|
Лето 2012 в Екатеринбурге выдалось жарким и сухим. Возникла идея отдохнуть недельку-другую. Далеко ехать и безумно гнать не хотелось, поэтому маршрут проложил по ближайшим достопримечательностям в обход федеральных трасс, чтобы ехать не спеша и обозревая окрестности.
План маршрута был таков:
Сразу оговорюсь, что маршрут на ходу поменялся и всё посетить не смогли в силу объективных обстоятельств и лени. Фотоальбом выложен здесь.
Информация о местах посещения взята в основном с сайтов: http://nashural.ru/ и http://yuzhnyj-ural.ru/
Итак, 2 августа 2012 г. 10:00 минивен Nissan Lafesta загружен скарбом и заправлен бензином под «горлышко». И тут выявляется отсутствие контакта в разъёме питания навигатора. В принципе не страшно — есть карты 1 километровки, но в навигаторе уже указаны точки с координатами, да и цивилизация развратила, а штурману (она же жена) доверять особого нельзя (что потом и подтвердилось). Пока разбирался с питанием время прошло и выехали в 11 часов, естественно по городским пробкам. Первыми были Черемшанские никелевые карьеры. Проехать решил ч/з г. Полевской и д. Кладовка. Кстати, рядом с д. Кладовкой тоже есть старый карьер, но туда решили не заезжать. До Кладовки идёт приличный асфальт, а после гравийка. Давно не ремонтируемая и оттого вся в ямках и промоинах — особо не разгонишься, но зато выезжаешь прямо к карьерам. Из них наиболее интересны Старочеремшанский и Новочеремшанский карьеры. Когда-то они образовывали Верхнеуфалейский никелевый рудник. http://nashural.ru/Mesta/cheremshanskie-karyeri.htm
Спустились в старый карьер, полюбовались пейзажем и помочили ноги, купаться не решились. Озера на дне карьеров очень глубокие, вода непривычно зелёно-бирюзового цвета, хотя очень чистая, по некоторым данным, глубина достигает 100 метров. В новом карьере до сих пор ведутся работы, по дороге встречаются карьерные БЕЛАЗы. После карьеров грунтовка стала без ям (может БЕЛАЗы выровняли?), а потом и асфальт появился. Хотели объехать г. Верхний Уфалей, но не повезло. У железной дороги около станции Иткуль, аккурат в самом тоннеле встала фура гружёная лесом — заклинило тормоза. Подождав полчаса и потолкавшись в гуще шоферов-советчиков понял, что её буксиром не вытянуть (даже БЕЛАЗом). Поэтому было решено вернуться километров на 10 и ехать ч/з г. Верхний Уфалей. А дальше Боровой-Силач-озеро, Аракуль. На Аракуле решили сделать первую ночёвку. Озеро чистое, тёплое, виды прекрасные. Дикая прибрежная полоса, где останавливается народ, вытоптана до земли. Нет даже травинки. Хотя мусор сгребён в кучи, видно, что не вывозят. Разбили лагерь, накупались, шашлык, рыбалка, спать.
Утром солнышко высветило Аракульские Шиханы,…
…но с вечера заехали не на ту сторону, а надо было идти вокруг озера километров 5, то решили отложить подъём на следующий год. Впереди был Вишнёвогорск и Курочкин лог.
В 4-х км к юго-западу от Вишневогорска, на северном продолжении Ильменских гор, находится ряд глубоких, замечательных по красоте копей, носящих название Курочкин лог. Это два старых карьера — остатки отработанного в 40-х годах 20 века месторождения полевого шпата и природной слюды с отвесными каньонообразными стенками. Пройти внутрь нижнего карьера можно через 20-метровую штольню, пробитую в скале.
В принципе на внедорожнике можно доехать до самих копей, но в начале подъёма дорга малость разбита и сыро. Я, не зная дорогу, не рискнул, хотя наверху встретили ребят на убитой «шестёрке». Машину оставили возле дороги и пошли пешком, сначала вдоль ручейка, затем вдоль садов, потом просто по лесу. Ходу, не спеша, минут 25-30 в горку, тропа натоптана. Очень красивые места и тихие.
Большой карьер, тишина и полумрак. Лишь вода сочится по стенкам.
Нашли штольну и через нее попали в маленький карьер — там было спокойно, прохладно, что радовало в жаркий день.
Далее Курочкин Лог—Касли—Кыштым—Карабаш. Перед Карабашем попали в сильнейший ливень, аж остановиться пришлось, зато с машины смыло пыль грунтовых дорог и к Карабашу подъехали чистыми и блестящими. Даже чёрные огромные отвалы и марсианский пейзаж мёртвой земли не испортили настроения.
Попытался забраться на гору к Поклонному кресту, но добрался лишь до середины. Подъём крутовастенький — передний привод не тянет, пробуксовывает.
Далее был Миасс, обед в кафе и дорога на озеро Тургояк.
Так как была пятница и лето, то прибрежная полоса Тургояка была забита машинами и народом с ближайшего Миасса. Решили проехать вдоль озера и найти более спокойное местечко. И ведь нашли! Территория откуплена, за въезд 150 рублей, но очень понравилось: чисто, множество баков для мусора (пустые) и, что особенно поразило, куча переносных пластиковых туалетов чистых и даже с туалетной бумагой! Места отдыха оборудованы столами и скамейками.
Берег и дно попались песчаные, вода прозрачная. Да, что описывать? Надо там побывать и самим увидеть. День и вечер прошли в купании и брожению по окрестностям. Впечатления остались самые прекрасные. Утром приплыли утки, почти ручные. Пришлось покормить птичек. Собрали лагерь и двинулись в сторону Златоуста к Александровской сопке. Не зная точного расположения, сначала проскочили съезд и проехали аж до автозаправки. Там сказали, что машину можно оставить около них, но мы решили вернуться на 1 км назад и оставили машину у съезда с трассы на поляне. Оттуда идёт пологая лесная дорога не прямая, а с некрутым подъёмом. По ней прошли примерно 1 км, маршрут помечен, трудно ошибиться, невероятная красота природы.
По дороге на Александровскую сопку.
Встретился муравейник с человеческий рост.
Далее началась сопка и дорога превратилась в курумник:
Вид на окрестности где-то с середины подъёма:
И с самого верха (вид на горы национального парка «Таганай»).
Отдохнули, полюбовались видами и стали спускаться по другому склону, который неожиданно оказался очень крутым. Порадовались, что не пришлось по нему ползти вверх, а то бы совсем упластались. По дороге вниз встретили на склоне в лесу странные развалины, как потом оказалось — руины царской длинноволновой радиостанции.
Первоначально планировали задержаться в Златоусте и погулять по национальному парку «Таганай», но после подъёма на Александровскую сопку как-то «расхотелось» терять день ещё на один подъём. Поэтому маршрут поменялся и решили свернуть на Сатку, а заночевать на озере Зюраткуль. Заехали на Златоустовский рынок, купили мяса и приправ для шашлыка, всё нарезали и сложили в ведёрко мариноваться. После Златоуста выехали на трассу М5 и 30 километров до Сатки тащились в общем потоке целый час. Как только сказал жене, что такой трафик до Уфы, у нее сразу пропало желание ехать на юг автомобилем. В Сатке долго пытались проехать к карьеру, но натыкались либо на КПП, либо на заблокированный проезд. В общем посмотреть карьер не удалось. Наш путь лежал далее через Бердяуш в урочище Пороги.
После Бердяуша асфальт закончился, пошла грунтовка, хотя на карте обозначен асфальт. Причина несоответствия выяснилась весьма скоро. На этом участке идет строительство крупного газопровода и весь асфальт был сбит тяжёлой техникой, хотя встречались участки по 5-10 метров уцелевшего асфальта. Так по пыли добрались до плотины. Конечно, всё заброшено, разрушено, но как крепко и надёжно раньше строили!
Выход воды ч/з здание электростанции:
Для тех, кто хотел бы остановиться с ночевкой или на несколько дней, на берегу стоит приличный кемпинг. Далее наш путь лежал обратно через Сатку к озеру Зюраткуль. В Сатку заехали ближе к вечеру, и погулять по «Сонькиной лагуне» времени не осталось. Решили отложить на другой раз. Про «Сонькину лагуну» и «Китову пристань» отпишусь ниже.
Дело близилось к вечеру и мы поспешили на ночёвку в национальный парк «Зюраткуль» к озеру. На въезде с нас взяли по 150 рублей с человека якобы «На содержание НП». Ложь, враньё и провокация! Дорога не отсыпается, всё заброшено и не ремонтируется. Сразу скажу, что это одно из мест, которое не впечатлило и оставило неприятный осадок. Да, озеро Зюраткуль — отправная точка туристических маршрутов, но если это национальный парк, то поддерживайте его в порядке! Дорога оканчивается автостоянкой. Береговая полоса официально закрыта для подъезда машин, но все проезжают по соседним дорожкам. Из-за отсутствия баков для мусора, всё, естественно, выбрасывают тут же. В лесополосе нашли несколько ветхих и никогда не вычищаемых туалетов типа «сортир». В них не то, что заходить — подходить опасно, настолько всё загажено и запущено. Всё же нашли относительно чистое место и разбили стоянку.
Покупались, походили по окрестностям в поисках красивых мест. Не впечатлило. Зато познакомились с интереснейшими людьми — археологами. Оказывается на хребте выложен гигантский геоглиф лося (типа рисунков в долине Наска) и вот они откапывают его от наслоений, пытаются восстановить. Каждый день в гору, там копать до вечера, а из инструментов только лопаты, носилки и кайло. При этом всё на голом энтузиазме. Богата ещё наша страна на увлечённых и неравнодушных людей!
Утром прошли на «Китову пристань». От былой красоты и величия (сравнивая отзывы и фото) ничего не осталось. Всё брошено, не обновлялось давно и начинается демонтаж построек. Не буду вдаваться в конфликт руководства нацпарка и человека, сделавшего такую красоту, но как гость парка и просто человек считаю, что нельзя было такую красоту уничтожать. С уничтожением «Китовой пристани» парк потеряет много посетителей. Насмотревшись на былую красу и поругав недальновидных руководителей нацпарка, рванули к пещерам Кургазак и Шахта-30.
Снова пересекли М-5, проехали Сатку, взяли направление на Сулею. Дорога нормальная, асфальт. По дороге понравился облагустроенный вывод шахтных вод. К пещере Кургазак свернули на указателе «Айская долина» и километра 4-5 по грунтовой дороге. Интересно, что навигатор показывал, что едем по ручью, повторяя все изгибы. Выехали к реке Ай и решили сделать лагерь.
Место обалденное! Большая поляна, стационарный палаточный лагерь, всё благоустроено, сплав на плотах и байдарках. Поставили палатку и пошли обследовать пещеру. До неё 1,5 км вдоль реки Ай. Красота неописуемая. Белки, цапли, сплавляющиеся туристы и тишина!
Пещера выше реки метров через 100-150. Огромный грот и сам спуск в недра. Спуск по льду, нужно снаряжение.
Место и природа понравились. Так как был понедельник, то и народу никого не было, решили сделать днёвку. Купались, рыбачили, вечером была банька. Наутро решили найти пещеру «Шахта-30». Пещеру не нашли, но нашли остатки самой шахты и хорошую дорогу до асфальта.
Чтобы не возвращаться, пошли по маршруту: Первомайский—Терменово—Мураслимкино—Тюбеляс—Вязовая. На границе областей опять наблюдали интересную картину. В Башкирии — грунтовка, в Челябинской области — асфальт, хотя до ближайшего населённого пункта километров 20 в обе стороны.
Ещё один прикол случился в Вязовой. Чтобы не выезжать на М-5, решено было проехать от Вязовой до Усть-Катава. Но не тут-то было! Никак не могли выехать на дорогу — всё время упирались в реку. Пришлось расспрашивать местных аборигенов. Те долго смеялись над нами — мы не первые, кто так накалывается. На карте дорога есть — асфальт, но на самом деле её вообще нет! Дальше только по реке или на лесовозе! Всё таки пришлось опять тащиться по М-5 до Малых Бердяуш. Там свернули к селу Аратское и в нём на дорогу к Игнатьевской пещере.
Дорога в Усть-Катав:
От села Аратское, к пещере ведет прямая дорога, широкая и накатанная, грунтовая. По дороге попался жертвенный камень в форме барана, поставленный вертикально.
Карта этого участка на удивление точна, на ней не обозначен лишь свороток к пещере. От Аратского до конца проезжей дороги около 7 км, и еще 1,5 км — до самой пещеры. Основная тропа местами довольно скользкая, хотя проехать половину пути можно на внедорожнике, но мы не стали рисковать. Тропа спускается к реке, приводя на обширную поляну на берегу Сима.
Пещера находится метрах в ста выше по течению от поляны, в основании уступа скалы. Вход огромный, очень впечатляет. На крутом подъеме (пещера находится метрах в 15 выше уровня реки) стоит лестница. Разбитая, конечно, но забраться можно. А вот гроты впечатляют! Ходишь не пригибаясь, много ответвлений и потолок блестящий от вкрапления минералов. После нескольких поворотов и разветвлений остановились, выключили фонарики, набрались адреналину и двинулись обратно. Не зная пещеры, не имея опыта и снаряжения, не стали рисковать и искать саму келью. А по причине полного отсутствия людей и спросить не у кого.
Выбрались из пещеры, искупались в реке, пообедали и в обратный путь. В горку после обеда, ох, тяжело. Добрались до машины и рванули к Серпиевскому граду. Пещерный град Серпиевский расположен в 2 км на юго- восток от д. Серпиевка. На участке в 15 км десятки достопримечательностей: скалы, арки, пещеры, гроты. Тут надо побывать в возрасте 10-15 лет! Вот есть где полазать по гротам и переходам. Пещеры тоже довольно большие, но состав породы другой — не блестит. «Пещерный град» начинается Майской пещерой, недалеко от моста в деревне Серпиевка на дороге из Катав-Ивановска. Через пятьдесят метров по узкой, обрывистой тропе над рекой Сим, которая шумит внизу бурным потоком, вы оказываетесь в Малом Серпиевском гроте. Ещё через полсотни шагов пещера Колокольная. Далее проход под каменной аркой через Скалу-кольцо. И Вы попадаете в Большой грот. Затем Водяная пещера, она ниже всех, вход почти на уровне реки, в конце её сифон (узкий вертикальный колодец заполненный водой). Дальше пещеры идут пореже: Вскрытая, Белая царица, Сквозная и т. д.
Дальше наш путь лежал к большому Лимоновскому и Жеребчикову гребням на реке Юрюзань. Маршрут Серпиевка—Аратское—Кропачево—Юнусово. Перед Юнусово решил свернуть пораньше понадеявшись на навигатор, начали плутать по полевым дорогам. После часовой езды по полям и перелескам на борту возник бунт. Штурман в категорическом порядке потребовала асфальта и цивилизации. Так как смеркалось, пришлось смириться и выбираться на асфальт. Далее маршрут пролегал Юнусово—Нов. Карталы—Малояз—пос. Комсомол к источнику Кургазак (до одноимённой шахты более 100 км!). Рядом с источником оказалась весьма приличная гостиница с кафе и охраняемой стоянкой.
Приняли горячий душ, затарились минералкой из источника, башкирскими бальзамами и мёдом с местного магазинчика и стали снимать стресс… Рядом оказалась пара из одного городов Свердловской области, разговорились, нашли общих знакомых и в очередной раз удивились, как тесен наш мир! Евгений и Наташа (?), Алексея пока не нашёл, но про привет от вас помню!
Утром взбодрившись купанием в бассейне с минералкой и помянув нехорошим словом снятие стресса, выехали к горящей горе Янгантау. Прославилась она тем, что из трещин на вершине горы всегда идут горячие струи пара. По трещинам в горе на поверхность поднимаются горячие газы, температура которых на выходе колеблется от +37 до +150 градусов. Но всего этого нам увидеть не удалось. На территории горы расположен санаторий, а все выходы пара закрыты и направляются по трубам в санаторий. Тупо ходить по территории и смотреть на корпуса не стали и взяли курс на Екатеринбург. К 5 вечера были дома. Места, что не посетили оставили на другой раз.
Некоторые итоги:
Даже на минивене возможно добраться до укромных уголков. В дорогу обязательно надо брать радиостанцию или приёмник на частоту дальнобойщиков, антирадар, навигатор и карту в бумажном или электронном виде. Всё пригодилось и не раз. Как говорил выше, карта и навигатор иногда врут, но дополняют друг друга. Радиостанция помогает уяснить ситуацию на дороге и попроситься у дальнобоев на обгон. Бензин везде есть, бака хватало, но канистра с НЗ обязана лежать.
Из потерь: разбито два сайлентблока спереди и уже по дороге домой сдохла резинка опоры двигателя. Всё поменялось разом после заказа через две недели.