|
Ввиду недостатка времени отчет будет достаточно кратким и сухим, в отличие от моих предыдущих опусов. Надеюсь, что кому-нибудь он окажется полезен.
Видеоматериалы этого автопутешествия:
Исходными данными для фильма были клипы, снятые цифровой мыльницей Canon Powershot IS 590 (640*480 20 fps), смонтированные потом в Adobe Premier 2.0.
Подготовка к дороге
Самым главным в подготовке к путешествию стала встреча сына, демобилизовавшегося из армии. Именно его неожиданный призыв в прошлом году, когда не дали даже получить диплом после окончания института, спутал все наши планы на то лето. Но вот он дома, и ничто быстрее не вернет его к гражданской — нормальной жизни, чем частая смена обстановки. В нашей машине — Honda Odyssey — была заменена жидкость в АКПП, почищена дроссельная заслонка, заменены передние нижние шаровые опоры. На одометре к этому моменту было 110 тысяч. Меня попросили привезти бортовой компьютер VC731, чтобы не везти его в коробке, я его поставил на свою машину протестировать за 4 000 км. Отработал сей девайс нормально, но не вызвал у меня желания купить такой же для себя.
Маршрут
Честно говоря, немного надоело ездить одним и тем же маршрутом. К тому же сообщалось об ремонтах на трассе Р-402 Тюмень—Омск, и о разбитом покрытии в Бердюжье (Курган—Ишим). Поэтому первоначально был выбран следующий вариант:
Рязань—Зарубкино—Саранск—Ульяновск—Кошки—Сергиевск—Уфа—Челябинск—Курган—Петропавловск—Кокчетав—Астана—Павлодар—Семипалатинск—Усть-Каменогорск. По данному маршруту проехал весной один мой знакомый, и остался вполне доволен дорогой. Бонусом при таком маршруте было опробование трассы Кокчетав—Астана, равной которой (если верить отзывам) в России пока нет.
Но перед самой поездкой стали появляться сообщения о ремонте на участке Петропавловск—Кокчетав. Почти весь этот участок приходилось проезжать по объезду. Что такое казахские объезды, мы уже хорошо знали, прошли хорошую школу между Павлодаром и границей. В итоге был выбран следующий окончательный маршрут:
Рязань—Зарубкино—Саранск—Ульяновск—Кошки—Сергиевск—Уфа—Челябинск—Троицк—Кустанай—Исиль—Астана—Павлодар—Семипалатинск—Усть-Каменогорск. С сайта http://www.gps-club.kz/ были скачаны карты проезжаемых областей для Навитела. Очередной раз выражаю огромную благодарность их создателям. Также, на всякий случай был захвачен АТДК — атлас транзитных дорог Казахстана, на случай, если что-то пойдет не по намеченному маршруту. Ну и обязательны бумажные карты.
Экипаж
Так получилось, что поехать пришлось всего лишь втроем: я, моя жена Таня и уже упомянутый Сережа. Старшая дочь Маша осталась готовиться к собственной свадьбе, намеченной на 4 августа. Ну а младшие Саша и Поля должны были содержать в порядке наш дом и обширное хозяйство. На обратном пути мы должны были прихватить из Усть-Каменогорска моего племянника Максима, делегированного на Машину свадьбу. То есть в нашей машине было вполне просторно. И те двое суток, которые мы обычно затрачиваем на этот маршрут, должны были пройти комфортно.
Итак, выезд рано утром, в 4 часа, чтобы проскочить участок М-5 до появления фур. В 7 утра мы уже свернули с федеральной трассы и полетели по Р-180 по направлению к Саранску. Город прошли по окружной, и по традиции нас опять остановили на посту за неправильное прохождение «кольца». Нормальным кольцом там и не пахнет, есть множество ответвлений. Понятной схемы движения на въезде на развязку нет, поэтому я ехал, не пересекая сплошные, и все равно проехал как-то не так, как это хотелось ГИБДДэшникам. Три года назад меня уже пугали отниманием прав. На этот раз я попросил их писать протокол, который даже не стал читать, просто написал, что с нарушением не согласен, сплошные не пересекал, схема движения запутана, понятных указателей нет. Права у меня не отобрали, протокол в Рязань так и не пришел. Кто местный, просьба прислать схему развязки. Мой навигатор ничего вразумительного показать не смог или не успел :).
Но вот неприятный инцидент позади, и мы едем по вполне приличным мордовским дорогам к Ульяновску.
Вдалеке видны церквушки, погода отличная.
В Ульяновске мы должны встретится с одним форумчанином, бывшим усть-каменогорцем, который просил передать гостинцы родственником. Пытаемся при подъезде к городу до него дозвониться, отключен телефон. Все равно едем через город, по старому мосту, в надежде, что позвонит сам — так звонка не дождались. Позже пообщались, узнали, что он проспал.
Проехали город и старый мост без особых пробок. На выезде из Ульяновска идет ремонт, везде знак «40». На нас пару раз мигнула передвижная камера, но пронесло, мы все-таки ехали не больше «60».
Остановились пообедать в Мулловке, на нашем привычном месте.
После обеда тронулись дальше. В Борме вместо простого поворота налево появилась двухуровневая развязка. Обратили внимание на то, что много стало фур на участке Борма—Кошки—Сергиевск после открытия нового моста в Ульяновске. Раньше транзитный грузовой транспорт пропускали только ночью, поэтому днем дорога была пустынной.
К вечеру выехали на «любимую» М-5, Длинные колбасы из фур, в конце каждой зоны запрещения обгона стоят ГИББДэшники. Небольшими отдушинами являются участки подъема с двумя полосами движения.
Добрались до ветряков в Тюпкильды. Стекло уже все в комарах, надо помыть его до темноты.
Незадолго перед Уфой остановились поужинать.
Уфу проезжали уже в темноте. Я мирно спал, пока меня не разбудил вой сирены. Как оказалось, это моя Таня нарушила правила, и за ней погнались с сиреной. Она сразу не поняла, что преследуют именно ее, пока я не проснулся и не потребовал остановиться. Пришлось второй раз за поездку общаться с полицейскими. Удивительно, но вернулась быстро и с правами. Денег я ей с собой не давал :). Таня у меня работает врачом-реаниматологом и умеет разговаривать с разными людьми. Она традиционно попадается на башкирском участке М-5 (для этого местное ГИБДД создало там все условия), но каждый раз выпутывается из этих историй.
Урал прошли ночью, на рассвете уже подъезжали к Троицку. Навител попытался нас увести кружным путем, но мы вовремя сообразили и не поддались на провокацию. Кстати, на обратном пути была такая же ситуация. Незадолго до перехода остановились покушать и привести себя в порядок.
Народу в это раннее утро было немного, и мы довольно быстро проскочили на казахскую сторону. У развязной девушки в будке купили страховку на всех троих водителей, расплатившись рублями. Дорога до Кустаная была очень даже неплохая, разогнаться более 110 км/час мешало понимание того, что ты в чужой стране, в которой за любое нарушение отбирают права до оплаты штрафа. И еще пугали постом, на котором останавливают всех гостей республики. Как ни странно, этот пост мы проехали без проблем, что по дороге туда, что по дороге обратно.
Нам предстоял довольно длинный отрезок по Казахстану, поэтому решили заехать в Кустанай (с некоторых пор Костанай), чтобы поменять деньги. Нашли в навигаторе несколько пунктов обмена примерно по пути следования через город, и вперед. Город понравился, такой уютный и тихий в эти утренние часы. Пугало только невообразимое количество полицейских, буквально через каждые 200 метров. Нас остановили аж три раза, впрочем, довольно вежливо. Но все равно, напрягало.
После города начался длинный, но скучный участок дороги до Астаны. Покрытие очень неплохое, и мы уверенно держали среднюю скорость 110 км/час, пока не уперлись в участок ремонта дороги. Очень давно не выравниваемая щебенка, по которой почти никто не едет. Большинство водителей предпочитают ехать по степи рядом, где укатаны полосы разной степени паршивости. Местами встречаются канавки с водой от недавних дождей. Мы долго ехали по щебенке, благо никто нас не обгонял, обдавая градом камней, как в Павлодарской области в предыдущие поездки. Большинство джигитов шпарило по степи. Потом и мы свернули на грунтовку, возвращаясь на камни только в сложных местах.
Наконец выехали на асфальт и разогнались, сдувая пыль с машины. Дорога снова была на твердую пятерку. Длина ремонта была около 30 км.
За 50 км до Астаны скорость пришлось резко снизить. Пошли населенные пункты и ремонты дороги со знаками «40», и совершенно без знаков окончания зоны ограничения скорости. Эти полсотни км мы ползли целый час и потеряли всякое желание заезжать в город. Поэтому свернули на окружную. Вообще, сложилось впечатление, что город на военном положение. На каждой развязке пост ДП, перед которым надо снизить скорость и выполнить требования знака «проезд без остановки запрещен». Нас одни раз остановили для очень внимательной проверки документов. В отместку мы выбросили к ним урну пакет с мусором, скопившимся по дороге. И заодно пообедали на их скамеечке:)
Потом снова в путь, мечтая о пустой степной дороге без жоповцев и знаков ограничения.
Дорога Астана—Павлодар оставила сложное впечатление. Вроде не загруженная, и покрытие неплохое. Но иногда внезапно попадаются ямы или вспучины, так что надо держать ухо востро. Перед закатом солнца нашли место для отдыха для последнего ужина.
Поев, снова в путь, наслаждаясь закатом солнца в степи.
Павлодар проезжали ночью, потом начался финальный отрезок М-38 до Усть-Каменогорска. Читая отчеты, понял, что это самый неприятный участок по качеству покрытия. Так оно и оказалось, дело еще осложнялось темнотой. Как ни странно, достаточно часто попадались встречные машины, и приходилось выключать дальний свет и снижать скорость, чтобы не пропустить яму. Наконец перед Семипалатинском начало светать. Таня разбудила меня, чтобы я смог оставшиеся 300 родных километров проехать сам, наслаждаясь возвращением на родину. Семипалатинск проскочили быстро, рано утром машин почти не было. Да и остаток пути пролетел незаметно. Вот мы и дома, в родном дворе, а потом уже и своей кухне, с папой и мамой.
Мы слегка перекусили и немного поспали, чтобы сбросить дорожную усталость. К Сережке пришел старый друг — Пушок, не забыл за три года.
Познакомились с племянницей Кариной, отвезли папу на дачу.
Посетили берег Иртыша, где мы детьми летом не вылазили из воды целый день.
Закат на Иртыше.
В предыдущие поездки в Усть-Каменогорск мы неизменно посещали зоопарк. И в этот раз не стали изменять традиции. Правда, к зоопарку добавился этнопарк и технопарк.
Музыкальная аллея.
Сектор военной техники.
Начало зоопарка.
И вот этнодеревня. Представлены сельские усадьбы начала века разных народностей.
Для нас это все близко и знакомо, мы с Таней успели в своей жизни потопить русскую печь и попользоваться ухватом и чугунками.
Обязательный пункт программы посещения родного города — рынок на Виноградова.
Потом к папе на дачу, запланирован шашлык по случаю нашего приезда. Первый раз в жизни использовал дубовый паркет на дрова. Но горел жарко.
Весь следующий день был посвящен сборам на отдых, в Голубой залив. За овощами и фруктами ездили на оптовый рынок Дина.
Вечером ездили на набережную Иртыша, к Аллее Влюбленных. Только что прошел дождь, было прохладно, и над Иртышом стоял туман.
Но вот настало утро отъезда. Как по заказу солнышко обещало хороший день.
Дорога до Новой Бухтармы за три года практически не изменилась. Ремонт в районе Северного уже был закончен, но появилось еще несколько небольших участков с ямами и вспучинами. Естественно, на въезде в Новую Бухтарму самый плохой участок. Володя закупил червей для предстоящей рыбалки, я же предпочел купить сразу рыбу, так дешевле выходит :).
Для тех кто не знает — это пелядь. Такой же местный деликатес, как на Байкале омуль. Продают в разных видах и разного копчения.
После рынка в Новой Бухтарме еще немного грунтовки до базы, и вот мы на месте.
Нам достался тот же домик, что и три года назад. Машины поставлены под разгрузку, вечером их придется отогнать на платную автостоянку. Оставлять машины у домиков запретили.
Так как перед нашим приездом шли дожди, мы решили сходить за грибами, разнообразить наше меню, а заодно и горы посмотреть.
Почвенного слоя очень мало, но все равно маслята и шампиньоны растут, а к концу лета еще и подберезовики с подосиновиками.
Перед тем, как поехать на родину всегда пытаемся утрясти наши планы с моим лучшим другом детства Андреем. И на этот раз нам удалось встретится в лучшем в мире месте — Бухтарме. Он с семьей приехал немного раньше нас, и пришел в гости. Как здорово сидеть на веранде с видом на Голубой залив, пить чай с пряниками и вспоминать детство.
А на кухне тем временем жарились маслята.
Первое утро на Бухтарме было великолепным. Мы даже на рыбалку не пошли, а немного побродили по берегу.
Потом, конечно, пришлось вспомнить про удочки. Якоря для лодок мы поставили еще вчера вечером, тогда же и подкормили первый раз перловкой. Так что пришлось достать все свои снасти и вязать мормышки.
Володя тем временем уже рыбачил с берега, и поймал кроме нескольких рыбешек чайку.
В обед нас посетили Андрей с женой Леной.
Таня гостей тут же раздела, чтобы сделать очередное фото.
К этому времени, благодаря Володиной воле к победе, у нас уже была жареная рыба.
А к вечеру добавился и шашлык.
После ужина всей большой компанией пришли на спортплощадку поиграть в волейбол со студентами.
Вернулись с победой!
А на утро Андрей пригласил нас на прогулку по Бухтарме. Он прикупил надувную лодку с бензиновым двигателем. Такой двигатель, конечно, шумит гораздо больше, чем электрический. Зато имеет запас хода, ограниченный только емкостью канистры с бензином. Это была такая замечательная прогулка, что по прошествии полугода после поездки больше всего вспоминается именно она.
Перед отправлением попили чайку на кухне у Андрея, тихо-тихо, чтобы не разбудить еще спящих.
Потом спустили лодку на воду, и вперед.
Посетили так называемый Ректорский залив. Там даже попытались порыбачить, правда, безуспешно.
Потом прокатились немного к северу, вдоль живописнейших берегов. В некоторых местах у берега стояли палатки. Честно говоря, позавидовали их обитателям. Вот так и мы, лет 30 назад, притащив все необходимое на своем горбу, отдыхали вдали от городского шума и гама. Ловили и ели рыбу, купались, загорали. Ностальгия.
Вернулись немного намокшие, но очень довольные.
А вот мы на своей старенькой лодке.
Кот Зусман, спящий почему-то только в нашей комнате.
Моя довольная репа.
Восход солнца в Голубом заливе.
Вот таким замечательным утром мы пришли провожать Тарасовых домой, в Барнаул. Несколько дней, когда мы жили рядом, пролетели незаметно. Теперь одному богу известно, когда в следующий раз встретимся.
Чистка утреннего улова и кормежка чаек потрохами.
После обеда решили с Таней прокатится по Голубому заливу на веслах — размяться и поглазеть. Высадились на красивом мысу напротив нашего пляжа. Вид замечательный, только вот все скалы в осколках от разбитых бутылок. Жаль, что бога нет, а то бы он испепелил бы на месте уродов, оставляющих такое в таких потрясающих местах.
После морской прогулки осмотрели недавно введенный комплекс: гостиница, сауна и теннисный зал.
В этот день проходили соревнования между студентами ВКГТУ и студентами, приехавшими на практику из России (по программе обмена). Одним из видов соревнований был настольный теннис.
Другим видом был волейбол. Ух тут мы накричались. В очень упорной борьбе, в 5 партии победили россияне.
А на утро снова рыбалка. Рыбы мы ловили немного, по несколько килограмм в день. Крупной вообще не было, один раз Володя вытащил подлещика грамм на 600. Но Голубой залив и в былые годы не славился обилием рыбы, уж очень много тут понатыкано баз. И раки совсем исчезли, а три года назад они обрывали нам червяков с крючков. И вдоль берега жили огромными стаями, ребята за 10-15 минут ведро налавливали.
Для разнообразия сходили порыбачить с поплавковыми удочками на скалы. Регулярно ловились небольшие подъязки и подлещики. Черви к этому времени у нас уже кончились. Несколько ездок к базе «Икар» к берегам ручейка (удавалось накопать 50-60 небольших червей) сильно нас не выручили. Так что почти все ловили на перловку.
Вечером, в рамках подготовки к свадьбе нашей старшей дочери Маши, Таня и Сусанна исполнили национальные армянские танцы. Смотреть на это без смеха было невозможно.
Все хорошее заканчивается очень быстро. Настало утро отъезда. Вымыли домик, собрали мусор на нашей территории, с трудом нашли кота. Он каждый раз перед отъездом чует это событие и куда-нибудь прячется.
Все собрано, машины пригнаны со стоянки и загружены. Пора уезжать.
Опять проезжаем мимо табличек с названиями баз отдыха. Напоследок фотографируем родные мне места.
Проезжаем Новую Бухтарму и добираемся до развилки на Серебрянку.
Тут меня останавливают для проверки документов. Становлюсь свидетелем, как выписывают штраф россиянину, тут перед постом где-то стоит камера.
И снова дорога, до города осталось совсем немного.
Вот мы и дома.
Отмываем машину перед теперь уже длинной дорогой.
А вот здесь когда-то текла река Комендантка (в просторечии Поганка). В ней мы ловили рыбу, купались, весной сплавлялись на льдинах. А теперь тут бульвар и несколько заросших тиной луж. И лишь мост на заднем плане напоминает о том, что когда-то здесь текла река.
А на следующее утро мы уже встречали рассвет на участке Усть-Каменогорск—Семипалатинск. В машине нас было четверо, к нам добавился Максим, мой племянник, которого делегировали на свадьбу нашей старшей дочери Маши.
Мы без приключений добрались до Павлодара, повернули на Астану. И тут произошло небольшое приключение. На развилке Астана-Караганда, недалеко от Шидерты мы увидели знак «дорожные работы» и «движение налево». Поехали на Караганду, надеясь, что скоро вернемся на астанинский участок. Надеялись долго, пока дорога из отличной не стала хорошей, потом плохой, потом очень плохой. Тут мы поняли, что ехать через Караганду по такой дороге мы категорически не хотим. К этому времени мы уже выехали из Павлодарской области, поэтому в навигаторе был выбран Атлас Транзитных Дорог Казахстана (АТДК). Судя по нему, у нас был только один вариант — через Караганду. Хотя «бумажный» атлас показывал дорогу с твердым покрытием, по которой можно было прилично срезать. Итак, мы подъехали к развилке рядом с поселком Молодежный. Тут находился пункт транспортного контроля, у его сотрудников я спросил о качестве дороги, идущей на астанинскую трассу, к Осакаровке. Ответ был уклончивым: «ехать можно». Тогда спросил по другому: «что лучше по качеству покрытия, дорога на Караганду или срезка на Астан?». Сказали, что одинаково. Итак, решено, едем по срезке около 60 км. К этому времени уже горела лампочка у указателя уровня топлива. И за последнее время мы не видели ни одной приличной заправки. Пришлось залить 10 литров 92 бензина вот на такой АЗС.
Потом мы перекусили.
Поначалу дорога нас сильно расстроила. Пришлось интенсивно вилять между глубокими ямами. Встречных машин практически не было. Создавалось впечатление, что мы ехали по какой-то тупиковой дороге, вроде той, что идет к нам, в Гавердово. Но через 20 км появились следы ремонта и несколько больших сел. Потом дорога стала совсем неплохой, по мере приближения к астанинской трассе появился трафик. Выехав на большую дорогу, почувствовали себя гораздо лучше, особенно после заправки на «Гелиосе». Мы, конечно, потеряли несколько часов, но это небольшое приключение нас немного развеселило и взбодрило.
Астану опять проехали по окружной. На этот раз нас почему-то никто не останавливал. Один раз, при движении на участке со скоростным режимом «40» нам настойчиво сигналила встречная машина ЖП (мы шли со скорость около 60 км/час). Но все обошлось, за нами не погнались :).
Потом была замечательная полупустая дорога, разбавленная участком ремонта длинной около 30 км. Встречались указатели на населенные пункты с украинскими и русскими названиями, например «Черниговка». Очевидно, покорители целины, приезжавшие со всех концов СССР давали такие названия своей новой родине, в память о старой. Времена СССР уже прошли, дети тех молодых людей, которые в непростых условиях осваивали эти пустынные края потихоньку уезжают, вытесняемые представителями титульной нации. Все это грустно. Очень.
На очередной заправке около Есиля горело поле и грузовик, стоящий на нем. Охранник, весь вымазанный, взволнованно рассказывал, как они отбили заправку от огня. А грузовик сгорел полностью.
При подъезде к Кустанаю на дороге стали попадаться в большом количестве лисы. Много их лежало раздавленными на самой дороге и обочинах. Как стемнело, пришлось остановиться, чтобы отмыть стекла от комаров. Это было непросто. Правда, через полчаса в небе засверкали молнии и пошел дождь, окончательно вымыв нашу машину. Мы уже опасались, что границу придется проходить под таким проливным дождем, но после Кустаная он резко закончился, в небе засияли звезды, и температура за бортом как-то резко упала до +8°С.
Как ни странно, но ночью очередь на границе была. На переход потратили около полутора часов, сильно при этом замерзнув. Копаться ночью в сумках было лень, поэтому мы выскакивали из машины в очередь в шортах и майках.
Утром мы уже ехали по Уралу. В это время трафик еще не такой интенсивный, как днем. Всегда планируем уральский участок М-5 на ночь или раннее утро.
В районе Сима очередной ремонт очередного моста с реверсивным движением.
Не участвующие в управлении машины спят.
Урал пройден, на очередной заправке ретроавтомобиль.
И поля подсолнухов.
Выйдя позавтракать, обнаружили подспущенное колесо. Накачали, будем следить на каждой остановке. Уже в Рязани обнаружили, что стал пропускать установленный жгут, очевидно после приличных ям, пойманных на М-5.
Обед на обочине.
Это была последняя фотография, сделанная по дороге домой. В районе Сергиевска мы наконец съехали с перегруженной М-5 и быстренько и без приключений добрались до Ульяновска. Прокатились по новому, «президентскому» мосту, не без труда попали дорогу Ульяновск—Саранск. Объездную Саранска проехали уже в темноте. Не доезжая 150 км до дома, на участке дороги, посыпанной гравием, мы поймали камень, отлетевший от колес очередного лихача, обгонявшего нас и не обращающего внимания на знаки ограничения. Камень вывел из строя одну из противотуманок. Это было последнее приключение по дороге домой. В Гавердове были в 3 часа ночи.
Ссылки на мои предыдущие отчеты:
2005 год — Рязань—Восточный Казахстан на ВАЗ-2104
2007 год — Рязань—Восточный Казахстан на Honda Odyssey RA3
2008 год — две поездки Рязань—Черное море на Honda Odyssey RA7: Часть 1, Часть 2
2009 год — Рязань—Восточный Казахстан на Honda Odyssey RA7; Рязань—Черное море на Honda Odyssey RA7
2010 год — Скомканное путешествие, или Как нам не удалось отдохнуть в Абхазии.
С палаткой по Крыму: экспресс-знакомство с Евпаторией, Малореченским и Феодосией
2011 год:
Фотоотчет о поездке в Евпаторию.
Неделя на Красном море (самолет, отель — не автопутешествие)
2012 год:
10 дней на Красном море (самолет, отель — не автопутешествие).