|
Нитка маршрута: Пудож—Медвежьегорск—Беломорск—Нильмогуба—Алакуртти—Кандалакша—Апатиты.
Участники:
Пришел долгожданный отпуск и решено было ехать на север… На юге на своей «Оке» я уже был, а на севере в Апатитах жил у меня друг, которого я не видел с самой армии, с 1989 года, и которого очень хотелось увидеть.
Еще одна предпосылка была — это знакомство виртуальное после переписки с девушкой Юлей, отчет которой о путешествии в Мраморный каньон мне очень понравился. Как оказалось, живет она в Питере, но родом из Беломорска (не сам Беломорск именно, а поселок Золотец), где сейчас и находилась.
Да… Тут в Золотце я живу уже с конца марта. Надоела цивилизация, поэтому решила бросить все и свалить куда подальше. Хотя… изначально цель моей поездки была совсем не радостной, ну что ж всякое бывает, это жизнь. В общем, пока я тут отдыхала, успела дописать диплом и теперь, когда мне уже совсем нечем было заняться, приехал Анатолий. Ура!
А! Вот, кстати, я и моя героическая Корса (героическая потому что выдерживает все мои издевательства).
После переписки возникло совместное желание совместить поездку в Апатиты с познанием северых широт, а именно конкретно посетить белух в Нильмогубе и водопады Маманя и Оба-на, которые находятся рядом с Алакуртти. У Юли есть еще подруга Лена, которая тоже выразила желание ехать с нами… В общем, маршрут такой: Пудож—Медвежьегорск—Беломорск—Нильмогуба—Алакуртти—Кандалакша (там девушки садятся на поезд и едут обратно в Беломорск)—Апатиты. И обратно.
И вот наступило 14 мая, отпуск начался, и в 13:00 я с моим верным другом («Форд Эскейп» 2002 г.в.) едем на север. Как и расчитывал, учитывая состояние дороги Пудож—Медгора, только к 18:00 добрался до Золотца, где меня встретила Юля и мы наконец-то познакомились.
Договорились встретиться у развилки после дачного поселка Матигора (или Мать-её-Гора?). Прикольно получилось, т.к. я примерно расчитала время, когда Толя подъедет, а получилось так, что мы приехали одновременно! Ну вот и познакомились… В этот же вечер я немножко потаскала Толю по окрестностям, ну и конечно покатала на своей Корсе :).
На следующее утро Юля, как местный абориген и по совместительству гид, повела меня смотреть на Залавругу петроглифы, которых здесь очень много, и местные красоты... Как оказалось в здешних местах снимали фильм «Охота на пиранью».
Места у нас необычайно красивы. Здесь не просто красиво, здесь обалденно! Я обожаю здесь все! Поэтому мне было просто в удовольствие поделиться этой красотой с Толей. И вообще хочется поделится со всеми :). Поэтому если у кого появится желание и возможность обязательно заезжайте, летом и осенью здесь потрясающе!
Каменное русло реки Выг:
Сама Залавруга более-менее организована, место оборудовано тротуарами из досок для подхода к петроглифам.
Залавруга делится на старую и новую. Старую открыли в 1936 году, и в настоящее время там достаточно плохо сохранились наскальные изображения. А вот Новую открыли не так давно, в 1963 году. На момент раскопок, мои дяди (на тот момент они были еще мальчишки-школьники), принимали в этом активное участие. Я помню даже, у нас были настоящие древние наконечники от стрел. На Новой Залавруге очень много сохранилось петроглифов, но, к сожалению, с каждым годом их видно все хуже…
Вот и сами петроглифы:
Затейники были древние художники… фигур всяких и лыжников:
И на лодке…
И животные:
Вообще их там очень много, если все выкладывать, займет много места и времени. Следующий пункт программы — Беломорская ГЭС. Пройдя некоторое время по дороге пешком, которое провели за разговорами, пришли.
Вот она красавица:
Места водосброса, как всегда, реки с каменным дном.
Немного экстрима и, да простят нас работники ГЭС, мы проникли на их территорию и залезли на эту кран-балку, которая поднимает щиты, чтоб пофоткать все с высоты.
Вообще гидроэлектростанции — потрясающие сооружения! Вкупе с северной природой составляют впечатляющий альянс.
Пора в обратный путь, через Залавругу, где есть даже лабиринты из камней.
Еще понравилась такая вещь, что вода закручивается и вымывает в местах водосброса вот такие воронки, как рыбацкие лунки. Эта воронка чуть больше метра глубиной!
Следующий день был посвящен природе недалеко от Сосновецкой ГЭС. Зрелище еще то, очень впечатляет, как космический пейзаж!
Скала Крокодильчик:).
Вторая половина дня была посвящена приготовлению и поеданию шашлыка у Ленки на даче. (Очень вкусно) Да ладно рассказывать! Вкусно! Я ж все сожгла почти…. Короче, это совсем не женское дело.
Ну вот, на следующее утро взяли подругу Юли Лену и в нагрузку ее малыша (4 года), которого не с кем было оставить, и путь наш на север, в Нильмогубу. Пока пассажиры спали я все рулил.
Ну мы вообще-то не все время подряд спали. Все время, пока ребенок бодрствовал, он почему-то постоянно хотел есть! Сначала он сьел банан, потом две сметанных лепешки, потом йогурт, а потом, — внимание! — он запросил овсяную кашу!!! Он видите ли ее каждое утро ест. Ну что не сделаешь ради ребенка, остановились в ближайшем кемпинге и сварили таки ему овсянку… Правда, к тому моменту он уже уснул, поэтому кашу пришлось взять с собой, решили, что покормим, когда проснется. Пока ехали, Лена с кастрюлькой в руках вырубилась… Я так и не поняла, почему она держала кастрюльку в руках, а не поставила ее на пол. Ну да ладно, потом спрошу… Было прикольно, когда начинался очередной ремонт дороги, крышка все пыталась слезть с кастрюльки, и Ленка во сне постоянно дергалась, а мы злостно хихикали… Это нельзя было не сфоткать! Лена, прости! Кстати, когда ребенок проснулся, есть кашу он отказался…
До Лоух почти везде на север идет ремонт дороги, сильно не разгонишься, пейзажи удручают своей болотистостью. Погода спортилась. Наш добрый (в кавычках) навигатор со своими кривыми картами повел нас на Чупу, потом в Лехтоламби и там бросил нас — разбирайтесь сами, куда хотите, туда и едьте…
А я говорила, давай выкинем его пока не поздно…
Пришлось подключить местное население, поплутать еще в поисках дорог. В итоге попали на лесное озеро, где разводят форель и там нам посоветовали пожалеть машину и вернуться обратно на трассу, что мы и сделали. Потеряли кучу времени, зато посмотрели Чупу. :)))
Это кстати где там… Не могу ручаться, что именно в Чупе, но где-то рядом это точно!
Ленка счастливая… Выспалась поди.
Далее был подключен встроенный «Гармин» в моем телефоне «Нокиа» и тот нас повел дальше.
Далее по трассе доехали до указателя «Полярный круг», свернули и дальше началось кэмел-трофи. По разбитой грунтовке, без указателей мы ехали и не представляли, куда едем, но верили нашему «Гармину», надеялись.
Попали в передрягу в нескольких местах, приходилось включать блокировку, чтоб не встать посреди лужи. Немного побуксовали и приехали в Нильмогубу. Расстояние где-то километров 25 от трассы на паркетнике мы проехали, а на седанах там не бывать, по крайней мере в мае точно. Там построена туристическая база (домики, баня, дайв-центр) и наша цель — белухи.
С трудом найдя того, кто нам их покажет, мама и дочь, местные биологи, как я понял, повели нас за 650 руб. с человека на них смотреть.
Посадили нас в лодку и доставили к ним вместе с рыбой для их кормления.
Видел я на Черном море дельфинов, а тут белые. :)
Они как бы ручные, нам дали их погладить и покормить. Можно еще по услугам дайв-центра поплавать с ними в гидрокостюмах но это дорого.
Этот пятнистый не потому что болеет, а потому что линяет.
Погода, как назло, спортилась, пошел дождь. Компаньоны мои все замерзли и мы направились обратно к машине, чтобы продолжить наше путешествие к водопадам. Напоследок еще пару фоток:
Пока, белухи!
Обратная дорога всегда быстрее и веселее. Пассажиры мои, как всегда, в тепле пригрелись и заснули… А я выехал на трассу и вперед, к цели! По пути остановились у памятного знака, пофотографировались.
На заправке в Лоухах 92 и 95 бензина не было и на свой страх и риск поехали дальше. Следующая заправка — Зеленоборский, где залили полный бак и канистру в запас, не надеясь на местный сервис.
Ой, Толя! Не хочу тебя расстраивать, но все-таки скажу. На той безымянной заправке, на которой мы заправлялись, совсем никто не заправляется…. Дальнобой ее очень не рекомендуют! Там немного проехать вверх км 1,5 и будет нормальная, а главное цивилизованная заправка «Роснефть». Это я узнала после нашей поездки, так что сильно не ругайся!
Доехали до развилки и свернули на Алакуртти, где природа нам предоставила шанс поглазеть на сопки. Для нас, жителей равнинной Карелии сопки и горы вообще в диковинку. Опять пофоткали.
Для охотников специально: непуганая дичь сидит на березе.
Доехали мы до Алакуртти, там пост пограничников. Проверка документов, куда да зачем… Узнав, что мы едем смотреть водопады они сказали, что не сезон и нам не проехать. Мы попросили попробовать, если не проедем, то вернемся назад… Обидно было проехав столько, не попасть на водопады… Пограничники нас пропустили. Поплутали еще, навигатор нас привел к своротке с дороги… Увидев состояние дальнейшего пути я понял, что машину жалко и нам правда не проехать. Вернулись в Алакуртти, поговорив с местным жителем, решили приехать после … И вернулись обратно… По дороге много памятников войны 41-45 годов.
Вот тут, кстати, у нас был привал, решили поужинать. Потихоньку подьедаем запасы, а так же пытаемся скормить утреннюю кашу ребенку, он ни в какую! Ладно, сами сьедим. Как только с кашей было покончено, ребенок выдает: «Мама, я кашу хочу!». Килл ми плиз…
Дальше мы поехали в Кандалакшу, там тепло простился с девушками-попутчицами и поехал в Апатиты…
Да уж, тут тоже было не все так просто! Поезд, на который мы планировали попасть, в этот день, как назло, не шел. Были билеты на следующий поезд около часа ночи, но там только купе по невероятным ценам… У нас столько денег даже не было! Короче, следующий поезд с билетами на плацкарт был через 13 часов… Тут у нас возникла небольшая паника. Но, все-таки мы взяли себя в руки и решили наверное раз в пятый штурмовать кассу. Там кассир проникся к нам и посоветовал взять билет не до Беломорска, а до Кеми. А там как-нибудь доберемся. Мы радостные достаем документы и даем кассиру. Кассир смотрит на свидетельство о рождении ребенка и спрашивает можно ли нам сделать один билет на маму и ребенка… И тут Ленка выдает, что, мол, нет! Ведь ребенку уже 4 года, надо бы отдельный билет. У кассира округляются глаза, типа, как так 2010 года рождения и уже 4 года?.. Тут с свою очередь у Ленки отвисает челюсть, как так 2010 года?..
Приехали… Ленка перепутала свидетельства, у нее двое детей… Кассир возвращает документы, билеты не продает. Мы в машину, Ленка в слезы. И тут Толя выдает: «А пограничники-то не заметили!»
Действительно! У нас и на въезде и на выезде проверяли документы, и не только проверяли, но и все записывали! Причем и на ребенка они оба раза смотрели и на свидетельство, но, видимо, мужчины слабо представляют, чем отличается полуторгодовалый ребенок от четырехлетнего :). Короче, никто ничего не понял, и мы решили воспользоваться ситуацией. Таки купили билеты и Толя посадил нас на поезд. Все прошло удачно. А на утро Ленка договорилась с проводником за 500 руб. чтобы мы доехали до Беломорска (это еще 1,5 часа). Толя, пока! Мы домой :).
А я дальше! И вот наконец-то они…
Друг Андрей встретил меня на въезде, проводил до дому и так как время было уже почти утро, попив чаю и наскоро перекусив… легли спать…
Дальше он возил и показывал мне все достопримечательности города и близлежащего города Кировска…
Интересно расположение домов у подножья горы…
Для меня было неожиданным наличие еще льда в озере. Когда выезжал, у нас было уже +29. :)
Как рассказали в Кировске, горнолыжный спорт очень развит, есть подъемник, трамплины , катание на ватрушке. И т.д.
Шахта, где добывают апатиты:
Еще несколько фото:
Финские дома:
Достопримечательности Кировска — старое здание ж/д вокзала красивой архитектуры (жалко разрушенное).
Часы на башне…
И единственный светофор…
А дальше были озера Имандра (большая и малая).
Кстати тоже лед лежит еще. :)
Сам друг мой… Андрей.
Природа тех мест сурова… Рядом горы и рудник… добывают руду — апатиты, суть названия города.
Погостил у него. Андрей предложил съездить с ним на работу, где он работает, на рудник, я согласился. Утром сели в вахтовый Камаз, и повез он нас в гору, на рудникю Через КПП.
Прошли все формальности и вот другая машина доставляет нас непосредственно на рудник.
Чудо техники! Машина весом 110 тонн и грузоподъемность 130 тонн. Двигатель 1 200 л.с. в трансмиссии электромоторы.
Рядом Катерпиллер.
В кабине монстра.
И начались трудовые будни…
Вниз-вверх, вниз-вверх и так целую смену :).
Друг покатал.
И дал покататься :).
Вышло солнышко. Красота сверху. Не описать самому и не передать оптикой «Кенона».
У американского «Катерпиллера» сразу происходит взвешивание груза, видно 130 тонн на весах, над передним колесом.
На обед прилетал по традиции к нам ворон, покормили.
Этими установками сверлят шпуры и взрывают породу.
Распогодилось.
Север вообще красив по-своему…
Напоследок заехали на верхнюю площадку и сняли рудник сверху, впечатляет…
Рабочий день окончен… мыться и домой :)).
В здании производства нас ждал душ, сауна, боевые 100 грамм и Камаз обратно. Пожил я еще пару дней, долго я задерживаться и напрягать друга не стал… Обратно выехал утром в 05:00, дома был в 16:00 никуда больше не заезжал…
Ну вот вроде и все путешествие… Заправка бензина: Медгора — 10 литров, Пушной — 15, Зеленоборский — 56 литров. Обратно в Апатитах — 30, Зеленоборский — 15, Пушной — 30 и Медгора — 10. Домой привез пол-бака и канистру 10 литров. Машина не подвела, по бездорожью показала себя хорошо. Для путешествий бак у машины маленький, всего 58 литров.