Два моря для троих детей (Череповец—Кучугуры—Дивноморское на Nissan Qashqai+2)

26.09.2013 | 35208 просмотров

Исходные данные: муж, жена и трое детей (дочь пятнадцати лет и сыновья девяти и двух лет), автомобиль Ниссан Кашкай +2 (годовалый) и 100 тысяч рублей, полученные в качестве регионального материнского капитала за рождение третьего ребёнка. Собственно, этот третий ребёнок и помешал путешествию на юг состояться три года назад; теперь он же его и «оплатил».

ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА

Долго искали подходящее место отдыха для таких разновозрастных детей, поначалу рассматривали Анапу, но начитались отзывов про цветущую воду, да и фотографии разных гостевых домов и их окрестностей восторга не вызвали. В итоге с опаской остановились на Азовском море — оно же у нас далеко не так раскручено в качестве народного курорта, как Чёрное, вот и опасались, что это неспроста. На всякий случай решили подстраховаться: неделю провести на Азовском, а ещё неделю — на Чёрном. Заодно и сравнить своими глазами. На Чёрном мы хотя бы были 11 лет назад (между первой и вторым промежуток небольшой был, успели в Геленджик съездить). Тогда море в Геленджике не очень понравилось, хотя пляж и набережная хорошие, теперь решили поискать место за пределами Геленджикской бухты.

В общем, остановились на посёлке Кучугуры на Азовском побережье и населённом пункте Дивноморском на берегу Чёрного моря (Дивноморское, надо полагать, было село, а сейчас фактически является микрорайоном Геленджика, наверно, поэтому на дорожных указателях можно встретить и название «Дивноморск»). Выбор был связан не только с предполагаемой чистотой моря и пляжа, но и с наличием гостиниц, способных принять пять человек за разумные деньги и с достаточным комфортом. Палаточная романтика, удобства на улице и душ из нагретой на солнце бочки нас, к сожалению, не привлекают. Кроме благ цивилизации важен был и вопрос питания: с маленьким ребёнком нужно иметь возможность готовить самостоятельно, хотя и превращать эту возможность в обязанность тоже не хотелось. В результате в феврале забронировали с 10%-ной предоплатой четырёхместные номера в гостинице «Питер» в Кучугурах и гостинице «Прибой» в Дивноморском. Последняя, правда, не даёт возможности готовить самостоятельно, надо ходить в столовую через дорогу, но компенсирует это двумя детскими бассейнами, которые в рекламе выглядели очень шикарно. Забегая вперёд, скажу, что бассейны не разочаровали.

Определившись с конечными пунктами, стали подбирать промежуточные. От Череповца (Вологодская область), где мы живём, рукой подать до Ярославля и всего Золотого Кольца, постоянно проезжать мимо достопримечательностей которого было бы просто неразумно. Кроме того, у нас с женой живут в Курске родители, и мы каждый год привозим им показать внуков. Из Череповца в Курск мы часто едем через Рязань, где задерживаемся на несколько дней у родственников, а заодно объезжаем Москву. Крюк, конечно, немаленький, но плюсов от отдыха у родни больше.

С учётом того, что в прошлом году мы ехали по маршруту Череповец — Ярославль — Кострома — (ночёвка в Синей Осоке) — Суздаль — Владимир — Рязань — (3 дня отдыха) — Курск, на этот раз решили «зацепить» другую часть Золотого кольца, направившись после Ярославля в Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Москву и далее сразу на Курск, оставив заезд в Рязань на обратную дорогу. Планировались две ночёвки — до и после Москвы, с посещением между ними Московского зоопарка. Для этого забронировали номера в мотелях в Переславле и Подольске. Правда, когда перед поездкой звонили подтвердить бронь, в Подольске (отель Bridge) нас не признали и сказали, что у них дать бронь никто не мог, номера занимаются только по факту, и гарантировать нам наличие мест невозможно. (Надо сказать, что это единственный пока попавшийся нам отель/мотель, который отказался от клиентов. Видно, у них переизбыток московских семейных отдыхающих.) Рисковать оказаться с тремя детьми без крыши над головой на ночь мы не захотели, поэтому пришлось одну ночёвку сократить, а вместе с ней и посещение Московского зоопарка. Как-нибудь в другой раз.

От Курска до Кучугур тоже была запланирована остановка под Ростовом, в отеле «Меридиан-Юг». Там с бронью всё было чётко, четырёхместный номер со всеми удобствами нас ждал.

Таким образом, фактический маршрут путешествия (по местам остановок с отдыхом и/или культурной программой) получился следующим: ЧЕРЕПОВЕЦ —РОСТОВ Великий —ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ—КУРСК —мотель на М4(Ростовская обл., ночёвка) — п. КУЧУГУРЫ — ДИВНОМОРСКОЕ —мотель на М4 (Воронежская обл., ночёвка) — КУРСК — РЯЗАНЬ — ЧЕРЕПОВЕЦ.

ЗОЛОТОЕ «ПОЛУКОЛЬЦО»

Ура, отпуск! К его началу прошёл техобслуживание, продлил КАСКО и ОСАГО и приобрёл чудо техники — видеорегистратор и радар-детектор в одном флаконе, HighscreenBlackBoxRadarPlus. Функций — масса, желающие могут легко найти описание всех достоинств прибора в интернете, но и цена кусачая — с картой памяти 10 тысяч вышло. Показалось, что качество того стоит. Увы, показалось! Именно в день отъезда на экранчике прибора пропала картинка, не знаю, с самим экраном проблема или с функцией записи, но в любом случае в дороге спорную ситуацию уже не посмотреть. Оставил его на стекле в качестве радар-детектора и муляжа видеорегистратора — вдруг какой-нибудь злобный гаишник увидит издалека у меня регистратор и не станет меня разводить. Сразу скажу — не пригодилось. То ли работники ГАИ все были исключительно добрые, то ли звёзды так сошлись, но никто ни разу за всю дорогу не остановил. Вот бездушные камеры видеофиксации — да, от тех потом три «письма счастья» пришло, по 300 р. А попытка их избежать стоила на порядок дороже…

Итак, на старт. Выспались, поели, загрузились и в 10:00 11 июня 2013 г. выехали из Череповца в сторону Ярославля. Дорога вдоль Рыбинского водохранилища через Пошехонье не слишком гладкая, узкая, местами почти стиральная доска, разгоняться выше 90 км/ч порой самому страшно, но она более короткая и пустая, средняя скорость по ней получается выше, чем по более качественной трассе через Вологду.

Ярославль проходим насквозь по навигатору (у нас штатный ниссановский), и в 2 часа дня мы уже делаем первую плановую остановку.

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

Местный Кремль нашли как-то быстро. Покупаем, вернее, получаем билет в его музеи. Выясняется, что многодетным семьям всё бесплатно, что нас очень радует. В самом Кремле порядка 10 экскурсионных мест (музеи, башни, стены), вход в каждое из которых обычным туристам стоит денег (извините, не запомнил на радостях сколько).

Внутри сразу узнаётся крыльцо белокаменных палат Иоанна Грозного из гайдаевского «Иван Васильевич меняет профессию». (Скриншоты не очень чёткие, но кадры из фильма узнать можно).

Администрация благоразумно использует кинематографическую узнаваемость своего Кремля, для экскурсионных групп целую программу с переодеваниями разыгрывают.

Мы тоже не преминули пройтись по узнаваемым местам.

Но и без воспоминаний о кино здесь есть на что посмотреть, буквально за каждой дверью.

Церковь Спаса на Сенях, 1675 г.

Музей икон, очень впечатляющая коллекция.

Смотровая башня (на верхнем снимке в углу) с очень страшной лестницей, на которой мои девушки пищали, и очень красивым видом на Ростов и озеро Неро.

Музей колокольчиков с бубенцами, которыми можно позвенеть и услышать звук тройки лошадей. Акустика под сводчатыми потолками сногсшибательная!

Загадкой старины глубокой следует, видимо, считать расположение некоторых дверей (см. ниже): в первую ступеньки хоть и высоковаты, но есть; во вторую ступеней уже нет, воспользоваться дверью смогут только здоровые и подготовленные люди; на третьей фотографии вход для простых смертных замурован, дверь распахнута на уровне второго этажа (!) — это уже для уникальных существ или для людей в уникальном состоянии. Возможно, многое объясняет надпись над замурованной дверью: «Пивоварня. XVII век. Охраняется государством».

Посмотреть всё основательно мы не успели, поэтому сделали ещё несколько снимков общего вида.

Дети, что называется, пощупали старину руками (и не только): посидели на лестницах, посмотрели в окна, потрогали двери.

Уставшие и голодные, мы вышли из Кремля, купили тут же на развале несколько магнитиков и пошли в кафе «Русь» через дорогу подкрепляться. Там нам полчаса готовили мясную окрошку, в которой мясо оказалось дешёвой варёной колбасой, и на 10 минут дольше — окрошку овощную, без «мяса». Выковыривали они, что ли, эту колбасу из овощной нарезки? В общем, окрошка была на любителя, про другие блюда судить не берусь.

После пяти вечера мы покинули Ростов, и ложка окрошки не испортила бочки хорошего настроения, которое мы получили от этого города.

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

Вечером первого дня нашего путешествия мы прибыли к месту первой ночёвки — «Автомотель» на объездной Переславля-Залесского. Сфотографировать его снаружи и внутри мы как-то не догадались, но таких фотографий и без того много в сети, в том числе на сайте мотеля. Двухкомнатный четырёхместный номер стоил нам 2400 рублей за ночь плюс 50 рублей парковка. Не пять звёзд, конечно, но для мотеля вполне годится. Нормальные постели, нормальный душ и туалет в номере, кондиционер, который не понадобился, и телевизор, который не работал («Триколор не оплатили», — пояснила нам сотрудница мотеля). На улице, правда, при определённых направлениях ветра попахивало чем-то вроде очень натуральных удобрений — то ли свиноферма недалеко, то ли мясокомбинат. В самом номере запаха не чувствовалось, да и на улице не всегда, поэтому я и в следующей поездке готов там останавливаться; а особо щепетильных я предупредил .

Понравилось кафе на первом этаже мотеля — в автомобильном стиле, очень подходит духу путешествий и помогает на него настроиться. Настоящие автомобильные номера из разных стран, украшающие стены кафе, вполне можно считать музейной коллекцией. Завтрак здесь нашей семье обошёлся в 800 рублей — нас всё-таки пятеро.

Есть в Автомотеле и настоящий музей — ретро-автомобилей. Вход в него стоит 150 рублей, и мы решили сэкономить на себе, отправив на экскурсию только старших детей. Им машины понравились!

Там были автомобили отечественные…

И много иностранных!

Жалко, посидеть в машинах не разрешили.

Дальше наши планы экскурсии по Переславлю скорректировал дождь. Вместо посещения Синь-камня, узкоколейки и ботика Петра мы прошлись немного по центру и посетили два частных музея: музей утюга и музей швейных машин.

В центре пофотографировались у церквей, купили магнитики…

Это было 12 июня, День России, и в городе проводились какие-то праздничные мероприятия с участием суворовцев, военного оркестра и переодетых в старинные одежды горожан. К сожалению, задерживаться у нас не было времени.

Но музей утюга мы всё же посетили. Он хоть и маленький, но очень весёлый. Все посетители обеспечиваются экскурсоводом и хорошим настроением! Нам это удовольствие обошлось в 300 рублей.

На входе выставлено несколько предметов на продажу. Наверное, так мог бы выглядеть прилавок в отделе бытовой техники какого-нибудь «М-Видео» или «Эльдорадо» сотню-другую лет назад!

На оранжевой полке (фото ниже) собраны семь основных типов утюгов. Последний из них (справа), как заверил нас экскурсовод, это первый электрический «Тефаль»! С тех пор дизайн немного изменился . Жена не могла не сфотографироваться с этим предком своего рабочего инструмента (она портной). А на фото справа — «губозакаточная» машинка, которая на самом деле раньше использовалась для плиссировки.

Экскурсовод (в кадре ниже) сыпал шутками и прибаутками, взгляд постоянно натыкался на разные прикольные надписи. В общем, в этот дождливый день мы здорово подзарядились здесь хорошим настроением.

Дальше мы направились в музей старинных швейных машин. Он расположен на территории местной швейной фабрики, и в рабочие дни, говорят, экскурсии заканчиваются посещением производства. Мы же в праздничный день ограничились после музея посещением фирменного магазина, где накупили всем родственникам симпатичного постельного белья. Билеты в этот музей нам обошлись так же, как в предыдущий, — в 300 рублей за всех, с персональным экскурсоводом. А вот белья накупили почти на 5 тысяч.

В час дня мы покинули Переславль-Залесский и направились в сторону Курска через Сергиев Посад, Москву, Тулу, Орёл. Из-за отмены ночёвки в Подольске пришлось пропустить не только Московский зоопарк, но и экскурсию по Сергиеву Посаду, которая была в первоначальных планах.

Москву проезжали по восточному МКАДу. На МКАДе были впервые. Два раза попали в пробку, не более получаса каждая, но довольно много ехали с разрешённой сотней км/ч. В целом понравилось, с навигатором и внимательной женой свой съезд не пропустишь. Свернули на симферопольскую трассу и ещё довольно долго наслаждались хорошей дорогой. Тулу и Орёл прошли по объездной. Останавливались только пару раз на заправках — туалет, чай-кофе, и снова в путь. В двенадцатом часу вечера приехали, наконец, к родителям в Курск.

НА ЮГ!

Через три дня отдыха у родителей, 16 июня, в свои любимые 10 часов утра мы вновь выехали в южном направлении. Поехали из Курска на Воронеж, чтобы выйти на трассу М4 «Дон». Примерно через час, на 70 км автодороги Курск-Борисоглебск, в х. Шабаново Тимского района Курской области, камера ДПС «Арена», спрятанная за припаркованным на обочине «жигулём», снизу сзади сфотографировала нашу машину, определив превышение разрешённой в населённом пункте скорости. Но об этом мы узнали, разумеется, позже, вернувшись из путешествия и получив письмо с предложением заплатить 300 рублей. Антирадар, наверное, что-то пищал, но он так часто пищал на всё подряд, особенно на заправках и в населённых пунктах, что вышел из нашего доверия.

Через Воронеж проехали по навигатору и вышли на трассу М4. Тут дорога хорошая, большую часть пути можно было спокойно идти на круиз-контроле по второй полосе. Ближе к Ростову, примерно на 970 км, попали в большую пробку из-за ремонта дороги. Пугало то, что вокруг стояло много предприимчивых местных жителей с табличками «Помогу объехать пробку». Не знаю, сколько просили «помощники», не рискнул к ним обратиться. Потом видел, как некоторые машины по полям и огородам выезжали к заправке, с трудом преодолевая окружающую её канаву, и через заправку подстраивались в переднюю часть этой пробки. Мы же, двигаясь в общем потоке, потеряли полчаса. Не так много, мне кажется, чтобы платить.

Около восьми вечера мы добрались до 1040 км трассы «Дон», где почти прямо на обочине, в посёлке Красный Колос, расположился отель «Меридиан-Юг» — самый дешёвый и самый шикарный из тех, в которых нам довелось останавливаться.

Несколько корпусов объединены просторным двором, где бесплатно паркуются машины всех постояльцев отеля, там красивые клумбы, беседки со столиками, кафе. Внутри поражают воображение большие холлы и коридоры — всё-таки это вроде недорогая придорожная гостиница, а не пятизвёздочный отель.

Сам номер тоже приятно порадовал: на 400 рублей дешевле, чем в Автомотеле в Переславле (здесь было 2000 за ночь), и, по ощущениям, на пару «звёзд» лучше. Ужин в кафе, кстати, тоже обошёлся дешевле, чем завтрак в Автомотеле: 625 рублей против 800.

Утром в кафе не пошли, доели свои запасы продовольствия и поехали к морю! Навигатор повёл нас через станицы Кисляковская, Ленинградская, Каневская, Тимашевск, Славянск-на-Кубани, Темрюк. Возле Темрюка нас накрыл сильный ливень, слегка отмывший нашу машину после двухтысячекилометрового пути. В такие минуты радуешься благам цивилизации, типа панорамной крыши и климат-контроля, которые позволяют в тепле и сухости удивляться природной стихии в её эпицентре.

Дороги по станицам были ровные, хорошие, полупустые, окружённые ровными полями винограда, персиков или пшеницы. Чувствуется, что Кубань — всероссийская житница.

После Темрюка навигатор нам уже не помогал. Двигались по направлению на Порт Кавказ. Перед Голубицкой увидели море! Радости не было предела, наше многодневное путешествие к морю почти достигло своей цели! Вскоре проехали поворот к посёлку с патриотическим названием За Родину, и через несколько минут разглядели надпись «Кучугуры — 6 км». Часа в четыре дня добрались до места и нашли свой забронированный ещё в феврале отель «Питер».

КУЧУГУРЫ

Кучугуры, конечно, деревня — в смысле отсутствия ночных развлечений и ещё каких-нибудь атрибутов крупного города. Но деревня местами цивилизованная, что как нельзя лучше подошло для отдыха нам, типичным городским жителям с детьми. Мы вроде бы хотели сменить обстановку, побыть на природе, в тишине и спокойствии, но не готовы были отказываться от элементарных удобств типа нормального туалета и горячей воды. Фотографию ниже вполне можно было бы по мотивам «Бриллиантовой руки» назвать «Кучугуры — посёлок контрастов», и нас такой контраст вполне устроил.

Это и есть гостевой дом «Питер», в который мы ехали. До него метров сто от асфальтированной дороги, и от него примерно столько же до моря (оно виднеется там в конце грунтовки, если приглядеться).

Гостевой дом новый, второй год ему вроде, территория ещё продолжает обустраиваться, достраивается второй корпус со столовой, но всё функционирует. Непосредственно строительных работ в нашем присутствии никаких не было, просто видна некоторая незавершённость.

Вот вид изнутри. Справа снизу — наш двухкомнатный «люкс». В июне он нам обошёлся в 2500 р. в сутки; за вычетом февральской предоплаты в день приезда мы отдали за свою неделю 15750 р. На июль-август цена за такой номер была заявлена 4000 р. в сутки.

Фотографировать место проживания мы надумали уже в последний день пребывания в нём, тогда же и хозяева решили поменять воду в бассейне. Зато видно, что бассейн довольно глубокий, старшие дети вовсю в нём заныривали, да и некоторые взрослые тоже. А наш младший со своими «коллегами» плескался в надувном на детской площадке.

Больше всего нам понравилась организация питания. В кирпичном новом корпусе находится небольшая столовая, где тебе приготовят на заказ блюдо из имеющегося в меню. Фактически — ресторан (раз по заказу готовят), но очень домашний, и цены не ресторанные (за обед и ужин в первый день мы заплатили 850 рублей). Можно заказывать на завтра, только на завтрак или только на обед, на любое время, можно «на сейчас», а можно вообще ничего не заказывать и готовить в номере — там есть мойка с двумя электрическими конфорками, набор посуды и холодильник. В общем, полная демократия: лень или некогда готовить — питайся в столовой, жалко денег или блюдёшь диету — готовь сам.

Вот наш номер. Первая комната с «кухней» и дополнительным диванчиком, который мы не разбирали.

Вторая комната — «спальня». Кроме огромной кровати, там был шкаф, кондиционер и небольшой телевизор.

Ну, и «удобства», скромные, но свои, не «на этаже» и не на улице.

Расположен этот гостевой дом практически на краю посёлка. Рядом есть пара магазинчиков, самое необходимое можно в них купить. Рынок и центральный пляж с некоторыми пляжными развлечениями довольно далеко. Пешком туда чуть ли не полчаса идти, можно такси вызвать за 50 рублей.Мы на рынок на машине ездили.

Главное для нас достоинство Кучугур — тишина, песчаный пляж, мелкое и очень тёплое море. Для кого-то это может быть минус, но для нашей неводоплавающей семьи с маленькими детьми — огромный плюс. Первый и последний день были с дождём и спокойным морем, остальные дни были солнечные и с небольшими волнами, на которых мы с удовольствием качались на матрасе (кроме младшего — он волн всё-таки боялся, наплюхался в море только в последний день, когда их не было).

По плану мы собирались чередовать отдых на пляже с поездками к окрестным достопримечательностям. Поэтому через день загорания и купания мы направились к вулкану Тиздар, в соседний посёлок За Родину.

ТИЗДАР

Вокруг лужицы вулканической грязи разросся неплохой туристический комплекс. Сотни посетителей спешат выложить по 400 рублей за въезд на благоустроенную территорию, по которой курсирует бесплатный «паровозик» из небольшого трактора с несколькими открытыми вагончиками.

Мы, правда, от парковки пошли пешком, благо указатели «Вулкан» висят везде. По пути нашли камеры хранения, кабинки для переодевания и душ, после чего асфальт закончился и мы по тропинке подошли к «вулкану». Там под грибочками можно оставить полотенца и шлёпки и спускаться в целебную грязь. Вокруг висят плакаты с описанием болезней, при которых эта грязь помогает, и противопоказаний. Насколько я помню, заболевания в основном опорно-двигательного аппарата, а противопоказания по кожным болезням. Написано, что рекомендуемая продолжительность «сеанса» — 10 минут, хотя с секундомером никто, естественно, не стоит.

Младший сын в эту грязь вообще не полез, средний влез только наполовину, после чего выскочил и сказал, что его сейчас стошнит. Мы же с женой и дочерью полежали в этой грязи с удовольствием, и даже два раза. Грязь гораздо плотнее воды и очень хорошо держит людей на поверхности — дно ногами не ощущается, но погрузиться вглубь практически невозможно. Зато иногда возникает ощущение, что можно оказаться перевёрнутым вниз головой. Правда, никто так и не перевернулся без собственного желания, так что развлечение это вполне безопасное.

После выхода из грязи нужно повернуть направо, тут же в рукомойниках можно ополоснуть руки, чтобы прихватить своё полотенце и другие вещи, и дальше по тропинке идти к морю. Там тёплое море забирает себе все полезные минералы вулканической грязи, смывая их с тебя, и ты выходишь из пены морской как заново родился. На берегу есть душ с морской же водой, кабинки для переодевания и удобные беседки, где можно полюбоваться видами моря, передохнуть и перекусить, если хочешь.

Мы перекусили сначала в кафе (на 860 рублей), а после второго «заплыва» уже воспользовались беседкой и заказали шашлыки и куриные крылышки почти на тысячу. В общем, хорошо отдохнули.

В кафе нас доставала местная кошка, требовавшая «свою долю» из наших блюд. Моя попытка прогнать её из-под стола привела к тому, что она по пути цапнула за ногу дочь. На всякий случай мы зашли в находившийся рядом медпункт, где дочери обработали место укуса.

Ещё возле кафе зазывали нас на «винное спа» — посидеть в бочках с вином. Жену процедура заинтересовала, но вид каких-то мелких червячков, в изобилии плавающих в этом «вине», весь интерес сразу отбил. А может, червячки полезные были?

Собираясь уже уезжать, зашли в «Ковчег» — небольшой зоопарк со страусами, павлинами и прочей живностью, расположенный на въезде на территорию комплекса. Это уже было бесплатно.

Читали, что где-то неподалёку есть аналогичный бесплатный «вулкан», правда, ничем не оборудованный. В том числе, якобы, и в самих Кучугурах такую же грязь можно найти. К сожалению, узнали об этом уже после возвращения из отпуска, поэтому проверить эту интересную информацию лично не удалось. А вообще, в Тиздаре понравилось.

АТАМАНЬ и КОСА ТУЗЛА

После очередного дня отдыха на кучугурском пляже направились мы в этнический хутор-музей «Атамань» на окраине почти одноимённого города Тамань. Правда, с утра обнаружили одну неприятность — спустило колесо. Не исключаю, что «поймал» покрышкой какой-нибудь строительный мусор в самом отеле, хотя точной причины не нашёл. Ближайший шиномонтаж оказался в соседнем посёлке — в Сенном. На докатке доехали до него несколько километров по трассе, и там в гараже за 100 рублей нам колесо подлатали. Правда, не сделали балансировку (и я не подумал попросить), и потом уже на трассе на хорошей скорости довольно ощутима была вибрация от этого колеса. Поправили ситуацию уже в Курске.

В Сенном же, пользуясь случаем, в фирменном магазине местного винзавода прикупили коробочку фанагорийских вин.

Так с минимальными временными и финансовыми потерями мы доехали до Тамани, где по указателям нашли искомый «хутор». Вход нам с учётом разновозрастности наших школьников обошёлся в 650 рублей.

Хутор очень большой, состоит из тематических дворов (хата лекаря, хата пекаря и т.п.). Дома —новодел под старинные технологии, вещи действительно «бабушкины». Жена, проводившая в детстве много времени на Восточной Украине, нашла очень много знакомых вещей («Точно такие же были у моей бабушки!»). По территории можно прокатиться на каких-то повозках (за отдельный счёт), а можно гулять пешком. Мы ради экскурсии пошли пешком, обошли, наверно, половину хутора и устали. На полпути нашли харчевню «Успеночка» и с аппетитом подкрепились варениками (и не только, на 814 рублей).

Хотели ещё подняться на «военную горку», где собрана под открытым небом разная военная техника, но сил после вареников уже не хватило. Мы сели на машину и поехали искать косу Тузла — место встречи двух морей, символ всего нашего путешествия.

Если в целом дороги Краснодарского края можно описать как хорошие, то дорога на Тузлу явно стоит особняком. Такое ощущение, что там бомбили совсем недавно. Так, чувствуя себя на передовой, добрались мы до памятника советским десантникам, погибшим в 1943-1944 годах на водах Керченского пролива и Таманского залива в битве за Крым, — это небольшое зенитное орудие, направленное в небо, которое издалека выглядит как пистолет. От этого памятника открывается отличный общий вид на оба моря, косу и Керченский пролив с Украиной на горизонте (на фото ниже).

После него грунтовая дорога очень резко идёт вниз и потом долго тянется по косе. За въезд на косу берут 250 рублей с легковой машины. На благоустройство дороги эти деньги точно не идут, потому что до конца косы мы ехали час, не решаясь разогнаться по острым камням выше 20 км/ч.

Наконец, мы добрались до самого края косы, и дочь не упустила возможности стать одной ногой в Чёрное море, а другой — в Азовское.

Здесь же первый раз за поездку искупались в Чёрном море — пляж оборудован именно с его стороны. Выяснилось, что оно гораздо холоднее нашего Азовского в Кучугурах!

Отдохнув, съев привезённые с собой фрукты и ещё раз окунувшись, мы отправились обратно к своему тёплому морю.

БОЛЬШОЙ УТРИШ

По совету хозяйки нашей гостиницы решили съездить ещё и в дельфинарий в Большом Утрише — он вроде считается основным в нашей стране, здесь готовят дельфинов для остальных дельфинариев, и только здесь дельфины живут в естественных условиях, а не в бассейнах.

Утриш находится за Анапой, в которой по пути туда и обратно мы постояли в пробках. Потом проехали красивый знак «Начало Кавказских гор» и после Варваровки впервые почувствовали, что такое горный серпантин.

Въезд в Большой Утриш регулируется шлагбаумом, который вероятно, должен ограничивать количество машин — нас, правда, спокойно пропустили. В самом населённом пункте стало понятно, зачем это нужно: очень узкая дорога с припаркованными по бокам машинами, по которой с трудом проезжают автомобили и как-то ухитряются протискиваться экскурсионные автобусы. Местами стоят местные жители с табличками «Парковка — 50 руб/час». Можно проехать к пляжу и дельфинарию, купив в кассе билет на один въезд за 300 рублей. Мы так и сделали, что позволило нам спокойно припарковаться за дельфинарием.

В кассах нас ждал сюрприз — цена билета. Дети до 5 лет бесплатно (лучше иметь документ или рост менее 92 см), с остальных по 600 рублей. Итого с нас за вход было 2400 — как-то многовато для многодетной семьи за одно часовое представление. До начала оказалось ещё два часа, билеты начинают продавать за час, хотелось поесть — и мы поняли, что наличных нам на всё не хватит. Внутри платной зоны ни одного банкомата нет, ближайший — в Сукко. Цедя сквозь зубы название этого населённого пункта, поехали мы искать в нём банкомат. Снова через два шлагбаума (платный и бесплатный) и потом наудачу направо, где вскоре нам попался Сбербанк с банкоматом. На обратном пути на платном шлагбауме нас хотели сначала заставить покупать билет второй раз, но пожалели, узнав, что мы ездили в Сукко за деньгами (это здраво, мы же деньги им привезли).

Первым делом мы оставили 560 рублей в местном кафе-столовой. Ещё по 10 или 15 рублей, уже не помню точно, оставили в местном туалете, в который было страшно зайти. Если бы не безвыходность ситуации….

И пляж там «не наш»: крупная галька, глубоко, холодно — и тесно, мало места и в длину, и в ширину.

За час до представления начался штурм касс. Выяснилось, что билеты дают не на ближайшее представление, а на вечернее, а на ближайшее билеты не будут выдаваться, пока их не выкупят экскурсионные группы, точное количество которых никто заранее не знает. Мы решили стоять до конца, потому что ждать вечернего представления не было сил. Простояли в давке почти час. За десять минут до начала билеты поступили в продажу, и мы побежали занимать места на трибуне. Перед началом представления с наиболее сознательных собрали по 100 рублей за право видеосъёмки. Мы тоже заплатили.

Дельфины, конечно, милые, но все программы, видимо, одинаковые или очень похожие. Мало того, в наше посещение дельфины так и не прыгнули в висевшие наверху кольца. Возможно, у них смена поколений идёт, и молодёжь этот трюк ещё не освоила, хотя на цене билета это, похоже, не сказывается.

Младший сын, кстати, высидел полчаса из запланированного часа, и дальше мы больше следили за ним, чем за дельфинами.

После представления на свежем воздухе мы потратили ещё почти 400 рублей на булочки и соки, поедать которые решили уже в машине по пути «домой». Пока ехали, захотели ещё найти Анапский дельфинарий. Поплутали по односторонним анапским улочкам, про которые навигатор ничего не знает, и всё-таки нашли его: и дельфинарий, и пингвинарий, и океанариум.

Зачем нашли, непонятно, потому что ни сил, ни денег на посещение этого заведения уже не было. Но добросовестно сфотографировали расписание и расценки — на будущее. Порадовались, что многодетным семьям здесь 50%-ная скидка.

Теснота, дороговизна, неорганизованность на Утрише; серпантин, дождь, Анапа с её пробкой… В Кучугуры мы вернулись уставшие и не очень довольные. Вряд ли мы когда-нибудь ещё поедем в Большой Утриш.

Последний день отдыха в Кучугурах начался с дождя, но к середине дня так распогодилось, что мы накупались за всю неделю!

Напоследок — о количестве отдыхающих, о квадратных метрах моря и пляжа на одного человека. Никаких цифр — просто посмотрите.

КУЧУГУРЫ

ДИВНОМОРСКОЕ

Из Кучугур выезжали со смешанным чувством сожаления о расставании с этим местом и предвкушения новых приключений. Жена с дочкой даже сбегали на прощание «помочить ножки» в море.

Дорога проходила через Анапу и Новороссийск. В Анапе традиционно уже постояли в пробке, в Новороссийске очереди на некоторых перекрёстках тоже были, но движущиеся. Дорога мимо Кабардинки была, по выражению дочери, «комковатая», на остальных же участках вполне приличная. Тем не менее, час от расчётного времени мы потеряли, и приехали в Дивноморское уже после трёх часов дня.

Почти сразу после въезда в населённый пункт начинается узкая односторонняя дорога с выделенной полосой для встречных автобусов, при этом все обочины заставлены припаркованными машинами, и реально полоса остаётся одна, разъезжайся с автобусом как хочешь. Найти место для парковки на улице практически невозможно.

На первом же повороте налево жена разглядела отель «Прибой», в который мы ехали, и мои водительские терзания в поисках места на обочине быстро сменились огромным облегчением, когда я увидел открытые настежь ворота подземной парковки этого отеля. Во всём Дивноморском только здесь я увидел такую систему, которая позволяет заехать внутрь без остановки. Во всех других отелях, гостевых домах и двориках ворота всегда закрыты, нужно звонить, вызывать, открывать, перегораживая в это время своей машиной пол-улицы, а то и всю улицу, настолько они нешироки. И внутри этой подвальной парковки было всегда достаточно места, в отличие от парковок в с трудом приспособленных для этого частных дворах. Поэтому «Прибою» мой отдельный водительский плюсик к списку его достоинств.

Из парковки по внутренней лестнице поднимаемся на отельную детскую площадку и заходим внутрь, где нас быстро регистрируют и надевают детям оранжевые пластиковые браслетики с надписью «Гостевой дом «Прибой», чтобы отличать своих от чужих. Старшие дети на второй день эти браслетики разодрали и сняли, а у младшего к концу недели он сам развалился. Никто больше нам про эти браслетики не напоминал.

Двухкомнатный номер на первом этаже выглядит симпатично.

Комнаты практически одинаковые, только нам, родителям, сдвинули кровати и добавили детскую кроватку (бесплатно). Стоимость номера в июне была 2700 рублей в сутки, на 200 рублей дороже, чем в Кучугурах. Но и сам номер выглядит на первый взгляд солиднее, и входящие в стоимость детские площадки и два бассейна с лихвой искупают переплату.

Чувствуется, что здесь всё лучшее — детям. Даже двухлетний сын уверенно и с удовольствием плескался в мелком бассейне и катался с маленьких горок, поначалу в сопровождении старших, а потом и сам, под наблюдением с берега.

Старшие резвились в более глубоком, куда иногда под видом сопровождающих заныривали и некоторые взрослые люди, хотя бассейн предназначен только для детей. В этом, к сожалению один из минусов этого отеля — взрослые могут только лежать на лежаках вокруг детских бассейнов и поливаться морской водой из душа-«пингвина» (на фото внизу слева). Не хватает ещё и взрослого бассейна, чтобы уж совсем из отеля не выходить. А так пришлось несколько раз добраться до моря .

Вода в бассейнах очень тёплая, поэтому дети могут там находиться часами. Что они и делали.

Перед бассейнами расположена детская площадка со всякими горками и двухэтажным лабиринтом. Если сыновей удавалось вынуть из бассейна, они всё оставшееся время проводили там.

Внутри есть ещё детская игровая комната, до которой у детей ноги дошли только под конец пребывания в «Прибое». В комнате много всяких игрушек и игр, в том числе настольный хоккей и аэрохоккей. Постояльцам всё бесплатно.

Питание в отеле не предусмотрено, в номере только чайник и холодильник. Есть все постояльцы дружно ходили в кафе «Курортное» через дорогу — недорогую столовую с двумя раздачами (кафе видно через ограждение отеля на фото).Там же рядом расположен магазин «Магнит».

Правда, популярность кафе нередко приводила к большим очередям в кассу. В таких случаях мы иногда шли в другое недорогое кафе, «Сытая ложка», метров 50-70 в другую сторону от отеля (по улице Кирова). Цены и там, и там сопоставимые. Завтрак-ужин на нас пятерых обходился рублей в 300-500, обед — в 500-700 рублей. То есть в среднем 1500 р. в день уходило на питание всей семьи, не считая, правда, «развлечений» типа клубники или варёной кукурузы.

Немного о минусах отеля. Прямо над нашим окном висел динамик, из которого постоянно звучала детская музыка, с 9:00 до 23:00, без перерыва на тихий час. Несмотря на закрытое евроокно, уснуть было всё равно невозможно. Правда, по первому же требованию музыку выключали, но без напоминаний она играла постоянно.

На первом этаже у нас не было балкона, а значит, столика для чая и сушилки для белья. Сушилки для таких, как мы, были предусмотрены в другом конце коридора под пожарной лестницей, там же была и курилка.

Бельё сохло плохо. В номере вообще не сохло, на уличных сушилках — не менее суток. В номере приходилось включать кондиционер, не от жары, а от сырости. В Кучугурах такого не было.

Немного напрягала уборка в номере каждый день. Это, конечно, хорошо, когда ты уходишь надолго, но если остался, то чувствуешь себя обязанным этой девушке из-за того, что мешаешь ей выполнять свою работу. Вешали на двери табличку «Не беспокоить», но к пяти вечера горничная не выдерживала, стучалась, и просила разрешения убрать номер, пока её смена не кончилась. На ответ «Не надо» умоляла хотя бы дать ей вынести мусор. Реально чувствуешь, что создаёшь девушке неудобства. Или она мне?

Бельё добросовестно меняли каждые три дня. На шестой день из наших семи тоже еле отбились от горничной, желавшей поменять бельё. Хотя грех на персонал жаловаться, все вежливые, спокойные. Видно, нет у меня пока привычки к хорошей жизни в нормальных отелях, раз обслуживание напрягает.

Море здесь «на любителя», и мы не из их числа. С детьми неудобно, младшим просто холодно в воде, через несколько шагов начинается глубина. Пару фотографий я выше показывал, вот ещё один общий вид пляжа. И это только июнь, а не июль или август.

Чем ближе к воде, тем выше плотность лежащего населения. Приходится просто перешагивать через руки и ноги, чтобы войти в воду. Все «окунающиеся» расположены в пределах пяти метров от берега, дальше глубоко. Зато «пловцы» с удовольствием уходят вдаль, плывут навстречу многочисленным катамаранам, бананам и прочим водным транспортным средствам.

В общем, с маленькими детьми на таком пляже делать нечего. И через день пребывания в Дивноморском мы отправились осматривать достопримечательности. Первым делом отправились в Кабардинку, по другую сторону Геленджика.

ГЕЛЕНДЖИК

Проезжая Геленджик, не могли в него не завернуть. Хотелось посмотреть, что изменилось за 11 лет, которые мы в нём не были, какие сейчас будут впечатления.

Набережная, самая длинная на нашем побережье, стала ещё привлекательнее. Появился памятник какой-то невесте, морской вокзал стал торговым центром «Геленджик». Море вроде бы стало чище. Выросли новые кварталы многоэтажек.

Впечатления, конечно, поверхностные, но приятные. Правда, море, хоть и на песчаном пляже, всё такое же холодное для детей и глубокое, как и везде на черноморском побережье, где мы были. Но за приятными прогулками по набережной сюда точно можно ехать.

КАБАРДИНКА. «СТАРЫЙ ПАРК»

В Кабардинке нас интересовал так называемый «Старый парк». Полгектара парковой территории, на которой собраны «цитаты» всевозможных архитектурных стилей и эпох. Никакой исторической ценности, но красиво и приятно, на каждом углу хочется сфотографироваться.

Вход стоит 300 рублей для взрослого и 150 для ребёнка. Дочь пятнадцати лет была признана взрослой, зато двухлетний сын пошёл бесплатно, итого мы уложились в 1050 рублей.

Первым делом нагревшиеся на солнце дети запросились в парковое кафе. Ассортимент в нём невелик, но на детские запросы его вполне хватило.

Вроде там можно взять экскурсию, но мы купили буклет. В нём под разномастное содержимое парка даже подводится какая-то концепция, любители найти нечто значительное в изгибе камня наверняка там много найдут. Но и без концепции, повторюсь, там просто красиво.

Сторожевая башня окружена рвом, в котором плавают черепахи. Внутри башни наверх ведёт узкая, тёмная, каменная винтовая лестница, подниматься по которой довольно жутко и интересно.

Можно найти там и египетскую пирамиду с настенными росписями внутри, и храм Зевса, и что-то готическое, и мини-мечеть, и православную часовенку.

И ещё много чего там есть, но и так слишком много фотографий для одного места выложил в отчёте. Заинтересовавшиеся наверняка найдут в интернете дополнительную информацию или приедут летом и сами посмотрят.

После «Старого парка» мы отправились искать кафе-столовую, поскольку уже хотелось обедать, и пляж, чтобы оценить, не стоило ли нам ехать сюда вместо Дивноморского (была зимой такая мысль).

Кафе нашли слева от центральной аллеи, ведущей к морю. К сожалению, название вылетело из головы. По вечерам, вероятно, кафе превращается в ресторан, а днём работает вполне привлекательной (по меню и ценам) столовой.

Подкрепившись, пошли к морю. Симпатичная аллея с фонтанчиками выводит на большую площадь на набережной, напоминающей геленджикскую.

Фонтан с грудастыми русалками на набережной, конечно, аляповат, мягко говоря, но чувствуется, что от души, что авторы искренне хотели повысить привлекательность сего места. Вспоминается из «Операции «Ы»: «Налетай, торопись — покупай живопѝсь!» Здесь уровень «искусства» примерно тот же.

Само море красивое, бирюзовое. А в остальном ничем не лучше Дивноморского. Тоже галька, холодная и глубокая вода. Чуть поменьше людей, но и поменьше места, так что плотность отдыхающих примерно та же. В общем, хорошо, но не наш профиль.

Окунувшись и позагорав, вернулись мы с удовольствием в Дивноморское, в свой отель, где дети на весь остаток дня погрузились в свои долгожданные тёплые бассейны.

НОВОРОССИЙСК

Через день отдыха труба вновь позвала нас в дорогу, на этот раз в Новороссийск. Там в планах была Малая Земля, где я был в детстве, и ещё что-нибудь интересное.

С помощью карты и навигатора добрались до Малой Земли. Там стоит интересный музей-памятник советским воинам, которые в 1943 году 225 дней удерживали клочок нашей земли в захваченном фашистами Новороссийске, чтобы потом с него начать наступление и выбить врага из города. Как известно, там воевал будущий генсек ЦК КПСС «дорогой Леонид Ильич» Брежнев. Естественно, на памятнике его эпохи есть его цитата.

Памятник торчит клином почти из воды. Внутри него лестница, ведущая вверх, а затем вниз. По стенам барельефы героев тех боёв (и Леонид Ильич, конечно, там же, но далеко не только он) и наименования частей и соединений, принимавших участие в сражениях на этом плацдарме. Вход платный, кажется, 75 рублей взрослым и 50 детям, но многодетным семьям бесплатно. Включается музыка (реквием), звучит набат или что-то такое. В общем, в детстве меня впечатлило, надеюсь, и моим детям что-то запомнится.

Дальше вдоль берега бухты есть пляж, видели там надпись «Новороссийский дельфинарий». После Утриша желания посещать дельфинарий уже не было, но на пляж решили посмотреть. По пути неожиданно увидели памятник герою Андрея Миронова из «Бриллиантовой руки», возле которого не преминули все сфотографироваться!

На левом кадре виден памятник воинам Малой Земли, чтобы желающие могли сориентироваться на местности, а под правым кадром так и хочется подписать «А ну, отойди с дороги, мальчик!».

Там же рядом под открытым небом музей-площадка военной техники, в основном поднятой со дна Цемесской бухты. Вход платный, но не для многодетных семей. Девочкам на осмотр хватило пары минут, дальше они терпеливо сидели в тени дерева, а старший сын довольно долго расспрашивал меня о каждой пушке. Хорошо, что их названия и характеристики были подписаны на табличках, оставалось только переводить на понятный ребёнку язык.

Впечатлившись военной техникой, точнее, тем, какое впечатление она произвела на сына, решили продолжить тему и поехали искать крейсер-музей «Михаил Кутузов». Карта и навигатор сделали своё дело, и мы нашли не только крейсер, но и одно свободное парковочное место недалеко от него.

Перед крейсером находится интересный памятник тем, кто остаётся на берегу, — жене и детям, ждущим папу из плавания. Или с работы. Мои со знанием дела присоединились к композиции.

Там же рядом были симпатичные каменные дельфинчики, которые понравились детям.

На сам корабль, который уже виден на верхней фотографии, мы попали с какой-то экскурсионной группой. Сначала нам сказали за двух взрослых заплатить 350 рублей, детям бесплатно. На вопрос о льготах многодетным семьям предложили заплатить, сколько не жалко. В результате с поданных 350 рублей сотню вернули. В общем, договорные рыночные отношения.

Экскурсию вёл бывший матрос с этого корабля. Среди прочего рассказал, что в этих интерьерах снимали сериал «Морские дьяволы», мы даже посмотрели потом одну серию в поисках чего-нибудь знакомого. Какие-то переборки, фрагменты палубы и кают в кадре попадались, а с какого корабля — кто ж его знает. Логично предположить, что не с боевого, поэтому музейный «Михаил Кутузов» действительно подходящий кандидат для съёмок.

Младший сын нашёл себе на палубе «руль», который с удовольствием крутил. Как прокомментировал экскурсовод, в бою 12 оборотов этого «руля» должен сделать самый последний раненый матрос, чтобы открыть кингстоны и затопить корабль, дабы он не достался врагу. Экскурсанты с тревогой начали вспоминать, сколько оборотов уже накрутил малыш, но их успокоили, сказав, что корабля-музея это не касается.

Уже покинув корабль, не могли мы пропустить его «открыточный» вид и не сфотографироваться на фоне, который запечатлён на купленных нами магнитиках.

Далее по программе у нас было ещё посещение Абрау-Дюрсо с его заводом шампанских вин. Мы впервые выехали из Новороссийска на юг.

АБРАУ-ДЮРСО

Хотя мы все привыкли к этому двойному названию, и даже навигатор с готовностью предложил его после ввода первых нескольких букв, это всё-таки два разных посёлка. В первом из них, Абрау, и находится завод шампанских вин. К сожалению, попасть туда на экскурсию-дегустацию мы не могли, и заранее это знали, так как с детьми туда нельзя, оставить их в игровой комнате одних нельзя, да и я всё равно за рулём. Поэтому мы припарковались на платной стоянке за 150 рублей и пошли прогуляться по посёлку. Наверное, можно было припарковаться и бесплатно, в том числе и прямо перед стоянкой, но кто его знает, насколько благодушны местные жители к туристам, не приносящим им деньги. Вдруг колесо потом «само» спустит, и шиномонтаж обойдётся дороже, если он там есть вообще…

Пытались найти в Абрау кафе, потому что после Новороссийска уже хотелось есть. Не то, чтобы мы совсем не нашли кафе, они были, но не нашли дешёвых, типа столовой, без официанта и меню на столе. Все исключительно типа ресторана, готовят на заказ, ждёшь минут сорок и платишь в два раза больше плюс чаевые. Так и ограничились мороженым. Зато полчаса провели в фирменном магазине, пытаясь определить, сколько и какого шампанского покупать себе и родственникам. Жена поначалу отказывалась брать целую коробку (6 бутылок разных видов, 3.330 рублей), но подсчёты показали, что это минимально возможный вариант. Успокоившись, купили себе ещё и «пробничек» на вечер — маленькую бутылочку шампанского этого года, на вид 0,33 л, за 150 рублей.

Моря в Абрау нет, зато есть одноимённое озеро. Озеро в горах всегда красиво, особенно когда возле него есть такой памятник герою Леонида Утёсова из «Весёлых ребят» и симпатичный фонтанчик вровень с дорожкой.

А за горой от Абрау находится посёлок Дюрсо. Там нет шампанского, зато там есть море. За проезд к пляжу и парковку вновь заплатили 100 рублей. Но в Дюрсо понравилось. По краям пляжа покрытые лесом утёсы, сам берег покрыт крупной галькой, и вода самая чистая и прозрачная из всех, что мы видели к этому моменту. Море к вечеру стало не таким холодным для детей, и даже младший с удовольствием кидал камни, стоя по колено в воде.

Единственный минус — в воде было много медуз. Практически косяками (стаями, табунами или другими организованными группами) плавали, радуя собой чужих детей и пугая моих. Я-то своим рассказывал, что медузы могут обжечь.Но вроде не обожгли.

На обратном пути снова ехали через Новороссийск, и на этот раз не забыли остановиться и сфотографироваться у надписи с названием города и на фоне закатной бухты.

И закончился этот длинный июньский день очень приятно: бутылочкой того самого «пробничка» Абрау-Дюрсо. А дети, естественно, пили сок.

ПРАСКОВЕЕВКА. СКАЛА «ПАРУС»

Последним пунктом нашего плана оставалась скала «Парус», расположенная рядом с Прасковеевкой — единственный наш маршрут не в сторону Геленджика и Новороссийска. Собственно, ничего особенного мы от этой поездки не ждали — кроме самой скалы смотреть там не на что, да и делать особо нечего. Но план есть план, поехали.

Поворот на Прасковеевку с «нашей» (Геленджикской) стороны трассы очень крутой, почти на 180 градусов. И далее начинается настоящий серпантин, с переездом через гору: сначала вверх-вверх-вверх, потом вниз-вниз-вниз. Девушки визжали от восторга и захватывающих видов, а я только успевал крутить рулём и нажимать на педали, чувствуя себя крутым геймером в очень реалистичном компьютерном автосимуляторе, только с одной жизнью и без возможности сохраниться.

Поскольку ехали на Прасковеевку, то послушно повернули по последнему указателю и приехали в сам посёлок. Конечно, нам там делать нечего. Вернулись на трассу и километра через три подъехали к морю. Там загорелые «лица местной национальности» у шлагбаума очень вежливо предлагают платную парковку: прямо возле трассы в загоне из металлической сетки с подсыпкой щебнем за 50 рублей, а непосредственно у моря — за 300 рублей. От пятидесятирублёвой парковки идти ещё метров 300—400. Мы выбираем комфорт, платим 300, и с квитанцией как с пропуском едем дальше. Там нас ещё два раза встречают такие же загорелые ребята, проверяют квитанцию и источают вежливость и гостеприимство. Последний проверяющий лично почти бежит впереди машины, показывая, где можно встать. Паркуемся на берегу за каким-то зданием с катерами и выходим на пляж.

Скала «Парус» видна сразу. Читали, что идти к ней неудобно, приходится заходить в воду, многие обувь о камни рвут. Ничего подобного нам испытать не пришлось. Возможно, был отлив, или просто уровень моря понизился, но дошли мы все по берегу абсолютно спокойно.

Природа там, конечно, впечатляющая. Фотографироваться мы начали сразу же у ближайших камней с каким-то красивым песочно-горчичным оттенком. На верхнем кадре вдали виден «Парус».

Потом дошли до скалы и в обязательном порядке все, кроме младшего, влезли в отверстие, получив свою небольшую дозу адреналина.

В качестве «лестницы» к этому отверстию выступает тонкое бревно, высохший ствол небольшого дерева, приложенный к скале и подпёртый другим бревном. Народ стоит в очередь, чтобы пройти по этой ненадёжной конструкции и запечатлеть себя в этом чуде природы, причём «женщин, стариков и детей» в этой очереди гораздо больше, чем мужчин.

На месте становится более-менее понятно происхождение этой скалы. Скальная порода идёт здесь вертикальными слоями, чередуясь с мягкой породой, и в крутом берегу видно продолжение того слоя, который раньше был одним целым с «парусом». Удивляет, конечно, какой этот «парус» тонкий и как он не обвалился вместе с остальными.

И хотя мы видели фотографии этой скалы во всех ракурсах ещё до поездки, собственное впечатление всё равно оказалось очень сильным. Есть вещи, которые нужно увидеть своими глазами, вблизи, и скала «Парус» к ним относится.

Нафотографировавшись, побрели обратно на пляж, окунуться на этом месте черноморского побережья. Пасмурное небо постепенно стало проясняться. Вода показалась не такой уж и холодной, при этом ещё чище, чем в Дюрсо, и без медуз. Крупная галька и камни иногда больно «кололи» ноги в воде, но я решил эту проблему, заходя в воду в сланцах. А дочь, например, решила, что и босиком нормально.

Собравшись уже уходить, заметили мы на берегу небольшие шатры-беседочки, которые почему-то не привлекли нашего внимания изначально. Выяснилось, что арендовать такую беседочку с мягкими подушками можно за 200 рублей в час, или за тысячу на весь день. Нам очень хотелось полежать, поесть и остаться, поэтому мы заплатили за два часа, запустили на подушки детей и пошли по ближайшим кафе искать что-то на обед.

Кафе-столовых там мы не нашли, только ресторанного типа. Поскольку это был наш последний выезд в этом отпуске, сильно экономить не стали, заказали себе осетров на гриле, детям запечённую картошку с ветчиной и ещё чего-то по мелочи. Уложились в 1.150 рублей. Пока всё готовилось, окунулись, позагорали, потом с огромным аппетитом поели, полежали на подушках, снова окунулись и позагорали. В общем, неожиданно очень хорошо провели день, получив массу удовольствия и самые приятные впечатления за всё время пребывания на Чёрном море.

Небо настолько прояснилось, что мы ухитрились даже немного обгореть, и это под конец отпуска. Поэтому продлевать аренду беседки уже не стали, сели на машину и поехали обратно. Снова серпантин, виды-красоты и, наконец, родной уже «Прибой» с подземной парковкой. Вторая неделя нашего путешествия по морям подошла к концу.

В последний вечер пребывания в Дивноморском решили прогуляться по вечерней набережной. Красиво. Жизнь у отдыхающих после девяти вечера только начинается. Каждые 10 метров новое кафе со своей живой музыкой, толпы народа тратят кучи денег. При чём здесь море? Но атмосфера праздничная, весёлая, хотя и не самая подходящая для прогулок с маленькими детьми.

ДОРОГА ДОМОЙ

Обратная дорога началась не очень хорошо. Плотно позавтракав в кафе «Курортном», минут через 15 пути мы были вынуждены сначала остановиться, а потом и развернуться и вернуться в «Прибой». Первой причиной было то, что младшего сына укачало и стошнило, впервые за всё время пути. Пока ликвидировали последствия, выяснилось, что забыли в отеле оставленные сушиться вещи. Вернулись, помылись в душевой у бассейнов, забрали вещи и сказали «до свидания» Дивноморскому второй раз.

Ехать решили по трассе М4, через Джубгу и Краснодар. Рассматривался вариант обратного повторения маршрута прибытия, через Новороссийск и станицы, и вроде анализ интернета склонял к этому варианту. Но местный водитель сказал, что предпочитает путь через Джубгу, потому что «трасса — она и есть трасса», в смысле, встал и пошёл. Поверили живому человеку, а не виртуальным советчикам. И совершенно зря.

Во-первых, серпантин. На нём в принципе невозможно ехать с приличной скоростью. Во-вторых, от избытка серпантина всех моих пассажиров укачало до тошноты (хотя мы не первый раз на машине путешествуем) — кроме дочери, которую всегда укачивает от одного вида машины, и поэтому она заблаговременно принимает «Драмину». Ну и я, водитель, как-то удержался от укачивания (наверно, крепко держался за руль ). В-третьих, оказалось на дороге довольно много машин, в том числе грузовиков и автобусов. Где-то на середине пути между Дивноморском и Джубгой попали в колонну, которую собрал двигавшийся со скоростью 20 км/ч грузовик с прицепом, перевозивший одну бетонную плиту. Дорога — по одной полосе в каждую сторону с разделительной сплошной. Нас машин десять терпеливых за ним ехало довольно долго, несколько километров. Наконец, он дотянул до поста ДПС и остановился на обочине, пропуская нас. Было большое подозрение, что сейчас он развернётся и поедет обратно проверять терпение других водителей, чтобы не выдержавшие экзамен попали прямиком в лапы гаишников. В общем, показалось, что он с постом в доле. Хотя проверять, естественно, не стали, пока дорога открылась, быстрее поехали.

Дотянули кое-как до Краснодара, на подъезде к которому сыновей в очередной раз стошнило. Увидели на въезде огромный магазин «ОЗ Молл» и решили немного прийти в чувство, постоять на твёрдой земле и воспользоваться благами цивилизации.

Гипермаркет поразил наше неизбалованное воображение. Дизайн здания космический, размеры огромные, внутри небольшой лужицей кажется довольно большой ледовый каток, глаза разбегаются от масштабов и красочности всего. Даже туалет впечатлил самостоятельно смывающими за тобой унитазами и самостоятельно поливающими тебе на руки кранами (на фотоэлементах). Дети предложили весь следующий отпуск провести здесь.

Но мы, слегка передохнув, поехали дальше. После Краснодара был один сплошной ремонт дороги, с небольшими промежутками почти 200 км. Большей частью стояли в пробке или ползли с черепашьей скоростью, когда знаки ограничения «40» казались издевательством и недостижимой мечтой. По нашим оценкам, потеряли минимум три часа. Вот тебе и «трасса есть трасса». Не встал и пошёл, а встал и стоишь. Двумя неделями ранее через станицы мы, можно сказать, летели. Надо было и возвращаться через них.

Много по этой части М4 неубранных знаков ограничения скорости на уже отремонтированных участках. Может, мы попали на выходной в ГИБДД, но нас никто не остановил, хотя я не уверен, что во всех случаях строго выдержал все бессмысленные ограничения.

Более-менее нормально поехали уже в Ростовской области. Там тоже встречались ремонты дороги, но без таких чудовищных пробок. Под вечер ехали уже совсем свободно.

Нашей ближайшей целью был мотель «Дон 777» в начале Воронежской области. Забронировали его по телефону с утра, а приехали уже в одиннадцатом часу вечера. Заплатили 3000 рублей за ночь в однокомнатном 4-местном номере. Удобства на этаже, старая советская мебель, постельное бельё, вынесенное хозяйственным прапорщиком с военного склада (с надписями «Вооружённые Силы» на синих клеточках), отсутствующий лестничный проём на чердак (мимо этой дырки мы ходили с детьми туда-сюда) — в общем, все условия, чтобы взять самую большую плату за проживание из всех гостиниц и мотелей, в которых нам довелось останавливаться в этом отпуске. Плюс ещё 50 рублей за парковку. Были, конечно, там и «элементы комфорта»: кондиционер, евроокна, холодильник, кружки. Но чайника не было. Впервые за отпуск мы извлекли из чемодана кипятильник, чтобы попить чаю.

В общем-то, для придорожного мотеля комфорта достаточно. Всё-таки можно умыться и переночевать в чистой постели. Но цена кажется неадекватной! Особенно по сравнению с 2000 рублей мотеля «Меридиан-Юг», который на фоне этого убогого приюта выглядит элитным «Хилтоном». Короче, покинуть «Дон 777» хотелось побыстрее, и фотографировать его желания не возникло — хочется запечатлеть хорошие впечатления от отпуска, а не плохие.

Зато нас в Воронежской области фотографировали, видимо, с удовольствием. Не успели утром выехать из мотеля, как с разницей в 8 минут на 571 и 558 км трассы М4 «Дон» (Каширский район Воронежской области) камеры ДПС сфотографировали нашу машину и спереди сверху (камера «Кордон»), и сзади снизу (камера «Крис-П»), и отправили фото почтой. За услуги экспресс-фото взяли недорого — по 300 рублей за кадр. С 1 сентября уже взяли бы по 500. Придётся, видимо, ездить медленнее. Хотя на хорошей машине по хорошей трассе ехать 90 км/ч, на мой взгляд, бессмысленная пытка.

По М4 мы доехали до Воронежа, а там навигатор нас вывел через центр города в направлении Курска. Дорога Воронеж-Курск местами была ничего, узкая, но ровная, а местами края асфальта повело волнами, иногда довольно резкими. Один раз ощутимо попал передним правым колесом на какой-то бугорок, объехать который можно было только нырком на встречку, но сделать так дорожная ситуация не позволяла. Слава Богу, обошлось без последствий.

К обеду прибыли в Курск, к родителям, и почти на две недели расслабились, отвлеклись от автопутешествий, лишь изредка перемещаясь на машине по городу. Поскольку Курск — город нашего детства, никаких осмотров достопримечательностей и интересных фотографий в наших планах не было, предъявить нечего.

Из Курска по плану поехали к родственникам в Рязань. Навигатор повёл нас мимо Орла по объездной и не доезжая Тулы какими-то огородами местного значения на восток. Особенно «перепаханы» были эти дороги-огороды на участке Щёкино-Новомосковск, ближе к Щёкино (Комсомольский, Липки). Нельзя не отметить пустынность этих дорог, которая, однако, компенсируется обилием ям. Если быть уверенным, что в Туле не встанешь в пробку, лучше ехать через Тулу. Мы были не уверены, поскольку ехали в субботу, поэтому занимались фигурным вождением по этим областным направлениям.

После Новомосковска через Михайлов по Р132 выехали на Рязань. Там провели ещё пару дней с обязательным для наших детей пунктом программы — посещением дачи родственников. Так получилось, что для нашей череповецкой семьи «поедем на дачу» значит «поедем в Рязань» — ближе дачи у нас нет. Дети с удовольствием общаются там с живой природой.

Отдохнув на природе и подкрепившись шашлыками, на следующий день отправляемся в последний перегон: Рязань — Череповец. По гладкой М5 движемся в сторону Москвы через Луховицы (там висел интересный транспарант «В России только три столицы: Москва, Рязань и Луховицы» и стоял памятник огурцу) и Коломну, после которой навигатор уводит нас по третьему транспортному кольцу на Орехово-Зуево.Проехав его, поворачиваем на родную М8 «Холмогоры» и возвращаемся домой уже пройденным маршрутом: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Данилов, Пошехонье, Череповец.

По пути пару раз останавливались на заправках размяться и подкрепиться (ну и, конечно, заправить машину). Обычно старались выбирать заправки «Газпромнефть» или «ТНК», потому что привыкли к определённому набору услуг. В Московской области остановились на активно рекламируемой по радио АЗС «Трасса» — и, действительно, понравилось! Хороший магазинчик и вполне приличное кафе, в котором мы очень неплохо посидели и перекусили на 540 рублей. Так что не рекламирую, но рекомендую.

В Череповец приехали в десятом часу вечера, как говорится, усталые, но довольные.Наконец-то вернулись домой!

Некоторые итоги автопутешествия:

• общий пробег — около 6000 км,
  • средний расход бензина — 8,9 литра на 100 км,
  • общая стоимость бензина — 16.262 рубля,
  • общая стоимость двухнедельного пребывания на море — 100 тыс руб (остальная часть отпуска, не южная, в эту сумму не входит).

Машина вела себя замечательно. Вариатор и климат-контроль доставляют удовольствие от вождения. Один прокол колеса, как я писал выше, обошёлся в 100 рублей. Потом, в Курске, сделал в официальном сервисном центре «Ниссан» балансировку этого колеса (по трассе иногда ощущалась от него вибрация) и диагностику ходовой части. Никаких проблем не нашли, но взяли, конечно, по полной, 800 с чем-то рублей. Заплатил за спокойствие.

Общее впечатление от отпуска — всё понравилось, и ещё раз хочется в Кучугуры!

а Бутько в Кочагурах не видали :))

Текст не читал, много букв, но за фото только 5!
Хорошая подача, отсутствие вычурности и пошлости!
Приятная семья!

Молодцы! Надо было еще Кабардинку посетить. Вот там действительно: "Все лучшее детям !!"
Если вы нашли женщину своей мечты - с остальными мечтами можете уже распрощаться.

МО, Пушкино
Появилось желание съездить в Кучугуры))) а дивноморское - там реально народу дофига...
Эвакуатор по Москве и области.
+7-916-631-15-69
Скидки форумчанам и форумчанкам.

Отличная семья, отличная поездка, отличный отдых, отличные фото!!! Места знакомые. В июле с семьей ездили по тем же маршрутам: https://travel.drom.ru/24790/ «А ну, отойди с дороги, мальчик!». Правильно по-моему будет так: "Пшол вон, щенок!" ))))))

молодцы!

Молодцы! Отчет сплошной позитив!

Молодцы! Очень понравился отчет.. Спасибо! 5!

Фотки класс!!!

Фото посмотрел и на море что-то захотелось..))))))Классные фото!!!)Отличный отдых!Молодцы!!!)))))))
Ребятишки не устали в дороге?!)

Сообщений: 1949
отлично изложенно за что большая 5 и много много ++++!!! :)))) интересно было почитать, спасибо!

На Кит-Фин границе
Sanych Minsky:
Нее Геши Козодоев (Лелик): - А ну, щенок, в сторону, пошел отсюда!)) За отзыв - 6!
Наслаждаюсь началом прорыва, десятилетия ярких побед, процветания и стабильности!

Хорошо получилось. Малой спасибо )

Ktth:
Нее Геши Козодоев (Лелик):
- А ну, щенок, в сторону, пошел отсюда!))
За отзыв - 6!
Да в принципе то не суть важно. Главное, что тот фильм, что этот отзыв - замечательные.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец

мама выглядите потрясающе так держать

Молодцы, череповчане. Приятный отзыв.
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01

Жаль, нет фото крупным планом лица самого автора отзыва. У меня стойкое дежа вю - не могу вспомнить, где я его видел....
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01

motofun:
Очень просторны небольшие поселки на побережье (Аше, Солоники, Якорная Щель и т.п., правда и серпантин там похлеще того, что автор описывал). А на средне-крупных курортах - народу валом.

Молодцы, 5

Кусочек моего детства прошел в Ростове, жили мы в доме напротив входа в Кремль...там сейчас очень недешевый ресторан.

Удмуртия,п.Кез
МОЛОДЦЫ!!!Отличный стиль повествования и отличные фото!!!!Читал с удовольствием!!!
Мой отзыв: Opel Corsa 2008

супер

Отличная прогулка!!!

За рассказ и фото 5+
В геленджике надо было посетить самый большой в европе аквапарк "Золотая бухта"
А ехать с Дивноморского через джубгу это самоубийство времени и нервов нужно было изучить Дромовский раздел Путешествия и приключения.
- Ваше жизненное кредо?
- Всегда!!!

Караганда
Спасибо, вернули в лето 2011 - те же Кучугуры, Анапа, Новороссийск и т.д. Кучугуры - действительно место отдыха для детей. Правда, я "критиковал" местные власти за мусор на пляжах. Если не заметили его, значит, подействовала критика! А вот Дивноморское - и тогда не понравилось, и сейчас не впечатлило. Уж лучше в Анапе остановиться. И был тогда разочарован состоянием дорог через Краснодар на Ростов и далее, до Ельца. Выходит, а воз и ныне там?
Молодец, не пожалел времени на компоновку фотографий - элементарное уважение к читающим.
Удачи в новых путешествиях и столько магнитиков, чтобы пришлось купить еще пару холодильников!
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства

Russian Federation
Молодцыщи!!!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

Для Кучугур 2500 за номер считаю дорого.

Славянск-на-Кубани
Приятный отчет, как для чтения так и для просмотра. Тоже нравится Азовское море и пляж в Кучугурах.

Крымск
Классный отчет! Молодцы! А в Анапский дельфинарий нужно было все таки зайти. Программа очень интересная. Сам местный и своих детех уже несколько раз туда возили, по мне, так у них лучшая программа из всех близлежащих дельфинариев.
Мой отзыв: Subaru Outback 2007

МОЛОДЦЫ

Люберцы-Москва
Из Тамани, через Керченский пролив Крым виден. Украина она дальше км на 250. Оттуда не видно!
"Все пройдет. И это тоже..."
90, 190, 50, 150 как-то так!

Здорово, очень похоже на наш прошлогодний маршрут (отчет Черное+ Азовское 2012). Нам тоже очень понравилось Азовское море (до этого пару лет назад были в Должанской, тоже здорово, но море не такое теплое) и совершенно разочаровало российское черное. И чего народ туда толпами валит, совершенно непонятно. Лучше уж за границу. В этом году были в Крыму и заехали через паром в Кучугуры.

Кстати на бесплатный грязевой вулкан в Кучугурах в этом году мы съездили. Окунуться не решились: 1) горы пустых бутылок вокруг, 2) подход к морю нехороший - позеленевшие камни. Как грязь смывать?

При устройстве на работу:
-Расскажите о себе.
-У меня 5-теро детей...
-Хм... А что еще вы умеете делать?

Амурск
Вопрос автору: у вас региональные власти местный маткапитал дают наличкой? У нас в Хабаровском крае можно только использовать его по достижении ребенком двух лет либо на лечение, либо на улучшение жилищных условий (что мы и сделали со своими 200 тырами), либо на оплату детсада и прочей ерунды. Давали бы наличкой - подспорье было бы просто огромное - так как многодетной семье нужна большая машина, которая стоит немало денег.
Estima lucida 1993, 3CT, 4WD - была
Сrown-wagon 1990 1G-FE - был

Прекрасный семейный отдых, прокатились, посмотрели, отдохнули. Молодцы! считаю лучше уж авто путешествие, чем в Турции неделю на пляже валяться и пиво пить.
Но если ты, как Путин, — весы, То всё будет нормально, не ссы!

Андрей90:
Увы, но Крым ныне тоже Украина
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец

Смотрю фотки и думаю "Вот как, Владимир Владимирович, можно такую Родину не любить?
Такую страну убиваем...
ТС, молодцы что съездили!
Всё будет хорошо!

Молодцы! Позитивно!

Хорошее путешествие, дружная семья! Здорово!!!
Одна географическая ошибка, которая, возможно вас расстроит - на косе Тузла Черное море с ОБЕИХ сторон!!! С Азовским оно сливается в районе Чушки, т.е. на несколько десятков км дальше!!! А на Тузле - замануха, хотя и интересно!

Рассказ хороший!
Правда немного приукрашенный.
Кучугуры- пыльно, на улицах темнота ( фонарей нет). На пляже, на всем протяжении мусор. Грубо говоря, пляж это одна большая помойка. В магазинах духота и дефицит продуктов.
Подкупает цена за проживание. С детьми нормально, без детей там нечего делать.
Кстати, яма с грязью ( вулкан) есть и в самих Кучугурах, в 1,5 км по дороге вдоль побережья. Совершенно бесплатно и никуда не надо ехать. Да и грязь там пожирнее и понаваристее.
Не ходите в Московский зоопарк. Жалкое и убогое зрелище.

Жень-Шень:
Отходишь метров 500-1000 вдоль побережья и спокойно смываешь. За это время она подсохнет. Только надо приходить туда пешком, идти то всего нечего.

segrsv:
Это точно. В июле пытался пробраться на самый край Чушки, увы, планы не сбылись. После дождей в заброшенном поселке дороги размыты, на легковушке проехать не рискнул. А желание было дикое.

МСК

- про Кучугуры - побольше бы таких отзывов (и отрицательных комментариев) и для меня лично этот поселок еще долго останется самым лучшим БЮДЖЕТНЫМ местом для отдыха с детьми на море из Вами перечисленных)))
- про облагороженные Грязевые вулканы - со слов МЕСТНЫХ "родственников": чтобы понять пользу этих грязей - надо только видеть как приезжает пож.машина и с брансбойта разбивает это "чудо природы"... Кучугурская грязь самая природная.... НО, там можно так "застрять"!!! При мне тросами 5-10 мужиков вытаскивали очень Тучную даму решившую "омолодить" свои залежи целюлитного сала)))
- про что обязательно к просмотру "на полуострове" - так это Военная горка в Темрюке.
- про дельфинарий в Б.Утриш - Он лучший из ранее виданных в которых, по сравнению с этим. дочка 1,6 года с огромным интересом смотрела ОТ начала и ДО конца! не говоря про более старших детей...
TTA NOAH 4WD 99г
Если бы Калашников работал на АвтоВазе, тогда, на наших машинах полмира бы ездило
Мой отзыв: Honda CR-V 1999

МСК
да.... полностью согласен с ранее Московский дельфинарий (то что в Зоопарке) надо закрыть. (да и сам зоопарк в принципе тоже)
TTA NOAH 4WD 99г

Хороший позитивный отчет, вспомнил и свою поездку по тем местам.

Отчет понравился, но фотоколлажи утомляют (мое субъективное мнение).

barlog05:
Так же Вопрос автору: у вас региональные власти местный маткапитал дают наличкой? если Да, то считаю что из-за таких как Вы и хотят отменить мат.капитал в дальнейшем... на отдых надо ЗАРАБОТАТЬ, а не так как это сделали Вы. правда Хорошо что не пропили )))
Региональные власти и местный капитал не стоит смешивать с материнским капиталом (путинские за второго и последующего). Это все на усмотрение местных властей.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец

Темрюкский музей "Военная горка" очень сильно уступает техническому музею в Тольятти. У нас экспонатов значительно больше и они в лучшем состоянии, чем в Темрюке. Так что, милости просим к нам.

Sanych Minsky:
Региональные деньги можно получить налом на руки?

Меня в данном случае Напрягло что Автор достаточно состоятельный человек (судя по машине, по возможности отдыхать более 3х недель и при этом снимать жилье за "конский ценник") тратит эти деньги не по назначению... и гордо говорит об этом.

barlog05:
тратит эти деньги не по назначению... .
Что за бред? Никакого "назначения" нет. Куда потратить - сам решаешь. Автор достойно и потратил - не на себя, любимого, заметьте, а на всю семью. Тем более, что семейный отдых - это важно.
Автор молодец. Рассказ отличный.

МСК
ладно... уж сильно не пеняйте...
Конечно автор мог их потратить на образование/улучшение жил.условий.... просто на фоне людей берущих кредит на отдых это выглядит точно также.

Получается что данная мат.помощь от Государства состоятельным людям - не нужна... раз они её тратят на отдых... лучше бы эти деньги пошли бы более нуждающимся (я себя к таковым не причисляю).

ХМАО
Спасибо, автор! Очень понравилось, легко читать, написано с юмором)))) решила, сто на следующее лето опять поеду с детьми в Голубицкую, в Адлер на Черное море после вашего отчета что-то передумала ))))

Региональные деньги можно получить налом на руки?
Во всяком случае нам региональные власти списали стоимость 18кв.м. жилья взятого в ипотеку. На момент списания в 2009 году сумма составляла порядка 400000руб. Про то, что дают на руки - не слышал.

Региональные деньги можно получить налом на руки?
Кстати да, немного я соврал. У нас губернаторские средства в размере 100 000 руб. выделяют наликом за рождение третьего ребенка. А там, по моему, не оговорено, на что ты их должен потратить.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец

Очень познавательный, объемный и толковый отчет. А главное, так быстро сверстан. Автор, признайся, что жена соавтор.

Нерюнгри
Красивые и счастливые + загорелые.Молодцы. За отчет 5+++++.

Магнитогорск
В августе 2013 также ездил в Анапу с женой и двумя дочерьми(14лет и 4года).

Туда:
Магнитогорск->Сибай(родстве ники жены)->Оренбург(мои родственники)->Самара->В олгоград->Ростов->Славян ск-на-Кубани->Анапа.
Обратно:
Анапа->Крымск->Славянск- на-Кубани->Ростов
после Ростова не захотели сворачивать с М4 и ехать на Волгоград не хотелоь, за что и поплатились 3 часовыми пробками заставленных фурами

Доехав до Богучара свернули на Саратов и сразу сказка, дорога терпимая и главная она практически пустая. От Богучара->Калач->Новохоп ерск->Поворино->Пески-&g t;Калининск->Саратов. Ближе к Саратову конечно трафик.

от Саратова в сторону Самары через Пугачев по дурацким дорогам где в очередной раз проматерился в сторону местных чинуш жалеющих деньги на дороги.

от Самары->Уфа->Белорецк-&g t;Магнитогорск.

Затраты на АИ92 в обе стороны по собраным чекам со всех колонок составили менее 10тыс.руб. накатали при этом чуть меньше 5300км.

Хочется отметить то, что в городе Анапе отличные песчаные пляжи созданные для детей! Моей младшей впервые вошедшей в море понравилось! Идеально-ровный песок, не то что в Анталии(Аланья). Мы также сходили в дельфинарий, океанариум(сносно) и пингвинариум(лучше бы не ходили) за один такой заход 5тыс.руб улетело :)

И в курортном городе Анапе, помоему вместо гостиниц и частных отелей с конскими ценами и ужасным условиями, лучше снять квартиру. Мы сняли двушку в новом здании на Крымской близ администрации города. А это идеальная зона от дома по парку к пляжу и детским атракционам. В 2-x квартире площадью 45кв.м было: холодильник, кондиционер, жк тв с трайколор, кухня с чистой посудой, ванна с централизованной подачей г.воды и новая стиральная машинка автомат(с отжимом)+балкон. И 5 спальных мест: двухместная кровать, кровать-диван для двух, и кресло-кровать + +чистые простыни и постель. И за все отдали с удовольствием 3тыс рублей за сутки! Ну и пару фотографий этой квартиры:
TOYOTA CORONA PREMIO 99, AT 211, 7A-FE, АКПП 245E
А я купил авто у *Фисуненко А.П.* [url]http://auto-jp.narod.ru[/url] см. архив(754f)
TOYOTA управляй мечтой!

Кучугуры... знакомая гостиница :) только были там в августе.

Новоуральск
Юрич86:
А осталось ли в Кремле типа гостиницы? Мы там были в зимние каникулы с группой с 88 на 89 год. Столовая в то время была в полуподвальном помещении(или на первом этаже), а в хоромах(куда поднимаешся по крыльцу) по вечерам были дискотеки...
Всем дано говорить, но мудро мыслить - немногим!
Мои отзывы: Skoda Octavia 2015, Opel Astra 2008

Отличный семейный отдых,молодцы.

Владимир Владимиров:
Если туда прийти пешком, окунулись бы по любому, ведь потрачено время и энергия. А так можно и передумать.

fareast:
а Бутько в Кочагурах не видали :))
Те Кучугуры, говорят, на Украине. Мы в Воронежской области еще одни Кучугуры видали.

segrsv:
Читал раньше в отчетах обратное: что Чушка "самозванка", а Тузла - настоящая граница морей. Сейчас же небольшой поиск в интернете показал, что весь Керченский пролив относится к акватории Азовского моря, а Черное начинается гораздо южнее, от мыса Панагия. Жалко! Ведь слева и справа от косы даже цвет воды разный был! А теперь выясняется, что с обеих сторон там было АЗОВСКОЕ море.

barlog05:
ладно... уж сильно не пеняйте...
На улучшение жилищных условий 100 тысяч? Докупить пару метров для третьей кровати? В Череповце реально только на 2-3 метра жилой площади этих денег хватило бы, так что этот вариант отпадает. На образование детям и так тратим сколько можем, каждый месяц. А вот на отдых не хватает. Причем больше 10 лет уже не хватает. А покидать наши северные края и металлургические пейзажи иногда все-таки надо. Причем и детям это надо, возможно, больше чем нам. Так что я считаю, что жена правильно распорядилась материнским - то есть своим! - капиталом. Она это заслужила, хотя бы тремя родами. И дети были абсолютно не против!

barlog05:
Да. По достижении ребенком полутора лет деньги перечисляют на карточку матери. А она сама уже решает, чего ей или детям не хватает. Как я понимаю, этот капитал придуман не для поддержки малоимущих, а чтобы стимулировать рождение третьего ребенка. К сожалению, количество детей не определяется состоятельностью семьи, и далеко не каждая женщина, даже не бедствующая, решится родить три раза и более. Так что я считаю это премией женщине "за ударную работу", за решительность и терпение. Возможно, и Ваша семья могла бы так заработать? :)
А федеральный материнский капитал лежит где-то на полке в виде сертификата, ждет, когда появятся жилищные условия, чтобы их можно было улучшать, в строгом соответствии с законом. Состоятельность нашей семьи сильно преувеличена - жилья своего у нас нет, квартиру снимаем.

Жень-Шень:
Да, мы ваш отчет читали, очень понравился!

Shepster:
Не в Череповце ли? Может, "где вы учились, мы преподавали"?

Владимир Владимиров:
Рассказ хороший!
Правда немного приукрашенный.
У вас точно свежие данные? Про темноту ничего сказать не могу, по ночам по улице не гуляли, а территория гостиницы освещена нормально. На пляже мусора не видели, по крайней мере в глаза не бросался. Пляж виден на фотографиях. В магазинах кондиционеры, продукты в наличии - сколько может поместиться в небольших магазинах. Дефицита не ощущали.

Жень-Шень:
Молодцы, что нашли его. Судя по фото, мы бы тоже не полезли. В Тиздаре как-то получше все обустроено. Думаю, и здесь можно было бы какие-нибудь мостки, поручни и дорожки сделать, популярности бы месту добавилось. Правда, уже вряд ли было бы бесплатно.

Michik.o:
Спасибо за хорошие слова. Но жена не соавтор. Идеолог, организатор, вдохновитель, штурман, бухгалтер и еще много кто. Автор путешествия. Но не текста. :)

Море:
Вроде изучали. Но перевесило мнение местного водителя. Теперь будем читать Дром еще внимательнее.

Юльша:
Спасибо, автор! Очень понравилось, легко читать, написано с юмором)))) решила, что на следующее лето опять поеду с детьми в Голубицкую, в Адлер на Черное море после вашего отчета что-то передумала ))))
И вам спасибо! Приятно, если наш отчет кому-то пригодится, как помогли нам решиться на такое путешествие отчеты многих других авторов.

Андрей Юрич:
Спасибо за добрые слова. Видно, критика ваша подействовала, мусора не видели. Дороги в Ростовской области в основном хорошие, точнее, дорога, М4. А коллажи времени много заняли - но не нашел другого способа выложить столько фотографий и сгруппировать их по темам. Приятно, что кому-то понравилось.

Artoba:
Ребятишки не устали в дороге?!)
Не то чтобы совсем не устали... Но в целом нормально всю дорогу выдержали. Действительно хорошо планшет с мультиками помогает. Мы с женой "Машу и медведя" на слух уже наизусть знаем. :)

Молодцы конечно что съездили,только предпочёл украинскую сторону и лучше и дешевле на порядок.

сиала:
Молодцы! Отчет сплошной позитив!
Поддерживаю, на все сто!

Ростов на Дону
Penzijk58:
Прошли уже те времена. Ценовая политика примерно одинаковая, но всё равно ездим каждый год в Крым, хоть и дальше в два раза.

ЗачОтно =)

Копейск
Бывал в Кучугурах.Хорошее местечко для отдыха! Жизнь там течёт неспешно.Лучше,чем в Анапе.

Дмитровский район
все ок, но можно было полевропы проехать, увидеть настоящий зоопарк и прочее с таким баблом, чем эти выдропужски и кручегорски

Хорошее путешествие................
Автор если ваших детей тошнит в машине...летайте самолетами...

velik123:
Это вы не про автобусные туры "галопом по европам" случайно? Проехать пол-Европы можно, можно и пешком пройти, но прожить и отдохнуть впятером на эти деньги - сомневаюсь. Кроме того, грех на сторону засматриваться, когда родной страны толком не видел. В Европу на пенсии поедем. :) А пока в планах есть на Волгоград и Казань посмотреть.

caldina74:
Автор если ваших детей тошнит в машине...летайте самолетами...
Спасибо за совет. А если и в самолете укачает?
На самом деле, тошнить стало только на обратной дороге на серпантине. Значит, не полезем больше на серпантин. На равнине у детей все нормально, не первый год.
Про самолет, кстати, думали. Вот если бы машина летела следом и встречала нас в аэропорту, это было бы очень заманчиво. :) А то пешком с детьми и вещами перемещаться не очень удобно.

Flint-San:
Из перечисленного у нас в Кучугурах только стиральной машины не было, но и цена была ниже - 2500 за те же 5 мест. Вроде не "конская"? Хотя снять квартиру тоже вариант, только не для мелких поселков - нет там многоквартирных домов. Прошлый раз в Геленджике мы как раз снимали квартиру.

прикольно

ДмитрийCep5ee8u4:
Понял!))))))))

за идею с коллажами, столько редкую здесь - 5!!!!

Михаил424:
за идею с коллажами, столько редкую здесь - 5!!!!
Спасибо! Значит, не зря время тратил :)

Zelenogorsk
Отличный отдых и отчет!!! Были в Дивноморске 3 раза на машине, городской пляж - не лучшее место для купания и отдыха, нам больше нравился пляж санатория Факел, это в сторону Геленджика. Народу в разы меньше, вода чище и нет ограничений в виде буйков - плыви куда хочешь!

Хороший отчет!

ДмитрийCep5ee8u4:
У Бутько на автомобили, да и на других авто, были номера Белгородской области.