|
К путешествию начали готовиться еще зимой. Во первых определились с командой: две семьи, три поколения, 12 человек. Определились и с конями: едем на «Starex» и «Ниве». Оба проверенные внедорожники, на которых мы уже не раз лазили в дебри. Тем более в «Starex» влезает все, что душе угодно. Теперь маршрут — собрали все пожелания и постарались объять необъятное. Сначало едем на Волгу под Ахтубинск, привыкать к южному солнцу и ловить рыбу, затем к Черному, нежиться на пляже и лазить по горному внедорожью, а на обратном пути посетить Азовское. Такой маршрут наилучшим образом выполнял все желания и, что немаловажно, позволял не соваться на трассу Москва—Джубга с её пробками и засадами.
С собой взяли три двухместные палатки и одну кемпинговую, трехкомнатную на шесть человек, спальники и надувные матрасы, лодку, газовый баллон с плитой, походный душ, ноутбук, GPS, фото и кино аппаратуру и других полезностей целую кучу.
Выехали вечером около 21:00, т.к. водителей на каждый руль по три человека, с расчетом быть на Волге к 14:00 на следующий день. К удивлению, МКАД прошли без заторов, но на новой Кашире встали в пробку и проторчали 1,5 часа из-за аварии. Потеряли бы больше, если бы не рации СБ, которые установили перед отъездом. Дальнобойщики заранее предупредили, что впереди пробка и посоветовали, в какой ряд лучше встать. Вообще рация в дальней дороге очень пригодилась: мы всегда знали о друг друге, знали о засадах, гаишниках (где спят, где на постах тормозят всех, где придираются) спасибо дальнобойщикам, да и просто поболтать на свободной волне в дороге приятно.
В общем, вырвались мы из плотного потока только уже после свертка на Тамбов—М6, сделали небольшую остановку: чай, кофе, потанцуем (вокруг машин), сменили водителей и двинули дальше. По плану Тамбов мы должны проехать около 6-7 утра. Трасса М-6 в отличии от М4 пустая и тихая, да асфальт в заплатах и колея на спусках, зато ни пробок ни засад за каждым знаком, а ночью «редкая птица долетит до середины» М-6.
В 07:00 без приключений мы стояли на заправке у Тамбова, первая треть пути была пройдена с отставанием от графика на 1 час — сказалась задержка под Каширой.
На завтрак решили остановиться часов в девять, когда все проснутся. По дороге особо не гнали 100-120 км/ч в зависимости от состояния дороги и условий. Заправлялись на «Luk», т. к. по отзывам там и бензин и соляра правильные и расстояния между заправками 30-50 км и на «Навике» и «Иго» отмечены.
После завтрака на природе ехать стало веселей, начались дебаты по детальной планировке отдыха на Волге. Остановились на таком плане: заезжаем в Волгоград на Мамаев курган, музей-панораму и автоэкскурсия по центральной части города, но недолго — 2-3 часа, затем под Ахтубинск на место лагеря. Следующий день отдыхаем, загораем, купаемся, затем поездка на Баскунчак — соленое озеро, гора Богдо — южная гора Уральского хребта, как говорят. Третий день — рыбалка с ночным выездом на сома, поездки по окресностям, катание на лодке, четвертый — подготовка машин к дороге, свертывание лагеря. И после обеда с тремя зелеными гудками в дорогу к морю.
Перекусывать устроились за Бузулуком перед Михайловкой, уже пошла природа южной полосы. От жары спасал кондиционер. Так, не особенно спеша, к 13 часам подъехали к Волгограду. Где нас единственный раз за поездку остановили на посту ГАИ.
В «Навике» у меня стоит подробная карта этого города, скачанная на каком-то волгоградском сайте, поэтому блуждать не пришлось, и мы без проблем докатили до Мамаева кургана.
После осмотра достопримечательностей и поездки по городу.
Поехали на переправу через Волгу по плотине, хотя мост уже открыт в центре города, но мы решили посмотреть это грандиозное сооружение своими глазами.
Само здание ГЭС маленькое, но платина впечатляет, особенно, если идет сброс воды. А это кран для подъема и закрывания задвижек.
Дорога до Ахтубинска от Волжского некрасивая — голая степь с редкими кустарниками, полуразрушенные поселки и вдоль дороги остатки неукраденной трубы от бывшей оросительной системы. Брошенные дачки-самострои и редкие грядки вьетнамо-корейцев с луком и чесноком и бахчевыми.
Так, вертя головой по сторонам и меняясь водительским составом, к 16 часам полные сил, энергии и новых впечатлений мы добрались до Ахтубинска. На рынке затарились свежими овощами и фруктами (арбузы, дыни и помидоры купили перед городом на бахче, так дешевле).
В супермаркете мясо, напитки и мороженое (холодильник в машине). Кстати, продукты не дороже московских, да и по всей поездке цены на продукты в магазинах практически везде одинаковые, только фрукты, овощи и бахчу можно купить недорого, да и то в малопосещаемых местах и сильно поторговавшись.
В общем, к месту лагеря добрались в 17:30. Место я выбрал знакомое, т.к. часто приезжаем на Ахтубу рыбачить весной и зимой, за Ахтубинском на Волге в 20 км — большой песчаный пляж и лесные полянки для палаток, что бы солнце не пекло — тенек.
В этом году пляж зарос молодым ивняком, т.к. весеннего половодья почти не было, говорят, что рыбы в низовьях не стало, потому что она на паводок не успевает отнерестится — вода уходит, а икра вот на такой поросли засыхает.
Нашли поляну для лагеря и начали благоустраиваться. Развернули палатки, соорудили стол из подручных средств, нарубили сушняка для костра, в общим, обживали место. Кто не был занят устройством лагеря, уже купались и нежились на заходящем солнышке.
С устатку после работы ударили по пиву, белые тела светились даже в темноте под светом луны, но мы знали, что это ненадолго.
Утро, как всегда, началось с рассветом, только этот рассвет наступил для нас уже на Волге.
Я поднялся рано — проверить снасти, которые поставил недалеко от лагеря у небольшой ямки — донки на ночь. Волга не обманула — улов был.
Полчаса поколдовав у костра с коптильней на столе стояла свежекопченая рыбка прям из Волги. Красота — отпуск, Волга, волны.
К обеду южное солнце стало печь так, что с пляжа все попрятались в тень леса.
По песку без шлепок ходить невозможно, хоть яичницу жарь. Отмокали в реке.
С уже покрасневшими плечами и другими частями тела.
Проигравших в карты закапывали в песок — садисты.
Самые хитрые и тут нашли лазейку.
К вечеру южного солнца стало так много, что хотелось в воду, но её оккупировала мошка, которая вилась прямо над водой и кусалась страшно, мази не взяли, но смекалка не подвела — превратили лодку в бассейн. Атака мошки была только один вечер за 1,5 часа до захода. И пока солнце не спряталось, к воде подойти было нельзя.
Красота закатов на Волге изумляет, причем каждый закат особенный и красочный.
По вечерам в «местном клубе» крутили киношку по ноуту, по заявкам отдыхающих. Темень и цикады включались одновременно в 21:00 — время детское и спать не хотелось вроде, но к концу сеанса выдерживали не все. Солнечные ванны и плаванье давали о себе знать.
На следующий день еще не пресытившиеся солнцем, водой и купанием остались в лагере.
Тем более, что и погода дала передышку — небо заволокло тучами, но дождя не дождались, плавали на лодке по окрестностям, тучи разогнало.
Познакомились с местной фауной.
Чудили на машине.
Внедорожник все-таки.
В общем отдыхали по полной «разнообразя свой досуг особым выбором занятий».
Ну а вечером, как без этого, когда выезжаеш на природу — ШАШЛЫК НА ШАМПУРАХ В ВОЛГЕ! Неизгладимые впечатления! Описать невозможно! Фото не дает тех ощущений, которые испытываешь. Прохлада, холодное пиво из водного холодильника, аромат углей и мяса стелются над водой….
Каждый день проходит под лозунгом: «Неизгладимые впечатления на весь год».
На следующее утро решили ехать на экскурсию на Баскунчак — озеро, где открытым способом добывают простую поваренную соль, вагонами, подгоняют к озеру и экскаватором насыпают полный вагон соли.
Сборы были недолги — от лагеря до Баскунчака 80 км.
Вдали гора Богдо, по преданиям, Пугачёв, уходил от казаков царицы через ход в пещере горы, который вел до самой Волги, это около 40 км. Сейчас в этой пещере устроили храм какие-то буддисты.
Ветрюга в степи, и солнце шпарит.
Старые дореволюционные выработки соли: к столбам крепились трапы и сборщики черпали соль вручную. Столбы, пропитанные соляным раствором, не гниют.
В соленой воде, как поплавок — не тонешь.
Намазаться лечебной грязью — это первое дело.
Купаться приходилось осторожно — попадание воды в глаза страшно жжет.
Соль кристаллизуется в прибрежной зоне.
После купания в озере ополоснулись под душем у машин, потому что, высыхая, тело покрывалось слоем соли. Но после споласкивания, от грязевых ванн и очень соленой воды, кожа стала нежной и шелковистой даже у меня, несмотря на щетину, а женская половина визжала от восторга. На поездку мы затратили целый день, с заходом в супермаркет и на рынок.
Из-за планированных на Волге дел у нас осталось — ночная охота на сома, для любителей. Но на обратной дороге к лагерю я заметил, что пропала зарядка (давно поставил дополнительный датчик зарядки АКБ). Дизель, как кошка, гуляет сам по себе — спокойно доехали до лагеря, сняли генератор, собрали консилиум и решили отвезти его в Волгоград. Трудность состояла в том, что у «Starex» на генераторе висит насос вакуумника тормозов. Но рыбалка по плану. Лодка ждет, снасти заряжены. Поплыли. Ночь, тишина, поставили снасти, пьём пиво. По утру спининговали.
Но с поставленной целью справились — взяли сомика.
Теперь починить генератор! Чуть отдохнув, берем неутомимую «Ниву» и за 200 верст искать контору по починке ненаших генераторов. «Нива» — это не «Starex» и утренняя дорога — не обеденная на такой жаре, +40, спасались, обливаясь из пурвика водой, пока не высохнет, вроде терпимо.
Объехали кучу сервисов — 0, в одной конторе случайно замечаем рекламу и телефон «Ремонт стартеров и генераторов на иномарках». Звоним. Говорят, что ремонтируют. Мы с надеждой ринулись по адресу, чтобы успеть до закрытия. Сервис находится в Волжском. В конторе направляют к слесарям — определить неисправность. Пьяный слесарь бубнит — реле-регулятор со щетками заказывать надо. Будет только через день. Делать нечего, сдаем генератор, берем телефон для связи и обратно 200 км пилим по духоте. На бахче опять затариваемся ягодами и овощами, и в лагерь. Но время не пропадало зря.
Наварили и раков и ухи и наелись копченой рыбы. Звоним в назначенный срок узнать про генератор, говорят приезжайте — готово. Радостные летим 200 км по знакомой до ужаса дороге.
В конторе встречают унылые лица — привезли не то реле, зеркальное отражение нашего, наше будет только завтра. Их морды перекочевывают на наши лица, мы предвкушаем еще три предстоящих поездки по 200 км в жару, к которой прибавился дым от горящих полей вдоль дороги. Делать нечего — еще один день ожидания и, наконец, оставив 1 800 руб. за реле и кучу потраченного бензина на поездки до сервиса и обратно, устанавливаю генератор на место, к вечеру сворачиваем лагерь, чтобы совершить бросок к морю по маршруту: Ахтубинск—Волгоград—Сальск—Кропоткин—Краснодар—Джубга—Туапсе.
Оставляем следы на берегу.
Как только жара упала, трогаемся из опустевшего лагеря, бросив последний взгляд на Волгу.
По прохладце быстро долетаем до Волгограда, въехав через новый «танцующий» мост. Проезжаем по ул. Ленина до конца и останавливаемся у единственного на всю округу «Макдональдса» — запастись калориями на дальнюю дорогу. Утрамбовав чизы и маки в желудки, выезжаем на самую длинную магистральную улицу Волгограда и проползаем весь город, сворачивая по указателю на Октябрьский. Темнеет, но расчет был точен — из города мы выбрались засветло, а дальше — прямая, спокойная, незагруженная дорога с хорошим покрытием и совершенно пустая. Стаи кровожадных ГАИшников кучкуются на стационарных постах, сонные и не злобливые в ночной прохладе.
На рассвете, не доезжая Усть-Лабинска, замечаю, что не все напасти прошли стороной — опять генератор перестал выдавать зарядку. Останавливаемся в кубанской станице у автомойки и расспрашиваем, кто может помочь.
— Машина иностранная, у нас не чинят, идите к трактористам, они помогут, трактор же дизельный, — советует дед, торгующий рыбой.
Унылые ищем стан трактористов. Находим мастерские, или как раньше это называлось, МТС. К нам выходит в промасленной спецовке, лет 40, но трезвый механик: «Что случилось?»
Объясняем: генератор...
— Снимайте и тащите вон в тот сарай, гуляйте, будет готов через час.
Не успели размяться и перекусить, как уже выносит. Ставьте, проверяйте. Быстренько устанавливаем на место, еще не веря своей удачи, заводим — работает. Сколько? «200 рублей, — и оправдывается — Я еще заменил подгоревший контакт». На радостях чуть не оторвали ему руку. Мы то думали, что придется на буксире переть до Краснодара.
До Туапсе добрались без приключений к обеду. Остановились в Агое — поселке перед Туапсе в кемпинге. Из всех осмотренных и опробованных кемпинг «Волна» самый приличный. Душ и питьевая вода на пляже, убранные туалеты, кафе-столовая, горячий душ, ночной бар и возможность выбора: палатка, домик, или люкс с кондиционером. И цены не кусаются.
Расположились у обрыва, чтобы любоваться морем и засыпать под шум прибоя.
Пляжи везде плохо убраны, особенно в поселках, наверно, надеются, что шторма будут вместо дворников. Окурки и пластик любого вида достают страшно.
Лежать на пляже надоело на второй день, поехали мобильной группой по окрестностям.
В горах везде сушь, речки высохли, дороги каменистые и духота.
Местный люд в море не купается, а делает вот такие плотинки и плещется в них.
Полазив по окрестностям и належавшись на пляже, решили поехать по побережью в сторону Анапы, а потом махнуть на Азов.
Последний вечерний закат и с утра двинули через Джубгу на Геленджик. Осмотрели дольмены и попробовали горного меда.
Странные сооружения неизвестного предназначения, но от них веет глубокой древностью.
По дороге провели небольшое техобслуживание и на ночлег остановились в Крыницах недалеко от Геленджика, опять в кемпинге. Море то же, только в профиль. Вообще весь берег черноморья практически везде закрыт. Подъехать и встать дикарем, как лет 10-15 назад, уже нельзя. Все подъезды или закрыты отбойниками, или шлагбаумами. Осматривая достопримечательности, побывали у скалы Парус.
Съездили в ущелье 33 водопадов.
Побывали в гостях у товарищей из клуба «4х4» Краснодарского края в Большом — у них гостиница для отдыхающих, большой сад. И двинули дальше через Новороссийск к Анапе.
Побродили по Анапе, где сохранились старинные автоматы газводы.
Побывали на городском пляже — народу много, не протолкнуться — большая пепельница с песком. Не стали там задерживаться.
Посетили завод шампанских вин в Абрау, провели дегустацию.
Порядком уставшие но в приподнятом после дегустации направились на Тамань в станицу Голубицкая, где отдыхали в данный момент наши знакомые.
Вот такие арбузы растут на Тамани.
Песчаный берег Азовского моря отличался от гальки Черного.
И живности в море было больше.
В «Заветах Ильича» побывали на страусиной ферме, т. к. грязь мы месить привыкли, искупались в грязевом вулкане.
Вечером устроили костюмированный праздник «Прощание с морем».
А по утру с сознанием того, что отпуск подходит к концу, попрощавшись с друзьями и включив навигаторы и рации, поехали в обратный путь: Ростов—Воронеж—Москва. До Ростова была только одна остановка — пробили колесо.
Трасса Темрюк—Тимошевск—знаменитая Кущевская очень хорошая и совершенно свободная.
В Ростове побродили по центру, пообедали в «Маке» и с сожалением поехали дальше на север.
При выезде на М-4 горела фура, но пожарные сирены уже завывали сзади нас.
Еще одну аварию увидели уже под Воронежом, у строящегося моста.
Как мы и ожидали, трасса М-4 была забита в обе стороны. Везде засады, с установленными телевизорами в кустах, а ДПСники метров через 500 прячутся за грузовиком, но всегда дальнобойщики предупреждали по рации, да и мы бросали в эфир предупреждения для встречных об их опасностях. Два раза по часу-полтора стояли в пробках (это на республиканской трассе) под Воронежом и в Ельце. В общем дорога по М-4 оправдала наши ожидания на все 100%. Домой добрались в четыре утра.