|
Маршрут: Сургут—Тобольск—Омск—Новосибирск—Кемерово—Мариинск—Канск — Иркутск—Улан-Удэ—Чита—Биробиджан—Хабаровск—Ванино—Холмск—Южно-Сахалинск—Холмск—Ванино—Комсомольск-на-Амуре—оз. Амут—Хабаровск—оз.Ханка—Уссурийск—Владивосток—Находка—Врангель—Находка—Уссурийск—Хабаровск—Благовещенск—Чита—Улан-Удэ—Гремячинск—Баргузин—п-ов. Святой Нос—Аршан—Жемчуг—Иркутск—о. Ольхон—Иркутск—Красноярск—Абакан—заповедник Ергаки—Шушенское—Черёмушки—Долина Царей—Кемерово—Новосибирск—Омск—Тобольск—Сургут.
Вообще-то в этом году мы собирались лететь самолётом на Камчатку, очень уж хотелось побывать в Долине гейзеров. Но после изучения материалов по Камчатке, обнаружил, что май-июнь у медведей брачный сезон, и на эти месяца Кроноцкий заповедник ограничивает посещение, в том числе Долины гейзеров.
Пришлось отказаться на этот год от этого маршрута, но не навсегда. Начал искать, куда бы слетать на Восток. Очень понравились статьи про Сахалин.
Чем больше читал разную информацию о Дальнем Востоке, тем больше понимал, что самолётом можно посмотреть очень немного. Поэтому пришёл к мысли, что надо ехать на машине, чтобы увидеть в десятки раз больше. К началу отпуска маршрут движения на Восток был готов. Благо, мы уже не раз были в той стороне, на автомобиле доезжали до Улан-Удэ, поездом до Хабаровска, самолётом до Владивостока.
Вот и наступил долгожданный день отпуска. Хотели выехать 20-го, но нас задержало непредвиденное обстоятельство. Ещё в марте купил багажный бокс фирмы «MontBlanc». И только перед поездкой в отпуск установил его на крышу. Во время поездки по городу обнаружил, что багажник сильно свистит. Поехал в магазин, где покупал багажник, но из-за желания работников посмотреть по телевизору чемпионат Европы по футболу, они закрылись гораздо раньше. Пришлось ждать понедельника.
В понедельник обменял на «Thule», 450л, но он тоже свистел ничуть не меньше предыдущего. Делать нечего придётся ехать с «Соловьём-разбойником».
Багажный бокс загрузили до предела туристическими принадлежностями и всякой всячиной, которая понадобиться только на природе. Две палатки, спальные мешки, коврики, резиновые сапоги + болотники, посуда, стол со стульями и ещё много чего. Основной багажник тоже оказался загружен полностью, туда погрузили газовую плиту с баллоном, десятилитровую канистру с бензином, много всякой одежды, ведь мы едем почти на 2 месяца.
Машина для поездки, Suzuki Grand Vitara, исполнилось ровно два года, пробег на дату выезда
55 378 км. За полтора месяца до отпуска отремонтировал передние стойки, с гарантией 30 тыс. пробега. Поменял масло в двигателе. Обнаружил, что износ задних колес намного больше передних. Решил поменять, объездил все магазины, но идентичные не нашёл. Значит, придётся искать резину где-то в дороге, когда наступит предельный момент износа.
Экипаж машины: я Евгений и моя супруга Ирина.
Наконец, 22 мая в 4:35 выезжаем в дорогу. Хочется проехать Нефтеюганск и Пыть-Ях, пока не выехал на работу технологический транспорт.
Хотя забыл, что уже в прошлом году открыли объездную дорогу Пыть-Яха и сейчас не надо ехать по узкой и пьяной дороге, где обгон очень затруднителен. Вместо этого прямая дорога с отличным асфальтом. Температура воздуха +12, значит, сегодня будет тепло и комфортно ехать. Асфальт неплохой, несмотря на то, что только недавно сошёл снег, и дорожные работы ещё только начинаются.
Правда, перед поворотом на Горноправдинск около 40 км. и за ней примерно столько же — неровная дорога с ямками, но ехать можно с нормальной скоростью, если аккуратно. Дальше уже лучше, особенно перед Уватом, новый асфальт. После Тобольска сворачиваем на Вагай, дальше Аромашево и выезжаем на трассу Р402 в районе Голышманово. До Омска доезжаем около 21 часа, не заезжая в город, едем в сторону Новосибирска. При выезде границ Омска сразу за мостом увидели гостиницу, решили здесь и заночевать. Номер нормальный, без излишеств, даже розетка всего одна. Кровать и телевизор.
Вообще так во многих недорогих дорожных гостиницах. Хотя человеку с дороги нужна самое главное, кровать и душ.
Отдохнув, на следующий день продолжаем путь в сторону Новосибирска. Идёт большой ремонт дороги, что конечно несколько увеличило время проезда из Омска в Новосибирск. И в Новосибирске мы оказались только около 15 час. Каменный Новосибирск мы уже видели, поэтому сегодня мы решили посмотреть город деревянный. А деревянных домов в городе сохранилось немало, некоторые отреставрированы и выглядят великолепно, радуя наш глаз. И вообще деревянная архитектура очень красива из-за наличников и ажурных орнаментов.
Мы сразу поехали к деревянному дому, который интересовал меня больше всего. Однако найти стоянку в центре города в будний день, оказалось очень затруднительным. Дом купца Сурикова находится в центре по ул. Ленина, 11. построен в 1905 г., в 2000 г сильно пострадал от пожара.
Дом, конечно, очень хорош! Какие наличники!
Машину поставили у театра Кукол. И там наблюдали молодых художниц, которые получили задание написать картину какого-либо театра.
Работают в поте лица.
Недалеко заметили интересную скульптуру деда.
А ещё красивую девушку.
Поехали в сторону ул. Коммунистической.
И вот ещё один красавец-дом среди каменных монстров!
И ещё старина!
Рядом неплохо вписался современный дом.
Конечно, можно было бы увидеть больше старины, но мы планировали сегодня добраться до Кемерово. И поэтому надолго не задерживаемся в городе и покидаем знойный и жаркий Новосибирск. В машине ехать гораздо приятней с кондиционером, чем гулять в жару по городу. Расстояние до Кемерово небольшое, всего 275 км, и мы очень скоро оказались в столице Кузбасса. Сняли квартиру, и отдыхать.
На следующий день подъём в 6:20, завтрак и вперёд на осмотр города. К сожалению, пока моросил дождь, было не очень комфортно гулять по городу, хотя мы и не такое проходили. Температура всего +14. Но вскоре дождь перестал и хотя бы уже фотографировать можно спокойно, не боясь замочить аппарат. Город молодой, старины, как таковой, нет, и вообще городом он стал только в 1918 г. Население немногим больше полумиллиона человек. Центр застроен сталинскими домами, очень чисто и ухоженно, много всевозможных памятников и скульптур. Кемерово производит очень благоприятное впечатление, хотя не только город, но так же можно сказать про всю область. В области самый дешёвый бензин и отличного качества за всю нашу дорогу. Здесь мы заправлялись даже по 22 руб. 90 коп., про такие цены на 92 бензин везде уже забыли. Посмотрели город, прогулялись по Набережной.
Памятник Пушкину и его героям, я бы назвал Пушкинским сквером.
Центральная площадь.
Прикольно!
Искали памятник «Усталый ковбой», который находился по ул. Дзержинского, 4. Но вместо ковбоя нашли только места крепления на земле. Интересно, куда же он делся? Затем поехали в музей заповедник «Красная горка», который находится на выезде из города в сторону Мариинска. Всё очень интересно и познавательно.
Вернувшись опять в город, пообедали. Сходили в парк чудес.
Дальше поехали в Мариинск. По дороге увидели много цветов под названием купальница, многим более известная как жарки, конечно, мы остановились полюбоваться на эту красоту.
Очень скоро мы оказались в Мариинске, ехать от Кемерово всего 160 км.
При въезде в город прямо у дороги находится мемориал жертвам ГУЛАГа.
Затем поехали осматривать город. И сразу же увидели вот этот красивый домик.
Поехали в центр.
Памятник участникам ВОВ.
Памятник Императрице Марии Александровне, жене Александра 2, в честь которой назван город.
Памятник картофелю. Красивые сохранившиеся старинные дома, каменные и деревянные.
Сходили в музей бересты, всё современное, но очень интересно, какие интересные изделия можно изготовить из обыкновенной бересты.
Я же им обычно пользуюсь, чтобы легче было разжечь костёр, а его предназначение радовать глаз человеческий и приносить пользу.
Бюст Александра 2.
Жандарм.
И великолепный деревянный дом, в котором сейчас находится краеведческий музей. Здание построено в начале 20 века.
Осмотрев все красоты Мариинска, перекусили и поехали дальше на Восток. Совсем немного не доехав до Ачинска, остановились для ночлега в придорожной гостинице в 20:30. Погода стояла почти штормовая, ветер дул такой силы, что я подумал, не перевернёт ли машину, и перегнал в место, хоть немного закрытое от ветра. Удивило, что во всей гостинице и кафе на данный момент работает одна девушка по имени Олеся. Нормальная гостиница, чисто, уютно, но кухня не очень.
На следующий день утром встаём в 6:30, погода не радует, всего +6. Душ, завтрак и в путь. Едем по объездной, не заезжая в Красноярск. Ближе к полудню мы в городе Канске. Кстати здесь, как и во Франции с 2002 г. проводится ежегодно «Каннский Видеофестиваль. Город старинный, основан в 1636 г. К сожалению, из старины мало что сохранилось. И всё же в городе есть что посмотреть.
Триумфальная арка.
Свято-Троицкий собор,1799 г.
Голова Ермака.
Пообедали вкусненько, заправили и машину по 25,70 в «Оазисе» и продолжили наш путь.
В Нижнеудинске сняли квартиру посуточно, кстати, самую дешёвую за всю дорогу. Стоянку не нашли, поэтому машину оставили во дворе. Отдохнули хорошо и утром как всегда встаём пораньше в 5:45, температура воздуха всего +4. Утренние сборы и опять в дорогу. Доехали до Тулуна, заправились, поели в кафе и дальше в путь. Дорога вполне нормальная, везде асфальт, за мелким исключением. Гравийка в общей сложности составила 35км, но это кусками, где-то 2 км, где-то 15 км. Если сравнивать, что было два года назад, когда мы ездили на Байкал, то это Земля и Небо. Тогда в общей сложности, плохая дорога
составляла около 300 км. Это включая и разбитый асфальт. Сегодня едем практически без остановок, так как временами моросит дождь и прохладно. Поэтому день ничем не примечателен.
Не доезжая до Иркутска 3,5 км, обнаружили новую объездную дорогу, её открыли в ноябре 2010 г., о чём мы даже не подозревали. Конечно, были приятно удивлены, так как проезд через город отнял бы у нас немало времени и нервов от стояния в пробках. Выезжаем на трассу уже в 11 км от Иркутска. Длина объездной дороги составила 25 км. В Култуке заправились по 25,90 и полюбовались со «смотровой» площадки на Байкал.
Дальше пошла красивая, можно сказать, горная дорога, вдоль берега Байкала. От озера нас разделяет всего метров 50 и железная дорога. Постоянно переезжаем мосты рек, впадающих в Байкал. А этих рек очень много!
Дорога с крутыми поворотами и высокими перевалами, поездка по такой дороге впечатляет! Ширина дороги узкая, разметка сплошная, обгон очень затруднён, хотя местные обгоняют, как будто сплошной и нет. Вот и въезжаем в Республику Бурятия. Похоже, здесь серьёзно взялись за реконструкцию дорог. Срезаются горы, спрямляются и расширяются дороги. А пока нам приходится ехать по гравийке, то по новой, только отсыпанной, то по полностью раскуроченной. После проезда ремонтируемой дороги, появился не очень приятный стук в ходовке.
Несмотря на плохую погоду и позднее время, вдоль дороги стоят торговцы рыбой. Купили омуля холодного копчения, именно такой нам больше по вкусу. И начали искать место для ночлега. Заехали в первую гостиницу, ещё не работают, во второй гуляют свадьбу, и все номера в гостинице заняты для гуляющих. Между прочим, в придорожных кафе, находящихся в деревнях или близко к ней, местные выбирают местом проведения свадеб. И такое мы наблюдали ещё много где, вплоть до Владивостока. А сегодня как раз была суббота. Однако гостиницу мы всё-таки нашли в Еловке, «Три медведя». Не доезжая 25 км до Улан-Удэ. Обычное место для уставшего путника, где можно покушать в кафе, помыться и поспать. На следующий день встаём в 5:30. По утрам не можем спать долго и поэтому встаём всегда рано, т.к. часы всё время двигаем вперёд относительно домашнего времени. Уже разница в три часа. При движении на Восток у нас уже три раза в сутках было по 23 часа. Но зато на обратном пути наверстаем.
Погода опять прохладная, всего +4. Перед мостом через Селенгу заезжаем на гору полюбоваться видом сверху и посмотреть скульптуру.
Проезжаем Улан-Удэ, заправились по 26,70. Ещё не растаявший снег.
Сначала дорога идёт вдоль берега Селенги, затем уходит налево от реки и проходит по многочисленным деревням.
Очень удивили закрытые ставнями окна, такого уже очень давно нигде не видели. Интересно, почему закрывают, прячутся от солнечного света или от ветра?
Увидели цветущий багульник, и как его много в лесу.
Красивая природа с сопками.
Вот въезжаем в Забайкальский край и теряем ещё один час из суток.
Здесь меняется цвет асфальта, с серого, на красноватый.
Ещё час ходу и мы в красивом месте, погода стала гораздо лучше. Цветов становится всё больше.
Вот Сон-трава или ургуйки по-местному, ранние цветы Забайкалья. Заехали в кафешку пообедать, стало очень жарко. Очень удивили высокие цены на бензин. Перед Читой заправились по 29,50, это ещё дёшево, цены выше 32 руб. В Забайкалье оказались самые высокие цены на бензин за всю нашу дорогу.
Заезжаем в Читу, жара неимоверная, +32. Чита отмечает день города. Ему исполняется 359 лет.
Нам пока не до праздника, надо найти жильё. Это оказалось трудновато сделать, много гостей приехали в город, а я ещё забыл выписать № тел. о квартирах посуточно Читы. Пришлось звонить домой дочери, она прислала телефонные номера и вскоре мы сняли квартиру на два дня. Машину поставили на стоянку, остальную часть дня посвятили отдыху.
Удивило утро следующего дня, температура всего +8. Я поехал искать СТО, надо разобраться со стуком в днище. Вскоре нашёл СТО, слесарь по имени Терентий попробовал разобраться, не поднимая машины, не получилось. Тогда я заехал на подъёмник и после кропотливого поиска нашли причину стука. Оказалось, что погнулась защитная броня под раздаткой. Сняли броню, немного поработали кувалдой, и причина лишнего шума устранена. Цена вопроса — 40 минут работы и 500 руб.
Еду на квартиру, забираю Ирину и едем на осмотр достопримечательностей города. Сразу попадаем к красивому деревянному кружевному дому, о существовании которого я и не подозревал, т.к. в инете о нём не читал. Дом впечатляет своей красотой!
Жаль, что хорошо сфотографировать мешают деревья, ладно бы стояли красивые берёзки, а то аллергенный тополь, от пуха которого страдают тысячи горожан. Отреставрировать такой красивый дом, чтобы люди не могли его нормально разглядеть. Я бы это сравнил с макияжем красивой девушки, на которое она потратила уйму времени и массу дорогостоящей косметики, а по завершении, накинула на лицо вуаль, в итоге красоту не разглядеть. Так и здесь.
Тут же подышали ароматом цветения черёмухи.
Рядом находится красивое каменное здание. Это бывший дом Энгаля построен в 1914-1915 гг.
Поехали дальше осматривать город. Попали на центральную площадь.
Очень хорошо вписались ростральные колонны.
Похоже, ещё не скоро зарастёт народная тропа к Ленину, раз дети идут к нему. Площадь Ленина очень красивая.
Здесь убирают праздничные плакаты.
Начал моросить дождь. Идем осматривать старинное деревянное здание почты.
Оно построено в 1893г именно для почтово-телеграфной конторы, и спустя 129 лет используется по прямому назначению!
Памятник молодому Ульянову. А здесь рядом ещё много таких же красавцев.
Зашли в магазин кулинарии и набрали очень вкусной выпечки. Спрятались было от дождя, а тут пошёл снег крупными хлопьями, как зимой. Температура +5 и это после вчерашних +32 градусов 28 мая! Даже у нас в Сургуте я не помню такой резкой перемены температуры.
Но нам не привыкать к плохой погоде, беру зонт и иду осматривать близлежащие дома, очень не хочется терять время.
Поехали дальше на поиски кафе.
Увидели непримечательное кафе с красивым песенным названием «Учкудук».
Решили здесь и пообедать. Внутри оказалось много народу, однако очередь двигалась быстро. Понравилось быстрое обслуживание молодых ребят, наверно узбеки. Обслуживают с улыбкой, быстро и играючи. Вместо хлеба у них лаваш очень маленького размера, пообедав, мы ещё взяли с собой 10 штук. Готовят очень вкусно, нам понравилось, недаром так много посетителей. Да и цены очень умеренные. После вкусного обеда, на улице обнаружили, что дождь и снег перестал, так что нам будет более-менее комфортно осматривать город.
Красивый дом советской постройки со скульптурами военных является Домом офицеров.
Памятник основателю Читы, казаку, сотнику, Бекетову Пётру Ивановичу установлен в 2008 г. Идём дальше по ул. Ленина и наблюдаем скульптуру «Конь в пальто».
Дальше видим, наверное, самый красивый каменный дом Читы.
Дворец братьев Шумовых, построен в 1915 г.
Оказывается на ул. Ленина есть и такие деревянные дома.
Осматриваем дома на ул. Столярова, Забайкальского Рабочего. Город очень богат на старинные деревянные дома, хоть и в большинстве они не реставрированы, но выглядят неплохо, а если немного вложить денег, тогда Чита вообще станет местом паломничества туристов.
Воскресенская церковь.
Церковь устроена в 1945 в деревянном здании бывшего римско-католического костела, построенного в 1851, расширенного в нач. ХХ в. и закрытого в 1920-х. Над прямоугольным зданием надстроены купол и небольшая звонница. В 1996 она повреждена пожаром, в кон. 1990-х отремонтирована, сооружены новые венчания. Долгое время это был единственный храм в Читинской области. Здание церкви очень интересное и своеобразное. Охранник, увидев меня, что я фотографирую, запретил мне это делать, но я к этому времени уже всё, что хотел, снял. Тут вышел священнослужитель и он поговорил с охранником. И охранник мне уходящему кричит, что можно фотографировать. Но я уже не стал возвращаться.
И ещё старинный дом на ул. Чкалова. Бывшее Управление Полиции города 1905 г. Ныне пожарная часть. Интересное здание, но, увы, в не очень хорошем состоянии.
Идём дальше и попадаем к памятнику пограничникам. А так как сегодня 28 мая День пограничников оные здесь празднуют праздник в большом количестве.
И вот на фото бывшие пограничники у памятника, посвященного им.
Недалеко стоит танк Т-34.
Поднялись выше от памятника, а там строящаяся церковь и дальше медицинская академия.
Главная церковь города.
Храм внутри очень красив, хотя и без росписей.
Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери, 2004 г.
Ж/Д вокзал. Первый камень в фундамент вокзала положили 15 июля 1899 г.
Рядом стоит очень хорошо сохранившееся каменное здание, это бывший доходный дом Забайкальского казачьего войска (1909–1912), также известный как таможня.
Здание советского времени 1959 г.
Усадьба Коновалова, 1906 г. постройки.
Совершенно потрясающее модерновое здание на изгибе Кастринской и Амурской улицы. «Арт-Нуово», как он есть, но снять его целиком очень трудно. А на этих снимках очарование несколько теряется. Сейчас его занимает союз архитекторов Читы.
После просмотра старины решили поехать на смотровую площадку, находящуюся на Титовской сопке. Добираться до неё оказалось очень непросто, это выглядело как движение по лабиринту, хотя вот она часовня перед глазами. Но всё-таки добрались.
Виды отсюда отличные, но, к сожалению, на первом плане находится сортировочная станция.
Часовня Александра Невского.
Полюбовавшись на город сверху, поехали обратно в город и подъехали к памятнику Любви и Верности, находящемуся на пересечении улиц Амурской и Столярова. Сквер новый, открыли только в прошлом году.
В самой старой части Читы находится Михайло-Архангельская церковь — уникальный памятник русского зодчества XVIII в, а точнее построен в 1776 г. Это единственная сохранившаяся на территории Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь, освященная во имя св. Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Архитектурный облик храма с незначительными изменениями сохранился до наших дней. Почерневшие от времени толстые бревенчатые стены церкви помнят многое. Жители Читы называют ее Церковью декабристов. Здесь искали духовного утешения и молились о своих близких декабристы, их жены. В Чите отбывали каторгу 85 декабристов.
Но мы, к сожалению, в музей не смогли попасть, так как был понедельник, выходной день.
Уже наступил вечер, и мы подустали, пора ехать отдыхать на квартиру. На следующий день встаём в 5 ч. утра, недолгие сборы и в путь дорогу. С утра прохладно. При выезде из города заправили полный бак по 30,20. Выехали из города, а новой дороги всё нет.
Отъехали наверное от Читы около 100 км, и только тогда начинается новая дорога. Дорога местами отличная, а где-то появились пучины или провалы, а ведь с момента сдачи дороги не прошло ещё и двух лет. Умеют у нас строить, чтобы после сдачи, сразу же начинать ремонт. Но в любом случае очень хорошо, что достроили дорогу, и по ней можно ехать с нормальной скоростью. Правда, не надо игнорировать знаки о снижении скорости, а то можно влететь в очень большую неприятность, они поставлены только там, где обязательно нужно снизить скорость . Населённые пункты находятся от трассы в стороне, а вокруг нас одна живая природа. Через определённое количество километров, построены места для стоянки и отдыха. Есть даже туалеты, но их лучше объезжать стороной, заходить в них просто невозможно даже при большом желании. Ощущение, что туалеты здесь стояли ещё за 20 лет до начала стройки дороги.
Это показатель, как много машин ездит по этой дороге. Заправились в Чернышевске по 31,70. Хотя и проехали всего меньше 300 км, но начитавшись о том, как мало заправок на трассе, решили заправляться по возможности чаще, хотя на всякий случай у нас есть десятилитровая канистра с бензином. Но оказалось, что взял я его напрасно, заправок вполне достаточно, через определённые расстояния. Хотя они и не с громкими брендами, но бензин везде вполне нормальный. В наличии обычно присутствует АИ-92 и дизтопливо, другого нет, а нам и не надо. Вели запись о наличии заправок, чтобы на обратном пути было удобнее заправляться. АЗС от Читы: километровые столбы: 106, 198, 243, 267, 285, 307, 424+гостиница, 481+гостиница, 682, 725, 943, 993, 1373, 1450, 1483, 1516, 1520, 1523. Дальше АЗС
на дороге становится предостаточно из-за увеличения количества населённых пунктов. Как видно из приведённых данных, видно, что без бензина остаться на дороге невозможно, если только не искать АИ-95. Я же заправляю с самого выезда из салона 92-ым. Самый распространённый бренд на ДВ, «НК-Альянс». На трассе «Амур» это самый цивильный. Ну а дальше появляются «Роснефть» и «Газпромнефть». Думаю, я уже увлёкся топливным вопросом.
На 389 км проезжаем перевал Ю-Тен, наверху установлена часовня из красного кирпича. И уже из интернета узнаю, что так назван перевал в 2010 г. в честь Юрия Тена, уроженца Сахалина, по национальности корейца, депутата Государственной думы, безвременно умершего.
Вот доезжаем до границы Забайкалья и Амурской обл. Очень большая стоянка.
Едем по Амурской обл. и видим дым от горящего леса и пересохшие реки.
Ещё пару часов езды и мы останавливаемся у кафе с гостиницей «Уют». Кухня нормальная, на четвёрочку. Зато интерьер и оформление выше всяких похвал. Вдали от цивилизации построить такое, да ещё и с зимним садом!
Это заслуживает внимания и уважения. После обеда заправились в Альянсе, находится рядом, по 30,20. И продолжили наш путь. Хочу заметить, что на этой трассе от Читы до Биробиджана, не нужен ни навигатор, ни антирадар. Ехать можно с любой скоростью, насколько позволяет дорога и благоразумие, и никто тебя не тормознёт и не оштрафует. Полицаев здесь нет ни в каком виде.
Мы же не спешим никуда и едем с благоразумной скоростью. Любуемся природой, остающейся в стороне от нас.
Иногда останавливаемся запечатлеть красоту, благо стало совсем тепло. Увидев гостиницу, в 19 ч. решили остановиться на ночлег, но не тут-то было, уже свободных мест нет. А я, было, подумал, что мы будем первыми. А здесь, оказывается, спать останавливаются намного раньше, чем в западной части, так как на трассе гостиниц всего несколько и до следующей гостиницы, может, придётся ехать 8-10 час. Около 21 часа останавливаемся на ночлег на стоянке рядом с кафе «Оазис».
Здесь же заправляемся по 29,20, чтобы утром не заморачиваться, это 1 373 км похоже наш примерный пробег за сегодняшний день. Спать в машине, конечно, не очень комфортно, но приходится ухитряться в выборе удобной позы для сна. Ночью стало холодно, а я не догадался достать одеяло из багажного бокса. Пришлось надевать что было тёплого из одежды, ведь не очень хочется ночью вставать и искать одеяло, впредь буду умнее.
Поднимаемся в 5:30, умываемся и в дорогу, а температура воздуха всего +3. Сняли рассвет.
Проехав пару часов, остановились позавтракать, для этого пришлось заехать в лес, т.к. стоянок
не было. После завтрака ехать веселее. Проехали совсем немного и нас останавливают на посту для проверки документов. Полицай попался немногословный, проверил документы, вернул обратно и даже не пожелал счастливого пути. Только отъехали от поста, увидели знаменитую стелу, как же тут проедешь мимо, не отметившись.
Недалеко от стелы находится очень скромная часовня.
Рабочие приводили в порядок стелу и прилегающую территорию. Мастер-женщина даёт указание бригадиру, тот послушно кивает головой. Только мастер уезжает, все бросают работу и идут в будку машины отдыхать. Мы с женой наблюдали за этим спектаклем, и нас разобрал смех от такого большого «трудолюбия» наших сограждан.
Всего 10 минут хода от стелы и вот мы уже въезжаем в Еврейскую автономную область.
Природа области очень красива, сопки, леса, кругом цветы. Евреев в области всего 1 628 чел, что составляет 1% от общего населения. Ещё пару часов и в 14 часов мы въезжаем в столицу ЕАО — Биробиджан! С этим городом связана моя молодость, вернее здесь я служил в рядах Советской Армии в далёкие 1975-1977 годы, прошло аж 35 лет!
Фотографируемся перед въездом в город. На остановке стоят ребята, один из них был в нашем городе, и был очень удивлён, что мы приехали на машине на Дальний Восток.
Первым делом едем на мойку, машина очень грязная, с начала нашего путешествия мы ещё ни разу её не мыли. Тем более погода благоприятствует, тепло, +23 и солнечно. Пока мыли машину, договорились о квартире посуточно. После мойки сразу поехали по адресу, немного неправильно поняли указания навигатора и попали к этому красивому зданию, в котором разместилось представительство г. Хэгана КНР.
Позже я узнал, что китайцы его построили буквально за полгода. Созвонились с хозяином квартиры, уточнили, как проехать, и скоро мы были в намеченной точке. Квартира понравилась, в новом доме, всё есть. Приняли душ, привели себя в порядок и поехали осматривать город. А в городе есть что посмотреть. Город я практически не узнаю, за прошедшие годы то, что знал уже можно забыть, а тут ещё так сильно всё изменилось. Поехали в центр, на пешеходную улицу Шолом Алейхема. В начале улицы ему установлен памятник, рядом фонтан, и магазины.
Зашли в торговый центр, забыли из дома взять утюг, придётся покупать. Второй этаж занят полностью торговцами из Китая. Женщины, естественно, не могут равнодушно пройти, не посмотрев тряпки. Мы были очень удивлены пренебрежительным отношением к покупателям со стороны продавцов из поднебесной. Похоже, они чувствуют себя здесь уже полновластными хозяевами и делают одолжение россиянам, торгуя на их территории. Вышли из магазина, купили мороженое из Хабаровска, ну очень вкусное!
Поев мороженого, продолжили осмотр города.
Биробиджан — город небольшой, население всего 75 тыс. чел. И поэтому тут всё близко, «пробок», конечно, нет. Интересен «Мужичок с гармошкой».
Очень понравилась привокзальная площадь с фонтаном. На дембель уезжал с этого вокзала, но он уже не тот, как и вся площадь, всё очень сильно изменилось.
Очень хорошо смотрится памятник «Переселенцам», кстати, городу его подарили китайцы из города Хэган в 2004 г.
Не с намёком ли?
Зашли посмотреть внутреннее убранство вокзала,…
…снял, хотя нашлись люди-охранники, которые мне запретили это делать. Далее поехали смотреть Благовещенский кафедральный собор, но он оказался закрытым.
Не только церковь, но и вся территория была на замке, как неприступная крепость. Увидев заходящую на территорию монашку, очень молодая девушка, попросили разрешения зайти в церковь. Она сказала, что здесь не служит, а из близлежащего монастыря, но узнает, можно ли войти нам. Через несколько минут мы получили отрицательный ответ, а время было ещё только около 18 час. Далее через дорогу сходили посмотреть сквер Дружбы России и Китая.
А уж затем решили сходить посмотреть еврейскую синагогу и еврейскую общину «Фрейд».
Здесь в июле 2010 г. будучи президентом, побывал Дмитрий Медведев.
Служащий, молодой человек по имени Виталий, оказался очень любезным и общительным. Он рассказал нам про общину «Фрейд». Узнали, что прихожан, посещающих синагогу, всего 15 чел. Хотя иудеев в городе гораздо больше. Никогда не был внутри синагоги, хотелось посмотреть, как там внутри, Виталий не отказал в моей просьбе, и даже разрешил сфотографировать.
Поблагодарив за его любезность и краткую экскурсию, мы поехали в сторону Набережной. Поставили машину сбоку от филармонии,
и пошли любоваться на главную площадь города.
Театральная площадь. Цветомузыкальный фонтан.
Скрипач.
Прогулялись по набережной р. Бира. Молодцы! Постарались! Очень красивая набережная.
Скульптура Пушкина не очень похожа на великого поэта.
Журавли.
Нагулявшись, поехали на квартиру отдыхать. Машину поставил на стоянку, как раз напротив дома китайского представительства.
Красивый вид из окна. Утром следующего дня не спешили, на сегодня в плане было посещение в/ч 22459, в которой я служил. Навигатор вывел из города, часть находится в пяти километрах от Биробиджана, в районе старого аэропорта. Рядом находится п. Птичник, куда ходили в самоволку любители горячительного напитка. Лес вдоль дороги немного восстановил память молодых солдатских лет. Узнаю знакомый перекрёсток и сворачиваю в сторону части. Оставив машину на обочине, иду в сторону части. В голове буря эмоций и мыслей, очень волнует мысль, пустят в часть посмотреть или нет. Подхожу к КПП, он тот же, что и 35 лет назад!
Зато в наше время тут зениток не было, да и не пойму, причём здесь зенитка, если часть ещё при мне была ракетной, каковой является и сейчас. Зашёл в КПП, поздоровался с солдатами и дежурным сержантом. Объяснил, кто я такой и с какой целью появился здесь, солдаты слушали с большим интересом, а сержант был невозмутимым. Попросил его позвонить дежурному по части, объяснить ситуацию и сказать о моей просьбе посмотреть в/часть. Я, затаив дыхание, слушал разговор, хотя слышал только монолог сержанта, я начинал понимать, что меня, скорее всего, не пустят. Закончив разговор, дежурный сообщил, что пустить меня на территорию части не может, так как сегодня очень скоро ожидается прибытие Командующего КДВО, и дежурный офицер по части очень занят подготовкой встречи. Я был ошарашен такой новостью, прибытие начальства столь высокого ранга не оставляло мне абсолютно никаких шансов увидеть хоть одним глазком свою часть. Из дальнейшего разговора узнал кое-что интересное для себя о части, о котором написать не могу. Хотя меня и не разрешили пускать на территорию части, с КПП меня не выгоняли и даже не воспрепятствовали, когда я прошёл за КПП на пару метров. Конечно, я не стал наглеть, только посмотрел зону, предназначенную для семей офицеров. Всё изменилось, вместо деревянных двухэтажек стоят каменные пятиэтажки. В моё время даже штаб находился в деревянной двухэтажке. Через некоторое время я уговорил сержанта снова позвонить дежурному по части и дать мне самому поговорить с ним. Однако и в этот раз постигла неудача, дежурный по части просто не захотел со мной разговаривать. И тогда я понял, что в часть, где я прослужил 2 года, меня не пустят. Или я приехал не вовремя, или же гражданских совсем не пускают. Было очень обидно и больно. Рухнула мечта увидеть место службы, казарму, столовку, клуб, соприкоснуться с тем местом, где из пацана сделали мужчину. А перед поездкой сюда я был почти уверен, что мне разрешат посмотреть казарму, ведь очень интересно, как сейчас там, и сравнить, как было при нас. Я бы с удовольствием поел в солдатской столовке за 10-кратную цену. Но, к большому сожалению, моя мечта так и осталась мечтой. В расстроенных чувствах я пошёл к машине и рассказал обо всём Ирине. Что делать? Посидели в машине, порассуждали о бытие и решили съездить в Валдгейм, чтобы отвлечь мысли с грустного, на позитивный.
Село основано в 1928 г. первыми переселенцами — семьями еврея Лейба Гефена и русского Кирилла Масленникова. Место называлось Худзиновка, а в 1930 г. село получило название Валдгейм, что в переводе «Дом в лесу». Сюда бегали в самоволку к девчонкам, они здесь очень красивые. Вот и сейчас пообщались с симпатичной местной девушкой, правда, она не еврейка.
Оказалась ещё и общительной, рассказала про жизнь в селе, чем зарабатывают на хлеб. Приятная собеседница, проговорили минут 20. Сняли на камеру местную церковь, стоит совсем новенькая. Поехали дальше в сторону Жёлтого Яра. Кругом окружает красивая природа и отличная погода. Остановились полюбоваться на красоту, хоть и немного, но машины ездят часто, поэтому уединится с природой, не удаётся.
Делаем несколько фотографий и решаем ехать в Хабаровск. При выезде из Биробиджана со стороны Хабаровска стоит стела.
С нами всё время хотела сняться бродячая собачка. Запечатлев всё на камеру, продолжаем наше путешествие в сторону Хабаровска уже по территории Дальнего Востока. На этом первую часть нашего путешествия заканчиваю. Думаю сразу прочитать и переварить, обо всём нашем путешествии будет трудновато, решил своё повествование разделить на несколько частей. Следующая часть будет посвящена путешествию по Дальнему Востоку.
Продолжение следует…