|
Мой родны кут, як ты мне мiлы!...
Забыць цябе ня маю сiлы!
Ня раз, утомлены дарогай,
Жiццём вясны мае убогай,
К табе я у думках залятаю
I там душою спачываю…
Якуб Колас (белорусский поэт).
Рад приветствовать всех Drom’овцев, читающих моё повествование!
Хочу вынести на суд общественности еще один небольшой рассказ, о путешествии в мой родной край, вотчину последнего диктатора Европы — Республику Беларусь. Поездка состоялась в июле 2010 года, она же получилась первой самостоятельной поездкой на столь дальнее расстояние. До этого автомобильные марш-броски на Родину были в 1991, 2000 и 2003 годах, но тогда за рулем были то знакомые, то родственники.
Цель данного путешествия заключалась не только навестить родню и пройтись по улицам детства, но и деловые встречи с работниками Посольства Республики Беларусь в Москве и руководством Министерства культуры Республики Беларусь в Минске. Как я уже писал в своем предыдущем повествовании, мое хобби — развитие белорусской культуры вдали от Родины. Если коротко, я являюсь заместителем председателя правления по работе с молодёжью и связям со СМИ Местной общественной организации «Белорусской национально-культурной автономии «Нёман» городского округа Тольятти», а также руководителем детского ансамбля «Зорачкi» («Звёздочки»). Если возникнет желание, то можно по-google’ть и найти информацию о нашей организации (также послушать песни в исполнении наших коллективов — взрослого ансамбля белорусской песни «Купалiнка» и детского ансамбля «Зорачкi». Все мы не профессиональные исполнители, поэтому, прошу строго не судить.
Итак, намеченный маршрут: Тольятти—Москва—Бобруйск—Минск—Бобруйск—Москва—Тольятти. Общая протяженность ориентировочно 4 000 км в обе стороны. Писать сколько точно километров проехал и сколько рублей затрачено на топливо, не стану. Повествование будет немного с историко-культурным уклоном.
Автомобиль ВАЗ-21102 (2002 года выпуска), комплектация — «Люкс», пробег на момент старта приближенно 150 000 км. Как и полагается перед дальней дорогой авто был предоставлен знакомым механикам из сервисного центра LADA для замены расходников, а также протянуть, поглядеть, чтобы в пути не дай то Бог ничего не произошло. Забегая вперед, скажу, что автомобиль за всю поездку ни разу не подвел, средний расход АИ-92 по БК составил 5,9 л/100 км. Отзыв о данном железном коне можно прочесть тут.
Из бортового оборудования имелся в наличии только навигатор «TEXET», который я подарил себе любимому на день рождения буквально за месяц до намеченной поездки, с установленными картами «Navitel». К сожалению, поздно спохватился, карты в навигаторе были только по России, Беларусью там и не пахло. Однако, как показала дальнейшая практика, в Беларуси заблудиться довольно сложно, но об этом чуть ниже по тексту.
Экипаж: я — водитель, матушка — передний пассажир и по совместительству секретарь (записывала в бортовой журнал время прохождения того или иного населенного пункта, количество и цену залитого топлива, а также прочие затраты). Увы, бортовой журнал не сохранился, посему буду писать по памяти. Третий участник путешествия мой, на тот момент десятилетний сын, в распоряжении которого, как всегда, весь задний диван.
День первый. Тольятти — Москва (Аксаково) (~1 100 км)
Старт намечен на 05:00 утра. Почему так рано? Многие наверняка помнят знойное лето 2010 года на европейской части страны. Решено было выехать пораньше, чтобы как можно дальше проехать не по жаре и в относительном комфорте. Фактическое время отправления практически совпало с планируемым.
Дорога из Тольятти на Москву по федеральной трассе М-5 знакома многим, поэтому расписывать все ямы, колдобины и промятый большегрузами асфальт смысла не вижу. Средняя скорость по М-5 до границы с Рязанской областью варьировалась в пределах 70-75 км/час.
Миновав Сызрань, Кузнецк и Пензу, въехали в Республику Мордовия. Первую длительную остановку на отдых и обед сделали, не доезжая Зубовой Поляны. Свернули в небольшую лесополосу, идущую перпендикулярно трассе. Расстелили покрывало, достали из багажника взятые из дома съестные припасы. Плотно отобедав, решили полениться в теньке. Лениться пришлось недолго, т.к. надоедливые слепни, осы и прочая ползуще-летающе-жужаще-кусающая живность не давала покоя. Через час после начала остановки двинулись в дальнейший путь. Жара ужасающая. В Мордовии не меньше 45 градусов, а на солнце так и все 55. Спасался, поливая себя из баклажки водой. Пока мокрый, ехать можно, затем опять кошмары.
В следующем, поистине легендарном мордовском местечке Умёт, где на протяжении всего селения по обе стороны от трассы находятся самодельные кафе с домашней кухней, а также названиями заведений на любой вкус, цвет и воображение фантазии, сын приметил одно кафе и выдвинул требование остановиться. Кафешка носила название простое и незамысловатое, но по-мордовски с юмором — «Морд’Доналдс». Пришлось сыну возразить и остановку не делать, т.к. животы у всех были полны от только что проглоченного обеда. Однако, я пообещал, что на обратном пути непременно остановимся в этом месте и обязательно отведаем фаст-фуд по-мордовски.
Рязанская область порадовала хорошим качеством покрытия дорожного полотна и широкими участками трассы М-5. Иногда попадались участки, где работала дорожная техника. Чем ближе приближались к столице, тем лучше была дорога, да и машин становилось все больше.
В районе подмосковных Бронниц попали в небольшой дождь, что нам оказалось очень даже кстати, т.к. на протяжении всей дороги было неимоверное пекло.
Потолкавшись на развязках МКАД, домчались от Рязанского до Дмитровского шоссе относительно быстро. Неприятный сюрприз ждал нас на съезде с МКАД на Дмитровку. Час пик, неработающий светофор, какой то строительный рынок, закипевшие и вставшие на трассе машины. Одним словом проторчали в пятикилометровой пробке не менее полутора часов. Прибыли в поселок Аксаково на дачу к куме около 21-00. Ужин, отдых, расслабуха на свежем воздухе. В царствие Морфея провалились практически все разом.
День второй. Москва
Второй день нашего путешествия начался с того, что с подмосковной дачи кумовьев направились в центр столицы, точнее в Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации. Посольство расположено в историческом центре города, на ул. Маросейка. Необходимо было встретиться с представителями посольства, рассказать о наших достижениях в плане развития белорусской культуры и языка. Поделиться проблемами и планами на будущее. Эта встреча была запланирована, и нас ждали. Главный специалист посольства г-н Ю.С. Сухоносик встретил нас радушно, провел экскурсию по старинному особняку, когда-то принадлежавшему знатным российским фамилиям. В разное время в здании посольства (ранее дворец) жили: полковник Михаил Родионович Хлебников, Петр Александрович Румянцев-Задунайский и его сын граф Николай Петрович Румянцев, чья жизнь неразрывно связана с историей Беларуси, т.к. он провел на белорусской земле часть своей жизни и основал город Гомель.
Беседа в посольстве получилась насыщенной. В свою очередь нам пообещали посильную помощь с белорусской стороны в пополнении музея белорусской культуры необходимыми экспонатами, литературой как художественной для факультативных занятий белорусского класса, так и нотами, песнями для взрослого и детского музыкальных коллективов и т.д. Часть литературы вручили прямо в посольстве, остальные наши просьбы были исполнены со временем.
В связи с этим, хочу выразить искреннюю признательность всем работникам посольства за оказанную помощь.
Наша тольяттинская делегация в Посольстве Республики Беларусь в Москве (слева представитель посольства — Ю.С. Сухоносик).
В конференц-зале посольства Беларуси.
В переговорной комнате посольства. В центре стола Ю.С. Сухоносик.
Внутренний дворик Посольства Республики Беларусь в Москве.
После официальной встречи в Посольстве, прогулялись по центру Москвы, затем отправились обратно в Аксаково отдыхать на дачу.
День третий. Московские окрестности (~100 км)
Наутро следующего дня решено было съездить в город Пушкино (Мытищинский район), навестить своего давнего друга Пашку, с которым вместе постигали азы армейского мастерства в Тольяттинском Высшем Военном Командно-Инженерном Строительном Училище. Увы и ах, но, видимо, высококвалифицированные офицеры нашему российскому государству не нужны. При Анатолии Сердюкове, министре обороны РФ (есть Бог на свете — теперь он бывший министр), закрыли значительную часть высших военных учебных заведений. Нашу «Альма-матер» эта участь не обошла стороной, в сентябре 2010 года училище перестало существовать.
С другом Пашкой встретились, пообщались немного, ему надо было убегать на работу. Остались у него переночевать, а на утро следующего дня решили двигаться на Бобруйск.
День четвертый. Москва — Бобруйск (~800 км)
Основательно отдохнув за пару дней пребывания в Подмосковье, из Пушкино выдвинулись в сторону МКАД в районе 06:00 по московскому времени. Как всегда происходит, выезды, и въезды на московскую кольцевую забиты, но ехать было можно. Начало дня, еще не все проснулись. Не прошло и часа, как мы оказались на Минском шоссе — трасса М-1. Чем дальше уезжали от сердца нашей страны, тем трасса становилась менее загруженной. Дорога отличного качества, везде разметка, знаки и прочие блага, которые позволяли держать скорость в районе 120-140км/час. Ехать было одно удовольствие.
Первый раз общение с сотрудниками ДПС состоялось на стационарном посту неподалеку от Смоленска. Формальная остановка и проверка документов.
Трасса М-1. Смоленская область.
Миновав город Ярцево, незаметно для себя прибыли на российско-белорусскую границу. Многие, в том числе и я, в своих отчетах об авто путешествиях на страницах Drom.ru отмечали, что как таковой границы между нашими государствами нет. На нейтральной территории сделал вынужденную остановку, чтобы приобрести «Green card». Обошлась покупка этого вида ОСАГО чуть менее 700 руб. за 15 суток. Двумя годами позже цена была значительней ниже, а может и потому, что покупал на российской стороне.
Подъехав к белорусскому шлагбауму, передал в окошко 19 руб. — оплата за проезд по трассе М-1 на территории Беларуси. С момента вступления Беларуси в таможенный союз, проезд стал бесплатным.
Вот и Родина — Республика Беларусь.
В районе белорусского местечка Городец, остановились на обед. Пройдено 600 км, осталось пройти еще ¼ части пути и мы на Родине.
По белорусским дорогам ехать одно удовольствие. Ровный асфальт, понятная и читаемая разметка, вкупе с адекватными знаками делают передвижение по стране не только информативным, но и безопасным. Часто встречаются красные шумовые полосы, расположенные поперек трассы, особенно много таких полос при подъезде к пешеходным переходам или опасным участкам дороги. Выше я писал, что в навигаторе отсутствовала карта Беларуси, сначала я жалел об этом, но потом понял, что при наличии дорожных указателей, заплутать тут нереально сложно. Единственный раз поплутал в Минске, и то довольно быстро нашел нужное место.
Схема трассы М-1 (Е-30) Минск-Брест, расположена рядом с границей.
Чистота, порядок и ухоженность прилегающей к трассе территории вызывает приятное чувство. Видно, что в стране есть Хозяин, Хозяин именно с большой буквы, который и сам лично следит за благоустройством и порядком, а также сурово спрашивает с руководителей на местах. Смотрите сами, фото говорят за себя.
А вот и родная Могилёвская область.
Обычные белорусские деревеньки (вёскi), везде красота, глаз радуется. Места для фотографии не выбирал, снимал практически все подряд.
На деревенском перекрестке установлен светофор и нанесена разметка «зебра», качество деревенского асфальта — отличное. Часто ли встретишь такое в российской глубинке?
День пятый, шестой и седьмой. Бобруйск
Все эти дни проводили в Бобруйске. Встретились с друзьями и одноклассниками. Сыну устроил познавательную экскурсию по городу и памятным местам. Побывали в краеведческом музее и на останках бобруйской крепости.
А вот и родной город — Бобруйск.
Мой бывший подъезд в доме на ул. Ленина. В этот дом меня принесла мама с роддома.
Это уже историческое сооружение. Двухэтажный деревянный дом на ул. Шмидта. В этом доме жила моя матушка с моей бабушкой с 1952 по 1971 годы. Строили его немецкие военнопленные. Во дворе дома была огромная воронка от авиабомбы, которая по зиме превращалась в своеобразную горку для детворы.
Средняя школа №14 (ныне, гимназия №2) с углубленным изучением английского языка. Школу открыли в 1959 году, как раз моя мама пошла в 1-й класс в новую школу. Эту же школу посещал и я.
Один из многочисленных бобруйских бобров, установлен недалеко от рынка (базара).
Танк Т-34, установлен на площади Победы. Здесь же похоронен генерал Б.С. Бахаров.
Борис Сергеевич Бахаров легендарный генерал-майор танковых войск. Принимал участие в Великой Отечественной войне. В марте 1941 года был назначен командиром 50-й танковой дивизии Харьковского военного округа, которая после начала Великой Отечественной войны была срочно переброшена в Белоруссию и приняла участие в боях в составе 21-й армии Западного фронта. Танковый корпус, в котором служил Б.С. Бахаров участвовал в освобождении Бобруйска. За отличия и героизм бойцов, корпусу было присвоено почетное наименование «Бобруйский». Погиб генерал 16 июля 1944 года в районе шоссе Пружаны—Брест.
Мемориал на площади Победы в Бобруйске.
Экспонат бобруйского краеведческого музея.
Макет бобруйской крепости в краеведческом музее.
Экспонат бобруйского краеведческого музея.
Еще один бобруйский бобр (в центре).
Обычная бобруйская улица и наш автомобиль. Вокруг опять-таки чистота.
Белорусские города и поселки очень красивы, озеленение, клумбы и цветники не только в центре города, но и на окраинах. Дома хрущевской постройки полностью отреставрированы. Крыши покрыты новым кровельным материалом, стены окрашены в различные цвета и оттенки. Ниже на фотографиях район площади Ленина.
День восьмой. Минск и Хатынь (~400 км)
Посещение столицы Беларуси — города-героя Минска обещало быть насыщенным, в связи с этим, из Бобруйска выехали в районе 06:00 утра. Расстояние в 150 км преодолели легко и быстро. В Минск въезжали почти в 08:00.
Поскольку, до времени, назначенного нам в Совете Министров Республики Беларусь, еще оставалось пару часов, решил сыну показать этот удивительно красивый город. Проехались по центру города, сделали несколько фотографий.
Не стану врать, не помню, что за здание, но красивое. Может быть какой-то олимпийский комитет.
Памятник великому белорусскому поэту — Якубу Коласу, на одноименной площади.
Площадь Независимости в Минске. Наверняка эта стела многим знакома.
После обзорной экскурсии, состоялась встреча у Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. Принимал нас начальник отдела Михаил Рыбаков, ныне работающий главой Республиканского Дома Дружбы Народов.
Наша тольяттинская делегация с Михаилом Рыбаковым (в центре).
Любезно подаренные национальные костюмы и врученные Дипломы от Совета Министров Республики Беларусь.
Тольяттинская Автономия белорусов «Нёман», по итогам 2009 года была признана лучшей среди всех белорусских автономий зарубежья, нам были вручены памятные подарки — национальные костюмы, грамоты и дипломы. Кстати, на протяжении трёх лет подряд 2009, 2010 и 2011 наша Автономия признавалась лучшей. Надеюсь, и в дальнейшем будет именно так.
У центрального входа в Совет Министров с ценными подарками.
Затем состоялась встреча с нашими друзьями в Обществе по связям с соотечественниками за рубежом — «Радзiма» (Родина). Там, как и в Совете Министров нас ждали приятные сюрпризы в виде белорусской литературы, которую мы с радостью приняли.
У сына на лице радостная улыбка от полученных подарков.
После всех официальных встреч, поехали в Хатынь. Многие читающие мой рассказ наверняка знают, что значит Хатынь. Признаюсь, знать и видеть все это своими глазами, две большие разницы. Ужас и боль белорусского народа передать словами и фотографиями очень сложно, да что там, не возможно. Место, где не так давно находилась деревня, в которой жили мирные люди, строили свою жизнь, влюблялись, женились. Там где был слышен детский смех, где старики доживали спокойно свой век. Все это благополучие было стерто с лица земли в один миг.
Хатынь, одна из 186 белорусских деревень, которую фашисты сожгли дотла вместе с ее жителями. Хатынь — это мемориал памяти о горе и страданиях белорусского народа, здесь есть памятник каждой сожженной белорусской деревне, каждому детскому дому, школам и детским садам, чьи воспитанники были истреблены коричневой чумой.
Остается только искренне поблагодарить белорусский народ за сохранение памятников и мемориалов, за то, что он не дает нам, живущим сегодня, забыть об ужасах минувшей войны.
Печные трубы и фундамент на месте бывших деревенских домов. На каждой трубе установлен колокол. Звон колоколов повторяется приблизительно каждые 30 сек., эхо разносит этот скорбный звук по окрестностям. Все это практически в безмолвной тишине. Еще очень продолжительное время этот звук не покидает голову.
Табличка на печной трубе, на которой написаны имена и фамилии живших здесь людей. Страшно читать здесь и детские имена
Черный куб и название стертых с лица земли белорусских деревень. Целое поле.
Эти жуткие и варварские деяния, убийства детей прощать нельзя.
Без малого полтысячи белорусских деревень возродились из пепла.
После посещения мемориального комплекса Хатынь, поехали обратно в Минск. По пути краем глаза посмотрели на огромный спортивный комплекс Раубичи и сделали остановку у Кургана Славы, который расположен на трассе между городом и Национальным аэропортом «Минск».
Выставка военной техники. На заднем плане Курган Славы.
Курган Славы — памятник Великой отечественной войны.
Именно в этих местах в июле 1944 года проводилась наступательная операция «Багратион», в которой советским войскам удалось взять в окружение 105-тысячную гитлеровскую армию. Данное событие получило название «Минский котёл».
Мемориал открыт в 1969 году. Общая высота 70,6м. Земляной холм 35м. венчает скульптурная композиция из четырех штыков, высотой 35,6м. каждый. Штыки символизируют 1, 2 и 3 Белорусские и 1-й Прибалтийский фронт, освобождавшие Беларусь.
Как неоднократно многими drom’овчанами описывались белорусские дороги, грех на них не прибавить газку. Прибавил на свою голову. В районе Марьиной Горки был захвачен в плен местными работниками славного белорусского ДАI. Сопротивляться не было никакого смысла, т.к. спидометр в моей машине и радар инспектора показывали одну и ту же скорость, за исключением погрешности в пару километров. Ах, да… Скорость была примерно 145 км/час.
Страж закона и ПДД представился по форме, показал скорость на радаре, попросил документы. Долго крутил их в руках, переводя взгляд то на меня, то на машину, то опять в документы. Минут через десять задал мне вопрос: «Я не пойму, Вы откуда»? Я на родной белорусской мове, со средневолжским акцентом объяснил, что сам из Беларуси, об этом есть запись в водительском удостоверении, но благодаря судьбе-злодейке, лет 25, как живу в Тольятти. На что я услышал еще один вопрос: «Белорусские деньги есть оплатить штраф»? на что я согласно кивнул и переспросил: «Сколько стоит проехать в Беларуси со скоростью 145 км/час»? ДАI’шник подвел меня к патрульной машине, показал распечатку штрафов и начал выписывать квитанцию на сумму 17 500 руб. Увидев сочетание этих цифр, я нервно икнул и начал сползать по крылу машины на землю. Недоползя до грунта сантиметров 50, я вспомнил, что курс российского рубля к белорусскому, был 1/100. Мысленно откинув два нуля, я воспрял духом и отсчитал нужную сумму. Пожелав взаимной удачи мы уехали, а ДАI’шник продолжил беспристрастно следить за соблюдением ПДД.
По приезду в Бобруйск я поделился этим случаем со своим дядькой. Он уточнил, не предлагал ли я разбежаться без составления протокола. Естественно, не зная всех тонкостей общения с местными ДАI’шниками, я это предлагать не стал. Дядька одобрительно похлопал меня по плечу и добавил: «Молодец! Иначе бы уехал отдыхать суток на 15, без лишних слов»! Лукашенко добился порядка в этой сфере, за что ему честь и хвала. [Белорусским националистам и прочим ненавистникам Бацькi, хочу сказать одно — лучше ничего не комментируйте, чем будете нести всякую ахинею]. И вообще, дядька был сильно удивлен, почему за такую скорость с меня взяли такой штраф, как оказалось, почти минимальный на тот момент. Я предположил, что сделал скидку земляку и отпустил восвояси.
По пути встретился рынок, где мы затарились черникой, лисичками и местной вяленой рыбой, которую вечером под местное наивкуснейшее пиво «Речицкое» с удовольствием съели.
Место отдыха автотуристов. Беседка с лавками и столом. Чуть дальше в лесок — туалет, типа «сортир».
Тут же расположены различного рода детские горки и качели. Детворе можно не только комфортно пообедать, но и отвлечься от долгой дороги. Такие замечательные места встречаются на всех междугородних шоссе, примерно через 30-50 км.
В Бобруйске пробыли еще пару деньков. Посвятили их встречам с друзьями и одноклассниками, с которыми еще не успели повидаться. Просто бродили по городу, в один из дней устроили шопинг. Любимая супруга до сих пор довольна привезенной ей в подарок продукцией фабрики «Милавица». Теперь как только бываю в Беларуси, обязательно ей привожу оттуда эти необходимые и замечательные товары. Я и сын с теплотой вспоминаем качественную белорусскую обувь и вкуснейшие натуральные продукты.
День одиннадцатый. Бобруйск—Москва
Как не хотелось уезжать из этих родных и замечательных мест, но время летит и, как ни крути, отпуск заканчивается.
Упаковав свои вещи и подарки родным в багажник своего железного коня, двинулись в путь. Времени было около 12:00. Не спеша доехали до пригорода Могилева — поселка Буйничи. Специально сделали остановку и посетили туристическо-развлекательный комплекс «Белорусская деревня XIX века».
Комплекс включает в себя несколько деревянных домиков, в которых расположены мастерские народных умельцев: гончара, пекаря, соломоплетельщика плотника, кузнеца, ткача и… са-мо-гон-щи-ка!!!). Здесь можно познакомиться с укладом жизни белорусских ремесленников XIX века, а также на месте купить любые из увиденных сувениров. Валюту принимают любую. Побродили, посмотрели, прикупили разных сувениров. Самогон пить не стали, т.к. ехать до Москвы еще далеко.
Гостиничный комплекс «Корчма». Банкетный зал, несколько гостиничных номеров, сауна и т.д.
Вот те самые домики белорусских ремесленников.
Замечательное меню. Кстати, это единственное место, где на территории Беларуси можно на законных основаниях гнать самогон.
Вот такую красоту плетут белорусские умелицы из обычной соломы.
А это произведение искусства и полностью ручная работа белорусских ткачих.
Рядом с туристическим комплексом «Белорусская деревня XIX века» расположен зоопарк. Точнее даже не зоопарк, а зоосад, где живут различные звери не в тесных клетках, а в просторных вольерах. Зубры (европейские бизоны) — гордость белорусской земли, вообще гуляют практически на свободе, вольер таких размеров, что и вольером его назвать сложно.
Зубры — самый тяжелый и крупный вид наземных млекопитающих Европы. Ареал их обитания был от Пиренейского полуострова до Кавказа, но практически все они были в разное время истреблены человеком. В настоящее время зубра можно встретить на территории национального заповедника Беловежская Пуща (он расположен на территории Польши и Беларуси), при чем, только на белорусской стороне, а также в ряде зоопарков.
Вот и сам представитель зубриного семейства, собственной персоной.
Ниже несколько фотографий, сделанных в «Белорусской деревне XIX века», Зоосаде и окрестностях. Все построено, ухожено с чувством, с любовью и профессионализмом. К сожалению, временем не располагали, и рассмотреть все удалось лишь краем глаза.
Через дорогу от комплекса «Белорусская деревня XIX века» находится мемориальный комплекс «Буйничское поле». Для белорусов оно также важно и памятно, как и для россиян — Куликовское поле.
Центральный вход в мемориальный комплекс «Буйничское поле»
В 1941 году при обороне Могилева проходили ожесточенные бои. Рубеж Тишовка—Буйничи—Селец, перекрывал автодорогу Могилев—Бобруйск и железную дорогу Могилев—Жлобин. Немецкое командование планировало прорваться в Могилев со стороны Бобруйска, сосредоточило на этом направлении многотысячную группировку войск: 3-ю танковую дивизию, пехотные части поддерживаемые авиацией и артиллерией. У Буйнич проходил передний край обороны советской армии, где противотанковый ров, смыкаясь с оврагами, упирался в Днепр.
Свои позиции красная армия удерживала вплоть до 22 июля 1941 года.
Не слабая артиллерийская установочка. Фрицам досталось по «самое не балуйся».
Знакомство с туристическим комплексом «Белорусская деревня XIX века» и мемориалом «Буйничское поле» окончили в районе 17:00. Все под впечатлениями от увиденного, продолжили путь на Москву.
Немножко пришлось поплутать по Могилеву, т.к. на объездную дорогу не попали и поехали через центр города. Бравые стражи порядка в лице все тех же ДАI’шников, любезно подсказали правильное направление движения. Вскоре выбрались из города, и попали на трассу М-1, ведущую на государственную границу, а по сути, на искусственно созданную границу одного народа, разделенного зимой 1991 года пьяными и бестолковыми правителями наших государств.
Через пару часов доехали до пограничного поста, встали в очередь из двух машин (наша вторая), открылся шлагбаум и через несколько сот метров мы на границе России. Никто не останавливал, документы и автомобиль не проверял. Все прошло незаметно. Единственное, что было в тот момент, навалилась на душу тоска, и чем дальше уезжали от Беларуси, тем тоскливей становилось. Грела одна мысль, что мы здесь еще не один раз будем. Планировалась поездка в 2011 году. Матушка и сын съездили в Волковыск, у меня не получилось вырваться с работы. В 2012 году поездка состоялась все в те же родные места: Бобруйск—Несвиж—Мир—Брест—Волковыск—Минск. Мой рассказ об этой поездке есть на сайте в разделе «Автопутешествия».
Километров через 150, в Смоленской области сделали кратковременную остановку на ужин.
До Москвы домчались без приключений. Правда, один раз остановили ДПС’ники все на том же посту под Смоленском. «Проверка документов»! «Откройте багажник!», «Что в сумках?». Пришлось «доблестного» стража порядка культурно послать… к смоленским партизанам. Отпустил.
Трасса М-1 Брест-Москва. Ехать по такой дороге одно удовольствие.
На МКАД въехали в районе полуночи. Хорошо в это время въезжать в столицу. Час пик закончился, дороги свободны. Доехав до развилки Ярославского шоссе и МКАД, глюканул навигатор, или не он, а я. Одним словом, вместо того чтобы после моста уйти со МКАД направо на Рязанское шоссе, я ушел направо перед мостом и оказался по направлению к центру города. Опомнился минут через пять, т.к. за бортом оказался не очень знакомый пейзаж. Многочисленные попытки осуществить разворот и двигаться в обратном направлении в сторону Мытищ были с треском провалены. Двойная сплошная разметка грозила неприятными последствиями, затем мешал металлический отбойник, разделяющий потоки движения. Вот уже на горизонте гостиница «Космос» со своей знаменитой стелой, вот он легендарный ВДНХ, или как его называют на новый лад ВВЦ.
Самое главное, что даже после совершенной ошибки с маневром, я не пожалел. Когда еще удастся прокатиться без пробок по ночной Москве. На одном из перекрестков увидел светофор и зеленую стрелку, разрешающую поворот налево. До этого таких поворотов не было, поворачивай, пожалуйста, но только направо. Не зная московских курмышей, направо я поворачивать не стал и дождался разворота.
В начале второго часа ночи мы прибыли в Пушкино. Город нас встретил кромешной темнотой, во дворе Пашкиного дома не работал ни один фонарь. Вот ведь, центр России. Припарковываясь около дома, зацепил задним брызговиком за бордюр и благополучно его оторвал, а также уперся задним бампером в палисадник. Это единственная поломка автомобиля за всю поездку, если вообще это можно назвать поломкой.
Разгрузили часть вещей. Я сбегал в круглосуточный магазинчик, взял себе холодного пивка, расслабиться с дороги. Через полтора часа все уснули.
День двенадцатый. Пушкино
День провели с Пашкой в Пушкино. Общаться было о чем, тем более по пути в Беларусь, толком поговорить не успели. Бары, горячительные напитки, бурные воспоминания о курсантской молодости и т.д. сделали свое дело. Уставшие, но довольные пришли домой за полночь. На следующий день необходимо было выезжать в Тольятти.
День тринадцатый. На Тольятти (~1100 км)
Отоспавшись и хорошенько отдохнув, решили выезжать в ночь. Неимоверная жара не позволяла передвигаться в светлое время суток, асфальт плавился, машина раскалялась.
Из Пушкино выехали в 21:00. Как всегда, Ярославское шоссе, как и другие, забиты автотранспортом. Часа через полтора выезжали на Рязанское шоссе, трассу М-5. Сын, укладываясь спать, наказал сделать остановку в Умёте. По моим подсчетам, в сей населенный пункт, мы должны прибыть в районе трёх часов ночи. Сын еще раз подтвердил, что в какое либо время мы не приехали в Умёт, разбудить его нужно обязательно. Фаст-фуд по-мордовски он пропустить не желал.
Как не странно, ночь была прохладной, пришлось даже включать печку. Очень странно все это выглядело на фоне 40-градусной дневной жары.
Бронницы, Рязань, Мордовия. Вот и Умет. Смотрю на часы. Ровно 03:00 ночи. Начинаю глазами искать кафе «Морд’Доналдс». Проехав через всю деревню, нашел. Деревня не спит. Вдоль дороги на обочинах полно фур, легковых и прочих машин. Музыка, иллюминация, запах шашлыков.
Бужу сына, в надежде, что он не захочет вставать. Однако, не тут то было. Вскочив по-солдатски, шустро собрался, вышел из машины и направился в кафе. Честно признаюсь, не ожидал от своего ребенка такого аппетита в столь поздний, или ранний час. Заказанной картошки, шашлыков и салата ему явно не хватило. Заел все это бубликом с чаем и, сбегав «за угол», отпрыск дал команду об отправлении.
Вот и само заведение мордовского фаст-фуда.
К 06:00 подъехали к Пензе. Город просыпался, и на дорогах стало значительно больше машин. Клонило в сон. Поскольку к рангу самоубийц я не отношусь, делал частые остановки. Выходил из машины, разминался, пил горячий крепкий кофе, припасенный заранее именно для этого случая. Останавливаться спать не было смысла, т.к. до дома оставалось приблизительно 350 км.
Дорога становилась все уже и хуже. Чувствовалось приближение к дому. Под Сызранью впереди меня ехал караван грузовиков, чадили выхлопами солярки из всех отверстий. Воздух черный и противный. Обогнать возможности нет. Постоянно то встречка, то запрещающие знаки.
Вот и Тольятти. В 11:30 уже разгружали машину. Усталость была дикая, глаза слипались. Дома принял душ, выпил с дороги белорусского пивка «Речицкое» и собирался поспать. Не тут-то было. Соскучившись по дочери и жене, начал раздавать подарки и сувениры, делиться впечатлениями о поездке. Вечером пришел еще один кум с женой. Застолье, опять разговоры. Усталость и сон сняло как рукой.
Таким получился мой рассказ. Может быть, он покажется скомканным или нудным, но прошу сильно не бить. Честно признаюсь, писатель из меня не профессиональный, а поделиться впечатлениями о поездке хотелось.
С уважением, ко всем Drom’овцам
Sanych Minsky