|
Хотелось бы поделить с участниками конфы рассказом о необычном путешествии, осуществленном тремя товарищами с 8 по 20 июля 2006 г. Изначально поездка задумывалась на Алтай из Москвы и на своей машине. Потом подумалось, а почему бы не охватить еще Хакасию и Туву? А на финальном подготовительном этапе пришла еще более дикая идея: ехать и Тувы на Алтай через Монголию.
Итак, план поездки:
Новосибирск - озера Хакасии (Тус, Шира) - Абакан - Саяно-Шушенская ГЭС - Минусинск - Шушенское - Кызыл - отдых в юртах - поездка по Туве до Ак-Довурака - Турбаза Снежный барс - Монглия - Алтай (Телецкое озеро) - Новосибирск.
Сразу хотели бы поблагодарить турфирму Саянское кольцо и лично Юлию Капустинскую за помощь в организации поездки, бронировании ночлегов и визы в Монголию. Все было организовано четко и за разумные деньги.
Было решено арендовать машину в Новосибирске, благо по инету смогли найти несколько прокатных контор. Правда, почти все они сдавали машины с правым рулем, но мне давно хотелось поездить именно на праворукой машине, дабы лично решить, удобна ли такая езда, как уверяют их владельцы, или так ездить небезопасно, как утверждают их противники.
Итак, лирическое отступление про правый руль. Все проблемы правого руля, о которых кричат их противники - полная чушь, кроме одной, которая перекрывает (с моей точки зрения) все остальные. Обгонять на праворукой при сколь-либо интенсивном движении на двухполосной дороге опасно для жизни. Ты ничего не видишь до тех пор пока не окажешься на встречке. И если в "диких степях забайкалья" по теории вероятности ты никого не встретить на встречке, то даже по трассе Красноярск-Новосиб это уже крайне рисковано, не говоря уж о европейской части страны. Кстати, ни одного телескопического зеркала у местных автолюбителей замечено не было. В общем, увы и ах, но правый руль строго нах.
Но вернемся к поездке. Ночной перелет до Новосиба. Прилетев сдуру полезли в бесплатный автобус до ж/д вокзала (там мы бронировали жилье на ночь). Убитый бус полз час. Прибыли в 5 утра. Думали спать-не спать. Ладно, спим. Утром, не выспавшиеся, пошли за машиной. Машинка Тойота-Спринтер (Королла) 1992 г.в., но выглядит неплохо. 950 руб/день, 2500 руб. залог, небольшой пробный заезд на правом руле и вперед.
М-53 в целом неплоха. Путаясь с дворниками/поворотниками, проехали Кемерово. Остановившись по нужде в лесу, были атакованы комарами и мошками. Атака была столь яростной, что заставила нас, горожан, еще раз задуматься о том, как тут вообще люди живут с таким зверьем. У Мариинска указатель направо на Тисуль-Шарыпово. Здесь построена новая щебеночная срезка на Абакан. В принципе грейдер неплохой, ехать можно и на легковушке, но стоит все же посматривать на камушки. Первая ночевка в Шарыпово, незадолго до него вновь начался асфальт. Город поразил огромным даже по московским меркам ассортиментом в магазинах, секрет которого продавцы так и не выдали.
Утром подъем и в Хакасию. Начались интересные пейзажи, степи и каменистые холмы. Дорогу в огромных количествах перебегали суслики. По сторонам виднелись курганные камни, расположенные по кругу. Потом заехали на солено-грязевое озеро Тус. Искупались в сероводородной водичке, обляпались грязью, помылись в душе и дальше. Интересная особенность - дно у озера очень теплое, можно стоять по щиколотку в грязи и греть ноги. Кстати, на всех озерах полно отдыхающих дикарей. При этом ни одного благоустроенного места отдыха (кемпинг, турбаза) замечено не было. Еще заехали на пресное озеро Иткуль, вода, конечно, чистейшая, но холодноватая. И вообще с погодой нам не очень повезло, почти всегда было облачно и не жарко.
Вечером решили съездить на Саяно-Шушенскую ГЭС. Скажу кратко - захватывающее зрелище. Громадная плотина в ущелье. Енисей пенится ледяной водой. Туда можно еще и на экскурсию попасть, там, наверное, еще красивей.
Ночевка в Абакане. Авторитетно заявляем, что статус города невест перешел к Абакану. Количество одиноких очаровашек на улице превзошло все ожидания. Да и город сам оставил приятное впечатление. На следующее утро посетили краеведческий музей Абакана. Поскольку после него был музей Минусинска, скажу, что Абаканский можно было пропустить. А вот Минусинский имеет интересную экспозицию. Далее Шушенское. Хорошая экскурсия, оригинальный музей. Рекомендую. Узнал пару фактов о жизни Ильича. Оказывается, живя в Шушенском, Ленин эксплуатировал детский труд. Нанял себе в услужение 15-летнюю девочку. Причем, как заметил экскурсовод, платил ей не 30 коп. в месяц, как другие селяне своим работникам, а 1,5 рубля. За что еще 1 руб. 20 коп. экскурсовод не уточнил. Вот такая эксплуатация человека человеком получается.
Еще одну ночь провели на турбазе в Саянах. Дешево и сердито. Вечер коротали тем, что играли в городки. Утром в Туву. В Саянах лежит снег, холодно, идет противный дождь. Тува встречает абсолютно иной природой. Каменистая степь, на которой растет трава буро-зеленого цвета, ни одного дерева, крутые каменистые горы и межгорные котловины.
Проезжаем первый пост гаи - остановка, проверка - без проблем. Кстати, нас многие пугали плохой обстановкой в Туве, но мы этого не ощутили, хотя край, конечно, диковат. Русских в Туве почти нет, есть только в крупных городах. Осмотрели Кызыльский музей, стелу Центр Азии, ночевали в юрточном комплексе Бий-Хем на берегу Енисея. Сам комплекс вполне на уровне. По дороге наблюдаются стада разнообразных скотов - овец, коз и даже верблюды. Судя по нашим наблюдениям, единственная статья экспорта Тувы - это металлолом. Его до ближайших ж/д станций везут непрерывно.
На следующее утро посетили шаманскую клинику. Тут вышло несколько забавных казусов. Во-первых, еще будучи в Бий-Хеме, разговорились с другими отдыхающими и сказали, что хотим завтра посетить из любопытства шаманов. Одна дама на полном серьезе сказала: ╚Аккуратно, они могут открыть вам третий глаз. Потом придется идти к главному шаману, чтобы он его закрыл╩. А когда в Кызыле искали шаманскую клинику, то спросили у местных, как ее найти. Нам объяснили. Когда мы туда подъехали, оказалось, что это районная больница. Вот так-то. Если честно, само камлание не произвело на нас должного впечатления. Для театрального шоу не хватает должной обстановки, а на серьезное восприятие мы были не настроены. Так что по окончании было такое ощущение, что нас окамлали на 700 руб. с лица.
Далее были два дня отдыха на турбазе Снежный барс в Саянах. Очень хорошее место, рекомендуем. Фитобочка, сауна, конные прогулки и лазание по горам, чистая речка, кедры и горный воздух плюс уютные комфортные домики и приятный персонал.
По дороге в Монголию по трассе Абаза - Ак-Довурак встретили экзотический пост гаи. Позвольте сделать здесь еще одно лирическое отступление. Посвящается активным участникам конфы "ГАИ" и всем прочим "ребятам со стержнем". Итак, дорога, перегороженная шлагбаумом. Рядом знак СТОП и домик ДПС. Останавливаемся. Стоим. Трогается дальше, подъезжаем к шлагбауму. Никто не выходит из домика. Ждем пару минут. Решаем идти в домик сами. В домике следующая картина. Четверо тувинцев: один в гимнастерке и тренеровочных штанах, второй в майке и тапочках, но с автоматом, третий в зимней куртке с капитанскими погонами на голое тело, четвертый храпит в соседней комнате. Диалог.
- Почему у знака не остановился, а?
- Я остановился (правда)
- А мы видели, что не остановился, что будем делать?
- Пишите протокол
Далее полчаса идет выписка протокола и постановления (берегу как самый экзотический в моей жизни) с таким количеством нарушений при их написании, что даже смешно стало. У меня вместо прав времянка. Спрашивают, а где за нее протокол? А я что, обязан возить с собой? А как же. Спрашиваю, зачем вы дорогу перегородили. А у нас здесь таможня (!). Так что борцы с беззаконием со стороны ГИБДД - вперед на этот пост! Там непочатый край работы.
Ну а после была Монголия. Следует отметить, что мы изначально выбрали кратчайший путь по Моноглии, чтобы только пробраться на Алтай. Мы прекрасно осознавали, что наше авто непригодно для этой страны. Из доп. оборудования мы купили лопату, трос, канистру, сапоги и теплые куртки. Пригодилось все, кроме троса. Границу проходили в Хандагайтах. Прошли без проблем, хотя машина была на человека, которого с нами не было. Даже доверенность не спросили. Это к вопросу о том, нужна ли доверенность при прохождении границы.
От границы до Улаангома сейчас достраивается асфальтовая дорога. Но мы в Улаангом сначала ехать не планировали. Однако через пару километров умудрились проколоть колесо, и пришлось заехать в этот городишко. Городишко так себе, колесо залатали, а вот еще одно купить не удалось, так что (вот она первая ошибка) поехали по Монголии, имея лишь одну докатку и немного неполный бак бензина плюс канистру.
Если бы добрый человек не сказал нам, где надо сворачивать на нашу трассу, мы бы наверно никогда не поверили, что нам туда надо. Просто две колеи уходят в степь с асфальта и все. Ни указателя, ничего.
А дальше были два перевала 2,4 и 2,8 км, спущенное колесо и поставленная докатка, плутания по дорогам между юрт (ну дороги просто раздваиваются и все, куда ехать не понятно), переправа через реки на авто вброд, беседы с монголами на пальцах и при помощи карт минского атласа в поисках нужного направления, стада домашних животных в степи, огромные птицы в небе, терпкий запах полыни, ну и конечно же инопланетные пейзажи Монголии. Безусловно, ехать на легковушке по степным каменистым дорогам тяжело. И реки переезжать вброд тоже непросто, однако за полдня мы преодолели 100 км по бездорожью. Остановило нас уже глубокой ночью пробитое второе колесо. Вот тут-то и начались наши злоключения.
Спали втроем в машине. Неудобно, конечно, но до рассвета перекантовались. Еще ночью неприятно удивило количество комаров, налетевших в форточку - раньше их не было. Поменять пробитое колесо нечем. Решаем ехать так. Через 10 км от покрышки (передней левой) ничего не осталось. Начали буксовать в песках. Решаем поставить обод назад, а в перед поставить нормальное колесо. Сделали. Проехали еще 20 км и застряли. Просто сели на передний мост и все. Только вышли их машины - на нас напали полчища комаров. Пытаемся откопаться под их укусами - бесполезно. Что делать? Решаем идти вперед в поисках юрты и людей (последнюю юрту проехали 40 км назад). Через 100 метров упираемся в разлившуюся после дождей реку шириной 10 м и глубиной метра 1,5. Понимаем, что дальше мы никак не проедем. Решаем забрать ценные вещи из машины и идти назад к юртам. Но вскоре соображаем, что 40 км в гору в компании комаров будут нелегким испытанием. Возвращаемся и начинаем опять домкратить и выкапывать машину. Домкратим 6 раз. Выехали. Нервы на пределе. Решаем плюнуть на все и ехать назад. Хотя бы до первой юрты и там просить людей отвезти нас в Улаангом сделать колесо и залить в канистру бензин - его в обрез. Последний обод начинает разваливаться, днище скребет по камням, амортизатор часто задевает землю. Если развалится, то все, приехали.
Какова же была наша радость, когда мы все же доползли до этой юрты. Монголы долго и удивленно смотрели на остатки нашего колеса, согласились помочь. Спрашиваем, сколько они возьмут за это. Пока монголы думали, мы стали разгружать багажник и достали оттуда спининг (я думал где-нибудь порыбачить в пути). Монголы прямо впились в него глазами. Говорю: я вам спининг, вы на в Улаангом. Согласны, но что-то говорят про два часа. Сначала мы думали, что два часа до него ехать, а потом поняли, что нет водителя и он будет в два часа (т.е. часа через 4). Тем временем монголы приглашают нас в свою юрту. В ней кстати все чисто и аккуратно, стоит телевизор, видак, спутниковая антенна. Угощают монгольским чаем и сыром. Гадость страшная. Чай это вода + козье (?) молоко + соль. Хочется блевать от такого чая. А сыр - это очень пресный крошащийся козий сыр - тоже невкусно. Через силу выпиваем чай, решаем, что надо ехать дальше, т.к. скорее всего вернувшийся водитель не захочет еще раз тащиться в Улаангом даже за спининг. Уезжаем. Правда спининг монголы так и не вернули.
Дальше дорога уже знакома, но машин нет ни одной. Видели только несколько китайских карьерных самосвалов и автобус на базе грузовика с немецкими туристами, ехавших нам навстречу. По пути оторвали напрочь глушитель и оставшуюся часть пути чувствовали себя пацанами со спортивным рычалом. В итоге первых людей встретили только за 20 км до асфальта. Еще один интересный эпизод. Уже ближе к асфальту решаем разделиться. Один из нас поехал искать людей, а двое пошли пешком. Шли больше часа в гору, изрядно устали. Думаем, может застопим кого до перевала. Смотрим, едем мотоцикл. Машем ему. Останавливается. На мотоцикле трое. Отец, сын и баран между ними. Хотя и понимаем, что нас не посадят, все же пытаемся объяснить, чего мы хотим. Монголы слезают с мотоцикла, снимают барана и... начинают неспешную беседу с нами, усевшись на траве и раскурив цыгарку. Сказав, что они бы помогли, но вот места нет, но может они потом за нами вернутся, монголы, перекурив, грузятся и уезжают.
Но тут за нами прибыл уазик, который согласился отвезти нас в Улаангом. Помимо нас и водилы в уазике ехала еще монгольская семья. Отец семейства был подшафе и сначала заунывно тянул монгольские песни, а потом просто прикемарил на полу. Мать кормила дочку грудью, а старший ребенок ползал по машине и щипал всех подряд. Вообще уазик хорош на бездорожье - 50 едет запросто. Правда и на асфальте тоже только 50, что уже не так хорошо. По дороге у нас горела проводка, кончилось масло в двигателе и перегрелся радиатор. Монголы решили совместить поездку в город за наш счет с неспешной беседой с друзьями-горожанами, мытьем в реке и беседой с встретившимся по дороге ламаистским монахом. В итоге наш водитель на подбитом колесе добрался до асфальта быстрее, чем мы на уазике залатали колесо и заправились. Правда в Улаангоме не оказалось 92 бензина, но, хвала Тойоте, она не сдохла и от 5 литров 80-го. Как назло прямо у самой монгольской границы мы опять пробили колесо. В итоге на границу прибыли в полном раздрае.
Погранпереход работает только днем и мы остановились переночевать в приграничной монгольской гостинице барачного типа. Тут к ним присоединился словоохотливый монгол, который неплохо говорил по-русски. Он-то и поведал нам, что засели мы в известном болоте, в местности, которую люди покидаут на лето из-за засилья комаров. А в той реке, которую мы не преодолели можно и краз утопить. Он, правда, говорил о том, что в 60 км к югу должен быть мост, но мы проверять не стали. На ночь нас накормили монгольскими пельменями, мы выпили монгольского пивка (кстати, неплохого) и вырубились спать.
А утром было шоу на границе, где нас могли принять за гусеничный трактор, покупка двух колес в первой российской деревне за 3000 руб, и поездка до Абакана без глушителя. Цивилизация Абакана произвела на нас неизгладимое впечатление. Следующие полдня мы пытались кое-как привести машину в исходное положение: на разборке купили запчасти, кое-что подделали. Однако, конечно, не до конца. К вечеру доехали до Ачинска. Хоть это и длиннее, но зато все время по асфальту. В последний день вернулись в Новосибирск.
Каковы же итоги поездки?
Первый итог - философский.
Все познается в сравнении. Если по дороге туда Тува казалась диким краем, то по пути обратно - вершиной цивилизации.
Второй итог - автомобильный.
Тойота - прекрасная машины по своей надежности.
Третий итог - монгольско-дорожный.
Ехать туда на легковом авто - граничит с безумием. Но в любом случае надо хорошо подготовиться: запаски, канистры, ремкомплект нужны обязательно.
Ну и наконец четвертый итог - монгольско-финансовый.
Покупка колес - 3000 руб.; ремонт машины - 4000 руб.; удержано хозяином машины - 6000 руб.; съездить в Монголию - бесценно.
Фото к поездке: http://photofile.ru/users/mikhail781/1424053/
Михаил Ковальчук |