|
Внимание, все адреса web-страничек, названия гостиниц, торговых марок тех или иных аксессуаров приведены не в качестве рекламы, а для того, чтобы вы, уважаемый читатель, могли на моем опыте узнать «что такое хорошо и что такое плохо». Хотя «плохо» вы тут почти не встретите :)
Давно планировали поездку в отпуск на своей машине. Еще в 2009 году проложил маршрут. Но… рождение дочки отодвинуло это путешествие на два года. И вот теперь, в 2011 году, по возвращении из отпуска, решил поделиться впечатлениями на тему «Дальняя поездка в отпуск с маленьким (1,5 года) ребенком на своей машине».
Подготовка к отпуску — вещь весьма нужная и не лишняя. Проверено на собственном опыте. Не раз бывалоче «гладил себя по голове» (ну и жену тоже — как же без этого) во время путешествия, когда пригождались те или иные вещи, которые были приобретены или сделаны перед отпуском.
Я, как глава семейства, взял на себя глобальные проблемы — что свойственно всем мужчинам. Ну там, например, как бороться с загрязнением окружающей среды от выхлопов автомобилей или как наладить контакт с инопланетянами, если таковой вдруг состоится на трассе. Жене досталось решение «мелких» вопросов: «Кто в чем поедет? Кого чем кормить» (кстати, закупку и готовку этого «кормить» тоже нужно было еще осуществить). Было место и для совместных решений — список подарков для родственников.
Как я уже сказал, перед отпуском я проложил весь маршрут «туда и обратно». Первоначально пользовался сайтами http://ati.su/ и http://www.sit-trans.com/. В принципе и тот и другой сайт выдают почти одинаковую информацию. Есть небольшое расхождение в километраже и названиях населенных пунктов (мелких поселков и деревень). На первом сайте еще рисуется карта маршрута, что не плохо для наглядности.
Еще воспользовался сайтом http://maps.yandex.ru/. Есть там такая возможность — создавать свои маршруты. Просто указываешь на карте точки, через которые нужно проезжать, и сохраняешь карту на сайте. Копировать только готовые карты нельзя. Но т.к. с компьютерами я дружу (специальность такая), то для меня самое интересное было то, что используя движок яндекс-карт можно программировать эти самые маршруты.
Также была привлечена программа «SAS.Планета». В ней удобно сравнивать проложенные маршруты (благо есть возможность их сохранять в xml-файлах).
В конечном итоге карты Yandex-map + SAS.Планета + самописная программка по формированию файлов-маршрутов для этих программ и были основными инструментами, с которыми я работал.
Ну и последний инструмент в прокладывании маршрута — GPS-навигатор. Вот эта «игрушка» — как раз одна из «глобальных» проблем, которые я решал. Купил Explay PN-970 TV. Пришлось малость поковырять сей девайс, чтобы его разлочить (спасибо сайтам http://3ppc.net/, http://www.pnaclub.ru/, http://4pna.com/). В результате я смог пользоваться навигатором почти как КПК. Для чего эту нужно? Во-первых, поставил последнюю версию Navitel Navigator (т.к. со свежими картами работала только новая версия). Во вторых, закачал список заправок (заправлялись только на «ЛУК-ойле», а их предостаточно на трассе). Данный список есть на лукойловском сайте — пригодился и не раз. В третьих, установил нормальный плейер и закачал мультфильмы (было чем развлекать дочку по вечерам в гостиницах). В общем, ни разу не пожалел о его приобретении. Главное, что отмечу — большой экран (7 дюймов) очень удобен как на трассе, так и при просмотре мультиков.
Не суть важно, как вы будете выбирать маршрут. Полезным оказался итог выбора, а именно — путевой лист (как я его называю). Т.е. распечатка маршрута. У меня это была таблица со списком городов, с расстояниями между ними и краткими примечаниями (естественно, много шерстил интернет. Очень полезный сайт https://forums.drom.ru/. Раздел «Автопутешествия»). Таблица была разбита по областям — на практике удобная вещь получилась. Во время путешествия в нее заносили информацию по заправкам, ремонтам/объездам, времени путешествия и т.д.
Оказалось полезным, кроме основного маршрута, иметь парочку альтернативных. Пришлось несколько раз сходить с первоначального маршрута (те же самые ремонты дорог).
Все маршруты в виде путевых лисов (xls-таблицы) и треки на основе карт Yandex-map, а также обработанную и сведенную в таблицы инфорамацию по итогам отпуска можно взять на страничке vit-map.narod2.ru.
Следующая «мужская задача» — покупка радар-детектора. Купил Stinger-RX-75 (хотя склонялся к Whistler Pro 68 SE). Пригодился на трассе с десяток раз. Порой удивляла изобретательность гайцов в вопросе маскировки радаров. Ладно, что на мостах ставят приборы между опорами ограждения (очень часто встречалось). Дык один раз увидел как у основания дорожного знака стояла камера, закрытая маскировочной сеткой. Короче — детектор окупился с лихвой. Вердикт — нужная вещь как на трассе, так и в чужом городе (например в Волгограде камер понатыкано немерено — предупреждал о всех). В своем городе он почти не нужен (я так думаю), т.к. о камерах и гаишниках ты и сам знаешь, а на все автоматические двери он пищит безбожно. Хотя я его и в городе не снимаю — висит, ну и ладно.
Т.к. в отпуск ехали с маленьким ребенком, то где-то нужно было хранить детское (да и некоторое взрослое) питание. Поэтому приобрели автохолодильник Ezetil E28S 12/230V. Тоже пригодился. Не лишней оказалась возможность подключать его как к прикуривателю, так и к обычной розетке. Ночью в гостинице втыкаешь его, а наутро он готов к тому, чтобы пару часов его можно было везти в машине как обычный термос (далее все таки лучше его подключить). По дороге туда холодильник был забит до отказа, и даже не хватало места, т.к. точно не знали, сколько брать с собой еды. Обратно, уже имея некоторый опыт чего и сколько мы едим, везли холодильник полупустой. Так что для семьи из трех человек, если ты не любитель холодного пива или минералки в неимоверных количествах, 28-литрового холодильника более чем достаточно.
Ну и еще пара моментов в подготовке к отпуску. Машина новая (6 тыс. км пробега), но на всякий случай заехал на СТО для профилактического осмотра. Проблем не было.
Чтобы защитить кузов от сколов, воспользовался жидким чехлом «Лекар» (прозрачный, в пластиковой банке). Действительно, от сколов защищает. Снимается легко, если все делать по инструкции. У меня ушло три баночки. Полторы на дорогу «Тюмень—Попасная» и полторы на дорогу «Астрахань—Тюмень». Защищал капот, бампер, крылья, передние стойки и зеркала. Красил на три слоя. В Тюмени покрасил, в Попасной снял. Потом в Астрахани покрасил и в Тюмени снял. По времени (отпуск 21 сутки) не получалось проехать всю дорогу на «одном покрытии» жидким чехлом (его нужно снимать максимум через 10 суток). Да и по дороге «туда» сутки ехали под проливным дождем. Из-за этого половина чехла слезла (боится он воды). Хотя, надо признать, за то время, пока машина была защищена, новых сколов не появилось. А когда ехали «раздетые» (от Попасной до Астрахани) один маленький скол на капоте таки приобрели.
Ну и последнее — на радиаторную решетку поставил противомоскитную сетку. В общем-то стандартная экипировка автомобиля перед поездкой по трассе.
Ну на этом преамбулу закончу. Если вы дочитали до этого места — то честь и хвала вам — сколько буквей осилили :).
10 сентября в 14:33 выехали из Тюмени. Планировали стартовать в 6 утра, но прособирались всю ночь. Тепло, солнечно, полны сил и ощущений начала отпуска. Ребенок смотрит по сторонам, иногда спит. Лепота, одним словом. Дорога хорошая и незагруженная. Если кто из представителей ГИБДД читает этот текст, то наша средняя скорость — 92 км/ч, а если не читает — то местами шли 120 км/ч. В 20:10 остановились в гостинице на 29 км (так она и называется) южной объездной дороги Челябинска. Расстояние 473 км. Время в пути пять часов (с учетом остановок). Маршрут Курган—Юргамыш—Шумиха—Челябинск. Гостиница оказалась приятной. Не высший класс, но чистенько, опрятно и тихо. Взяли двухместный номер с удобствами (1 000 руб. + 50 руб. за стоянку). В комнате двуспальная кровать, телевизор и мебель. Еду везли с собой, поэтому о кафешке могу сказать только то, что таковая имеется. Перед сном пошел протереть машину (стекла, фары), т.к. на подъезде к Челябинску попали в дождь. Вот тут и обнаружил первую «потерю». Ветровики были приклеены на скотч. Так вот задние мы отдали ее величеству Трассе в качестве жертвоприношения за удачную дорогу :). Сдуло их потоком воздуха. Ну да ладно — передние остались на месте.
11 сентября проснулись в 5:30, выехали в 7:23. Т.е. на утренние туалеты-завтраки-сборы ушло два часа. Все записи идут по тюменскому времени. Не стали дергать бортовой хронометр туда-сюда, так проще ориентироваться. Дождь, который зарядил накануне вечером, так и не прекратился. Ребятенок дал понять, мол, папа с мамой вам надо — вы и рулите, а я посплю малость в своем кресле. Золотое время для мамы. Т.к. почти всю дорогу за рулем был я, то жене досталось опять же решение «местных» проблем.
С собой взяли два атласа автомобильных дорог. Большой (подробный) и малый. Малым атласом жена пользовалась, чтобы иметь общее представление, где мы находимся в данный момент времени и в каком направлении движемся. Большим атласом ни разу не воспользовались, т.к. его с лихвой заменил GPS-навигатор. В городах — отличная штука. Особенно когда проходишь сложные развязки. По России всего пару раз «потерялись». Т.е. получали «Вы сошли с маршрута», когда проскакивали поворот на каком-нибудь забубенистом кольце/перекрестке. Приходилось крутиться, чтоб попасть на маршрут снова. А на Украине ситуация ухудшилась. Не то чтобы карты стали врать. Просто точность карт уменьшилась.
Была ситуации (недалеко от границы), когда повернули не в тот поворот. Едем себе спокойно по дороге, впереди на небольшом расстоянии друг от друга два поворота налево. Подъезжаем к первому повороту (туда идет главная дорога — да и покрытие асфальтированное), навигатор ведет нас прямо, и говорит что через 50/100/150 метров поворот налево. Повернули во второй поворот — грунтовая дорога, частные дома, тупик.
Но язык до Киева доведет. Распугав местных кур и уток, спрашиваю у вышедшего из двора дедульки, как нам на тот самый «Киев» проехать. Дык, мил человек — тебе назад надобно воротиться и повернуть (это разговор про тот самый первый поворот). Пасибки, дедуля… Возвращаемся на дорогу, навигатор матерится (хотя и приятным женским голосом), продолжаем движение и… о чудо… девушка из волшебной коробочки сообщает нам, что мы на правильном пути. Мужики — не доверяйте тормозам и женщинам :). Вторая ситуация — едем в чистом поле по одной-единственной дороге. И вдруг на тебе — сошли с маршрута, поверните направо/налево… Плюем на эти советы, едем прямо (ну не съезжать же в поле). По навигатору видим, что идем параллельно дороге на некотором расстоянии от нее. Но через некоторое время эта самая «параллельная виртуальная дорога» сливается с нашей настоящей и мы снова едем правильно. Пришлось уменьшить точность в настройках программы и взять за правило — в «критичных» ситуациях (когда видишь одно, а навигатор говорит другое) следовать или по главной дороге, или по указателям, или за фурами (вот тоже отличный проводник). Ну или вариант, по Украине ехать не по навителовским картам, а по неоригинальным, сделанным жителями Украины.
Возвращаясь назад на несколько абзацев — нехило я отклонился на описание «мелких» проблем решаемых моей женой. Невольно задаешься вопросом, что более глобально — глобальные задачи, решаемые мужчиной, или «местные» задачки, решаемые женщиной.
Итак, о чем это я… Ага утром мы выехали и дочка заснула в своем кресле. Едем себе спокойно по М-5 в направлении Миасса (когда прокладывали маршрут, было решено, что основной — по федеральной трассе, ну а резервный через объезды по деревням), а тут дяденька ДПС-ник машет палочкой, отправляя всех налево. Просто перекрыли трассу и направляют поток в объезд.
В районе Малково свернули на Кундравы, далее параллельно М-5 погребли в направлении Ленинска. Именно погребли. Дождик к этому моменту закончился, но и трасса тоже. Ехали по грунтовой дороге (как и весь поток машин). Слева и справа лес. Одна «полоса» туда, другая — обратно. Скорость — километров 20-30 в час. Мокрая глина с вкраплениями щебенки — не лучшее покрытие. По нашей полосе машины идут бампер в бампер, встречные лишь изредка появляются. Через некоторое время наша полоса останавливается. Народ выходит из машин, знакомится, общается… По сарафанному радио узнаем, что впереди фура не может подняться в горку — буксует на месте. Тут один мужичок на «Ниве» сворачивает в лес, предварительно сказав, что можно срезать. Самые отчаянные свернули вслед за ним… Через некоторое время все кроме мужичка возвращаются. Конечно, можно срезать… на Ниве… по земляной/глиняной мокрой колее… с учетом лесных «русских горок Урала» (как говорят японцы: «то-яма-то-канава»). К этому моменту другие самые отчаянные уже выехали на встречку, но не успев доехать до трассы, перекрыли движение встречным машинам. Ситуация… время около полудня, лес, грунтовая дорога и многокилометровая пробка… В конце — концов то ли фуру дернули, то ли она сама выехала, минут через тридцать движение восстановилось. И выехали мы на М-5 уже под Нижним Атляном. Угробили на этот объезд 30 км. и около двух часов времени. Зарулили на заправку, перекусили, размяли ноги. До Сима добрались без проблем. Пейзажи под Симом очень красивые. Когда останавливались размяться — любовались природой.
Так добрались и до Башкирии. Начитавшись про местных ГИБДД-шников, внимательно следил за дорогой, чтоб не пропустить какой-либо дорожный знак. Если к тому же добавить плотный поток машин, идущих по М-5, то понятно, что усталость периодически давала себя знать. Поэтому периодически останавливались подышать свежим воздухом. Да и ребятенку сидеть в кресле безвылазно тоже мало приятного. Прикольно было, когда после остановки снова приходилось обгонять фуры, которые обгонял час-полтора-два назад. Некоторые из них уже относили в разряд старых знакомых.
Объездная Уфы — просто прелесть. По три полосы в каждую сторону, посередине металлический отбойник. Дорога новая, ровная, широкая. Дочка как раз уснула и жена села за руль. Даже не знаю, сколько точно километров длилось это счастье (в смысле хорошая дорога, а не жена за рулем) — 150/200/250. Опять же, если этот текст читают ГИБДД-шники, то средняя скорость в этот день у нас составляла 69 км/ч. А так радар-детектор на объездной Уфы четко делал свое дело, где надо — там мы ехали 90 км/ч. За Уфой, есть населенный пункт Алкино. И гостиница там также называется. Мы проехали дальше (т.к. еще довольно таки рано было), но мне эту гостиницу советовали как очень хорошую.
Прошли Башкирию и вышли в Самарскую область. Тут уже московское время (на 2 ч. меньше тюменского). Решили ехать, пока не стемнеет. В 22:30 (а по местному времени 20:30) остановились в гостинице на Самарской объездной дороге в поселке Алексеевка. Устал за этот день. Хоть погода была и хорошая, но трасса очень загружена, тяжело было обгонять фуры. Плюс потерянные километры и время на объезд по грунтовке.
За день пройденное расстояние 888 км (всего 1 362). Время в пути — 15 часов. Маршрут: Челябинск—Юрюзань—Сим—Уфа—Октябрьский—Алексеевка (самарская объездная дорога). Гостиница понравилась существенно меньше, чем предыдущая. Обычный мотель, чистый, но не такой ухоженный, как под Челябинском. Много дальнобойщиков, которые допоздна смотрели телевизор в холле. Взяли двухместный номер-люкс за 1 500 руб. + 50 руб. за стоянку. Только в этом номере были отдельные туалет и душ. Для остальных номеров удобства на этаже. В комнате двуспальная кровать, телевизор и мебель. Скрипящие кровать и полы. Горячая вода была только на следующее утро, в 4 часа, когда ею никто не пользовался. Кафешка есть, но нам она без надобности. Перед сном подготовил машину к дороге. Нужно же было «отряхнуться» от следов грунтовки. Что понравилось, во двор были выведены краны с холодной и горячей водой. Это удобно, не пришлось бегать с бутылкой в номер и обратно.
12 сентября выехали в 8:00 (по местному времени 6:00, рассвет только-только начался). Дождь зарядил еще ночью и утром только усилился. С трассы М-5 перешли на Р-226. Начитавшись отзывов в интернете, думал, что дорога будет убитая. Ан нет. Были местами мелкие неприятности, которые в целом картину не портили. Прошли Чапаевск—Пугачев—Маркс. Не доезжая Энгельса пересекли Волгу через города Шумейка и Пристанное (спасибо Drom.ru — дорога тут новая, хорошая). В районе Песчаного Умета вышли на трассу А-144. Блиииин… даже не думал, что будет такой подарок. Машин почти нет. Дорога отличная, по две полосы в каждую сторону.
Прошли Калининск—Балашов—Байчурово. Если бы не проливной дождь, спокойно можно было бы ехать 150 км/ч. Изначально думали ехать Байчурово—Поворино—Новохоперск — Михайловский — Банное — Воробьевка — Калач — Петропавловка — Богучар. Но «попробовав» трассу А-144, решили поехать Байчурово—Анна—Бобров—и далее по М-4—Павловск—Богучар. О чем ни разу не пожалел. «Подарок» продолжался до самой М-4. В следующий раз, возможно, попробую проехаться по «деревням». Ну это только для того, чтобы сравнить «короткий деревенский» маршрут с «длинным по трассе».
В общем уже затемно мы вышли на М-4. Трассу ремонтируют, готовятся к олимпиаде. Движение — один ряд туда и один обратно. Скорость 60 км/ч. Плотный поток машин. Через годик, я так думаю, трасса будет отличнейшая. Хотя я даже был рад небольшой скорости и отсутствию лихачей. Сказывалось уже позднее время и хотелось куда-нибудь «прилечь на завалинку». В 23:00 доехали до ЛУКойловской заправки в населенном пункте Лосево (километров 50 от пересечения трасс А-144 и М-4). Тут же, сразу за заправкой нашли небольшой (на 12 номеров) мотель «UK».
За день прошли 1 020 км. (всего 2 382). Время в пути 15 часов. Маршрут Алексеевка (СОД)—Чапаевск—Пугачев—Маркс—Песчаный Умет—Борисоглебск—Анна—Бобров—Лосево. Мотель содержит пожилой украинец. Очень чисто, тихо и уютно. Есть номера с отдельным входом со двора (точнее, даже это не номер — а отдельный домик — этакая избушка на курьих ножках со входом на втором этаже). Там все удобства в номере. Есть номера в общем корпусе. Мы остановились на втором варианте — за 1 500 руб. + 50 руб. за стоянку (так дешевле). Туалет и душ один на два номера. Но хозяин старался так расселять посетителей, чтоб не было «перекоса». Т.е. например на четыре номера два туалета (для номеров 1-2 и 3-4). Он заселял 1 номер и 3. А потом уже 2 и 4. В номере кровать, холодильник, телевизор, стол, стулья. Чистое белье. В душе горячая вода (по-настоящему горячая) в любое время. В мотеле свой котел — так что включают когда нужно. Как следствие — в номерах батареи работают исправно. Утром на велосипедах приехали хохлушки — помощницы хозяина. Бойко тараторя на украинском языке, принялись наводить порядок. И так у них все исправно получалось — что просто загляденье… В общем мне и жене очень понравилась эта гостиница — так что рекомендую.
13 сентября уже не торопились. До конечного пункта оставалось уже всего ничего. Проснулись в 9:00 (местное время 7:00). Выспались по самое не хочу — благо место располагало к отдыху. Позавтракали, умыл машину (именно умыл — стекла да фары), загрузили вещи и в путь. Выехали в 11:13 (по местному времени 9:13). Солнышко светит — хорошо. На улице +16, но очень быстро дошло до +20. По всему пути до Украины дорога очень хорошая. Павловск—Богучар—Талы—Кантемировка. К границе подъехали в 13:30. За 20 минут прошли российскую таможню. Далее пообщались с украинскими таможенниками. Никто ни к чему не придирался. Посмотрели в багажник, заглянули в салон… В общем в 15:00 мы выехали с таможни и стали легальными посетителями «нэзалэжной».
Отдельного разговора заслуживают дороги Украины. По крайней мере, в Луганской и Донецкой областях. Тут сложно соблюдать скоростной режим, т.к. если жалко свою машину, то быстрее просто не поедешь. Яма на яме. Местами приходилось останавливаться и примеряться, по которой из обочин можно проехать вперед. Вывод однозначный — лучше ехать по федеральной трассе, нежели пытаться срезать через сельские дороги. Лишние 50 км. по федералке с лихвой компенсируют время, потраченное при попытке срезать крюк через «обычные» дороги.
По Украине ехали не спеша, объезжая ямы разных форм и размеров, наслаждаясь окружающим пейзажем и хорошей погодой. Местные жители помогали исправлять ошибки навигатора (писал об этом выше), а ДАI-шникам (украинские ГИБДД-шники) мы были совсем не интересны — не остановили нас ни разу.
Так, прогулочным шагом, проехали расстояние 379 км. (всего 2 725). Время в пути что-то около 7 часов. С учетом таможни, ямок и любования пейзажами. Маршрут Лосево—Павловск—Богучар—Кантемировка—Марковка—Новопсков—Старобельск—Лисичанск—Попасная.
Итого три с половиной дня в пути. 2 725 км и 38 часов за баранкой позади.
Украина — российское наследие:
Поездили — покатались по Украине. Наступило время ехать в следующую точку нашего маршрута — Астрахань.
Выехали 19 сентября в 9:05 по Тюмени (6:05 по Украине). Раннее осеннее утро. На улице +4. Довольно прохладно. Поехали через Светлодарск — Дебальцево — Должанский (таможня). В 11:20 приехали на границу. За 10 минут прошли украинскую таможню, еще полчаса потратили на российскую и в 12:00 мы уже въехали в Россию. Никаких шмонов не было. Зря мы переживали по поводу количества спиртного, которое можно взять с собой. Таможенник по секрету сказал, что если везешь сверх нормы, то просто пару бутылочек пива прихвати для утоления жажды служивых… и никаких проблем :). Пошутил, конечно, но в каждой шутке, как говорится…
В общем покатили по России-матушке среди полей бескрайних, т.к. путь лежал по степям. Новошахтинск—Шахты—Цимлянск. В этот город специально решили заехать, посмотреть, где же делают известные в России вина. А заодно и посмотреть на Цимлянское водохранилище. В окрестностях этого города увидели на поле небольшой смерч. Интересное зрелище было, вот только заснять не успели — проехали мимо. Далее наш путь пролегал через Волгодонск—Зимовники—Элисту.
Калмыкские степи:
Элиста — государство в государстве. Во-первых, это уже Калмыкия. Во-вторых, — центр буддизма. Город красивый и, для русского человека, необычный. Архитектура связана с религией. Стоит его посетить, чтобы полюбоваться этой красотой. Правда, правила движения там тоже не совсем русские. Местные ездят на красный свет и сигналят тебе, если ты стоишь на светофоре, дожидаясь зеленого сигнала.
Элиста:
Выехали из Элисты и пошли на Утту. Нужно отметить, что почти вся дорога от Шахт и до Утты — прямая полоса (с отличным покрытием) среди степей голых. С одной стороны хорошо — едешь со скоростью 120 км./ч. А с другой стороны, из-за такого пейзажа, с учетом яркого солнца, глаза быстро устают и начинают болеть. Плюс к тому же, однообразие убаюкивает. Нужно периодически себя взбадривать, чтобы не заснуть за рулем. Т.е. много хорошего тоже не хорошо :).
К 22:30 мы доехали до Астрахани. Итого 13,5 часов и 970 км. за рулем.
В Астрахани пробыли девять дней. В самом городе достопримечательностей не много. Ходили на набережную Волги. Наверное, она особенно ничем не отличается от набережных в других городах. Чистая, ухоженная. Есть развлечения. Курсирует там трамвайчик…, правда, мы на нем не катались. Пустым он не ездит, а ждать, когда он заполнится, мы не захотели. Есть там несколько скульптурных композиций — подарки от других городов…. В общем один день (точнее утро или вечер) можно потратить на такую прогулку.
Посетили Астраханский кремль. Красивая архитектура, мощенный внутренний двор, зеленая трава и тенистые деревья. На территории есть музей и сувенирные лавки. В общем пару-тройку часов провели в приятной атмосфере.
Астраханский Кремль:
В Астрахани есть шикарный рыбный рынок. Честно говоря, я впервые в жизни видел, чтобы рыбные торговые ряды занимали такую площадь. Рыба всякая-разная. Копченая, вяленая, соленая и т.д. и т.п. Решили купить осетра — себя побаловать и дома родственников угостить. Забегая вперед, скажу — ничего «такого» я в этом осетре не заметил. Ну да, на вкус он сильно отличается от других рыб, но чтобы «ох» и «ах»…, как-то не ощутил. Лично мне и жене понравился вяленый сом. Продавался тушкой, с поперечными разрезами. Если еще раз попаду на астраханский рыбный рынок — обязательно куплю сома.
Насчет осетра есть такая фишка — продавец вместе с рыбой выдает вам чек (наподобие товарного). Так вот, этот чек — ваш пропуск за пределы Астрахани. Дело в том, что ловля осетра запрещена. И если вы хотите вывезти его в другой город, то у вас должно быть доказательство, что вы не браконьер, а честный покупатель. Если же вас тормознут на посту ГАИ при выезде из города и найдут рыбу (запах-то никуда не денешь) без «документов», то неприятности вам гарантированы.
Помимо пребывания в самом городе, отдыхали на турбазе — ловили рыбу в Волге. Я не любитель рыбалки, и поэтому не могу оценить восторг истинных рыболовов, коих по берегам реки (а также на воде в лодках) было немало. По началу таскали мы из воды всякую мелочь. Но далее познакомились с местным егерем. Он нам показал, как правильно снаряжать удочки/спиннинги… В общем, благодаря его знаниям и помощи мы вытащили несколько больших, около 30 сантиметров, рыбин. Егерь про себя усмехнулся, но поздравил нас с уловом. У него рыбешки были поболее наших.
Самое «яркое» впечатление от Астрахани — местные дороги. Точнее то, что должно было бы называться дорогами. Такое впечатление, что их не ремонтировали ни разу. Представьте себе ямы, между которыми встречаются участки ровного асфальта. Я то думал, что дороги, как таковые, отсутствуют только на Украине, в Донецкой и Луганской областях. Но после Астрахани я понял, что России тоже есть чем «похвастаться». Но, справедливости ради, нужно отметить, что трасса Астрахань—Волгоград была хорошая, не в пример городским дорогам.
Прощание с Волгой:
Дорога домой. 28 сентября стартовали в 8:08 (по местному времени в 6:08). За бортом +12,5. Хорошо, хоть сухо и нет дождя. Только-только начинается рассвет. Неспеша проехали по мосту через Волгу. Сказали реке «до свидания» (потом мы еще несколько раз с ней прощались — дорога периодически возвращалась к Волге) и вышли на трассу Астрахань — Волгоград. Благополучно миновали пост ДПС, никто нас не останавливал и не интересовался на предмет контрабандной рыбы. Вдоль дороги в неимоверных количествах продавались арбузы и дыни. Наверное, они были дешевыми, но места у нас в машине не было, поэтому мы проезжали эти точки без остановки. Также вдоль дороги, в степях, паслись табуны лошадей. Что они там ели — непонятно. Из растительности — пяток пучков травы на квадратный метр. И земля коричнево-рыжая. Как жена сказала: «Степь плешивая, словно голова у лысеющего дядьки». Километрах в 12 от Астрахани пейзаж начал меняться — начали появляться первые деревья. Тут же нас первый раз за отпуск тормознул ГАИшник, посмотрел документы и пожелал счастливого пути.
В 12:50 добрались до Волгограда. По навигатору поехали насквозь через город. Впрочем других вариантов то и не было. Дорога прямая, особенно заблудиться негде. Но поток машин очень плотный. В следующий раз, если доведется, буду ехать по окраине города — в центр лучше не соваться. Дорога убитая, светофоров куча, да еще и радар-детектор пищал не переставая — камеры висели почти на каждом столбе. Светофоры интересные, я такие первый раз увидел. Светодиодные и плоские. Натурально, представьте себе плоскую доску, на которой есть три разноцветные тарелки — вот и весь светофор. И еще одна особенность этих светофоров — красный и зеленый цвета переключаются между собой без участия желтого. Т.е. номинально желтый «глаз» присутствует, но работает он в режиме «то потухнет, то погаснет». Кое-что в этом городе понравилась. Новые жилые дома выглядели так, как будто сошли с эскиза. Такие же чистенькие, опрятные, окрашенные в разные цвета.
Из Волгограда направились в Дубовку и далее в Камышин. После Камышина на протяжении 16 км дорога строится, движение соответствующее. В 18:30 прошли Красноармейск. Незадолго до Саратова поучаствовали в съемках документального фильма. Дорога идет между двух холмов и поворачивает налево. Перед поворотом стоит знак «Обгон запрещен». За поворотом стоит патруль и смотрит кино, которое снимает камера, установленная в районе указанного знака, только на противоположной стороне дороги. Работает конвейер — возле патруля несколько автомобилей, водителей которых приглашают в «кинотеатр». На экране знака запрета нет и дорожной разметки тоже не видно. Но виден знак на противоположной обочине (отмена запрета обгона), по которому весьма условно можно оценить, вернулся ли водитель после обгона на свою полосу до этого знака или уже после него. Нарушение, по которому тормозят машины — пересечение сплошной линии (на экране это выглядит так, что автомобиль возвращается на свою полосу в районе указанного знака).
В интернете много по этому поводу есть дискуссий. Нюанс этой ситуации в том, что выходишь на обгон на прерывистой линии, а заканчиваешь маневр через сплошную. Из-за того, что дорога идет между двух холмов и поворачивает, запрещающий знак видишь уже только в момент самого обгона, точнее уже при завершении. Фактически получается, что или бьешь по тормозам и через прерывистую завершаешь обгон, или сплошную пересекаешь в самом ее начале, проезжая корпус-другой автомобиля. Ну а уйдешь ты с правами или без них — это уже результат общения с сотрудником ДПС. Ребята не шабашили, а работали на протокол. Т.е. или лишение прав, или ты доказываешь, что пересечения сплошной не было. Посмотрел и я это кино… В общем 40 минут вежливого общения (подчеркну, именно вежливого общения, как со стороны сотрудника ДПС, так и с моей стороны) и я ушел с правами. Про деньги разговор даже и не заводил — не мой способ общения. Если виноват — плачу штраф, а если нет — тогда за что платить?
Перевели дух, сказали «бай-бай» и поехали дальше. В 19:55 проехали Саратов. Пора было подумать и о ночлеге. Проехали Клещевку—Шевыревку—Елшанку—Синодское—Сенной. Ничего подходящего не попадалось. На улице уже темно. Жена с дочкой на заднем сиденье то ли спят, то ли просто дремлют… Наконец в 22:30 в районе Широкого Буерака нашли мотель «Хорт». В нем и остановились. Новый, уютный, чистый. Двухспальная кровать представляет из себя две металлические полутораспалки на панцирных сетках, стянутые болтами. Два отдельных матраца. Конструкция весьма скрипучая. В номере есть приличный санузел (правда, лампочка гудит весьма громко), холодильник, чайник. В общем, отель на твердую 4 с плюсом.
За день пройденное расстояние 986 км. Время в пути 14,5 часов. Маршрут Астрахань—Волгоград—Саратов—Широкий Буерак. Перед сном умыл машину. Пришлось побегать с бутылкой, т.к. на улице воды не было.
29 сентября, выехали в 8:09 (по Тюмени). На улице дождь и +11. Только-только светает, можно сказать — еще ночь. Но через 20 минут уже настолько светло, что можно читать книгу без света. Вдоль дороги начались настоящие леса. Наконец-то закончилась «степь да степь кругом». С остановками в этот день было тяжеловато, т.к. дождь шел без конца. Пришлось дочке ходить на горшок не выходя из машины. Для быстрого и чистого опорожнения горшка использовали следующую фишку. Застилали его обычным полиэтиленовым пакетом, который потом выкидывали в мусорку со всем его содержимым. Сердито — но быстро и удобно. Для жены главное событие за день — дочка съела сливу с косточкой. Как жена переживала по этому поводу… Но все обошлось. Как вошло — так и вышло. Ничего страшного.
В 9:50 подъехали к Сызрани и потратили 35 минут, чтоб пройти через нее. В 11:30 проехали Жигулевск и выехали на мост через Куйбышевское (Саратовское) водохранилище. По съезду с этого моста меня ждало то, что я могу назвать «главное событие за день для меня». Трасса М-5 после моста переходит в улицу Магистральная. Эта улица пересекается с железнодорожным мостом. И вот в этом месте весьма идиотская транспортная развязка. Советую посмотреть на карте. На yandex-map это следующие координаты долгота = 49.51317558065068, широта = 53.4813312373466 (в системе DD.DDDDD) или 49 градусов 30 минут 47 секунд и 53 градуса 28 минут 52 секунды (в системе DD MM SS соответственно). Трасса (две полосы в одну сторону, и две в обратную) проходит под железнодорожным мостом. При этом перед мостом и после него кольцевое движение. Примыкающие к кольцам дороги тоже имеют по 2 полосы. Движение очень плотное. Регулировки никакой нет. Сплошная масса машин, не только легковых, но и фур тоже. И в этом «месиве» едут кто-куда. Т.к. я не был готов к такой картине — то впечатления остались еще те. Развязку конечно проехал (тьху-тьху-тьху), но нервы потрепать пришлось. Я не знаю, всегда ли там такая ситуация, или просто нам так повезло (полдень буднего дня)… но, думая про следующий отпуск, как-то не хочется еще раз проходить через такое.
Дальнейший путь по трассе М-5 Суходол — Октябрьский — Уфа — Сим.
На ночлег остановились в Симе. Две гостиницы «отсеяли». Зашел «на смотрины» в первую: запах неприятный, комната неопрятная, в ванной почерневшая плитка. Своих даже не стал заводить туда. Следующий мотель — общежитие с шашлычкой. Много дальнобойщиков и атмосфера автовокзала. Поехали дальше. Уже практически на самом выезде из Сима, в 21:20 нашли приличную гостиницу. Номера на втором этаже, а вход через кафешку на первом. Туалет один на несколько номеров. Но все чисто, опрятно. В номере холодильник, телевизор. Для машины — охраняемая территория.
Итоги дня: прошли 850 км. за 13 часов. Маршрут Широкий Буерак—Сызрань—Жигулевск—Суходол—Октябрьский—Уфа—Сим.
30 сентября в 8:00 начали «последний рывок». До дома остается 760 км. На улице уже светло, а главное — сухо. Как уже достал этот дождь на трассе. Ничего особенного в этот день не произошло. С одной стороны было большое желание поскорее добраться домой. А с другой — как-то грустно было осознавать, что путешествие подходит к концу. Обсуждали, что надо обязательно повторить подобное путешествие… или, как минимум, почаще выезжать на большие расстояния. Хоть в соседние города, хоть в лес за грибами и ягодами. Это мое первое такое большое путешествие на автомобиле… честно говоря — затягивает. Несмотря на усталость и некоторые «шероховатости» на трассе, все же раз вкусив, хочется еще повторить.
Проехали Юрюзань—Челябинск—Курган и вышли на финишную прямую — Тюмень. В 18:05 были дома. Прошли за день 777 км, потратив 10 часов.
Чтобы не было так грустно на последних километрах, решили составить рейтинг достопримечательностей трассы. Вот что у нас получилось: