|
16.07-3.08.2015 г.
Около 2300 км х 2.
Renault Duster 2013 г., 2,0 л, 135 л. с., бензин.
Изначально планировал маршрут Минск — Рига — Таллин — Хельсинки — по Финляндии, Швеции до мыса Нордкап (Норвегия). Обратно Мурманск — Кандалакша — Петрозаводск — Петербург — Минск. За зиму-весну в Google Earth почти весь маршрут прошел «пешком». Все фото в Panoramio по маршруту посмотрел, можно было бы уже и не ехать. С визами затянул, минимальные ценники в отелях испарились, а на Нордкапе в кемпингах вообще свободных мест не осталось. Маршрут ужался до Минск — Петербург — Петрозаводск — Кандалакша — Варзуга и обратно. А эту часть маршрута я особо и не отрабатывал, поэтому в некоторые места пытался попасть методом тыка.
Пару ночевок планировал на берегу Белого моря: загрузил палатку, 3 спальных мешка, матрац надувной. Все это оказалась лишним балластом. Пригодились только холодильник и канистра и то, чтобы заправить другого бедолагу. Хотел купить бензиновый примус, оказывается, теперь такие не продают, только у одного продавца был американский за 100$. Прибытие на Кольский полуостров спланировал на 25 июля —официальное открытие сезона по сбору морошки. Специально под это дело купил с десяток баллончиков средства от комаров, накомарники; загрузил энцефалитные костюмы, которые лет 30 назад получил на складе в геодезической экспедиции, и они ждали своего звездного часа. Забегая вперед, скажу — мошки, комаров не встретили за всю дорогу. Обновил карты в Navitel, а т.к. доверять вслепую навигатору нельзя, купил атлас автодорог, который ни разу не открыли: мои женщины не проявили желания выполнять обязанности штурмана. Вообще-то, по данному маршруту и навигатор не нужен — 1500 км по главной прямо, на север, потом направо, на восток. Гостиницы по маршруту заказал только в одну сторону, чтобы не загонять себя в жесткие временные рамки. В дорогу всегда жена делает чебуреки, очень удобно первых 2-3 дня на ходу снимать голод.
16 июля, за день до отъезда. Подъезжая к своему дому, увидел милицейский «Патриот». Еще подумал: вот козлы, встали на автобусной остановке. Через несколько минут звонок на сотовый: это из милиции, подойдите к нашей машине, заберите свой дипломат. Оборачиваюсь на заднее сиденье — а там нет моего чемодана! ААААА….. Паспорт, все документы на авто, кредитки, вся наличность в дорогу. Дипломат забрал, будучи в стрессовом состоянии, даже не спросил, как он у них так быстро оказался. Вспомнил, что за час до этого я в спешке отъехал от дома, а дипломат остался стоять на парковке среди других машин.
17июля. Минск — Псков 540 км
Неспешно собравшись, в 10 часов с женой выезжаем из Минска. Сразу же косяк. За 500 метров до заправки закончился бензин. На буксире дотянули до заправки. До Дастера тоже было авто с полным приводом, но только недавно вычитал в инструкции, что полноприводной авто нельзя буксировать, только полная погрузка. Хорошо, что не знал, пошел бы пешком с канистрой на заправку, а мне якобы больше 2 кг поднимать нельзя. Поэтому весь маршрут планировался с учетом того, чтобы исключить физические нагрузки и длительные пешие переходы.
Беларусь проехали почти без остановки. Белорусские пейзажи меня совершенно не волнуют: плоскотня, пашня, лес, пашня, лес. До Полоцка дорога хорошая, через Березинский заповедник. Древнейший Полоцкий собор стоило посетить, но проскочил в городе нужный поворот, возвращаться не стал. После Полоцка пошли деревни вдоль трассы — 60 км\час. Только перед самой границей возле дороги в деревне было почтовое отделение, где смог оплатить предстоящий роуминг, как оказалось позднее, просто выбросил деньги на ветер.
На российской стороне убили наповал — платная дорога. Разбитая дорога и за это платить? Протяженные участки были посыпаны гравийной крошкой. Спасибо проносившимся встречным баранам — на левом боку авто появились мелкие царапины и несколько вмятин от камней. Начал практически останавливаться при появлении встречных машин, не помогло. Угодили камнем в лобовое стекло. У жены появилась должность: наблюдатель за скоростью распространения трещины.
В Псков прибыли часов в 8 вечера. «Artmagic» апартотель — все двери закрыты. Звоню хозяину — нет роуминга. Хорошо, что он подъехал через полчаса. После общения с техподдержкой МТС выяснилось, что у меня на телефоне принудительно отключен роуминг. Зуб даю, что не отключал, поэтому не пришло в голову проверить. Светлого времени хватило погулять по набережной р. Великая, обойти с внешней стороны крепость.
С детства собирал значки (города), они и сейчас лежат в куче, поэтому я визуально знаком с главными достопримечательностями многих городов СССР. Псковский Кремль не стал исключением.
Прогулочных катеров на реке нет, видимо, нечего показывать, или бизнес в этом плане не развит.
18 июля. Псков — Петербург 290 км
Утром выезжаем в Петербург, в аэропорт Пулково, встречать дочь из Лондона. Всё, как всегда, все давно вышли, а моего ребенка нет. Связи нет, телефон разрядился. Неужели опять чемодан пропал? Чемодан у дочери оказался поболее нашего. Пришлось чайник выбросить, ну не нашлось ему места в багажнике, разве что в руках держать всю дорогу. Остановились в апартаментах ЖК «Южная корона» — однокомнатная квартирка. Новый высотный жилой дом на Дунайском проспекте, квартира оформлена в индийском стиле, все оригинальное, индийское, для разнообразия можно в такой пожить. 7000 руб. за 2 ночи.
Пешком отправился искать мастерскую, чтобы потом заклеить лобовое стекло. Когда ехали на квартиру, показалось, что СТО через каждые 100 метров. Ничего не нашел, одни автосалоны. На мерседесовский сервис не стал заходить, на площадке одна крутизна, представил, как будут высокомерно смотреть на мою «Дусю». Тогда же вспомнился минский продавец (что-то покупал для Дастера): «… поскольку у тебя нищебродская машина, сделаю скидку». Посмеялся тогда с ним над машиной, а дома подумал, может, правильней было бы заехать ему в ухо за хамство.
Ближе к вечеру совершили прогулку на теплоходе по Неве. Девушка, которая рассаживала пассажиров на теплоходе и параллельно фотографировала, была или очень развязная или пьяная, не успел определиться. С реки Петербург мне показался более величественным, чем Лондон. Сказал об этом дочери, кажется, приревновала.
Из Питера не буду выкладывать фото, все всё видели, а я шедевров не создал. Основные фото в роликах слайд-шоу, лучше со звуком; то, что по тексту, уже так, до кучи.
19 июля. Выходной день, не без труда нашел мастерскую, где мне за 1700 руб. заклеили трещину на лобовом стекле. К обеду наконец-то прекратился мерзкий дождь, и мы отправились в Пушкин, Екатерининский дворец. Нарезал пару кругов, пока нашел место, где можно было бы припарковаться поближе к кассам дворца.
Ценник на экскурсии не совсем понятен. На табло одно, в билетах другая цена. Дважды возвращались к кассирше, пытаясь понять, за что мы платим, и к какой категории относимся: «Ценник перед вами, читайте». Я хоть и сам буду пенсионером через несколько месяцев, но постсоветских пенсионеров гнал бы из сервиса. Хамство, в лучшем случае полное безразличие к клиенту — естественное состояние таких работников. А люди из очереди в кассу приятно удивили: пока мы довольно долго тупили, никто не возмущался, что всех задерживаем.
Не имеющим возможности долго ходить очень подходит экскурсия на электромобиле по парку, около часа. В ожидании своей очереди на экскурсию во дворец начал крутить свой смартфон, чистить память, баланс посмотрел — о ужас, минус 500 000 бел. руб. (25$). Еще столько же на счету было. Как, что, куда деньги делись? Пришлось на время поездки выключить телефон.
Янтарная комната не впечатлила, наверно, надо было в ней подольше быть, проникнуться. Верхний ярус комнаты, оказывается, не из янтаря.
Дорогое украшение стен по тем временам — металлическая фольга.
На фото солнечный день, а в памяти отложилось, что постоянно приходилось искать убежище от дождя. В киоске одноразовые плащи расхватали, нам не хватило.
20 июля. Петербург — Петрозаводск 440 км
Давно уже выбрал себе в интернете крутой видеорегистратор «Cardinal», настоящий немец. Адрес продажи только Москва и Петербург. Заехал утром, оказалось, что это всего лишь пункт доставки товаров. По приезде домой копнул поглубже в интернете — «Сardinal» голимая подделка из китайских запчастей. Повезло, сэкономил солидную сумму.
С утра моросит дождь. Едем в Петрозаводск.
Обедали на живописном берегу Ладожского озера. Вот только сейчас в Google Earth даже близко похожих мест не могу найти. Противоположного берега не должно быть видно. Других озер по дороге нет.
Периодически останавливаемся поклевать черники в лесу. В Петрозаводске заселяемся в отель. Не было планов писать отчет, поэтому сейчас ни точных цен, ни названий не помню. Дочь порывается заняться кайтсерфингом; находим клуб, но ветра нет.
Остается время погулять по городу, по симпатичной набережной Онежского озера. Бесплатный wi- fi на набережной. В Минске общедоступный wi- fi только в местах общепита после регистрации. Покупаем на водном вокзале билеты на «Комету» — в Кижи. Цены на теплоход кусачие, около 2800 руб. с человека, минут 5 топтался возле кассы, а стоит ли оно того? Раз в жизни стоит.
21 июля. Кижи
Слайд-шоу здесь:
Билеты на теплоход в Кижи надо покупать заранее.
В памяти мало что отложилось, все равно гулять лучше с экскурсоводом, приятно слушать увлеченного своим делом человека.
После Кижей осталось время побродить по городу, среди сталинского ампира. Сувениры в Петрозаводске дешевле. Купил сим- карту, только вставил в телефон, звонок: «Погасите кредит в банке». Ни хрена себе! Начинаю ненавидеть собственный телефон. Сразу вспомнились белорусские истории, когда людей, купивших в конфискате машины и не успевших сменить номера, заставляли оплачивать штраф предыдущих владельцев.
22 июля. Петрозаводск — Кемь 410 км
Сегодня едем в Кемь. Заезжаем на водопад Кивач, 78 км от Петрозаводска по трассе «Кола», по пути. У меня «Кивач» уже лет 50 на слуху, ожидал увидеть что-то грандиозное (пошире или повыше), хотя и знал, что ошибаюсь. Утешило, что недалеко от трассы. Там же есть небольшой музей местной флоры-фауны.
Если заехали на Кивач, то не следует пропускать поселок Гирвас, 36км от Кивач. Здесь расположен вулкан Гирвас. Жерло и сопки нет, просто расплесканная лава. У нескольких местных спрашивал, как проехать к вулкану, они не понимали, о чем это я.
В общем, в поселке налево и до плотины, или в поселке направо до ГЭС. Мы только на плотине были. Возле ГЭС интереснее, судя по снимкам в Panoramio.
Похоже, что это прорубленный канал.
Весь день бы тут скакал по камням.
Пообедав на природе, отправляемся дальше, в Кемь.
Встречаются по дороге продавцы морошки. Жена все порывается купить, «покормить ребенка», не даю, сами соберем, зря что ли ведро на каждого взял.
В Кемь приехали поздно вечером. Городок произвел удручающее впечатление. Малолетки, толкущиеся возле магазина, выжидают сердобольных, которые им купят вина, кривые заборы, серое небо добавило своих минусов.
Наличные как-то быстро расходятся. Попытка снять деньги в банкомате обескуражила: ваша карта не обслуживается (или что-то типа этого). Возвращаюсь к машине, дочь встречает новостью, что получила сообщение о блокировании счетов в ее банке, т.к. произошла кража данных в банке. Не беда, есть запасной вариант — кредитка жены. А она так мило отвечает: «Я карту перед поездкой специально выложила, зачем она мне». Смеялись до слез. Приближается ночь, денег нет, бензобак пустой. Минут пять тупо кручу карту в руках, в уме перебираю возможные варианты и вдруг осеняет, это же не та карта (белкарт обслуживается только на территории Беларуси). По другой карте снимаю денежки, заправляемся и едем в Рабочеостровск в отель, 18 км на северо-восток от Кеми. Здесь остановились специально, чтобы определиться, как попасть на Соловки на обратном пути. Отель на закрытой территории порта, авто можно оставлять надолго. Поужинали в кафе, обслуживают быстро, и отправились посмотреть видневшуюся вдали церквушку, декорацию к фильму «Остров». Место очень колоритное. Это все, что в Кеми понравилось.
23 июля. Кемь — Кандалакша 320 км
Дорога хорошая, кое-где идут ремонтные работы. Что-то я не припомню площадок для отдыха вдоль трассы. Примыкающих дорог практически нет. Лес, лес, лес…. На поезде от Петрозаводска до Кандалакши виды из окна открываются более интересные: скалы, сопки, багровые закаты на горизонте…
Едем не спеша, возле дороги собираем морошку.
Пересекаем Полярный круг и узнаем, что в Рыбинске живет урод.
Какой в этом смысл, не знаю, на всякий случай свою пирамидку сложили.
Кандалакша. Остановились на выезде из города в Умбу, в мотеле «Гора Крестовая».
Июль, +10, лепота! Посетителей практически не было; крыса, что из нашего номера выскочила при заселении, скорее всего была из обслуживающего персонала.
Вид из нашего окна в мотеле на гору Крестовую и горнолыжную трассу.
Внизу синяя крыша — наш мотель.
А это уже под горой, на 300 метров ниже. Удивительное явление: при отливе обнажается родник.
Последний раз был в Кандалакше 20 лет назад. Если убрать торговые центры, то в городе мало что изменилось, только по улицам хилые березки превратились в 20-метровые деревья. Когда-то улицы в военном городке в Кандалакше был образцом чистоты, аккуратности. Специально туда заехал посмотреть — стоят брошенные здания, даже когда-то жилые дома. За 50 лет город не стал красивее. Даже не стал устраивать экскурсию жене и дочери по городу, в котором я вырос. Похвастаться нечем.
На этом месте стоял мой дом.
Справа когда-то дом моей одноклассницы, потом дача моих родителей. Все частные дома сохранились. Государственные уже давно снесли как ветхое жилье.
Река Нива. Такой полноводной никогда ее не видел. Вероятно, сбрасывают излишки. Вся вода после подземной (на глубине 70 м) Нива ГЭС-3 по подземному туннелю сбрасывается в море, а не назад в реку. У города попросту украли реку.
25 июля. Кандалакша — Кировск — Кандалакша 130х2 км
Вроде бы и недалеко от Кандалакши, но никогда не был в Хибинах. Теперь душа спокойна. До Кировска 130 км.
Кировск, советский город, построен возле рудника и обогатительной фабрики, смотреть там нечего. Наверно.
Основной целью поездки было заехать на вершину какой-нибудь горы.
На улицах было пусто (школьников не беру в расчет), не у кого спросить, можно ли в горы заехать. Куда ни ткнусь, то гаражи, то промзона.
На выезде из города на заправке узнал, что есть дорога на карьер в горы, но туда не пускают. Про это я и сам в интернете читал, но решил попробовать. Не знаю, кто был злее, вахтерша на шлагбауме или ее собака. Даже не рискнул достать фотоаппарат, чтобы заснять уходящую ввысь дорогу, дорогу несбывшейся мечты. Сейчас, при написании отчета, обнаружил, что можно было на квадроциклах совершить поездку в горы. Сижу теперь, локти кусаю от досады.
Очень хотелось рвануть дальше на север, показать своим настоящую тундру.
Время, время, время, тогда придется сегодня из списка исключить встречу с другом детства. Как выяснилось позже, он еще вчера видел мою машину, ждал, рассчитывал, что мы у него остановимся.
Возвращаемся в Кандалакшу.
Нива ГЭС-2. Построена в 30 годы ссыльными фактически без средств механизации. На нашей речке 3 ГЭС подряд, а у истока еще и атомная, «Кольская АЭС».
26 июля. Кандалакша — Варзуга — Кузомень 250 км
Утром выселяемся из мотеля и на юго-восток, вдоль побережья Белого моря.
Слайд-шоу здесь:
В 30 км от Кандалакши поселок и р. Колвица. Пытался подъехать к водопаду на реке, но промахнулся, да и валуны на дороге отбили желание искать дорогу.
Когда-то в этих краях собирали речной жемчуг.
Теперь Колвица считается дачным местом. Как-то не укладывается в голове: за Полярным кругом — дача.
Пешему туристу здесь будет очень интересно, а мы едем дальше, через 80 км пос. Умба. Поселку более 500 лет, рассчитывал его подробнее изучить, подъехать на берег Кандалакшского залива, но было уже ясно — времени на все не хватит.
В Умбе есть интересный сувенирный магазинчик, почти музей, стоит посетить.
Я такой пыли не смог найти, даже обидно.
Следующий объект по дороге — маяк в с. Кашкаранцы. Начала радовать погода.
Хоть так полежать на берегу моря в июле.
Селу более 500 лет. Вообще-то, здесь все поселения уже были при новгородцах.
Церкви около 120 лет, построена взамен сгоревшей, на деньги польского купца, спасенного после кораблекрушения.
Навигатор отображает путь по лесу без дороги, почему-то о шоссе не знает, показывает полевую дорогу по побережью, но я не знаю, можно ли форсировать по ней все ручьи, стекающие в море.
В 8 км от с. Кашкаранцы часовня безымянного Терского инока. В 16 веке то ли выловили, то ли прибило к берегу тело монаха. Вплоть до Соловецкого монастыря выясняли — ни где монах не пропадал. На месте захоронения поставили часовню и начались чудеса: забил недалеко родник, начали исцеляться больные.
Много всяких версий про монаха, не все же европейцам про свои замки байки придумывать. В часовне стоит гроб, якобы с мощами монаха. Не проверял, в гроб не заглядывал. В 16 км от села геологический памятник природы на мысе Корабль (Аметистовый берег).
Сначала боялся пробить колеса, все едут, и я за ними.
Много времени здесь провели, очень увлекательно собирать камушки.
Подозреваю, что это отходы варварской (взрывами) добычи аметиста.
Вся дорога до Варзуги оказалась лучше, чем я ожидал. Больше половины хороший асфальт, остальное марсианская (красного цвета) гравийка и не было пыли.
В Варзуге решили купить рыбу. Оказалось не так просто. Несколько раз передавали нас из рук в руки, перезванивались, пока свели с продавцом. Семги не было. Взял 4 горбуши по 100 руб. за килограмм. Хотел рассчитаться белорусской водкой, и получил удивительный ответ — спасибо, не надо, наши водку не пьют. У меня мгновенный взрыв мозга от гордости за земляков… Наши покупают дешевый спирт и водой разбавляют.
На противоположный берег только на лодке. Все, дальше дорог нет. До восточного побережья Кольского п-ва еще 250 км.
Отправляемся к устью р. Варзуга, около 20 км, в д. Кузомень. Место примечательно своей техногенной пустыней.
Пока что едем через красивый лес.
Гриб, мой первый и последний в сезоне 2015 года.
Очень скоро лес превращается…….
Превращается……
….в песчаную пустыню. Такого я не ожидал увидеть на севере.
В Кузомень через пески можно заехать двумя путями: севернее вдоль реки или южнее вдоль моря. Все рекомендуют вдоль моря, что мы и сделали. Ночевать планировал в палатке на берегу.
Дочь не упускает возможности полежать у моря.
На берегу моря, в пустыне, в палатке, мечты сбываются! По берегу полно дров.
Жена категорически отказалась ночевать в палате.
Едем в село искать жилье. Нашли быстро — есть в Кузомени гостевой дом, недорого, рублей по 300. Кухня со всем необходимым, телевизор, дрова. Мы были одни, очень даже понравилось.
Приготовили горбушу на мангале, осилить смогли только одну рыбину.
В сопровождении местных собак пошли кормить одичавших якутских лошадей. Колхоз развалился, и животные были брошены на произвол судьбы. Встретил какую-то неправильную лошадь — не взирая на хлеб, гнала меня назад до самого дома.
Здесь Варзуга впадает в Белое море.
Когда-то здесь был еловый лес. Видимо, ооочень хороший. Что и намека не осталось.
27 июля. Кузомень — Кандалакша
Утром ключи от дома под коврик и начинаем обратный отсчет на Минск.
И южная дорога не для всех. Оказывается, не все знают, что резиновые коврики из машины помогают выбраться из песка. Не стал испытывать возможности Дастера, не рискнул объезжать, час времени потеряли в ожидании.
Хорошо, что не ночевали в палатке, с утра жуткий ветер на побережье, палатка не выстояла бы на песке.
Вернулись в Варзугу, вчера не было времени осмотреться. Колоритное село. Иностранцы сюда тоже дорожку проторили. Здесь у одного финна понравился багажник в его джипе: по сути это комод, с выдвижными ящиками с чемодан. Не надо ничего выкладывать, чтобы что-то достать со дна.
Еще раз заехали на Аметистовый берег — море было сурово.
Если нужно найти людей, то это на Аметистовый берег, всегда кто-нибудь есть.
Фактически конечной точки путешествия достигли, остался путь домой, в Минск. Поставленная задача собрать морошки не выполнена. Здесь, на Терском берегу возле самой дороги открытых болот не наблюдается, а далеко углубляться в незнакомый лес не хочется, тем более, что местные усиленно стращают медведями. Вроде как в этом году мало корма в лесу для медведей, и они потянулись к людям.
Переезды не большие каждый день, но времени не хватает, постоянно надо спешить, не получается просто расслабиться, посидеть на бережку, ожидая прилива. В Кандалакше остановились переночевать у друга детства. Прости, Вовка, что я тебя курить научил когда-то.
За все время поездки только здесь встретили полицейскую машину, между Умбой и Кандалакшей; как выяснилось вечером, это сын Володи ехал на дежурство в Умбу.
28 июля. Кандалакша — Кемь — Соловецкий монастырь
Выезжаем в 6 утра, чтобы успеть на теплоход до Соловков.
Слайд-шоу здесь:
В Рабочеостровске машину оставляем на стоянке туркомплекса «Причал». Посадка на теплоход проходит по-советски: люди давятся у прохода, чтобы пройти первыми, занять лучшие места. Однако сначала пропускают по списку организованные группы, потом остальных.
Занимать места надо в трюме, на палубе можно околеть.
С моря очень впечатляет панорама Соловецкого монастыря.
С гостиницей «Соло» не повезло. Заселение позднее, после 14 часов. Специально пришел на час позже — номер не был готов. После моего возмущения номер предоставили. На полу песок, подозреваю, что и постель не меняли, просто дали ключи от номера, чтобы отстал. Wi-fi платный. С водой в душе проблема, утром ее не было. Теплоход вечером, а номер надо освободить до 10 часов. Интересно, в чьем распоряжении номер остальные 5-9 часов в сутки?
На острове можно провести несколько дней, на разные темы и время есть экскурсии. Мы взяли только 2: по монастырю и история Гулага. Экскурсоводы очень хорошие.
Соловецкий монастырь чудным образом оказался участником Крымской войны.
И на таких судах приплывают на Соловки.
29 июля. Кемь — Шуезеро. 100 км
На следующий день к вечеру вернулись в Рабочеостровск. Теплоход туда-обратно на троих 6000 руб. Пышки на теплоходе — только чаек ими кормить, дорогие и невкусные.
Ночевать решили на трассе «Кола» (Р21). В 88 км от «Причала» мотель «Пушной», однако мест не было, определили нас в филиал на турбазу «Шуезеро», 18 км от трассы. Давно не ездил по таким гравийкам, ямки через каждые полметра и все строго поперек дороги.
Спрашиваю на ресепшен, где можно морошки собрать: «Какая, на ночь глядя, морошка, у нас тут медведи шастают» ..
Нам лишь бы переспать, а для любителей рыбалки, отдыха у озера — место хорошее.
30 июля. Шуезеро — Петрозаводск 340 км
Гостиницу в Петрозаводске заранее не бронировали, решили снять квартиру по объявлению в газете, т.к. в интернете толком ничего не нашел. Если бы я знал заранее! Сплошные вонючие бомжатники. Сунулись в пару гостиниц — мест нет. В конце концов в новом красивом доме сняли однокомнатную квартиру. В 5 утра съехали — наш диван невыносимо вонял мочой. Как это мы не почувствовали при заселении, похоже, нюх притупился в предыдущих квартирах.
31 июля. Петрозаводск — Петербург 440 км
Ветра опять нет, так и не удалось дочери заняться кайтсерфингом на Онежском озере. Отправляемся в Петербург. Дорога хорошая, но скучная (лес, лес, лес). Навигатор постоянно вякает о превышении допустимой скорости, о видеокамерах, однако антирадар молчит всю дорогу.
01августа. Петербург
Поселились в новом жилом комплексе «Царская столица», почти на Невском. Дом еще не заселен полностью, вспомнились приятные ощущения, когда сам вселялся в новую квартиру. Хозяева квартиры посоветовали посетить Юсуповский дворец. Спасибо им за наводку, очень понравилось. Бесплатно снимать внутри нельзя, чем я и не злоупотреблял.
Проигравшим, видимо, отрезали часть туловища.
«Домашний» театр впечатлил, хоть и корявое фото, все равно выкладываю.
Автобусная экскурсия по городу — это, наверно, Питерская лотерея, кому как повезет. Или как повезут. Посмотрите налево — знаменитая пышечная (я, когда учился в Питере, вообще о ней не слышал, вкусные пышки были в любой забегаловке), и 5 МИНУТ ПРО ПЫШЕЧНУЮ. Посмотрите направо — река Нева, 650 м глубиной, в таком же духе вся экскурсия. По возвращении к Казанскому собору попытались вернуть деньги за экскурсию, нашли нашу зазывалу. Я, это не я и фирма не моя. Какие-то тетки предложили написать письменную жалобу, приняли ее, предложили еще раз прокатиться бесплатно на другом автобусе.
Оказывается, и в Питере есть своя «кремлевская» стена.
2 августа. Петербург — Псков
Решили проехать по защитной дамбе от наводнений в Финском заливе, через Кронштадт. На дамбе останавливаться нельзя, поэтому проехали без впечатлений. Сейчас в гугле посмотрел, оказывается, есть карманы для остановки, даже туннель, пролетел, не заметил. Почти 40 лет на своих производственных документах пишу — Система высот Балтийская. Просто обязан был сфотографироваться возле Кронштадского футштока — от него идет отсчет Балтийской системы высот на территории России, Беларуси. Надо же такому случиться — тупо про него забыл. В городе посетили только Морской Никольский собор.
Помолились, поставили свечки и отправились в Петергоф. По дороге в Ломоносове остановились пообедать в кафе. Убили времени больше часа. При заказе 3 пиццы бутылка колы в подарок. Я ее хоть и не пью, но решил колой компенсировать потерянное время. Официантка только ехидно ухмыльнулась, но фосфорной кислоты так и не принесла.
В Петергофе был 40 лет назад, вроде бы все скульптуры на месте, ничего не пропало, побродили по нижнему парку и со спокойной душой поехали дальше.
Поздно вечером в Пскове заселились в гостиницу с душем в коридоре.
3 августа. Псков — Минск 540 км
Выселение из отелей стало намного приятнее: кинул ключи на стойку, а если из квартиры — в почтовый ящик и поехал. Не то что в недалекие времена: горничная величественно пересчитывала полотенца, стаканы.
С утра сильный дождь. Посещение Псковского Кремля вылилось в утреннюю пробежку. Напоследок проехали через г. Остров в Псковской обл.
Оставшееся время тупо гнал домой. Перед белорусской границей за время нашего отсутствия положили новый асфальт. Лобовое стекло добить уже было некому, теперь неизвестно, сколько лет с трещиной придется ездить.
О Дастере. До выезда расход был всегда 9,8л\100км, проехал по трассе более 4500 км — не знаю почему показало такой же расход. Сиденья комфортными не назовешь, однако все обошлось, на спину никто не пожаловался. Звукоизоляция еще та; когда один в машине, обычно проблему решают ребята из «Uriah Heep», «Scorpions». FM радио не получалось слушать, возможно, приемник/антенна в Дастере слабенькие. Больше и нечем пожаловаться на машину.
О ценах. На второй день перестал вести учет денег, в любом случае нам хватало. Тают быстро, зачем портить себе настроение каждый вечер. По белоруски считаем все в долларах. Потом переводим в белорусские миллионы. Расходы составляли примерно одна месячная пенсия жены за 1 день отпуска. Осенью сам выхожу на пенсию, и будем с женой путешествовать на пенсию социально-ориентированного государства (так по телевизору власть Беларусь обзывает) — до ближайшей аптеки. Кстати, лекарства купили в Петербурге на все случаи жизни: у нас многие в 2 раза дороже и только по рецепту на 1 курс лечения. Большой разницы в ценах на продукты не заметил. Удивило, что во всех магазинах белорусские молочные продукты. Да нет столько коров. Уверен, что все из польского порошка. Соленого палтуса (друзья сказали, чтобы без него не приезжал) в магазинах не встречал, а копченый и в Минске продается.
Жена поездкой осталась довольна, сказала, что было интереснее, чем в Европе.
Всем прочитавшим спасибо. Может, кому и пригодятся пару строк из моего опуса.