|
Первая часть: УКОК-2012, или Экологическая экспедиция
… Итак, мы благополучно все выбрались на берег. Открыв двери на потонувшем «Hilux» и, слив воду из салона, мы принялись за осмотр двигателя. Но толком, что делать в данной ситуации, никто не знал. Решили оставить всё как есть до утра, тем более что уже начало смеркаться, и занялись обустройством лагеря.
Ещё долго мы сидели этим вечером у костра. Вспоминали пройденный путь, думали, что ждёт нас дальше. Представлялось два варианта развития событий: возвращение домой на буксире или покорение перевала и посещение плато. Решено с утра было заняться полным осмотром машины и добраться до связи с целью звонка товарищам в Барнаул на СТО «АЛТОН». Настроение, тем не менее, было, как всегда, приподнятое и мы хорошо провели этот вечер, распевая песни под аккомпанемент Кузьмы. Ночь выдалась очень тёплой с мириадами звёзд над головой…
Утром, позавтракав, мы все с энтузиазмом принялись оценивать размер бедствия.
Когда выяснили, что уровень масла в двигателе почти не изменился нам сразу стало легче. Значит, вода в двигатель не попала. У нас с собой был запас моторного и трансмиссионного масел, и решено было поменять в двигателе на новое. А в трансмиссии — где потребуется. Но так как помимо этого на моём ДИНОЗАВРЕ отсутствовали тормоза и тормозной жидкости в запасе не было — решено было ехать обратно в Джазатор. И ещё требовался технический шприц для закачки масла и само масло про запас, ведь кто знал, что ещё нас ждёт впереди. Но, тем не менее, не очень хотелось ехать в эту реку обратно, тем более что когда мы выезжали из воды, на этом берегу не было следов шин. И можно было предположить, что ещё был брод. Пока друзья разбирали салон для просушки, я решил пройтись ниже по течению и поискать другое место для переправы. Но дальше было только хуже из-за непролазных зарослей и глубины реки. «Неужели парни на 105-ках прошли здесь» — подумал я. Но всё же решил пройтись и выше по течению. И — БИНГО! Как раз здесь и был тот брод, который мы сразу не заметили. Дело в том что на том берегу был крутоватый съезд, который нельзя было принять за спуск к воде, а на этом выезда было не видно из-за острова.
Обсудив дальнейший план действий мы с братом поехали в Джазатор.
Без тормозов по горной дороге ехать было весело, но механика — рулит! По прибытии в деревню мы вновь отыскали Сергея и разузнали у него про масло и шприц. Масло с тормозухой у него были, а шприца нет. Он нам посоветовал поискать по деревне, и мы отправились на поиски. После часа рысканья по домам мы ничего найти не смогли. Зато купили в магазине кумыс и свежие баурсаки. Вернулись на АЗС, но Сергея там не было. Мы поехали по улицам и увидели его УАЗ возле дома (он был на обеде у сестры). Он к нам вышел и поехал с нами к себе домой. Нашёл резиновый шланг вместо шприца, продал масла и пассатижи. Они нам были сейчас нужны для заглушки тормозной трубки (свои оставили в лагере). Починив тормоза и распрощавшись с этим добрым и отзывчивым человекам, мы поспешили к друзьям. Ещё я успел позвонить в Барнаул и выяснил, как проверить двигатель на работоспособность без запуска.
Брод в обратную сторону оказался сложнее, чем мы думали, так как пришлось ехать против очень сильного течения.
Побуксовав минут 5 мы благополучно вернулись в наш лагерь.
Реанимация Hiluxа: снимаем крышку блока, вывешиваем заднее колесо и, если его можно прокрутить, то всё работает! Мы так и сделали и всё работало! Для того чтобы выгнать возможную воду из цилиндров, машину потаскали немного на буксире и принялись менять масло.
Выгоняем возможную воду из цилиндров.
В общем после всех этих действий машина завелась! Конечно, в начале было много белого дыма из-за воды, проникшей в выхлопную систему, но двигатель работал относительно ровно и недостатка тяги не было. Вот что значит легендарный 3L!
Счастье есть!
В это самое время мы заметили на том берегу две машины — 80-й Крузак и Эскудик, которые готовились пересечь брод, где и мы. Отчаянно замахав руками и прокричав им про опасность этого манёвра, мы показали нормальный брод. И пошли наблюдать, как они его будут преодолевать — ведь на «Эскудо» тоже шноркеля не было! Сразу видно эти путники были прошаренные :). Эскуда они заглушили и закрыли воздухозаборник плёнкой. Крузак взял его на буксир и они поехали в воду. Но начали буксовать примерно на середине реки даже не доехав до глубины. Видимо, сильное течение тоже сыграло с ними злую шутку. Понаблюдав минут пять на безуспешные попытки Крузака, я бросился к своей машине сматывать трос лебёдки, который накануне размотал для просушки. Это заняло у меня ещё несколько минут. И тут я вспомнил, что и масло с переднего моста у меня слито, так как там тоже была вода :(. Так что помочь я им не смогу :(. А монстр Алексея еще недособран! И всё таки минут через 20 «Крузер» смог перетянуть «Эскудо» на нашу сторону реки!
Потом водитель Крузера пришёл к нам с женой. Они сами тоже с Алтайского края и возят туристов на Укок. «Эскудик» жены и он всегда его так таскает. Обычно они едут через брод, в котором утонули мы, но сейчас из-за высокой воды не стали рисковать. Проволока с деревом, которую я намотал на колёса ДИНОЗАВРА, оказалась ни чем иным, как страховкой для пешей переправы через реку. Только неясно, почему мы её не видели. Возможно, она уже была под водой. Мы расспросили их о дальнейшей дороге, и он нам рассказал подробно весь маршрут до заставы Аргамджи. Отдельное ему спасибо за подробности!
Кстати, на месте этой нашей стоянки мы обнаружили просто невероятное количество мусора в кустах. Такое чувство, что туристы специально приезжают чтобы гадить! Стекло забрали всё, а остальное пришлось жечь :(.
После мы замечательно провели вечер и вновь долго сидели у костра, обсуждая планы на завтрашний день.
Итак, проведя два дня на берегу Жасатера 6 и 7 августа, мы вновь отправились в путь утром 8-го! И сейчас нам предстояло преодолеть два перевала: Бугымуиз (~3 000 м) и Карсулу (~2 500 м). Дорога, судя по всему, предстояла непростая…
Начала подъёма на Бугымуиз (на том берегу дорога на Джазатор).
Небольшой брод с огромными камнями.
Ехали мы, ехали и увидели справа красивое озеро. Всем захотелось размяться, и мы дружно зашагали по камням.
Очень красивое неизвестное озеро с прозрачнейшей водой.
Ещё побуксовав и пару раз застряв на подъёме, мы поднялись на перевал!
Очередной сбор мусора на перевале!
Итог — два с половиной мешка с мусором!
Отдыхаем на фоне Табын-Богдо-Ола!
Перекусив на перевале, мы начали спускаться. На спуске нам встретилась группа пеших туристов (правда, рюкзаки везла лошадь). Один парень был с Украины, а остальные из Москвы.
Чем ниже, тем болотистей, становилась земля и колёса машин начинали в ней тонуть. Наконец, мы доехали до реки Акколь и пошли к местным разведывать дорогу на перевал Карсулу. Видимо, проживали здесь на летнике и пасли скот. Они оказались очень приветливы и указали нам верное направление. Мы уже собирались от них отъехать, как к нам подошёл хозяин и предложил обменять свежую рыбу на С2H5OH. Мы, конечно, согласились и за бутыль 0,5 получили большой пакет свежего хариуса, которого он поймал накануне и хранил в роднике. Настроение ещё больше улучшилось!
Сам подъём на перевал оказался круче, чем мы предполагали. И если бы не сухая погода — кто знает, смогли бы мы на него сразу подняться!
Ветер здесь был ужасно сильный и холодный. Сразу почувствовалось, что мы уже на плато. Доехали до реки Калгуты, и здесь нас ждало ещё одно испытание, о котором мы знали заранее — очень крутой уклон. Все вышли из машин и осмотрели дорогу. Внизу было болото и по камням была пробита колея. Но и не такие дела заваливали! :) Моя машина пошла первой. Андрей, Денис и два Алексея стояли на подножках моей машины с левой стороны и максимально отвешивали машину, смещая центр тяжести к горе. Если честно, то было ощущение, что машина может кувыркнуться в любой момент. Но мы благополучно преодолели это место, проделав такую акробатику и с машиной Кузьмы. К сожалению, фото этого момента нет, так как все были заняты :). Но есть фото после, где хорошо видна дорога меж камней и болото внизу.
За большим камнем, что за Лёхой, та самая тропа, по которой прошли на цыпочках наши машины…
Дальше нас ждал курумник, по которому очень осторожно проехали, и добрались наконец до реки Аргамджи, на другом берегу которой увидели заброшенную заставу. Брод внушал опасения… Ещё нам ребята на 105 «Крузаках» говорили, что через него нам лучше машину без шноркеля буксировать. Пока мы составляли план действий, к нам подошёл местный рыбак и поздоровался. Мы у него поинтересовались, как улов, а он у нас — собираемся ли мы ехать в брод. Он подсказал, что немного выше по течению есть другой брод и мы его спокойно проедем. Так и вышло! Спасибо этому человеку!
Проехав мимо заставы, мы направились к зоне покоя УКОК. Именно в этом месте сходятся дороги с двух перевалов Бугымуиз и Тёплый ключ. Сейчас перед нами появились дороги, которые известны многим побывавшим в этих местах — большая наполненная мутной водой траншея и по краям глубокая грязища :). Для преодоления этого места у нас было два правила: №1 — впереди идёт Лёха в гидрокостюме, я за ним еду, разгоняя воду, а сзади едет Кузьма очень плотно к моей машине. Так и пошли гуськом :).
Лёха всегда шёл впереди и показывал — там рыбы нет :). Все эти засадные места мы прошли без проблем. Когда выбрались на сухое место, нам встретились парень с девушкой на простой «Мазда-BT50» с палаткой на кузове. Они бесстрашно проехали все эти броды, не набрав воды. Отчаянные ;). И буквально через несколько минут подъехали машины из кемеровского внедорожного клуба. Они были с подготовкой и преодолели брод без особых проблем. Только «Эскудик» набрал в салон из-за своей высоты :(. Пообщавшись со всеми и пожелав не оставлять за собой мусор, мы двинулись дальше. Опять несколько раз пришлось пересекать реку Аргамджи.
Сейчас всё время вдоль дороги слева стояли ровненьким рядом деревянные пеньки — остаток от заграждения приграничной зоны. В одном месте мы решили остановиться и сделать фото на память. И назвали это фото — ВОРОТА В МОНГОЛИЮ. Видимо, металл сложно спилить :). Тут и там бегали жирнющие байбаки. Они так прикольно своими отъетыми животами по камням перекатываются :), но, несмотря на жир, бегают в Монголию и обратно очень быстро :). На фото размер понять сложно, но они реально большие, как собака!
Остановились на озере Гусином — посмотрели на гусей :). Здесь тоже вовсю хозяйствует «газмяс» со своими буровыми установками. Не будет в скором времени первозданности плато, а жаль…
Наконец мы получили официальное подтверждение нахождения на плато УКОК. Нашли знакомые буквы и двинулись дальше…
Река Ак-Алаха (старый мост и новый мост прям как в Барнауле!).
Пересекли по мосту реку Ак-Алаха и добрались до самого известного захоронения — алтайской принцессы. Конечно, и вокруг курганов достаточно, сохранились они до недавнего времени, благодаря СССР и приграничной зоне, в которую вообще никого не пускали.
Судя по обгоревшим камням и костям — и сейчас проводятся шаманами обряды в этом месте.
Остатки ограждений в приграничной зоне.
Начинало смеркаться и решено было вставать на стоянку на озере Кальджин-Коль, до которого нам ещё предстояло добраться.
Ещё забыл упомянуть о большой проблеме, которая мешала нам двигаться на протяжении всего пути после нашего съезда с асфальта. По пути из Барнаула мы с Алексеем заправились только однажды на разных заправках. Кузьма заправился в Акташе, а я — в Чибите. И этот раз стал для моей машины роковым. Так как с каждым километром происходила потеря мощности и тяги. Где вторая машина легко преодолевала подъёмы — мне приходилось включать пониженную передачу. Плюсом к этому добавлялся мусор в мешках — который везли только на моей машине.
Так вот к этому времени машина уже могла преодолевать крутые подъёмы только на первой пониженной :(. И в одну из таких горок перед самым озером так и не смогла нас вывезти… Но всегда на помощь приходят верные друзья и лебёдка!;) Так или иначе — мы добрались до озера и в очередной раз убедились в красоте Алтайских гор и безалаберности туристов! Конечно, нас ждал прекрасный закат на фоне мусорных куч :(.
Ну да ладно — утром уберём. Сейчас нас ждал невероятный закат на фоне хребта Южный Алтай. Краски на небе менялись через несколько минут — от бледно-розовой до лиловой. Это выглядело просто завораживающе…
И конечно нас ждал прекрасный ужин из свежевыловленного и жареного на оливковом масле хариуса… До этого никто из нас не потреблял его в таких количествах ;). И на лоне природы хариус был особо вкусен!
С утра встав раньше всех я пошёл встречать рассвет с фотоаппаратом…
После все хорьки проснулись ;). Мы позавтракали и принялись собираться в дальнейший путь. Сегодня нам предстояло добраться до озера Укок. Правда здесь был один нюанс — озера Укок у нас не было вписано в пропуска и через заставу нас могли не пропустить. Поэтому мы решили сначала доехать до близлежащего озера Кальджин-Коль-Бас и уже там решать, как быть дальше. Ожидали найти там короткую дорогу.
Не забыли мы, конечно, и про мусор. В очередной раз удивились находчивости «буристов», которые закапывают пластиковые и стеклянные бутылки поглубже в землю — наверняка в надежде, что они пригодятся кротам или байбакам! Запомните — ПЛАСТИК НЕ ГНИЁТ ВООБЩЕ!
Из этой ямки мы достали очень много мусора. Так он ещё и заботливо был придавлен камнем! Чисто случайно заметили когда уже собирались уезжать.
Итог — ещё два мешка с мусором :(.
Денис и Лёха решили поудить рыбу напоследок, но им так ничего и не попалось. Видимо, свои лимит хариуса мы уже выбрали ;).
Ещё появилась одна проблемка — на второй машине сел аккумулятор или что-то с проводкой. Она никак не желала заводится. Пришло заводить при помощи старого способа.
Сильный дым — признак отличной солярки! ;)
Завелись, нашли колею и отправились к следующему озеру. По дороге заметили, что есть птичий остров.
На подъезде к озеру Кальджин-Коль-Бас мы повстречали группу автотуристов из Барнаула.
Традиционно обменялись приветствиями и стали друг у друга узнавать дорогу. Оказалось, что они проехали на плато через перевал Тёплый Ключ и собирались выехать по нашему маршруту. Это озеро было их конечной точкой на плато и они двинулись в обратный путь. Тут мы им с удовольствием помогли. Предупредив о броде и необходимости шноркеля. На УАЗе всё было в порядке, ну а на «Ниву» они ставили по мере необходимости самодельный из канализационных труб. Позже встретившись с одним из них в Барнауле я узнал, что Ниву они всё-таки утопили …
Нас интересовал вопрос про короткую дорогу на озеро Укок. И с их слов её здесь не было и быть не могло, так как кругом сплошные болота. Но мы и не такие дела заваливали — отступать было поздно! Решили хотя бы проехать дальше к верху озера Кальджин-Коль-Бас и посмотреть, что нас ждёт дальше.
Пожелали друг другу удачи, сверили карты и разъехались каждый в свою сторону.
Озеро Кальджин-Коль (вид с другого берега на нашу ночную стоянку).
Немного не доехав до верхней точки озера, мы увидели следы автомобиля или спецтехники, уходящие в нужном нам направлении. Вроде…
Просто понять, что здесь проезжало, было очень сложно из-за того, что почва под ногами ходила ходуном, так как повсюду, видимо, было болото. Решение пришло быстро, и мы поехали по следу, а точнее поскакали по кочкам ;).
Поднявшись на крутую горку, мы решили осмотреться и понять, куда двигаться дальше. Ведь следов больше не было. Они просто пропали мистическим образом. То ли след растворился в болоте, то ли машина уехала обратно, но где тогда разворот? В общем, это так и осталось загадкой…
Размышление на тему: «есть ли жизнь на Укоке»…
Осмотревшись по сторонам и прикинув по навигатору, что напрямик километров 7-8, решили ехать! Спускаясь с хребта, я заметил, что машина стала двигаться всё мягче и мягче… Прозрение наступило поздно — БОЛОТО!
Мы так увлеклись созерцанием прекрасных видов вокруг, что совсем забыли спустить давление в шинах ;(. И болото нас за это наказало — сели на брюхо. Я бы даже сказал — прилипли. Благо, двигались гуськом, и Кузьма успел сдать назад.
Выйдя из машины, сразу стали проваливаться по щиколотку в грунт. Хотя и грунтом это было назвать сложно. Кто был хоть раз на болоте, меня поймёт. Просто останки растений и торфа спрессованные от времени в некую субстанцию, которую можно резать сапёрной лопатой, как сливочное масло. Вот машина в этом масле и завязла как муха в мёде ;). Мы не начинали ещё глубже тонуть только из-за того, что стояла хорошая погода и, видимо, болото немного подсохло. Ну что ж, надо выбираться! Кузьма с Андреем пошли искать объезд, ну, а мы с Лёхой и Денисом принялись за дело! Достали якорь и начали искать, где его закрепить, ведь вокруг не было твёрдой почвы. Пока мы с Лёхой закрепляли якорь — Денис всё это мероприятие снимал, и поэтому мы всё можем подробно рассмотреть.
Откапываемся или окапываемся ;) и спускаем давление в шинах.
Залебёдились и включив блокировку попытались выбраться. Но не тут-то было! Машина влипла конкретно и якорь, не выдержав нагрузки, сломался!
Отдельное спасибо человеку, который его делал ;).
Ну ничего — у нас ещё есть ЛОМ ;). А против лома нет приёма! Тут уже нас снова стал подводить грунт и машина практически не сдвигалась с места.
Но ведь у нас есть верные друзья, которые нашли таки объезд и спешили к нам на помощь! Они каким-то чудом проскочили по краю болотины на полной скорости.
Дальше было всё просто. Залебёдились за монстра и выбрались на сушу!
Даже хай-джек не понадобился ;) Интересный момент — когда мы откапывали машину, то потеряли впопыхах сапёрную лопатку. И после её нашли. Оказалось, что машина через неё проехала, с лопаткой ничего не случилось и возможно она даже помогла, дав дополнительную площадь опоры под колесо! Умели делать — на ней выбит 45 год! Раритет…
Выехав на очередной холм, мы опять увидели впереди болотину и ручей пересекающий лог. Рисковать второй раз не хотелось, и мы все решили прогуляться и изучить дорогу подробнее и, возможно, найти другой путь. Лучше час потерять — потом за пять минут долететь!
Пошли вверх по горе в надежде найти путь по камням. Поднявшись на нижний перелом горы, наконец увидели озеро Укок. И судя по тому, как мы прыгали по камням в кустах, нам придётся искать другой проезд. Гору нам не одолеть…
Масштаб понятен? Эти точки посередине — наши авто!
Собственно пошли обратно к машинам по дороге насобирав шампиньонов. Решено было, как обычно, ехать напролом. Немного походив вдоль ручья, мы выбрали наименее заболоченное место и на удивление проскочили его с первого раза на обеих машинах. Духи помогали нам!
Но до озера ещё было далеко, и нам приходилось преодолевать весь путь по сплошным зарослям карагача, который стлался по земле как ковёр, но высота его была не менее метра! Чтобы не попасть вновь в болото или не разбить редуктора о камни, брат вылез в окно и смотрел всё время вперёд, указывая мне дорогу. Ехали мы достаточно долго и наконец выбрались к реке вытекающей из озера Укок. Вода была прозрачнейшая, и видно было каждый камушек. После Ак-Алахи это выглядело как чудо. И мы принялись искать брод на другой берег.
Это оказалось непростой задачей. Несмотря на небольшую глубину реки, берег на той стороне были очень крутой и, учитывая мокрые после преодоления брода колёса, мы могли и не подняться на него. Всё же мы выбрали наиболее пологое место и начали форсировать речку.
Река берёт начало в озере Укок.
Благополучно перебрались на другой берег и осмотрелись по сторонам.
Траншеи с водой и болотистая местность не предвещали ничего хорошего. Решено было ехать недалеко от кромки воды. Здесь было хоть какое-то подобие плотной почвы (местами).
Вконец устав от скакания по этой «дороге», встали на берегу озера пообедать. Немного отдохнув и закинув в себя перловки с мясом, решили немного пройтись и разведать дорогу к верхней части озера. Но, побродив минут пятнадцать, всем стало понятно, что дальше ехать будет ещё сложнее из-за болотин и оврагов. Решили ехать напрямик, искать дорогу от заставы. Это оказалось о-очень непростым делом, так как нам буквально пришлось продираться через ковёр из карагача и под ним ещё было и множество камней. Примерно после часа рысканья по непролазным дебрям мы наконец выбрались на дорогу, ведущую от заставы к озеру Укок. Решили остановится и немного передохнуть. Осмотрев машины и посовещавшись, двинулись в сторону озера Белое. Через несколько сотен метров перед нами открылись невероятные виды на Хребет ЮЖНЫЙ АЛТАЙ.
Вот как раз в глубину этих гор мы и хотели проехать. А там становилось всё темнее и темнее из-за надвигающегося ливня. Напрямик ехать не хотелось, и мы двинулись по дороге в сторону Акалахинского погранотряда. И в скором времени увидели постройки.
Дорога проходила рядом с пограничниками, мы решили не искушать судьбу и поехать зарегистрироваться на заставе. Погода тем временем резко ухудшилась — ветер стал гораздо сильнее и холоднее. Возле ворот заставы к нам подошёл дежурный собрал все документы и спросил, как мы сюда попали. Ответили, что заблудились по дороге от озера Кальджин-Коль и это, по сути, было правдой ;). Он на нас строго посмотрел и, похоже, решил сделать полный осмотр машин. Мы поинтересовались, сможем ли проехать к истоку реки Ак-Алаха и озеру Белому, на что получили отрицательный ответ. Ведь это уже была пятикилометровая приграничная зона, в которую туристов не пускают. И тем более дальше были глубокие броды и, учитывая шедшие несколько дней дожди, они могли стать непреодолимым препятствием к нашей цели. В итоге, дежурный ушёл на заставу, и мы стали ждать, когда нам отдадут пропуска. Ждать пришлось минут двадцать. За это время мы попили чайку из термоса и решили двигать назад к перевалу Тёплый Ключ.
И так духи УКОКА всё время благоволили нам — погода была прекрасная, ночи тёплые, машины ехали, да и настроение было прекрасное.
Дежурный вернулся, отдал нам пропуска и пожелал счастливо доехать. Тем времени тучи сгущались над головой и пошёл мелкий дождь вперемешку со снегом ;(. Пора!
По машинам !
Обратно по дороге оказалось ехать очень легко ;). И мы очень быстро добрались до моста через Ак-Алаху.
Проехав ещё несколько километров мы попали в пробку ;). Оказалось, что у «80-ки» спустило колесо и он пытается его починить.
Все те же знакомые лица! Складывается впечатление, что весь Барнаул сегодня собрался на УКОКе. Все очень удивились, что мы проехали напрямик от озера Кальджин-Коль-Бас к озеру Укок. Но мы-то в этом и не сомневались. Пообщались, пожелали не мусорить и попросили пропустить нас вперёд, так как у нас было ещё одно дельце здесь. Дело в том, что мы поспорили с одним товарищем в Барнауле — забить якорь на фоне Табын-Богдо-Ола! Он утверждал, что там сплошные камни и это невозможно! Не на тех нарвался!
Итак — мы поехали искать ворота в Монголию… Конечно, мы знали, куда ехать — ведь эту священную гору невозможно не заметить. Поднявшись очень круто вверх по какой-то дорожке, мы попали на зимник. Очень колоритное, я вам скажу, место: расположено в небольшой низинке среди гор и виды оттуда открываются просто нереальные!
Побродив здесь немного, мы нашли за домиком дорогу, идущую круто вверх и тронулись дальше. Через несколько сот метров дорога превратилась в еле заметную тропу, а потом так и шла — то едва заметная колея, то тропа. Так продолжалось около часа.
Мы приближались всё ближе и ближе к вершине. Земля вокруг была будто выжжена метеоритным дождём и дул холодный ветер. Пейзаж просто нереальный… Передать словами это невозможно! Проехав ещё немного по этим безжизненным местам мы подумали, что это может кончиться плохо. В конце концов, мы уже и так вторглись на священную территорию священной горы и, пожалуй, сегодня с нас хватит. Решено было забивать якорь!
Забитый якорь на фоне Табын-Богдо-ола.
Ну всё — спор выигран! Мы покатились обратно вниз.
По дороге всё же решено было остановится и понять, от чего так могла выгореть трава с землёй.
Действительно складывалось впечатление, что трава и земля просто мгновенно выгорели под воздействием огромной температуры и превратились в пыль!. Когда наступаешь ногой — поднимается облако пепла! Даже камни местами были расколоты на несколько частей.
В итоге все пришли к выводу — что это молнии били в землю. Я попытался предложить остаться здесь, только подъехать поближе к воде. Но почему-то на меня посмотрели как на дурака ;(. Ну, видимо, молний испугались…
Ну шутки шутками, а спускаться вниз надо, и вообще пора становиться на ночлег. Обратно мы спустились без особых приключений и взяли курс на перевал Тёплый Ключ. Конечно опять пришлось ехать по глубоким бродам и вновь «Сусанин» в гидрокостюме прокладывал нам путь.
Всем хорошо известные пейзажи по дороге на перевал Тёплый Ключ.
Солнце начало идти на закат, и мы решили искать место для ночёвки. Основным критерием было наличие дров и чистой воды. Но с первым, как мы знаем, в этих краях сложновато. И мы, как опытные туристы, везли с собой определённый запас топлива. Несколько раз останавливались у реки в поисках стоянки и делали фото. К сожалению, ровных безветренных мест не было. Решено было двигаться до темноты и уже остановиться там, где застанет ночь.
Спустя некоторое время дорога пошла круто в гору, и перед нами появился лисёнок. Он бежал по дороге прямо перед машиной то ускоряя, то замедляя ход ;). «Глупый и бесстрашный», — пронеслось в голове.
Звук дизельного двигателя его вообще не пугал и мы остановились, чтобы запечатлеть этого наглеца.
Вот она настоящая НАГЛАЯ РЫЖАЯ МОРДА ;).
Лисёнок попозировал нам минут 5-7 и не с-п-е-ш-а скрылся в кустах. Возможно, его прикормили туристы?
Правда позже от своего тестя Николая Николаевича я узнал, что лисята все такие глупые и нас даже могла поджидать опасность, так как они очень часто болеют бешенством! Так что будем впредь внимательнее.
Так вот дорога шла всё выше и круче в гору. Почва стала более каменистой, а точнее начала состоять из одних камней и мы поняли, что начали подниматься на перевал! Начало реально смеркаться, но отступать было поздно. Решили подняться на сам перевал. Фото этих мест нет, так как мы старались ехать как можно быстрей и не останавливались. Дорога показалась не особо сложной, и мы достигли вершины перевала в наступающей темноте. Здесь оказалось ещё холоднее, к тому же сильный ветер заставлял чувствовать себя очень неуютно. Речи о стоянке быть не могло, и мы продолжили свой путь уже в темноте!
Я вам скажу, что это то ещё удовольствие — ехать ночью по горному серпантину. Кто был здесь — меня поймёт. Не могу точно вспомнить, сколько прошло времени и сколько километров мы проехали. Но могу сказать определённо — было непросто и уже накатывала усталость. Всё усугублял усиливающийся дождь. Он очень портил видимость и настроение. Долго ли, коротко ли мы наконец увидели огни Джумалинских ключей.
Из темноты к нам вышел парень и показал место для стоянки. Мелко накрапывающий дождик уже нисколько не мог испортить настроение и мы дружно принялись за обустройство лагеря. Кто ставил палатку, кто готовил ужин, в общем, через минут 30-40 мы все сидели за столом и обсуждали пройденный за сегодня путь. Этот день показался самым длинным за всю поездку. Посудите сами: ещё утром мы были на озере Кальджин-Коль, о-о-чень непросто достигли озера Укок, побывали возле вершины святой горы Табын-Богдо-Ола, вновь проехали эти нереальные броды с шагающим впереди Лёхой, преодолели перевал, ну, и встретили лисёнка ;).
Ночка выдалась непростой…, я проснулся от сильного ветра и тарабанящего по палатке ливня! Брат мирно посапывал рядом, не подозревая о том, что наша палатка может улететь вместе с нами ;). Хорошо, что мы каждый раз основательно устанавливаем её и забиваем все колышки. Минут тридцать я реально не мог снова заснуть, но усталость взяла своё и я отключился…
Наутро мы встали, как всегда, рано и огляделись по сторонам: машины и палатки были на месте, а стол и вся посуда было разбросаны непогодой по округе! Самое интересное — в 50-100 метрах выше нашей стоянки на горах лежал снег! То есть он выпал за эту ночь, когда бушевал ураган. Важно другое — за всё время поездки нам сопутствовала хорошая погода и она испортилась только когда мы покинули плато! Вот что значит позитивный настрой и светлые мысли!
Вид с места нашей стоянки на базу «Джумалинские ключи».
Позавтракав на скорую руку и чем придётся, мы начали быстро собираться в дорогу, и усиливающийся дождь вновь этому способствовал…
Посовещавшись, всё же решили посетить источник и набрать энергии с помощью радона на последующий путь. Местные ребятишки показали нам разные ручейки, в которых вроде разная вода от любых недугов. Но нам показалось, что течёт она с одного склона. Ещё мальчик рассказал легенду о том, как одна женщина приехала в эти места лечить глаза, так как она очень плохо видела. Она верила в силу здешней воды и, подойдя к источнику, сняла с себя золотые серьги и бросила их в воду со словами: «святая вода, помоги мне со своей бедой и верни зрение!». Умыла лицо три раза и, когда пошла по тропе вниз, вдруг поняла — что прозрела! Её радости не было границ, и она побежала вниз сообщить об этом своим близким, но через несколько метров вспомнила о своих серьгах и рассудила так: «Если я уже прозрела, то и серьги можно себе вернуть». Вернувшись к источнику она долго искала драгоценности и, наконец, нашла. Как только она надела серьги на уши, — в ту же секунду глаза её ослепли. И теперь они даже не могли различать вообще что-либо! Конечно, она поняла свою ошибку и, сняв, опять бросила их в воду. Но в этот раз сколько бы она не умывалась и не пила воду — ничего ей не помогало. На крики несчастной подоспели родные и она рассказала им о несчастье. Они, конечно, ей не поверили и решили хотя бы отыскать серьги, но сколько они ни пытались — драгоценностей нигде не было!
Не понятно, сказка это или быль? Ведь местные приезжают к этому источнику в нужное время и подолгу живут здесь. Говорят — сильно помогает!
Мы жить долго здесь не собирались и просто пошли окунуться в специально построенном сооружении, похожем на баню. Только в полу был устроен большой бассейн и спокойно смогли разместиться 4-5 человек. Вода, кстати, была достаточно тёплой и к ней даже можно было со временем привыкнуть. Посидев, как и советовали, по 3-4 минуты мы вышли наружу и голяком отправились в душ. «ДУШЕМ» называлась огромная бочка с дверью, стоящая вертикально, и сверху из большой трубы с огромным напором лилась вода. То есть это был скорее массаж и на самом деле очень приятный, особенно после дальней дороги нам удалось размять спины и все косточки.
Быстренько собравшись и оплатив услуги, мы отправились дальше.
Виды вокруг были потрясающие и вскоре мы достигли перевала. Здесь было сложено обо из камней, и мы тоже внесли свою лепту.
Конечно, в очередной раз пособирали мусор, осмотрелись по сторонам и поехали дальше.
Вскоре нам пришлось пересекать небольшую речку рядом (!) с мостом. Этот аварийный мост показался нам очень интересным в плане конструктива, остановились и решили сделать несколько фото.
Как сами видите — конструкция необычная.
Прикольный мост — это, конечно, здорово, но надо ехать дальше! Наконец мы выбрались на нормальную дорогу и покатили в сторону КПП. Впереди показалось стадо животных. «Коровы» — сказал Лёха. «Верблюды» — ляпнул я.
ВЕРБЛЮДЫ РЕАЛЬНО! И целое стадо!
Очень необычно было наблюдать среди заснеженных гор домашних верблюдов. Постояли немного и двинулись дальше.
Наконец мы добрались до КПП и прошли его без проблем. Только пограничник очень удивился, когда узнал, что в мешках мы везём мусор. Пожелали ему заставлять каждого туриста вывозить с собой хотя бы один мешок мусора!
Ещё мы планировали посетить Тархатинский мегалитический комплекс, который заприметили ранее. И сейчас мы специально остановились с целью ознакомления с петроглифами. Здесь оказалось людно — это были участники экспедиции ЕХО-Т. И они оказались нашими единомышленниками — они тоже собирали мусор!
Особенность этого места в том, что огромные камни разбросанные вроде в произвольном порядке состоят из пород, которые НИГДЕ НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ на Алтае! Очень много всего хотел написать про это место, но когда писал этот отчёт, вышел видеорепортаж об этой экспедиции.
Здесь очень подробно всё рассказано. И даже мы попали ;).
Петроглифы здесь повсюду и совершенно разнообразные. Кстати, до этого места реально доехать на любой пузотёрке!
Мы пообщались с этими интересными людьми. Пообедали вместе и попили чаю. Ну и, конечно, сделали фото на память.
Попрощались и выехали в сторону Ортолыка. Так как дороги в этих местах — понятие относительное, мы немного поплутали и даже позастревали в болотине. Доехав до села, мы отправились прямиком на свалку, которую заприметили ещё в первый раз. Наконец, мы расстались с мусором!
На душе стало легче! И машине тоже ;). Только вот знаете, какой момент интересует: куда и как вывозит его администрация Республики Алтай?
Вроде и урны стоят вдоль дорог и свалки есть в населённых пунктах. Но мы ни разу не слышали о мусороперерабатывающем заводе в республике. И неоднократно наблюдали, как на турбазах мусор просто сбрасывается в огромные ямы и сжигается, а по заполнении просто присыпается землёй из вновь выкопанной ямы! Представляете — сколько туристов со всего мира посещают эти места! И это всё просто экологическая катастрофа! Вы, конечно, можете расценить нашу идею с вывозом мусора глупой и бесполезной. Кто-то даже скажет, что надо было везти в Барнаул…
Но ведь мы хотя бы очистили сакральные места от этой дряни!
ХОЧЕШЬ ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ — НАЧНИ С СЕБЯ!
Карта куплена по дороге и немного дорисована.
Продолжение следует…
P.S. Поверьте, возвращение домой — будет ещё интереснее …