|
Обычно летом мы клубом «Байкал-АвтоЛеди» куда-нибудь выезжаем в автопутешествие. Последние два года поездки совмещались с поездкой на DROMфест — в Хакассию (https://travel.drom.ru/14955/) и на Алтай. Нынче мы сами выступали в роли принимающей стороны фестиваля ДРОМа на Байкале. Подготовка и организация феста отняли часть времени и сил, спланировать крупное путешествие уже не получилось, а руки «тосковали по штурвалу», так что решили осуществить давнюю мечту и поехать на север Байкала: и недалеко — пара тысяч км в оба конца, и ненадолго — всего на неделю, и Байкал уж точно не разочарует!
На коротком этапе подготовки путешествия столкнулась с тем, что информация в сети о планируемом маршруте противоречивая, да и вообще ее немного, все сводится к тому, что дороги очень плохие... Последний найденный подробный отчет о поездке годовалой давности. Что там изменилось за год? Как мы выяснили потом сами, даже дороги туда и обратно воспринимались по-разному. Так что получается, что северный Байкал и дорога к нему для каждого свои. Попробую показать нашу картинку увиденного, может кому-нибудь пригодится и практическая часть этого отчета.
С момента принятия решения о поездке до старта прошло чуть больше двух недель. И вот, 18 августа в субботу наша команда на 2 машинах SsangYong New Action и Mazda Tribute выдвинулись в направлении севера Байкала. Мы — это семь женщин плюс два ребенка 16 и 2 лет. Наш маршрут: Иркутск—Жигалово—Северобайкальск. В сети нашли два варианта проезда до Жигалово из Иркутска — через Бохан и через Качуг. Решили испробовать оба — первый по дороге на север, другой — обратно.
День 1
Выехали из Иркутска около 6 часов утра. И почти сразу же попали в грозовой фронт, причем в самом Иркутске никаких намеков на него не было. Едем под дождем, местами — ливневым. Хорошая асфальтированная дорога идет через Бохан, Осу, вплоть до Обусы, там нам предстоит свернуть на Жигалово. За несколько км до сворота начинается гравийка. Покрытие с глиной, обе машины переднеприводные, не на грязевой резине (на Ссанг Йонге стоит обычная летняя шоссейка, на Мазде — всесезонка), поэтому мы буквально плывем по дороге.
После сворота в Обусе дорога становится еще хуже, причем никаких указателей на повороте нет. Машины потихонечку ползут в грязи, а мы теряемся в сомнениях — туда ли нас завел навигатор.
Водитель встречного УАЗика подсказывает — да, это и есть дорога на Жигалово, причем единственная в этом районе.
Всего по этой дороге мы «проплыли» около 10 км. Дождь то стихал, то начинался снова. На очередном подъеме, который Ссанг Йонг отказался преодолевать по такой «дороге», мы приняли непростое решение возвращаться. Самое обидное, что если б мы разошлись с дождем хотя б на полдня, то, думаем, что смогли б проехать этим путем. Но, тем не менее, разворачиваемся.
Приплыли. Придется возвращаться.
Доехали до Осы, и оттуда проселочными дорогами выезжаем на Качугскую трассу в районе Усть-Орды. Крюк получился больше 300 км. Дальше едем по асфальту до самого Баяндая. Дорога на этом участке просто отличная, но на Ссанг Йонге на скорости 80 км начинает сильно вибрировать руль, видимо потеряли грузик балансировки в обусинской грязи. Заезжаем в шиномонтажку, балансируем колесо и отправляемся дальше. Вибрация пропала.
Идем по границе грозового фронта.
После Баяндая продолжается асфальт, но трасса чуть хуже, идет волнами, особенно первые 30 км. Погода наладилась, светит солнышко. Чем ближе к Качугу, тем живописнее пейзажи и меньше машин, как встречных, так и попутных.
Дорога проходит через сам поселок Качуг. Заправляем полные баки и движемся дальше. Асфальт заканчивается через 3 км после Качуга. Дальше начинается вполне сносная гравийка. Идем по ней со скоростью 60-80 км. Почти до самого Жигалово рядом с дорогой течет река Лена.
Проехали Шишкинские писаницы (решили устроить фотосессию на обратном пути), Верхоленск — одно из старейших сибирских сел, основанное аж в 1641 году — место ссылки декабристов. Закатное солнце выписывает потрясающие картинки, и пассажиры то и дело хватаются за фотоаппараты.
В одном из таких живописных мест мы встаем на ночлег. Завтра нас ждет самый тяжелый участок пути.
День 2
Утро выдалось пасмурным, туманным. Начавший накрапывать дождик значительно ускорил процесс сборки табора. Быстро перекусили и в путь — на Жигалово!
По дороге выяснилось, что в колесе Мазды торчит кусок железного крюка — умудрились «поймать» где-то по дороге… Колесо не спускает, доезжаем на нем до Жигалово и там почти полтора часа его ремонтируем. Только в час дня мы выдвигаемся в сторону Северобайкальска.
Впереди нас ждет бывший зимник «Жигалово-Магистральный», трасса газовиков. Это примерно 250 км безлюдной дороги, нет никакой инфраструктуры — СТО, кафе, АЗС, нет никакой связи… Ничего, только прямая, уходящая в горизонт дорога через тайгу.
Первые 80 км дороги от Жигалово — хорошая гравийка. Проезжаем Чикан. Дальше дорога все хуже и хуже — камни, ямы. Средняя скорость движения на самом плохом участке не более 20 км в час.
К слову, этот участок проходим на любых автомобилях, нам попадались и совсем низкие «пузотерки». Просто скорость передвижения у всех разная. Такая плохая дорога идет километров 80, до отворота на Карам. После него трасса становится лучше, переходит в гравийку с глиной. Правда, в дождь, думаю, она тоже — «не айс».
Нам повезло, мы прошли этот участок и туда, и обратно уже после дождя.
Восемь часов дороги по летнему «зимнику» и в селе Окунайское мы выезжаем на трассу Лена—Севробайкальск. Нам предстоит пройти еще почти 150 км дороги до конечного пункта. В качестве компенсации за прошедшую дорогу — кусочек счастья — 15 км асфальта. Сразу за отворотом на Улькан асфальт заканчивается, снова начинается гравийка.
До станции Кунерма она еще более-менее, а дальше все хуже и хуже — ямы, ямы, ямы. Как обычно, «встречка» кажется слаще, поэтому переходим на левостороннее движение. Благо, машин там мало, поэтому это почти безопасно. Уже стемнело. Мы приняли решение идти «до победного», так как знали, что в Северобайкальске нас ждет теплый дом, а не ночевка в палатке.
Перевал Даван мы прошли в темноте. В Инете многие предостерегали о небольшой речушке без моста в горах по дороге, которая превращается в бурный поток с камнями во время дождей. Этот брод мы прошли без проблем, даже не останавливаясь. За 3 км от города Северобайкальская появились асфальт и сотовая связь. На часах почти 3 часа ночи. Созвонились, нас ждут! Еще 15 минут езды по городу и мы на месте. Ура! Доехали!!!
День 3. Дзелинда
Нашу шумную компанию приютил у себя Владимир Сорокин — бывший коллега одной из наших автоледи. Несколько лет назад он поменял шумный Иркутск на бамовский Северобайкальск и с тех пор, заядлый турист, рыбак и охотник, стал просто фанатом этих мест. А его дом в небольшом поселке Заречный под Северобайкальском, не раз выручал и других путешественников. Спасибо тебе, Володя Сорокин!
Свое знакомство с Северным Байкалом решили начать с горячих источников, благо север Байкала богат на них: Солнечный, Дзелинда, Хакусы, Котельниковский. Мы едем в Дзелинду, до нее около 100 км пути. Проезжаем почти через весь Северобайкальск — это небольшой, уютный городок, он весь пропитан духом БАМа — памятники, вывески, стелы... Ну и, конечно же, сам (или сама?) БАМ тоже рядом.
Дорога в Дзелинду лежит через поселок Нижнеангарск, мимо знаменитых мысовых тоннелей, вдоль Байкала.
Красивые виды вокруг, хорошая асфальтовая дорога — почти и не заметили, как проехали большую часть пути. Последние 20 км до Дзелинды — укатанная гравийка с участками дорожных работ. Вся дорога заняла часа полтора, с остановками на фото и заправку машин (АЗС Бурятнефтепродукта была на выезде из Нижнеангарска).
В Дзелинде есть дикие и обустроенные выходы горячих вод. Сначала мы заезжаем на базу. Источники там «упакованы» в кафельные бассейны. Один час купания — 100 руб. Рядом с купальней деревянные домики, есть кафе. Уютненько, но нам показалось там как-то тихо, пустынно.
Резные домики у культурного источника.
Метрах в трехстах от официальной Дзелинды нашли поляну, откуда начинается спуск к «диким» источникам. На них значительно оживленнее. На полянке припаркованы машины с номерами из разных регионов страны — Новосибирск, Алтай, Кемерово…
Возле дикого источника машины из разных регионов страны.
Несмотря на сложную дорогу, сюда приезжают издалека, чтобы получить удовольствие от природы, Байкала, и пройти курс лечения в горячих источниках этого края.
Надо сказать, что это место тоже облагорожено. Купальни — деревянные бассейны с водой разной температуры, рядом мужская и женская раздевалки. Воды источника содержат фтор, родон, кремнекислоту и показаны для лечения целого ряда заболеваний. Очень понравились контрастные ванны — когда из горячего источника окунаешься в холодные воды речки Дзелинды, протекающей прямо здесь же.
На полянке наверху обустроено несколько мест для пикника. Погода нас сегодня не балует — время от времени накрапывает дождик. Но это абсолютно не мешает отдыху. Мы уютно расположились под ветвями кедра, периодически бегаем греться в источники, и получаем огромное удовольствие от такого единения с природой! Прямо к столу пару раз упала опустошенная кедровая шишка — дело «рук» или белки, или кедровки — и тех, и других здесь хватает.
Вообще во время всего пребывания на Северном Байкале приводила в восторг сама природа — ее многообразие, кладезь ее богатств — всевозможные грибы, ягоды растут в огромном количестве прямо возле дороги. Вот где раздолье было для наших грибников!
Пусть не съедобный, но какой красивый!
Мы провели на Дзелинде весь день, накупались, насобирали грибов. По дороге обратно устроили фотосессию в лучах закатного солнца.
День 4. Слюдянские озера
Этот день был именинным для старшего ребенка команды — Валерии, ей исполнилось 16 лет. С утра мы шумно поздравили ее с совершеннолетием и отправились на Слюдянские озера, решили провести весь день там — посмотреть окрестности, отдохнуть, покупаться. К слову, всем планам суждено было сбыться!
Слюдянские озера находятся всего в 25 километрах от Северобайкальска, примерно посередине дороги, идущей в село Байкальское. За городом останавливаемся на Бурхане, брызгаем — угощаем местных духов, фотографируемся — с Бурхана открывается красивая панорамная картинка Байкала.
Слюдянские озера — это два озера, большое и малое. Они находятся в нескольких сотнях метрах от Байкала, а друг от друга отделены узкой галечной косой. Берега большого озера песчаные. Вдоль берега есть много мест для стоянок. Рядом с перешейком между озерами расположилась небольшая база отдыха. В сезон там работает прокат катамаранов и другие водные развлечения, есть кафе, баня. В конце августа на берегах озера пустынно, но в середине лета, говорят, берег сплошь заставлен машинами с отдыхающими.
Свое название озера получили от слюдяного месторождения, шахта которого находится в горах рядом с озером. Там, в 30-е годы прошлого века в тяжелейших условиях работали заключенные — добывали слюду. Сейчас к слюдяным штольням проложен туристский маршрут, он является частью ББТ (Большой Байкальской тропы), пешей дорожки, соединяющей северную и южную часть Байкала. Подъем к штольням мы оставили на потом. Весь день мы пробыли на озере — отдыхали, купались, жарили шашлыки, и вернулись в город уже затемно.
Два закатных солнца на Слюдянском озере.
День 5
В этот день мы решили встать пораньше и встретить рассветное солнышко на Байкале — благо он всего в нескольких сотнях метрах от дома! Вчерашний закат прочил хорошую погоду, но вышло все совсем не так. Небо было наполовину затянуто тучами, по восточному берегу явно шел дождь. У нас было еще сухо, но сразу после рассветного чуда полил дождь и в Северобайкальске.
Посовещавшись, мы решили, что поедем сегодня на другой источник — Гоуджекит (или Солнечный). Оставшиеся Хакусы и Котельниковский мы изначально перенесли на другой наш визит в эти края — зимний.
Итак, едем по той самой дороге, по которой приехали в Северобайкальск. 5 км асфальта и снова гравийка. Дождь наполнил все ямки водой, ехать приходится аккуратнее. До источников 30 км от города, но мы ехали почти час. Из-за дождя и свинцовых туч все вокруг выглядит серо, мрачно…
Вот на дороге появляется «Большая медведица» — горнолыжная база, а через несколько сотен метров отворот и на источники. Рядом с источниками находится база отдыха.
Сама купальня– это двухэтажный дом с бассейнами на улице. На первом этаже — раздевалки и холл, где можно посидеть с компанией. На втором работает массажист. Один час купания стоит 150 руб. Можно взять абонемент и на день. Мы опробовали и ванны, и массаж (очень, кстати, качественный!). Все вместе оказалось весьма эффективно! Сам источник выходит в две ванны — горячую и… очень горячую. В последней было буквально 1-2 человека — слишком уж там жарко, долго не покупаешься. Впрочем, плакаты на стенах предупреждают, что продолжительность купания должна быть не более трех минут. Мы пару раз искупались, сделали массаж и отправились обратно в Северобайкальск.
А дождь все лил и лил… На вечернем собрании решили, что, раз, погода нас не балует, поедем обратно в Иркутск на день раньше. Иначе был риск застрять на том самом Даванском броде. Во время дождей вода там поднимается высоко, и плюс стаскивает с собой камни. Для таких машин, как наши, брод может стать тяжело- или даже непреодолимым, пока вода не спадет.
День 6
Утро снова принесло сюрпризы. На этот раз, приятные — тучи почти разбежались, выглядывало солнышко. Мы были уже упакованы в обратный путь, но решили перенести выезд на обед, а пока отправились досматривать недоувиденные красоты природы. Снова в путь на Нижнеангарск, теперь — к острову Ярки. Нижнеангарск находится в 25 км от Сверобайкальска. Это небольшой поселок со своим портом, аэродромом и рыбзаводом. Почти напротив Нижнеангарска и находится северный край Байкала. Точнее, как такового, северного берега у озера нет. Роль пограничной полосы взял на себя песчаный остров Ярки, с одной стороны которого находятся воды Байкала, а с другой — Ангарский Сор — дельта рек Кичеры и Верхней Ангары.
Ура! Доехали до севера Байкала!
Мы где-то там (или здесь) — на севере Байкала.
Места здесь мелководные и очень рыбные — несколько баркасов с рыбаками прошли мимо нас, пока мы были на мысу.
Байкал сегодня слегка штормит.
Чтобы попасть на Ярки, нужно проехать от Нижнеангарска по длинной косе. Мы возвращаемся.
На сам остров мы переправляться не стали, сфотографировались и поехали дальше — решили перед отъездом подняться к слюдяным штольням возле Слюдянских озер, чтобы посмотреть на это великолепие сверху.
Дорога ровная, асфальтированная, так что добрались достаточно быстро. Начало тропы обозначено столбом между южным и северным заездом на Слюдянские озера. Сначала тропка идет между деревьев, слева и справа полно грибов. Чем выше, тем становится круче, затем переходит в серпантинную тропку. Указатель говорит, что именно по ней заключенные свозили слюду.
Просто немыслимо, как можно передвигаться по ней с груженой тачкой?! Сами штольни засыпаны, можно только предположить, как это выглядело почти столетие назад.
Сверху открывается действительно потрясающий вид на Байкал, на оба Слюдянских озера. Красота неописуемая! Правда солнышко как раз спряталось за тучи и фото получились не очень выразительными.
Но ничего не поделаешь, с природой не поспоришь, полюбовались и пошли обратно вниз.
Мы — на горе возле Слюдянских озер, а в Северобайкальске явно идет дождь!
А дальше ходом прошли Северобайкальск, заправили на выезде из города полные баки топлива и двинулись в сторону дома. На часах 3 часа дня, задача — до вечера пройти 150 км до Улькана.
На перевале светило солнце, правда кругом ходили грозовые облака. Какую же красоту мы пропустили, когда проезжали Даван ночью! Величественные горы обступали дорогу и справа, и слева.
Пересекаем много горных речушек. Хорошо, что они с мостами.
Если укачивает, можно пробежаться… скорость передвижения примерно одинакова.
Через три часа доехали до брода. Он стал значительно шумнее и выше, чем по дороге туда. Выходим, осматриваемся. Сзади догоняет Камаз с прицепом и штурмует брод. После Камаза, оценив свои силы, решаемся и мы. Брод очень коварный, те камни, что видны на низкой воде, сейчас скрыты и есть опасность налететь на один из них.
Слава Богу, все обошлось.
Еще три часа дороги и мы в Улькане! На ночь попросились в публичную библиотеку, времени и сил искать места для ночлега в палатках не было. Наскоро раскинули спальники и спать.
День 7
В 7 утра мы уже были на трассе. Холодно, сыро, туманно. Ульканский асфальт быстро закончился, и началась знакомая глиняная гравийка. Дождь прошел совсем недавно, поэтому ехать пришлось аккуратнее. Затем глина сменилась ямами и камнями, скорость сбавили еще.
Ближе к обеду решили передохнуть на одной из речек. Судя по количеству мусора на берегу, эта идея приходила в голову не только нам. Становится обидно за нас, человеков. Приехать сюда можно только на машине. Вокруг нет ни одного поселения на десятки километров. Неужели так трудно убрать за собой свой мусор?!
Мы приготовили горячий обед, кое-кто даже искупался в холодной речушке, отдохнули и двинулись дальше.
Дорога обратно по этому зимнику получилась дольше, чем по дороге туда — и из-за продолжительного привала, который мы себе осознанно позволили, и из-за машин — берегли и ехали чуть медленнее. В Жигалово заполнили полные баки машин, и приняли решение встать еще на одну ночевку — на реке Лена. Во-первых, остались не охваченные Шишкинские писаницы. Во-вторых, очень не хотелось ехать домой по ночи, пропустить опять что-нибудь красивое и приехать домой умотавшимися дорогой. Мы решили, что мы на отдыхе и будем отдыхать! Выбрали себе полянку на берегу и встали там на ночлег.
День 8
Ночка и утро выдались ощутимо прохладные. На реку спустился туман. Быстро завтракаем, снимаем палатки и отправляемся в путь.
Постепенно туман ушел, открыв глазу гладь степенной реки Лены с отражающимися в ней, как в зеркале стройными елями.
Выглянуло солнышко, ехать стало веселее.
Дорога между Качугом и Жигалово — вполне хорошая укатанная гравийка, проходит через несколько деревень, некоторые из них явно доживают свои последние годы. Останавливаемся на Шишкинских писаницах.
Ученые относят «писаницы» к эпохе палеолита — времени зарождения первобытного искусства. Это ж сколько им лет?! Говорят, их лучше всего смотреть в лучах закатного солнца. Сейчас утро, но и мы находим несколько изображений.
И вот снова дорога. Через 15 км после писаниц начался асфальт и за ним — Качуг. А дальше — знакомая дорога на Иркутск. Еще несколько часов и мы — дома! На одометре 2 400 км пройденного пути.
Вот таким оказалось наше маленькое путешествие на Север Байкала. За неделю насмотрелись красот, наелись грибов и ягод. Несмотря на прохладную погоду, даже накупались. Твердо решили, что зимой поедем в те края еще раз, но уже по льду, чтобы побывать в Хакусах и в Котельниковском. Так что, Северобайкальск, до встречи!
От клуба «Байкал-АвтоЛеди»
Марина Ерюшина, maryyer