|
Новосибирск—Омск—Ишим—Курган—Челябинск—Магнитогорск—Орск—Актюбинск—Новоорск—Карталы—Челябинск—Курган—Петропавловск—Омск—Новосибирск.
Актюбинск — город, в котором я родился и где у меня живет бабушка и много родственников. В детстве я летал туда каждые два года с родителями, последний раз ездил на поезде 16 лет назад. Уже несколько лет вынашивал идею — съездить туда на своем авто. И вот наконец-то, берем с женою отпуск на три недели: одна на поездку в Актюбэ, две недели в Новосибе — сыну в больницу.
Сам я с семьей (жена и двое детей) живу на севере Томской области, откуда до Актюбинска получается около 2 900 км. Поэтому сначала планировалось добраться до Новосиба, там переночевать и с раннего утра стартовать до Актюбэ.
Сделав отметки в свидетельствах о рождении детей о гражданстве, пройдя техосмотр (на всякий случай) и загрузив все свободные пространства под и за сиденьями гостинцами для родственников, утром в субботу 04 августа мы выехали по направлению в Новосиб. Взял в дорогу новый огнетушитель, аптечку, набор инструмента и покрышку с камерой. Автомобиль оборудовал розеткой на 220В для ноутбука, на котором дети смотрят мультики. Так как гнездо «прикуривателя» одно и занято разветвителем для навигатора, антирадара и зарядок для телефонов, подсоединил инвертор к блоку предохранителей, где для этого обнаружились «папа» плюс и «папа» минус. На навигаторе карты сибирских регионов включая Курганскую область. Много раз пожалел, что не загрузил Урал, т.к. блудил в Башкирии, в Орске и на обратном пути на трассе Новоорск—Челябинск.
Детское кресло одно, но мы им не пользуемся ни дома ни в поездках в Томск и Новосибирск. Здесь же было решено взять свое кресло и еще одно в Новосибе у друзей. Кресла были установлены на третий ряд сидений, спинки второго ряда опущены вперед, все пустоты заложены вещами, сверху уложен матрац — получилась большая кровать с детскими креслами позади. Дети всю дорогу играли, спали, смотрели мультики на матрасе. По команде «ГАИ» они моментально прыгали в кресла и накидывали лямки на плечи.
Преодолев 600 км до Новосиба, в 15 часов мы взяли кресло у друзей и обедали у родителей жены. Чтобы не терять полдня и побольше побыть в Казахстане, решили, пообедав, ехать дальше. Набрав продуктов в дорогу выдвинулись в сторону Омска…
Трасса Новосиб—Омск очень загружена и ужасно плохого качества. Фура за фурой, колея на асфальте легко можно цепануть брюхом. При педали в пол на обгонах фур и 120 км/ч на открытых участках средняя скорость составляла менее 100 км/ч. После ровненькой пустынной трассы Новосиб—Кожевниково—Колпашево мы с женой были удручены, а дети спокойненько смотрели мультики. Инвертор ни в какую не хотел работать по моей схеме подключения и в итоге ноут сел. Был вынужден остановиться. Оказалось, что «папа» минус в блоке предохранителей — это нормально замкнутый на массу выход 12В с реле габаритов. Как только я включал габариты инвертор выключался. Раздвоил кабель инвертора, оставил плюс на блоке предохранителей, а минус пристроил к гнезду прикуривателя.
Не доезжая до Омска в десять часов вечера, решили остановиться на ночлег. По обе стороны трассы показались закусочные с мотелями. В обоих мотелях мест свободных не оказалось. Поехали дальше, с указателем на Калачинск висела табличка «гостиница — 3,5 км». Свернули по указателю и уже через 15 минут мы заселялись в двухместный номер гостиницы с удобствами в коридоре за 1 100 руб./сут. В номере и в помещении с удобствами было довольно чисто. Только кровати слишком узкие, пришлось подставлять стулья, чтобы не задавить сына.
Хорошенько выспавшись, в 8 часов собрались ехать дальше. Пришлось подкачать два колеса (и это было лишь начало). Проехали Омск стороной и повернули на Тюмень, навигатор ни разу не подвел. Жутко хотелось позавтракать, но километры за километрами не было ни одной опрятной закусочной. Километров 80 от Омска по правой сторне одновременно появились «Восточная кухня» и «Столовая». Решили кушать в столовой. Еда, обслуживание и цены мне понравились, и мы, хорошенько наевшись, двинули дальше на Ишим.
Перед Ишимом нас ожидал неприятный сюрприз в виде светофора на ремонтируемой дороге, который горел красным битый час. За это время позади нас образовалась многокилометровая пробка, а мы передохнули, прибрались в салоне, дети побегали во ржи, которая колосилась по краям трассы. И вот он — зеленый…
Доехали до Ишима заправились и свернули по навигатору на Бердюжье. Отличный асфальт и, нате вам, около 30 км щебня, ям и ухабов. Но ехать довольно весело, так как со всех сторон машины, кто-то едет медленно, кто-то быстро и обгоняет. Добравшись до Бердюжьего обнаруживаю полуспущенное переднее колесо. Заехал в первый попавшийся шиномонтаж (возможно, единственный), домкрата у них нет, зато есть подъемник. Два, не совсем трезвых мужика, подняли авто, сняли колесо, обнаружили два отверстия неизвестного происхождения, которые здесь же были заделаны жгутами на сухую, что меня насторожило. Поставили колесо, озвучили цену — 360 руб.
Спрашиваю, за что такие расценки, оказывается: 60 руб — снятие установка колеса и 300 руб. — два жгута. Показывают прайс, где действительно прописано 150 руб./жгут. Говорю, что у нас по 50 руб. за жгут берут, мужики ржут «да, у вас коммунизм». Еду дальше с матерками, т.к. есть с собой жгуты 80 руб./5 шт., необходимые два шила, и клей.
Доехали до Кургана, решили заехать в город, купить жратвы. После похождения по Курганскому супермаркету и приобретения курицы-гриль было решено выехать за город и перекусить на природе. Выехали за город, доехали до леска, в который вело множество съездов, и свернули в лес. Здесь нас встретила надпись: «Свалку не устраивать», рядом с которой красовалось несколько куч мусора. Проехали вдоль леса пытаясь найти чистое место для ужина, но поиски были тщетными. Помянув чистоплотность местных жителей бранными словами решили покушать не выходя из машины.
Здесь же обнаружил спущенное другое переднее колесо. Накачал, не снимая колеса, обнаружил три утечки — все по старым жгутам. Затолкав старые жгуты внутрь колеса, установил новые с клеем. Последний зашел слишком легко, надо было вставить еще один…
Поехали дальше, на Челябинск. Хотели переночевать в мотеле на трассе и утром двинуть дальше. Не пройдя 100 километров, почувствовал, что спустило только что отремонтированное колесо. Пока ставил докатку, стемнело. Дальше пришлось ехать 50 км/ч, т.к. сильно вело вправо и боялся порвать докатку. Через полтора часа езды, около полуночи, удалось найти круглосуточный шиномонтаж, около поселка Щучье, где поставил на диск запасную покрышку. Так как спать было уже негде, а ехать еще далеко, было решено ехать до победного конца. И мы рванули в сторону Челябинска.
Навигатор сдох, как только кончилась Курганская область. Дальше ехали по указателям и атласу. Не доезжая до Челябинска, свернули на Южно-Уральск. Не доехав до Южно-Уральска 50 км, спустило колесо, отремонтированное в Бердюжьем. И опять докатка и 50 км/ч и ночь, и усталость, и нет шиномантажей. Часа в три ночи, перед Южно-Уральском, по-моему, в Кичигино свернул к кафе и закрытому шиномонтажу. В кафе гулянка, на улице жарятся шашлыки. Парень кавказской национальности, жаривший шашлык, спросил нужен ли мне шиномонтаж. Я сказал что да, он позвал из кафе другого парнягу-кавказца, который без лишних слов открыл шиномонтаж, сдернул прожеванную покрышку с диска, поставил покрышку, которая спустила после Кургана, и вставил мою камеру. Все про все заняло не более 10 мин. и 160 рублей по ночному тарифу.
Едем дальше. В Южно-Уральске свернули на Магнитогорск. Боялся, что будет плохая дорога, но трасса отличная до самого Магнитогорска. В районе с. Степное пришлось вздремнуть минут 20. Въехали в Магнитогорск, проскочив нужный поворот на Агаповку . Дети спят почти с самого Кургана. Ранним утром пришлось долго искать какого-нибудь местного жителя, чтобы спросить, как проехать на Сибай.
Нас отправили обратно на трассу, где надо повернуть на Агаповку и там спрашивать дорогу на Сибай. Нашли поворот на Агаповку, в которой опять блудили, чтобы выехать на Сибай. Раздражало полное отсутствие указателей. До Сибая ведет трасса с жутким ямочным ремонтом, прыжки на которой разбудили наших детей. Остановились на границе Башкирии, умылись позавтракали.
В Сибае та же история — нет указателей на Орск. Пришлось трижды останавливаться и спрашивать дорогу. Далее в сторону Орска ведет дорога со следами ямочного ремонта и с глубокими ямами, на которых приходилось почти полностью останавливаться. Зато за обочиной красота неописуемая: с одной стороны подсолнухи до горизонта, с другой — пшеница. По дороге пару раз хорошенько приложившись брюхом, мы добрались до Орска.
В Орске имеются указатели на Актюбинск, но они почему-то приводят в узкие улочки частного сектора. Скорее всего я все время пропускал нужные повороты. Здесь нам впервые за поездку махнули полосатой палкой. Инспектор проверил документы, спросил, откуда и куда, сказал, что мне не надо было въезжать в город, что есть объездная дорога, которая на 10 км короче, чем через город, объяснил, как ехать дальше и пожелал счастливого пути. Поехав по его указаниям, я снова заблудился. Спустя полчаса мы все-таки смогли выехать из Орска в нужном нам направлении. Всего с момента отключения навигатора на поиски нужных направлений было потрачено около 2 часов.
И вот мы на границе. Российскую таможню прошли минут за 10. На казахской машин много больше. Пришлось стоять на жуткой жаре больше получаса. Казахский таможенник объяснил, что страховку можно приобрести на въезде в деревню около магазина. Прошли таможню, и жадно вдыхая воздух малой родины, едем в Актюбинск. Не доезжая первой деревни, увидели микроавтобус, который ранее досматривался перед нами, водитель которого тоже узнавал про страховку, рядом с какими-то «жигулями» у недостроенного здания на обочине. Оказалось, что в этих «жигулях» казах подозрительной внешности им выписывает ОСАГО. Стоимость 250 руб. на пять дней. Поборов недоверие к страховому агенту и побоявшись остаться без страховки, я тоже оформил «пятидневку», куда вписал себя и жену, на всякий случай. Наклейки «RUS» у агента в продаже не было, поэтому пришлось нарисовать самодельную и в мультифоре приклеить к заднему стеклу.
Далее следовали 100 км ужасного асфальта, точнее того, что от него осталось. Казалось, что дорога никогда не закончится. С кондиционером в машине жарко, открываешь окно, врывается горячий воздух, как из бани. Хорошо, что еще дома заклеил левое стекло в салоне бумагой (еду же на запад). Эх, заклеить бы все окна и включить кондиционер. 38 градусов в тени. А тени нигде нет.
Но все кончается, и вот мы в Актюбинске, где нас встречают родственники, праздничный стол, актюбинская водка и ПРОХЛАДНЫЙ ДУШ.
Четверо суток в Актюбинске прошли как один день. Каждый день в разъездах: по родне, по магазинам. Очень красивый город (его центр). Один из вечеров даже получилось хорошенько выпить под бешбармак да шашлыки у дяди за городом. Были на своей машине, обратно ехала жена. Она не выпивает — на 3-ем месяце.
Показалось, что гаишников очень много, но нас ни разу не останавливали. Много машин с российскими номерами — Оренбургская область. Вокруг города объездная дорога, по ней можно быстро попасть в любой район города. По этой дороге постоянно ездят патрули с включенным родаром, скорость засекают на ходу. Все едут 60-65 км/ч.
Помотавшись с братом по разборам в поисках б/у резины из Европы или Японии, выяснили, что нужного размера летней резины нет. Новую импортную покупать дорого — собираюсь продавать машину на следующий год. Думаю, следующая будет с колесами на размер-два больше. Российскую резину крайне не хотелось, из-за опыта эксплуатации «Кордианта». Нас возил кореш брата. Он работает в шиномантажке. Выслушав все доводы, посоветовал купить «Каму-Евро». Взял два колеса по 1 800 на наши деньги, поставил на перед. Пока резина ведет себя очень хорошо.
Бензин стоит 20 руб. АИ-93. Хотел перед отъездом заправить под горло, но сказали, что российский бензин намного лучше. Не заправился, а зря.
Выезжали из Актюбинска в пятницу, 10-ого вечером. Было решено ехать сутки и в субботу заночевать в Омске. Выезжая, обнулил расходомер, который сразу же стал показывать невиданный доселе расход 17 км/л при обычных 12,5. Далее на большой скорости в Челябинской области он вырос до 15 км/л. Как только заправился на «Газпромнефти» расход резко вырос до 13 км/л.
Границу проходили в полночь — потратили менее получаса на обе: российскую и казахскую. Далее по указателям на Челябинск. Здесь ночью на стационарном посту нас вновь остановил орский инспектор ДПС (второй и последний раз за поездку), проверил документы и подсказал как ехать дальше. Трасса пошла мимо Орска на Новоорск.
В Новоорске остановился спросить, как ехать дальше на Сибай и на Челябинск. Оказалось, что на Сибай в одну сторону, а в Челябинск абсолютно в другую и, что через Магнитогорск никто не ездит — трасса проходит через Карталы. Свернули на Челябинск, за Новоорском трасса закрыта на ремонт. Объезжаем за грузовыми машинами по узким улочкам и чистому полю. Далее следуем по указателям по довольно сносному асфальту. Только перед с. Бреды — большой участок строящейся трассы, пришлось объезжать по полю и по гравийке.
Далее проехали Бреды, Карталы, Чесма и в Степном вышли на знакомую трассу Челябинск—Магнитогорск. Раннее утро — самое сонное время. Супруга села за руль, а я часок вздремнул, пока ехали до Копейска, что под Челябинском. После Челябинска пересел за руль и дальше ехали без остановок до Петухово, уничтожая продукты данные нам в дорогу.
После Кургана, имея опыт прохождения казахской границы, было решено ехать через Петропавловск-Казахский…
Перед российской таможней был ларек с вывеской «Страховка российская и казахская», но проехал мимо, т.к. не было очереди и хотелось заскочить на регистрацию первым. Позднее узнал, что там страховка стоила 80 руб. На российскую таможню потратили минут 15. Доехали до казахской — здесь большая очередь. Но она быстро продвигается и где-то через пол часа мы въехали в Казахстан. Сразу остановился, по обе стороны дороги кафешки и оформление страховки — 120 руб. пятидневка.
Далее рванули колонной, преимущественно из российских авто. Все едут 90-95 км/ч. Показался патруль ДПС, первый и единственный. Скучают, никого не останавливают. До самого выезда из Казахстана постоянно появляются указатели на Омск. Трасса очень неплохая.
Казахскую таможню прошли минут за 40 — похоже, имела место вечерняя пересмена (19:30). Далее следовала российская таможня, где в очереди на въезд мы простояли почти час, и нет ни одной кафешки. Чуть не сдали нервы. Оказывается на регистрации работают два таможенника, на въезд и на выезд одновременно. На предыдущих работало по два таможенника на каждое направление. Может, тоже пересмена.
Въехали в Россию. Думаю, что если поеду еще, то опять через границу. Дорога хорошая, намного короче. Да и стоять на таможне, пожалуй, лучше, чем гнать по асфальту Тюменской области или скрестись по щебню у Бердюжьего. По времени по-моему получилось даже быстрее. Кстати, если поедете через границу первый раз, при прохождении казахской таможни на въезд в Казахстан, стоя в очереди на въезд, сходите к шлагбауму и возьмите у таможенника миграционные карточки на взрослых и талон на транспортное средство. Пока дойдет ваша очередь, успеете их заполнить. Миграционные карточки сохраняйте до выезда из Казахстана. Техосмотр нигде не пригодился.
Проезжали поворот на Исилькуль, когда подходило время останавливаться на ночлег. Супруга уговаривала заехать и найти гостиницу, но я отказался, сославшись на мотели, а зря. Далее по трассе до самого Омска ни одного мотеля. К полуночи в Омске зарулили в первый попавшийся мотель. Трехместный номер — 1 400, плюс стоянка — 100. Туалет, душ в коридоре. В комнате старый палас, липкий от грязи, но зато три широченных деревянных кровати. В 12 ночи очередь в душ. Кое-как помылись. На «свежих» наволочках и простынях волосы и другие следы пребывания дальнобойщиков. Но очень хотелось спать. Проспали до 9 утра, как убитые.
Не знаю, как в других мотелях, но для себя решил останавливаться в сельских или городских гостиницах. Если есть возможность вычислить место ночлега, то лучше забронировать номер в определенной гостинице заранее.
Далее до Новосибирска ехали без приключений. Один раз остановились перекусить и в 5 вечера 12-ого числа были в Новосибирске.
Всем, кто смог прочитать мое изложение до конца, большое спасибо за внимание. Пока сочинял, как будто снова проехал весь путь. Следующая поездка запланирована на Азовское море к дяде жены, через два года, когда маленькому будет полтора годика…
Всем удачи на дорогах!
P.S. Специально фотографировал на телефон для отчета, но пока отчет готовился, флэшка с фотками куда-то пропала. В итоге, выбрал, что смог, из фотоаппарата.