|
1. Решение
Немного о себе. Живу в Новосибирске, женат, трое детей. Из иномарок владел Honda Orthia, Honda Accord Wagon и Honda Odyssey.
Купить следующую машину во Владивостоке я решился не сразу. Известно, что искать небитую машину на Зеленке – как девственницу в борделе. Найти можно, но это будет редкостная удача. И дорого. «Я порядочная женщина, поэтому я так дорого стою!» Интересовал меня только Honda Accord Wagon SiR. 200 л.с.
Почему Аккорд Вагон СИР? Был у меня простой Аккорд Вагон 1999 года до него. Машина отличная, шустрая, надежная, багажник огромный – как раз по мне. И дизайн задней части – мощный и стильный одновременно. Слегка ниспадающая линия крыши, восходящая боковая линия и визуальное отсутствие стоек дают сильную аналогию с океанской яхтой. Я никак не могу подобрать ракурс, с которого можно сфотографировать эти стремительные, чистые и одновременно мощные линии. Визуально машинка смотрится совсем не так, как на фотографиях. А ведь с момента выпуска модели прошло уже 10 лет! Стиляга, блин.
Со стороны, когда проскакивает мимо Аккорд Вагон, тоже смотрится эффектно – пролетает что-то красивое и стремительное. К тому же, управляемость Аккордов 6 поколения даже пресыщенные журналисты «Авторевю» называли «близкой к эталонной». Это еще один момент, из-за которого я до сих пор балдею от этой машины.
Но человек всегда хочет чего-то большего, да и жене хотелось семиместную машинку, посему был он поменян на Одиссея 2001 года в комплектации «Абсолют». И оказалось, что тот Одиссей, несмотря на шикарный салон и отличное состояние движка, АКПП и подвески, не едет ни хрена, то есть совсем даже по сравнению с простым Аккордом. Тапку ему в пол давишь, раздается вой, а не едет. А шо ви хотели, 150 л.с. на 1650 кг снаряженной массы...; И не поворачивает. С Аккордом как? Там такое ощущение, что у тебя в руках не руль, а сама машинка. Ты его руками по дороге перемещаешь. Куда руки туда и он. С Одиком – не так.
- Право на борт! Штурвал переложить!
Переложишь штурвал, эта хрень подумает, накренится и начинает циркуляцию. Выравнивание после маневра – так же делается.
К тому же, на 3 ряду сидений моих детей, проехавших со мной всю Россию, от Влада до Абхазии, укачивало по дороге на дачу (15 км). То есть машина по факту пятиместная. И спать в ней нельзя – пол неровный. И путешествуем мы на ней один раз в год, а основной пробег по городу наматываем. Несмотря на то, что ел у меня Одик 11 литров 92 бензина и уверенно заводился в -30, несмотря на его просторный уютный салон, 2 кондиционера и 2 печки, панель оптитрон и прочие приятности, меня колбасило, не лежит душа к машине и все тут! И на хрена так мучаться, спросил я себя?
В общем, тут как в картах – ПЕРЕБОР – сказал я себе. Скинул Одиссея и начал охоту за машинкой мечты – Аккордом Вагоном СИР. Смотрел и на Авансиры, но у них масса почти как у Одиссея, и движок такой же. Поэтому, несмотря на роскошный салон, Авансиры вычеркнул из короткого списка. Жалко, что их в комплектации СИР не выпускали…
Попробовал покупать на аукционах. Машины 2000 года в массе своей уже непроходные – практичные японцы скидывают их за месяц до окончания 7 летней регистрации, уже не успеть растаможить. СИРов 2001 года – по пальцам, и уходили они за большие деньги. Раза в полтора дороже, чем простые Вагоны. Плюс дорогая растаможка – 200 лосей все-таки. Во Владе в 13 тысяч усопших енотов встанет. Дорого! 3 недели промучился. Покупал на www.autoagency.ru Или мои ставки проигрывали, или их снимал Альберт по разным причинам – то движок в масле, то салон весь прожженный. В итоге 3 недели покупок – и нулевой результат. К самой фирме претензий никаких – очень хорошо работают ребята, рекомендую. У меня несколько знакомых через них машинки купили.
По ходу смотрел местные машинки. И каким-то чудесным образом аукционные машины с небольшим пробегом и прекрасным состоянием (по объявлению) превращались при личном осмотре в замученные ведра по конским ценам.
Плюнув на все, во вторник после осмотра очередного битого мутного ведра, купил билет во Владик, скидал вещи. В среду с работы вечером за вещами, потом знакомый забросил меня в аэропорт.
Что брать с собой. Понаписано уже тысячу раз, но может кому-то пригодится. Ясен перец, что часть из этого уже на месте покупается.
1. Атлас автомобильных дорог. Помогает немного.
2. ДИСКИ! И побольше. Первостатейная в дороге вещь…
3. Аптечку всякую для себя. Уголь активированный, бинты, аспирин. Не пригодилась.
4. Холодная сварка – не пригодилась.
5. Фонарики или переноска от прикуривателя. Не пригодился.
6. Пару накачанных колес в запас – на таких же дисках как родные, и проверить перед выездом, что нормально надеваются!
7. Набор ключей – не пригодился.
8. Преобразователь 12В – 220В. Очень полезная штука – мобильник зарядить, или фонарик или ноут.
9. Спирт. Дезинфицировать ранки и белый маркер со стекла стереть.
10. Масло для движка и АКПП – не пригодилось.
11. Запасной воздушный фильтр и свечи.
12. Свечной ключ.
13. Домкрат и балонник – проверить, что все в комплекте и друг к другу подходит.
14. Аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки – купить.
15. Газовая плитка и баллоны плюс кастрюля. Не пригодились.
16. Провода для прикурки. Не пригодились.
17. Симка МТС с роумингом и межгородом! Работает на всем протяжении маршрута, очень удобно.
18. Спальник. Очень приятно поспать как белый человек.
19. Темные очки, хорошие антифары. Я в них всю дорогу ехал. Защищают глаза от пересыхания и ослепления. Очень хорошо. Особенно вечером, когда едешь на запад, а солнце почти лежит на дороге…
20. Удобная обувь – типа сланцев на 3 ремешках. Сам удивился, насколько удобно. Обычно в дальних поездках ныли пятки левой, и особенно правой ног. А тут – никаких неудобств, отлично. И ноги не преют.
2. Прилет и размещение
И вот в четверг утром я во Владивостоке. Поехал сразу к знакомой тетеньке около автовокзала, у нее в квартире койко-место по 400 р. в сутки, и перегонщики тусуются. Кинул вещи и лег спать. Кому надо – могу дать координаты. Правильная тетенька. Вечером пошел гулять по городу, встретился с Андреем – парень из Новосибирска, живет сейчас во Владе, на возмездной основе поможет мне выбрать небитую машину (у меня с этим проблемы, я знаю). К тому же у Андрея есть машина.
Выработали следующий план действий: я в пятницу один смотрю на Зеленке интересующие меня варианты, в субботу вместе с Андреем едем в Уссурийск, если там ничего не выхватим – возвращаемся на Зеленку в воскресенье.
3. Выбор
Пятница. Пошел на Зеленку. Нашел один – замученный, сразу видно. После оказалось, что пробег за 200 тыс. км.
Иду дальше – стоит, зараза. 2000 год, СИР. Туманок нету. Задняя оптика дорестайлинговая.
Прошу мужика – капот-то открой. Открывает. Вот он родимый, синяя моя голова! Но машинка пробеговая – полгода, вот блин. Что они тут с ней мутили – одному Аллаху ведомо… Сигналка есть и тонирована по кругу. Идем дальше. Нахожу еще один. Сиреневый, простой, не SIR. Но 2001 года, уже с новой оптикой. Итого есть 3 варианта, негусто. И из них тока один СИР и тот пробеговый. Блин, хреново…
Разговорился с парнем одним, он мне говорит: «А за горкой смотрел?». Типа, там АккордВагены были. Иду по указанному направлению. Оказывается, с Зеленки море видно, не замечал раньше…
Точно, есть еще стоянки. Нашел еще 3 Аккорда Вагона, ни одного СИРа правда, но зато один полноприводный. Уже получше, 6 вариантов – наверное, будет из чего выбрать. Вернулся с Зеленки, поехал в центр, искупался в море. Тепло, красота!
Удивительный город Владивосток. Есть все: море, порт, лес, машины потоком идут. Грузы всякие. Сколько денег оборачивается. А город не строится почти. И грязноват, даже по сравнению с нашим серым Новосибом. Ничего не производится. Продукты все привозные и дорогие, нормальных супермаркетов мало. Морепродукты в 1,5 – 2 раза дороже, чем у нас в Новосибе, этого я вообще не понял… Бензин дорогой. Правда, сотовая связь дешевле и запчасти на машинки тоже, и навалом. Ну и то хлеб.
В нашем Новосибе, блин, ни полезных ископаемых, ни обрабатывающей промышленности, климат сибирский. А город прет, как на дрожжах, и продукты дешевле. Агрохолдинги всякие растут, как грибы. Во Владике много продуктов новосибирских, омских видел. Климат во Владике же лучше, на хрена в такую даль все везти? Парадокс… Наверное, ничего не вкладывают тут, вывозят заработанный капитал.
Странно все это и неправильно! Край-то богатейший, красивый, но как будто застрял в 90-х... Неустроенность какая-то, что ли. В 2003 году, когда попал сюда в первый раз – контраст был не так заметен, а сейчас многое уже режет глаз. Ну и для меня значительно выраженный криминальный привкус окружающей действительности. Ночью под окнами постоянно кого-то били, потом оказалось, парень свою телку, или пацаны по пьяни, то на тетку напал нарик с битой бутылкой, а ее муж успел выскочить раньше, чем я до телефона добрался. Постоянно какие-то вопли и кипиш! Каждую ночь. Вот жизнь у людей…
Суббота, 6 утра. Андрей подъезжает на своей B4, катим в Уссурийск. Машин мало. Обошли весь за 1,5 часа – хрена вам по всей морде. Ни одного Аккорд Вагона, Авансира или Инспайра. Покупаем покрышки для Андреева тестя. Возвращаемся на Зеленку. У меня был запасной вариант – пробежный Авансир 3-литровый. Посмотрели. Не понравился. Прет, конечно, хорошо, но морда тяжеленная. Еще бы, 1700 кг. Пошли смотреть Вагоны. После беглого осмотра Андрей бракует 4 из 6 Аккордов. Битье. Остаются 2 – тот СИР 2000 года пробеговый и сиреневый простой 2001 года.
Смотрим СИР 2000 года. Продает не хозяин – его знакомый. Есть сигналка, а также синий дым из трубы. Коробка ощутимо пинается при переключении скоростей. Похоже, еще сальники на лобовине текут: надо их махнуть и заодно и ремешок ГРМ, и ролики все. Туманок нет. Резина на подходе. Мдя. «Так-то парень неплохой, тока ссытся и глухой!» и еще: «Душераздирающее зрелище!» (С) Ослик Иа.
Идем к тому сиреневому 2001 простому. Подвеска неродная – заниженная. Литье на 17 – его тока убивать в Новосибе. Есть типа аукционник. Хозяина нет – рядом есть мужик, дает ключи. Снаружи ровная, салончик чистый. Машинка Андрею нравится, но пробег 106 тысяч. Движок шумноват. Коробка пинается шо капец! Цена 10 600. С аукциона такой красавчик обошелся бы на штуку-полторы дешевле во Владе. И еще ему надо сделать постановку со снятием в документах. Нужен хозяин – надо скинуть с цены минимум штуку, договориться о замене литья и приведении в порядок документов. Иначе, что попало получается. Хозяин недоступен по трубе. Делать нечего, придется подождать.
А сам тем временем думаю. Есть у Хонд такая особенность. Достаточно свежий мотор может жрать масло не только от мертвых колец, но и от засоренности системы вентиляции картера. Но это вероятность 20%. Но попробовать можно, все равно времени еще много. Говорю Андрею:
- Хочешь фокус покажу? Как излечить хондомотор от жора масла за 5 сек?
Андрей говорит слова, которые в переводе звучат так: типа, не надо говорить неправду взрослому дяде. Что так, типа, не бывает.
Покупаем 1 баллон WD40. Идем к СИРу. Мужик дает ключи и всячески сторонится от нее, говорит что он не при делах и вообще тут перекурить вышел, типа, глаза есть – смотрите. Я говорю – дымит машинка-то! Он мне – да я вообще не при делах, смотрите, что вам надо, ребята. Завожу, резко газую. Сзади синий дым – пахнет горелым маслом. Глушу. Прыскаю из баллончика в одно место. Говорю Андрею – газуй. Газует. Блин, то ли фокус не удался? Синий дым. Упс… Но через секунд 5 дым как отсекает – все, чистый почти не пахнущий хондовский выхлоп. Андрей говорит, что так не бывает. Ну что ж, не бывает, так не бывает. В принципе, если за этот Аккорд цену скинут хорошо – можно его и взять, и привести в порядок на разницу в ценах. Я же все равно СИРа хотел…
Но нам все равно надо дождаться хозяина сиреневого Аккорда – надо говорить по цене и выбирать, наконец, машину из 2 вариантов. Хозяин по-прежнему недоступен. Решаем ждать до завтра – вдруг выкатят еще машинки.
Купили на рынке крабов за 300 рублей здоровенный пакет. Вот это классно. Пьем пиво у Андрея.
Воскресенье. Выходим на рынок уже не рано – часов в 11. Появилось 2 новых Аккорд Вагона. Даже мне видно, что морды скиданы кое-как, капот стоит криво, крыло на синем поставили белое да до конца не докрасили – в крапинку. Документы не готовы. Ужас. И еще один есть – такие же шкварки. Хозяин сиреневого 2001 так и не проявился. Без него соседний продаван цену не скидывает, решений не принимает. Говорит, что тот поехал на острова бухать с телками. Офигеть, у людей бизнес… А документы же еще делать надо… Это тока в понедельник, и то если телки сегодня к вечеру кончатся.
– Да идет оно все лесом! – это я в сердцах говорю. Наверное, я не сильно погрешил против истины… Пожелав таким образом удачи этому горе-бизнесмену, пошли к СИРу.
Говорю мужику: забираю за N баксов, очень дешево. У того в глазах счастье. Вызывает хозяина, тот прилетает пулей. Андрей договаривается о замене ГРМ со знакомым сервисменом. Едем с хозяином оформлять справку-счет. По пути Димон поет песни о том, какую замечательную машинку он от сердца и задницы отрывает. Спрашиваю про синий дым. Молчит, сопит. «Ааа, блин! Сказали суровые сибирские мужики».
Во всем Владике дефицит справок-счет и транзитов, поэтому едем в филиал Хабаровской конторы на Столетии. Выдают 27 транзиты. Отлично, поеду через Хабару – вопросов не будет!
Расплачиваюсь со справкой-счет, с хозяином, с Андреем, покупаю страховку на год. Ну все, вот он и мой! Пока что едет он весьма неохотно. Но хоть дыма уже нет. Заливаю полный бак 98 бензина.
Поскольку хочу гнать машину самоходом, надо приводить его в боеготовое состояние. В дороге не останавливаться на обслуживание, все надо сделать только перед выездом. Вспоминаю, как полдня искал передние колодки на Мазду во всей Чите. Нашел единственный комплект, да и то аналог с Тойоты. Не экономьте время на выезде, в дороге все это обернется куда большими потерями!
Что хочу сделать:
1. Заменить ремни ГРМ и балансирного вала, их сальники и ролики.
2. Растонировать. Под Хабарой по любому заставят содрать.
3. Сменить 16 литье на литье на 15 и купить нормальную резину. Резина на 16 резко дороже и убивается быстрее.
4. Поменять колодки, масла, сделать сход-развал.
5. Фильтр и свечи махну уже после грунтовки.
6. Привести в порядок музыку – в ченджере нет кассеты.
7. Оклеить морду, ясен перец, и поставить наперед брызговики лопухастые, чтобы поток камней пороги не пескоструил. Оклею после Бирика, чтобы в Хабаре и Бирике за своего сойти.
Ну и хочу взять с собой запас масел, свечи, фильтры. Туманки пока не ставлю – чтобы камнями не покоцать.
4. Обслуживание и подготовка к выезду
Загоняю машину в мастерскую на Снеговой. Запчастей у парней нету, но рядом есть рынок, отлично. Они пока раскидывают мотор, я бегу, покупаю ремни, ролик балансирного вала, сальники. В одном ларьке нету всего, бегаю, высунув язык, по всем. Собрав все необходимое, тащу мужикам. Ремень ГРМ какой-то левый, 700 рублей – дешево, хотя и написано, что Gates... Отдаю парням шурушки, иду обратно на рынок. Покупаю задние колодки, туманки, кассету для ченджера. Масла для движка и АКПП. Воздушный и масляный фильтры, свечи иридиевые.
Звонят парни, говорят: ремешок ГРМ не тот. Блин. А чего мужик по каталогу с вумным видом пальцем водил, спрашивается? Тот ларек уже закрыт – ну конечно, что уж там, 16 вечера, хватит работать... Машина на подъемнике висит. Еду домой на автобусе.
Понедельник. Утром возвращаюсь к 9 – еще все закрыто. Но через час покупаю ремешок, оригинал за 1800 рублей (нашел-таки!), отдаю парням. Они собирают движок. Плюс сход-развал и замена колодок. За все отдаю 4 200. Приятно. А он поехал бодрее, блин! Растонировал машинку, сменил масла в АКПП и движке.
Эх, прощай мое красивое родное литье на 16, поставил взамен на 15, тоже Хонда с новой летней резиной.
Выясняется, что кассета с дисками застряла в ченджере. Наглухо. Блин... Вчерашние приветливые ребята, продавшие мне кассету, вдруг становятся забывчивыми и наглыми. Да пошли вы, за 800 рублей удавятся, такая и цена вам всем вместе. Пришлось купить МР3 магнитолу Сони, в дороге без музыки я сдохну просто, даром что ли столько дисков поназаписал с собой.
Покупаю пару резины на штамповке и ставлю на перед – на перегон и на убой. Свое литье с переда кладу в багажник. На перегон летом беру принципиально только летнюю резину, не всесезонку. Она меньше изнашивается, лучше держит дорогу, особенно мокрую, экономит топливо. И самое главное – из-под нее не так летят камни. Проверяю домкрат.
ВСЕ…
Фильтр и свечи поменяю после грунта. Но и сейчас уже Аккордик гораздо веселее бежит. Подвеска цельная, не гремит, дорогу держит отлично. Коробка почти не пинается после замены масла.
Остается купить запас жратвы, воды 15 литров и фруктовые соки – 4 литра. Покупаю бомжпакеты – Доширак всякий. Не пригодился он мне. Багажник полный. Итого почти 8 вечера. К той тетке уже вселилась ватага перегонов, «местов нету, хата не резиновая»! Ну и кто в такое время выезжает, к тому же в одного? Остаюсь у Андрея еще на одну ночь. Тома, прости! Знал бы, что тебя это так напряжет, рванул бы вечером. Заснуть тяжело – ворочаюсь. Как сложится дорога?
5. Выезд, первый день, вторник
6 утра, темно, дождь... Вскакиваю по будильнику. Выскальзываю из дома, иду к стоянке. Просят 200 р. за ночь – ОДНАКО цены! Забираю машину со стоянки. Пустой мокрый проспект Столетия придавлен мокрыми тучами, пустые улицы. Фонари. Меня немного потряхивает предстартовый мандраж. Еду один. Дождь на выезде – хорошая примета? На выезде на посту меня приветливо встречает сержант и устраивает проводы по полной: проверка по базе, сличение номеров, изучение багажника. Проверка аптечки, огнетушителя. С сожалением отпускает. Докопаться не до чего, транзиты и те выписаны на мое имя и не просрочены. Оно и к лучшему, такая проверка на выезде, а если б что не так – вот бы я от Хабары, скажем, возвращался… Пожелав сержанту здоровья, покидаю Владивосток.
Потихоньку раскатываюсь, иду небыстро, 100-110, привыкаю к машинке. Хотя модель та же, все равно отличия от прошлой машины есть, и немало. Салон отделан кожей. Под пятой точкой и спиной – велюр, а края сидений кожей оббиты. И смотрится хорошо, и не скользишь, и не прилипаешь. Спина не потеет. Руль, обтянутый кожей, – очень удобно! Не скользит в руках, а то на прошлом в дальней дороге часто пальцы сводило. Моторчик H23A на низах такой же, даже, наверное, повялее, зато на верхах, после 4500 оборотов, когда включается VTEC на оба распредвала (у прошлого движка F23A VTEC включался только на впускных клапанах), ощущается очень заметный подхват. Приятно! Но у того, предыдущего, была подвеска плотнее – все-таки амортизаторы Бильштайн, хоть и черные, но все равно – вещь. Того невозможно было пробить на любых волнах дорожного покрытия. За 50 тыс. км я не припомню такого случая. А этот я уже приложил об ограничители пару раз. Помягче, подиваннее он.
Прохожу Уссурийск.
Ни одного перегона. Стремновато малехо… Собираю по пути все-все посты. 27 транзиты блин. На всех постах в Приморье тормозят, спрашивают про оружие, наркотики, запрещенные грузы.
– Оружие?
– Нету.
– Наркотики?
– Только сало.
– ?? ... !!!! – смеется, – Счастливой дороги!
Иду 120-130. Начинаю догонять перегонов. Малипуськи всякие обходятся быстро, кое-кто меня обходит. Порядок, будет с кем Хабару пройти – не ровен час заплутаю еще. Подъезжаю к Хабаровску. Вяземское. Вот тут два года назад под мою жену на Мазде подставился урод один. На обочине стоят Форик и Надя. Торможу рядом.
– Парни, можно с вами Хабару проскочить?
Смотрят на мои 27 транзиты, но отвечают – да без проблем. Жду. Они тоже ждут своего кого-то. Решаю потихоньку ехать, может, по пути догонят. Незаметно начинается Хабаровск. Блин, не догадался подождать никого на обочине. Пристроился бы. С другой стороны – это ж тока людей напрягать – стоит на обочине мощная машина с 27 транзитами, пристраивается к колонне... Я бы почувствовал себя стремно. Решаю не пугать никого, прорываться сам. Ага, щас... Плутанул тут же. Катался по Хабаре с час. Ну что за город! Ни одного указателя для транзитного транспорта... Но и никакого внимания со стороны окружающих, не то что в прошлый раз! Но к мосту вырулил-таки. На мосту меня стопорит сержант. Смотрит документы:
– Машину на себя оформили?
– Да, и транзиты на меня, и страховка.
– Счастливого пути!
Вот что крест животво… тьфу, 27 транзиты делают! За мостом стоят перехватчики – пасут перегонов. Меня не трогают. Бирик прошел уже в колонне.
Дело к вечеру, в 30 или 40 км за Бириком пошла она – великая и ужасная федералка. Строительство, готовые и не очень куски. Ну что, картина знакомая, едем. Вечереет, а я все еду один! Стремновато. Обхожу колонну из 4 KIA Sorrento, это джип такой. Потом они меня, потом я их. Пристроиться не дают – нервничают. Останавливаюсь на заправке. Подъезжают. Знакомимся. Нормальные парни. Куда едут – не говорят. Ничего. Договариваемся, что дальше идем вместе. Поехали.
Проходим Облучье.
Темнеет, надо есть.
Становимся на ужин. Потом начинаем искать стоянку. Уже почти 11 вечера, едем уже 17 часов. Прошли 1 250 км. Устали. Находим кафешку около Белогорска, перед ней – площадка. Ставим машины рядом. Раскладываю заднее сидение, перетаскиваю все из багажника на передние сидения.
Не спится. Беру 0,5 пива, читаю журнал. Минут через 5-7 чувствую – в сон рубит. Залезаю в спальники и вытягиваюсь в полный рост по диагонали спального отсека. Лафааааа... Спать...
6. Второй день, среда
Подъем в 6-00. Умываемся, и, не завтракая, трогаемся. Завтрак надо заработать!
Глотаю апельсинового сока. Отлично! Вода у меня шла только на умывание и фары со стеклами. Фруктовые соки и фрукты в дороге – то, что доктор прописал за рулем. Выпивал по 2,5 литра соков за день. Гонщики Формулы 1 теряют за гонку до 6 килограммов. Пьют в ходе гонки те же фруктовые соки. Ну чем мы не коллеги? 24 часа Ле Ман.
Идем вместе. Асфальт перед и после Белогорска, километров, наверное, 200. Асфальт – это жизнь! Где есть асфальт – сразу вырастают нормальные заправки, цивилизованные кафешки, гостиницы, сервис.
На грунте – так, времянки пока. Проходим Свободный. Интересно сзади смотреть на эти джипчики. Как их штормит на неровностях дороги! Колышутся во всех 3 плоскостях.
Строятся грандиозные развязки. Это правильно.
Опять грунтовка. Ну вот, пошли по грунту. Блин, да как тут ездить-то??? Машину подкидывает, трясет. Потихоньку приноравливаюсь.
Иду в хвосте колонны. Пыль. Приотстаю. Трясет. Аккорд наполняется пылью. Гремит, кажется, все. Гремят шины по камням, гремят двери, гремят колеса в багажнике и груз. Поддает под задницу. Гремят вещи в бардачке. Трясется руль в руках. Ноги бьются пятками. На носу пляшут очки. Музыка погромче не спасает. Потихоньку сатанею. Пыль. Включаю рециркуляцию. Блин, а покрытие с прошлого раза (2 года назад) стало хуже. Даже, похоже, его никто не делал, не грейдеровал с тех пор. Вон, промоины от дождей. Виляю по дороге, выбираю траекторию поровнее. Мост, пара секунд тишины и шелковой дороги, хочется ехать медленнее, чтобы продлить кайф. Оказывается, Аккорд может ехать тихо! Снова грохот и тряска...
Привал. Останавливаемся. Тяжко. Вылезаю из машины – разогнуться не могу, болит поясница. Держусь за задницу. Самая страдающая часть организма. Как по всей дороге протащился. Из соседнего джипа вылазит Серега. Такой же загнутый в каральку, держится за задницу. Со стоном делает два шага враскорячку. Смотрим друг на друга. Разбирает нервный смех. Я говорю ему:
- Сэр, что у вас с походкой?
Парни ржут. Спрашивают, нет ли у меня дисков. Они сами не догадались прихватить. Показываю свою коллекции. Парни оживляются, налетают, разбирают каждый по несколько дисков. Двигаемся дальше.
Грунтовка... Пыль, шум, удары под задницу. Идем по всей ширине в шахматном порядке – так меньше хватаешь пыли.
По вычитанному совету, добавил в бачок омывателя Фэйри, но переборщил. Насекомых, конечно, по первости со стекла на раз-два смахивало, но потом от тряски там все перебулькалось и из стеклоомывателей теперь прет пена! До стекла не долетает... Доливаю воды, немного помогло.
Останавливаемся на перекрестке на Шимановск. Ждем Серегу. Висит знак кирпич и объезд – налево через Шимановск. Ага, сейчас... Пойдем прямо. Тем более, пара фур проскочила прямо. Парни просят спирта для стирания надписей на стеклах – они у них прямо перед глазами. Оказывается, они из Якутии, из Мирного. Пару машин гонят себе, пару под заказ. Джипчики ничего так: дизельки 2,5, полный привод, на раме, неразрезной задний мост. Салончик очень даже ничего, уютный, просторный. Молодцы корейцы. Kia Sorrento, надо же. Но этот же неразрезной задний мост крепко поддает под задницу.
Едем дальше. Размышляю о том, какие признаки отличают настоящего мужика. Безусловно, не тачки, костюмы, виллы, бабло и телки. Что есть такое, что не выражается словами, что сразу заставляет почувствовать в другом настоящего мужика? Надежность, немногословность? Не знаю. Но внутренним чувством это определяется безошибочно. У нас сложился хороший коллектив.
Снова едем. Разбитое полотно. Парни едут 40-60, я плетусь за ними.
Спрашиваю парней: «А быстрее никак?». Они отвечают, что, типа, и так уже задниц почти не чуют – сильно поддает под пятую точку. А мне, вот если рвануть 80-90, так получается очень даже ничего! Подвеска Аккорда проглатывает ямы, он начинает стелиться по дороге. Отрываюсь, еду 90-100, это предельная скорость на грунте, Аккорд начинает плавать. И камни начинают стучать по днищу. Со мной увязывается еще один парень. Он даже уходит вперед меня. Через километров 60-70 мигает аварийкой и останавливается на обочине. Прокол. Да тут не прокол, тут покрышка в клочья. Меняем. Подтягиваются остальные. Эх, так мы далеко не уедем. Говорю, я вперед, догоняйте. Поехал один.
Проезжаю парковку справа от дороги. Это такая площадка, на которой кроме камней нет ничего. И знак Р. Посреди площадки, как хрен на лбу, стоит Лендровер. Номера не наши. Ну, вид боевой, что уж там... Весь обвешан запасками, решетками, канистрами. Грязный. Не у речки, не у кафешки, а вот, понимаешь, на парковке. На острых выжженных камнях голимых. Стоит знак Р – тут и припарковались. Смешно. Законопослушность до маразма. Потом будут рассказывать всем о русском экстриме. Интересно, что они чувствуют, когда навстречу им стаями по той же дороге проезжают маленькие городские автомобильчики? По пути встретил еще 2 или 3 таких экстремала.
Время к вечеру, я так и еду впереди. Грунтовка... Подъезжаю к Сковородино. Да тут почти ничего не изменилось за 2 года! Хотя, есть теперь проезд мимо Невера и Сковордки. Вот есть контуры грандиозной развязки около Сковородино. Направо дорога на Тынду и Якутск. Налево – на Сковородино. Прямо – на Читу. На развязке жду парней. Они решают ехать вперед – до Усть-Кута, а там на баржу. Это им надо ехать через Иркутск. Двигаемся дальше вместе. Снова ухожу вперед.
Вот и Ерофей Павлович. Есть сквозной проезд от Свободного до границы Амурской области!
Останавливаюсь у кафешки. Разминаю 5 точку. Перегоны говорят, что впереди 350 километров ада. Читинская область. Готов согласиться. Жду своих около Ерофей Павловича. Не видно. Отмываю машину и понемногу отхожу от тряски и усталости. Умываюсь в ручье.
В 11 закрывается кафешка. Блин, ждал-ждал парней, да так и не поужинал. Еду в Ерофей Павлович, покупаю какой-то хрени, невкусно, почти всю выбрасываю. Делаю спальное место, сижу с бутылкой пива. Анестезия, как говорят перегонщики. Темно, покой и тишина... Смотрю – на парковку заворачивают 4 машины с одинаковыми фарами. Мигаю фарами – становятся рядом. Мужики измучены. Еще 3 прокола по пути поймали – камнями пробили. И еще они успели поесть, а я нет. Они решают ехать медленнее. Говорю им про 350 километров впереди – лица сереют и вытягиваются. Они надеялись, что все позади. Жаль их. Пройдено 1 050 км. Спать...
7. Третий день, четверг
Утром встал в 6-30. Как раскалывается голова... Наверное, это вчерашние 2 бутылки пива на голодный желудок. Парни еще спят – им надо дождаться открытия шиномонтажки, починить колеса, а то сейчас у них 1 запаска на 4 – стремно ехать! Бужу одного Серегу, говорю, что я поехал, что диски оставляю им в подарок. Уезжать не попрощавшись – тоже неправильно. Попрощались, может, еще свидимся. Что делать, ждать некогда, поехал один. Прохожу границу Амурской и Читинской областей. Полотно разбито. Никто ничего не делает. Промоины. По центру нет живого места. Колеи проложены по краям трассы – вплотную к ограждению. Опасно. Заправляюсь около поворота на Амазар. Хорошо, а то давно горит лампочка. Дальше есть еще одна заправка – в Семиозерном.
Кстати, на что обратил внимание в этот раз: по трассе совсем не продают водки. И поведение перегонщиков сильно отличается. В прошлый раз всякую мелочь гнали так, что страшно становилось – в хвост и в гриву. Сколько их по кюветам и ручьям повалялось! Стаями около шиномонтажек и на обочинах останавливались – ремонт. Сейчас едут аккуратно, наверное, поняли, что ехать медленнее – это не только безопаснее, но и экономия бензина, и машину не так убьешь. В кафе не продают водки: не видно этих похмельных опухших мрачных рож, как в прошлый раз. Нормальные приветливые парни. Можно перекинуться парой слов.
И еще изменение – пошли фуры. Видел с украинскими, европейскими номерами. Вот у парней впечатлений. Автовозов много идет. Причем, на Восток везут Форды, Рено.
Останавливаюсь около кафе, как же хочется жрать!!! Ноги подгибаются, отвыкли ходить. Вчера же почти без ужина. Блин, вся смена сидит перед кафешкой, курит. Я спрашиваю: «А у вас поесть есть?». Отвечают: «Еще не сготовили». Чувствую, что шутка. Говорю: «Все, я помру прямо на пороге и буду тут у вас антирекламой!». Смеются. Есть что покушать, хорошо...
Внутри – шоу! Дальнобойщики прикалываются над офигевшими перворазниками из Москвы. Парни идут на восток, и таких больших глаз у дальнобойщиков я, наверное, не видел никогда. Взахлеб рассказывают, как ехали там и там. Изумленно матерятся. Бывалые ржут над ними, рассказывают всякие небылицы про дальнейшую дорогу. Веселуха! Я-то знаю, что дальше на восток – уже сносная трасса. Судя по офигевшим репликам москвичей, дорога в Читинской области все так же идет мимо Давенды и Ключевского. Или они не там ехали? Ё-мое, неужели правда...
Ем, еду дальше. Все подчинено одной мысли – на Читу! Указатель. Сколько там еще? Блин, дофига... Жарко, пыль. Грохот в машине. Дорога стала гораздо хуже. Ее разбивают фуры, полотно проседает. Местами напоминает застывшие волны, местами как после бомбежки. Промоины от потоков дождевой воды. Полотно разрушается. Еду медленно – 40-50 км в час.
Могоча. Объезд... Ё-мое, неужели опять козьими тропами? Точно, поворачиваю с трассы. Отгрейдерованная на склоне сопки дорога карабкается наверх, потом спускается вниз. Вот и знак «Осторожно, работают БЕЛАЗЫ».
Никаких изменений за 2 года! Только дорога стала более разбитая. Высокий перевал с попутным ветром – стрелка температуры поднимается немного вверх. Температура за 30. Отключаю кондей, открываю окна. Пыльно, но не так жарко. Спуск. Ключевский.
Как всегда, поворот направо. Еще перевал. Давенда. На въезде пацаны отодрали табличку на Читу, просят денег за указание дороги. Дарю им почти полную 2 литровую пачку сока «Добрый». Какой же он приторный, а пацанам, наверно, покатит. Они довольны.
Опять безымянная деревня после Давенды, это где надо сворачивать налево. Опять брат с сестрой, только подросли. У сестры на глазах слезы. Просят что-нибудь поесть. Блин. У меня только апельсины – отдаю им. Есть еще шоколадка, но она совсем жидкая. Даю им еще денег. Но девчонка заглядывает в машину – спрашивает хлебушка. Ну, нету ничего! И куда только местные органы опеки смотрят... Дети третий год побираются... Дорога в поле на выезде из безымянной деревни – караул. Состоит из соприкасающихся ванн с жидкой грязью. Передо мной едут 2 Кубика. Иду за ними по сложной траектории, точнее ползу 2 км в час, не быстрее. Цепляю глушаком. Что бы я тут делал на том Вагоне 2001 года с заниженной подвеской – неизвестно... Дорога по лесу, плохая. Ага, вот и выезд на федералку! Штурмую высокий подъем, капот смотрит в небо. Рано радовался – полотно разбитое, сделана насыпь, а мостов нету – объезды. Это будущий мост, фото со стороны объезда.
Еду 5 км в час и думаю, не убью ли я машину… А вот тут в прошлый раз был знак «Обгон запрещен», теперь сняли.
Потом дорога состоит из сплошных ям, напоминает решетку для яиц, бумажную такую.
Потом снова объезд рядом со строящейся федералкой. Едем поверху, а внизу видно недоделанную выемку под будущую трассу. Хорошо видно, что работы заброшены очень давно – внизу плещутся озерца с флорой и фауной. Заброшенный Белаз. В кузове растет деревце. Дальше видны признаки работ, но не очень интенсивных.
Крадемся колонной. Но все равно уже 30 км в час, живем! Безлюдно. Пыль, скрип, удары подвески. Все напоминает Зону Стругацких. В Зоне нельзя пройти дважды одной и той же дорогой. Есть люди, которые в нее ходят – перегоны, есть даже свой жаргон. «Черепахи» – плоские камни, вокруг которых выбит грунт машинами. Опасно пропускать между колесами. Можно крепко приложиться картером. Тот лунный рельеф, напоминающий решетку для яиц – «колодцы». Еще что-то, не помню уже. Вспомнились ловушки «мясорубка», «комариная плешь» из «Пикника на обочине».
Еду дальше. Дорога ужасная. Лунный пейзаж. Опять 20 км в час. С другой стороны, когда еще выберешь времени чтобы побыть одному 5 дней. Есть время поразмыслить о жизни. Вокруг проплывают пейзажи – очень красивые. Горы, поросшие лесом. Луга, долины, реки. Живописные, чистые и пустынные.
Какая же она красивая, наша Россия! И какая огромная! Мы – народ первооткрывателей. Что заставляло наших предков идти на Восток? В своем стремлении на Восток они прошли почти до Калифорнии, присоединили к России такую площадь, которую их потомки до сих пор освоить не могут. Что заставляло нас стремиться в небо и дальше, в космос? А что заставляет нас садиться за руль и ехать самоходом? Я сам для себя так и не выразил этого. Воля, свобода? Наверное, да. Что-то еще? Да. А что именно? А вот не знаю!
Есть у меня чувство, что в будущем место для жизни и чистая вода, и воздух будут наиболее ценными ресурсами, что наши предки сделали нам такой подарок, значение которого по достоинству не сможем пока что оценить ни мы, ни даже наши внуки. Если страна будет, если сохраним.
А что заставляет наших мужиков пить запоем? Блин, нельзя сейчас пить, надо поднимать страну. Нас и так остается все меньше. Страна напоминает человека с гипертрофированной головой и отмирающими конечностями. Так долго не прожить. Надо строить, работать. В этом смысле федералка – великий проект. С асфальтом приходят деньги, работа, жизнь. Почему-то проекты такого рода оказались не под силу коммунистам. Транссиб был проложен при Николае Втором, и вот федералка при Путине.
А дорога все хуже. Разбитая. П-образные объезды будущих мостов. В полотне в этом месте разрыв для моста. Поворот 90 градусов, крутой спуск с трассы, поворот, вброд через ручей, поворот, подъем круто в горку, поворот. Ничего не изменилось... Ну ладно я цепанул пару раз глушаком камни в русле реки. Но как тут шли эти огромные фуры, а особенно автовозы? Уму непостижимо... Наши водители – одни из лучших в мире. Как там мои парни на своих Sorrento?
Похоже, сегодня я не буду не только в Улан-Удэ, как хотел, а даже и до Читы не доеду. Добраться бы до асфальта! Я-то повелся на рассказы о том, что есть сквозной проезд по федералке, и что она будет готова в грунте в 2007 году. Так вот, ребята, нифига она не будет в грунте в этом году! Дай Бог к 2010 году сделают, а остальное тем временем разрушится. Грустно.
Дорога плохая. Грохот, пыль. Но все-таки целых 40 км в час! Дрожит руль в руках. Болит задница, поясница. С каждым ударом под задницу отзывается голова. Ноет нос – очки, прыгая, натерли мозоли. Болят шея и плечи. Бьются пятки по полу. Грохот подвески. Скрепит передняя панель, гремит груз в багажнике, скрипят двери. Камни по днищу. Бардачок гремит. Постоянная непрекращающаяся какофония звуков и ощущений. В бардачке разобрался на атомарные элементы сетевой тройник. Я сам чувствую себя так, как будто скоро разберусь на фрагменты, по крайней мере, я уже очень хорошо чувствую свои составные части, которые вот-вот начнут заявлять о суверенитете. Мысли в голове все поразломались. Стали коротенькие и простые. Пить. В туалет. Яма, объехать. Бум. Бубух! Да что ты будешь делать, торможу, крадусь, виляю по дороге, ищу безопасный проезд. Так, колонна крадется слева, обойти ее справа. Левосторонне движение, блин.
Знак: ограничение максимальной скорости 70. Еле тащусь 20 км в час. Окончание зоны действия знака ограничения максимальной скорости 70 км в час. Ну, оно конечно, валите ребята 90, что уж там, федеральная трасса... Смешно.
Иногда сцепляются осколки разных мыслей и приходят в причудливых сочетаниях. Проезжаю падь Новая Москва. Хорошо бы их всех сюда – глядишь, и дорогу бы сделали. И страна была бы развита пропорционально. С другой стороны – позагадят же все кругом на 100 верст... Трасса нужна, как воздух – вон по ней неготовой какой грузопоток уже пошел. И такое к ней отношение... Столько денег вбухали и бросили на полпути, разбивают же! Прокатить надо тут министра этого нашего дорожного, чтобы всякую фигню не порол с экрана. Интересно, ну врут же сволочи в глаза, что в 2007 году будет дорога в грунте! Или совсем не в курсе, что происходит во вверенном хозяйстве. По любому – менять шушеру.
Только Аккорд весь пока что полностью целый и собранный. С хладнокровием истинного самурая, без видимого ущерба преодолевает и невиданные для него дороги и 92 бензин. Не жалуется и тянет. Настоящий партнер и товарищ.
Так, вроде дорожка под горочку и прогрейдерована. Разгоняюсь до 100 км в час. Аккорд стелется над дорогой, только покачивается вверх-вниз, начинает плавать. Обхожу справа всякую мелочь, плетутся по левой обочине. Опс, многовато, скидываю до 90.
Еду уже 8 часов, пройдено 260 км. Мало, очень мало, но надо останавливаться, хотя бы отдохнуть. Торможу. Останавливаюсь, откидываю спинку. Наступает тишина. Не гремят шины о дорогу, молчит бардачок и багажник, не пинается под задницу кресло, утихла голова и шея. Успокоился руль. В мире нет ничего кроме тишины... Наверное, она живет на окрестных холмах и сейчас затопила Аккорд вместе со мной... Какая она приятная на ощупь, я чувствую это всей спиной. Лежу, кайфую... Ох, надо подниматься, поесть. Вперед. Вынимаю себя из прохладной стерильной атмосферы Аккорда. Оказывается, тишина вокруг теплая, в ней растворены запахи прогретых лугов на холмах, негромкое стрекотание насекомых, далекая песня птиц и облака над головой. Какой замечательный коктейль...
На машине лежит желтая пыль с федералки, с характерными разводами, ее ни с чем не спутаешь. Я безошибочно узнаю машины, прошедшие федералку, в городском потоке.
Бум! Жжжжжжжжжж… Так, первый же паут возвращает меня к действительности. Блин, да сколько их тут! Вьются вокруг меня, как вокруг доброго коня. Наверное, от меня и запах соответствующий – пропотел насквозь на сто рядов. Наш сибирский паут – не чета хилому европейскому оводу. Хищная тварь 2-3 см с бронированным телом, совершенными оптическими приборами, крепкими крыльями и развитыми жвалами. Высокая скорость, маневренность и точность поражения цели. Настоящий воздушный пират. Крепкий, гад! Прихлопнешь его, он свалится, поваляется, потрясет башкой, и полетел. Сколько же их в кафе, стоит гул! Но они тоже офигели от жары и хотят только одного – выбраться. Очень жарко – жар идет снаружи и от каменный стены внутри дома – за ней топится печь. Работают подростки, почти дети. Вот работка. Лица уставшие. Столы грязные. Еда так себе. Да и фиг с ней. Рядом сидит компания перегонщиков. Спрашивают:
– Как Аккорд идет?
Отвечаю:
– Стелется!
Улыбаются в ответ. Вспоминают, как доводилось перегонять Аккордов и Торнео и как они при этом удивлялись что все вокруг так медленно двигаются. Рассказывают, как гнали микроавтобусы Саньен Истана и прокляли все на свете. У одного пошли расходиться кузовные швы. Говорят, что, вообще, корейцы, по сравнению с японцами, очень плохо переносят перегон. Блин, надеюсь, что у моих знакомых из Мирного все сложилось нормально. Сами перегонщики из Иркутска. Гонят 2 Кариба и Орфию. Спрашиваю одного:
- Это у тебя на Орфии справа сзади так скрипит?
Кривится, как от зубной боли. Жалуется, взял машинку под себя да и поднял зад во Владике проставками. Резинки пружинами разбило, скрипит все. Спрашиваю их про дорогу дальше. Говорят, что от Жирекена есть асфальт, а потом опять грунтовка почти до Читы. Понятно... Выходят, желают удачи, и я им тоже. С хорошими людьми и поболтать приятно. Парни, если прочитаете – привет вам еще раз!
Еду дальше. Подъезжаю к Жирекену. Трудно набирать прежний темп – жалко машину. И вдруг – опс, да неужели??? Как мираж в пустыне – асфальт! Е-мое, классная трасса, прямо иллюстрация того, как будет выглядеть федералка лет через 10. Ограждение, освещение, разметка, ровный новенький асфальт!!! Урррааа! Выбираюсь на асфальт, Аккорд сразу пошел, как по шелку, нажимаю тапку – опа, уже 130! Аккорд скользит под чуть слышный шорох шин, отлично, просто отлично! 60 км асфальта, Жирекен и Чернышевск пролетаю за полчаса. Снова грунтовка, но это нестрашно – до асфальта 150 км, уже одолеем...
Проезжаю указатели на Шилку и Нерчинск. Как это там из песни – «Шилку и Нерчинск я миновал». Этот бродяга шел пешком с Сахалина, тогда и федералки еще не было... Проезжаем указатель на Краснокаменск. Как это будет звучать в будущем, когда по федералке поедут экскурсионные автобусы?
«А вот направо дорога на город Краснокаменск, в котором Михаил Ходорковский шьет варежки».
Хотя, к тому моменту может он и выйдет. Вот же судьба у человека. В России живем, все непредсказуемо, слишком все зависит от произвола конкретного чиновника.
И вдруг до меня доходит, что когда сделают всю дорогу в грунте, а тем более в асфальте, мне будет не хватать той федералки, как будто какой-то кусочек моей жизни прекратится...
И, наконец, оно случается – тот самый поворот, около которого начинается асфальт. Поскольку я уже успел проехать 60 км по отличному асфальту, эта встреча получается какой-то будничной. Выхожу из машины размяться, ноги не слушаются... Уже 7-30, поздно, но может успею пройти еще немного, хоть до Читы, пока наступят сумерки. Пока что пройдено 650 км, это за 14 часов пути. Ну, тоже неплохо, если вспомнить, по какому ужасу приходилось ехать. Хорошо. Вообще, странно, 3 дня ехал и проехал только 1 часовой пояс.
А это что, памятник? Около дороги укреплено колесо от грузовика. Внутри табличка. Такой-то такой-то, убит на этом месте грабителями. Нда... Хочется поскорее смыться. Хотя, вторая дата – 97 год, 10 лет назад. Ладно, поехали потихоньку. Только поворачиваю за угол – объезд. Реконструкция дороги. Опят грунтовка, хорошо, что недолго.
К 9-00 доезжаю под дождем до Читы. Останавливаюсь около кафе. Лежу, отдыхаю. Звоню жене, говорю, что уже у Читы. Язык заплетается, очень устал. Она не верит, радуется, что так далеко проехал. А я расстраивался что медленно еду... Отдыхаю немного, покупаю соков и еду потихоньку дальше. Отдыхаю от федералки и от дороги на Читу – такой извилистой. Что проеду неспешно до ночевки, то и мое. Погода, как говорил Райкин в одной миниатюре, – «мег’зопаакостная!». Холодно, ветер, косой дождь. Пустая волнистая дорога идет по безлесным холмам, солнце садится. Около дороги одинокая понурая фигурка голосует. Девчонка? Торможу. Нет, пацан, лет 10. Вещей никаких. Открываю окно.
– Дяденька, вы меня подвезете?
– А тебе докуда?
Мнется.
– Ну, прямо по трассе можете? Мне бы до Улан-Удэ.
Прикидываю, что если везти его до Улан-Удэ, то это ночевать вместе. Ко мне в машину он уже не влезет. А спать сидя – нафиг-нафиг, я уже вымотался.
– А вообще тебе куда?
- До Иркутска...
Блин. Вот вы бы смогли бросить вечером под дождем в чистом поле ребенка? До Читы уже километров 30. Вот и я не смог. Сажу его назад. На переднем сидении у меня соки, атлас, сигареты, всякие нужные вещи.
– Дяденька, у вас попить вода есть?
Дарю ему полную коробку томатного сока. Выпивает тут же. Хочет выбросить коробку в окно. Я ему не даю.
– Ты что делаешь?
– А что?
– Зачем мусор в окно выбрасываешь?
Он пожимает плечами – а, типа, где ему и быть кроме как в окне.
– Давай сюда, у меня тут мусорный пакет есть. Потому у нас все обочины замусоренные, что не глядя в окна все выбрасываем. Подъедем к кафешке – пакет в мусорку выбросим.
Он переспрашивает меня, обдумывает удивительную взаимосвязь, незаметно засыпает. Спит там сзади по-детски, посапывает. Ну и свитер у него, воняет! А у меня сидения кожаные... Да и хрен с ними!
Останавливаемся на заправку. Даю ему назад половину 5 литровой банки чистой воды. Жадно пьет. Хрен знает, откуда он вообще и зачем едет в Иркутск. Может, из Читы, сбежал из дома. Вот мне на любом посту менты веселье устроят...
– Тебя как зовут? Ты вообще откуда едешь?
– Серега, от Благовещенска.
– Лет сколько?
– 15.
А так и не скажешь, такой заморыш. И развитие на уровне 10-летнего, моя 11-летняя дочка сильно взрослее его смотрится.
– А живешь где?
– В Иркутске.
– А что делал в Благовещенске?
– У тетки гостил.
– А как она тебя одного отпустила?
– А она билет пропила, а я сам ушел, она пьяная была.
Все равно что-то не так.
– Серега, ты не врешь? А как ты ехал?
Возмущенно:
– Не вру! От Благи до Белогорска пешком шел, меня никто не брал. 3 суток шел.
– А спал ты как? Ночью-то холодно!
– А я ночью шел, а днем спал. Ночью хорошо идти, только когда дождь идет – холодно. А местные не берут, только перегонщики.
– А ел что?
– Ничего не ел, воду из ручьев пил…
– А зверей ты не боялся?
– А я их не видел.
– А как дальше ехал?
Очень точно описывает всю дорогу от Белогорска до Читы. Населенные пункты, состояние полотна. Кто и на каких машинах подвозил. Похоже, в этом не врет.
– Давно едешь?
Думает, шевелит губами.
– 9 дней уже. Или нет, уже 10 дней прошло.
– Есть хочешь?
– Да, сильно.
Останавливаемся около кафешки. Кормлю парня. Смотрю, что он налегает больше на хлеб. Сам от усталости есть не хочу. Прошу положить парнишку на ночь в углу. Отказывают. Буряты, что им до русского голодранца.
Рассказывает о себе. Их 5 детей у матери. Интересно, от 1 отца, или нет. Его отец уже умер, сейчас мать живет с отчимом. 2-х комнатная квартира. Понятно, будешь тут по стране бегать... С мамой тоже все понятно – старшему 15 лет, а такой недокормыш, смотреть жалко. В 92 году родила, как раз в разгар развала СССР.
Едем дальше. Опять навстречу упакованный по самые помидоры лендровер. Тоже потом будут рассказывать дома про русский экстрим. Улыбаюсь. Хотя, вот к примеру я. Я-то хоть еду на машине, она меня согреет ночью и охладит днем, укроет от дождя, даст поспать ну и везет меня с моими вещами к людям.
А как Серега – в шлепанцах выйти из дома в Благовещенске и поехать в Иркутск за 3 000 км по почти безлюдной местности, без всего, в том числе без денег? СлабО? Мне – слабО... Но Серега хоть стопит машины, а вот как шел бродяга в песне? Пешком без дорог с Сахалина? Это ж сколько идти надо? Года полтора, наверное... Сколько их в тайге сгинуло... Все в мире относительно...
Наваливается усталость. Но ни населенного пункта, ни гостиницы, ни кафешки. Бурятия. Пустынные голые холмы. Уже совсем темно. О, есть еще кафешка и стоянка при ней. Русские. Спрашиваю про Серегу. Говорят, что через 10 минут ответят. Готовлю машину ко сну. Умываюсь. Прихожу в кафешку. Приятная женщина расспросила меня, кто мне Серега и почему, и куда я его везу. Рассказываю. Она говорит:
– Хорошо, мы положим его, но вы с утра его точно заберете?
– Да конечно, у вас не оставлю.
– Нет, мы за него беспокоимся – чтобы вы его не бросили.
Улыбаюсь, говорю что в 8 утра, к их пересмене, я точно его заберу.
Сижу в машине. Пройдено 950 километров, но каких! Я таки прошел Читу, и еще километров 200 после прихватил... Отдых жизненно необходим. Читаю журнал, когда голова резко падает. Всеее, пора спааать...
8. Четвертый день, пятница
Просыпаюсь рано, и хотя спал всего 6 часов – настроение отличное. Рассвет, Аккорд изнутри запотел. Около Аккорда смутные контуры детской фигурки. Серега.
– Серега, а ты почему не спишь?
– Боялся, что без меня уедете.
В сердцах говорю ему:
– Серега, я тебя до этого хоть раз обманул?
– Нет.
– Вот и впредь не обману.
Серега молчит, обдумывает сказанное.
Вставляю диск Чижа. Первая же песня – «Иду в поход».
Оставь меня дома,
Захлопни дверь,
Отключи телефон, выключи свет.
С утра есть иллюзия, что не все не так уж плохо,
С утра есть сказка со счастливым концом.
Пойду в поход,
Два ангела вперед,
Один душу спасает,
Другой тело бережет.
Пойду в поход,
Два ангела вперед,
Один душу спасает,
Другой тело бережет.
Краем глаза замечаю, что Серега с очень серьезным лицом шепотом подпевает. Песня кончилась, просит поставить ее еще раз. В итоге мы ее слушали раз 10. И все время Серега слушал ее очень серьезно. Понравилась она ему.
Подъезжаем к Улан-Удэ. Дорога идет красивыми местами, вьется по склонам сопок.
В Улан-Удэ заправляемся и покупаем батареек – впереди Байкал, а у меня все уже сели.
Еду за колонной маленьких машинок. Нисан Марч. Маленький, аккуратненький, едет потихоньку, шуршит шинками. Как будто это и не он вчера прыгал по камням на федералке. Прямо у меня такое уважение к этой машинке появилось...
И, наконец, он! Открывается сначала немного, потом все больше. Едем вдоль Байкала. Останавливаюсь поесть в кафешке, напротив продают омуля. Покупаю тут же омуля холодного копчения по 40 р. за хвост 7 штук и горячего копчения – 2 штуки. Очень вкусно!
Еду дальше, нахожу съезд к воде, ныряю под насыпь и упираюсь в озеро. Выхожу, потягиваюсь. В Байкал впадает речка. Вода чистая, прозрачная, но холодная! Это из-за речки. Хотел искупаться весь, но боюсь за свою спину. Ограничиваюсь обливанием. Серега окунается весь.
Ё-мое, ну до чего же хорошо!!! Какой прилив сил, как будто смыл с себя всю грязь и усталость, ну просто живая вода! Как заново родился! Байкал наш – это же просто чудо света, он же дает такой заряд силы! Беречь его надо!
Кто тут писал, что Байкал – просто озеро и раскрученный брэнд? Мне его искренне жаль, он лишен таких ощущений... Пусть едет в свой Египет.
«Славное море, священный Байкал!» - это про него.
Едем дальше. Удивительный прилив сил сохраняется почти до конца дня. И это с одного окунания. Проезжаем Слюдянку. Подъем вверх, последний взгляд на Байкал.
Надо бы попробовать 200 лошадей. Переключаюсь в ручной режим, начинаю обгонять всех и вся. Как он прет в гору, сказка просто! А звук сдвоенного выхлопа после 4500 оборотов! 70 километров кайфа. На подъемах пробовал какой-то Крузак V8 дернуться – порвал в лоскуты. Фольксваген Туарег – туда же. На подъемах обходил попутных целыми колоннами. На спусках обхожу из-за хорошей подвески – Аккорд вцепляется в дорогу. Хорошие купил покрышки.
Понятно, почему на СИРы такие цены в Японии – как он прет по этому рельефу! И при этом расход – 7,6 литра 92 бензина на сотню! Офигеть... Я давно замечал, что Хонды в горах начинают есть меньше бензина, но никак к этому не привыкну.
После Култукского перевала начинает снова пинаться АКПП – перегрелось масло, надо поменять еще раз. Серега говорит:
– Хорошо у вас машина едет, особенно, когда 2-ой мотор включается.
Ну да, когда тапка в полу и на 4500 оборотах включается VTEC – пинок под зад весьма ощутимый. А сзади у меня 2 выхлопных – Серега и решил что 2 мотора.
Заезжаю в Иркутск, подвожу Серегу до дома. Выхожу, дарю ему диск Чижа, даю денег. Напутствую на дорогу, чтобы брал мыло, зубную пасту, стирал вещи хоть в речках. Обещает, что будет так делать. Ну вот, будет почище, может поохотнее будут его брать. В том, что будет мотаться, я почти не сомневаюсь. Прощаемся. Желаю ему удачи.
Еду на выход из города. За Иркутском уже все просто – ровная, пустая дорога, вечер, жара. В Усолье-Сибирском подбираю на дороге женщину с маленькой девочкой и кучей сумок. Ну, точно, я сегодня как такси... Подбрасываю ее по трассе километров 150. Называет свою 2 летнюю дочку смешно – шамела, значит, непоседа. Болтаем, мне все не скучно. Прощаемся, еду дальше один.
Пора становиться на ночлег. Темнеет, подъезжаю к Тулуну. Мне начинает казаться, что пройти весь путь за 5 дней и быть дома вечером субботы – не такое безнадежное дело. Город прохожу уже по темну. На выезде из города, так это что такое? На встречной обочине, лицом к нам, с габаритами стоит машина. Еще одна, потом еще одна. Пять или шесть штук. Непонятно... Потом меня с ревом обгоняет белая Корона-бочка без номеров. Через километров 5 стоит на обочине, прижав Витца, водители машут руками. На ДТП не похоже. Через пару минут соображаю – Семен Семеныч!!! Это ж бандиты, грабят одиночек на маломощной технике. Блин, вот дела, да сколько этой мрази тут, не скрываются почти. Останавливаюсь около кафе, где стены оклеены купюрами. Ужинаю. Рассказываю хозяину про бандюков. По его неохотной реакции понимаю, что обычное дело. Сам предлагает пустить меня и еще 2-х перегонов во двор. Типа безопаснее. Соглашаюсь. Ставим машины во двор. Перегоны идут в баню, у меня одно желание – спать. Стелю, ложусь.
Прошел 1 250 км, неплохо, очень неплохо. Если завтра проеду 1 500 км, буду дома.
Собака, лает, как дышит. Раз в секунду. Заткнется она или нет... Приходят перегоны с девками. Устраивают дискотеку под водку и музыку из машины. Собака лает. Девки смеются. Музыка играет. Хрен заснешь... Девки так и не дали. Музыка смолкла, девки ушли. Собака все лает. Да пошли вы все... Хмурый, вылажу из мешка, завожу машину, выезжаю со двора. Уже 3 часа ночи. Аккорд внутри весь запотел. Переставляю машину на стоянку дальнобоев. Сдаю назад – темно, стекла запотевшие. Правый задний угол машины ухает вниз. Выхожу. Блииин, блин... Канава, в ней задним правым колесом сидит Аккорд. Висит на правом пороге. Перекошен весь. Ночь, вокруг все спят. Что делать? Побуксовал, не трогается даже.
Плюнув, ложусь спать. Утром разберемся. Внутри пол криво, но спать можно... Вырубаюсь. Собака так и лает вдали...
9. Пятый день, суббота
Просыпаюсь рано утром. Голова гудит – не выспался... А фигли – с 3 до 7... Около машины уже маячит местная синь, пьянь или хронь – так сразу не разберешь. Многозначительно мычит:
- Ндаа, тут ее как-то вытягивать надо...
Спасибо, родной, а то я бы сам не догадался...
Обхожу стоянку дальнобоев. Нахожу у одного трос, другой разворачивается и легко вытягивает Аккорда. Спасибо, мужики! Пожимаю им руки, желаю удачи. Поееехали... Блин, кто я, откуда – я уже не знаю. Я родился на этой дороге, на ней же я и умру, причем скоро...
Начинается нечто..... Федеральная траса представляет собой просто разбитую грунтовку в поле. Блин... Ну что за... Даже слов не подберу. Потом грунтовка входит в березовый лес. Блиииинннн. Все волнами по полметра высотой, все повспучено, дороги как таковой нет, туды ее в качель... 10 или 20 километров гадости. Такого не было даже на федералке. Вспомнил, что дальнобойщики говорили, что это место 2 недели в распутицу можно ехать. Охотно верю. Незаметно подъезжаю к Тайшету. Скорость опять ниже плинтуса, похоже сегодня не доеду... Тайшет – хороший крепкий город, и заправка Юкос есть. После Тайшета пошла дорога уже просто по лесу, есть куски асфальта.
Но есть и куски строительства нового полотна – как будто возвращаешься на федералку снова.
Видимо, кафе «У Петра» осталось в стороне – не проехал его на этот раз. В прошлый раз проезжали смешной дорожный знак. Около дороги был плакат, что тут какое-то охотхозяйство. И деревянный щит, на котором написано: «Не срать! Жопу порву!». Вот так, в одном флаконе и предупреждение о возможной административной ответственности и сам размер ответственности приведены. В этот раз его не увидел...
Перед ЖД переездом происходит «ремонт» дороги. На дорогу вывалили несколько самосвалов больших камней, перемешанных с гравием. Движение по одной полосе, точнее, глубокой колее, продавленной фурами. Ползу на брюхе по гравию с камнями, проклинаю этих безмозглых балбесов. Под днищем перекатываются камни, что-то рвется. Ну, вашу Машу!!! Вылезаю из машины – точно, пластиковая защита мотора порвана, висит лоскутами. Всю же федералку прошел без повреждений и тут такое... В поганом настроении движусь дальше.
Перед Канском дорога становится асфальтовой, но очень коварной.
Если видишь дорожные знаки, ограничивающие скорость – впереди ямы.
Если впереди машины виляют по дороге – ямы.
Если надо дорогой висит пыль – ямы.
Если хорошо раскатана обочина – ямы.
Если ничего не видишь – все равно ямы!
Постоянный слалом и оттормаживания.
Полотно проложено по топям и его постоянно пучит. Сэкономили или своровали – неважно, итог один – надо все полностью переделывать. В одном месте есть свежий асфальт. Но это все на 1 год – он уже порван колесами во многих местах. Закопанные деньги в прямом смысле.
Перед Канском начинается хорошая дорога. До дома 1 100 км. Еду уже 7 часов. За оставшиеся 12 часов пройду ли эти 1 100? Малореально, но кто знает, от дороги зависит. И в 3-30 местного прохожу Красноярск. Звоню жене, она очень рада, что я уже, можно сказать, дома. Ну да, до дома еще 850 км.
Устал. Со свежими силами, не торопясь, я доезжал от Красноярска за 10 часов. Но сейчас я после 5 дней непрерывной гонки. И сколько народу поразбивалось на последних метрах... Помню об этом, не собираюсь рисковать.
На выезде из Красноярска, еду по четырехполосной дороге. На встречной полосе какие-то комки. Да это стая птиц! Навстречу летит девятина. Вместо того чтобы принять правее, прет прямо на стаю. Сейчас они взлетят. Взлетает только одна. Девятина пролетает по ним... Блин. Лежат на дороге, машут вывернутыми крыльями в агонии. Почему они не полетели? Не поднялся никто. На моей обочине утка, бежит обратно. Так это был утиный выводок! Этот урод на девятине всех утят подавил. Сигналю утке чтобы не залезла под Аккорд. В зеркало заднего вида вижу что она около своих утят. Не поднялся никто... Помню, под Омском дальнобойщики тормозили свои фуры и перегораживали дорогу, чтобы утка с выводком могла перейти дорогу. А тут такое.
Постоянно обгоняю китайские красные городские автобусы. Да сколько их тут?
В кафе спрашиваю у водителей:
– Мужики, я сегодня весь день обгоняю красные автобусы, вас так много или вы быстро так едете?
Смеются. Оказывается, идет большая колонна, растянулась. Если уж китайские автобусы проходят федералку своим ходом – что сказать, поднялись китайцы...
Прохожу Ачинск, Мариинск, Кемерово. Из Кемерово выезжаю уже в 9-30 местного. И еще приятный сюрприз – вдруг до Новосибирска оказывается не 290, а 219 км. Живем, так я сегодня дома буду! Даже не верится. Опять дождь. На дороге за Кемерово маячит фигура. Останавливаюсь. Рыжая небритая морда.
– Подкинь по трассе!
– А куда?
– Да мне далеко, до Вологды...
– Ничего себе. А то ж так далеко?
– Камаз у меня сгорел, вон в Мариинске стоит на автобазе. Документы, деньги, сотик – все в кабине сгорело.
– Садись.
Разговорились, Витя из Вологды. Таскает контейнеры по всей России и в Европу. Сначала конечно, были у меня подозрения, но когда он очень точно назвал несколько фирм в регионе, что и куда таскал – сомнения рассеялись. Например, в Мельник в Алтайском крае возил итальянское оборудование для макарон, а от них в Италию контейнера с крупкой для спагетти. Все точно, так и есть. Или в нашу областную Медтехнику дорогостоящее оборудование, назвал адрес – все сходится.
Камаз у него был свой, кредитный, слава Богу, что застрахован по каско и ехал обратно уже пустой. ЕВРО 3, в Европу с такими пускают без проблем. Ну, сейчас пока документы восстановишь, страховая за него выплатит остаток кредита, он возьмет новый... Могло быть и хуже.
– А чего жена тебе денег не перешлет?
– А как, документы все сгорели...
Восхищался сибиряками:
- Да парни мне и тушить помогали, сколько огнетушителей извели, и позвонить жене по сотику дали, и накормили. Еще один свою телегу отцепил, мою поднял и на автобазу в Мариинске оттартал, потом и Камаза туда же притащил. Весь день со мной возился. На автобазе переночевать мужики пустили, сказали, что Камаз с телегой постоит, пока я вернусь за ними, покормили в столовой, пока аварийного комиссара дожидался. В европейской части я бы даже не знаю, что бы и делал... Через несколько дней, наверное, дома буду.
Даю ему сока. Болтаем обо всем. Он строит коттедж, я делюсь с ним, как отделывал свою квартиру. Как доехали до Новосиба – не помню! Помню, что ехал очень спокойно, никого не обгонял, в потоке километров 60-70 в час. Может оно и к лучшему – уже умотанный весь, а в дождь ночью обгонять – хуже некуда.
Довожу его до аэропорта, ставлю на выезде в сторону Омска. Надеюсь, что найдет машину дальше.
Еду домой. Ё-мое, уже никакущий, трудно рулить, все вокруг воспринимается как за завесой. Хорошо, что Витя со мной ехал – отвлекал. Блиииииинннн, вот же блин! Надо было ему денег хоть дать, что ли, хоть пару тысяч!!! Тьфу, стормозил. Потом бы нашли бы случай вернуть. Но возвращаться уже никак – выше сил... Расстроенный, еду дальше. Эту часть дороги – 50 км – не помню совсем. Помню, что позвонил жене, что заехал во двор. Дома... Пройдено 1 550 км. Офигеть, я сделал это!
10. Итоги
5 дней пути, 6 050 км по одометру. Ни прокола, ни протокола, ни скола на стекле. Три коцки на капоте и порванная защита картера. На бензин ушло 11 000 р. На еду – неизвестно. Стоит ли игра свеч по сравнению с ЖД доставкой – безусловно!
Все спрашивают, поеду ли еще. Вопрос так не стоит. Вопрос стоит так – когда?
P.S. Захожу в Хонда-Сан, похвастаться покупкой. Ребята Хонды знают и любят. Разговорились. Вбили они мои номер кузова и комплектацию салона.
– Слышь, у тебя задница неродная.
– ?????
– Вот, смотри. Такой салон, как у тебя, начал выпускаться уже после рестайлинга, после 01.06.2000. И по твоему номеру кузова выдается другая, уже новая рестайлинговая задняя оптика. А у тебя сзади старые фонари стоят. И буквы Accord на задней панели должны быть отформованы, а у тебя на какой-то шмурдяк на саму дверь присобачены. Задница деланная – 100 пудов.
Вот так. Я – не в претензии. Если машинка даже свежее, чем я думал – тем лучше. И если сделано так хорошо, что не заметил ни я, ни Андрей – то и ладно. Но сразу, конечно, вспоминается высказывание, что найти небитую машину на Зеленке – как девственницу в борделе. Такие дела. По ходу, на Зеленке я больше машину не куплю, ну их. Лучше с аукциона. И пригнать, естественно.