|
Начну с того, что желание побывать на Иссык-Куле созрело давно, но как- то всё не получалось. Может быть, и в этом году не получилось, если бы не раздел автопутешествий на Drom.ru. Прочитав отчёт о поездке на Иссык-куль на Suzuki Escudo, решил всё — едем. Осталось только с датой определиться, опять же помог вышеуказанный рассказ, а вернее следующие следом комментарии, в них были призывы объединиться для совместной поездки в Киргизию.
В общем, созвонились, договорились о предварительной встрече с семейной парой Алексеем и Аней, где после встречи было решено — выезжаем 11 августа в ночь двумя авто: Toyota Mark II и «ВАЗ-21103». Сборы были не долгими, вещей взяли немного, так как с женой решили, что если в чём возникнет необходимость, купим на месте благо, что одежда там стоит раза в три дешевле, чем у нас на Алтае. Мы поехали с детьми, я на всякий случай взял с собой детское кресло для младшенького (2,5 года), надо сказать не пригодилось.
Выехали из Чистюньки (Топчихинский район) в шесть часов вечера, вторая машина ждала нас на выезде из Алейска. После объединения двинулись по трассе Барнаул—Рубцовск в сторону границы до Поспелихи, где повернули на дорогу ведущую через Змеиногорск, Шемонаиху на Усть-Каменогорск. Таможню проходили ночью, перед нами было несколько машин и не одного автобуса, поэтому российскую таможню прошли быстро, а на казахской подзадержались — где-то около часа (с той стороны автобус был).
Проехав немного после таможни заехали на мост, где перед ним стоит знак, ограничивающий движение 20 км в час, так вот для тех, кто планирует поездку этим маршрутом, предупреждаю сразу, скорость должна соответствовать знаку, там немного поодаль будет КПП казахской дорожной полиции, буквально недалеко, метров триста-четыреста и они простреливаются радаром, о чём меня своевременно предупредил попискиванием установленный на панели радар-детектор (хорошая вещь — в дороге не раз пригодился).
Подъезжаем к КПП, перед ним нужно уходить влево, ночь, на улице перед зданием стоит столик за ним сидит сотрудник казахской полиции, я и водитель второй машины идем отмечаться, сотрудник записывает наши данные в журнал и отпускает нас. Надо отметить, что на всём протяжении пути подобные КПП будут встречаться на выезде из Усть-Каменогорска, в Аягузе, Капчегае и перед перевалом на Кордай — везде останавливали регистрировали в журнал и отпускали без проблем. А ещё на последнем КПП, что перед Кордаем, местные гайцы используют радар, который мой детектор не смог засечь, и я попал на превышение скоростного режима на 23 км. Меня вежливо пригласили пройти на КП, где объяснили причину моей остановки, сотрудник полиции поинтересовался, куда едем, после чего сказал: «Не буду вам портить настроение, обойдемся предупреждением» и, пожелав счастливого пути, отпустил нас. Надо сказать, я был немного в шоке от такого, как так я превысил скорость, а мне только устное предупреждение и счастливого пути в вдогонку. В свете выше указанных событий я немного расслабился… и буквально километров через 10-15 попадаю под другой радар, где меня «хлопают» и разводят на 2,5 тыс. руб. Ну да ладно, не будем о грустном. Мой знакомый, ездивший двумя неделями раньше, только на взятки гайцам запланировал 15 тыс. руб. А у меня это единственный «штраф» за поездку туда и обратно. Что-то я забегаю вперёд и ухожу от основной темы…
Доехав до Усть-Каменогорска, решили там немного отдохнуть — так, пару часиков, потому как под утро сильно в сон клонило. Отдохнули и двинули дальше, на выезде прошли КП с отметкой у дежурного, после чего двинули по местной трассе в направлении Алма-Аты. Во второй половине были в Аягузе, проехали его не заезжая в город, со стороны город напоминает сцены из фантастических фильмов о мире после ядерной войны. М-да, как там местные живут? За Аягузом снова остановка для сна, так как начинало рубить, и явь как-то плавно переходила в дремоту. Поэтому жена в дороге следила за тем, чтобы вовремя остановиться и отдохнуть. Заметил я за собой такую вот особенность — когда в дороге едешь, едешь и вроде бы остановиться надо, а как то не хочется останавливаться, кажется, даже простое торможение нарушает идиллию и покой, возникающий в процессе управления авто (вот так можно и под обочину улететь).
Следующим нашим пунктом остановки был Талды-Курган. Доехали до него без приключений. Местных гайцов видели один раз, они были заняты делом — разводили на деньги водителей нескольких авто, стоявших рядом на перекрёстке с круговым движением. Знакомый, ездивший ранее, предупредил меня о том, что не все подобные перекрёстки имеют знак «круговое движение» непосредственно перед перекрёстком — он может стоять как за километр от перекрёстка, так и отсутствовать вообще.
Так вот на этом перекрёстке знак «круговое движение» стоял как раз таки в километре от оного, зато на самом перекрёстке стоит указатель на Алма-Аты со стрелкой влево. Многие клюют на это и едут по встречной, вот таким же образом попался и мой вышеуказанный знакомый. Мы перекрёсток проехали, как положено, поэтому наши машины проводили коротким взглядом и только. В Талды-Кургане — отдых пара часов и снова вперёд, времени было где-то около часа ночи, к пяти утра объехали Алма-Аты по объездной и встали на короткий отдых, проспали в машине до девяти утра и снова в путь. Кстати, когда проезжали Балхаш — там такие сказочные казино — дворцы, особое впечатление оставил дворец, будто сошедший со страниц книги «Тысяча и одна ночь».
Где-то ближе к часу дня прибыли на Кордай, там столпотворение из людей и машин. Простояли около часа, а дело не движется с мертвой точки. От нечего делать Аня из экипажа второго авто разговорилась с местным водителем- казахом, узнав, что мы едем на Иссык-Куль — посоветовал нам развернуться и пройти таможню через Чёрную речку. Мы так и сделали, о чем не пожалели, народу там вообще не было. Казахская таможня — проходим быстро и без проблем, киргизская таможня тоже быстро, позабавило только то, что таможенник, смотревший машину попросил 200 руб. за осмотр машины ( мы, в принципе, к этому были готовы) как-то неуверенно, виновато что ли. Затем при заполнении декларации ещё один сотрудник киркизской таможни попросил триста рублей якобы за декларацию, на просьбу дать в ответ чек, что-то смущённо и неразборчиво ответил, при этом глаза его были как у дворняги, ждущей подачки от прохожих.
Всё, граница пройдена. Вечером были на озере, шёл дождь, что сильно портило настроение в свете того, что возможна дождливая погода на неделю и более. Хотя я сам родился и вырос в Киргизии и у меня есть родственники на Иссык-Куле, остановится на пару дней мы решили в Бостери в одном из гостевых домов. Так как с нами были дети, и они хотели есть и спать, да и сами мы изрядно подустали, с поиском жилья долго не маялись — заселились в трехместный люкс на берегу, недалеко от колеса обозрения по 1 000 сом с человека в сутки, без питания. Быстренько покидав вещи, отправились на поиски пищи то бишь — кафе. Так как на Иссык-Куле я бывал неоднократно и раньше (в детстве каждое лето), то местные пейзажи воспринимались как обычно — воздух особенно в ущельях пьянит чистотой и свежестью, всё так же потрясающе красиво выглядит озеро с вершин гор, вдалеке в голубоватой дымке вырисовываются будто висящие в воздухе белые шапки ледников. Зато жена и дети (имеется в виду старший сын, так как младшему в свете его малолетства всё было по барабану, лишь бы мамка рядом была) были в восторге.
Вода озера в районе пляжа Золотые пески — холодная, это из-за того, что рядом в озеро впадают горные речки, а вот в Караколе на «Понтонах» и «Маяке» теплая, как парное молоко, выходить из воды не хочется. Есть там такой заливчик, там ещё в советские времена торпедный завод был, сейчас одни развалины.
Через пару дней из Бостери отправились в гости к двоюродной сестре в Каракол, там погостили немного, съездили попринимать радоновые ванны, ванны эти, надо заметить, больше 40 минут принимать нельзя, сестра говорит, глюки потом будут. Посетили местный музей, музей Пржевальского. Ещё что хочу сказать, цены в Караколе в разы меньше, чем в туристической зоне Чолпон-Ата, Бостери, ну что там рядом ещё. Простой пример — цена на шашлык в кафе в с. Бостери колеблется от 170 сом до 200 сом за шампур, в Караколе 70-100 сом, порция фирменного иссыккульского блюда ашлям-фу ( кажется, так пишется) 25 сом, вещи на рынке стоят как на Дордое, ну или очень близко к нему.
Таможню проходили на Кордае, о чем сильно пожалели. По совету родственников, живущих в Бишкеке, приехали на таможню в три ночи. Киргизская таможня: — Братан у нас три службы контроля, если все досматривать будут, то это долго, как думаешь, что надо сделать? — даю 200 рублей и машину даже не смотрят, — езжай. Казахская таможня — загоняют в отстойник где уже стоит несколько машин с московскими номерами, я подхожу к столу, где скучает сотрудник таможенной службы, предлагаю вопрос решить «по быстрому» — не везёт, вот дословный ответ: «Все идут в порядке очереди, сколько машину надо будет досматривать, столько и будут». Походу смена не берущая была.
В общем с таможни выехали ближе к восьми утра. Жена с детьми почти четыре часа на ногах, с младшим на руках (спал малыш) простояла, там даже присесть негде было. Дали маху блин, надо было после киргизской таможни подождать меня сесть в машину и в отстойник вместе ехать, там это не возбраняется. А вообще назад тоже можно было бы через Чёрную речку ехать, да вот родственников послушали, а зря.
Дорога домой прошла без происшествий, правда, обратный маршрут проложили через Алма-Аты—Балхаш—Караганду—Экибастуз—Павлодар—Карасук. Тут дорога лучше, хотя и длиннее.
Машина MarkII в дороге показала себя с лучшей стороны хотя и выпущена в далёком 1995 году, всю дорогу, и туда и обратно работал кондёр, в салоне было комфортно и прохладно, что немаловажно при поездке через казахские жаркие степи полупустыни. Заправлял как в Казахстане, так и в Киргизии 92 бензином (в Киргизии на Газпроме, по Казахстану — Казмунайгаз и Helios) бензин нормальный — двигатель работал ровно. На бензин в целом ушло 15 000 тыс. руб. Пробег — 5 150 км. Масло перед поездкой заменил, по приезду домой до уровня пришлось долить 400 гр. Использую «Mobil 3 000» синтетическое с индексом вязкости 5w30.
Итог — съездили не пожалели. Вывод «Mark II» — для дальней поездки в самый раз, но только для двоих, для поездок семьёй нужна семейная — минивен или универсал.
Ну так то — всё, окончен сказ.