|
Итак, всем добрый день . Хотелось поделиться своими мыслями о путешествии, которое совершили этим летом. Опыт автомобильных вылазок, конечно, есть, но на такое большое расстояние ехали впервые и только семьёй, потому что те, кто имел машину, ехать не хотел, а кто хотел ехать, машины не имел.
Итак, водитель — я Андрей, моя супруга Вера, наша дочь Арина. Путешествие по маршруту: Белокуриха—Новокузнецк—Юрга—Мариинск—Тисуль —Шарыпово— Ужур—озеро Шира—Саяногорск—поселок Жемчужный—Саяно-Шушенская ГЭС—Абакан—озеро Шира и тем же маршрутом домой. Наше путешествие началось 4 августа 2012 года. Решено было ехать через Кузбасс, обычно ездили через Новосибирск. Решение было принято исходя из того, что дорога М-52 постоянно перегружена. Ну и объезд Новосибирска. Последние поездки в Барнаул, а в мае-июне их было слишком много, сделали свое дело, и мы поехали через Кемеровскую область. Дорога через Алтайский край ужасна. С каждым годом дорога все хуже и хуже.
Объезд села Целинное. И такой дороги много.
Тот же объезд, можно через село, но хотелось посмотреть с высоты птичьего полета на село, решили на обратном пути, погода не айс.
Терпим, скрипя зубами, доезжаем до границы с Кузбассом. Дорога там отменного качества, две полосы в каждом направлении разделенных отбойником, одно удовольствие.
Дорога супер.
Дорога до Юрги получилась на 100 км (примерно) меньше, и по времени сэкономлено три часа. Кузбасс, в который раз радует ценником на бензин.
Почему через Юргу? Там брат живет, заезжали к нему на две ночевки, днем 5 августа была культурная программа в столицу Кузбасса, посещение песочного театра, дети были в восторге. День прошел отлично.
Кемеровский ж/д вокзал.
Итак, 6 августа выдвигаемся в сторону Хакасии. В планах доехать до озера Учум и устроится на ночевку. Но, в планах одно, а как сложиться, неизвестно. Вот и доехали до Мариинска, город впечатляет своей стелой, пятерка с плюсом, красивее не видели больше нигде. Город красивый! Посетили мемориал жертвам Сиблага. Место взяло за душу. Как-то не по себе становится после посещения таких мемориалов. Историческим центром насладится не дала погода. Вдруг, ни с того ни с сего, бац, и проливной дождь.
Стела Мариинска.
Мемориал жертвам Сиблага.
Расстрельная стена.
Ладно, едем дальше. Оговорюсь сразу что ехали 90-100 км/ч, спешить не хотелось (мы же в отпуске). После Мариинска уходим с федералки, приходит мысль , что дорога кончится, но до Тамбара дорога нормальная.
Примерно такая дорога после поворота с М-53.
А вот после Тамбара начинается гравийка ужасного качества и, как издевка, знак ограничение скорости 60 км/ч, а ехать больше 30 -40 км/ч не получается. Компенсируется все интересными видами из окна. Далее через Кинжир попадаем в деревеньку Едет, а вот попав туда, выезжаем уже почему-то из деревни Инголь.
Пересекаем ж/д переезд и начинается небольшой подъем в гору, в какой-то момент штурман говорит, что в стороне от нас озеро. Поворачиваю голову — и вправду озеро. Сворачиваем с дороги, и нашему взору открывается красивое озеро. Называется оно Инголь.
За этим поворотом справа скрывается озеро Инголь.
Виды озера Инголь.
Остановились, сделали привал, размялись, спустились к озеру, потрогали водичку. На берегу установлена беседка в виде часовенки. Очень приятное место.
В общем, отличное место для привала. Отдохнули и двинули дальше. Дорога все еще не айс, но едем, поразило наличие фур на этой дороге, казалось, что на большегрузах там делать нечего, но нет, едут. Один из водителей по рации и подсказал нам, что плохой дороги осталось около 20-30 км. Понимаем, что для русских дорога — даже там, где есть хоть малейшее направление. Дорога появляется в районе Березовской ГРЭС, сначала кусками. Затем постоянный асфальт, но пока проезжаешь мимо самой ГРЭС, асфальт как после бомбежки, а потом лучше.
А с этим плакатом я целиком согласен.
По дороге попадались кафе, но у нас с собой был запас продуктов, поэтому мы и не рассчитывали на общепит. А так в каждой деревне есть магазин, где можно взять что-нибудь перекусить. Вообще в поездке получалось, что основательно питались утром и вечером, когда вставали на ночь, днем были перекусы. Едем дальше, сегодня надо добраться до Учума. Шарыпово проезжаем краешком и уходим на Ужур.
Пейзажи за окном меняются, все новое, хочется посмотреть по сторонам, но времени нет. В Ужур въехали в темноте, думал, буду блудить, но оказалось, память не подвела, и скоро понимаю, что я на верном пути, хотя не был здесь уже 10 лет. Пролетаем Ужур, и вот оно озеро Учум. Искать место для ночевки приходится в полной темноте. Решаем не спускаться к озеру, а подняться в гору не доезжая до санатория метров 500. Поднялись, встали в сосновом лесу, разложились и упали спать прямо в машине. Почему в гору? Погода была пасмурная, решили, если будет дождь, то на пузотерке легче спустится чем подниматься . К берегу были крутые спуски, поэтому, не зная, что там не полезли. Спали в машине, вещи разложил плохо, поэтому ноги не входили, все это исправилось на следующую ночь, и потом проблем не было. Проснулись утром, и нашему взору открылось озеро Учум. С горы очень хороший вид, озеро как на ладони.
Пока девчонки досыпали, приготовил завтрак. Позавтракав, решили подняться на рядом стоящую сопку, дабы лучше рассмотреть озеро. Взяли фотоаппарат, бинокль и пошли. Классный вид, конечно. Оттуда рассмотрели дорогу на пляж и рванули туда, чтобы вблизи посмотреть на озеро. Погода не радовала, хоть и ясно, но ветрено и прохладно. Купаться не тянет, решаем, что надо осмотреть озеро вблизи .
Озеро Учум с места нашей ночевки.
Решаемся подняться на гору, возле озера, с которой должен открыться классный вид. Не уверены, что это осуществимо на «пузотерке». Но, как оказалось, на вершину подняться легко. Туда ведет вполне укатанная дорога.
Какой же вид открывался с горы, такое ощущение, что паришь над озером. Слегка были удивлены, увидев на вершине палатку и стоящую рядом «Ниву». Оказывается, хозяйка палаточного городка и «Нивы» была не меньше удивлена, увидев нас на нашем авто. Она подошла к нам и начала спрашивать, как мы поднялись. Оказалось, все банально: они приехали ночью полями, благо авто 4х4. Ну а мы днем и по дороге.
Немного пообщавшись, уезжаем из Учума, с чувством выполненного долга. Держим путь на озеро Шира. По дороге чуть не проехали озеро Тус и Белё. Были в полной уверенности, что по дороге нет достопримечательностей. Но увидели указатель и свернули на Тус. Озеро обозревали с вершины горы, вид неописуемый, но…, подъехав к озеру, были разочарованы: кругом реальная свалка. Даже на пляже, который огорожен и похоже за посещение берут деньги лежит кучами мусор. И своеобразный запах. Побродив по берегу, понемногу принюхиваешься, но все же напахивает. Такой же запах был и на Учуме, но здесь круче.
Погода опять не дала искупаться. Поэтому заглянув в карту и навигатор, понимаю, что до озера Белё напрямик рукой подать. Значит едем. Рукой подать оказалось пол-локтя по карте. За вершинами первых холмов озера не оказалось, и за второй грядой, и за третьей. Я уверен, что мы едем правильно, но вот супруга стала как-то недоверчиво поглядывать на меня.
Но вот оно озеро Белё. Проезжаем вдоль берега и держим путь на «Крепость с видом на Белё». На горе когда-то в древности, может, и была крепость. Поднимаюсь в гору, чтобы сделать пару снимков. Выхожу на вершину, а там стоит мужик и орет во всю глотку: «Я свободен». А я стою и думаю, наверно, не свободен я-то тоже тут. И он был немало удивлен, увидев меня. Я сделал пару снимков и двинул к машине, думая, что я буду мешать человеку.
Озеро великолепно, пейзажи захватывающие дух, и вроде как мусора не видно. Впечатлило больше, чем озеро Тус. Решили выезжать на асфальт и на Шира. Опять та же ситуация, я то уверен, что мы едем правильно, но дороги нет и нет, нет и нет. Экипаж начинает нервничать, хотя виду не показывают. Но вот она, дорога, и все приходит в норму.
Забыл оговориться, что заправлялись, как только стрелка достигала полбака. Заезжаем в поселок Шира, для того чтобы пополнить запас продуктов и наличности. Последнее оказалось весьма захватывающим «приключением». Увидели вывеску «банкомат Сбербанка» , а в этом здании магазин, в котором про такой банкомат и не слышали. Наконец-то нашли банкомат «Россельхозбанка», который с удовольствием дал нам денег, но при этом 5% от выданной суммы ушли.
Найти место для стоянки довольно тяжело: подъезды к озеру перепаханы. Но мы все-таки нашли лазейку и поэтому ночевали в сосновом лесу на берегу озера Шира. Рядом никаких туристов, тишина и покой — настоящий отдых. Играли с дочерью в бадминтон, так как надо было выплеснуть энергию, накопившуюся за два дня пути. В общем, наслаждались. А вечером тихо было, шум волн, в общем и целом здорово. Ждал утра, все-таки хотелось искупаться. Но передумал, потому что не было достаточного запаса пресной воды, чтобы обмыться.
Виды на озеро с места нашей ночевки.
Утро было прохладным, но вскоре стало тепло. Ничуть не пожалели, что встали именно в этом месте. Ночь прошла тихо и спокойно. Завтракаем, наслаждаемся видом озера. В планах на 8 августа добраться до Саяно-Шушенской ГЭС. Неспешно покушав, выдвигаемся в сторону поселка Жемчужный. Что касается дорог в Хакасии, твердая 4, во-первых, качество покрытия хорошее, во-вторых, на дороге явно районного значения через каждые 30-40 км встречаются специально отведенные места отдыха, на которых стоит беседка, есть эстакада. Как говорится, мелочь, а приятно. У нас на Алтае даже на М-52 такого не встретишь.
Вот такие зоны отдыха, но фото сделано на ходу.
Ежедневные пробеги не фиксировал, просто как-то не заметил, а потом забывал. Но я думаю, что, имея карту и интернет, можно все узнать, если кому-то интересно. Проехали Абакан краем города и выдвинулись дальше.
Стела города Абакан.
А это автомобиль ГИБДД, просто расцветка классная, ярко-желтая как в советские времена, прикольное.
Проехав Абакан, захотелось вернуться в него и посмотреть. Так мы и сделали, но об этом позже. Проезжаем Майнскую ГЭС и устремляемся на Саяно-Шушенскую. Мне, как энергетику, ну очень интересно было увидеть все своими глазами. Конечно, ГЭС впечатляет, дух захватывает. Очень хотелось посмотреть, что там за плотиной, очень хотелось. В следующий раз, если поеду, буду планировать несколько дней на СШГЭС, чтобы подняться по горам и все-таки заглянуть за плотину. Если служба безопасности не примет за шпиёна.
Возвращаемся до Майнской ГЭС, переезжаем плотину и оказываемся в деревне Сизая. Держим путь к храму, расположенному на горке. Церковь сделана из белого мрамора и производит классное впечатление. Очень красивый храм.
Красота невероятная.
Посмотрев окрестности, помочив ноги в Енисее, решаем ехать в Абакан искать гостиницу, захотелось помыться и просто поспать на кровати, под одеялом, а не в машине в спальном мешке. Решили побаловать себя элементами комфорта. Решение ехать в Абакан принималось именно в д.Сизая, потому как были планы ехать до Шушенского, посмотреть на места, где укрывался вождь мирового пролетариата. Но внутренний голос поведал, что это надо оставить до следующего раза, а сегодня возвращаемся в Абакан и 9 августа планируем провести в этом городе. В Абакане были примерно часов в 7 вечера. Заглянув в карту, поехали к гостинице (забыл название).
Номер за ночь на троих нам обошелся бы в три тысячи рублей, как-то дороговато, говорит штурман и решаем следующую гостиницу подальше от центра. Заезжаем в гостиницу «Дружба народов», нам предложили трёхместный, двухкомнатный номер за 1 489 рублей. Мы согласились, хотя в душе было сомнение, что за такие деньги наверняка не айс.
Конечно, номер был жуткого вида, ремонта там не было со времен СССР, но будем искать плюсы: чистенько, тараканов нет, есть телевизор, ванная с горячей водой, три кровати и бюджетно. Правда, вода была всего два часа, затем по всему городу её отключили, причем всю, и горячую, и холодную.
Машинка ночевала на платной стоянке возле гостиницы. Следующий день посвящаем Абакану, вернее, очень хотелось посетить ландшафтный парк «Сады мечты». Сфотографироваться рядом с Эйфелевой башней, пусть сделанной в масштабе и из дерева, но кто там все это видит на фото.
Парк оказался буквально в двух шагах от гостиницы, и, сдав номер, устремляемся в парк. В парке сегодня мы оказались первыми гостями. Описать данный парк словами невозможно, это надо видеть, такого уютного уголка я не видел нигде. У парка ограниченная территория, врать не буду, но показалось соток 15-20, примерно. И на этой территории столько красоты. Будете в Абакане, загляните, место супер . Мы провели там около трех часов и ушли только потому, что всем хотелось кушать. Описывать это, наверно, у меня не получиться, поэтому небольшая фотозарисовка без комментариев.
Покушав в кафе, решили посетить несколько книжных магазинов, нужна была методическая литература. После магазинов едем в зоопарк. Прогулявшись по зоопарку, поняли, после Новосибирского зоопарка можно никуда не ходить. От зоопарка мы были не в восторге, но это наше субъективное мнение. Что касается движения в Абакане, нет такого, что не успел загореться зеленый, уже сигналят. Водители дисциплинированные, если ты на перекрестке потерялся, куда ехать, все ждут, никто не сигналит. В общем, столица Хакасии оставила приятное впечатление. Покидаем Абакан, двигаемся на озеро Шира, там запланировали ночевку. Так как место искать не надо, надеемся, что оно не занято. Перед Пригорском уходим налево и едем на курган «Барсучий Лог» по координатам легко находим этот древний курган. Место обихоженное, даже есть знак парковка, который, по сути, стоит в чистом поле.
Обихоженное не значит, что там есть знак, это я просто. На месте есть смотровая площадка, туалет и информационные щиты, из которых можно получить некоторые сведения.
На дороге есть указатель куда свернуть, но когда полями едешь от трассы до кургана, знаков нет и заблудиться легко. Место интересное, неоднозначное. Немного походили, посмотрели, пофотографировали и дальше. Возвращаемся до Пригорска, сворачиваем направо и едем в сторону Красноярского водохранилища. Хотим увидеть с берега само водохранилище, но, поплутав по полям, поняли, что убили время зря, развернулись и назад.
До озера доехали быстро, ночевка на нашем месте. Утро, на улице уже жарко, наконец-то иду купаться. Читал чей-то отчет о поездке на озеро Шира, там была фотография с подписью: «На Шира законы гравитации не действуют». Мне не повезло, в этот день законы гравитации работали, и я честно шел ко дну, либо у нашего берега вода была несоленая.
Накупавшись вволю, собираемся и держим путь дальше. Далее едем на Туимский провал. В поселке Шира решили пополнить запас продуктов и двинуть в сторону дома. Доезжаем до Туима. Туристы с Иркутской области подсказали, что на машине можно подняться на самый верх, а не оставлять машину внизу, спасибо им за это. А то как-то оставлять машину внизу было страшновато.
Классное зрелище, конечно. Стоит гора, а в середине огромная яма, похожая на кратер вулкана. А тут еще местная девушка за небольшое вознаграждение устроила показательный прыжок в провал с тарзанки. За прыжок она взяла пятьсот рублей, лично я ни за какие деньги бы не прыгнул. Прыгнув однажды на чем-то подобном, мне больше не хочется, ну вот страшно мне, и все тут. Природа завораживает, долго стояли и просто смотрели по сторонам. Купили несколько магнитиков в подарок друзьям.
Туимский провал Развалины старой фабрики.
Едем в Шира пополнять запасы продуктов. На местном рынке покупаем картошки, в магазине есть кафетерий, где мы с радостью перекусили. В этом кафетерии классная выпечка. Если это трубочка со сгущенкой, то она вся забита сгущенкой, а не только краешки намазаны. Там еще не знают, что не доложив чего-то, можно сэкономить. Выпечка ну очень вкусная.
Вот в этом магазине кафетерий, который нам понравился.
Ну, вот и мы двинули в сторону дома. Следующей остановкой было озеро Фыркал. Заехали на озеро, которое находится в одноименной деревне. Вернее, деревня находится на берегу озера. После посещения озера программа минимум выполнена, и наш путь лежит домой. После Фыркала долетаем до Ужура, немного прокатились по городу. Для меня он так и остался неуютным и неприветливым. Поэтому покидаем Ужур и двигаемся в Шарыпово. Решили проехать через город, но, видимо, не там свернув, проезжаем опять окраиной и город не видим.
После этого едем в сторону дома той же дорогой. Ничего примечательного не случается. Опять делаем остановку на озере Иногль, варим ужин, отдыхаем и дальше. Решено, что едем до упора. Но хватило меня часов до 12 ночи и поэтому, проехав Мариинск, нашли поворот с дороги, встали на ночевку. Выспались до 10 утра, неспешно позавтракав, двинулись дальше и к одиннадцати вечера мы уже дома. Выехав после ночевки, на очередном подъеме встречаем лежащий на боку самосвал, — единственная авария за все путешествие.
Что касается общения с ГИБДД: за всю дорогу ни разу не были остановлены. Хотя по дороге туда в деревне или поселке Красный Яр чуть не попались на радар, благо в машине рация, во время услышали, что там радар.
Ну а теперь про автомобиль. В наше путешествие мы ездили на «Жигулях» шестой модели 2001 г. в.. Перед поездкой заменил все резинки, шаровые, сайлентблоки, рулевые тяги, сделана геометрия. В машине установлена рация СВ-диапазона, как мне кажется, вещь нужная. Хотя делаю вывод, что самая говорливая дорога это Бийск—Барнаул. В принципе все, видеорегистратор и навигатор скорее мелочи.
Вот такое было у нас путешествие. Посмотреть в Хакасии есть на что. Может, когда-нибудь еще посетим эту республику. Что касается автомобиля, меня устраивало все. Кто-то скажет, что на «Жигулях» ни за что и никуда, да ради бога, сидите дома в интернете или в телевизоре. Будет другая машина, поедем на другой машине. За рассказ не судите строго, я не писатель, слог ложился коряво. Просто хотелось поделиться мыслями, куда съездить и что посмотреть.
P.S. Бюджет поездки составил 18 000. Из которых 6 427 рублей ушло на бензин, это 255 литров. Пробег составил 3 700 км. 1 775 рублей на культурную программу. На еду ушло 2 257 рублей. Проживание 1 510 рублей и на прочие надобности 5 780. Вот такая бюджетная поездка получилась. Спасибо за внимание.