое ускорение не шутка, позвонки только так повылетают. Я всегда удивлялся людям, кричащим на аттракционах. Но тут при старте я сам заорал совершенно непроизвольно. Было ОЧЕНЬ страшно. Электромагниты придавали такое ускорение (100 км/ч за 2,4 сек), что мой полубокс встал дыбом и зафиксировался как под феном.
Дамы вволю посмеялись надо мной, но я им припомнил это на альпийских серпантинах, когда им вдруг срочно нужно было остановиться :).
После этого я решил, что с меня хватит, а девушки отправились на коронный аттракцион парка – САМАЯБОЛЬШАЯВМИРЕАМЕРИКАНСКАЯГОРКА из спичек. Вернее она, конечно из деревянных брусков, но выглядит... в общем, смотрите сами.
Там от одного стука деревянных колес можно поседеть. Неее, и не уговаривайте, я туда не сяду.
Самое милое дело – это сплав по искусственной реке.
Мощные насосы закачивают охрененное количество воды наверх и ты идешь на резиновых лодках по порогам, под водопадами. Вот где я катался бы и катался, но меня быстро вернули в реальность.
Кстати, для малышей там есть вот такая речка. Эта мне еще больше нравится :).
Весь день на специальной сцене на воде идет театрально-цирковое представление по мотивам пиратов Карибского моря. Стрельба, взрывы, лязг сабель, и почему-то падающий самолет. Но мы это уже не осилили.
Интересный подход к ограничениям. Понятно, что возраст при таком потоке проверять нереально. У них устроено по-другому — ограничение по росту, чаще всего 140 см. С одной стороны коррелирует с возрастом, с другой — имеет четкое физиологическое обоснование. На опасных аттракционах ремни безопасности настроены на людей со средним ростом и человек меньше 150 см из них может выскользнуть.
Совет тем, кто захочет посетить парк – обязательно берите воду с собой. Если поесть там можно, ну дороже раза в полтора, чем в городе, то вода стоит каких-то нереальных денег.
В следующей части:
Берегись велосипеда. Как мы игрались в центре Nemo. Ты Рембрандта читала? Пространственные парадоксы спальника и палатки.
В Булонском лесу со своей палаткой – романтика! Соблюдайте пожарную безопасность во время романтического вечера! Мой милый Ваня, я гуляю по Парижу… Духи, башня, негры и все такое. Я боюсь французских женщин на парковках. Наверное, нам выписали штраф. В греческом зале египетские мумии. Вокруг Моны Лизы. Прикинь, крем-брюле – это не мороженое!
Езда в аквариуме. Великий монбланский туннель. Если в России вас не устраивает только климат, то вам нужно жить в Италии. Генуя – место, где я оставил половину нервных клеток.
Меня преследуют навязчивые мысли о стояночном тормозе. Чайка-шоу. Как мы чуть не уплыли обратно, но все обошлось. Местная полиция тоже снимает кино про превышения.
Кала Гононе. Мы доехали! 4 звезды по-итальянски. Не надо ездить в темноте в незнакомой горной местности.
Кала-Фуили: море+скалы. Мне срочно нужна веревка. О пользе самоуверенности в торговле. Про ПДД в Италии.
Опять море+скалы+веревка. Вечер на итальянском курорте. Кто понял жизнь, тот не спешит. Как я чуть не подработал сантехником.
Мы ищем дольмены. Мы ищем Сашу. Ориентирование на средиземноморском рельефе.
Поход в Кала Луна. Пещеры пиратов. Синьор Робинзон, звезды, яхты и все такое. Поход в ресторан и арест Румстера. Терки с Тони Сопрано.
Нураги. Мы опять ищем дольмены, но находим кактусы. Даша не одобряет серпантины. Я хочу остаться в Capo Testa. Почему не надо брать с собой мягкие сыры.