|
Год 2012, август месяц, звёзды были так благосклонны ко мне, что наконец-то моя давняя мечта — поездка к морю на автомобиле — стала реальностью. Маршрут в моих грёзах был проложен очень давно, оставалось найти себе попутчиков, но и эта проблема решилась легко. Один из моих сослуживцев тоже собирался в отпуск с семьёй и также на автомобиле, но… немного в другую сторону, а именно — на Дальний Восток. Выслушав мои доводы о том, что на Чёрном и Азовском морях вода теплее, и нет акул, он решил изменить направление на 180 градусов. Обсудив маршрут теперь уже вдвоём и уточнив сроки старта, начали готовиться... Выезд был назначен на 5 августа. К этому моменту надо было подготовить автомобили, собрать вещи и приобрести радиостанции. Александру, моему попутчику, было несколько проще, он ушёл в отпуск за неделю до старта.
Теперь об автомобилях. Ваш скромный слуга на Ssang Yong Kyron 2010 года рождения российской сборки. Александр на Subaru Outback 2002 года выпуска, и выясняется, что у нас объявился третий попутчик Сергей тоже на Subaru Outback, но 2006 года рождения. Итак, нас три семьи, на трёх машинах, но Сергей к нам присоединится в Красноярске. В связи с тем, что времени у меня катастрофически не хватало, подготовка автомобиля заключалась в проведении очередного Т.О. у официального дилера «Арлан-Сибирь».
Всё, наконец-то, 5 августа 2012 года местное время 07:00.
Итак, в путь! Дорога нам предстоит неблизкая: если верить навигатору, то расстояние от родного города Иркутска до Щёлкино составляет 6 340 км.
На старте погода нас решила не баловать — моросил мелкий дождь, иногда усиливающийся, и так практически до границы области.
Первую остановку в Тулуне запросил Александр, вернее, его автомобиль: он захотел «кушать». В дальнейшем всегда ориентировались на него. И здесь я в очередной раз понял преимущество дизеля: у меня ещё оставалась половина бака топлива. Следующая заправка была в Красноярском крае. Соседи нас встретили радушно, яркой солнечной погодой, в дальнейшем на протяжении всего пути на запад нас сопровождало тепло и солнце.
На ночлег решили останавливаться за Красноярском. Скажу сразу, это был самый плохой ночлег на протяжении всего пути туда и назад. Мотель искали часа полтора. Их, кстати, не так много в Красноярском крае, и либо непомерно завышенная цена, либо нет мест, а нам надо было как минимум два номера, один четырехместный и один двухместный. В итоге остановились в недавно открывшейся «забегаловке», где был свободен один трехместный номер, куда мы поселили женщин, а сами устроились в сауне.
Ночью нас догнал третий автомобиль. Пробег в первый день пути составил 1 140 км.
Утро 6 августа, завтраком в этом так называемом «мотеле» нас не накормили, и мы стартовали на голодный желудок.
Второй день пути, теперь нас трое.
Воскресенье, 6 августа. Много времени теряем в Кемерово — трасса пролегает через город. И, тем не менее, следующая ночёвка в Омской области, где, кстати, неплохо устроились в придорожном мотеле: номер на двоих с душем, телевизором, горячей и холодной водой и охраняемой парковкой для машины стоит 1 600 рублей. Двигаться на запад очень удобно: каждый день у нас добавляется один час светлого времени. Итак второй день пути, дневной пробег составил 1 220 км.
День третий, на небе ни облачка, температура за бортом +26 градусов, и это при том, что пока мы движемся на северо-запад. Трасса становится всё более загруженной, а вот состояние её…
В Тюменской области уходим с северной дороги на юг, на Челябинск. Курганская область, федеральная трасса, местами разбитый асфальт, продавленный большегрузными фурами, а местами — гравийка, но надо отдать должное, пытаются что-то делать.
И вот здесь при очередном обгоне напомнил о себе мой автомобиль: сорвало патрубок турбины. Ничего страшного, но мощность двигателя катастрофически падает. Остановились, патрубок поставили на место, поехали дальше, но недолго. Примерно через 30 км всё повторяется, опять остановка садим патрубок на место, но теперь посадили его на герметик, и всё, забыли про этот злосчастный патрубок до конца пути.
На ночлег остановились на въезде в Челябинск, в придорожном мотеле. Номера оставались только два 4х-местных, в одном остановился Александр с семьёй, а другой достался нам на две семьи. И всё бы ничего, если бы не один нюанс: двери в туалет и душ почему-то были стеклянными, наверное, для того, чтобы видеть есть ли там кто или нет, и чем он там занимается.
Итак, третий день. Пересекли третий часовой пояс, разница с Москвой 2 часа.
Утро четвёртого дня, быстро завтракаем и по машинам. Проходим Челябинск, движемся к Уралу, ясно, температура за бортом +29. Подходим к Уральскому хребту, на трассе предупреждающие знаки об опасных поворотах и крутых спусках, но это так, жалкое подобие нашего Култукского тракта.
Здесь о себе напомнил автомобиль Александра: полезла температура. Остановились, проверили уровень охлаждающей жидкости, ремни. Всё в норме, искать причину глубже на трассе не решились. Машину постарались разгрузить как можно больше, а на подъёмах Александра попросили быть более внимательным. В Европу подкрались тихо — трасса была забита очень плотно.
Температура в «субарике» Алекса держалась на пределе, но критическую черту не пересекла ни разу.
После Уральского хребта подъёмы закончились, и проблема с перегревом двигателя как-то тихо улетучилась сама собой, но появилась другая: у Сергея, нашего третьего попутчика, начали скрипеть тормозные колодки. Решили так: Сергей, как самый молодой, заезжает в Уфу, меняет колодки на своём авто и покупает антифриз для Алекса, и затем догоняет нас. Так и сделали. Мы двумя машинами по объездной Уфы пошли на Самару, а, Сергей — в Уфу, предварительно созвонившись с магазином (оказывается, интернет и мобильная связь иногда помогают человеку, а не только отвлекают от работы).
Сергей сгонял в Уфу зря, так как выяснилось, что колодки были в хорошем состоянии, а скрип, скорее всего, был по другой причине, но, как гласит русская народная мудрость, всё, что ни делается, делается к лучшему.
Следующая ночевка была за Самарой, Сергей нас догнал уже после того, как мы разместились в мотеле. И тут выяснилось, что мы потеряли один часовой пояс: оказывается, в Самаре уже московское время. Я предложил вернуться и поискать утерянный часовой пояс, но меня никто почему-то не поддержал.
Утро, день пятый, как выяснится позже — самый трудный в нашем путешествии. Завтракать решили позже, в кафешке мотеля выпили только кофе и двинулись на Саратов. В Саратов решили заехать по нескольким причинам: Алексу надо было снять наличку с банковской карты, мне помыть машину после дождя по Иркутской области, а Анастасии, жене Алекса, очень хотелось повстречаться с родственниками.
До Саратова дошли без особых проблем, если не считать загруженности трассы. В славном городе Саратове выполнили две из намеченных целей — сняли наличку и помыли машины, и двинулись дальше в Воронежскую область.
В Воронежской области решили уйти с «федералки» по причине загруженности последней. Благо, что дорог там много, и если есть подробные карты и хороший штурман, то труда это не составит. Дон форсировали по понтонному мосту в районе деревни Галиевка и пошли на Богучар.
В начале одиннадцатого по местному времени вышли на трассу «Дон» М-4, и здесь я понял, как глубоко я заблуждался по поводу загруженности всех пройденных дорог. Время 22:30, трасса по две полосы в каждую сторону, и обе полосы забиты до отказа, но, надо отдать должное, мы всё-таки ехали. Народ стал вежливо намекать, что пора бы остановиться на ночлег. Остановились у ближайшего мотеля: мест нет. С горем пополам вклинились в поток, через некоторое время остановились у следующего мотеля: мест нет. Решили собрать совет. Время 00:20, а движение по трассе не утихает, и мы решили ехать как можно дальше, чтобы по возможности уйти с трассы до того как двинется основной поток.
Примерно около 3 часов ночи Александр запросил пощады, и мы свернули с трассы на заправку, где и поспали прямо в машинах часа полтора. Было ещё темно, когда мы двинулись дальше. В Ростов заехали утром, поужинали и позавтракали одновременно и там же решили ехать дальше на Таганрог и Новоазовск, а уж на отдых решили остановиться пораньше, где-нибудь на берегу моря.
Прошли Таганрог и вот она, граница, нашей необъятной, но очень сильно урезанной Родины, благодаря стараниям наших любимых политиков. Особое старание в этом деле приложили тов. Горбачев и г-н. Ельцин: последний в пылу борьбы за престол государства Российского и в пьяном угаре так и вовсе забыл, что Крым никогда не принадлежал Украине.
Границу пересекли на переходе Таганрог—Новоазовск, на переход потратили немногим больше часа. И вот мы теперь уже в другом государстве, пока ещё близком нам, но всё более и более отдаляемом благодаря усилиям политических деятелей с той и другой стороны.
Решили пообедать, и тут мы поняли, что всё-таки находимся в другом государстве: наши рубли к расчету не принимались. Надо было срочно менять деньги. Деньги обменяли в Новоазовске, и там же я решил совершить первую покупку на территории суверенного государства. Подошел к девушке, торгующей фруктами, и спросил цену. Ответ меня несколько озадачил: «Два рубля». Я вежливо переспросил: «Рубля или гривны?», на что девушка, отмахнувшись от меня как от назойливой мухи, сказал: «Гривны, конечно же». Я отнёс это нежелание называть денежные знаки своим именем к близости границы, но и далее, везде, где бы я ни интересовался ценами, видел то же нежелание называть гривну гривной. Не стану утверждать, что дело так обстоит по всей Украине, но в юго-восточной её части мне не встретился ни один человек, назвавший гривну своим именем.
Пора на отдых, тем более что мы не спим практически вторые сутки, и, как выяснилось, у Сергея сегодня день рождения. Остановиться решили на берегу Азовского моря.
Заехали в первую попавшую деревеньку, нашли дом на берегу моря, где сдавались комнаты, и поселились. Цены меня очень порадовали: комнату на двоих на берегу моря мы сняли за 80 гривен, что в пересчете на наши рубли, составило примерно 330 рублей в сутки. Здесь мы и отметили день рождения нашего третьего попутчика Сергея. Итак, 10 августа во второй половине дня мы купались в море, пили домашнее вино, ели только что собранные фрукты и желали всего самого наилучшего нашему новому знакомому. Но конечная цель нашего путешествия ещё не достигнута. Впереди Крым.
В Крым мы решили ехать по Арабатской стрелке. На седьмой день нашего путешествия, позавтракав и искупавшись в море, мы решили двигаться к конечной цели автопробега. Вперёд на Геническ и далее к заветной цели.
До Геническа доехали без проблем, если не считать доблестную «ДАИ». Нарушение, конечно, было, но скорее по вине местной дорожной службы, а спорить и выяснять отношения с представителем автоинспекции на территории суверенного государства я не стал, и проблему мы решили на месте, причем, должен заметить, довольной осталась только одна сторона.
После Геническа вышли на Арабатскую стрелку. Для тех, кто не знает — это узкая полоска суши, соединяющая полуостров Крым с материком — длина этой косы примерно километров 120, дороги как таковой нет, есть грунтовый просёлок, ни разу не видевший дорожной техники. Примерно на середине Арабатской стрелки решили поставить палатки и заночевать.
День восьмой, Автономная Республика Крым. Прежде чем ехать в Щёлкино, решили побывать в Феодосии и искупаться в Чёрном море. Феодосия встретила жарой, толпами отдыхающих и берегом моря, сплошь заставленным автомашинами с российскими номерами. Останавливаться в такой толчее как-то не захотелось, и мы поехали в посёлок Приморский.
Туристов в Приморском было немногим меньше, но места в отеле всё-таки нашлись, и мы решили пару дней покупаться в Чёрном море. Цена за номер в отеле уже не так радовала, как это было на берегу Азовского моря. Двухместный номер нам обошёлся в 640 гривен. Единственное что радовало, так это выход на пляж прямо из гостиницы. Провалявшись пару дней на пляже, решили двигаться дальше к конечной цели нашего путешествия, благо, что до Щёлкино оставалось каких-то 80 км.
Через час неспешной езды мы остановились у базы отдыха «Рига», что на въезде в Щёлкино. Свободные места были в наличии. Там и остановились до конца нашего такого короткого отпуска.
Шесть дней, оставшихся до отъезда домой, пролетели незаметно, но нам, сибирякам, неизбалованным солнцем, теплым морем и свежими фруктами, они показались сказочным сном. Увы, сказочный сон закончился, и надо было ехать домой. Возвращаться домой решили через Керчь.
20 августа, пообедав на базе и упаковав вещи, выдвинулись в обратный путь. Часа через три неспешной езды мы пристроились в хвост очереди, стоящей к пограничному переходу. Очередь растянулась километра на два, настроение, и так-то не очень весёлое, при виде очереди упало совсем. Ночевать в очереди почему-то не хотелось.
Разрешилась ситуация довольно-таки быстро и банально: к нам подошёл молодой человек и предложил продать место в очереди — три тысячи рублей с машины, и мы стоим практически у самых ворот. Сопоставив наши шансы на успех, мы решили соглашаться, но и даже после того, как мы встали практически в самом начале очереди, Родина нас встретила только через пять часов. На ночлег мы остановились в Краснодарском крае, отъехав километров 30 от паромной переправы. Итак, в этот день мы проехали в общей сложности 140 км. Рано утром начался второй этап нашего автопробега.
Дорога на восток отличалась лишь тем, что возвращались мы к серым будням, а совершать трудовые подвиги почему-то так не хотелось, и, поэтому по времени дорога растянулась на семь дней. В Челябинске мне пришлось потерять пять часов светлого времени на прохождение очередного технического обслуживания, т.к. автомобиль у меня гарантийный, а лишаться гарантии не хотелось.
В милом сердцу городе Иркутске мы объявились 27 августа в 23:30.
Итак, подобьём итоги. Общее расстояние составило 12 700 км, время в пути — тринадцать дней, расходы на ГСМ составили 29 904 рубля. Настроение ехать в следующий отпуск на автомобиле не пропало, а наоборот — окрепло, и я даже знаю, где пройдёт следующий отпуск. Автомобиль за время в пути сюрпризов не преподнёс (за исключением патрубка, конечно), но и ожидать особых проблем от авто с общим пробегом на день старта в 30 000 км как-то не очень то и хотелось.